Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»
(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
кафедра права, философии и социологии
рабочая программа дисциплины (модуля)
ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ (ПО ПРОФИЛЮ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"
Методика обучения обществознанию
44.03.05_2024_334.plx
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
к.и.н, доцент, Крашенинина В.Г.
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Консультации (для студента)
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
УП: 44.03.05_2024_334.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- формирование у студентов методических основ преподавания дисциплин
обществоведческого цикла с учетом конкретных задач, обусловленных местом данной
дисциплины в учебном плане и особенностями аудитории;
- содействие становлению профессиональной компетентности будущего педагога,
необходимой для повышения качества и обеспечения современного уровня
преподавания обществознания в образовательных организациях, где преподается
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Методика обучения истории
Проектная деятельность в образовании
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
Основы российской государственности
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
Научно-исследовательская работа
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
Знать: законы и иных нормативно-правовых акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации
Уметь: объяснять сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации
ИД-1.ОПК-1:Понимает и объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, профессионального обучения, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства.
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий).
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Знать:технологический реглпмент реализации образовательной программы по предмету;
основные требования ФГОС к условиям реализации дополнительных образовательных программ и проектов
Уметь: на основании образовательной программы по предмету разрабатывать индивидуальный учебный план с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного бучающегося и иметь опыт его реализации
Владеть: способами профессионального самопознания и саморазвития
ИД-1.ОПК-2:Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования.
Уметь: проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программы по обществознанию в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
ИД-2.ОПК-2:Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся.
ИД-3.ОПК-2:Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
Знать: основные педагогические технологии
Уметь: осуществлять отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Знать: ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования
Уметь: проектировать диагностируемые цели
Владеть: навыками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
ИД-1.ОПК-3:Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Знать: формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
Уметь: применять методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ИД-2.ОПК-3:Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся.
Знать: основные механизмы социализации личности
Уметь: на основании образовательной программы разрабатывать сценарии учебных занятий и иметь опыт их реализации
Владеть: приемами решения стандартных задач
ИД-3.ОПК-3:Знает основы применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями.
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
Знать: методы, приемы организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся.
Уметь: осуществлять выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки
ИД-1.ОПК-5:Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся.
Знать: критерии оценки образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности.
Уметь: осуществлять контроль и оценку образовательных результатов
ИД-2.ОПК-5:Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности.
Знать: способы выявления и корректировки трудностей в обучени
Владеть: навыками разработки предложений по совершенствованию образовательного процесса
ИД-3.ОПК-5:Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса.
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
УП: 44.03.05_2024_334.plx
Уметь: Применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
ИД-1.ОПК-8:Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
ИД-2.ОПК-8:Проектирует и осуществляет учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области,
Знать: научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
Уметь: Проектировать и осуществлят учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области
Владеть: навыками использования психолого-педагогических знаний
психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач.
Знать: современные методы и технологии обучения
Уметь: использовать различные формы и методы обучения
Владеть: словесными, практическими, наглядными и игровыми методами обучения.
ИД-1.ПК-1:Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
Знать: различные формы обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО.
Уметь: осуществлять отбор учебного содержания
ИД-2.ПК-1:Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО.
Уметь: разрабатывать различные формы учебных занятий по обществознанию, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
ИД-3.ПК-1:Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные.
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность.
Знать: Содержание, технологии воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся;
- нормативно-правовую базу содержания программы развития воспитательного компонента в общеобразовательных учреждениях
ИД-1.ПК-2:Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета.
Знать: сущность педагогического общения в коллективе, методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
Уметь: поддерживать активность и инициативу в процессе взаимодействия
Владеть: навыками и способами организации и оценки различных видов внеурочной деятельности
ИД-2.ПК-2:Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
Знать: способы оказания консультативной помощи родителям
Уметь: выбирать способы оказания консультативной помощи родителям
Владеть: навыками оказания консультативной помощи родителям (в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.
ИД-3.ПК-2:Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов.
Владеть опытом работы в коллективе (в команде), навыками оценки самостоятельной работы обучающихся
ИД-1.ПК-3:Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.).
Знать особенности образовательного потенциала социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
Уметь использовать образовательный потенциал социокультурной среды региона в учебной и во внеурочной деятельности.
ИД-2.ПК-3:Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности.
Знать: психолого- педагогические условия создания развивающей образовательной среды
Уметь: системно анализировать психолого- педагогические условия для достижения личностных и метапредметных результатов обучения
Владеть: способами критического осмысления результатов обучения.
ИД-3.ПК-3:Знает психолого- педагогические условия создания развивающей образовательной среды для достижения личностных и метапредметных результатов обучения.