2024-2025_4_2_1_2024_А-421-24_plx_Информационные технологии в науке и образовании
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Информационные технологии в науке и образовании
Учебный план
4.2.1_2024_А-421-24.plx

4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология

 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
5 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
Сам. работа
96
96
96
96
Часы на контроль
8
8
8
8
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 4.2.1_2024_А-421-24.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.пед.н., профессор, Темербекова А.А.
 
 
Информационные технологии в науке и образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2021 г. № 951)
 
4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 4.2.1_2024_А-421-24.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 4.2.1_2024_А-421-24.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: способствовать овладению качественными и количественными методами оценки результатов обучения для использования в научных исследованиях

1.2
Задачи: – дать представление о проведении научных экспериментов и способах оценки результатов обучения;

– рассмотреть качественные и количественные методы анализа результатов обучения;

– научить интерпретировать результат количественного анализа данных результатов обучения в научных исследованиях.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
2.1.2
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методология научного исследования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научная деятельность, направленная на подготовку диссертации к защите
2.2.2
Подготовка публикаций и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 1. Основные типы измерений в психолого-педагогических исследованиях и формы их учета. Типы измерительных шкал
 
1.1
Основные типы измерений в психолого-педагогических исследованиях и формы их учета

1. Понятие измерения. Типы измерительных шкал (номинативная, ранговая, интервальная, шкала отношений).

2. Таблицы и графики распределения

3. Понятие статистического ряда

4. Понятие распределения, основные числовые характеристики распределений, гистограммы распределения частот.

/Лек/

2
4
0
Проблемная лекция.

Вопросы к зачету.

Тест.

Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Результаты обучения и подходы их измерения, Обзор качественных методов оценки результатов обучения. Типы измерительных шкал. /Ср/
26
4
0
Перечень  вопросов для подготовки к тестированию
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. 2. Статистические гипотезы в психолого-педагогических исследованиях.
 
стр. 5
УП: 4.2.1_2024_А-421-24.plx
 
2.1
Статистические гипотезы в психолого-педагогических исследованиях, общие принципы проверки статистических гипотез

1. Понятие нулевой и альтернативной гипотез

2. Понятие уровня значимости

3. Этапы принятия статистического решения

4. Параметрические и непараметрические критерии

/Лек/

2
4
0
Презентация.

Перечень  вопросов для подготовки к тестированию

Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Статистическая обработка данных с помощью компьютерных программ.

/Ср/

24
4
0
Работа в программе Еxcel. Решение практических задач.

Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. 3.  Количественные методы обработки результатов психолого-педагогических исследований.
 
3.1
Сравнение результатов двуз независимых выборок

1. U-критерий Вилкоксона – Манна – Уитни

2. Медианный критерий

3. Критерий хи-квадрат  /Ср/

2
4
0
Вопросы к зачету.

Тест. 

Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
Сравнение результатов двух зависимых выборок

1. Критерий знаков G

2. Парный T-критерий Вилкоксона

3. Критерий Макнамары  /Ср/

2
4
0
Примерные вопросы к тесту
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.3
Знакомство с интернет-ресурсами по теме. /Ср/
10
4
0
Работа в сети Internet
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.4
Примеры представления статистических материалов и описания результатов психолого-педагогических исследований  /Ср/
32
4
0
Знакомство с исследовательскими материалами. 
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины. 2. Фонд оценочных средств включает темы письменных работ и вопросы для промежуточной аттестации.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Оценочное средство «Деловая игра»

1. Тема «Информатизация общества»

1. Последствия информатизации общества.

2. Информационные технологии манипулирования общественным сознанием. Окна Овертона

Цель занятия: вспомнить историю развития информационных технологий, их влияние на социальную жизнь общества,

познакомится с наиболее распространенными информационными технологиями манипулирования общественным

сознанием.

.

2 Концепция игры

Подготовка к игре: Группа делиться на две подгруппы:

Первая – сторонники информатизации, доклады:

1. «Информационные революции – как двигатель прогресса»;

2. «Информатизация – естественный процесс эволюции общества»

Вторая - противники информатизации, доклады:

1. «Информационные технологии – как орудие информационной войны»;

2. «Окна Овертона»

Доклады готовятся каждой подгруппой совместно

3 Роли:

- В каждой подгруппе выбираются докладчики к каждому докладу, содокладчики, рецензенты и оппоненты.

-Роль докладчика – представить доклад (с презентацией).

-Роль содокладчика – дополнить доклад интересными фактами или привести статистические данные.

-Роль рецензента – дать научное обоснование приведенным в докладе фактам.

 
стр. 6
УП: 4.2.1_2024_А-421-24.plx
 
-Роль оппонента – дать критическую характеристику докладам другой подгруппы.

4 Ожидаемый(е) результат(ы)

Результат игры: ответ на вопрос – Информатизация – это благо или нет.

Критерии оценки:

Оценка практики – по активности в игре.

1) «зачтено», повышенный уровень - Представлена информация в полном объеме, получены ответы на все вопросы на

«отлично», активное участие во всех действиях

2) «зачтено», пороговый уровень - Представлена информация не в полном объеме, получены ответы на все вопросы на

«хорошо» и «удовлетворительно», участие не во всех действиях.

3) «не зачтено», уровень не сформирован - Не принято участие ни в одном действии, не получены ответы

Комплект заданий для тестового контроля - см.приложение

Система оценивания

За правильный ответ – 1 балл, выполнение более 40% теста оценивается отметкой «удовлетворительно», более 60% –

отметка «хорошо», 80%-100% – отметка «отлично».

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету

1. Информация. Основные свойства. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации.

2. Измерение информации. Объемный подход. Единицы измерения информации.

3. Системы счисления. Перевод целых чисел из 10-й системы счисления в систему счисления с другим основанием и наоборот. Сложение, вычитание в недесятичных системах счисления.

4. Системы счисления. Таблица соотношения двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления. Сложение, вычитание в недесятичных системах счисления.

5. Системы счисления. Перевод дробей из 10-й системы счисления в систему счисления с другим основанием и наоборот. Сложение, вычитание в недесятичных системах счисления.

6. Представление целых чисел в ЭВМ. Прямой, обратный и дополнительный код. Конечность и цикличность числовой системы в ЭВМ.

7. Формы представления чисел в ЭВМ. Числа с плавающей точкой.

8. Представление текстовой информации в ЭВМ. Таблицы кодировки.

9. Представление графической информации в ЭВМ. Растровая графика. Форматы растровых графических данных.

10. Представление графической информации в ЭВМ. Векторная графика. Форматы векторных графических данных. Преимущества и недостатки векторной графики

11. Представление звуковой информации в ЭВМ. Способы преобразования аналоговой звуковой информации в цифровую.

12. Основы представления видео-информации в ЭВМ.

13. Эволюция вычислительной техники. Основные изобретения.

14. Принципы фон Неймана. Поколения ЭВМ.

15. Основные направления по разработке ЭВМ 5-го поколения.

16. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ. Архитектура ЭВМ 1-2 поколения и 3-4 поколений, их принципиальная разница.

17. Понятие конфигурации ЭВМ. Основные понятия аппаратной и программной конфигурации.

18. Классификация прикладного программного обеспечения.

19. Базовая аппаратная конфигурация: монитор, клавиатура, системный блок. Основные характеристики.

20. Внутренние устройства системного блока: винчестер, CD/DVD -привод, системная плата. Принцип чтения и записи данных на жесткий диск и CD/DVD-диски.

21. Основные устройства системной платы: процессор, оперативная память, BIOS, CMOS, чипсет, видео и звуковая карты, шины. Основные технические характеристики устройств.

22. Основные понятия, функции, концепции операционных систем.

23. Базы данных: основные понятия, модели данных. Принцип организации реляционных БД.

24. Реляционные базы данных: проектирование и нормализация. Пример.

25. Компьютерные сети. Основные определения. Виды топологий

26. Компьютерные сети. Основные определения и термины. Архитектура сети.

27. Проблема обеспечения совместимости оборудования при создании компьютерных сетей. Модель OSI. Уровни модели OSI.

28. Адресация в сети интернет

29. Компьютерная безопасность. Защита информации в Интернете. Системы шифрования информации. Понятие об электронной подписи

Критерии оценивания

«зачтено», повышенный уровень - Владеют навыком создания электронно-информационных продуктов для решения профессиональных задач Знают технические средства представления информации в локальных и глобальных компьютерных сетях. Знают методы защиты информации, понятия информационной безопасности

«зачтено», пороговый уровень - Умеют осуществлять поиск необходимой информации в Internet. Умеют работать в  программных средствах: MSOffice, Gimp.

 
стр. 7
УП: 4.2.1_2024_А-421-24.plx
 
«не зачтено», уровень не сформирован - Не справляется с умениями порогового уровня.

Оценочное средство «Деловая игра»

1. Тема «Информатизация общества»

1. Последствия информатизации общества.

2. Информационные технологии манипулирования общественным сознанием. Окна Овертона

Цель занятия: вспомнить историю развития информационных технологий, их влияние на социальную жизнь общества, познакомится с наиболее распространенными информационными технологиями манипулирования общественным сознанием.

.

2 Концепция игры

Подготовка к игре: Группа делиться на две подгруппы:

Первая – сторонники информатизации, доклады:

1. «Информационные революции – как двигатель прогресса»;

2. «Информатизация – естественный процесс эволюции общества»

Вторая - противники информатизации, доклады:

1. «Информационные технологии – как орудие информационной войны»;

2. «Окна Овертона»

Доклады готовятся каждой подгруппой совместно

3 Роли:

- В каждой подгруппе выбираются докладчики к каждому докладу, содокладчики, рецензенты и оппоненты.

-Роль докладчика – представить доклад (с презентацией).

-Роль содокладчика – дополнить доклад интересными фактами или привести статистические данные.

-Роль рецензента – дать научное обоснование приведенным в докладе фактам.

-Роль оппонента – дать критическую характеристику докладам другой подгруппы.

4 Ожидаемый(е) результат(ы)

Результат игры: ответ на вопрос – Информатизация – это благо или нет.

Критерии оценки:

  Оценка практики – по активности в игре.

1) «зачтено», повышенный уровень - Представлена информация в полном объеме, получены ответы на все вопросы на «отлично», активное участие во всех действиях

2) «зачтено», пороговый уровень - Представлена информация не в полном объеме, получены ответы на все вопросы на «хорошо» и «удовлетворительно», участие не во всех действиях.

3) «не зачтено», уровень не сформирован - Не принято участие ни в одном действии, не получены ответы

Комплект заданий для тестового контроля - см.приложение

Система оценивания

За правильный ответ – 1 балл, выполнение более 40% теста оценивается отметкой «удовлетворительно», более 60% – отметка «хорошо», 80%-100% – отметка «отлично».

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Глухов А. Т.
Информационные технологии в образовании: учебное пособие
Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина; ЭБС АСВ, 2020
https://www.iprbookshop.ru/108688.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Новиков А.М., Новиков Д.А.
Методология научного исследования: учебно-методическое пособие
Москва: Книжный дом Либроком, 2013
 
Л2.2
Новиков Д.А.
Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи): монография
Москва: МЗ-Пресс, 2004
http://www.iprbookshop.ru/8501.html
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
 
стр. 8
УП: 4.2.1_2024_А-421-24.plx
 
6.3.1.2
MS Windows
6.3.1.3
Psychometric Expert
6.3.1.4
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.5
Statistica
6.3.1.6
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
209 В1
Компьютерный класс. Кабинет информационных технологий в профессиональной деятельности. Учебная аудитория для проведения  практических занятий, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
211 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Методические указания по освоению дисциплин (модулей).

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно

конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до

прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете

рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые

должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время

лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо

фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции,

где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции

следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и

 
стр. 9
УП: 4.2.1_2024_А-421-24.plx
 
часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные

мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе

слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной

литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный

интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну

или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников.

Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы,

чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным

фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются

длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

.