2024-2025_02_03_01_2024_624_plx_Природные основы рекреационно-туристических ресурсов_Цифровые технологии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра географии и природопользования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Природные основы рекреационно-туристических ресурсов
Учебный план
02.03.01_2024_624.plx

02.03.01 Математика и компьютерные науки

Цифровые технологии
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.г.н., декан, Климова Оксана Викторовна
 
 
Природные основы рекреационно-туристических ресурсов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)
 
02.03.01 Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Мердешева Елена Владимировна

кафедра географии и природопользования
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Подготовить студентов к решению стандартных задач профессиональной деятельности
1.2
Задачи: - сформировать способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности; - сформировать способности применять на практике базовые знания фундаментальных разделов географии.  
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения географии на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Проектная деятельность в цифровых технологиях
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
Уровень 1
Уметь использовать инструменты и методы управления временем при составлении экскурсии по выбранному району или объекту;

ИД-1.УК-6: Оценивает личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов образования в течение всей жизни.
 
Уровень 1
Знать принципы построения профессиональной карьеры и определения стратегии профессионального развития.

ИД-2.УК-6: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание дисциплины
 
1.1
Тема 1. Географическое положение Республики Алтай как основа рекреационно-туристических русурсов /Лек/
2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Тема 2. История изучения и освоения природы  РА.  /Лек/
2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Тема 3. Рельеф РА как база для занятий рекреационно-туристической деятельностью (используется технология - проблемная лекция) /Лек/
2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Тема 4. Природные ресурсы как основа рекреационной деятельности /Лек/
2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Тема 5. Туристко-рекреационное районирование РА /Лек/
2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Практические занятия
 
стр. 5
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
2.1
Тема 1.  I.Проверка теоретических знаний.

1. Какие природные явления на территории гор предопределены их центрально-азиатским положением?

2. Назовите положительные и отрицательные стороны географического положения гор Алтая.

4. Каким образом географическое положение равнин отразилось на их природных комплексах?

5.  Сформулируйте особенности географического положения.

6. Какие негативные моменты географического положения оказывают влияние на развитие рекреационной деятельностью

7. Объясните причины высокой потребности в топливно-энергетических ресурсах для развития рекреационной деятельности.

II.Практическая работа.

/Пр/

2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
оценочное средство -входной контроль; практическая работа
Л1.1Л2.1
 
2.2
Тема 2.

I. Проверка теоретических знаний.

1.Именами, каких исследователей названы объекты природы, элементы орографии на картах Алтайских гор?

2. Кто из выдающихся русских и советских исследователей посетил Горный Алтай?

3. Кто из известных исследователей занимался изучением ледников Алтая?

4. Перечислите фамилии и укажите маршруты выдающихся исследователей предгорных равнин Алтая.

5. Какие организации и ведомства занимались изучением природы предгорных равнин Алтая?

6. По картам атласа Алтайского края дайте характеристику тех маршрутов, что связаны с изучением полезных ископаемых предгорных равнин Алтая.

II.Практическая работа.

/Пр/

4
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
оценочное средство: Вопросы для текущего контроля; практическая работа
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
2.3
Тема 3. I. Проверка теоретических знаний. на занятии используется технология- дискуссия

1. Дайте краткую характеристику основных орографических районов Алтайских гор.

2. Устно назовите и покажите основные тектонические структуры, их возраст и роль в формировании морфоструктур.

3. Объясните роль новейших тектонических движений в формировании рельефа (морфоскульптур)

4. Какие события четвертичного периода сыграли значительную роль в формировании ландшафтов на территории гор?

5. Охарактеризуйте роль альпийского этапа в формировании морфоструктур, морфоскульптур и полезных ископаемых.

6. Дайте краткую характеристику рельефа и геологического строения основных типов рельефа.

7. На основе анализа физической и тектонической карт приведите конкретные примеры прямой зависимости тектоники и морфоструктур.

8. Какова роль альпийских и четвертичных движений в формировании рельефа, полезных ископаемых и современных ландшафтов территории?

9. Объясните происхождение древних ложбин стока на территории предгорных равнин Алтая?

/Пр/

4
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
оценочное средство: Вопросы для текущего контроля; входной контроль 1
Л1.1Л2.1
 
стр. 7
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
2.4
Тема 4. I. Проверка теоретических знаний.

1. Какие барические центры высокого и низко-го давления оказывают влияние на формирование климата гор Алтая?

2. Какие свойства подстилающей поверхности влияют на формирование климата Горного Алтая?

3. Подготовить устное сообщение об опасных явлениях природы на территории гор: заморозках, гололеде, лавинах, селях, обвалах.

4. Какие элементы климата оказывают влияние на набор высотных поясов в пределах горной территории Алтая?

5. Каким образом Центрально-Азиатское положение Алтайских гор оказало влияние на климат этой территории?

6. Какие климатообразующие факторы и процессы оказывают влияние на формирование климата предгорных равнин?

7. Назовите основные закономерности изменения температурного режима, годового количества осадков на территории предгорных равнин.

8. Объясните причины появления на территории предгорных равнин Алтая пыльных бурь, засух, заморозков.

9. Почему континентальность климата предгорных равнин  выше, чем в горах Алтая?

II.Практическая работа.

/Пр/

2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
оценочное средство: Вопросы для текущего контроля; реферат; практическая работа
Л1.1Л2.1
 
2.5
Тема 5. I. Проверка теоретических знаний.

1. Как изменяется поверхностный сток в зависимости от высоты поверхности?

2. От каких компонентов природной среды зависит коэффициент стока?

3. Какой тип реки по источникам питания преобладает в горах и предгорьях Алтая?

4. Пользуясь картами атласов, сделайте анализ гидрографов горных и равнинных рек предгорий и гор Алтая.

5. Объясните причины отсутствия постоянного ледостава на реках Аккем, Чаган-Узун, Иедыгем?

6. Докажите уникальность Телецкого озера?

7. Как изменяется величина годового поверхностного стока в направлении с запада на во-сток на предгорных равнинах Алтая?

8. Как влияет на поверхностный сток рельеф равнин?

9. Пользуясь картами атласов, охарактеризуйте экологическое состояние, степень загрязнения, антропогенное влияние на поверхностный сток рек предгорных равнин Алтая.

II.Практическая работа.

/Пр/

2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
оценочное средство: Вопросы для текущего контроля; практическая работа; входной контроль 2
Л1.1Л2.1
 
стр. 8
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
2.6
Тема 6. I. Проверка теоретических знаний.

1. Объясните причины определяющие многообразие почв в горах Алтая?

2. Какие типы почв в горах Алтая не имеют аналогов на равнинах?

3. Чем объясняется высокое содержание гумуса в горно-луговых почвах?

4. Объясните структуру высотной поясности почв в горах Алтая.

5. Какие типы почв в горах Алтая наиболее богаты гумусом, а в каких почвах гумуса менее всего?

1. Дифференцирующая роль почвообразовательных процессов в формировании определенных типов почв (ответ прокомментировать на примере предгорных равнин Алтая).

2. Приведите примеры проявления интразональности, провинциальности и азональности почв на равнинах.

3. Какая закономерность наблюдается в изменении запасов гумуса в почвах равнин?

II.Практическая работа.

/Пр/

2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
оценочное средство: Вопросы для текущего контроля; практическая работа
Л1.1Л2.1
 
стр. 9
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
2.7
Тема 7. I. Проверка теоретических знаний.

1. Что лежит в основе формирования высотных поясов? Перечислите высотные пояса в горах Алтая.

2. Какие леса входят в состав горно-лесного пояса?

3. Перечислите реликтовые виды, сохранившиеся на Алтае. Где расположены ареалы третичных видов?

4. В чем состоит уникальность и отличительная особенность субальпийских лугов Алтая?

5. Объясните причину появления представите-лей арктической флоры в высокогорьях Алтая.

6. По картам атласа и литературным источникам проследите закономерности в распределении растительности:

а)передвижение верхней и нижней границ ландшафтных зон в юго-восточном направлении,

б)выклинивание темнохвойной тайги,

в)появление полупустынных ландшафтов.

7. Сравните структуру высотной поясности Северо-Западного, Центрального и Юго-Восточного Алтая.

8. Назовите представителей Алтайской флоры, занесенных в красную книгу.

9. Объясните происхождение ленточных боров на территории предгорных равнин.

10 Какой древесный вид в ленточных борах является доминирующим?

11. Какая природная зона выклинивается у подножия гор Алтая?

12. Каким образом, в каком направлении идет смена природных комплексов на равнинах?

13. Какие территории предгорных равнин Алтая нуждаются в усиленной или умеренной охране и проведении защитных мероприятий?

II.Практическая работа.

/Пр/

2
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
оценочное средство: Вопросы для текущего контроля; практическая работа
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Тема 1.

Подготовка к занятию /Ср/

10
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Тема 2. Подготовка к зачету /Ср/
10
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Тема 3. Используя различную литературу, в соответствии с планом физико-географической характеристики подготовьте текст экскурсии по выбранному району или объекту исследования. /Ср/
14,5
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
5.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
 
стр. 10
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших учебной дисциплины «Природные основы рекреационно-туристических ресурсов».

Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачёту, а также тестов, вопросов по темам и разделам, тем рефератов.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Наименование оценочного средства: Примерные тесты для входного контроля

1. Что лежит в основе формирования высотных поясов горной части Алтайского региона?

а) высотная зональность;

б) высотная поясность;

в) долготная зональность;

г) зональность.

2. Назовите причину появления представителей арктической флоры в высокогорьях Алтая?

а) географическое положение территории;

б) смещение азиатских видов на юг;

в) оледенение в четвертичный период;

г) современные изменения климата.

3. Какие из перечисленных видов Алтайской фауны занесены в Красную Книгу?

а) архар;

б) сурок Алтайский;

в) дятел сибирский;

г) марал Восточно-Сибирский.

4. В чем состоит уникальность и отличительная особенность субальпийских лугов Алтая?

а) наличие тундровой растительности;

б) наличие третичных видов;

в) наличие древесных пород;

г) наличие кустарников.

5. Как изменяется поверхностный сток в горах?

а) возрастает с уменьшение высоты местность;

б) уменьшается с высотой;

в) возрастает от истока к устью;

г) уменьшается с севера на юг.

6. Назовите причину отсутствия ледостава на реках: Аккем, Чаган-Узун, Иедыгем?

а) большая скорость;

б) теплый климат;

в) зарегулированность стока;

г) наличие подземных источников.

7. Какая характерная черта Телецкого озера является одновременно его уникальностью ?

а) центр тепла;

б) район распространения растительных сообществ;

в) район распространения животных сообществ;

г) район концентрации эндемиков.

8. Какое количество типов почв насчитывается в горной части Алтайского региона?

а) 16;

б) 20;

в) 14;

 
стр. 11
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
г) 8.

9. Какой тип почв богат гумусом?

а) серые лесные;

б) каштановые;

г) черноземный.

10. Сколько физико-географических провинций выделяется на территории горной части Ал-тайского региона?

а) 6;

б) 4;

в) 8;

г) 5.

Критерии оценки:

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;

– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий (могут указываться иные шкалы процентов)

Наименование оценочного средства: Примерные тесты для текущего контроля 1

1. На участках какой геосинклинали возникли горы Алтая?

а) Средиземноморской;

б) Ангарской;

в) Урало-Тяньшанской;

г) Монгольской.

2. В какую эпоху складчатости возникла горная часть Алтайского региона?

а) байкальскую;

б) мезозойскую;

в) герцинскую;

г) в каледонскую.

3. В какую эпоху складчатости возникла равнинная часть Алтайского региона?

а) байкальскую;

б) мезозойскую;

в) герцинскую;

г) в каледонскую.

4. В какой период произошло омоложение горной части Алтайского региона?

а) альпийскую;

б) мезозойскую;

в) герцинскую;

г) каледонскую.

5. В какой период произошло омоложение равнинной части Алтайского региона?

а) альпийскую;

б) мезозойскую;

в) герцинскую;

г) каледонскую.

6. В какой период на Алтае формировалась морфоскульптура?

а) альпийский;

б) четвертичный;

в) мезозойский;

г) палеозойский.

7. Какой барический центр высокого давления формирует климат горной части Алтайского региона?

а) Оймяконский;

б) Исланский;

в) Монгольский;

г) Арктический.

8. Какие элементы климата зависят от подстилающей поверхности?

а) температура;

б) ветер;

в) осадки;

 
стр. 12
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
г) давление.

9. Где в горной части Алтайского региона в зимний период наблюдаются самые низкие температуры?

а) Курайский хребет;

б) Катунский хребет;

в) плато Укок;

г) Чуйская степь.

10. Какие воздушные массы приносят осадки в Алтайский регион?

а) Тихоокеанские;

б) Монгольские;

в) Арктические;

г) Атлантические.

Критерии оценки:

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;

– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий (могут указываться иные шкалы процентов)

Наименование оценочного средства: Примерные тесты для текущего контроля 2

1. Какой древесный вид в ленточных борах равнинной части Алтайского региона является доминирующим ?

а) осина;

б) береза;

в) сосна;

г) лиственница.

2. Какая природная зона прерывается или носит очаговый характер у подножия гор Алтая?

а) полупустынная;

б) лесостепная;

в) лесная;

г) степная.

3. Чем объясняется высокое содержание гумуса в горно-луговых почвах?

а) достаточным увлажнением;

б) развитием травянистой растительности;

в) благоприятным температурным режимом;

г) недостаточным увлажнением.

4. Почему континентальность климата предгорных равнин выше, чем в горах?

а) уменьшение сухости с высотой;

б) увеличение сухости с высотой;

в) снижение температуры с высотой;

г) увеличение осадков с высотой.

5. Кто из известных исследователей занимался изучением ледников Алтая?

а) Нехорошев В.П.;

б) братья Троновы;

в) Чихачев П.А;

г) В.А. Обручев.

6. Объясните причины появления на территории предгорных равнин Алтая пыльных бурь, засух, заморозков?

а) антропогенная деятельность;

б) изменение климата;

в) отсутствие лесонасождений;

г) осушение болот.

7. Как изменяется величина годового поверхностного стока в направлении с запада на во-сток на предгорных равнинах Алтая?

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не меняется;

8. Как меняется твердый сток Алтайского региона?

а) увеличивается с севера на юг;

б) увеличивается с юга на север;

 
стр. 13
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
в) уменьшается с запада на восток;

г) увеличивается в северо-восточном направлении.

9. Что такое интразональности почв?

а) структурность почв;

б) комплексность почв;

в) дифференцированность.

10. Объясните причины определяющие многообразие почв в горах Алтая?  

а) разность физико-географических условий;

б) протяженность территории;

в) антропогенная деятельность;

г) разнородности литологии.

11. Почему пенеплен получил большое распространение на Алтае?

а) длительный период разрушения и неотектонические движения;

б) неотектонические движения;

в) оледенение;

г) континентальность.

12. Какой тип леса преобладает в Юго-Восточном Алтае?

а) кедровый;

б) лиственный;

в) сосновый;

г) иной.

13. Что такое солюфлюкция?

а) сползание подтаявшего грунта по склону;

б) растворение пород содержащих известняк;

в) форма рельефа созданная ледником;

г) форма рельефа созданная эрозионной деятельностью реки.

14. Встречаются ли древние моренные формы на территории городской площадки Горно-Алтайска ?

а) да встречаются;

б) да встречались;

в) нет, здесь не было оледенения.

15. Какое происхождение имеет котловина Телецкого озера?

а) карстовое;

б) ледниковое;

в) тектоническое;

г) эрозионное.

16. Перечислите 5 характерных типов рельефа на Алтае?

      Ответ:_____________________________

              

17. Какие природные территории и объекты Горного Алтая относятся к объектам Всемирно-го наследия ЮНЕСКО?

      Ответ:_____________________________

18. Продолжите определение. Морена  - ?

      Ответ:_____________________________

19. Какие виды древесной растительности считают темнохвойной тайгой ?

      Ответ:_____________________________?

Критерии оценки:

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;

– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий (могут указываться иные шкалы процентов)

Вопросы для текущего контроля:

1. Какие природные явления на территории гор предопределены их центрально-азиатским положением?

2. Назовите положительные и отрицательные стороны географического положения гор Алтая.

4. Каким образом географическое положение равнин отразилось на их природных комплексах?

5.  Сформулируйте особенности географического положения.

 
стр. 14
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
6. Какие негативные моменты географического положения оказывают влияние на развитие сельского хозяйства, транспорта и др. отраслей?

7. Объясните причины высокой потребности в топливно-энергетических ресурсах жителей равнин.

1.Именами, каких исследователей названы объекты природы, элементы орографии на картах Алтайских гор?

2. Кто из выдающихся русских и советских исследователей посетил Горный Алтай?

3. Кто из известных исследователей занимался изучением ледников Алтая?

4. Перечислите фамилии и укажите маршруты выдающихся исследователей предгорных равнин Алтая.

5. Какие организации и ведомства занимались изучением природы предгорных равнин Алтая?

6. По картам атласа Алтайского края дайте характеристику тех маршрутов, что связаны с изучением полезных ископаемых предгорных равнин Алтая.

1. Дайте краткую характеристику основных орографических районов Алтайских гор.

2. Устно назовите и покажите основные тектонические структуры, их возраст и роль в формировании морфоструктур.

3. Объясните роль новейших тектонических движений в формировании рельефа (морфоскульптур)

4. Какие события четвертичного периода сыграли значительную роль в формировании ландшафтов на территории гор?

5. Охарактеризуйте роль альпийского этапа в формировании морфоструктур, морфоскульптур и полезных ископаемых.

6. Дайте краткую характеристику рельефа и геологического строения основных типов рельефа.

7. На основе анализа физической и тектонической карт приведите конкретные примеры прямой зависимости тектоники и морфоструктур.

8. Какова роль альпийских и четвертичных движений в формировании рельефа, полезных ископаемых и современных ландшафтов территории?

9. Объясните происхождение древних ложбин стока на территории предгорных равнин Алтая?

1. Какие барические центры высокого и низко-го давления оказывают влияние на формирование климата гор Алтая?

2. Какие свойства подстилающей поверхности влияют на формирование климата Горного Алтая?

3. Подготовить устное сообщение об опасных явлениях природы на территории гор: заморозках, гололеде, лавинах, селях, обвалах.

4. Какие элементы климата оказывают влияние на набор высотных поясов в пределах горной территории Алтая?

5. Каким образом Центрально-Азиатское положение Алтайских гор оказало влияние на климат этой территории?

6. Какие климатообразующие факторы и процессы оказывают влияние на формирование климата предгорных равнин?

7. Назовите основные закономерности изменения температурного режима, годового количества осадков на территории предгорных равнин.

8. Объясните причины появления на территории предгорных равнин Алтая пыльных бурь, засух, заморозков.

9. Почему континентальность климата предгорных равнин  выше, чем в горах Алтая?

1. Как изменяется поверхностный сток в зависимости от высоты поверхности?

2. От каких компонентов природной среды зависит коэффициент стока?

3. Какой тип реки по источникам питания преобладает в горах и предгорьях Алтая?

4. Пользуясь картами атласов, сделайте анализ гидрографов горных и равнинных рек предгорий и гор Алтая.

5. Объясните причины отсутствия постоянного ледостава на реках Аккем, Чаган-Узун, Иедыгем?

6. Докажите уникальность Телецкого озера?

7. Как изменяется величина годового поверхностного стока в направлении с запада на восток на предгорных равнинах Алтая?

8. Как влияет на поверхностный сток рельеф равнин?

9. Пользуясь картами атласов, охарактеризуйте экологическое состояние, степень загрязнения, антропогенное влияние на поверхностный сток рек предгорных равнин Алтая.

1. Объясните причины определяющие многообразие почв в горах Алтая?

2. Какие типы почв в горах Алтая не имеют аналогов на равнинах?

3. Чем объясняется высокое содержание гумуса в горно-луговых почвах?

4. Объясните структуру высотной поясности почв в горах Алтая.

5. Какие типы почв в горах Алтая наиболее богаты гумусом, а в каких почвах гумуса менее всего?

1. Дифференцирующая роль почвообразовательных процессов в формировании определенных типов почв (ответ прокомментировать на примере предгорных равнин Алтая).

2. Приведите примеры проявления интразональности, провинциальности и азональности почв на равнинах.

3. Какая закономерность наблюдается в изменении запасов гумуса в почвах равнин?

1. Что лежит в основе формирования высотных поясов? Перечислите высотные пояса в горах Алтая.

2. Какие леса входят в состав горно-лесного пояса?

3. Перечислите реликтовые виды, сохранившиеся на Алтае. Где расположены ареалы третичных видов?

4. В чем состоит уникальность и отличительная особенность субальпийских лугов Алтая?

5. Объясните причину появления представите-лей арктической флоры в высокогорьях Алтая.

6. По картам атласа и литературным источникам проследите закономерности в распределении растительности:

а)передвижение верхней и нижней границ ландшафтных зон в юго-восточном направлении,

б)выклинивание темнохвойной тайги,

в)появление полупустынных ландшафтов.

7. Сравните структуру высотной поясности Северо-Западного, Центрального и Юго-Восточного Алтая.

8. Назовите представителей Алтайской флоры, занесенных в красную книгу.

9. Объясните происхождение ленточных боров на территории предгорных равнин.

10 Какой древесный вид в ленточных борах является доминирующим?

11. Какая природная зона выклинивается у подножия гор Алтая?

12. Каким образом, в каком направлении идет смена природных комплексов на равнинах?

13. Какие территории предгорных равнин Алтая нуждаются в усиленной или умеренной охране и проведении защитных 

 
стр. 15
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
мероприятий?

1. Какие типы фауны представляют животный мир Алтая?

2. Какие виды фауны занесены в красные книги?

3. Какие виды животных являются высокогорными?

4. Какие виды животных на Алтае имеют промысловое значение?

5. Назовите основных вредителей.

6.Проблемы и перспективы развития туризма

Критерии оценки:

«зачтено», повышенный уровень

Студент самостоятельно раскрывает суть вопроса. Показывает отличные способности использования знаний общих и теоретических основ дисциплины

«зачтено», пороговый уровень

Студент с помощью преподавателя раскрывает суть вопроса. Показывает хорошие способности использования знаний общих и теоретических основ дисциплины

«не зачтено», уровень не сформирован При ответе у студента выявились существенные пробелы в знаниях темы, неумение с помощью преподавателя получить правильный ответ на поставленный вопрос. Показывает неудовлетворительные способности использования знаний общих и теоретических основ дисциплины

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов (сообщений)

1. Антропогенные формы рельефа.

2. Ледниковые формы рельефа.

3. Влияние хозяйственной деятельности на природу Горного Алтая или отдельных его районов.

4. Природные ресурсы Горного Алтая.

5. Водные ресурсы Горного Алтая.

6. Гидрологическая характеристика рек бассейна Катуни.

7. Проблемы пресной воды на Алтае.

8. Гидрологическая характеристика бассейна р. Маймы.

9. Ледники Горного Алтая.

10. Особо охраняемые территории Горного Алтая.

11. Состояние атмосферной среды в г. Горно-Алтайске.

12. Грозные явления природы горных стран на примере Горного Алтая.

13. Природа котловин Горного Алтая.

14. Сравнительная характеристика природы высокогорий Алтая.

15. Поверхности выравнивания горных стран на примере Алтая.

16. Природа родного края или любой физико-географической страны.

17. Природа Телецкого озера и его хозяйственное значение.

18. Особенности формирования аквального геокомплекса Телецкого озера и его роль в природе Горного Алтая.

19. Экологические аспекты строительства Катунского водохранилища.

20. Физико-географическая   характеристика   г.   Горно-Алтайска   и   пути   решения экологической проблемы.

21. Экологические проблемы г.Бийска и пути их решения.

22. Физико-географическая характеристика и проблемы рационального использования Склюихинского водохранилища.

23. Изменение природного комплекса городской площадки под влиянием Рубцовского промышленного узла.

24. Опасных явлениях природы на территории гор:

     а) заморозки;

     б) гололед;

     в) лавины;

     г) сели;

     д) обвалы

Критерии оценки:

«зачтено», повышенный уровень

Демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию выполнены

«зачтено», пороговый уровень

Демонстрирует значительное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию выполнены.

«не зачтено», уровень не сформирован

Демонстрирует небольшое понимание проблемы. Многие требования, предъявляемые к заданию не выполнены

Примеры практические заданий по дисциплине

Задание: Используя различную литературу, в соответствии с планом физико-географической характеристики 

 
стр. 16
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
подготовьте текст экскурсии по выбранному району или объекту исследования.

План физико-географической характеристики района исследования

I. Географическое положение:

а) положение на картах:   физической, политико-административной, экономической;

б) географические координаты, площадь, протяженность, характеристика границ;

в) освоенность и заселенность территории;

г) причины выделения в таксономическую единицу (страна, район, зона и т.д.);

д) анализ географического положения.

II.   Орография:

а) характеристика территории по абсолютным, относительным высотам, по количеству хребтов, рисунку гидросети.

III. Геология и тектоника:

1) История формирования территории.

а)  геосинклинальный этап (колебательные движения, осадконакопление, формирование ядер, магматизм);

б)  горообразовательный этап (формирование структур, разломов, магматическая деятельность и осадконакопление);

в)   альпийский этап (вторичное горообразование для древних участков суши),

г)   четвертичный этап (неотектоника, четвертичное оледенение, морские трансгрессии, формирование морфоструктур и морфоскульптур).

2) Геологическое строение.

а) характеристика пород и связь их с полезными ископаемыми

3) Тектоника.

а) положение основных тектонических структур и их связь с рельефом

IV. Рельеф:

а) характеристика рельефообразующих процессов:

б) характеристика основных типов рельефа, связь их с геологией и тектоникой

V. Климат:

а) характеристика климатообразующих факторов (радиация,  циркуляция,  подстилающая поверхность),

б) характеристика элементов климата (температура, осадки, давление, скорость ветра),

в) характеристика климата по сезонам года;

г) хозяйственная оценка климата, агроклиматические показатели для важнейших сельскохо-зяйственных культур.

VI Внутренние воды района (реки, озера, болота, артезианская, грунтовая вода), их гидрологический, гидробиологический режим, твердый сток, химический состав, хозяйственное использование).

VII. Почвенно-растительный покров (характеристика основных типов почв и расти-тельности. их разнообразие, распространение, сельскохозяйственная оценка. Зональные и интразональные типы почв и растительности. Реликты, растительные эндемики.

VIII. Животный мир (распространение животных, характеристика типов фауны, типичных представителей. условия их место обитания. Реликты и эндемики. Акклиматизация и охрана животных).

IX. Природные, историко-культурные объекты территории

X. Интересные маршруты, гостиницы, турбазы для расселения, услуги

Критерии оценки:

«зачтено», повышенный уровень

Студент самостоятельно выполняет практическую работу, умеет на основе карт проводить анализ, умеет выявлять зависимости, последовательно проводить характеристику территории. При оценке практического задания учитывается аккуратность, последовательность и полнота выполнения задания.

«зачтено», пороговый уровень

Студент с помощью преподавателя выполняет практическую работу, умеет на основе карт проводить анализ, умеет выявлять зависимости, последовательно проводить характеристику территории. При оценке практического задания учитывается аккуратность, последовательность и полнота выполнения задания

«не зачтено», уровень не сформирован

При выполнении задания у студента выявились существенные пробелы в знаниях темы, неумение  с помощью преподавателя получить правильный ответ на поставленный вопрос

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Наименование оценочного средства: Примерные вопросы к зачету

Пороговый уровень:

1. Сделайте анализ положительных и отрицательных моментов географического положения предгорий и гор Алтая

2. Какие природные явления на территории гор предопределены центрально-азиатским положением?

3. Объясните, какие территории Алтайских гор по условиям проживания следует отнести к экстремальным?

4. Каким образом географическое положение равнин Предалтая отразилось на их при-родных комплексах?

5. Устно назовите и покажите основные тектонические структуры, их возраст и роль в формировании морфоструктур

6. Объясните роль новейших тектонических движений в формировании рельефа (морфоскульптур).

7. Какие события четвертичного периода сыграли значительную роль в формировании ландшафтов на 

 
стр. 17
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
территории гор?

8. Охарактеризуйте роль альпийского этапа в формировании морфоструктур, морфоскульптур и полезных ископаемых.

9. Дайте краткую характеристику рельефа и геологического строения основных типов рельефа.

10. На основе анализа физической и тектонической карт приведите конкретные примеры прямой зависимости тектоники и морфоструктур.

11. Какова роль альпийских и четвертичных движений в формировании рельефа, полезных ископаемых и современных ландшафтов территории?

12. Объясните происхождение древних ложбин стока на территории предгорных равнин Алтая.

13. Барические центры высокого и низкого давления оказывают влияние на формировании климата гор Алтая?

14. Какие свойства подстилающей поверхности влияют на формировании климата Горного Алтая?

15. Какие элементы климата оказывают влияние на набор высотных поясов в пределах предгорной и горной территории Алтая?

16. Какие климатообразующие факторы и процессы оказывают влияние на формировании климата равнин Алтая?

17. Назовите основные закономерности изменения температурного режима, годового количества осадков на территории предгорных равнин Алтая.

18. Как изменяется поверхностный сток в зависимости от высоты поверхности?

19. От каких компонентов природной среды зависит коэффициент стока?

20. Какой тип реки по источникам питания преобладает в горах и предгорьях Алтая?

21. Как влияет на поверхностный сток рельеф равнин?

22. По выбору каждому студенту составить комплексную характеристику одной из рек Предалтая по плану: а) название реки;

23. б) географическое положение реки и ее бассейна;

24. в) морфометрическая характеристика;

25. г) источники питания и водный режим реки;

26. д) ледовый режим;

27. л) характеристика биоты в реке;

28. ж) экологическое состояние объекта.

29. Объясните причины определяющие многообразие почв в горах Алтая?

30. Какие типы почв в горах Алтая не имеют аналогов на равнинах?

31. В чем объясняется высокое содержание гумуса и горно-луговых почвах?

32. Какие типы почв в горах Алтая наиболее богаты гумусом, а в каких почвах гумуса менее всего?

33. Перечислите реликтовые виды, сохранившиеся на Алтая. Где расположены ареалы третичных видов?

34. Объясните происхождение ленточных боров  на территории предгорных равнин Ал-тая.

35. Какой древесный вид в ленточных борах, является доминирующим?

36. Какая природная зона выклинивается у подножия гор Алтая?

37. Какие типы фауны представляют животный мир Алтая?

38. Какие виды фауны занесены в красные книги?

39. Какие виды животных являются высокогорными?

40. Какие природные явления на территории гор предопределены центрально-азиатским положением?

41. Объясните, какие территории Алтайских гор по условиям проживания следует отнести к экстремальным?

42. Объясните причины высокой потребности в топливно – энергетических ресурсах жителей равнин Предалтая.

43. русских и советских исследователей

44. Дайте краткую характеристику основных орографических районов Алтайских гор

45. Объясните роль новейших тектонических движений в формировании рельефа (морфоскульптур).

46. Какие события четвертичного периода сыграли значительную роль в формировании ландшафтов на территории гор?

47. Охарактеризуйте роль альпийского этапа в формировании морфоструктур, морфоскульптур и полезных ископаемых.

48. Дайте краткую характеристику рельефа и геологического строения основных типов рельефа.

49. На основе анализа физической и тектонической карт приведите конкретные примеры прямой зависимости тектоники и морфоструктур.

50. Какова роль альпийских и четвертичных движений в формировании рельефа, полезных ископаемых и современных ландшафтов территории?

51. Объясните происхождение древних ложбин стока на территории предгорных равнин Алтая.

52. Какие свойства подстилающей поверхности влияют на формировании климата Горного Алтая?

53. Какие элементы климата оказывают влияние на набор высотных поясов в пределах предгорной и горной территории Алтая?

54. Какие климатообразующие факторы и процессы оказывают влияние на формировании климата равнин Алтая?

55. Объясните причины появления на территории предгорных равнин Алтая пыльных бурь, засух, заморозков.

56. Как изменяется поверхностный сток в зависимости от высоты поверхности?

57. Какой тип реки по источникам питания преобладает в горах и предгорьях Алтая?

58. Телецкое озеро и его уникальность

59. Пользуясь картами атласов, охарактеризуйте экологическое состояние, степень загрязнения, антропогенное влияние на поверхностный сток рек Алтая.

60. Объясните причины определяющие многообразие почв в горах Алтая?

 
стр. 18
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
61. Какие типы почв в горах Алтая не имеют аналогов на равнинах?

62. В чем объясняется высокое содержание гумуса и горно-луговых почвах?

63. Объясните структуры высотной поясности почв в горах Алтая

64. Какие типы почв в горах Алтая наиболее богаты гумусом, а в каких почвах гумуса менее всего?

65. Дифференцирующая роль почвообразовательных процессов формирования определенных типов почв (ответ прокомментировать на примере равнин Алтая).

66. Приведите примеры проявления интразональности, провинциальности и азональности почв на равнинах

67. Какая закономерность наблюдается в изменении запасов гумуса в почвах равнин?

68. Что лежит в основе формирования поясов, перечислите высотные пояса в горах Ал-тая.

69. Перечислите реликтовые виды, сохранившиеся на Алтае. Где расположены ареалы третичных видов?

70. В чем состоит уникальность и отличительная особенность субальпийских лугов Ал-тая?

71. Объясните причину появления представителей арктической флоры и высокогорьях Алтая.

72. Сравните структуру высотной поясности Северо-Западного, Центрального и Юго-Восточного Алтая.

73. Объясните происхождение ленточных боров  на территории предгорных равнин Ал-тая.

74. Какой древесный вид в ленточных борах, является доминирующим?

75. Какая природная зона выклинивается у подножия гор Алтая?

76. Каким образом, и в каком направлении идет смена природных комплексов на равнинах?

77. Какие территории предгорных равнин Алтая нуждаются в усиленной или умеренной охране и проведении защитных мероприятий?

78. Какие типы фауны представляют животный мир Алтая?

79. Какие виды животных на Алтае имеют промысловое значение?

Повышенный уровень

1. Дать физико - географическую характеристику территории (по выбору студента)

а) Улаганское плато;

б) Чулышманское плато;

в) Плато Укок

г) Улаганский район;

д) Майминский район и т.д.

Критерии оценивания:

«зачтено», повышенный уровень,

Студент знает общие и теоретические основы учебной дисциплины, а также умеет анализировать картографический и графический материал, умеет свободно использовать справочную литературу, составляет физико-географическую характеристику. Знает основные понятия и терминологию по дисциплине, готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету

«зачтено»,

Студент знает общие и теоретические основы учебной дисциплины, а также анализировать картографический и графический материал, умеет свободно использовать справочную литературу. Умеет получить с помощью преподавателя правильное решение по составлению физико-географической характеристики. Знает основные понятия и терминологию по дисциплине, готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету.

«зачтено», пороговый уровень

При ответе у студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Получить с помощью преподавателя правильное решение получает-ся не сразу, по составлению физико-географической характеристики, готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету.

«не зачтено», уровень не сформирован

Студент не знает общие и теоретические основы учебной дисциплины, а также не может анализировать картографический и графический материал, не показывает навыки работы с картами, не может использовать подходы и метолы географических исследований, не готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Климова О.В., Шарабура Г.Д.
Природно-климатические комплексы Республики Алтай: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=188:prirodno-klimaticheskie-kompleksy-respubliki-altaj&catid=4:geography&Itemid=162
 
стр. 19
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Климова О.В., Шарабура Г.Д.
География регионов России. Алтайская горная область: учебное пособие по направлению подготовки 05.003.02 География, 050100.62 Пед., образование 120700 Землеустройство и кадастры
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=75:geografiya-regionov-rossii-altajskaya-gornaya-oblast&catid=4:geography&Itemid=162
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
NVDA
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
MS Windows
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система «Издательство Лань»
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
стр. 20
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
201 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска, проектор, ноутбук с доступом в интернет, доска маркерная, презентационная трибуна.  Лотки с раздаточным материалом, оборудование для определения минералов по физическим свойствам, геологические коллекции, мутномер портативный HI 98703 HANNA; мультигазовый переносной газосигализатор «Комета-М5» серии ИГС - 98 с принудительным пробоотбором; КПЭ комплект-практикум экологическимй; почвенные лаборатории ИбисЛаб-Почва; анемометр Skywatch Xplorer; портативный метеокомплекс Skywatch Geos №11 Kit2; дальномер лазерный DISTO D210;  измеритель окружающей среды Extech EN300; анализатор дымового газа testo 320; навигационный приёмник; шумомер testo 815; эхолот; нивелир; штатив нивелирный; тахеометр; фотометр; анализатор пыли ИКП-5; анализатор растворенного кислорода Марк-302Э; ГМЦМ-1 микровертушка гидрометрическая; снегомер весовой ВС-43; ЭКОТЕСТ-2000-рН-М (в комплекте рН-комб. эл-д ЭКС-10601); метеостанция М-49М с компьютерным метеоадаптером; психрометр МВ-4-2М (механический) с футляром; теодолит; курвиметр механический; термометр контактный ТК-5,01(поверхностный зонт)
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Данная дисциплина проводится в форме лекций и практических занятий.

Методические указания по освоению дисциплин

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается 

 
стр. 21
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к промежуточной аттестации (зачётам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические рекомендации по подготовке к  тестированию

 
стр. 22
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

Тест может быть использован при изучении и после полного прохождения курса, а также выявить уровень подготовленности к изучению дисциплины. Для контроля выбраны разделы,  отражающие основные разделы курса.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) проработать информационный материал по дисциплине. Проконсультироваться с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выяснить все условия тестирования заранее (сколько тестов будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.);

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочитать вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выбрать правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выписать цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) при встречи с чрезвычайно трудным вопросом, не тратить много времени на него, а вернуться к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставить время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.