2024-2025_03_03_02_2024_614_plx_Древнетюркские памятники Горного Алтая_Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра алтайской филологии и востоковедения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Древнетюркские памятники Горного Алтая
Учебный план
03.03.02_2024_614.plx

03.03.02 Физика

Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
18 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.фил.н., доцент, Тыбыкова Л.Н.
 
 
Древнетюркские памятники Горного Алтая
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 891)
 
03.03.02 Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8/1  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Киндикова Альбина Викторовна

кафедра алтайской филологии и востоковедения
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: углубленное изучение древнетюркских памятников Горного Алтая, истории и культуры древних тюркоязычных народов V-XI вв; рунических письменных памятников средневековья. 
1.2
Задачи: - воспитание нравственности, морали, толерантности;

- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса Горного Алтая;

-  знание  культурно-исторического наследия Горного Алтая, его сохранение и преумножение.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Уровень 1
Знает:

- древнетюркские памятники Горного Алтая

Умеет:

- анализировать древнетюркские памятники Горного Алтая;

Владеет:

- навыками анализа древнетюркских памятников рунического письма Горного Алтая

ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
Уровень 1
Знает:

- древнетюркские памятники Горного Алтая

-  культурно-историческое наследие Горного Алтая и проблемы его сохранения.

- жанровое разнообразие рунических письменных памятников и их своеобразие.

Умеет:

- анализировать древнетюркские памятники Горного Алтая;

-выявлять сходные черты в культурно-историческом развитии тюркоязычных народов.

Владеет :

- навыками анализа древнетюркских памятников  Горного Алтая

- навыками анализа древнетюркских памятников рунического письма с точки зрения его жанрового разнообразия;

ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание разделов дисциплины
 
стр. 5
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
1.1
Историческая характеристика древних тюркоязычных государств средневековья.История открытия и дешифровки ДТП  /Лек/
3
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Происхождение и распространение рунического письма.

Типы алфавитов и виды письма

Ареалы распространения, типы, виды и жанры ДТП и их классификации /Лек/

2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Содержание и историческое значение основных рунических памятников.Памятники рунической письменности Горного Алтая: общая характеристика.  /Лек/
1
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Этапы развития тюркской археологической культуры ( Кызыл-ташский этап, Кудыргинский этап, Туэктинский этап)

Поминальные комплексы древних тюрков. Оградки и изваяния. /Лек/

2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Древнетюркские изваяния Алтая и два центра сосредоточения древней скульптуры: Центральная Азия (Монголия, Тува) и

Средня Азия (Казахстан, Семиречье).

Скопление памятников в Кош-Агачском и Онгудайском районах. Предназначение столбиков-балбалов в качестве

коновязей, установленных к случаю поминовения предков

Гипотезы ученых о роли и значении каменных изваяний. /Лек/

2
ИД-2.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1
 
1.6
Искусство и культура древних тюрков Алтая: петроглифы и граффити

Петроглифы древнетюркского времени в Онгудайском и Чемальском районах. /Пр/

6
ИД-2.УК-5
4
0
Проект

Реферат

Л1.1Л2.1
 
1.7
Ареалы распространения, типы и виды памятников древнетюркского рунического письма Алтая.

Памятники рунической письменности Горного Алтая: тематические разновидности

Своеобразие древнетюркских эпитафий Жанровое своеобразие памятников рунического письма Горного Алтая.  /Пр/

6
ИД-2.УК-5
4
0
Реферат

Проект

Л1.1Л2.1
 
1.8
Историко-культурное значение памятника Калбак-таш.

Искусство и культура древних тюрков Алтая: петроглифы и граффити /Пр/

6
ИД-2.УК-5
4
0
Реферат

Устный опрос

Л1.1Л2.1
 
1.9
Закономерность появления письменности. Многообразие письма в истории тюркских народов.Исторические свидетельства о письме и многообразие его рунических форм.История открытия рунических памятников и многообразие их видов.  /Ср/
10,5
ИД-2.УК-5
4
0
реферат

устный опрос

Л1.1Л2.1
 
1.10
Жанровое членение памятников. Содержание и характеристика функциональных групп (эпитафийные, молитвенные, послеобрядовые тексты, надписи на предметах). /Ср/
8
ИД-2.УК-5
4
0
Реферат

Устный опрос

Проект

Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
1.11

Серебряные сосуды древнетюркского времени и предметы в погребениях с руническими письменами в Горном Алтае . /Ср/

8
ИД-2.УК-5
4
0
Реферат
Л1.1Л2.1
 
1.12
Исследования по гунно-сарматскому периоду в истории Горного Алтая.

Исследования по древнетюркскому периоду /Ср/

8
ИД-2.УК-5
4
0
Реферат
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших учебной дисциплины «Древнетюркские памятники Горного Алтая».

Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачёту, проектов  и  тем рефератов.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Текущий контроль 1

Примерные тест

1.Историческая характеристика древних тюркоязычных государств средневековья. История открытия и дешифровки древнетюркских письменных памятников.

Вариант 1

1. По легенде тюрки произошли:

1. от волчицы

2. от коровы

3. от медведя

2. Когда образовался Второй Восточнотюркский каганат?

1. 845 г.

2. 682 г.

3. 325 г.

3.Тюрки Восточнотюркского каганата называли себя:

1. кöк тÿрк

2. ак тÿрк

3. сары тÿрк

4 .Для каких целей древними тюрками была создана письменность?

1.торговля

2. религия

3. государственные нужды

 
стр. 7
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 

5.Рунические памятники Алтая показали, что большинство памятников имеют:

1. эпитафийный характер

2. молитвенный характер

3. бытовой характер

6. Когда В.Томсен доложил о результатах расшифровки рунического алфавита?

1. в 1721 г.

2. в 1893 г.

3. в 1903 г.

7. Слово «тÿрк» означает:

1. сильный, крепкий

2. красивый

3. ловкий

8. Первый памятник на р.Орхон был воздвигнут:

1. в честь Кюль-тегина

2. в честь Моюн-чура

3. в честь Тоньюкука

9. Что такое транслитерация?

1. побуквенная передача текста при помощи современного алфавита

2. перевод текста на другой язык

3. морфологический разбор текста

10. Какая была особенность письма рунами?

1.  слоговой тип письма

2. опущение согласных при письме

3 опущение гласных при письме

Текущий контроль 2

Примерные тест

1. Когда образовался Великий тюркский каганат ?

1. 552 г.

2. 650 г.

3. 435 г.

2. Верховная власть в Восточнотюркском каганате принадлежала:

1.жрецам

2.кагану

3.Совету старейшин

3.Ашина со своей дружиной после поражения бежал:

1.в Турфан

2.в Монголию

3.В Алтайские горы

4. Памятник ближайшему советнику Бильге-кагана был воздвигнут:

1. в честь Кюль-тегина

2. в честь Моюн-Чура

3. в честь Тоньюкука

5.  Кто из ученых впервые дал полный перевод памятника Кюль-тегину

и грамматический очерк к нему?

1. Радлов В.В.

2. Томсен В.

3. Поливанов Г.В.

6.  Гипотеза о происхождении тюркской руники из согдийского алфавита, имеющего арамейскую основу принадлежит:

1. Спасскому, Аристову Н.А.

2. Малову С.Е., Лившиц В., Тенишеву Э.Р., Щербаку А.М.

 
стр. 8
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
3. Кызласову И.Л.

7. Официальной письменностью Восточно-тюркского каганата является:

1. енисейское письмо

2. согдийское письмо

3. орхонское письмо

8.Где на Алтае больше всего сосредоточено рунических надписей?

1. Бар-Бургазы

2. Калбак-Таш (Ялбак-таш)

3. Мендур-Соккон

9.Назовите формы направительного падежа в древнетюркском языке.

1. –та/-те

2. – ып/-ип

3. - гару/-геру

10. Классификация древнетюркского языка Радлова В.В.:

1. древний северный диалект, южный диалект и смешанный диалект

2. древнеуйгурский, древнекиргизский, древнеогузский диалекты

3. кыпчакские диалекты и огузские диалекты

Критерии. Оценка, уровень

Количество  правильных ответов в тесте 84-100% «отлично», 84-100%, повышенный уровень

Количество  правильных ответов в тесте 66-83% «хорошо», 66-83%, пороговый уровень

Количество  правильных ответов в тесте 50-65% «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень

Количество  правильных ответов в тесте менее 50% «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован

Инструкции для тестируемых

Уважаемые студенты!

Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно ознакомьтесь с инструкцией:

1. В полученный бланк ответа впишите фамилию, инициалы, номер группы и варианта.

2.  В бланк ответа вносите только номер задания и букву, соответствующую правильному ответу.  

  За каждый верный ответ Вы получаете соответствующий балл, за неверный – 0 баллов.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. По завершении тестирования баллы суммируются. В результате  вы получаете оценку в баллах.

Тесты

Общие сведения об оценочном средстве

Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания каждого студента с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Выполнять задания можно в любой последовательности. Тестовые задания оцениваются в баллах. Все вопросы имеют свое балльное значение, что определяется, в первую очередь, сложностью самого вопроса.  По завершении тестирования баллы суммируются.

Тесты могут быть следующего  вида:

1. Тестовое задание закрытой формы.

Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный и остальные неправильные), то такие задания называются заданиями с выбором одного правильного ответа или с единичным выбором.  

Помимо этого, бывают задания с выбором нескольких правильных ответов или с множественным выбором.  

2. Тестовое задание открытой формы.

В заданиях открытой формы готовые ответы с выбором не даются. Требуется сформулированное самим тестируемым заключение. Задания открытой формы имеют вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов. В качестве ключевых элементов могут быть: число, буква, слово или словосочетание. При формулировке задания на месте ключевого элемента, ставиться прочерк или многоточие. Утверждение превращается в истинное высказывание, если ответ правильный и в ложное высказывание, если ответ неправильный.

4. Тестовые задания на установление правильной последовательности.

Такое задание состоит из однородных элементов некоторой группы и четкой формулировки критерия упорядочения этих элементов.

Задание начинается со слова: «Последовательность…»

4. Тестовые задания на установление соответствия.

Такое задание состоит из двух групп элементов и четкой формулировки критерия выбора соответствия между ними.

Соответствие устанавливается по принципу 1:1 (одному элементу первой группы соответствует только один элемент второй группы) или 1:N (одному элементу первой группы соответствуют N элементов второй группы). Внутри каждой группы элементы должны быть однородными.

 
стр. 9
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
Количество элементов второй группы может превышать количество элементов первой группы.  Задание начинается со слова: «Соответствие…» Номера и буквы используются как идентификаторы (метки) элементов.

На занятиях на решение тестов, направленных на оценку текущей аттестации, выделяется 10-15 мин.  

На решение итогового теста студентам на занятии выделяется 40 мин. Задания берутся из фонда заданий итогового теста.

Для слабовидящих студентов используются тестовые задания в виде укрупненного текста, для незрячих студентов используются средства преобразования текста в аудио-  и тактильные сигналы.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов

1.Манихейство и его роль в культурном развитии народов Сибири.

2. Древние элементы в этногенезе алтайцев.

3. Культурные достижения древних тюрков, уйгуров и кыргызов .

4. Проблемы происхождения и ранней истории рунических письменностей.

5. Каменные изваяния Алтая

6. Государство и письменные традиции древних тюркоязычных народов.

7.  Молитвенные надписи Горного Алтая.

8. Горно-алтайские рунические  надписи на бытовых предметах.

9. Наскальные рисунки древнетюркского времени

10. Исследования петроглифов Алтая

11. Исследования по гунно-сарматскому периоду в истории Горного Алтая.

12. Исследования по древнетюркскому периоду.

13. Поминальные комплексы древних тюрков. Оградки и изваяния.

14. Поминальный обряд  у тюрков

15. Археологические культуры

16. Калбак-таш – культурно-историческое наследие Алтая

Критерии оценки:

«зачтено», повышенный уровень

Демонстрирует полное понимание темы исследования . Все требования, предъявляемые к заданию выполнены

«зачтено», пороговый уровень

Демонстрирует значительное понимание темы исследования. Все требования, предъявляемые к заданию выполнены.

«не зачтено», уровень не сформирован

Демонстрирует небольшое понимание темы исследования. Многие требования, предъявляемые к заданию не выполнены

Примерные темы для проектов

1.Искусство и культура древних тюрков Алтая: петроглифы и граффити

2. Петроглифы древнетюркского времени в Онгудайском и Чемальском районах.

3. Ареалы распространения, типы и виды памятников древнетюркского рунического письма Алтая.

4.Памятники рунической письменности Горного Алтая: тематические разновидности

5. Своеобразие древнетюркских эпитафий.

6. Жанровое своеобразие памятников рунического письма Горного Алтая.

Критерии оценки:

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;

– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий (могут указываться иные шкалы процентов)

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Примерный перечень вопросов  к зачету

1. Возникновение тюрков и происхождение слова «тюрк» на Алтае

2. Легенды о происхождении древних тюрков

3. Второй Восточнотюркский каганат с центром на р.Орхон

4. Происхождение племен теле на Алтае. Территория их проживания и состав.

5. Мифы и легенды о происхождении алтайцев, теленгитов, кумандинцев. Мифы и  легенды о родах-сеоках алтайских тюрков.

6. Древнетюркские изваяния Алтая и два центра сосредоточения древней скульптуры: Центральная Азия (Монголия, Тува) и Средня Азия (Казахстан, Семиречье).

7. Скопление памятников в Кош-Агачском и Онгудайском районах.   Предназначение столбиков-балбалов в качестве коновязей, установленных к случаю поминовения предков

 
стр. 10
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
8. Гипотезы ученых о роли и значении каменных изваяний.

9..Историко-культурное значение памятника Калбак-таш.

10. История открытия Калбак-таша. Петроглифы Калбак-Таша

11. Надписи Калбак-таша как уникальный памятник древнетюркской эпохи.

12. Искусство и культура древних тюрков Алтая: петроглифы и граффити

13. Петроглифы древнетюркского времени в Онгудайском и Чемальском районах.

14. Этапы развития тюркской археологической культуры ( Кызыл-ташский этап, Кудыргинский этап, Туэктинский этап)

15. Поминальные комплексы древних тюрков. Оградки и изваяния.

16. Причины и условия возникновения рунического письма.

17. Ареалы распространения ДТП.

18.. Жанровая классификация ДТП. Историко-биографические тексты, эпитафийная лирика, межевые надписи, надписи-заклинания, пояснительные, владельческие и благопожелательные надписи.

19. Жанровая классификация ДТП: послеобрядовые надписи, посетительские, надписи-заклинания, пояснительные, владельческие и благопожелательные надписи.

20.История обнаружения и изучения древнетюркских рун Алтая.

21. Надписи Калбак-Таша как уникальный памятник древнетюркской   эпохи.

22.  Древнетюркские надписи, сосредоточенные в республиканском краеведческом музее им.Анохина.

23. Серебряные сосуды на Алтае

24. Своеобразие эпитафийных надписей Горного Алтая.

25. Курайский этап и балтарганский этап в тюркской археологической культуре.

Критерии оценивания:

«зачтено», повышенный уровень,

Студент знает общие и теоретические основы учебной дисциплины, а также умеет анализировать древнетюркские памятники средневековья в Республике Алтай, умеет свободно использовать справочную литературу, составляет  характеристику. Владеет   знаниями культурно-исторического наследия Горного Алтая и проблемы его сохранения. Владеет навыками анализа древнетюркских памятников рунического письма Горного Алтая и навыками анализа древнетюркских памятников с точки зрения его жанрового разнообразия;

«зачтено»,

Студент знает общие и теоретические основы учебной дисциплины, а также анализировать древнетюркские памятники средневековья в Республике Алтай, умеет свободно использовать справочную литературу. Умеет выявлять сходные черты в культурно-историческом развитии тюркоязычных народов.  Знает основные понятия и терминологию по дисциплине, готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету.

«зачтено», пороговый уровень

При ответе у студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Получить с помощью преподавателя правильное решение получает-ся не сразу, по составлению физико-географической характеристики, готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету.

«не зачтено», уровень не сформирован

Студент не знает общие и теоретические основы учебной дисциплины, а также не может анализировать, не владеет навыками анализа древнетюркских памятников, не может овладеть навыками рунического письма, не готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Тыбыкова Л.Н.
Актуальные вопросы тюркологии: учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование профиль подготовки Родной язык и литература
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=629:akt-turk-2012&catid=26:philology&Itemid=180
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 11
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Тыбыкова Л.Н.
Введение в тюркологию: учебно-методическое пособие по специальностям 031000-62 Филология, 050302.00 Родной язык и литература с доп. спец. Русский языки литература, 031001 Филология
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=546:vvedenie-v-tyurkologiyu&catid=26:philology&Itemid=180
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
MS WINDOWS
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
102 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер. Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), кафедра
 
222 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Переносной проектор, ноутбук, экран
 
102 Б2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), 2 шкафа для учебных пособий, доска, кафедра, стол под ТВ
 
стр. 12
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
211 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

 
стр. 13
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические указания по подготовке реферата

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Структурно основная часть работы должна содержать 2-3 главы, которые делятся на 2-3 параграфа. В каждой главе должна раскрываться определённая часть проблемы исследования, в каждом параграфе – отдельный вопрос темы работы. В конце глав, параграфов пишутся выводы в виде кратко сформулированных тезисов.

В заключении в сжатом виде излагаются наиболее важные выводы, к которым пришёл студент, а также ставятся вопросы, которые ещё необходимо решить.

 
стр. 14
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
Список использованных источников формируется из перечня публикаций, которые использовались студентом. В обязательном порядке в список включаются все источники, на которые сделаны ссылки. Размещаются в алфавитном порядке.

В приложение студент может включать различный наглядный информационный материал – таблицы, диаграммы, схемы и т.п.

3.Общие требования к внешним параметрам текста

Редактор Mikrosoft Word, размер шрифта -  14, гарнитура шрифта -   Timts New Roman, межстрочный интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25, выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски постраничные.

Заголовки пишутся на новой странице с абзацного отступа

Методические указания по выполнению тестовых заданий по дисциплине

Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.

Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания тестируемых по всему курсу дисциплины. Тесты можно использовать при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний, для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на практических занятиях; а также для проверки остаточных знаний изучивших данную дисциплину.

Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. При выполнении тестов не следует пользоваться  лекциями, учебниками, дополнительной  литературой и т.д. Для успешного выполнения тестового задания необходимо внимательно прочитать поставленный вопрос, варианты ответов и выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу правильного ответа.

На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности тестируемых студентов, от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.

Методические рекомендации по подготовке к  зачету

Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и процессе самостоятельной работы. Зачет дает возможность преподавателю:

– выяснить уровень освоения обучающимися  программы учебной дисциплины;

– оценить формирование  определенных знаний и навыков их использования, необходимых и достаточных для будущей самостоятельной работы;

– оценить умение обучающихся творчески мыслить и логически правильно излагать ответы на поставленные вопросы.

Зачет проводится в  форме собеседования, в процессе которого  обучающийся отвечает на вопросы преподавателя.