(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Религиоведение как наука о закономерностях возникновения и функционирования
религии. Богословский и научный подходы к изучению религии. Предмет, принципы и
методология религиоведения. Основные разделы религиоведения. Цели и задачи курса,
его вклад в гуманизацию образования.
Религия как сфера духовной жизни. Проблема определения религии. Сущностные характеристики религии и религиозного сознания. Понятие священного (сакрального). Религиозный опыт.
Социально – психологические качества личности, формируемые религиозной средой.
Разнообразие религиозных форм. Классификация религий. Структура религии, ее основные элементы. Религиозные организации, их типология, специфические признаки
церкви и секты.
Религия как социальное явление. Функции и роль религии в жизни личности и общества. Религия и мораль. Религия и право.
Тема 2. Ранние и национальные религии
Основные подходы к решению проблемы происхождения религии. Причины и необходимые условия зарождения религии. Эволюция религии: понятие, закономерности и
основные этапы. Проблема будущего религии.
Особенности первобытных форм религии. Первобытные истоки права. Ранние религиозные формы: тотемизм, фетишизм, магия, анимизм. Культ предков. Элементы первобытных религиозных форм в современных религиях и культурах. Шаманизм.
Язычество. Языческие верования славян. Обрядовая практика древних славян.
Языческие традиции русской культуры.
Условия появления и особенности национальных религий. Национальные религии:
индуизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм. Их место и роль в мировой культуре.
Индуизм, время и исторические условия появления. Священные источники индуизма: Веды, упанишады, эпические поэмы «Махабхарата» («Бхагават-Гита») и «Рамаяна».
Религиозно-философские идеи индуизма. Индуистский пантеон, Тримурти. Обряды и ритуалы в индуизме. Индуизм и кастовая система. Индуизм и этико-правовые традиции
Даосизм, его истоки в древних шаманских верованиях Китая. Лоа-Цзы и книга «Дао дэ цзин». Основные категории и принципы даосизма. Идея бессмертия в даосизме.
Культ неба и культ святых мудрецов. Обрядовая практика даосизма.
Конфуцианство, его этико-философская направленность. Кун-цзы (551-479 гг. до н.э.) и книга «Лунь-юй». Концепция «благородного мужа», социальные идеалы конфуцианства. Культ предков и связь с традициями. Конфуцианство как основа современной
восточной этики.
Синтоизм как традиционная религия японского народа. «Кодзики». Обожествление сил природы и личностей. Культ Ками и Солнца. Обряды и праздники в синтоизме. Синтоизм в современной Японии.
Иудаизм – религия еврейского народа. Танах и Талмуд как источники иудаизма.
Основные положения иудаизма. Обряды и праздники в иудаизме. Современный иудаизм,
его основные направления. Сионизм и антисемитизм. Иудаизм в России. Особенности
взаимоотношений органов внутренних дел с иудейскими религиозными общинами и верующими.
Тема 3. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам
Мировые религии, условия формирования и особенности мировых религий.
Буддизм как древнейшая из мировых религий. Сидхартха Гаутама, легенда о его
жизни. «Четыре благородных истины» и благородный восьмеричный путь спасения. Трипитака. Основные школы буддизма: хинаяна, махаяна, ваджраяна (тантризм). Региональные формы буддизма: ламаизм, дзен-буддизм. Буддийский культ и образ жизни. Распространение буддизма в мире. Буддизм как одна из традиционных религий Российской Федерации.
Христианство. Духовные источники христианства. Библейская история жизни Иисуса Христа. Священные тексты христиан (Ветхий Завет и Новый Завет). Система представлений о мире, Боге, человеке и месте человека в этом мире. Символ веры и основные
догматы христианства. Христианская нравственность, главный нравственный принцип.
Таинства, обряды и праздники в христианстве. Разделение христианских церквей. Католичество. Православие. Протестантизм. Особенности вероучения, культовой
религиозной организации православия, католицизма и протестантизма. Особенности христианского миропонимания и мироощущения и их учет при взаимодействии органов
внутренних дел с православными, католиками и протестантами.
История становления Русской православной церкви и ее взаимоотношения с государством. Значение крещения Руси в 988г. Основание собственного патриаршества и утверждение автокефалии в 1589г. Реформы патриарха Никона в середине XVII в. Старообрядчество. Окончательное подчинение церкви государству в период правления Петра I.
Православные секты: духоборы, молокане, хлысты, скопцы. Восстановление патриаршества, Русская православная церковь в советский период. Русская православная церковь на
современном этапе. Организационная структура РПЦ. Духовенство и монашество. Перспективы и проблемы Русской православной церкви в современном российском обществе.
Взаимодействие РПЦ и органов внутренних дел.
Ислам. История возникновения ислама. Роль Мухаммеда в становлении ислама.
Символ веры (шахада) и основные догматы ислама. Коран и Сунна – священные книги
мусульман. Шариат и особенности мусульманского права (фикха). Мусульманские обряды и праздники. «Пять столпов» ислама. Основные направления ислама: шиизм, суннизм.
Суфизм, его религиозно-мистическая сущность. Ваххабизм.
Ислам в России. Современные мусульманские объединения в российском обществе: особенности деятельности и тенденции развития.
Исламский фундаментализм и экстремизм. Деятельность ОВД по профилактике
исламского религиозного экстремизма.
Тема 4. Современные нетрадиционные религии. Деструктивные религиозные
объединения
Особенности религиозной сферы XX-XXI вв. Формирование нового «конфессионального пространства» в постсоветской России.
Нетрадиционные религии: понятие и особенности. Разнообразие нетрадиционных
религий, их классификация. Традиционные и нетрадиционные религии Российской Федерации.
Деструктивные религиозные объединения: понятие и признаки. Проявление деструктивности в
экстремизм.
Тема 5. Религиозное свободомыслие. Свобода совести
Секуляризация как социально-историческое явление. Свободомыслие и его разновидности.
Религиозные и нерелигиозные мировоззренческие системы. Диалог религиозного и
нерелигиозного мировоззрений: цели и принципы.
Церковь и общество. Модели государственно-конфессиональных отношений.
Свобода совести – основополагающий принцип существования религии в современном обществе. Степень осуществления свободы совести как мера гражданского развития общества. История формирования свободы совести в России.
Свобода мысли, совести, религии и убеждений – принцип международных правовых документов (Всеобщая декларация прав человека 1948г.).
Правовые основы свободы совести и вероисповеданий в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации о свободе совести. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г. Религиозные группы и религиозные организации. Регистрация религиозных объединений и контроль над их деятельностью. Религиоведческая экспертиза. /Лек/
Религиоведение, история религии, философия религии, социология религии, психология религии. Религиозная философия и теология. Особенности развития религиоведения в России.
Основные концепции религии в зарубежной и отечественной философии.
Типы религии. Место и роль религии в культуре.
2 Происхождение религии и ее первоначальные формы.
Тотемизм. Тотем и табу. Фетишизм. Понятие фетиша. Магия, ее формы и проявления. Анимизм. Шаманизм. Культ предков.
Культы земли и неба. Дохристианские верования древних славян. Реликты первоначальных форм религии в современной
жизни.
3 Религии Востока. Религии Древнего Междуречья. Индоиранская религия. Зороастризм. Конфуцианство. Жизнь и деятельность Кун-цзы.
Культ неба. Социальные идеалы конфуцианства. Конфуцианская система образования и воспитания. Даосизм Лао-Цзы и его учение о Дао. Даоские жрецы и храмы. Синтоизм (синто) как выражение японской культуры.
4 Древнеегипетская религия. Религии римско-эллинистического мира.
Культы в Древнем Египте. Космогония
древних египтян. Жизнь, смерть, бессмертие в древнеегипетской религии. Боги и космос в эллинистической культуре. Боги
римлян. Культ императора. Отражение религий римско-эллинистического мира в современной культуре.
5 Буддизм. Особенности мировых религий: монотеизм, космополитизм, универсализм. Легенда об основателе буддизма. Сиддхарта
Гаутама и его учение Буддийский культ и образ жизни. Основные течения в буддизме: хинаяна, махаяна, ламаизм. Дзенбуддизм. Распространение буддизма в современном мире.
6 Раннее христианство и западное христианство
Католичество и протестантизм. Иудаизм и появление христианства. Развитие раннего христианства. Догматика и культ первых
христиан. Раскол христианства. Католицизм: его генезис, основы вероучения и культа. Священное Писание и Предание в
католицизме. Положение и права католической церкви в мире. Государство Ватикан. Монашеские и военно-монашеские
Мартин Лютер. Жан Кальвин. Религиозные доктрины и культ в протестантских деноминациях: общее и особенное.
7 Конфессиональные особенности православия.
Православие в России. Возникновение православия в ходе Великого Раскола. Догматически и культовые особенности православия. Принятие христианства на Руси и его значение. Церковная организация на Руси в X-XIII вв. Введение патриаршества в России. Русская Православная
церковь в имперский и советский период
отечественной истории. Современное положение РПЦ. Русской старообрядчество: история и современность. /Пр/
2. Основные концепции происхождения и сущности религии.
3. Религия как общественное явление. Основные этапы истории изучения религии.
4. Социальные, психологические и гносеологические корни религии.
Основные функции религии в современном мире.
5. Фетишизм.
6. Тотемизм.
7. Магия, ее виды и методы.
8. Анимизм и заупокойный культ.
9. Брахманизм. Священные тексты индусов.
10. Индуизм.
11. Джайнизм и сикхизм.
12. Зороастризм (парсизм). Что переняли иудаизм, христианство, ислам от зороастризма?
13. Возникновение буддизма. Священные тексты буддистов.
14. Догматика буддизма. «4 истины» и «8 ступеней».
15. Основные направления буддизма. Ламаизм в России.
16. Конфуцианство.
17. Даосизм в Китае.
18. Дзен-буддизм в Китае и Японии. Западный дзен.
19. Синтоизм в Японии.
20. Иудаизм. Священные тексты иудеев.
21. Основные направления иудаизма в средние века, новое и новейшее время.
22. Возникновения христианства. Причины превращения его в мировую
религию.
23. Проблема историчности Иисуса.
24. Становление христианской догматики. Первые соборы. Первые
христианские ереси
25. Священные тексты христиан.
26. Христианство в средние века и Новое время. История разделения церквей.
27. Католицизм: особенности вероучения.
28. Монашеские католические ордена. Орден иезуитов. Инквизиция.
29. Папство вчера и сегодня.
30. Религия восточных славян.
31. Крещение Руси, его историческое значение.
32. Православие: основные догматы.
33. История русской православной церкви.
34. Возникновение ислама.
35. Догматика ислама.
36. Священные тексты мусульман.
37. Основные направления ислама.
38. Реформация в Западной Европе. Протестантизм.
39. Лютеранство.
40. Кальвинизм.
41. Церкви на основе протестантизма: баптисты, пятидесятники, адвентисты
42. Иеговисты.
43. Религия на пороге XXI века. Традиционные церкви в современном мире.
Консервативное и модернистское направления. Экуменическое движение.
44. Современные религиозные направления: Общество Сознания Кришны.
Церковь Унификации (Муна).
45. Церковь Науки (Сайентология). Теософия. Агни-Йога. Западный Дзен.
46. Современное неоязычество (обзор или одно из направлений: неодруидизм, Викки, славянское неоязычество, др.). /Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий (эссе, тестирования, контрольная работа) к зачету.
3. Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 2-х балльной шкале:
– «зачтено», выставляется в случае, если студент выполнил 61-100 % заданий;
– « не зачтено», менее 61 % заданий.
2. История религии
3. Социология религии
4. Философия религии
5. Ранние формы религии
6. Религия древних славян
7. Религиозное сознание
8. Религиозный культ
9. Религиозная организация
10. Религиозные отношения
11. Буддизм в России: история и современность
13. Принятие христианства на Руси
14. Христианские таинства
15. Культовая практика православия
16. Православные религиозные праздники
17. Институт священства в Православной Церкви
18. Православие в системе культуры России
19. Старообрядчество в России: история и современность
20. Католицизм в России: история и современность
21. Протестантизм в России: история и современность
22. Ислам в России: история и современность
23. Религия и мораль
24. Религия и политика
25. Религия и философия
26. Религия и наука
2 7. Религия и экономика
28. Религия и атеизм: история их взаимоотношений
29. Государственно-церковные отношения в России XVII века
30. Государственно-церковные отношения в России XIX века
31. Государственно-церковные отношения в России в начале XX века (до 1917 года)
32. Государственно-церковные отношения в России с февраля 1917 по октябрь 1917год
33. Государственно-церковные отношения в России (СССР) с октября 1917 по 1941год
34. Государственно-церковные отношения в СССР в годы Великой Отечественной войны
35. Государственно-церковные отношения в СССР в послевоенные годы (до 1991г)
36. Государственно-церковные отношения в СССР (России) С 1991 года по настоящее время.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
2.Понятие религии. Основные компоненты религии.
3.Функции религии.4
.Происхождение религии.
5.Фетишизм и анимизм.
6.Магия и шаманизм.
7.Культ предков.
8.Особенности религий Древнего мира.
10.Религия Древней Греции и Рима.
11.Религии древних цивилизаций Америки.
12.Особенности национальных религий.
13.Индуизм.
4.Зороастризм.
15.Религия древних славян.
16.Даосизм.
17.Конфуцианство.
18.Синтоизм.
19.Иудаизм.
20.Мировые религии и их роль в современном мире
.21.Возникновение буддизма.
22.Буддийское вероучение.
23.Ламаизм.
24.Буддизм на территории России.
25.Возникновение христианства.
26.Формирование христианского вероучения и культа
.27.Библия –основной источник вероучения в христианстве.
28.Особенности православного вероучения и культа.
29.Распространение православия на Руси: причины, процесс и последствия.
30.Особенности католического вероучения и культа.
31.Отличие католицизма от православия
32.Эпоха Возрождения и возникновение протестантизма.
33.Протестантизм: особенности и основные течения.
34.Факты и легенды о жизнедеятельности Мухаммеда.
35.Основные направления ислама (суннизм, шиизм).
36.Коран -основной источник вероучения ислама.
37.Нетрадиционные религии.
38.Понятие и виды свободомыслия.
39.Свобода совести в истории России.
40.Современное законодательство о свободе совести
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
2. Законодательство России о свободе совести и религии.
3. Проблема происхождение религии.
4. Ранние формы религии: фетишизм, анимизм, шаманизм, первобытная магия, мантика, тотемизм, культ плодородия, культ предков, культ вождей и пр.
5. .Этнонациональные религии: конфуцианство, даосизм, синтоизм, индуизм, сикхизм, джайнизм.
6. Язычество древних славян, скандинавов, германцев и пр.
7. Авраамические религии: общие признаки и различия.
8. Иудаизм: история, вероучение и культ; петербургская хоральная синагога и еврейская община.
9. Буддизм: история, вероучение и культ.
10.Раннее христианство.
11.Христианское вероучение и культ.
12.Православие: история, вероучение и культ, храмы Петербурга.
13.Православные таинства.
14.Католицизм: история, вероучение и культ, храмы Петербурга.
15.Протестантизм: история, вероучение и культ, общая характеристика основных течений, храмы
Петербурга.
16.Первичные протестантские церкви – лютеранство, кальвинизм, англиканство: история, вероучение и культ.
17.Вторичные протестантские церкви – баптисты, адвентисты, пятидесятники: история, вероучение и культ.
18.Ислам: история, вероучение и культ; мусульманская община и Мечеть Петербурга.
19.Роль религии в современном мире и культуре.
20.Религиозная толерантность и свободомыслие в мировой истории.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена,
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.