(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
• овладевать знаниями о сущности социальных отношений;
• использовать полученные теоретические знания в практической деятельности, для оценки конкретных ситуаций, возникающих в повседневной жизни;
• предвидеть и анализировать возможные конфликтные ситуации и их последствия.
• анализировать и понимать смысл происходящих в обществе событий, выстраивать логику собственного поведения;
• использовать социальную информацию, полученную другими исследователями;
• разрабатывать программу социологического исследования;
• составлять инструментарий и технологию осуществления конкретных социологических исследований, использовать количественные и качественные методы;
• формулировать выводы и рекомендации.
Уметь: аргументированно представлять собственное суждение и оценку информации
Владеть: навыками принятия обоснованного решения.
Владеть навыками выполнения профессиональных задач при взаимодействии с людьми с учетом их социокультурных особенностей
Уметь: Проектировать и осуществлят учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области
Владеть: навыками использования психолого-педагогических знаний
ции
ракт.
Зачет
Тестирование
Зачет
Тестирование
Зачет
Тестирование
Зачет
Тестирование
Зачет
Тестирование
Зачет
Тестирование
Зачет
Тестирование
Зачет
Тестирование
Зачет
Тестирование
Зачет
Тестирование
Зачет
Тестирование
Зачет
Тестирование
Тема №2. Становление и основ¬ные этапы историче¬ского развития социо¬логии. Основные направления современной социологии. Общество как социо¬культурная система.
Тема №3. Структура общества
Тема №4. Культура в обществен¬ной системе.
Тема №5. Социальные изменения.
Тема №6. Личность как субъект и объект обществен¬ных отношений.
Социальный контроль.
Тема №7. Социальные институты.
Тема №8. Социальные группы и общности.
Тема №9. Понятие и виды СИ. Теоретическая подготовка СИ. Методы социологического исследования. Анализ данных.
/Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к зачету с оценкой.
Тест (вариант 1)
1. В какой период произошло утверждение понимания социологии в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе, наряду с физикой, химией и биологией?
а) конец XVIII в. б) середина XIX в. в) начало XX в.
2. При определении объекта и предмета социологии принципиальное значение имеет уяснение содержания понятия «социальное». Что такое «социальное»?
а) одна из основных сфер жизни общества, наряду с экономической, политической и духовной;
в) совокупность общественных отношений в процессе совместной деятельности в конкретных условиях места и времени.
3. В структуре социологии принято выделять такие направления, как: макросоциология и микросоциология. Среди предложенных вариантов выберите те, которые относятся к предмету макросоциологии.
а) революция; г) процесс глобализации;
б) конфликт в семье; д) ссора друзей;
в) взаимоотношения в студенческой группе; е) классовая борьба.
4. В рамках социологии выделяют классический и неклассический тип научности. Среди предложенных вариантов выберите те принципы, которые выражают суть неклассического:
а) социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;
б) социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук;
в) между социальной теорией и действительностью существует принципиальное различие;
г) социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и ценностные суждения;
д) социология способна выяснять и объяснять причины только свершившихся событий и не должна претендовать на какие-либо «научные прогнозы».
5. Кто разработал понятие «общественно-экономическая формация»?
а) М. Вебер; б) Г. Спенсер; в) К. Маркс.
6. Социологическое учение М. Вебера называют «понимающей социологией», что, по мнению ученого, социология призвана «понимать»?
а) осмысленное социальное действие;
б) социальную структуру общества;
в) функционирование социальных институтов.
7. Кто создатель интегрального направления в современной социологии, теории социаль¬ной стратификации и социальной мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем?
а) М. Вебер;
б) Н.Я. Данилевский; г) П. Сорокин;
в) Э. Дюркгейм; д) Т. Парсонс.
8. В процессе социализации личности выделяют «первичных» и «вторичных» агентов социализации. Среди предложенных вариантов выберете те, которые относятся к «первичным».
а) детский сад; г) армия;
б) школа; д) друзья.
в) семья;
9. Каково соотношение понятий «социальная роль» и «социальный статус»?
а) соответствие определенной социальной роли предполагает выполнение функций целого ряда социальных статусов
б) социальная роль намного уже социального статуса. Каждый социальный статус содержит в себе функции множества социальных ролей.
10. Социальная мобильность – это:
а) динамика развития общества;
б) переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой;
в) развитие социальных институтов.
11. В социологии существует две крайних позиции в оценке социального конфликта. Определите, какой позиции придерживались Л. Козер, Г. Зиммель, Р. Дарендорф?
а) Социальный конфликт – это кризисное явление, аномалия, характерная для нестабильного социального устройства.
б) Социальный конфликт необходимый атрибут социальных отношений и играет позитивную роль в интеграции и стабилизации общественной жизни.
12. Процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старым – это:
а) десоциализация в) ресоциализация
б) инсоциализация г) интерсоциализация
13. При проведении социологического исследования выделяют три основных исследовательских стратегии. Какая из предложенных стратегий дает более полное представление о причинно-следственных связях внутри изучаемого объекта?
а) аналитическая; г) разведывательная;
б) экспериментальная; д) трендовая;
в) описательная; е) лонгитюдная.
а) анкетирование; е) телефонный опрос;
б) фокус-групповая методика; ж) телевизионный экспресс- опрос;
в) контент-анализ; з) выявление экспертных оценок;
г) «проблемное колесо»; и) метод БОУ;
д) интервьюирование; к) социометрические методики.
15. Правомочность выборочной совокупности определяется двумя параметрами:
а) операционализация; в) интерпретация;
б) репрезентативность; г) обоснованность.
II – вариант
1. Огюст Конт разработал закон о трех стадиях развития. О стадиях какого развития идет речь?
а) развитие социальных институтов;
б) интеллектуальное развитие человеческого разума;
в) экономическое развитие.
2. В рамках социологии выделяют классический и неклассический тип научности. Среди предложенных вариантов выберите те принципы, которые выражают суть классического:
а) социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;
б) социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук;
в) между социальной теорией и действительностью существует принципиальное различие;
г) социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и ценностные суждения;
д) социология способна выяснять и объяснять причины только свершившихся событий и не должна претендовать на какие-либо «научные прогнозы».
3. Кто признается автором современной теории социального действия и на этой основе - структурно-функциональной теории социальных систем?
а) Р. Мертон; б) Д. Истон; в) Т. Парсонс; г) В. Парето.
4. В структуре социологии принято выделять такие направления, как: макросоциология и микросоциология. Среди предложенных вариантов выберите те, которые относятся к предмету микросоциологии.
а) революция; г) процесс глобализации;
б) конфликт в семье; д) ссора друзей;
в) взаимоотношения в студенческой группе; е) классовая борьба;
5. Определите сущность социологического направления «символический интеракционизм».
а) изучение и интерпретация взаимодействия между людьми, оказывающее влияние на их поведение;
б) анализ взаимодействия между социальными институтами и изучение социальной структуры общества;
в) изучение взаимодействия между большими социальными группами (классами, нациями).
6. Среди предложенных вариантов имена ученых и названия ролевых теорий социализации личности. Сопоставьте названия теорий с их авторами.
1) теория «зеркального Я»; а) А. Таллер;
2) концепция «обобщенного другого»; б) Р. Дарендорф;
3) концепция «значимого другого». в) Э. Касирер;
г) Дж. Мид;
д) Ч. Кули.
7. Теория социальной стратификации – это:
а) изучение дифференциации общества на различные социальные группы, отличающиеся по своему общественному положению;
б) изучение структуры социальных институтов и взаимодействия между ними.
8. Человек переехал в другую страну и изменил свою религиозную принадлежность. Что это?
а) вертикальная мобильность;
б) горизонтальная мобильность.
9. В процессе социализации личности выделяют «первичных» и «вторичных» агентов социализации. Среди предложенных вариантов выберете те, которые относятся к «вторичным».
а) детский сад; г) армия;
б) школа; д) друзья.
в) семья; е) ВУЗ
10. Процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения – это:
а) десоциализация в) ресоциализация
11. Э. Дюркгейм, рассматривая общество как ценностно-нормативную систему, обозначил особенности его кризисного состояния, связанного с ценностно-нормативным вакуумом – «безнормностью». Это же состояние, по мнению ученого, становится причиной самоубийств. Что это?
а) социальная клаузола; д) фрустрация;
б) маргинальность; е) аномия;
в) амальгамизация; ж) релятивизм;
г) инфильтрация; з) агрегация.
12. Маргинал – это:
а) человек, занимающий «промежуточное» положение между социальными стратами;
б) человек, занимающий низшее положение в социальной иерархии;
в) человек, исповедующий революционные методы социальных изменений.
13. В социологическом исследование применяются количественные и качественные методы. Среди предложенных вариантов выберете качественные методы.
а) анкетирование; е) телефонный опрос;
б) фокус-групповая методика; ж) телевизионный экспресс- опрос;
в) контент-анализ; з) выявление экспертных оценок;
г) «проблемное колесо»; и) метод БОУ;
д) интервьюирование; к) социометрические методики.
14. Выборочная совокупность – это:
а) система взаимодействующих друг с другом индивидов;
б) социальная группа, поддерживающая определенные политические и эконо¬миче¬ские взгляды;
в) «микромодель» исследуемого объекта.
15. Программа социологического исследования содержит две части: теоретико-методологическую и процедурно-методическую. Среди предложенных вариантов выберите те, которые относятся к процедурно-методической части программы СИ.
а) операционализация понятий эмпирическими категориями;
б) формулирование гипотезы исследования;
в) обоснование типа выборки и ее репрезентативности;
г) обозначение методики сбора социальной информации;
д) определение цели и задач исследования.
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» 84-100%, повышенный уровень: выставляется студенту, если дан правильный ответ на вопросы задачи. Объяснение хода её решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в том числе из лекционного курса); ответы на дополнительные вопросы верные, чёткие, использовано нормативно правовое сопровождение в полном объеме.
- Оценка «хорошо», 66-83%, пороговый уровень: выставляется студенту, если он им дан правильный ответ на вопросы задачи. Объяснение хода её решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в том числе из лекционного материала); ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно чёткие. Нормативно правовое сопровождение не в полном объеме.
- Оценка«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень: выставляется студенту если ответы на вопросы задачи даны правильно. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в том числе лекционным материалом); ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях, не использован нормативно-правовой материал, в том числе решения Пленума Верховного Суда РФ, практика правоохранительных органов и суда.
- Оценка «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован: выставляется студенту если ответы на вопросы задачи даны неправильно. Объяснение хода её решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования; ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют).
1.Социология гендера: анализ половых стереотипов и равенства полов в обществе.
2.Интеркультурная коммуникация: исследование особенностей межкультурных отношений и их влияния на общество.
3.Социальные сети: анализ взаимодействия людей через различные социальные платформы.
4.Миграция: исследование проблем мигрантов и причин их переселения.
5.Образование: анализ системы образования, ее проблем и перспектив развития.
6.Религия: изучение роли религии в обществе, ее влияния на поведение людей и особенности верующих сообществ.
7.Социальные движения: анализ причин и особенностей возникновения социальных движений и их влияния на общество.
8.Культура: изучение культурных особенностей различных стран и народов, а также взаимодействия между ними.
9.Влияние социальных сетей на межличностные отношения.
10.Роль женщин в современном обществе.
12.Социальная ответственность бизнеса: теория и практика.
13.Влияние массовой культуры на формирование ценностей.
14.Социальные проблемы современного общества: анализ и решения.
15.Сравнительный анализ социокультурных особенностей России и США.
16.Феномен детства: социологический анализ.
17.Стереотипы в массовой культуре: проблемы и перспективы.
18.Социологический анализ бедности как явления современного общества.
19.Роль государства в формировании социальных институтов: традиции и новации.
20.Социальная стратификация: система классов и каст в обществе и выявление их влияние на поведение людей.
Критерии оценки реферата
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер
1. Социология как наука.
2. Общество и социология.
3. Социология и другие науки об обществе.
4. Социология и проблемы современного общества.
5. Роль социологии в современной России.
6. Рождение социологии и его основные факторы.
7. Социологический проект Конта.
8. Классические социологические теории.
9. К. Маркс и социология XX в.
10. Значение социологической теории Э. Дюркгейма.
11. П.А. Сорокин – классик социологии XX столетия.
12. Особенности русской социологической мысли.
13. Сравнительный анализ европейской и американской школ социологии конца XIX – начала XX в.
14. Современные социологические теории.
15. Новейшие тенденции в развитии социологии на рубеже XX – XXI вв.
16. Общество как социальная система.
17. Социальная структура общества.
18. Мировая система и процессы глобализации.
19. Место России в мировом сообществе.
20. Социальная динамика и ее источники.
21. Эволюционное и революционное в социальном развитии.
22. Глобальные проблемы современной цивилизации и социологические проекты альтернативного развития.
23. Основные черты и тенденции социальной стратификации в современной России.
25. Социальная роль семьи в современном обществе.
26. Проблемы стабильности семьи в современной России.
27. Социальная роль религии сегодня.
28. Преступность и общество.
29. Проявления социальной аномии в современной России.
30. Единство биологического и социального в человеческой личности.
31. Взаимоотношение личности и общества.
32. Социализация личности.
33. Социальная культура и общество.
34. Культура как фактор социальных изменений.
35. Процесс изменения социальных ценностей в современном российском обществе.
36. Политическая социология и политология.
37. Общество и политика.
38. Личность и политика.
39. Правовое социальное государство и гражданское общество.
40. Социология права и ее значение в жизни общества.
41. Общество и образование.
42. Принципы социального равенства и справедливости в области образования.
43. Рыночная экономика и система образования.
44. Общество и экономика.
45. Социальные последствия реформирования российской экономики.
46. Актуальные проблемы социологии труда.
47. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
48. Роль эмпирических социологических исследований в современном обществе.
49. Ключевая роль программы в СИ.
50. Методические проблемы сбора и обработки первичной социологической информации.
Критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных содержательных элементов дисциплины, проявившим творческие способности в понимании, изложении
и использовании учебного материала;
– оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе, показавший систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
– оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности непринципиального характера в ответе на зачете и при выполнении зачетных заданий;
– оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке конспектов
Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Иванов, И.И. Есть ли жизнь на Марсе? [Текст] / И.И. Иванов. - Горно-Алтайск, 2015. - 123 с.)
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Изучение дисциплины «Общая социология» завершается сдачей завершается сдачей зачета с оценкой. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.