(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Попов А.В.
Зав. кафедрой Попов А.В.
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попов А.В.
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попов А.В.
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Попов А.В.
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
глобальные проблемы
современности /Лек/
Направления
современной
художественной
культуры
/Лек/
объединения: хиппи, металлисты, брейкеры, байкеры, толкинисты, эмо, готы и другие.
Гедонистически-развлекательные молодежные субкультуры: хип-хоп культура, толкинисты,
клабберы. Антисоциальные молодежные неформальные объединения. /Пр/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, тестов, заданий, вопросов по темам и разделам, тем рефератов.
Современная мировая культура
1. Художник, чьё творчество принадлежит сюрреализму:
а) С. Дали;
б) Ж. Брак;
в) Э. Дега;
г) Н. Пуссен.
2. Какие тенденции характерны для науки ХХ века:
а) интегративность;
б) комплексный подход;
в) системность;
г) всё вышеперечисленное.
3. Учёный, который ввёл термин «постиндустриальное общество»:
а) П. Сорокиным;
б) Д. Беллом;
в) А. Тофлером;
г) Л. Арагоном.
4. Важной чертой постсовременности не является:
а) принцип: «успех должен следовать итогам всей жизни, а не раньше»;
б) широкое распространение всякого рода лотерей и игр;
в) театрализация практически всех существующих событий политической жизни;
г) господство моды.
5. Первые признаки художественной культуры постмодернизма возникли:
а) американском кино 1980-х гг.;
б) итальянской архитектуре в конце 1950-х гг.;
в) французской живописи 1970-х гг.;
г) английской музыке 1960-х гг.
6. К тенденциям современного мирового социокультурного развития не относится:
а) формирование крупной элитарной прослойки высококлассных специалистов международного уровня;
б) формирование новой социально-культурной стратификации основной массы населения;
в) усиление социально-психологического начала в отношениях между людьми;
г) сведение массового среднего образования к уровню освоения элементарной «картины мира».
7. «Диагноз нашего времени» (Карл Мангейм) – это становление глобального информационного пространства, где:
а) усиливается тенденция к самоидентификации;
б) господствуют общие стереотипы, общие оценки, общие параметры поведения;
в) действует система табу во всех сферах жизнедеятельности человека;
г) крепнет социальная солидарность людей.
8. Выберите правильное высказывание:
а) кич – синоним псевдоискусства, относящегося к самым нижним пластам массовой культуры;
б) кич – высшая форма проявления художественности в искусстве;
в) форма современного искусства.
9. Автор психоанализа?
а) К.Юнг
б) З. Фрейд
г) О. Шпенглер
10. Термин "архетипическое сознание ввел?
а) Т. Манн
б) К. Юнг
в) Ф. Ницше
г) Н. Бердяев
. Тест. Отечественная культура
1. Славянофилы – это представители:
а) политического движения России XXI века;
б) русского народа, старавшегося противостоять засилью Запада и наплыву в Россию инородцев;
в) интеллектуального движения в России XIX века, отстаивавшего идеи русской самобытности;
г) интеллектуального движения, выступавшего против идеи русской самобытности.
2. Какой культурный тип, находящийся на стадии возникновения и готовый сменить умирающий романо–германский тип, особо отмечал О. Шпенглер:
а) славянский;
б) американский;
в) японо-корейский;
г) русско-сибирский.
3. Автор концепции пассионарности (взрывоподобной активности этносов, связанной с получением энергии из космоса):
а) Н.Я. Данилевским;
б) А.Д. Тойнби;
в) В.И. Вернадским;
г) Л.Н. Гумилевым.
4. Назовите известных представителей культурологической теории «евразийства»:
а) Г.В. Вернадский, Г.В Флоровский, Л.П. Карсавин;
б) Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, В.И.Вернадский;
в) Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, И.А. Ильин;
г) В.И. Вернадский, Н.О. Лосский, П.П. Сувчинский.
5. Понятие «ноосфера» означает:
а) тропосферу и стратосферу;
б) оболочку земли, идущую за атмосферой;
в) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития;
г) открытое космическое пространство.
6. Течение культурологической мысли, в котором Россия - не Европа и не Азия, а современно самобытный континент с преобладанием не европейского, а азиатского (туранского) начала:
а) славянофильство;
б) западничество;
в) толстовство;
г) евразийство.
7. Русский мыслитель, которому принадлежит высказывание: «Русское самосознание не может быть ни славянофильским, ни западническим, так как обе эти формы означают несовершеннолетие русского народа, его незрелость для жизни мировой, для мировой роли»:
а) А.С Хомякову;
б) Н.А. Бердяеву;
в) П.Я. Чаадаеву;
г) В.С. Соловьеву.
8. Ученый, в своих работах связавший исторические и культурные явления в человеческом сообществе с космическими явлениями:
а) А.Л. Чижевский;
б) Н.А. Бердяев;
в) В.И. Вернадский;
г) Ю.М. Лотман.
9. Американский социолог русского происхождения, автор концепции социокультурной динамики:
а) Н.Я. Данилевский;
б) Н.А. Бердяев;
в) П.А. Сорокин;
г) А.Ф. Лосев.
10. Автор учения о ноосфере:
а) З. Фрейд;
б) Й. Хейзинга;
в) Ю. Лотман;
г) В.И. Вернадский.
11. Автор концепции длинных экономических волн:
а) П. Сорокин;
б) Н. Кондратьев;
в) И. Пригожин;
г) Ю. Лотман.
12. Ученый, социолог, философ культуры, автор теории «волнообразного изменения культур»:
а) О. Шпенглер;
б) Ф. Ницше;
в) П. Сорокин;
г) А. Моль.
13. Основание для типологии культур в работах Н.Я. Данилевского:
а) все ниже перечисленное;
б) историко – географическое;
в) разряды культурной деятельности человека;
г) основание «уединенности» или «преемственности».
14. Как назвал П. Сорокин описанный ниже тип искусства: «его мир частично сверх чувственный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действительности. Его герой то боги и другие мистические создания, то реальный человек, но только в его благороднейшем проявлении»:
а) идеациональное искусство;
б) эклектическое искусство;
в) чувственное искусство;
г) идеалистическое искусство.
15. Четыре основных разряда культурной деятельности, которые выделяет в своих работах Н.Я. Данилевский:
а) художественная, религиозная, политическая, нравственная;
б) религиозная, собственно культурная, политическая и общественно –экономическая;
в) научно – теоретическая, художественно – эстетическая, промышленно –техническая, нравственно –этическая;
г) научная, художественная, этическая, техническая.
16. Авторы идеи синергетики:
а) Д. Сахаров;
б) И. Пригожин, Г. Хакен;
в) А. Кребер, К. Клакхон;
г) В.И. Вернадский.
17. Суть теории «волнообразной динамики культур» П. Сорокина:
а) согласно этой теории, все изменения, которые имеют место в культуре, происходят не постепенно, а «накатываются», «как волны»;
б) согласно этой теории, изменения в одном типе культуре, как волны, распространяются на все другие типы культур;
в) согласно этой теории, культуры двигаются от идеального типа к гармоническому, а иногда смешанному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время происходит обратное движение через смешанный к идеациональному типу;
г) все суждения правильные.
18. Автор работы «Человек и машина»:
а) Л. Гумилев;
б) Н. Бердяев;
в) В. Соловьев;
г) П. Сорокин.
19. Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» исследуя культурно –исторические типы, говорит о существовании одноосновных культур, наиболее ярко реализовавших себя в одном из «разрядов» человеческой деятельности. К ним относятся:
а) греческая;
б) римская;
в) еврейская;
г) все перечисленное;
д) все перечисленное кроме еврейской.
20. Русский социолог XIX века, занимавшегося проблемами культурно – исторической типологии:
а) Н. Михайловский;
б) К. Леонтьев;
в) Н. Данилевский;
г) Н. Бердяев.
21. Процессы, лежащие в основе социокультурной динамики согласно концепции Ю.М. Лотмана:
а) постепенные и взрывные процессы;
б) процессы распада и структурирования;
в) циклические процессы;
г) все перечисленное.
22. Понятие, введенное Л.Н. Гумилевым, обозначающее страстное, неодолимое стремление людей к осуществлению своих идей, целей, идеалов; то, что является основой всех исторических деяний:
а) пассионарность;
б) синкретизм;
в) харизма;
г) пантеизм.
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100%, тем самым показав знание теоретических основ современной культуры.
- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ современной культуры.
- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов, показав знание основных понятий современной культуры.
- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов.
1. Футурология и футуризм.
2. Гуманизм 20 века и эпохи Возрождения: основные признаки и отличия.
3. Культурные процессы и их влияние на развитие локальных культур.
4. Общественные организации, ведущие деятельности в сфере борьбы с глобальными
проблемами современности (антиглобалисты, Green peace и др.)
5. Деятельность ЮНЕСКО в области охраны материального и духовного наследия мировой
культуры.
7. Глобальная сеть Интернет: положительное и отрицательное влияние на культуру.
8. Книжная культура.
9. Массовая и элитарная культуры.
10. Роль музеев в сохранении культурного наследия.
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» выставляется студенту, если его доклад:
а) соответствует теме и жанру;
б) есть четкая постановка цели и задач доклада, аргументированность и логичность изложения;
в) доклад характеризуется научностью и достоверностью полученных результатов, достаточным количеством проработанной учебной и научной литературы;
г) докладчик свободно владеет материалом, показывает глубокое знание темы, приводит собственные примеры, отвечает на все вопросы аудитории по докладу.
д) докладчик проявил навыки ораторского выступления, его речь отличалась достаточно высоким уровнем речевой культуры (не было грубых орфоэпических, лексических и др. ошибок).
- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если его доклад соответствует основным критериям, но в выступлении есть 1-2 недочета и/или незначительные речевые ошибки.
- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в выступлении более 3 ошибок.
Вопросы к зачету:
1. Что такое культура?
2. Что такое цивилизация?
3. Что такое глобализация?
4. Что такое
универсализм?
5. Назовите основные направления современного изобразительного искусства.
6. Что такое
постмодернизм? Каковы его характерные черты?
7.Назовите знаковые явления культуры XXI-го века в области кино, литературы, театра, музыки? Проанализируйте одно произведение на выбор.
8.Назовите знаковые явления в области моды и дизайна?Проанализируйте одно направление моды или дизайна на выбор.
9. Что вы знаете о субкультуре? Проанализируйте одно направление субкультуры на выбор.
10. Что такое арт-практики? Проанализируйте творчество одного из арт-деятелей на выбор.
Творческое задание:
Создайте собственное 1 произведение по выбору по аналогии с современными явлениями в области кино, литературы, театра, музыки, живописи, арт-практик (в том числе, боди-арт), виртуал-арт, моды, дизайна и субкультурных практик современности.
Творческое задание предполагает самостоятельную подготовку и проявление собственных творческих способностей на основе полученных знаний в рамках курса Мир современной культуры_ перспективы XXI-го века .
Цель – проверить сформированность компетенций, связанных со знанием современной культуры.
Критерии оценки:
– «Зачтено» повышенный уровень: ответ полный, обозначена проблема , сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы.
«Зачтено», пороговый уровень: ответ полный, обозначена проблема , сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, сформулированы выводы, но при этом допущены недочеты, например, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях.
«Не зачтено», уровень не сформирован: тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.