2024-2025_02_03_01_2024_624_plx_Мир современной культуры_ перспективы XXI-го века_Цифровые технологии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра русского языка и литературы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мир современной культуры: перспективы XXI-го века
Учебный план
02.03.01_2024_624.plx

02.03.01 Математика и компьютерные науки

Цифровые технологии
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.н., доц., Тозыякова Е.А.
 
 
Мир современной культуры: перспективы XXI-го века
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)
 
02.03.01 Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Попов А.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов А.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов А.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов А.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попов А.В.

кафедра русского языка и литературы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: рассмотреть и проанализировать основные элементы и процессы современной культуры, которая рассматривается как совокупность культурных практик, культурных политик и институтов, а также как  комплекс смыслов, связанных с различными аспектами нашей жизни
1.2
Задачи: - познакомить с главными явлениями культуры XXI-го века; -сделать обзор знаковых произведений в области кино, литературы, театра, музыки, живописи, арт-практик (в том числе, боди-арт), виртуал-арт, моды, дизайна и субкультурных практик современности; - наметить перспективы развития культуры XXI-го века; - помочь обучающимся не просто сориентироваться в современном культурном процессе и лучше понимать его структуру и динамику, но  и  выбрать активную стратегию культурной жизни, быть не просто наблюдателем, но активным участником культурного процесса XXI-го века.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История  России
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
знает где и как находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о  явлениях и особенностях современной культуры как фактора социальных изменений.
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
Умеет сознательно выбирать ценностные ориентиры и гражданскую позицию. опираясь на факты мировой культуры; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Содержание раздела
 
1.1
Культура и

глобальные проблемы

современности /Лек/

2
ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Постмодернизм.

Направления

современной

художественной

культуры

/Лек/

4
ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Субкультура и ее проявления  /Лек/
4
ИД-1.УК-5
4
0
Проблемная лекция
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Знаковые явления культуры XXI-го века в области кино. /Пр/
4
ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 5
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1.5
Литература и театр XXI-го века /Пр/
2
ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Мир музыки XXI-го века  /Пр/
2
ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.7
Современная живопись и арт-практики (в том числе, боди-арт) /Пр/
2
ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.8
Мода и дизайн /Пр/
2
ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.9
Культура и виртуальный мир /Пр/
4
ИД-1.УК-5
4
0
Дискуссия
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.10
Романтико-эскапистские молодежные неформальные

объединения: хиппи, металлисты, брейкеры, байкеры, толкинисты, эмо, готы и другие.

Гедонистически-развлекательные молодежные субкультуры: хип-хоп культура, толкинисты,

клабберы. Антисоциальные молодежные неформальные объединения. /Пр/

2
ИД-1.УК-5
4
0
Круглый стол
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.11
Словарь современной культуры /Ср/
16
ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.12
Проблемы сохранения мирового исторического наследия  /Ср/
12
ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.13
Подготовка к практическим занятиям /Ср/
6,5
ИД-1.УК-5
4
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-4.УК-5
4
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-4.УК-5
4
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-5 ИД-4.УК-5
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Мир современной культуры_ перспективы XXI-го века.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, тестов,  заданий,  вопросов по темам и разделам, тем рефератов.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тесты

Современная мировая культура

1. Художник, чьё творчество принадлежит сюрреализму:

а) С. Дали;

б) Ж. Брак;

в) Э. Дега;

г) Н. Пуссен.

2. Какие тенденции характерны для науки ХХ века:

а) интегративность;

б) комплексный подход;

в) системность;

 
стр. 6
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 

г) всё вышеперечисленное.

3. Учёный, который ввёл термин «постиндустриальное общество»:

а) П. Сорокиным;

б) Д. Беллом;

в) А. Тофлером;

г) Л. Арагоном.

4. Важной чертой постсовременности не является:

а) принцип: «успех должен следовать итогам всей жизни, а не раньше»;

б) широкое распространение всякого рода лотерей и игр;

в) театрализация практически всех существующих событий политической жизни;

г) господство моды.

5. Первые признаки художественной культуры постмодернизма возникли:

а) американском кино 1980-х гг.;

б) итальянской архитектуре в конце 1950-х гг.;

в) французской живописи 1970-х гг.;

г) английской музыке 1960-х гг.

6. К тенденциям современного мирового социокультурного развития не относится:

а) формирование крупной элитарной прослойки высококлассных специалистов международного уровня;

б) формирование новой социально-культурной стратификации основной массы населения;

в) усиление социально-психологического начала в отношениях между людьми;

г) сведение массового среднего образования к уровню освоения элементарной «картины мира».

7. «Диагноз нашего времени» (Карл Мангейм) – это становление глобального информационного пространства, где:

а) усиливается тенденция к самоидентификации;

б) господствуют общие стереотипы, общие оценки, общие параметры поведения;

в) действует система табу во всех сферах жизнедеятельности человека;

г) крепнет социальная солидарность людей.

8. Выберите правильное высказывание:

а) кич – синоним псевдоискусства, относящегося к самым нижним пластам массовой культуры;

б) кич – высшая форма проявления художественности в искусстве;

в) форма современного искусства.

9. Автор психоанализа?

а) К.Юнг

б) З. Фрейд

г) О. Шпенглер

 
стр. 7
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 

10. Термин "архетипическое сознание ввел?

а) Т. Манн

б) К. Юнг

в) Ф. Ницше

г) Н. Бердяев

. Тест.  Отечественная культура

1. Славянофилы – это представители:

а) политического движения России XXI века;

б) русского народа, старавшегося противостоять засилью Запада и наплыву в Россию инородцев;

в) интеллектуального движения в России XIX века, отстаивавшего идеи русской самобытности;

г) интеллектуального движения, выступавшего против идеи русской самобытности.

2. Какой культурный тип, находящийся на стадии возникновения и готовый сменить умирающий романо–германский тип, особо отмечал О. Шпенглер:

а) славянский;

б) американский;

в) японо-корейский;

г) русско-сибирский.

3. Автор концепции пассионарности (взрывоподобной активности этносов, связанной с получением энергии из космоса):

а) Н.Я. Данилевским;

б) А.Д. Тойнби;

в) В.И. Вернадским;

г) Л.Н. Гумилевым.

4. Назовите известных представителей культурологической теории «евразийства»:

а) Г.В. Вернадский, Г.В Флоровский, Л.П. Карсавин;

б) Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, В.И.Вернадский;

в) Н.О. Лосский, Г.П. Федотов, И.А. Ильин;

г) В.И. Вернадский, Н.О. Лосский, П.П. Сувчинский.

5. Понятие «ноосфера» означает:

а) тропосферу и стратосферу;

б) оболочку земли, идущую за атмосферой;

в) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития;

г) открытое космическое пространство.

6. Течение культурологической мысли, в котором Россия - не Европа и не Азия, а современно самобытный континент с 

 
стр. 8
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
преобладанием не европейского, а азиатского (туранского) начала:

а) славянофильство;

б) западничество;

в) толстовство;

г) евразийство.

7. Русский мыслитель, которому принадлежит высказывание: «Русское самосознание не может быть ни славянофильским, ни западническим, так как обе эти формы означают несовершеннолетие русского народа, его незрелость для жизни мировой, для мировой роли»:

а) А.С Хомякову;

б) Н.А. Бердяеву;

в) П.Я. Чаадаеву;

г) В.С. Соловьеву.

8. Ученый, в своих работах связавший исторические и культурные явления в человеческом сообществе с космическими явлениями:

а) А.Л. Чижевский;

б) Н.А. Бердяев;

в) В.И. Вернадский;

г) Ю.М. Лотман.

9. Американский социолог русского происхождения, автор концепции социокультурной динамики:

а) Н.Я. Данилевский;

б) Н.А. Бердяев;

в) П.А. Сорокин;

г) А.Ф. Лосев.

10. Автор учения о ноосфере:

а) З. Фрейд;

б) Й. Хейзинга;

в) Ю. Лотман;

г) В.И. Вернадский.

11. Автор концепции длинных экономических волн:

а) П. Сорокин;

б) Н. Кондратьев;

в) И. Пригожин;

г) Ю. Лотман.

12. Ученый, социолог, философ культуры, автор теории «волнообразного изменения культур»:

а) О. Шпенглер;

б) Ф. Ницше;

 
стр. 9
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 

в) П. Сорокин;

г) А. Моль.

13. Основание для типологии культур в работах Н.Я. Данилевского:

а) все ниже перечисленное;

б) историко – географическое;

в) разряды культурной деятельности человека;

г) основание «уединенности» или «преемственности».

14. Как назвал П. Сорокин описанный ниже тип искусства: «его мир частично сверх чувственный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действительности. Его герой то боги и другие мистические создания, то реальный человек, но только в его благороднейшем проявлении»:

а) идеациональное искусство;

б) эклектическое искусство;

в) чувственное искусство;

г) идеалистическое искусство.

15. Четыре основных разряда культурной деятельности, которые выделяет в своих работах Н.Я. Данилевский:

а) художественная, религиозная, политическая, нравственная;

б) религиозная, собственно культурная, политическая и общественно –экономическая;

в) научно – теоретическая, художественно – эстетическая, промышленно –техническая, нравственно –этическая;

г) научная, художественная, этическая, техническая.

16. Авторы идеи синергетики:

а) Д. Сахаров;

б) И. Пригожин, Г. Хакен;

в) А. Кребер, К. Клакхон;

г) В.И. Вернадский.

17. Суть теории «волнообразной динамики культур» П. Сорокина:

а) согласно этой теории, все изменения, которые имеют место в культуре, происходят не постепенно, а «накатываются», «как волны»;

б) согласно этой теории, изменения в одном типе культуре, как волны, распространяются на все другие типы культур;

в) согласно этой теории, культуры двигаются от идеального типа к гармоническому, а иногда смешанному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время происходит обратное движение через смешанный к идеациональному типу;

г) все суждения правильные.

18. Автор работы «Человек и машина»:

а) Л. Гумилев;

б) Н. Бердяев;

в) В. Соловьев;

г) П. Сорокин.

 
стр. 10
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 

19. Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» исследуя культурно –исторические типы, говорит о существовании одноосновных культур, наиболее ярко реализовавших себя в одном из «разрядов» человеческой деятельности. К ним относятся:

а) греческая;

б) римская;

в) еврейская;

г) все перечисленное;

д) все перечисленное кроме еврейской.

20. Русский социолог XIX века, занимавшегося проблемами культурно – исторической типологии:

а) Н. Михайловский;

б) К. Леонтьев;

в) Н. Данилевский;

г) Н. Бердяев.

21. Процессы, лежащие в основе социокультурной динамики согласно концепции Ю.М. Лотмана:

а) постепенные и взрывные процессы;

б) процессы распада и структурирования;

в) циклические процессы;

г) все перечисленное.

22. Понятие, введенное Л.Н. Гумилевым, обозначающее страстное, неодолимое стремление людей к осуществлению своих идей, целей, идеалов; то, что является основой всех исторических деяний:

а) пассионарность;

б) синкретизм;

в) харизма;

г) пантеизм.

Критерии оценки:

- Оценка «отлично» выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100%, тем самым показав знание теоретических основ современной культуры.

- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ современной культуры.

- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов, показав знание основных понятий современной культуры.

- Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов (докладов)

1. Футурология и футуризм.

2. Гуманизм 20 века и эпохи Возрождения: основные признаки и отличия.

3. Культурные процессы и их влияние на развитие локальных культур.

4. Общественные организации, ведущие деятельности в сфере борьбы с глобальными

проблемами современности (антиглобалисты, Green peace и др.)

5. Деятельность ЮНЕСКО в области охраны материального и духовного наследия мировой

культуры.

6. Субкультура и ее значение в современной культуре.

7. Глобальная сеть Интернет: положительное и отрицательное влияние на культуру.

 
стр. 11
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
8. Книжная культура.

9. Массовая и элитарная культуры.

10. Роль музеев в сохранении культурного наследия.

Критерии оценки:

- Оценка «отлично» выставляется студенту, если  его доклад:

а) соответствует теме и жанру;

б) есть четкая постановка цели и задач доклада, аргументированность и логичность изложения;

в) доклад характеризуется научностью и достоверностью полученных результатов, достаточным количеством проработанной учебной и научной литературы;

г) докладчик свободно владеет материалом, показывает глубокое знание темы, приводит собственные примеры, отвечает на все вопросы аудитории по докладу.

д) докладчик проявил навыки ораторского выступления, его речь отличалась достаточно высоким уровнем речевой культуры (не было грубых орфоэпических, лексических и др. ошибок).

- Оценка «хорошо» выставляется студенту, если его доклад соответствует основным критериям, но в выступлении есть 1-2 недочета и/или незначительные речевые ошибки.

- Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в выступлении более 3 ошибок.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
вопросы к зачету, творческое задание.

Вопросы к зачету:

1. Что такое культура?

2. Что такое цивилизация?

3. Что такое глобализация?

4. Что такое

универсализм?

5. Назовите основные направления современного изобразительного искусства.

6. Что такое

постмодернизм? Каковы его характерные черты?

7.Назовите знаковые явления культуры XXI-го века в области кино, литературы, театра, музыки? Проанализируйте одно произведение на выбор.

8.Назовите знаковые явления в области моды и дизайна?Проанализируйте одно направление моды или дизайна на выбор.

9. Что вы знаете о субкультуре? Проанализируйте одно направление субкультуры на выбор.

10. Что такое арт-практики? Проанализируйте творчество одного из арт-деятелей на выбор.

Творческое задание:

Создайте собственное 1 произведение по выбору по аналогии с современными явлениями в области кино, литературы, театра, музыки, живописи, арт-практик (в том числе, боди-арт), виртуал-арт, моды, дизайна и субкультурных практик современности.

Творческое задание предполагает самостоятельную подготовку и проявление собственных творческих способностей на основе полученных знаний в рамках курса Мир современной культуры_ перспективы XXI-го века .

Цель – проверить сформированность компетенций, связанных со знанием современной культуры.

Критерии оценки:

– «Зачтено» повышенный уровень: ответ полный, обозначена проблема , сделан  анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы.

«Зачтено», пороговый уровень: ответ полный, обозначена проблема , сделан  анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему,  сформулированы выводы, но при этом допущены недочеты, например, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях.

«Не зачтено», уровень не сформирован: тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Хмелевская С.А.
Культурология: учебное пособие
Москва: ПЕР СЭ; Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/88173.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Маркова А.Н.
Культурология. История мировой культуры: учебное пособие
Москва: Волтерс Клувер, 2009
http://www.iprbookshop.ru/16785.html
 
стр. 12
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.2
Тихонова В. Б.
Культурология: учебное пособие
Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019
https://www.iprbookshop.ru/102437.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
РЕД ОС
6.3.1.8
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
круглый стол
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
413 А2
Аудитория для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт 
 
стр. 13
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах Как правило, семинары проводятся в виде: - развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения; - устных докладов с последующим их обсуждением; - обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу. В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления. Примерный план проведения семинарского занятия. 1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин. 2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин. 3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин. Домашнее задание (к каждому семинару). 1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу. 2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Методические указания по подготовке конспектов Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста. Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.