2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Педагогические технологии социализации и языковой адаптации обучающихся с миграционной историей_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра иностранных языков и методики преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогические технологии социализации и языковой адаптации обучающихся с миграционной историей
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
13 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Кольцов Иван Анатольевич
 
 
Педагогические технологии социализации и языковой адаптации обучающихся с миграционной историей
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9  

Зав. кафедрой Кольцов Иван Анатольевич

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кольцов Иван Анатольевич

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кольцов Иван Анатольевич

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кольцов Иван Анатольевич

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кольцов Иван Анатольевич

кафедра иностранных языков и методики преподавания
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Социализации и языковая адаптация обучающихся с миграционной историей
1.2
Задачи: Ознакомить учащихся с особенностями культуры, страноведения России, русского языка.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Педагогическая практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач.
 
Уровень 1
Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области в сфере культуры и страноведения России, особенностей русского языка
ИД-1.ПК-1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета).
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Модули
 
1.1
Культурные и страноведческие особенности России /Лек/
4
ИД-1.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Особенности русского языка /Пр/
10
ИД-1.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Культурные и страноведческие особенности России /Ср/
14
ИД-1.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.4
Особенности русского языка /Ср/
20,5
ИД-1.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
Культурные и страноведческие особенности России /Пр/
8
ИД-1.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.6
Особенности русского языка /Лек/
6
ИД-1.ПК-1
3
0
Л1.1 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ПК-1
3
0
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ПК-1
3
0
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ПК-1
3
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, дискуссии и заданий к зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Входной контроль (примерные вопросы)

Найдите существительное женского рода.

1. А. камень В. ночь С. дождь D. мясо Е. завтрак

2. А. конь В. мать С. музей D. собрание Е. завод

В каком слове Ь не пишется.

3. А. восем ... десят . июн ... ский С. январ ... ский D. сем ... я Е. девят ...

4. А. кончит ... . прос ... ба С. девян ... осто D. доч ... Е. занимат ... ся

Найдите слово с ошибкой.

5. А. мороженое . загрязнение С. пропаганда D. бесонница Е. любитель

6. А. умница . велосипед С. новоселие D. образование Е. деревня

Вставьте вместо точек подходящее прилагательное или наречие.

7. Мы еще ... /7/ говорим по-русски.

А. плохой B. плохо C. плохая D. плохое E. плохие

8. Я знаю... /8/ текст .

А. хороший B. хорошее C. хорошие D. хороших E. хорошая

Употребите глагол “ходить” в нужной форме.

9. Вчера мы ... в Исторический музей.

A. ходила B. ходило C. ходим D. ходили E. ходил

10. В воскресенье Анна ... на рынок.

А. ходить B. ходите C. ходили D. ходил E. ходила

11. Завтра я... в поликлинику.

А. сходить B. ходила C. схожу D. ходим E. ходите

12. В среду Олег ... в книжный магазин.

А. ходил B. ходила C. ходили D. ходило E. ходить

13. Позавчера мы ... в их общежитие.

A. ходила B. Ходить C. хожу D. ходите E. ходили

Критерии оценки:

Студент выполнил 84-100% заданий «отлично», повышенный уровень

Студент выполнил 66-83% заданий «хорошо», пороговый уровень

Студент выполнил 50-65% заданий «удовлетворительно», пороговый уровень

Студент выполнил менее 50% заданий «неудовлетворительно», уровень не сформирован

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проходит в форме зачета.

Тест для зачета:

Чтение

Задание №3

Прочитайте объявление и выберите правильный ответ.

Уважаемые граждане!

Оплачивайте свой проезд вовремя!

Такое объявление можно прочитать

в парке

в автобусе

в самолёте

Задание №4

Прочитайте текст и выберите правильный ответ.

Уважаемые гости!

Приглашаем Вас на автобусную экскурсию по городу.

Экскурсия будет 12 мая (во вторник) с 10 до 14 часов.

Ждём Вас около торгового центра «Мир».

 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Экскурсия начинается

в 10 часов

в 12 часов

в 14 часов

Письмо

Задание №5

Прочитайте текст и вставьте пропущенное слово.

Батыр приехал из Узбекистана. Батыр – строитель.

Впишите нужное слово в анкету.

Анкета

1. Как Вас зовут? Меня зовут Батыр.

2. Откуда Вы приехали? Я приехал из Узбекистана.

3. Кто Вы по профессии? Я

.

Лексика и грамматика

Задание №6

Сегодня суббота, а мама приехала вчера, _____________________.

в среду

в пятницу

во вторник

Задание №7

В салоне сотовой связи я купил __________.

молоко

куртку

телефон

Задание №8

– Как вас зовут?

– _______________ зовут Иван.

Мне

Меня

Я

Задание №9

Мы приехали в Россию, __________ здесь есть работа.

потому что

поэтому

чтобы

ИСТОРИЯ РОССИИ

Задание №10

1 января в России празднуют

День России

Новый год

Международный женский день

Задание №11

Столица Российской Федерации - __________.

Москва

Екатеринбург

Самара

Задание №12

Великая Отечественная война закончилась ______________.

в 1917 г.

в 1945 г.

в 1980 г.

Задание №13

Содружество Независимых Государств (СНГ) было образовано после

распада СССР в 1991 г.

Великой Отечественной войны в 1941–1945 гг.

Великой российской революции 1917–1922 гг.

Задание №14

Укажите флаг Российской Федерации.

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Задание №15

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Статья 62 Конституции Российской Федерации определяет статус иностранных граждан на территории Российской Федерации. Согласно этой статье

иностранные граждане пользуются всеми правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации

иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации

иностранные граждане не обладают никакими правами на территории Российской Федерации

Задание №16

Иностранный гражданин, трудящийся в Российской Федерации, __________ платить налоги в стране пребывания.

должен

не должен

может

Задание №17

На территории Российской Федерации в отношении иностранного гражданина совершено преступление. Куда он должен обратиться за помощью?

в полицию

в Министерство иностранных дел Российской Федерации

в посольство своей страны

Задание №18

Для постановки на учёт по месту пребывания иностранный гражданин должен иметь

только миграционную карту

только паспорт

паспорт и миграционную карту

Задание №19

Если иностранный гражданин нарушил правила постановки на миграционный учёт, то он привлекается к ____________ ответственности

дисциплинарной

уголовной

административной

Задание №20

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан и назначается судьёй.

Верно ли это утверждение?

верно

неверно

Критерии оценки:

Студент выполнил 84-100% заданий «отлично», повышенный уровень

Студент выполнил 66-83% заданий «хорошо», пороговый уровень

Студент выполнил 50-65% заданий «удовлетворительно», пороговый уровень

Студент выполнил менее 50% заданий «неудовлетворительно», уровень не сформирован

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Череповская И. Б.
Люблю читать. Русский язык как иностранный. Обучение чтению и письму. Основной курс: практикум
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020
http://www.iprbookshop.ru/94208.html
 
Л1.2
Череповская И. Б.
Как хорошо уметь читать... Русский язык как иностранный. Обучение чтению. Курс совершенствования: практикум
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020
http://www.iprbookshop.ru/94207.html
 
Л1.3
Чевела О. В., Федотова С. И., Аликова Е. А., Чевела О. В.
Русский язык. Лингвострановедение. В 2 частях. Ч. 1: учебное пособие для иностранных студентов
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022
https://www.iprbookshop.ru/116548.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Величко А. В., Красильникова Л. В., Кузьминова Е. А., Одинцова И. В., Величко А. В.
Книга о грамматике. Русский язык как иностранный: учебное пособие
Москва: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2009
https://www.iprbookshop.ru/13296.html
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.2
Иванова И. С., Ильина С. А., Нивина Е. А., Товт А. М.
Лексико-грамматические тесты для студентов, изучающих русский язык как иностранный (базовый уровень): учебное пособие для студентов подготовительного отделения
Тамбов: Тамбовский государственный технический университет; ЭБС АСВ, 2015
https://www.iprbookshop.ru/64106.html
 
Л2.3
Подшибякина Н. А.
Русская культура - это очень многое…: учебно-методическое пособие по страноведению (дополнительная образовательная программа «Русский язык как иностранный»)
Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2012
https://www.iprbookshop.ru/38906.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS WINDOWS
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
413 А2
Аудитория для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по подготовке к дискуссии

Тему дискуссии предлагает преподаватель. Совместно со студентами распределяются роли. Разрабатывается сценарий дискуссии. Он включает вводное слово руководителя (обоснование выбора темы и указание на её актуальность); вопросы, вынесенные на обсуждения; уточняются условия спора; формулируются отдельные положения, которые необходимо обосновать коллективными усилиями.

После дискуссии подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым подошли участники спора, подчёркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается ошибочность высказываний. Подробно рассматриваются выступления полемистов. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, 

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приёмы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики. Даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию полемических навыков и умений.

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Важной составной частью учебного процесса являются лабораторные и практические занятия. Планы занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине. Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана.

Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к занятию:

1. Проработать конспект лекций.

2. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу (теме).

3. Ответить на вопросы плана практического занятия.

4. Выполнить практические задания.