2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Методологические вопросы анализа научного знания_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методологические вопросы анализа научного знания
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты с оценкой 10, 9
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
17,7
самостоятельная работа
69
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
11
8 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
20
20
Практические
20
20
16
16
36
36
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,3
0,3
Итого ауд.
30
30
26
26
56
56
Кoнтактная рабoта
30,65
30,65
26,65
26,65
57,3
57,3
Сам. работа
32,5
32,5
36,5
36,5
69
69
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
17,7
17,7
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Гончарова О.А.
 
 
Методологические вопросы анализа научного знания
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование систематизированных знаний о методологических вопросах анализа научных знаний.
1.2
Задачи: - рассмотреть различные уровни научного познания и их специфику; - изучить различные уровни методологического анализа научного знания; - научиться генерировать научные знания с учетом формальной и содержательной непротиворечивости, интерпретируемости, истинности, полноты; - дальнейшее формирование умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
ИД-1.УК-1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
 
ИД-3.УК-1: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
1.1
Методология научного познания /Лек/
5
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Методологический анализ научного знания /Лек/
5
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Актуальные

проблемы

социального

познания

/Лек/

4
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.4
Методика исторического исследования /Лек/
6
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Практические 
 
2.1
Методология научного познания /Пр/
10
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Методологический анализ научного знания /Пр/
10
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1
 
2.3
Акуальные проблемы социального знания /Пр/
8
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1
 
2.4
Методика исторического исследования /Пр/
8
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа 
 
3.1
Методология научного познания  /Ср/
12
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1
 
3.2
Методологический анализ научного знания /Ср/
20,5
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Актуальные проблемы социального знания /Ср/
18
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1
 
3.4
Методика исторического исследования /Ср/
18,5
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
5.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
7.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка

Пояснительная записка

1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «название дисциплины».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий,   разноуровневых заданий, ролевой игры, ситуационных задач  и промежуточной аттестации в форме   вопросов и заданий   к дифференцированному зачетам

3. Структура  и содержание  заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «название дисциплины».

4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;

– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий  

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОЙ УСТНОЙ ПРОВЕРКИ

1. Метод системных сходств как форма обобщения.

2. Экспликация структуры научных проблем в интеллектуальной деятельности ученого.

3. Задачи как компоненты проблемно-эвристической подсистемы научной теории.

4. Структурно-номинативный анализ задач и вопросов.

5. Теория объектов Мейнонга и современная логика.

6. Двухаспектная семантика.

7. Формальные и содержательные аспекты математизации знания.

8. К проблеме становления категории «закон».

9. Интенциональность и бихевиоризм.

10. Основные современные концепции философии науки.

11. Уровни научного познания.

12. Иллокутивная логика и метатеоретический анализ.

13. Сущность обыденного и научного познания.

14. Диалектика субъекта и объекта в общественном развитии.

15. Особенности познания социальных явлений.

16. Историческая преемственность и познание прошлого.

17. Активность субъекта в историческом познании.

18.Чувственный опыт в историческом познании.

19. Позитивистская концепция исторического источника.

20. Проблема исторического источника в теории историографии Б. Кроче.

21. Понятие исторического факта в зарубежной и отечественной методологии истории. 22.Эмпирический и теоретический уровни познания в исторической науке.

23. Структура исторической теории.

24. Функции теории в исторической науке.

25. Аксиоматизация и эксплектация научных теорий.

26. Типология методов научного исследования.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Понятие метода и методология

Классификация методов

Общенаучные методы и приёмы исследования

Методы эмпирического исследования

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Методы теоретического познания

Общелогические методы и приёмы исследования

Сущность, содержание и условия существования методологического знания

Уровни методологического анализа научного знания. Поиски путей формирования методологического знания

Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера

Наука и научный метод. Специфика социально-гуманитарного познания и его методов

Философская герменевтика и гуманитарное знание. Особенности современного гуманитарного познания.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

1. Метод системных сходств как форма обобщения.

2. Экспликация структуры научных проблем в интеллектуальной деятельности ученого.

3. Задачи как компоненты проблемно-эвристической подсистемы научной теории.

4. Структурно-номинативный анализ задач и вопросов.

5. Теория объектов Мейнонга и современная логика.

6. Двухаспектная семантика.

7. Формальные и содержательные аспекты математизации знания.

8. К проблеме становления категории «закон».

9. Интенциональность и бихевиоризм.

10. Основные современные концепции философии науки.

11. Уровни научного познания.

12. Иллокутивная логика и метатеоретический анализ.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Рузавин Г.И.
Методология научного познания: учебное пособие для вузов
Москва: Юнити-Дана, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81665.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Калужский М.Л.
Методологические основы анализа системных противоречий общественного развития: монография
Саратов: Вузовское образование, 2015
http://www.iprbookshop.ru/31690.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Google Chrome
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.6
MS Office
6.3.1.7
MS WINDOWS
6.3.1.8
Paint.NET
6.3.1.9
Яндекс.Браузер
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
круглый стол
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
403 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, нетбук
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Цель самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях,  а также  способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время. Настоящие методические указания  позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование следующих компетенций: В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «Теория и методология истории» обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавра: - - ИД-1.ПК-1 объясняет (интерпретирует) политические, правовые, экономические, социальные, культурно-мировоззренческие явления и процессы в контексте общей динамики и периодизации исторического развития общества с древнейших времен до наших дней, с учетом их глобальной, цивилизационной, региональной, национальной специфики; - ИД-2.ПК-1 применяет знания о социальной природе человеческого общества, факторах и моделях его исторического развития для объяснения актуальных проблем и тенденций общественной жизни; - ИД-3.ПК-1 применяет навыки комплексного поиска, анализа и систематизации информации по изучаемым проблемам всемирно-исторического процесса с использованием исторических источников, научной и учебной литературы, информационных баз данных. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах Как правило, семинары проводятся в виде: - развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения; - устных докладов с последующим их обсуждением; - обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу. В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления. Примерный план проведения семинарского занятия. 1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин. 2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин. 3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин. Домашнее задание (к каждому семинару). 1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу. 2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Методические указания по подготовке творческих проектов Под творческим проектом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования. Последовательность выполнения творческого проекта: Выбор темы проекта. Рассмотрение требований, ограничений, условий, необходимых для выполнения проекта. Рассмотрение требований, ограничений, условий, необходимых для выполнения проекта. Сбор информации по творческому проекту, подбор литературы. Сбор информации по творческому проекту, подбор литературы. Выбор оптимальной идеи, варианта выполнения проекта, их развитие. Апробация (проверка) проекта. Оформление творческого проекта, согласно требованиям структуры. 1. титульный лист; 2. содержание; 3. введение; 4. основная часть; 5. заключение; 6. список использованных источников; 7. приложения (при необходимости). В содержании приводятся наименования структурных частей проекта Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения проекта, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Объем проекта должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы. Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности: 1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы; 2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.); Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные. Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление автора проекта, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 7-минутного выступления рекомендуется использовать около 15 слайдов). На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. На слайды помещается фактический материал: фотодокументы, таблицы, графики, и др. который является средством наглядности, помогает в раскрытии основных положений творческого проекта выступления. К слайдам предъявляются следующие требования:
 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
• выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию; • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации); Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране около 40 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком. Оформление презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления. В презентациях не принято ставить переносы в словах. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой. В завершении оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление. 6. Тематика контрольных работ 6.1 Темы контрольных работ 1. Теория и методология истории как научная, системообразующая дисциплина. Структура курса, его предмет и задачи. 2. Понятие «история»: многозначность и смысловое разнообразие трактовок. 3. История как наука о человеке и ее методологические основания. 4. История и литература. История и искусство. История и психология. Проблемы методологического взаимодействия. 5. Границы и возможности исторического познания: Дискуссии и точки зрения. 6. Предмет исследования историка. Особенности исторического способа исследования. 7. Выбор темы исследования и способы ее обоснования. 8. Процесс работы историка и его стадии. 9. Историк, источник и исторический факт. 10. Обоснование новизны исследования и критерии ее оценки. 11. Обоснование значимости научных результатов и критерии ее оценки. 12. Проблемы интерпретации и герменевтики и их влияние на методологию истории. 13. Проблема терминологии исторического произведения. 14. Представление о парадигме истории. Процесс смены парадигм. 15. История как инструмент политики. 16. Научное сообщество и проблема строго знания о человеке. 17. Научное сообщество и историк-профессионал. 18. Критерии профессионализма историка. 19. Соотношение понятий теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия истории. 20. Теория исторического знания и теория исторического процесса: соотношение понятий. 21. Историческая теория: Понятие и содержание. 22. Представление о социологических и исторических законах. Философы и историки в поиске особых «законов истории». 23. Существование исторической закономерности и исторической случайности: мнения «за» и «против». 24. Понятие метода исторического исследования. 25. Роль философско-гносеологических обобщений в работе историка. 26. История и источниковедение: характер междисциплинарных связей. 27. Термин «философия истории»: истоки появления и суть толкования в XVIII, XIX и XX веках. 28. Способы различения точного знания. Гипотезы и предположения. 29. Принципы построения теории исторического процесса в номотетике и идиографии. 30. Сущностные дискуссии по философии истории на протяжении XVIII – XX вв. 31. Поиски смысла истории как главная проблема научной мысли Нового и Новейшего времени. 32. Процесс зарождения методологии истории в трудах греко-римских историков. 33. Попытка сформулировать философию истории в богословском духе в эпоху Средневековья. 34. Вклад в теорию и методологию истории представителей европейского рационализма. 35. Философско-историческая парадигма эпохи Просвещения. Европейские просветители. 36. Своеобразие русской историософской мысли XVIII века. Идеи Просвещения и идеология абсолютизма. 37. Иммануил Кант и его интерпретация истории. 38. «Философия истории» Гегеля: методология и теория истории. 39. Исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса. 40. Теория общественно-экономических формаций К.Маркса и Ф.Энгельса. 41. Судьба марксистской исторической теории в XX веке. 42. Социологи Р.Арон и К.Поппер как критики марксистской теории и методологии истории. 43. Теория истории в позитивизме. 44. Огюст Конт и его историософские взгляды. 45. Английский позитивизм Г.Спенсера.
 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
46. Позитивизм и появление науки источниковедение. 47. Вильгельм Дильтей как создатель исторической герменевтики. 48. Вклад А.С.Лаппо-Данилевского в теорию исторического знания. 49. А.С.Лаппо-Данилевский и его «Методология истории». 50. Немецкий философ Ф.Шеллинг об интуиции как главном методе исторического познания. 51. Пессимистическая философия истории Артура Шопенгауэра. 52 Смысл истории в интерпретации немецкого философа Ф.Ницше. 53. П.Я.Чаадаев и его «Философические письма». 54. Полемика славянофилов и западников. Оригинальность философии истории А.С.Хомякова, И.В.Киреевского и А.И.Герцена. 55. Теория культурно-исторических типов в книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». 56. Историософские искания видных историков России С.М.Соловьева и В.О.Ключевского. 57. Русская философия всеединства и теория исторического процесса В.С.Соловьева. 58. Евразийская концепция российской истории и ее философско-историческое значение. 59. Смысл истории и судьба России в сочинениях Н.А.Бердяева. 60. Фрейдистский подход к теории исторического процесса. Культурологическая концепция З.Фрейда. 61. Идеи французской исторической школы «Анналов» и их влияние на развитие методологии истории. 62. О.Шпенглер об истории как самопознании культуры. 63. Культурологическая концепция А.Тойнби. 64. «Смысл и назначение истории». К.Ясперс и его понимание сущности истории.