(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- познакомить студентов с нравственными и интеллектуальными основами профессиональной этики;
- комплексное изучение теоретических и практических основ профессиональной этики с целью улучшения нравственно - гуманитарной подготовки специалистов;
- раскрыть особенности профессиональной морали и выяснить специфику реализации принципов и норм морали в профессиональной сфере деятельности;
- формирование нравственной культуры и определение путей совершенствования коммуникативных умений специалистов.
Уметь: демонстрировать знания особенностей системного и критического мышления, аргументированно формировать собственное суждение, давать оценку информации, принимать обоснованное решение.
Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
Знать:гносеологию и логику философской теории как системы познавательных уровней, логических форм, процедур и законов для поиска, критического анализа и синтеза информации, системного подхода для решения поставленных задач
Уметь: применять логические формы и процедуры, рефлексию по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности
Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Уметь: анализировать источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Уметь: анализировать социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений. .
Владеть: способностью воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Уметь: сознательно выбирать ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждать и решать проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
Владеть: способностью воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Умеет применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
Умеет проектировать и осуществлять учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ции
ракт.
/Лек/
/Лек/
Занятие Этика- наука о морали
1. Предмет этики и её генезис как науки
2. Категории этики
3. Проблемы этики, их сущность и актуальность
4. Проблема добра и зла Добродетели и пороки.
5. Проблема нравственной свободы. Детерменизм и индетерменизм.
6. Проблема смысла жизни.
7. Проблема достоинства
8.Сочувствие как нравственная проблема
9.Современные проблемы экзистенциального существования личности
10.Толерантность и терпение:особенности и отличие
11. Разделы этического знания
12.Взаимодействие этики с другими областями знания
13. Функции этики
14. Роль этики в духовной культуре личности и общества
Занятие
Сущность, структура и функции морали
1. Понятие морали
2.Нравственное сознание
3.Нравственная деятельность (практика)
4.Нравственные отношения
5.Нравственные ценности
6.Нравственные нормы
7.Нравственные принципы
8.Нравственный идеал
9. Функции морали
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
1.Определение профессиональной этики
2. Профессиональная мораль и её особенности
3. Свойства, структурные элементы и основные виды профессиональной этики
4. Кодекс профессиональной этики
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Занятие
1.Категории морали
2. Нормы морали
3. Принципы морали
4.Законы морали
5. Принцип гуманизма
6.Коллективизм и соборность как бинарные оппозиции эгоизму и индивидуализму
7. Принцип альтруизма
8.Добросовестное отношение к труду и его значение для творческого совершенствования личности
9.Патриотизм как нравственный принцип
10. Совесть и стыд.
11. Профессионализм
12.Честь. Честность. Благочестие
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
1. Воспитательная роль этики и морали в духовном становлении личности
2. Актуальные проблемы нравственного воспитания
3. Методы и способы нравственного воспитания в образовательном процессе
4.Нравственные основы любви, брака и семьи.
5.Современная семья, её сущность и проблемы
6.Традиция понимания брака и семьи в отечественно й культуре
7.Традиционные формы воспитания
8.Проблема нравственного воспитания в отдельных сферах профессиональной деятельности.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
1. Этикет : гражданский и служебный
2. Встреча. Приветствие. Представление. Обращение.
3. Понятие служебной субординации
4. Деловое общение и его структура
5.Вербальное и невербальное общение
6. Принципы делового общения
7.Формы делового общения
8. Дискуссия, спор, полемика
9.Стратегия и тактика делового общения.
10.Конфликтные ситуации: способы их разрешения.
11. Культура внешности человека
12. Умение "хорошо вести себя". "Хороший тон" и хорошие манеры
.
/Пр/
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Этика».
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестов для входного и текущего контроля, вопросов к семинарам, реферата (доклада, развернутого эссе), аттестации в форме вопросов к экзамену.
1. Термин «этика» в переводе с греческого языка означает:
а) любовь к знаниям
б) достоинство
2. Кто впервые определил этику как особую научную дисциплину в разделе практической философии
а) Аристотель
б) Платон
в) Сократ
3. По каким критериям этику можно назвать наукой:
а) деловитость
б) предметность
в) экзистенциализм
4. Категории этики –
а) основополагающие понятия, которые выступают одновременно и отображением общих свойств действительности, и актуальными формами деятельности нравственного сознания, которое имеет дело с определённым аспектом действительности
б) совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики, основанных на определенных моральных обязательствах перед другими людьми и обществом
в) основные этические принципы
5. Нравственная практика –
а) управление общественными отношениями
б) объективная реальность
в) результат проявления морального сознания, включающее в себя замысел, мотивацию, обоснование замысла; выбор цели, средств; принятие решений; действия, реализующие нравственную установку и линию поведения человека
6. Что отражает понятие «добро»:
а) добро - то, что является должным
б) добро, то, что приносит наслаждение
в) добро, то, что связано с самооценкой и самоконтролем.
7. Учение о ценностях – это
а) онтология
б) гносеология
в) аксиология
8. Какое определение профессиональной этики является верным:
а) профессиональная этика – это совокупность принципов и норм поведения людей, занятых в рамках конкретного вида деятельности
б) профессиональная этика – наука, изучающая мораль, нравственность
в) профессиональная этика – это совокупность принципов и норм поведения профессиональных участников судопроизводства.
9. Найдите обобщающее слово для следующих понятий: корпоративность, институциональность, профессионализм
а) законы
б) свойства
в) принципы;
10. Способность профессиональной группы закреплять специальные нормы и принципы, регулирующие поведение представителей конкретных профессий называется:
а) корпоративность
б) профессионализм
в) институциональность
Критерии оценки:
92-100% Отлично
76-91% Хорошо
61-75 % Удовлетворительно
Менее 61% Неудовлетворительно
К
1. Мораль как проблема этики.
2. Парадигмы этического знания.
3. Функциональное назначение этики.
4. Мораль в социальном измерении.
5. Роль этики в духовном становлении личности.
6. Мораль и право в жизни социума.
7. Сущее и должное в этике.
9. Объективное и субъективное в морали.
10. Проблема девальвации духовных ценностей общества.
11. Условия развития нравственности.
12. Нравственность как способ бытия человека.
13. Содержание и смысл «этикетных знаков».
14. Моральные ценности и семья.
15. Мудрость как высшая форма практического мышления.
16. Современная семья, ее сущность и проблемы.
17. Наказание как нравственная проблема.
18. Проблема воспитания детей.
19. Любовь как нравственное чувство.
20 Метафизический смысл любви.
21. Актуальные проблемы современной этики.
22. Профессиональный кризис и пути его преодоления.
23. Нравственный идеал русской культуры.
24.Толерантность и терпение: особенности и отличие
25 . Труд как нравственная ценность.
Требования:
Новизна текста а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата
Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень
5/зачтено (91-100%), повышенный уровень. Реферат соответствует предъявляемым требованиям, выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначен предмет, проблема, сформулированы задачи, обоснована актуальность темы ; сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
4/зачтено, (76-90%), пороговый уровень. Реферат соответствует предъявляемым требованиям, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
3/зачтено, (61-75%), пороговый уровень. Реферат удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы, содержатся ошибки (более 2-х).
2/не зачтено, (менее 61%), уровень не сформирован. Реферат не носит самостоятельного характера, не соответствует предъявляемым требованиям, обнаруживается существенное непонимание проблемы, содержатся ошибки (более 3-х).
1. Мораль, её функции и структура.
3. Основные категории этики.
4. Сущность и актуальность этических проблем.
6. Нравственное сознание.
7. Нравственная практика .
8. Нравственные отношения.
9. Нравственные ценности.
4. Мораль и образование.
5. Отрасли этического знания.
6. Диалектика эмоционального и рационального в морали.
7. Соотношение права и морали..
8. Этические нормы и принципы общественной жизни.
9. Понятие «иметь моральное право».
10. Наказание как нравственная проблема.
11. Сочувствие как нравственная проблема.
12.Проблема достоинства человека и его назначения.
13. Здравый смысл, стыд и совесть.
14. Профессионально-нравственная культура.
15. Понятие ответственности, репутации и профессионального долга.
16. Соборность и коллективизм.
17. Гуманизм как нравственный принцип.
18. Принцип альтруистического делания добра.
19. Честь. Честность. Благочестие.
20. Нравственное воспитание. Особые сферы моральной регуляции.
21. Нравственные основы любви, брака и семьи.
22. Этика и этикет.
23. Гражданский и служебный этикет.
24. Основные правила служебного этикета
25.. Служебный этикет и деловое общение.
26. Виды и формы, принципы, правила, стратегия и тактика делового общения.
27. Полемика, дискуссия, спор. Доказательство и опровержение.
28. Этика решения спорных вопросов и конфликтных ситуаций.
29. Культура внешности человека
30. "Хорошие манеры" . Умение "хорошо вести себя".
Критерии оценки на экзамене
оценка «отлично» выставляется, если вопросы раскрыты, изложены логично, без существенных ошибок, показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, продемонстрировано усвоение ранее изученных вопросов, сформированность компетенций, устойчивость используемых умений и навыков при решении задач.
оценка «хорошо» выставляется, если вопросы раскрыты, изложены логично, без существенных ошибок, показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, продемонстрировано усвоение ранее изученных вопросов, сформированность компетенций, устойчивость используемых умений и навыков при решении задач. Допускаются незначительные ошибки.
оценка "удовлетворительно" выставляется, если вопросы раскрыты не в полном объеме, изложены с допущением логических ошибок, умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами показано частично, не в полной мере продемонстрировано усвоение ранее изученных вопросов, сформированность компетенций, устойчивость используемых умений и навыков при решении задач. Допускаются существенные ошибки.
оценка "неудовлетворительно" выставляется,если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки при решении задач
Методические указания по работе на лекции
Лекции – одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Лекции – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у обучающихся, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Методические указания по подготовке к практическим занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.
Самостоятельная работа студентов начинается с изучения плана практических занятий. В плане занятия обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам; формы работы на занятии.
По формам и способам проведения различаются следующие практические занятия: выступления студентов с последующим
Далее необходимо глубоко изучить источники, сделать конспект, внимательно его проработать и составить план выступления. Тщательное предварительное продумывание плана по основному вопросу облегчит понимание внутренней логики проблемы, обеспечит усвоение ключевых положений, формирование чётких суждений. При изложении материала необходимо осветить постановку обсуждаемого вопроса и попытки его решения в истории философского знания, показать современную трактовку. При этом следует акцентировать внимание на определении, раскрытии сущности основных понятий, принципов, методов фигурирующих в материале. Неплохо, если по теоретическим сообщениям будет происходить развёрнутое оппонирование: высказано собственное аргументированное мнение по данному вопросу, своё отношение к нему. В заключение необходимо сделать обобщения и выводы, вытекающие из содержания изложенного материала.
В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на занятии, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.
По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок.
Методические указания по подготовке конспектов
Наиболее целесообразной и продуктивной формой изучения различных текстов является конспектирование. Конспект (в пер. с латинского – «обзор») – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Объём конспекта обычно в 8-10 раз меньше объёма произведения.
Наиболее распространенные при конспектировании недочёты: поверхностное изложение, простое переписывание текста, искажение смысла произведения и его положений.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические указания по работе с учебной, научной и справочной литературой, а также с текстами первоисточников и с Интернет-ресурсами
Учебная литература
Учебная литература представлена учебниками и учебными пособиями. Учебник – это книжное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (её раздел, часть), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Материал учебника может быть использован при подготовке к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому контролю по изучаемой дисциплине. Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие содержит в краткой форме материал всего курса и необходимо при подготовке к тестированию и экзамену. При выборе учебника и учебного пособия необходимо руководствоваться рекомендациями преподавателя и тематическим списком учебной литературы, приведенным в методических указаниях.
Первоисточники
К первоисточникам следует отнести оригинальные или переводные тексты. Изучение первоисточников следует начинать с
Далее следует познакомиться со структурой работы в целом, опираясь на название глав и параграфов. Приступая к чтению текста, следует ставить перед собой следующие задачи: вычленить и изучить основные и главные теоретические выводы, полученные автором произведения; выявить значение главных теоретических понятий, найти у автора или в справочной литературе по юриспруденции их определения. Из этих рекомендаций следуют определённые требования, предъявляемые к составлению конспекта.
Научная литература
Научная литература может быть представлена монографией; сборником научных статей; научным периодическим изданием. Монография - книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам Изучение научной литературы следует начинать с базы данных информационно-справочных и поисковых систем. В базе данных можно найти автора книги, статьи, журнала согласно тематике исследования. Получив интересующую книгу, нужно выявить её структуру и содержание по оглавлению, уяснить цель и смысл написания произведения. Далее начинается чтение определённых глав и параграфов с выписыванием основных идей автора. При чтении неизбежно возникают вопросы, их следует также фиксировать. Исследование монографии является творческим, индивидуальным процессом, однако общим требованием выступает стремление выявить сущность рассматриваемой проблемы, своё личное отношение к позиции автора и его произведению.
Интернет-ресурсы
Согласно новой образовательной парадигме независимо от содержания и характера работы любой начинающий специалист должен уметь пользоваться новыми технологиями и извлекать их них материалы для формирования компетенций и навыков. Речь должна идти о грамотном использовании новых технологий. Необходимо чётко отличать сбор тех или иных материалов для собственной работы от перепечатки и выдачи за свой чужого реферата. С этой целью преподаватель вправе потребовать от студента не только план работы, но и постановку проблемы, цели, задач исследования. Преподаватель выясняет знание студентом исходных материалов, например, книг, указанных в библиографическом списке. И если студент не умеет выделить актуальность, сформулировать цель и задачи, проблему, не знает использованных книг и статей, а также не может объяснить сделанные в реферате выводы и обоснования, то работа оценивается минусовой оценкой.
Методические указания по подготовке и написанию реферата
1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2.Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача которой состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.
3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;
б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;
д)общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4.Работа над рефератом включает ряд этапов:
а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.
•В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части
•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5.Оформление реферата.
а)титульный лист;
б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Образец оформления титульного листа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Кафедра права, философии и социологии
Реферат по дисциплине «Профессиональная этика»
Название темы
Исполнитель: фамилия, имя,
отч-во (полностью),
факультет, № группы
Научный консультант:
ученое звание, ученая степень,
фамилия, инициалы.
Горно-Алтайск (год)
Примерная тематика рефератов
1.Мораль как проблема этики.
2. Парадигмы этического знания.
3. Функциональное назначение этики.
4. Мораль в социальном измерении.
5. Этические принципы общественной жизни.
6. Мораль и право в жизни социума.
7. Нравственные аспекты правовой культуры.
9. Ответственность как нравственная проблема.
10. Понятие «иметь моральное право».
11. Проблема достоинства.
12.Нравственность как способ бытия человека.
Методические указания по подготовке к зачёту
Изучение дисциплины «Этика» завершается сдачей Экзамена. Экзамен является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки обучающиеся вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие проверке знаний по темам дисциплины;
-подготовка к ответу на обозначенные вопросы.
Литература для подготовки рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе дисциплины.
Основным источником подготовки является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу тех или иных причин не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.