2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Экономика_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экономика
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты с оценкой 10
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
94,1
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
8 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
22
22
22
22
Консультации (для студента)
0,9
0,9
0,9
0,9
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
41,05
41,05
41,05
41,05
Сам. работа
94,1
94,1
94,1
94,1
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.э.н, проф., А.В.Глотко
 
 
Экономика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна

кафедра экономики, туризма и прикладной информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний об особенностях экономических отношений в обществе и вопросами управления в сферах общественного производства.
1.2
Задачи: -изучить механизм ценообразования,

-изучить состав издержек производства фирмы,

-освоить принцип формирования общественных издержек производства,

-освоить принципы функционирования фирмы в условиях совершенных и

несовершенных рынков,

-изучить инструменты, используемые при реализации  экономической политики

государства,

-изучить основные макроэкономические показатели,

-изучить структуру народного хозяйства

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.08
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
2.1.2
Основы российской государственности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
Уровень 1
Знает и понимает базовые принципы экономического развития (на макро и микро уровнях) и функционирования экономики;

Знает цели и формы участия государства в экономике.

Владеет современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро и макроуровне

ИД-1.УК-9: Понимает базовые принципы экономического развития и функционирования экономики, цели и формы участия государства в экономике.
 
Уровень 1
Умеет применять методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски.

ИД-2.УК-9: Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски.
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
Уровень 1
Умеет применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
 
Уровень 1
Умеет проектировать и осуществлять учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
ИД-2.ОПК-8: Проектирует и осуществляет учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. лекции
 
1.1
Предмет и метод экономической теории /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Общественное воспроизводство /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.3
Механизм рыночного ценообразования /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.4
Рынки факторов производства /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.5
Система национального счетоводства /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.6
Экономический рост /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.7
Макроэкономическое равновесие /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.8
Макроэкономическая нестабильность /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.9
Международная экономика /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. практические занятия
 
2.1
Предмет и метод экономической теории /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Общественное воспроизводство /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.3
Механизм рыночного ценообразования /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
2.4
Модели рыночных структур /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.5
Рынки факторов производства /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.6
Система национального счетоводства /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.7
Макроэкономическое равновесие /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.8
Экономический рост /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.9
Макроэкономическая нестабильность /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.10
Государственное регулирование и переходные процессы /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.11
Международная экономика /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. самостоятельная работа
 
3.1
предмет и метод экономической теории /Ср/
5,1
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
общественное воспроизводство /Ср/
18
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.3
механизм рыночного ценообразования /Ср/
18
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.4
рынки факторов производства /Ср/
18
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3.5
система национального счетоводства /Ср/
9
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.6
макроэкономическое равновесие /Ср/
7
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.7
макроэкономическая нестабильность /Ср/
14
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.8
международная экономика /Ср/
5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,9
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
5.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Комплект тестовых заданий

по дисциплине Экономика

Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством:

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3).

ЗАДАНИЕ N 1

Экономические законы отличаются от законов природы тем, что они …

1) действуют независимо от воли и сознания людей;

2) создаются людьми и используются ими в практической деятельности;

3) реализуются через практическую деятельность людей;

4) устанавливаются государством для регулирования экономики;

ЗАДАНИЕ N 2

Термин «политическая экономия» впервые ввел в научный оборот …

1) А. Смит;

2) Ф. Кенэ;

3) А. Монкретьен;

4) Аристотель.

ЗАДАНИЕ N 3

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
В составе материальных потребностей учитывается потребность …

1) в общении;

2) в досуге;

3) в самовыражении;

4) в образовании.

ЗАДАНИЕ N 4

На основании данных модели производственных возможностей экономики

определите альтернативные издержки производства единицы товара А, если экономика находится в точке D …

1) 5 единиц товара В;

2) 8 единиц товара В;

3) 3 единицы товара В;

4) единица товара В.

ЗАДАНИЕ N 5

Социальная эффективность общественного производства – это …

1) соотношение объемов социального и экономического эффектов;

2) стоимость всех произведенных жизненных благ;

3) стоимость всей произведенной продукции в расчете на единицу затрат;

4) сумма прибыли, полученная от реализации всех товаров и услуг.

ЗАДАНИЕ N 6

Одной из черт традиционной экономической системы является…

1) разделение труда и социализация производства;

2) планомерное развитие экономики;

3) открытость экономических связей;

4) универсальный характер труда и производства.

ЗАДАНИЕ N 7

Основным инструментом приватизации в российской экономике был …

1) ваучер;

2) облигация;

3) акция;

4) вексель.

ЗАДАНИЕ N 8

К важнейшим элементам рыночной системы не относится …

1) наличие общей цели;

2) спрос и предложение;

3) конкуренция;

4) цена.

ЗАДАНИЕ N 9

Государство вводит налог (Т) на цену (Р). Исходя из данных рисунка,

определите долю налогового бремени, которое понесут потребители продукции.

1) 30 ден.ед.;

2) 10 ден.ед.;

3) 24 ден.ед.;

4) 20 ден.ед.

ЗАДАНИЕ N 10

На рисунке показано изменение спроса на товар при снижении его цены.

При этих условиях коэффициент дуговой эластичности спроса по цене равен...

1) – 1;

2) 2;

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3) 3;

4) 4.

ЗАДАНИЕ N 11

Закон убывающей предельной полезности отражает следующее положение…

1) полезность покупаемых товаров убывает с ростом дохода потребителей;

2) отношения предельных полезностей к их ценам одинаковы;

3) отношение предельной полезности к цене для предметов роскоши меньше, чем для товаров первой необходимости;

4) полезность каждой последующей единицы товара убывает с увеличением количества приобретаемых товаров.

ЗАДАНИЕ N 12

Закон убывающей предельной производительности гласит, что …

1) продавцы предлагают больше товаров при высоких ценах и меньше – при низких;

2) при прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой;

3) при увеличении одного фактора производства и неизменном другом факторе достигается определенный объем выпуска, свыше которого величина предельного продукта начинает снижаться;

4) при увеличении затрат одного ресурса при неизменности других ресурсов и технологий производится меньший предельный продукт.

ЗАДАНИЕ N 13

В краткосрочный период фирма производит 100 единиц товара при средних постоянных издержках 5 руб. Если средние переменные издержки сократятся с 20 до 10 рублей, то общие издержки…

1) возрастут на 10 руб.;

2) увеличатся на 1000 руб.;

3) сократятся на 1000 руб.;

4) уменьшатся на 10 руб.

ЗАДАНИЕ N 14

Формирование рыночных цен происходит за счет ____________ конкуренции

1) межотраслевой;

2) неценовой;

3) монополистической;

4) внутриотраслевой.

ЗАДАНИЕ N 15

Ситуация, когда фирма-монополист получит максимальную прибыль при оптимальном объеме производства,

соответствует на рисунке точке …

1) при Q=30, P=5;

2) при Q=35, P=4;

3) при Q=35, P=10;

4) при Q=40, P=7.

ЗАДАНИЕ N 16

Олигополия – это рыночная структура, где действует …

1) только одна крупная фирма;

2) небольшое количество конкурирующих фирм;

3) большое количество конкурирующих фирм с однородным товаром;

4) большое количество конкурирующих фирм с дифференцированными товарами.

ЗАДАНИЕ N 17

Если в результате инвестирования в начале года в производство 10 тыс. руб. ожидается в конце года прибыль в размере 15 тыс. руб., то ставка банковского процента, при которой инвестиции будут выгодны, равна …

1) 30%;

2) 20%;

3) 10%;

4) 25%.

ЗАДАНИЕ N 18

Если номинальная заработная плата за год увеличилась на 10%, а прирост уровня цен в экономике составил 13%, то реальная заработная плата…

1) увеличилась на 3%;

2) сократилась на 3%;

3) увеличилась на 23%;

4) сократилась на 23%.

ЗАДАНИЕ N 19

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 

Если предложение земли S = 10 акров, спрос увеличится с уровня D1 до D2, а ставка банковского процента уменьшится с 10% до 5%, то рента, получаемая с одного акра земли, …

1) увеличится на 10 ден. ед.;

2) снизится на 40 ден. ед.;

3) снизится на 10 ден. ед.;

4) увеличится на 0,5 ден. ед.

ЗАДАНИЕ N 20

На рисунке показана кривая Лоренца:

Если правительство вводит прогрессивное налогообложение на доходы физических лиц, то кривая Лоренца сдвигается …

1) вправо, уменьшая неравенство в обществе;

2) влево, увеличивая неравенство в обществе;

3) влево, уменьшая неравенство в обществе;

4) вправо, увеличивая неравенство в обществе.

ЗАДАНИЕ N 21

Положительный внешний эффект возникает, когда предельные частные выгоды …

1) ниже предельных общественных выгод;

2) равны предельным общественным выгодам;

3) равны нулю;

4) выше предельных общественных выгод.

ЗАДАНИЕ N 22

Градуализм – это экономическая концепция, …

1) считающая необходимым уменьшение государственного влияния на экономику для достижения бездефицитного бюджета и либерализации цен;

2) направленная на формирование самодостаточной экономической системы;

3) направленная на возникновение, развитие и укрепление рыночных правил экономического поведения;

4) отводящая государству главную роль в формировании рынка и предполагающая проведение медленных и последовательных.

ЗАДАНИЕ N 23

Если чистый экспорт сократится на 10 млрд. ден. ед., а ВНД увеличится на 20 млрд. ден. ед., то объем ВВП …

1) вырастет на 10 млрд. ден. ед.;

2) вырастет на 30 млрд. ден. ед.;

3) снизится на 10 млрд. ден. ед.;

4) снизится на 30 млрд. ден. ед.

ЗАДАНИЕ N 24

Если состояние экономики характеризуется кейнсианским отрезком кривой совокупного предложения, то рост совокупного спроса приведет …

1) к увеличению реального ВВП при неизменном уровне цен;

2) к повышению уровня цен и к сокращению реального ВВП;

3) к повышению уровня цен и реального ВВП;

4) к снижению уровня цен и росту реального ВВП.

ЗАДАНИЕ N 25

При росте доходов домохозяйства с 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. и увеличении потребления на 15 тыс. руб. мультипликатор автономных расходов будет равен …

1) 10;

2) 5;

3) 3;

4) 4.

ЗАДАНИЕ N 26

Портфельные инвестиции – это …

1) приобретение акций предприятий в размерах, не обеспечивающих права собственности или контроля над ними;

2) купля-продажа ценных бумаг;

3) капиталовложения, обеспечивающие полную собственность на предприятие или обладание контрольным пакетом акций;

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
4) приобретение предприятием зданий, оборудования, затраты на новое строительство для будущего производства.

ЗАДАНИЕ N 27

Инфляция, вызванная избыточном спросом, иллюстрируется на графике сдвигом кривой совокупного …

1) спроса влево;

2) предложения влево;

3) предложения вправо;

4) спроса вправо.

ЗАДАНИЕ N 28

Появление фрикционной безработицы связано с …

1) высокой реальной заработной платой;

2) падением совокупного спроса;

3) недостаточной квалификацией безработных;

4) временем, необходимым для поиска новой работы.

ЗАДАНИЕ N 29

Экономические потери общества от безработицы при фактическом ее уровне U=8%, естественном уровне U*=5%, значении коэффициента Оукена (γ), равном 3, и фактическом национальном доходе Y=1000 млрд. ден. ед. составят …

1) 80 млрд. ден. ед.;  

2) 30 млрд. ден. ед.;  

3) 50 млрд. ден. ед.;

4) 90 млрд. ден. ед.

ЗАДАНИЕ N 30

Если введен пропорциональный налог, то …

1) с каждого дополнительного рубля взимается меньшая часть с ростом доходов;

2) происходит то же самое, что и при введении прогрессивного налога;

3) с каждого дополнительного рубля с ростом доходов взимается одинаковый процент;

4) государство получает одинаковые поступления (в абсолютном выражении) от налогов при всех уровнях доходов.

ЗАДАНИЕ N 31

К прямым налогам не относится …

1) акцизный налог;

2) подоходный налог с физических лиц;

3) налог на прибыль предприятий;

4) налог на имущество граждан.

ЗАДАНИЕ N 32

Товарную природу денег обосновала ______________ теория.

1) металлистическая;

2) количественная;

3) номиналистическая;

4) монетаристская.

ЗАДАНИЕ N 33

Центральный банк является звеном _________ системы.

1) торговой;

2) денежно-кредитной;

3) бюджетной;

4) налоговой.

ЗАДАНИЕ N 34

Если при неизменной процентной ставке реальный доход и уровень цен возрастут на 6%, то денежная масса в год увеличится на …

1) 2 %;

2) 6 %;

3) 10 %;

4) 12 %.

ЗАДАНИЕ N 35

К фазам экономического цикла не относится …

1) подъем;

2) спад;

3) сжатие;

4) стагфляция.

ЗАДАНИЕ N 36

Для интенсивного типа экономического роста не характерно …

1) использование новых средств производства;

2) увеличение применяемых материальных ресурсов;

3) применение в производстве новых технологий;

4) повышение квалификации кадров.

ЗАДАНИЕ N 37

Наиболее глубоким и многосторонним видом экономической интеграции стран является …

1) экономический союз;

2) общий рынок;

3) таможенный рынок;

 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
4) зона свободной торговли.

ЗАДАНИЕ N 38

К нетарифным ограничениям импорта относятся все перечисленные меры, кроме…

1) установления национальных технических стандартов;

2) введение ввозных пошлин;

3) установления импортных квот;

4) введения импортных лицензий.

ЗАДАНИЕ N 39

В 2005 году в Республике Альфании индекс цен составил 200% по сравнению с 1995 годом, а в Республике Бетании, которая является торговым партнером Альфании, 100%. В 1995 году равновесный обменный курс составлял 3 песо Республики Альфании к 1 реалу Республики Бетании. В 2005 году при паритете покупательной способности обменный курс составлял…

1) 2 песо к 1 реалу;

2) 1 песо к 2 реалам;

3) 1 песо к 6 реалам;

4) 6 песо к 1 реалу.

ЗАДАНИЕ N 40

Сторонники «шоковой терапии» перехода от командной экономики к рыночной считают, что …

1) неэффективное использование ресурсов является большей проблемой, чем спад производства;

2) необходим длительный переходный период;

3) неэффективное использование ресурсов является меньшей проблемой, чем спад производства;

4) безработица является большей проблемой, чем инфляция.

Критерии оценки:

Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень

Студент решил все тестовые задания верно «отлично», 8 баллов, повышенный уровень

Студент решил не менее 2/3 тестовых заданий верно «хорошо», 5 баллов, пороговый уровень

Студент решил не менее 1/3 тестовых заданий верно «удовлетворительно», 4 балла, пороговый уровень

Студент решил не менее 1/4 тестовых заданий верно «неудовлетворительно», 2 балла, уровень не сформирован

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

(эссе, докладов, сообщений)

по дисциплине Экономика

Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством:

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3).

Требования к реферату: объем 10-20 стр., обязательное определение целей и задач выполнения рефератов, подведения итогов исследования, список литературы, ссылки. Для выступления на семинарских занятиях студент самостоятельно выбирает тему предложенных рефератов. Реферат способствует формированию навыков самостоятельной научно- практической работы, которые позволяют расширить познавательные способности студентов.

Тема 1: Предмет и метод экономической теории

1. Этапы развития экономической теории.

2. Становление экономической мысли в России.

3. Роль экономической науки в развитии общества.

4. Лауреаты Нобелевской премии по экономике.

5. Рациональное поведение хозяйствующего субъекта: интересы, цели, ограничители.

6. Классификация благ, ресурсов, потребностей.

7. Эволюция модели экономического человека.

Тема 2: Экономическая система

1. Сравнительный анализ западноевропейских и американской экономических моделей.

2. Интеллектуальная собственность и проблемы ее реализации.

3. Шведская модель экономики: достоинства и недостатки.

4. Эволюция правоотношений собственности.

5. Трагедия общественной собственности.

6. «Японское чудо» и возможности его применения в России.

7. Экономика Советского Союза как пример плановой экономики.

Тема 3: Общественное воспроизводство.

1. Особенности воспроизводственного процесса в современной России

2. Россия – ресурсная кладовая мира.

 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3. Время как фактор производства.

4. Материальное и нематериальное производство: сходство и различия.

Тема 4: Товарное производство. Товар и деньги

1. История российских денег.

2. Роль золота в международных отношениях: вчера, сегодня завтра.

3. Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.

4. Бартер в современной экономике: причины использования и характерные особенности.

5. Электронные деньги – как новый инструмент на денежном рынке.

Тема 5: Механизм рыночного ценообразования

1. Субъекты рынка и их характеристика.

2. Границы рыночных отношений.

3. Отличительные черты современного рынка.

4. Формы и методы неценовой конкуренции.

5. Биржи, их виды и роль в рыночной экономике.

6. Последствия налогов и субсидий на равновесную цену.

7. Вкусы и предпочтения потребителей на рынке недвижимости.

8. Практическое значение теории эластичности.

Тема 7: Фирма в системе рыночных отношений

1. 1. Развитие предпринимательства в сфере услуг.

2. 2. Роль государства в развитии предпринимательства.

3. 3. Организационно-правовые формы предприятий в РФ.

4. 4. Издержки фирм: структура и специфика формирования.

5. 5. Источники экономической прибыли.

Тема 8: Модели рыночных структур

1. Монополистические объединения российских предпринимателей

2. Совершения конкуренция и «невидимая рука».

3. Экономическая эффективность совершенной конкуренции.

4. Реклама в условиях монополистической конкуренции.

6. Картели и сговор.

7. Антимонопольное законодательство: зарубежный опыт.

8. Особенности регулирования естественных монополий.

Тема 9: Рынки факторов производства

1. Становление земельного рынка России.

2. Принятие инвестиционных решений фирмами.

3. Природные ресурсы как фактор производства.

4. Профсоюзы на рынке труда.

5. Минимальная заработная плата: за и против.

6. Теория ренты в ценообразовании на рынке нефти.

7. Факторы. Влияющие на заработную плату.

Тема 10.Государственное регулирование рыночного механизма

1. Возникновение внешних эффектов на рынке образовательных услуг.

2. Экономические методы решения экологических проблем.

3. Расслоение российского общества: динамика и методы решения проблемы.

4. Методы решения проблем, связанных с производством общественных благ.

Тема 10: Макроэкономические измерители

1. Измерение качества жизни населения.

2. Добавленная стоимость: сущность и методы расчета.

3. Структура ВНП: межстрановые сопоставления.

4. Теневая экономика в России.

Тема 11: Макроэкономическое равновесие

1. Классики и кейнсианцы о макроэкономическом равновесии.

2. Неценовые факторы совокупного спроса.

3. Сдвиги кривой совокупного предложения.

4. Шоки спроса и предложения

Тема 12: Экономический рост

1. Экономическое развитие современной России.

2. Экономический рост в современной России.

 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3. Сравнение темпов экономического роста в развитых и развивающихся странах.

4. Экономический рост и международные потоки капитала.

5. Отрицательные последствия экономического роста.

6. Научно-технический прогресс как фактор экономического роста.

Тема 13: Макроэкономическая нестабильность

1. Безработица в России.

2.  Цикличность развития экономики.

3. Государственное регулирование занятости.

4. Проблема выбора между инфляцией и безработицей.

5. Кризисные процессы в экономике России.

6. Антициклическая политика государства.

7. Инфляционные ожидания и издержки инфляции.

Тема 14: Государственное регулирование экономики

1. Формы и методы разгосударствления и приватизации.

2. Структура государственного бюджета России.

3. Проблемы внешней и внутренней задолженности.

4. Классификация налогов.

5. Современное состояние налогообложения юридических и физических лиц.

6. Государственный долг России: проблемы и решения.

7. Банковская система России.

8. Успехи и неудачи российских экономических реформ.

9. История банков с древнейших времен до наших дней.

Тема 15. Международная экономика

1. Курс американского доллара: колебания и их причины.

2.  Факторы, определяющие курс евро.

3. Причины распада Золотого стандарта.

4. Методы государственного регулирования курса национальной валюты.

5. Большие и малые страны в мировой экономике.

6. Различия в уровне развития стран мировой экономике.

7. Россия в мировой экономике.

8. СНГ как форма интеграционного объединения.

9. Европейский союз: история и современность.

Критерии оценки:

Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень

Студент использовал современный и актуальный материал по заданной теме реферата с применением графического и математического аппарата, привел в реферате экспертные оценки, при защите реферата используется презентация или раздаточный материал. «отлично», 10 баллов за защиту реферата, повышенный уровень

Студент использовал современный и актуальный материал по заданной теме реферата с применением графического и математического аппарата, привел в реферате экспертные оценки. «хорошо», 6-8 баллов за защиту реферата, пороговый уровень

Студент использовал современный и актуальный материал по заданной теме реферата с применением графического и математического аппарата «удовлетворительно», 2-5 баллов за защиту реферата, пороговый уровень

Студент использовал устаревший материал по заданной теме реферата без применения графического и математического аппарата «неудовлетворительно», 0 баллов, уровень не сформирован

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Балашов А. И., Иматов Т. Д., Куприщенко Н. П., Тертышный С. А., Эриашвили Н. Д.
Экономическая теория: учебник для вузов
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
https://www.iprbookshop.ru/109226.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
стр. 15
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Рудой Е.В., Глотко А.В.
Макроэкономика: учебное пособие для вузов
Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2013
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=724:macro13&catid=28:economic&Itemid=181
 
Л2.2
Рудой Е.В., Глотко А.В.
Микроэкономика: учебное пособие для вузов
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=283:mikroekonomika&catid=28:economic&Itemid=181
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Firefox
6.3.1.2
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.6
MS WINDOWS
6.3.1.7
Moodle
6.3.1.8
NVDA
6.3.1.9
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
кейс-метод
 
деловая игра
 
проблемная лекция
 
дебаты
 
кластер
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
102 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер. Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), кафедра
 
211 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей)

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует 

 
стр. 16
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий  под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.  

При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.

Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.  

Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и 

 
стр. 17
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.

Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.

Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.

Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.

Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.

Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе.

Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.

Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.

Курсовая работа состоит из глав и параграфов.  Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).

Во введении необходимо отразить:  актуальность; объект; предмет; цель;  задачи;  методы исследования;  структура работы.

Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.

Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.

Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.

Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.

Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.

 
стр. 18
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.