2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_История философии_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра права, философии и социологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История философии
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
222,8
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Практические
40
40
40
40
Консультации (для студента)
1,2
1,2
1,2
1,2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
66,45
66,45
66,45
66,45
Сам. работа
222,8
222,8
222,8
222,8
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
324
324
324
324
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
История философии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна

кафедра права, философии и социологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Сформировать у бакалавров научно-теоретический уровень мышления, мировоззренческую и методологическую культуру, основанную на знании исходных философских категорий, теоретических и ценностных ориентациях основных философских школ. 
1.2
Задачи: Задачи:

- познакомить бакалавров с особенностями историко-философского познания, с историческими типами философии, с комплексом основных философских проблем и с вариантами их решения в истории философии;

- привить знания исходных философских категорий и научить применять их на профессиональном уровне знаний;

- сформировать философскую культуру мыслительной деятельности бакалавра;

- обеспечить формирование у бакалавров умений и навыков по работе с научной, справочной и методической литературой.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.08
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России
2.1.2
Культура речи и деловое общение
2.1.3
Основы российской государственности
2.1.4
Этика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Источниковедение
2.2.2
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
2.2.3
История  Нового времени
2.2.4
История России (вторая половина XIX - начало XX вв.)
2.2.5
Теория государства и права
2.2.6
Религиоведение
2.2.7
История исторической науки
2.2.8
История Новейшего времени
2.2.9
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.2.10
История России (XVIII в.)
2.2.11
История Средних веков
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Уровень 1
Знать: методологию  философской теории как системы методов, подходов, способов и процедур для  поиска, критического анализа и синтеза информации,  системного подхода для решения поставленных задач

Уметь:  демонстрировать знания особенностей системного и критического мышления, аргументированно формировать собственное суждение, давать оценку информации, принимать обоснованное решение.

Владеть:  способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

ИД-1.УК-1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
 
Уровень 1
Знать:гносеологию и  логику  философской теории как системы познавательных уровней,  логических форм, процедур и законов для поиска, критического анализа и синтеза информации, системного подхода для решения поставленных задач

Уметь: применять логические формы и процедуры,  рефлексию по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности

Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ИД-2.УК-1: Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности.
 
Уровень 1
  Знать:  диалектическую и формальную логику  философской теории как системы  диалектических категорий,  законов, логических форм и процедур для поиска, критического анализа и синтеза информации, системного подхода для решения поставленных задач

ИД-3.УК-1: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Уметь: анализировать источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.

Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
Уровень 1
Знает материал дисциплины

Умеет применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области

Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
 
Уровень 1
Знает материал дисциплины

Умеет проектировать и осуществлять учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса

Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ИД-2.ОПК-8: Проектирует и осуществляет учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тематика лекций
 
1.1
Тема 1 Понятие истории философии, её сущностные черты и роль в науке /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
1.2
Тема 2 Становление и развитие философских идей Древней Индии и Древнего Китая /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
1.3
Тема 3 Античная философия /Лек/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
1.4
Тема 4 Средневековая философия /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
1.5
Тема 5 Византийская философия /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.6
Тема 6 Философия эпохи Возрождения /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
1.7
Тема 7 Философия Нового времени /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
1.8
Тема 8 Немецкая классическая философия /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
1.9
Тема 9 Современная западноевропейская философия /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
1.10
Тема 10 Отечественная  философия /Лек/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
 
Раздел 2. Практические
 
2.1
Тема 1. Понятие истории философии, её сущностные черты, круг проблем и роль в науке.

1. Понятие истории философии и её сущностные черты.

2.Особенности историографических и источниковедческих проблем в истории философии.

3.Методологические проблемы истории философии.

4. История философии в системе наук /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Вопросы к

экзамену

Вопросы к

семинару

Реферат

Тест

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
2.2
Тема 2. Становление и развитие философских идей Древней Индии и Древнего Китая.

1. Философские идеи Древней Индии. Источники.

2. Философские идеи Древнего Китая. Источники. /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Вопросы к

экзамену

Вопросы к

семинару

Реферат

Тест

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
2.3
Тема 3.  Античная философия.

1. Особенности возникновения  античной философии и ее черты.

2. Досократики  Натурфилософия.

2. Классика:  Сократ. Платон. Аристотель.

3. Школы и проблемы эллинистически-римского периода античной философии.    /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Вопросы к

экзамену

Вопросы к

семинару

Реферат

Тест

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
2.4
Тема 4. Средневековая философия.

1. Характерные черты эпохи и философии Средневековья.

2.  Патристика и схоластика.

3. Проблема универсалий.Полемика номинализма и реализма. /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Вопросы к

экзамену

Вопросы к

семинару

Реферат

Тест

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
2.5
Тема 5.  Византийская философия.

1. Понятие византийской философии и её особенности.

2. Хронология

и периодизация византийской философии.

2.Энциклопедически-философские и специально-теологические проблемы.  

3. Философские идеи И. Дамаскина, Михаила Пселла, Николая Мефонского, Симеона Нового Богослова и др.  /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Вопросы к

экзамену

Вопросы к

семинару

Реферат

Тест

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
2.6
Тема 6. Философия эпохи Возрождения.

1. Характерные черты эпохи и философии эпохи Возрождения.

Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности.

3. Антропоцентризм и проблема личности.

4 Натурфилософия философии эпохи Возрождения. /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Вопросы к

экзамену

Вопросы к

семинару

Реферат

Тест

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
2.7
Тема 7. Философия Нового времени.

1. Социокультурные предпосылки становления  философии Нового времени.

2. Проблема метода познания (Бэкон, Декарт).

3. Проблема субстанции в трудах Декарта, Лейбница, Спинозы.

4. Философские идеи французских просветителей. /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Вопросы к

экзамену

Вопросы к

семинару

Реферат

Тест

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
2.8
Тема 8. Немецкая классическая философия.

1. Формирование немецкой классической философии и её сущностные характеристики.

2. Философия Канта.

3. Философская система и диалектический метод Гегеля. /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Вопросы к

экзамену

Вопросы к

семинару

Реферат

Тест

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
2.9
Тема 9. Современная западноевропейская философия.

1.  Исторические условия формирования основных направлений философии.   Рационализм и иррационализм.

2. Основные идеи марксизма.

3. Позитивизм  и его эволюция.

4 .  Экзистенциализм, его сущность и разновидности.

5.  Структурализм, постмодернизм и иные философские модели познания мира.. /Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Вопросы к

экзамену

Вопросы к

семинару

Реферат

Тест

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
2.10
Тема 10. Отечественная философия.

1.  Понятие русской философии. Дискуссия о её начале.

2. Древнерусская философская мысль и её особенности.

3. Русская философия второй половины 17-18вв.

4. Русская философия 19- 20 вв.

5. Советский период в развитии отечественной философии.

/Пр/

4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Вопросы к

экзамену

Вопросы к

семинару

Реферат

Тест

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа
 
3.1
Темы 1-10 /Ср/
222,8
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
4.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
4.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
4.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,2
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.ОПК-8 ИД-2.ОПК-8
2
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История философии».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестов для

входного и текущего контроля, вопросов к семинарам, реферата, аттестации в форме экзаменационных вопросов.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты для входного контроля

1. Кто впервые рассматривает философию как особую область теоретического знания?

а) Аристотель

б) Пифагор

в) Платон

2. Кому из философов принадлежит данное выражение: “Знание-это сила”:

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
а) Бэкону

в) Гегелю

г) Декарту

3. Какой из перечисленных философов не имел отношение к эпохе Просвещения?

а) Д. Дидро

б) Т. Гоббс

в) В. Шеллинг

4.Древнегреческий философ, считавший знание, истину высшим благом

а) Левкипп

б)Пифагор

в) Сократ

5. Два направления русской общественной и философской мысли:

славянофильство и западничество сформировались в

а) XIX в.

б) XX в.

в) XVII в.

6. Понятие "софия" в античной философии означает:

а) символ

б) миф

в) мудрость

7.  Мыслитель, разработавший диалектический материализм?

а) Маркс

б) Бердяев

в) Гоббс

8. Кто из мыслителей не относится к немецкой классической философии:

а) Гегель

б) Фихте

в) Карнап

9. Основатель учения  об идеях:

а) Платон

б) Анаксимандр

в) Карнап

10. Великий мыслитель И. Кант принадлежал:

а) к немецкой классической философии

б) к русской философии

в) экзистенциализму-  

Критерии оценки (баллы/оценка)

92-100 Отлично

76-91 Хорошо

61-75 Удовлетворительно

Менее 61 Неудовлетворительно

Примерные тесты для текущего контроля

1. Сторонником  какого познавательного принципа был Р. Декарт?

а) рационализма

б) эмпириокритицизма

в) онтологизма

2. Понятие «трансцендентный» означает

а) сверхчувственный

б) идеальный

в) наглядный

3. На основе какого философского общества возник логический позитивизм

а) Лондонское позитивистское общество

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
б) Берлинское общество эмпирической философии

в) Венский кружок

4. Что Г. Гегель считал источником развития?

а) экономику

б) борьбу противоположностей

в) природу

5. Основатель и теоретик материалистического понимания истории в области социальной теории

а) К. Маркс

б)  А. Камю

в) Н. Маккиавелли

6. Философская установка, отличительной чертой которой является

абсолютная уверенность в способности науки решать

все социальные проблемы

а) детерменизм

б) сциентизм

в) рационализм

7. Философское направление, изучающее реальное существование

человека, его субъективность и предназначение

а) феноменология

б) экзистенциализм

в) постмодернизм

8. Первым древнерусским философом принято называть

а) Нила Сорского

б) митрополита Иллариона

в) А. Радищева

9.Общее название логических книг Аристотеля

а) Органон

б) Новый органон

в) Метафизика

10 Рационализм - это философский подход, в соответствии

с которым единственным источником знания является

а) эксперимент

б) чувственное восприятие

в) разум

Критерии оценки (баллы/оценка)

92-100% Отлично

76-91% Хорошо

61-75 % Удовлетворительно

Менее 61%  Неудовлетворительно

 

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

Темы рефератов

1. История философии как форма саморефлексии философии.

2.  Культура Древнего Китая и формирование философских проблем.

3.  Проблема избавления от страданий в раннем буддизме.

4. Культурно-исторические предпосылки зарождения античной философии.

5 .Атомистическая концепция мироздания Демокрита.

6. Апории Зенона.

7. Математическая организация космоса в философских воззрениях пифагорейцев.

8. Онтологическая проблематика в истории философии.

9. Философские проблемы сознания в истории философии.

10.  Становление философии истории (Августин Блаженный)

11. Человек как образ и подобие Бога в философии Средневековья.

12. Схоластика как форма средневековой философии.

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
13.  Проблема души и тела, разума и воли в философии Средневековья.  

14. Проблема человека в философии гуманизма.

15.  Гелиоцентризм в космологии Возрождения.

16. Начало математического познания природы в натурфилософии Возрождения (Н. Кузанский)

17. Философия государства в работах Томаса Мора.

18. Актуальные проблемы  философии Нового времени.

19. Индуктивный метод Бэкона и обоснование эмпиризма.

20. Проблема достоверного знания в философии Р. Декарта.

18. Сенсуализм Локка.

20. Монистический пантеизм в философском учении Лейбница.

21. Категории "монады" в философии Лейбница.

22.Проблема человека в философии Просвещения.

23. Проблема соотношения объекта и субъекта познания в философии И. Канта.

24. Принцип категорического императива в философии И. Канта.

25. Бог, свобода и бессмертие как постулаты практического разума в философии И. Канта.

26. Натурфилософия Шеллинга.

27. Субъективный идеализм Фихте.

28. Формирование и развитие философии марксизма.

29.Диалектико-материалистический подход в социальной философии марксизма.

31. особенности становления и тенденции развития русской философии.

32.Проблема социально-политического идеала в русской философии.

33. Проблема нравственного идеала в русской философии.

34.Проблема соотношения соборности и индивидуальности в русской философии.

35. Философский портрет В. Соловьева.

36. Философия творчества Н. Бердяева.

37. Г. Шпет как профессиональный российский философ.

38.Философский портрет И. Ильина.

40.Космическое направление в русской философии.

41. Проблема смысла жизни в истории русской  философии.

42. Философская эволюция взглядов позитивистов.

44. Экзистенциальные проблемы в современной философии.

45. Религиозная философия в 20-21 вв

46. Новый поворот к человеку в философии 20-21 вв.

47. Противоречия постмодернистского видения мира.

48.Значимость идей структурализма для науки.

49. Идеи герменевтики.

50. Мировоззренческий смысл и философская сущность "абсолютного духа" в гегелевской системе.

Требования:

Новизна текста а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы,

формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных,

внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой,

систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и

суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану

реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение

обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы

по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки

и т.д.).

Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список

литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической

культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата

Критерии оценки

5 /зачтено Выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована  её

актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена

собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к

внешнему оформлению.

4/зачтено Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются

неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём

реферата; имеются упущения в оформлении.

3/зачтено Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь  

 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата

2/не зачтено Нарушены  большинство требований к реферированию, тема реферата не раскрыта, обнаруживается

существенное непонимание проблемы

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену

1. История философии: понятие, свойства, структура.  .

2. Особенности историографических и источниковедческих проблем в истории философии.

3.Методологические проблемы истории философии.

4. История философии в системе наук.

5. Становление и развитие философских идей Древней Индии и Древнего Китая.

6. Философия Древней Греции: этапы, школы, проблематика.

7. Софисты и Сократ.

8. Философия Платона.

9. Философия Аристотеля.

10. Особенности эпохи и основные черты философии Средневековья.

11. Патристика и схоластика. Полемика номинализма и реализма.

12. Основные черты эпохи и философии Возрождения.

13. Проблема метода познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

14. Философские идеи Просвещения.

15. Немецкая классическая философия: особенности, проблематика, представители.

16. Философия И. Канта.

17. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля  

18. Формирование и развитие философии марксизма.

19. Философские идеи диалектического материализма.

20. Основные принципы исторического материализма.

21. Позитивизм и его эволюция.

22. Постпозитивизм и его основные идеи.

22. Философия экзистенциализма, её сущность и истоки..

23. Аналитическая философия.

24. Отечественная и западноевропейская традиции понимания человека.

25. Философия жизни.

26. Философские и методологические идеи структурализма.

27. Особенности постмодернистской философии.

28. Проблема смысла жизни в философских течениях.

29. Возникновение русской философии, её специфика и основные этапы развития.

30. Философские идеи Древней Руси.

31. Особенности эпохи и основные черты отечественной философии 17-го-18-го вв.

32. Общая характеристика отечественной философии 19-го начала 20-го вв.

33. Основные школы и направления русской философии 19-го начала 20-го вв.  

34. Философские идеи славянофилов и западников

35. «Русская идея» в отечественной философской мысли.

36. Отечественная и западноевропейская традиции понимания человека.

37. Особенности эпохи 20-го века и исторические судьбы русской философии.

38. Советский период развития отечественной философии. Диалектический материализм как философия науки.

39. Развитие философии в постсоветской России

40. Развитие философии истории в отечественной философии.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Гайденко В. П., Громов М. Н., Мотрошилова [и др.] Н. В., Мотрошилова Н. В.
История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1. Философия древности и Средневековья: учебник для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/109994.html
 
Л1.2
Баллаев А. Б., Богуславский В. М., Громов [и др.] М. Н., Мотрошилова Н. В.
История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 2. Философия XV–XIX вв.: учебник для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/109995.html
 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.3
Грязнов А. Ф., Зотов А. Ф., Козлова [и др.] М. С, Мотрошилова Н. В., Руткевич А. М.
История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 3. Философия XIX–ХХ вв.: учебник для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/109996.html
 
Л1.4
Мотрошилова Н. В., Вдовина И. С., Грязнов А. Ф., Гусейнов [и др.] А. А., Мотрошилова Н. В., Руткевич А. М.
История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 4. Философия ХХ в.: учебник для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
https://www.iprbookshop.ru/109997.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Громов Р. А., Ерыгин А. Н., Золотухина [и др.] Е. В., Липовой С. П., Тихонов А. В.
История философии: учебное пособие для студентов бакалавриата по направлению «философия»
Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011
https://www.iprbookshop.ru/46974.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
6.3.1.3
LibreOffice
6.3.1.4
NVDA
6.3.1.5
Moodle
6.3.1.6
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.7
РЕД ОС
6.3.1.8
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
Реферат
 
Тестирование
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
136 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна
 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)