(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- познакомить бакалавров с особенностями историко-философского познания, с историческими типами философии, с комплексом основных философских проблем и с вариантами их решения в истории философии;
- привить знания исходных философских категорий и научить применять их на профессиональном уровне знаний;
- сформировать философскую культуру мыслительной деятельности бакалавра;
- обеспечить формирование у бакалавров умений и навыков по работе с научной, справочной и методической литературой.
Уметь: демонстрировать знания особенностей системного и критического мышления, аргументированно формировать собственное суждение, давать оценку информации, принимать обоснованное решение.
Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
Уметь: применять логические формы и процедуры, рефлексию по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности
Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Умеет применять методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
Умеет проектировать и осуществлять учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ции
ракт.
1. Понятие истории философии и её сущностные черты.
2.Особенности историографических и источниковедческих проблем в истории философии.
3.Методологические проблемы истории философии.
4. История философии в системе наук /Пр/
экзамену
Вопросы к
семинару
Реферат
Тест
1. Философские идеи Древней Индии. Источники.
2. Философские идеи Древнего Китая. Источники. /Пр/
экзамену
Вопросы к
семинару
Реферат
Тест
1. Особенности возникновения античной философии и ее черты.
2. Досократики Натурфилософия.
2. Классика: Сократ. Платон. Аристотель.
3. Школы и проблемы эллинистически-римского периода античной философии. /Пр/
экзамену
Вопросы к
семинару
Реферат
Тест
1. Характерные черты эпохи и философии Средневековья.
2. Патристика и схоластика.
3. Проблема универсалий.Полемика номинализма и реализма. /Пр/
экзамену
Вопросы к
семинару
Реферат
Тест
1. Понятие византийской философии и её особенности.
2. Хронология
и периодизация византийской философии.
2.Энциклопедически-философские и специально-теологические проблемы.
3. Философские идеи И. Дамаскина, Михаила Пселла, Николая Мефонского, Симеона Нового Богослова и др. /Пр/
экзамену
Вопросы к
семинару
Реферат
Тест
1. Характерные черты эпохи и философии эпохи Возрождения.
Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности.
3. Антропоцентризм и проблема личности.
4 Натурфилософия философии эпохи Возрождения. /Пр/
экзамену
Вопросы к
семинару
Реферат
Тест
1. Социокультурные предпосылки становления философии Нового времени.
2. Проблема метода познания (Бэкон, Декарт).
3. Проблема субстанции в трудах Декарта, Лейбница, Спинозы.
4. Философские идеи французских просветителей. /Пр/
экзамену
Вопросы к
семинару
Реферат
Тест
1. Формирование немецкой классической философии и её сущностные характеристики.
2. Философия Канта.
3. Философская система и диалектический метод Гегеля. /Пр/
экзамену
Вопросы к
семинару
Реферат
Тест
1. Исторические условия формирования основных направлений философии. Рационализм и иррационализм.
2. Основные идеи марксизма.
3. Позитивизм и его эволюция.
4 . Экзистенциализм, его сущность и разновидности.
5. Структурализм, постмодернизм и иные философские модели познания мира.. /Пр/
экзамену
Вопросы к
семинару
Реферат
Тест
1. Понятие русской философии. Дискуссия о её начале.
2. Древнерусская философская мысль и её особенности.
3. Русская философия второй половины 17-18вв.
4. Русская философия 19- 20 вв.
5. Советский период в развитии отечественной философии.
/Пр/
экзамену
Вопросы к
семинару
Реферат
Тест
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестов для
входного и текущего контроля, вопросов к семинарам, реферата, аттестации в форме экзаменационных вопросов.
1. Кто впервые рассматривает философию как особую область теоретического знания?
а) Аристотель
б) Пифагор
в) Платон
2. Кому из философов принадлежит данное выражение: “Знание-это сила”:
в) Гегелю
г) Декарту
3. Какой из перечисленных философов не имел отношение к эпохе Просвещения?
а) Д. Дидро
б) Т. Гоббс
в) В. Шеллинг
4.Древнегреческий философ, считавший знание, истину высшим благом
а) Левкипп
б)Пифагор
в) Сократ
5. Два направления русской общественной и философской мысли:
славянофильство и западничество сформировались в
а) XIX в.
б) XX в.
в) XVII в.
6. Понятие "софия" в античной философии означает:
а) символ
б) миф
в) мудрость
7. Мыслитель, разработавший диалектический материализм?
а) Маркс
б) Бердяев
в) Гоббс
8. Кто из мыслителей не относится к немецкой классической философии:
а) Гегель
б) Фихте
в) Карнап
9. Основатель учения об идеях:
а) Платон
б) Анаксимандр
в) Карнап
10. Великий мыслитель И. Кант принадлежал:
а) к немецкой классической философии
б) к русской философии
в) экзистенциализму-
Критерии оценки (баллы/оценка)
92-100 Отлично
76-91 Хорошо
61-75 Удовлетворительно
Менее 61 Неудовлетворительно
Примерные тесты для текущего контроля
1. Сторонником какого познавательного принципа был Р. Декарт?
а) рационализма
б) эмпириокритицизма
в) онтологизма
2. Понятие «трансцендентный» означает
а) сверхчувственный
б) идеальный
в) наглядный
3. На основе какого философского общества возник логический позитивизм
а) Лондонское позитивистское общество
в) Венский кружок
4. Что Г. Гегель считал источником развития?
а) экономику
б) борьбу противоположностей
в) природу
5. Основатель и теоретик материалистического понимания истории в области социальной теории
а) К. Маркс
б) А. Камю
в) Н. Маккиавелли
6. Философская установка, отличительной чертой которой является
абсолютная уверенность в способности науки решать
все социальные проблемы
а) детерменизм
б) сциентизм
в) рационализм
7. Философское направление, изучающее реальное существование
человека, его субъективность и предназначение
а) феноменология
б) экзистенциализм
в) постмодернизм
8. Первым древнерусским философом принято называть
а) Нила Сорского
б) митрополита Иллариона
в) А. Радищева
9.Общее название логических книг Аристотеля
а) Органон
б) Новый органон
в) Метафизика
10 Рационализм - это философский подход, в соответствии
с которым единственным источником знания является
а) эксперимент
б) чувственное восприятие
в) разум
Критерии оценки (баллы/оценка)
92-100% Отлично
76-91% Хорошо
61-75 % Удовлетворительно
Менее 61% Неудовлетворительно
Темы рефератов
1. История философии как форма саморефлексии философии.
2. Культура Древнего Китая и формирование философских проблем.
3. Проблема избавления от страданий в раннем буддизме.
4. Культурно-исторические предпосылки зарождения античной философии.
5 .Атомистическая концепция мироздания Демокрита.
6. Апории Зенона.
7. Математическая организация космоса в философских воззрениях пифагорейцев.
8. Онтологическая проблематика в истории философии.
9. Философские проблемы сознания в истории философии.
10. Становление философии истории (Августин Блаженный)
11. Человек как образ и подобие Бога в философии Средневековья.
12. Схоластика как форма средневековой философии.
14. Проблема человека в философии гуманизма.
15. Гелиоцентризм в космологии Возрождения.
16. Начало математического познания природы в натурфилософии Возрождения (Н. Кузанский)
17. Философия государства в работах Томаса Мора.
18. Актуальные проблемы философии Нового времени.
19. Индуктивный метод Бэкона и обоснование эмпиризма.
20. Проблема достоверного знания в философии Р. Декарта.
18. Сенсуализм Локка.
20. Монистический пантеизм в философском учении Лейбница.
21. Категории "монады" в философии Лейбница.
22.Проблема человека в философии Просвещения.
23. Проблема соотношения объекта и субъекта познания в философии И. Канта.
24. Принцип категорического императива в философии И. Канта.
25. Бог, свобода и бессмертие как постулаты практического разума в философии И. Канта.
26. Натурфилософия Шеллинга.
27. Субъективный идеализм Фихте.
28. Формирование и развитие философии марксизма.
29.Диалектико-материалистический подход в социальной философии марксизма.
31. особенности становления и тенденции развития русской философии.
32.Проблема социально-политического идеала в русской философии.
33. Проблема нравственного идеала в русской философии.
34.Проблема соотношения соборности и индивидуальности в русской философии.
35. Философский портрет В. Соловьева.
36. Философия творчества Н. Бердяева.
37. Г. Шпет как профессиональный российский философ.
38.Философский портрет И. Ильина.
40.Космическое направление в русской философии.
41. Проблема смысла жизни в истории русской философии.
42. Философская эволюция взглядов позитивистов.
44. Экзистенциальные проблемы в современной философии.
45. Религиозная философия в 20-21 вв
46. Новый поворот к человеку в философии 20-21 вв.
47. Противоречия постмодернистского видения мира.
48.Значимость идей структурализма для науки.
49. Идеи герменевтики.
50. Мировоззренческий смысл и философская сущность "абсолютного духа" в гегелевской системе.
Требования:
Новизна текста а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы,
формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных,
внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой,
систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и
суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану
реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение
обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы
по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки
и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список
литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической
культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата
Критерии оценки
5 /зачтено Выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её
актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена
собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к
внешнему оформлению.
4/зачтено Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются
неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём
реферата; имеются упущения в оформлении.
3/зачтено Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь
2/не зачтено Нарушены большинство требований к реферированию, тема реферата не раскрыта, обнаруживается
существенное непонимание проблемы
1. История философии: понятие, свойства, структура. .
2. Особенности историографических и источниковедческих проблем в истории философии.
3.Методологические проблемы истории философии.
4. История философии в системе наук.
5. Становление и развитие философских идей Древней Индии и Древнего Китая.
6. Философия Древней Греции: этапы, школы, проблематика.
7. Софисты и Сократ.
8. Философия Платона.
9. Философия Аристотеля.
10. Особенности эпохи и основные черты философии Средневековья.
11. Патристика и схоластика. Полемика номинализма и реализма.
12. Основные черты эпохи и философии Возрождения.
13. Проблема метода познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
14. Философские идеи Просвещения.
15. Немецкая классическая философия: особенности, проблематика, представители.
16. Философия И. Канта.
17. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля
18. Формирование и развитие философии марксизма.
19. Философские идеи диалектического материализма.
20. Основные принципы исторического материализма.
21. Позитивизм и его эволюция.
22. Постпозитивизм и его основные идеи.
22. Философия экзистенциализма, её сущность и истоки..
23. Аналитическая философия.
24. Отечественная и западноевропейская традиции понимания человека.
25. Философия жизни.
26. Философские и методологические идеи структурализма.
27. Особенности постмодернистской философии.
28. Проблема смысла жизни в философских течениях.
29. Возникновение русской философии, её специфика и основные этапы развития.
30. Философские идеи Древней Руси.
31. Особенности эпохи и основные черты отечественной философии 17-го-18-го вв.
32. Общая характеристика отечественной философии 19-го начала 20-го вв.
33. Основные школы и направления русской философии 19-го начала 20-го вв.
34. Философские идеи славянофилов и западников
35. «Русская идея» в отечественной философской мысли.
36. Отечественная и западноевропейская традиции понимания человека.
37. Особенности эпохи 20-го века и исторические судьбы русской философии.
38. Советский период развития отечественной философии. Диалектический материализм как философия науки.
39. Развитие философии в постсоветской России
40. Развитие философии истории в отечественной философии.