(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
обществоведческого цикла с учетом конкретных задач, обусловленных местом данной
дисциплины в учебном плане и особенностями аудитории;
- содействие становлению профессиональной компетентности будущего педагога,
необходимой для повышения качества и обеспечения современного уровня
преподавания обществознания в образовательных организациях, где преподается
обществознание.
- усвоение обучающимися теоретических знаний и практических умений по проблемам преподавания интегративных и модульных курсов обществознания в средних и средних специальных учебных заведениях.
- формирование у студентов представлений о теоретических и методических основах современной системы преподавания социальных дисциплин;
- обучение студентов рассмотрению проблемы методики преподавания сквозь призму деятельностного и личностного подходов;
- формирование у обучающихся умений отбора учебного материала, использования различных методических приемов, средств и форм обучения.
Уметь: объяснять сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации
основные требования ФГОС к условиям реализации дополнительных образовательных программ и проектов
Уметь: на основании образовательной программы по предмету разрабатывать индивидуальный учебный план с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного бучающегося и иметь опыт его реализации
Владеть: способами профессионального самопознания и саморазвития
Уметь: проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программы по обществознанию в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
Уметь: осуществлять отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов.
Уметь: проектировать диагностируемые цели
Владеть: навыками организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Уметь: применять методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
Уметь: на основании образовательной программы разрабатывать сценарии учебных занятий и иметь опыт их реализации
Владеть: приемами решения стандартных задач
Уметь: осуществлять выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки
Уметь: осуществлять контроль и оценку образовательных результатов
Владеть: навыками разработки предложений по совершенствованию образовательного процесса
Уметь: Проектировать и осуществлят учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области
Владеть: навыками использования психолого-педагогических знаний
Уметь: использовать различные формы и методы обучения
Владеть: словесными, практическими, наглядными и игровыми методами обучения.
Уметь: осуществлять отбор учебного содержания
- нормативно-правовую базу содержания программы развития воспитательного компонента в общеобразовательных учреждениях
Уметь: поддерживать активность и инициативу в процессе взаимодействия
Владеть: навыками и способами организации и оценки различных видов внеурочной деятельности
Уметь: выбирать способы оказания консультативной помощи родителям
Владеть: навыками оказания консультативной помощи родителям (в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями.
Уметь использовать образовательный потенциал социокультурной среды региона в учебной и во внеурочной деятельности.
Уметь: системно анализировать психолого- педагогические условия для достижения личностных и метапредметных результатов обучения
Владеть: способами критического осмысления результатов обучения.
ции
ракт.
Предмет, задачи методики преподавания истории и обществознания.
Основные факторы процесса обучения: цели, содержание, познавательные и
возрастные возможности учащихся, деятельность учителя и учащихся,
результаты обучения. Связь методики обучения с другими науками. Методы
научного исследования процесса школьного обучения обществознанию.
Организация школьного эксперимента. Обществознание как дисциплина об
обществе. Повышение престижа, уточнение дисциплинарных рамок,
совершенствование методологии. /Лек/
развития обществоведческого образования в XX веке: поиск модели
обществознания.
/Лек/
основные периоды. Необходимость перестройки и пути обновления
содержания курса. Цели обществоведческой подготовки, их комплексный
характер. Принципы формирования нового содержания. Психологические
основания построения курса. Место обществознания в учебном плане полной
средней школы. Государственный образовательный стандарт общего
образования по обществоведению: основные блоки знаний, их
характеристика. Требования к знаниям и умениям учащихся. Региональный и
школьный компонент в курсе «Обществознание». /Лек/
основные периоды. Необходимость перестройки и пути обновления
содержания курса. Цели обществоведческой подготовки, их комплексный
характер. Принципы формирования нового содержания. Психологические
основания построения курса. Место обществознания в учебном плане полной
средней школы. Государственный образовательный стандарт общего
образования по обществоведению: основные блоки знаний, их
характеристика. Требования к знаниям и умениям учащихся. Региональный и
школьный компонент в курсе «Обществознание».
/Лек/
обществоведческого предмета. Методологические основы содержания курса.
Логика конструирования нового предмета. Структура, логика, содержание
курса. Применение цивилизационного, культурологического, ценностноориентационного, личностно-деятельностного, структурно-функционального
подхода к анализу общественных явлений - необходимое условие реализации
целей курса. Интегративный характер курса, его роль в раскрытии основных
ценностей цивилизаций прошлого и современности, понимание роли человека
в историческом процессе. Деятельностный подход – основа усвоения
содержания курса.
Общедидактические основы выбора методов, приемов средств учебной
работы, способов ее организации. Особенности методики преподавания курса
«Обществознание». Основные требования к знаниям и умениям учащихся /Лек/
сравнительная характеристика различных вариантов учебных программ для 11
класса. Новые учебные пособия и учебные книги, их характеристика.
Хрестоматии, дидактические материалы, тексты, статьи. Методическая
литература для учителя. Основания структурирования содержания учебнометодического комплекса по предмету. Передовой опыт, его отражение в
журнальных статьях по методике преподавания обществознания. /Лек/
изучении социальных дисциплин. Сущность цивилизационного и
формационного подходов как методов анализа всемирно-исторического
процесса. Обор материала к уроку: формационная теория К.Маркса и
Ф.Энгельса, структура формации. Различные подходы к понятию
«цивилизация». Основные теории, взгляды на развитие цивилизации. Типы
цивилизаций, их своеобразие, основные черты, ценности, достижения,
регионы. Структура цивилизаций. Основные линии сравнения
цивилизационного и формационного подходов. Методические пути
реализации цивилизационного подхода в содержании курса «Человек и
общество». Алгоритм для характеристики цивилизаций. Обор методических
приемов и средств для формирования знаний учащихся о цивилизациях и
формациях. /Лек/
Структурные единицы знаний (онтологическая, оценочная, ориентировочная).
Формирование центральных понятий курса «человек», «общество»,
«цивилизация», «культура» и др. Классификация понятий, логические пути.
Этапы формирования понятий. Методические приемы преподавания и учения,
средства формирования понятий, идей, теорий. Роль системы заданий в
развитии мышления учащихся. Формирование умения оперировать
полученными знаниями. Роль межпредметных, внутрикурсовых и
внутрипредметных связей в формировании теоретических знаний.
Планирование работы учителя по формированию системы знаний учащихся. /Лек/
источника. Функции документов. Возрастные возможности учащихся, их учет
при отборе источников. Приемы работы с документами. Пути активизации
познавательной деятельности учащихся при работе с источниками, роль
системы заданий, вопросов для усвоения содержания источников. Формы
самостоятельной работы с документами (групповая, фронтальная,
индивидуально-дифференцированная). Учебные пособия по обществознанию
как источники знаний и средство обучения, их роль в руководстве учебнопознавательной деятельностью учащихся. Основные структурные
компоненты содержания учебных пособий, их взаимосвязь. Приемы работы с
текстом. Внеучебная информация, ее роль. Методические особенности
использования материалов средств массовой информации при изучении курса.
/Лек/
мировой цивилизации, его значение в раскрытии основных ценностей
мировой цивилизации, понимания роли человека в цивилизации. Содержание
и форма межпредметных связей, их классификация, роль в формировании
знаний о цивилизациях прошлого и современности. Опора на исторические
знания учащихся – важное средство реализации междпредметных связей.
Связь курса с современностью. Методические приемы и средства
осуществления межпредметных, внутрикурсовых и внутрипредметных
связей, их роль в ликвидации дублирования, перегрузки учащихся.
Планирование работы учителя по реализации всех видов и форм связей.
Интегрированные уроки (история, литература, обществознание и др.) как
форма реализации межпредметных связей. /Лек/
основных в обучении обществознанию. Пути активизации познавательной
самостоятельной деятельности, ее основные уровни. Сущность
самостоятельной работы, ее основные виды при изучении курса. Влияние
самостоятельной работы на формирование и развитие умений учащихся. Роль
проблемных и познавательных заданий в развитии познавательной
самостоятельности школьников.
Требования к системе заданий. Формирование и развитие умений учащихся
как предпосылка успешного решения целей курса. Взаимосвязь учебной
работы и соответствующих им приемов умственной деятельности –
необходимое условие развитие мышления учащихся. Развитие
познавательного интереса, определенных способностей личности к
самостоятельному анализу и оценке явлений окружающей действительности,
умение оперировать полученными знаниями. Роль учителя в руководстве
самостоятельной деятельностью учащихся.
Планирование работы учителя по реализации развивающих целей урока,
организации познавательной деятельности учащихся.
Современные образовательные технологии в изучении предметов социальногуманитарного курса. Информационные технологии в обучении
обществознанию. Игровые технологии в обучении обществознанию.
Личностно-ориентированное обучение. Социальное проектирование.
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Дискуссионные образовательные технологии. Методика проведения
дискуссий. Устный и письменный «мозговой штурм». «Гражданский форму».
Дебаты как педагогическая технология. «Парламентские» дебаты /Лек/
Основные требования к уроку. Отбор методических приемов и средств
учебной работы в деятельности учителя и учащихся адекватных выбранному
типу, форме урока. Варианты планирования разнообразных форм учебных
занятий, их возможности. Нетрадиционные формы уроков обществознания.
Инновационные модели обучения, их технологии. Программы
факультативных курсов. Методика преподавания факультативных занятий.
Внеурочная работа по предмету, ее особенности. /Лек/
функции проверки знаний и умений. Многообразие форм, видов и приемов
проверки, результатов обучения. Методические условия проверки знаний и
умений учащихся. Особенности комплексной проверки на итоговых,
повторительно-обобщающих, зачетных уроках. Возможности
нетрадиционных форм учебных занятий и выявлении результатов обучения.
Самоконтроль и его роль в проверке знаний и умений. Тестовый контроль, его
виды. Критерии оценки знаний и умений учащихся. Оценка качества знаний
по обществознанию выпускников средней школы. Основные измерители
уровня обществоведческой подготовки, их варианты /Лек/
Предмет и задачи методики преподавания обществознания и
политологии в школе.
1.Предмет, задачи методики преподавания истории и обществознания.
2.Основные факторы процесса обучения: цели, содержание, познавательные и
возрастные возможности учащихся, деятельность учителя и учащихся,
результаты обучения.
3.Методы научного исследования процесса школьного обучения
обществознанию. Организация школьного эксперимента. /Пр/
Становление школьного обществоведческого образования в России.
1. Исторический аспект развития обществоведческого образования.
2. История развития обществоведческого образования в XX веке: поиск
модели обществознания.
/Пр/
Обществоведческая подготовка в современной школе, состояние и
перспективы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования по обществоведению: основные требования к результатам
обучения
2.Цели обществоведческой подготовки, их комплексный характер.
3. Место обществознания в учебном плане полной средней школы.
4. Требования к знаниям и умениям учащихся.
5. Региональный и школьный компонент в курсе «Обществознание». /Пр/
Цели учебного курса «Обществознание», его структура, особенности
содержания.
1.Структура, логика, содержание курса.
2. Интегративный характер курса, его роль в раскрытии основных ценностей
цивилизаций прошлого и современности, понимание роли человека в
историческом процессе.
3. Общедидактические основы выбора методов, приемов средств учебной
работы, способов ее организации.
4. Особенности методики преподавания курса «Обществознание». Основные
требования к знаниям и умениям учащихся. /Пр/
Интегративные и модульные (вариативные) курсы обществознания в
выпускном классе средней школы.
1. Анализ и сравнительная характеристика интегративных курсов «Человек и
общество», «Человек и общество. Современный мир».
2. Роль курсов в решении целей обществоведческого образования.
Содержание, структура особенности модульных курсов по основам
философии, экономики, социологии, политологии, культурологии,
религиоведению.
3. Учет возможностей школы, профиля классов, интересов учащихся при
выборе элективного курса. Анализ базовых профильных программ.,
элективных программ, учебной и методической литературы.
4. Особенности методики преподавания интегративных и модульных курсов. /Пр/
Анализ современной учебно-методической литературы по курсу
«Обществознание». Методические аспекты использования
цивилизационного подхода при изучении обществознания.
1. Анализ и сравнительная характеристика различных вариантов учебных
программ для 11 класса. Новые учебные пособия и учебные книги, их
характеристика. Хрестоматии, дидактические материалы, тексты, статьи.
2. Методическая литература для учителя. Основания структурирования
содержания учебно-методического комплекса по предмету.
/Пр/
Методические аспекты использования цивилизационного подхода при
изучении обществознания.
1. Анализ содержания курсов и пути реализации цивилизационного подхода
при изучении социальных дисциплин.
2. Различные подходы к понятию «цивилизация». Основные теории, взгляды
на развитие цивилизации. Типы цивилизаций, их своеобразие, основные
черты, ценности, достижения, регионы. Структура цивилизаций. Основные
линии сравнения цивилизационного и формационного подходов.
3. Методические пути реализации цивилизационного подхода в содержании
курса «Человек и общество». Алгоритм для характеристики цивилизаций.
Обор методических приемов и средств для формирования знаний учащихся о
цивилизациях и формациях.
/Пр/
Методика формирования основных понятий, теоретических положений
при изучении курса.
1. Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала.
Структурные единицы знаний (онтологическая, оценочная, ориентировочная).
2. Формирование центральных понятий курса «человек», «общество»,
«цивилизация», «культура» и др. Классификация понятий, логические пути.
Этапы формирования понятий. Методические приемы преподавания и учения,
средства формирования понятий, идей, теорий.
3. Роль системы заданий в развитии мышления учащихся. Формирование
умения оперировать полученными знаниями. Роль межпредметных,
внутрикурсовых и внутрипредметных связей в формировании теоретических
знаний.
4. Планирование работы учителя по формированию системы знаний
учащихся. /Пр/
Методика использования различных источников знаний по курсу
«Обществознание».
1. Приемы работы с текстовыми источниками. Виды текстов на уроках
обществознания.
4. Приемы работы с наглядными источниками (предметная, условнографическая, изобразительная наглядность)
5. Методика использования электронных образовательных ресурсов. /Пр/
Межпредметные, внутрикурсовые и внутрипредметные связи при
изучении курса «Обществознание».
1. Содержание и форма межпредметных связей, их классификация, роль в
формировании знаний о цивилизациях прошлого и современности.
2. Методические приемы и средства осуществления межпредметных,
внутрикурсовых и внутрипредметных связей, их роль в ликвидации
дублирования, перегрузки учащихся.
3. Интегрированные уроки (история, литература, обществознание и др.) как
форма реализации межпредметных связей. /Пр/
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении
курса «Обществознание».
1. Современные образовательные технологии в изучении предметов
социально-гуманитарного курса.
2. Информационные технологии в обучении обществознанию.
3. Игровые технологии в обучении обществознанию. Личностноориентированное обучение. Социальное проектирование.
4. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся.
5. Дискуссионные образовательные технологии. Методика проведения
дискуссий.
6. Устный и письменный «мозговой штурм». /Пр/
Основные формы и типы учебных занятий по обществознанию.
1. Отбор методических приемов и средств учебной работы в деятельности
учителя и учащихся адекватных выбранному типу, форме урока.
2. Варианты планирования разнообразных форм учебных занятий, их
возможности. Нетрадиционные формы уроков обществознания.
Инновационные модели обучения, их технологии.
3. Программы факультативных курсов. Методика преподавания
факультативных занятий. Внеурочная работа по предмету, ее особенности. /Пр/
Методика проверки знаний и умений учащихся по курсу
«Обществознание».
1. Самоконтроль и его роль в проверке знаний и умений.
2. Тестовый контроль, его виды.
3. Критерии оценки знаний и умений учащихся.
4. Оценка качества знаний по обществознанию выпускников средней школы.
Основные измерители уровня обществоведческой подготовки, их варианты /Пр/
Подготовка учителя к преподаванию социальных дисциплин
1. Тематическое планирование курса. Инвариативные и вариативные
компоненты тематического планирования. Основные требования к
составлению тематического планирования, его структурные компоненты.
Определение целей темы.
2. Этапы подготовки учителя к уроку. Анализ действующих программ,
учебных пособий, учебно-методической литературы. Анализ научной
литературы. Поурочное планирование уроков.
3. Отбор содержания к уроку. Структурно-функциональный анализ учебного
материала. 4. Планирование результатов обучения. Средств их достижения.
5. «Учебный пакет» к уроку (цели, основное содержание урока, разнообразные
задания, средства обучения, эталоны проверки знаний и умений учащихся,
дидактические материалы для дополнительной углубленной работ /Пр/
Учитель обществознания
1. Диагностика успешности учителя. Готовность к инновационной
деятельности.
2. Исследовательская деятельность учителя
3. Внеурочная деятельность учителя обществознания в школе. /Пр/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, вопросов к семинарам, рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
1. Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую
науку?
1) Коровкин Ф.П.
2) Лейбенгруб П.С.
3) Бернадский В.Н.
4) Вагин А.А.
2. Какая из моделей обучения распространена в школах Западной Европы?
1) Классическая.
2) Мозаичная.
3) Культурно-историческая.
4) Прогрессистская.
3. Кто из методистов 50-70-х гг. ХХ века занимался проблемой развития умений?
1) Дайри Н.Г.
2) Вагин А.А.
3) Запорожец Н.И.
4) Коровкин Ф.П.
4. Соотнесите компоненты учебника истории и их составляющие:
1) Подзаголовки подпунктов
2) Карты 1. Текст
3) Подписи к иллюстрациям
4) Таблицы 2. Иллюстрации
5) Определения терминов
6) Словарь 3. Методический аппарат
7) Схемы
8) Оглавление 4. Аппарат ориентировки
5. Выберите из предложенных утверждений одно правильное.
1) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его
развивающей цели.
2) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном,
воспроизводящем уровне.
3) Творческо-поисковая деятельность учащихся на уроках отличается новым способом
действий и новым результатом познания исторической действительности.
4) При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те,
которые вызывают у учащихся бурную реакцию.
5) Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.
6. Выберите из перечня черты, присущие учебникам «нового поколения».
1) Преобладание фактов над теорией.
2) Обязательность выводов.
3) Объемный документальный материал.
4) Вопросы на трех уровнях.
5) Хронологическая таблица.
6) Обобщающие таблицы.
7) Формационная версия событий.
8) Цивилизационный подход.
9) Дискуссионные вопросы.
10) Преобладание индуктивного изложения.
11) Тщательный отбор материала.
12) Подлинные иллюстрации.
7. Соотнесите компоненты учебно-методических комплексов и их авторов:
1) Смирнов С.Г.
2) Гора П.В. 1. Научная и популярная литература.
3) Аппарович Н.И.
4) Вагин А.А. 2. Учебная литература.
5) Кобрин В.Б.
6) Долуцкий И.И. 3. Методическая литература.
7) Полторак Д.И.
8) Утченко С.Л. 4. Наглядные пособия.
9. Какой вид наглядности составляют следующие учебные пособия? Проставьте
соответствующие цифры.
Изобразительная: _____________________
Предметная: __________________________
Условно-графическая: ___________________
1) Фото египетской пирамиды.
2) Восковая табличка.
3) Бюст Гомера.
4) Аппликация «Религия греков».
5) Рисунок на древнегреческой вазе.
6) Телепередача «В Древних Афинах».
7) Диафильм «Афинский раб».
8) Разрез греческой триеры, рисунок.
10. В каком плане можно поменять местами подпункты?
1) План-перечисление.
2) Стереотипный.
3) Смысловой.
4) Картинный.
11. Какое средство обучения является лишним в данном ряду?
1) Картосхема.
2) План местности.
3) Слайд-карта.
4) Контурная карта.
12. Определите, на каких уровнях познавательной самостоятельности учащихся
выполняются следующие задания:
1) Почему древние египтяне знали только три времени года – зиму, весну и лето?
2) Какие проблемы могли обсуждать вождь древних германцев и его дружина во время очередного пира? Составьте диалог.
3) Полюдье на Руси продолжалось, по расчетам Б.А.Рыбакова, 180 дней. Скорость перемещения князя с дружиной составляла 7-8 км в сутки. Используя масштаб карты и эти данные, начертите маршрут полюдья, которое отправилось из
4) Когда и за что князя Ярослава прозвали Мудрым?
5) Пользуясь картой, проанализируйте шансы различных русских княжеств стать центром объединения Руси.
6) Рассмотрите рисунки новгородского мальчика Онфима. Напишите несколько слов уставом от имени ученика того времени.
7) Вспомните даты Ливонской войны. Какие из перечисленных событий мировой истории происходили в то время:
- войны католиков и гугенотов,
- начало буржуазной революции в Нидерландах,
- экспедиция Ф.Дрейка,
- сожжение Дж.Бруно?
13. Какие качества профессиональной подготовки учителя обществознания наиболее
эффективно формирует курс методики?
1) Энциклопедизм знаний по истории.
2) Этика общения с детьми.
3) Умение подготовить урок.
4) Умение провести урок.
5) Умение пользоваться техническими средствами.
6) Знание учебной и педагогической литературы.
Критерии оценки выполнения тестовых заданий
91-100% «отлично»
76-90% «хорошо»
61-75% «удовлетворительно
Менее 60% «неудовлетворительно
1. «Обществознание» как интегративная дисциплина - центр междисциплинарных связей в среднем образовательном учреждении.
2. Роль обществознания в социально-гуманитарном компоненте школьного образования.
3. Особенности нового содержания знаний об обществе, о человеке, об экономической жизни общества, о социальной структуре и социальных отношениях, о политической жизни, государстве и праве, о духовно-нравственной жизни общества и личности.
4. Педагогические закономерности процесса освоения курса «Обществознание».
5. Социально – педагогический портрет современного старшеклассника.
6. Проблемы российской молодежи в условиях становления гражданского общества и проблема самоопределения человека в информационном обществе.
7. Психолого-педагогические основы обучения в подростковом и младшем юношеском возрасте, а также условия и содержание самореализации, самоактуализации, потребности в межличностном общении, самоутверждения и профессиональной ориентации как психолого-педагогических оснований личностно-ориентированного обучения курсу «Обществознание".
8. Психологические проблемы старшего подросткового и раннего юношеского возраста в ракурсе обществоведческого образования.
9. Психолого-педагогические подходы к обществоведческому образованию (личностно-ориентированный, системно-деятельностный, проблемнорефлексивный и др. подходы к образованию).
10. Абстрактно-логическое изложение, восприятие и усвоение обществоведческих понятий в разных возрастных группах учащихся.
11. Умения и навыки, развиваемые на уроках обществознания в процессе организации познавательной деятельности учащихся.
12. Особенности документов, используемых в обществоведческом курсе.
13. Совместная деятельность педагога и ученика в процессе работы с документами на конкретном занятии.
14. Традиционные и инновационные для педагогической науки формы самостоятельной работы и заданий для учащихся в учебном процессе.
15. Задания для самостоятельной работы учеников и методические приемы их использования на уроках обществознания.
16. Основные формы организации активной самостоятельной деятельности учащихся в процессе урока.
17. Традиционные и инновационные типы и формы уроков в учебно-воспитательном процессе.
18. Активные и интерактивные методы обучения обществознанию и основные средства, используемые на уроках учителем обществознания.
19. Анализ урока учителя обществознания.
20. Подготовка учителя к преподаванию новой темы и проведению отдельного урока по дисциплине "Обществознание" как повседневная творческая деятельность учителя
Критерии оценки
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если содержание письменной работы соответствует заявленной в
иные ошибки в авторском тексте; письменная работа представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты некорректных заимствований.
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике; работа оформлена в соответствии с общими требованиями написания, но есть погрешности в техническом оформлении; письменная работа имеет чёткую композицию и структуру; в тексте работы отсутствуют логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлены список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; корректно оформлены и в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; письменная работа представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты некорректных
заимствований.
Оценка «удовлетворительно», если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике; в целом работа оформлена в соответствии с общими требованиями написания соответствующих текстов, но есть погрешности в техническом оформлении; в целом письменная работа имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на
использованную литературу в тексте работы; есть единичные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; в целом письменная работа представляет собой самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала, присутствуют единичные случаи незначительных по содержанию некорректных заимствований.
Оценка «неудовлетворительно», если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике; в работе отмечены нарушения общих требований её написания; есть погрешности в техническом оформлении; в целом письменная работа имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте
письменной работы; есть частые орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; письменная работа не представляет собой самостоятельного исследования, отсутствует анализ найденного материала, текст фрагментарно представляет собой некорректные заимствования трудов другого автора (других авторов).
1. Основные этапы развития школьного обществоведческого образования.
2. Цели обществоведческого образования личности в школе.
3. Концепция обществоведческой подготовки в современной школе.
4. Место курса обществознания в системе школьного образования.
5. Анализ государственного образовательного стандарта основного общего и основного общего (полного) образования по дисциплине «Обществознание».
6. Значение и методические приемы установления интеграционных связей, особенности их реализации в курсе обществознания.
7. Анализ современной учебно-методической литературы по курсу.
8. Знания об обществе как предмет изучения дисциплины «Обществознание».
9. Специфика содержания знаний «о человеке и путях развития и совершенствования его личности» в курсе обществознания.
10. Знания об экономической жизни общества и их роль для реализации целей обществоведческой подготовки.
11. Содержание знаний о социальной структуре и социальных отношениях в обществе в рамках изучения дисциплины «Обществознание».
12. Содержание знаний о политической жизни, государстве и праве в курсе обществознания.
13. Содержание знаний о духовно-нравственной сфере жизнедеятельности общества в курсе обществознания.
14. Учет психологических особенностей подростков при изучении курса обществознания в 8 – 9, 10-11 классах. Использование результатов психологической диагностики на уроках.
15. Основные критерии, принципы и подходы к отбору содержания уроков обществознания в основной школе.
16. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении курса «Обществознание».
17. Учет уровней познавательной самостоятельности учащихся при изучении курса обществознания.
18. Формирование базовых понятий курса («общество», «цивилизация», «культура»).
19. Классификация понятий и дидактические принципы работы с ними в курсе «Обществоведение» (на примере любой темы курса).
20. Методические приемы и средства формирования понятий, идей, теорий (на примере любого урока).
22. Формирование и развитие умений учащихся как предпосылка достижения целей курса. Понятие и классификация умений и навыков, развиваемых на уроках обществознания.
23. Деятельностный подход как один из основных в обучении обществознанию.
24. Работа с документами в процессе обществоведческого образования: понятие и сущность данной деятельности.
25. Виды документов, используемых в обществоведческом курсе.
26. Приемы работы с текстами учебных пособий.
27.Самостоятельная работа учащихся в процессе изучении обществоведческих курсов: понятие и основные виды.
28. Роль проблемных и познавательных заданий в развитии познавательной самостоятельности учащихся.
3. Урок обществознания, его типы и формы.
29. Основные требования к уроку обществознания в 8 – 11 классах. Анализ урока.
30. Традиционные и инновационные формы уроков при изучении курса обществознания в основной школе.
31. Особенности применения методов и средств обучения в процессе обществоведческой подготовки. Инновационные технологии преподавания дисциплины «Обществознание».
32. Этапы подготовки учителя к уроку. Поурочное планирование (рабочая таблица к уроку и ее основное содержание).
33. Проектирование уроков обществознания: понятие и особенности. Тематическое планирование уроков по курсу.
34. Формы, виды и приемы проверки результатов обучения по курсу «Обществознание».
35. Основные измерители уровня обществоведческой подготовки, их варианты. Критерии оценки знаний и умений учащихся в курсе "Обществознание"
Критерии оценки:
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение анализировать и обобщать информацию, дал исчерпывающий и полный, развернутый ответ на вопрос, в ответе показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения. Ответ изложен литературным языком с использованием современной терминологии «зачтено»/Повышенный уровень
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение анализировать и обобщать информацию, дал исчерпывающий и полный, развернутый ответ на вопрос, в ответе показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения. Ответ изложен литературным языком с использованием современной терминологии. Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки. «зачтено»/ Повышенный уровень
Студент показал знания основных положений учебной дисциплины, умение анализировать и обобщать информацию,. В целом может аргументировано строить свою речь Зачтено/Пороговый уровень
Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь обсуждаемого вопроса с другими объектами темы. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная, специальная терминология не используется Незачтено/Уровень не сформирован
Важной внеаудиторной формой учебной работы студентов является самостоятельная работа.
В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы, как:
- изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
- изучение рекомендуемой литературы;
- конспектирование источников;
- работа с нормативными правовыми актами;
- работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
- составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;
- выполнение тестовых и практических заданий;
- ответы на контрольные вопросы;
- написание докладов, рефератов и т.д.
В процессе самостоятельной работы студент углубляет и осмысливает полученные знания, анализирует и обобщает учебный материал, нарабатывает необходимые навыки, предусмотренные данной дисциплиной. Данная форма работы служит для подготовки к семинарским занятиям, проработки вопросов и тем, представленных программой для самостоятельного изучения, зачету.
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
• Самостоятельное изучение вопросов, не освещаемых на лекционных и семинарских занятиях и более глубокое изучение вопросов, раскрываемых на практических занятиях;
• Формирование у студента собственного мнения по изучаемым вопросам;
• Выработка у студента способности самостоятельно обосновывать свою точку зрения по изучаемым вопросам;
• Выработка умения студента самостоятельно анализировать рассматриваемую проблему;
• Развитие умения самостоятельно осуществлять сбор и анализ информации.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо:
2. Уточнить, какие предлагаются формы контроля и в какой срок.
3. Следовать полученным от преподавателя рекомендациям;
Для организации и планирования самостоятельной работы преподаватель дает необходимые пояснения и рекомендации, знакомит студентов:
1. Со списком основной и дополнительной учебной литературы по курсу;
2. С темами и вопросами, предназначенными для самостоятельного изучения;
4. С темами и вопросами предстоящих семинарских занятий;
5. С критериями оценивания и сроками сдачи самостоятельной работы;
6. Со списком вопросов для подготовки к экзамену.
Контроль за самостоятельной работой студентов проходит на семинарских занятиях в формах, предусмотренных планом самостоятельной работы.
Все формы самостоятельной работы и её характер предполагают повышенную творческую активность со стороны студента.
К иным формам самостоятельной работы студентов относятся: подготовка сообщений, докладов, анализ памятников права и т.д. Поощряются любые формы научных исследований студентов.
Если преподаватель поручил студенту подготовить к семинару доклад, сообщение или иное выступление, то самостоятельная работа по их написанию может проходить в следующей последовательности.
1. Нужно проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше использовать для их подготовки. Подобрать рекомендованную литературу.
2. Необходимо изучить литературу, сгруппировать материал и составить подробный план доклада (выступления).
3. Следует написать полный текст доклада (выступления). Для того чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем следует учесть:
а) теоретическое содержание рассматриваемых вопросов и их связь с практикой профессиональной деятельности;
б) логику и аргументы высказываемых суждений и предложений, их остроту и актуальность;
в) конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности;
г) обобщающие выводы по всему содержанию сделанного доклада с выходом на будущую профессию.
Для выступления с докладом студенту отводится 10 – 12 минут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 7-10 страниц рукописного текста. Для выступления с сообщением обычно отводится 5-7 минут. Соблюдение регламента времени является обязательным условием.
4. Студенту рекомендуется продумать методику чтения доклада. Лучше если студент будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым разговорным языком, поддерживать контакт с аудиторией. При возможности следует применять технические средства, наглядные пособия (например, подготовить доклад с презентацией или раздаточным материалом), использовать яркие примеры.
5. Важно потренироваться в чтении доклада.
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения сообщений, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара,
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто. Обучающиеся могут обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару) может иметь вид различные варианты, например:
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
3. Решить задачи, или ситуации
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание: введение; основная часть; заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, описать объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, охарактеризовать методы исследования, нормативно-правовую и теоретическую базу исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список источников и литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список нормативных правовых актов должен формироваться по иерархии, источников и литературы - в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы; источники,
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Примерная схема реферата по научной проблеме и клише использования научного стиля
Смысловой компонент жанра Клише научного стиля
1 Актуальность проблемы (темы), которой посвящен обзор В современной (какой) науке особенную остроту приобретает тема (какая), актуальна проблема (чего), внимание ученых (критиков, искусствоведов и т.п.) привлекают вопросы (чего).
3 Описание основных подходов Среди ученых занимающихся проблемой (какой), нет единой концепции (чего). Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Существуют три (две) основных точек зрения на проблему. Первый подход реализован в работах (чьих), в основе второго подхода лежит концепция (какая), третий подход состоит в том, что… В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ, направлений, точек зрения.
4 Изложение сущности различных точек зрения Одна из точек зрения принадлежит (кому) и заключается (в чем). Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает (что). Этой точки зрения придерживается (кто). Третий подход представлен в работах (чьих) и сводится (к чему). Автор (кто) считает (что), автор выдвигает положение, концепцию, теорию (какую), по мнению (кого), с точки зрения (кого). Сущность (суть), основное положение (чего), состоит, заключается (в чем), сводится (к чему). Согласно теории, концепции, трактовке (чего), согласно точке зрения (чьей), согласно мнению (кого, о чем)…
5 Сравнение точек зрения Сходство. Автор высказывает мнение, сходное с мнением (кого), придерживается тех же взглядов, что и (кто); позиция автора близка взглядам (кого), автор опирается на концепцию (какую, чью); автор является представителем школы (какой); автор разделяет мнение (кого) по вопросу…
(Что) объединяет (кого, с кем) во взглядах (на что); (кто) по своей позиции близок (кому); (кто) также, как и (кто), утверждает (что). Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу (какому).
Различие. Точка зрения (кого) коренным образом отличается от взглядов (кого на что), значительно/незначительно, принципиально отличается (от чего). (Что) отличается (от чего) тем, что… Если (кто) утверждает (что), то (кто) считает, (что)….
6 Отношение к рассматриваемым точкам зрения Согласие/несогласие. Трудно согласиться (с чем). Трудно принять точку зрения (какую). Нельзя принять утверждение (кого о чем), потому что…Можно согласиться (с чем).
Оценка. Данная точка зрения оригинальна, интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы (чего). Нельзя не отметить достоинство (чего в чем).
7 Мотивированный выбор точки зрения Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения (кого). Таким образом, можно остановиться (на чем), так как… Мы принимаем точку зрения, (кого) исходя из следующих соображений…Мы считаем наиболее убедительными аргументы (кого). Неоспоримость доводов (кого) заключается в том, что…Описание результатов исследования (кого) представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения (кого).
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
На зачете по дисциплине определяется качество и объем усвоенных студентами знаний, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения, а также умение работать с нормативными документами в рамках дисциплины. Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения определяет кафедра.
Подготовка к зачету – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть полезны для всех. Залогом успешной сдачи зачета является систематическая работа над учебной дисциплиной в течение семестра. Подготовку желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины.
Целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов дисциплины.
Если, готовясь к зачету, вы испытываете затруднения, обращайтесь за советом к преподавателю, тем более что при систематической подготовке у вас есть такая возможность.
Готовясь к зачету, лучше всего сочетать повторение теоретических вопросов с выполнением практических заданий. Требования к знаниям студентов определены федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой дисциплины.
Цель зачета — проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине и соответствующих им умений и навыков, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве информации, дефиниций и категорий права. Оценке подлежат правильность и грамотность речи студента, а также его достижения в течение семестра.
При подготовке к зачету важно правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Следует иметь в виду, система бакалавриата предполагает, что больший объем материала при изучении курса дисциплины студенты должны освоить не аудиторно, а самостоятельно. В связи с этим зачет призван побудить их получить новые знания. Во время подготовки к зачету студенты также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую структуру дисциплины, объединить отдельные темы единую систему, увидеть перспективы ее развития.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет, так, чтобы за предоставленный для подготовки срок он смог равномерно распределить приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить усвоение материала.