(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Уметь формировать собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
Владеть навыками принятия обоснованного аргументированного решения.
Уметь выбирать ценностные ориентиры и гражданскую позицию
Владеть навыками аргументированного обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера.
ции
ракт.
Международные организации и форумы глобального характера.Экономические факторы и энергетическое измерение современных политических процессов. Роль "Большой двадцатки" в регулировании современных глобальных экономических процессов.
/Пр/
тест
реферат
Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна, Лига Арабских государств, Африканский Союз и др. Локальные международные организации: Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) и др. Понятие ?Международный форум? и его отличие от международной организации. Роль ?Большой двадцатки? в условиях мирового экономического кризиса. ?Большая восьмерка? и ее превращение в ?Большую семерку?. БРИКС в современной системе международных отношений. Форум АТЭС и его значение. Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Международные
неправительственные (негосударственные, общественные) организации /Лек/
реформирования. Международные организации в структуре ООН. Глобальные организации вне структуры ООН. Макрорегиональные и региональные международные организации. Локальные международные организации. Современные международные форумы и их
эволюция. Неправительственные организации и их роль в современом мире. /Пр/
тест
реферат
Российской Федерации. Внешняя политика России на современном этапе. Основные вызовы и угрозы безопасности РОссии. Роль России в формировании многополярного мира /Лек/
внешней политики. Концепции внешней политики 1993. 2000, 2008, 2013 и 2016 годов. Глобальные и региональные приоритеты внешней политики России. Внешнеполитический механизм в РФ: структура и эволюция. Роль Президента и Министерства иностранных дел в определении стратегии и тактики внешнеполитического курса. Динамика внешнеполитического курса Российской Федерации. Распад СССР и формирование новой российской внешней политики. Внешнеполитический курс Б.Н. Ельцина и А.В. Козырева (1991-1996 гг.). Причины перемен внешнеполитического курса в середине 1990-х гг. Политика Е.М. Примакова (1996-1998 гг.) и И.С. Иванова (1998-1999 гг.) при втором президентском сроке Б.Н. Ельцина. Выбор новой парадигмы в 2000 году: внешнеполитический курс В.В. Путина. МИД под руководством И.С. Иванова (2000-2004 гг.) и С.В. Лаврова (2004-2008). Отстаивание национальных интересов как приоритет внешней политики. Новые задачи российской внешней политики в период 2008-2012 гг. Внешнеполитический курс Д.А. Медведева и С.В. Лаврова. Современный этап внешней политики России (2012-2017 гг.).
Россия в условиях давления и санкций со стороны США и их союзников. Российская Федерация как системообразующий элемент многополярного мирового устройства. /Пр/
тест
реферат
непризнанная Приднестровская Молдавская республика и Приднестровский конфликт на современном этапе. /Лек/
процессы в западном секторе СНГ (Белоруссия, Украина, Молдавия). Политические процессы в Закавказье (Армения, Азербайджан, н.р. Нагорный Карабах, Грузия, Абхазия, Южная Осетия). Политические процессы в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан,
Таджикистан, Киргизия). Основные угрозы региональной безопасности.
/Пр/
тест
реферат
интеграционные процессы. Казахстан как стратегический партнёр и союзник России в Центральной Азии. Зигзагообразный характер политики Узбекистана. Энергетическая политика Туркменистана. Роль России в урегулировании конфликта и восстановлении экономики в Таджикистане. Влияние Тюльпановой революции и переворота 2010 года на
международное положение Киргизии. Водные конфликты в Центральной Азии. Проблемы региональной безопасности. Радикальный исламизм, наркотрафик, межнациональные столкновения. Роль России в обеспечении безопасности в Центральной Азии. /Ср/
Референдум в Великобритании и проблема Brexit. Отношения ЕС и России и их изменение после переворота на Украине. Перспективы развития ЕС. Основные проблемы развития Европы в XXI веке. Проблема миграции и крах мультикультурализма. Миграционный кризис 2015-2016 годов. Активизация радикального исламизма и крупные теракты в Испании (2004, 2017), Великобритании (2005, 2017), Франции (2014, 2016), Бельгии (2016), Германии (2016) и др. Сепаратистские движения в Европе (Шотландия, Каталония, Северная Ирландия, Страна Басков, Корсика, Венето, Фландрия и Валлония). Европейские государства за пределами ЕС. Европейская ассоциация свободной торговли (Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн). Проблема вступления в ЕС балканских государств (Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Македония, Албания). Региональные конфликты в Европе. Боснийский конфликт на современном этапе развития. Отделение Косово от Сербии и его частичное признание. Кипрский конфликт после вступления Республики Кипр в Евросоюз. Усиление давления НАТО на Россию и милитаризация Европы (размещение американской системы ПРО, новых воинских контингентов в Прибалтике и в Польше, втягивание Финляндии и Швеции в НАТО). Предложения России по созданию новой архитектуры европейской безопасности.
/Лек/
тест
реферат
Подписание совместных деклараций "О многополярном мире и формировании нового мирового порядка" (1997) и "Российско-китайские отношения на пороге XXI века" (1998). Усиление Китая в начале XXI века. Четвёртое и пятое поколения китайских руководителей.Образование ШОС (2001). Обострение конфликтов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и на Тибете. Проведение Олимпиады в Пекине (2008). Выход КНР на первое место в мире по ВВП ППС (2014). Провозглашение проекта Экономического пояса Шёлкового пути и планы по его сопряжению с ЕАЭС (2015). Мегапроект "Один пояс, один путь". Обострение конфликтов с участием Китая вокруг островов Сэнкаку и архипелага Спратли в Южно-Китайском море. Саммит БРИКС в Сямэне (2017). Япония в современной
системе международных отношений. Перемещение со второго на четвёртое место в мировой экономике. Японо-американский интеграционный комплекс. Проблема американских баз на Окинаве. Авария на АЭС Фукусима (2011) и ее влияние на трансформацию японской экономики и политики. Проблема Южных Курил и её обострение в XXI веке. Конфликт с Южной Кореей вокруг острова Лианкур. Обострение конфликта с Китаем вокруг островов Сэнкаку (2012). Присоединение Японии к антироссийским санкциям (2014). Разрешение
парламентом использования Сил самообороны для участия в военных конфликтах за рубежом (2015). Договорённости с Россией по совместному освоению Южных Курил (2016-2017). Конфликт на Корейском полуострове. Политика Солнечного тепла и перспективы объединения двух Корей. Обострение межкорейского конфликта в 2015 году и роль США. Северокорейская ядерная проблема. Шестисторонняя комиссия по ее урегулированию. Официальное объявление о ядерном статусе Северной Кореи (2004) и испытания атомной бомбы. Запуск искусственного спутника (2012) и испытание водородной бомбы (2016).
Обострение конфликта КНДР с США (2017). Международные отношения в Юго-Восточной Азии. Роль АСЕАН в Восточной Азии. Индонезия как
Россия-АСЕАН. Саммиты Россия АСЕАН (2005, 2010, 2016). Многосторонний конфликт вокруг архипелага Спратли. Роль Австралии в АТР. Международные отношения в Южной Азии. Индия в современной системе международных отношений. Её роль в Южно-Азиатской
ассоциации регионального сотрудничества (СААРК). Создание Организации экономического сотрудничества стран Бенгальского залива (БИМСТЕК) (1997). Заявление о ядерном статусе Индии (1998). Индо-пакистанский конфликт на современном этапе развития. Каргильская
война (1999). Теракт в Мумбаи (2008). Российско-индийские отношения. Вхождение Индии в БРИК (с 2011 БРИКС). Саммит БРИКС на Гоа (2016). Запуск атомной станции Куданкулам (2014). Интенсификация военно-технического сотрудничества. /Лек/
сотрудничества (СААРК). Организация экономического сотрудничества стран Бенгальского залива (БИМСТЕК)
/Пр/
тест
реферат
Афганский фактор как угроза безопасности в Центральной Азии. Усиление американского контингента в Афганистане (2017). Иран на современном этапе развития. Конфликт вокруг иранской ядерной программы. Санкции США (1995). Введение в строй комбината Фордо (2012). Шестисторонняя комиссия по урегулированию иранской ядерной проблемы.
Совместный комплексный план действий (2015). Российско-иранские отношения. Начало строительства Бушерской АЭС силами России (1998). Открытие транспортного коридора Север-Юг (2000). Разногласия по Каспийской проблеме и Тегеранский саммит прикаспийских государств (2007). Отказ России от продажи Ирану ЗРК С-300 (2010). Форум
стран-экспортеров газа в Тегеране (2015) и его решения. Обострение противоречий Ирана и США (2017).Арабо-Израильский конфликт на современном этапе. Проблема создания Палестинского государства. Подписание Декларации о принципах рамочного соглашения о поэтапном введении автономии в Секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан (1993). Израильско-иорданский мирный договор (1994) Вывод израильских войск из Южного Ливана (2000). Вторая Интифада (2000). Выработка Дорожной карты на встрече в Аммане (2003).
Односторонний выход Израиля из Сектора Газа (2005). Победа Хамас на выборах в Палестинской автономии и конфликт с Фатх. Раскол Палестины. Вторжение Израиля в Ливан и Вторая Ливанская война (2006). Операция Литой свинец (2008). Коспонсоры урегулирования конфликта (ООН, ЕС, РФ, США) и различия в их подходах к проблеме. Ирак под санкциями после операции Буря в пустыне. Операция Лиса в пустыне (1998).
Обсуждение иракской проблемы в ООН и подлог США по вопросу ОМУ в Ираке. Вторжение США и Великобритании в Ирак и его оккупация (2003). Убийство С. Хуссейна. Создание автономного Курдистана. Шиитское восстание армии Махди (2004). Раскол страны на три части. Проблема международного
Вывод американских войск (2011). Превращение ИГИЛ в Исламское государство. Захват Мосула (2014). Действия коалиции во главе с США и штурм Мосула (2016-2017). Референдум в иракском Курдистане и его последствия (2017). Арабская весна на Ближнем Востоке.
Конфликт в Сирии и международное вмешательство в него (2011). /Лек/
тест
реферат
интервенции в Сирию (2013). Наступление ИГИЛ (2014). Военная и гуманитарная помощь России (2015). Освобождение Пальмиры. Бои за Алеппо (2016). Проблема беженцев из Сирии. Астанинский формат переговоров и создание зон деэскалации в Сирии (2017). Конфликт в Йемене и его последствия. Свержение президента Салеха (2011). Восстание хуситов (2014). Военные действия антихуситской коалиции во главе с Саудовской Аравией (2015-2017). Роль Турции в мировой системе и в региональной подсистеме международных отношений. Политика Р.Т. Эрдогана. Курдская проблема. Ухудшение отношений с Россией (2015) и их восстановление после попытки государственного переворота (2016). Референдум о президентских полномочиях и ухудшение отношений Турции с Евросоюзом (2017). /Ср/
Бен Али в Тунисе (2011). Государственный переворот в Египте и арест президента Мубарака (2011). Беспорядки на площади Тахрир. Приход к власти Братьев-мусульман (2012). Отстранение от власти президента Мурси и Братьев мусульман (2013). Политика президента А.Ф. Ас-Сиси. Начало беспорядков в Ливии и вмешательство Запада (2011).
Агрессия стран НАТО. Убийство М. Каддафи. Гражданская война в Ливии. Раскол страны. Проникновение в Ливию ИГИЛ и создание плацдарма вокруг Сирта. Сомалийская проблема в начале XXI века. Раскол страны и гражданская война. Проблема сомалийских пиратов. Борьба с радикальным исламизмом (Союз Исламских судов, Аль-Шабааб). Конфликты в Судане. Дарфурская проблема и миротворческая операция. Отделение Южного Судана (2011). Конфликт между Суданом и Южным Суданом. Западносахарский конфликт. Позиция Африканского Союза и Марокко. "Государство Азавад" и война в Мали. "Ансар-ад-Дин" и
борьба с ним. Конфликт в Центральноафриканской республике. Участие французских войск. Ситуация в Нигерии. "Боко харам" и борьба с ним. Роль ЮАР в современных международных отношениях. в Африке. Участие в БРИКС. Политика США, Великобритании, Франции, Китая и России в Африке. Проблемы беженцев из Африки. Перспективы развития континента. /Лек/
Политические процессы в Восточной Африке. Проблемы государств Африканского Рога. Политические процессы в Южной Африке. Африканский Союз , его эволюция и деятельность на современном этапе развития. Конфликты в Африке.
/Пр/
тест
реферат
цветных революциях на постсоветском пространстве. Проблема американской системы ПРО и ее влияние на международную безопасность. Особенности политики администрации Барака Обамы. Перезагрузка российско-американских отношений. Договор о мерах по
дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Деятельность по смене политических режимов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Роль США в перевороте на Украине. Ухудшение отношений РФ и США. Санкции и контрсанкции. Демонизация России в ходе предвыборной кампании в США (2016).
Особенности политики Дональда Трампа (2017). Обострение отношений с КНДР и ИРИ. Российско-американские отношения на современном этапе. Латинская Америка в мировой системе международных отношений. Интеграционные процессы в Латинской Америке. МЕРКОСУР, Андский союз и УНАСУР. Левый блок Латинской Америки: состав, характеристика, перспективы. Роль Венесуэлы в укреплении Левого блока при У. Чавесе и
Н. Мадуро. Бразилия в современной системе международных отношений. Реформы Л. Да Силвы и Д. Русеф. Деятельность в БРИКС. Смена правительств в Бразилии и Аргентине (2015-2016): коррекция политического курса. Протестное движение в Венесуэле и роль США
(2016-2017). Перспективы развития государств Латинской Америки. /Пр/
тест
реферат
Интеграционные процессы в ЛА на современном этапе. МЕРКОСУР, АС, УНАСУР. Левый и правый повороты в политике стран Латинской Америки. Роль стран Большой двадцатки из Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Аргентина).
/Пр/
тест
реферат
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, вопросов к семинарам, рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету с оценкой.
1. Взаимодействие субъектов политических отношений в пространстве и во времени называется ...
1. Политическим конфликтом
2. Политической модернизацией
3. Политическим процессом
4. Политической социализацией
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
2. Отношения, которые возникают между субъектами политики по поводу власти и ее осуществления, называются ...
1. Политическими
2. Социальными
3. Государственными
4. Юридическими
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
3. Последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики по поводу власти характеризуется как ...
1. Политический режим
2. Политическая система
4. Политическая модернизация
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
4. К экстремальным видам политического процесса относят...
1. Мятежи, путчи
2. Избирательные кампании
3. Реформы
4. Законотворческую деятельность
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
5. Технократический политический процесс характеризуется ...
1. Опорой на лидера, абсолютизацией его роли и статуса
2. Подчиненностью власти, полным отсутствием автономии личности
3. Интеграцией в этнокультурное сообщество, подчинением его элите
4. Формализацией действий и воздействий, выделением операций, процедур, этапов
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
6. Особенностью современного политического процесса в России является ...
1. Концентрация политической власти и ресурсов у «центра»
2. Рост революционной оппозиционности
3. Переход к институтам прямой демократии
4. Рост нелегальной оппозиции и экстремизма
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
7. Патриархальная политическая культура характеризуется ...
1. Пассивным отношением к политической системе
2. Ориентацией на локальные ценности – общину, род, клан
3. Ориентацией на активное включение в политическую жизнь
4. Ориентацией на харизматических лидеров
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
8. «Система ценностей, убеждений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества» – это определение …
1. Политической культуры
2. Политической идеологии
3. Политической деятельности
4. Политической социализации
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
9. Тип политической культуры, предполагающий сильную ориентацию на политические институты при низкой
1. Патриархальный
2. Активистский
3. Подданнический
4. Коллективистский
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
10. Суть регулятивной функции политической культуры состоит в том, что она …
1. Закрепляет в общественном сознании политические установки, модели поведения, нормы, правила
2. Дает возможность достичь согласия в рамках политической системы
3. Объединяет единомышленников на основе идеологии
4. Формирует необходимые общественно-политические знания
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
11. Политическая социализация – это ...
1. Процесс усвоения личностью образцов политического поведения и опыта
2. Совокупность социальных ценностей и норм, значимых для сферы политики
3. Явление, характеризующее социальную мобильность
4. Целенаправленная политическая деятельность по завоеванию власти в обществе
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
12. В структуру политической культуры НЕ входит...
1. Культура электорального процесса
2. Политическая психология
3. Корпоративная культура
4. Культура участия
5. Все вышеперечисленное
13. Кризис легитимности – это ...
1. Падение доверия к институтам власти со стороны общества
2. Переход, трансформация общества от традиционной политической системы к современной
3. Конфликт между законодательной и исполнительной властью
4. Кризис отношений между центром и регионами
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
14. Политическое развитие – это ...
1. Общий эволюционный процесс, развивающийся объективно
2. Изменение в какой-либо сфере общества, не затрагивающее основ существующей системы
3. Процесс становления эффективной политической системы, ее совершенствования
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
15. Политический кризис представляет собой ...
1. Состояние политической системы, когда острота противоречий в ней достигает наивысшего накала
2. Совокупность противоречий политической сферы общества
3. Столкновение интересов федеральной и региональной властей
4. Противостояние частных и общественных интересов и целей
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
16. К политическому кризису НЕ относится ...
1. Кризис легитимности
2. Внутриправительственный кризис
3. Кризис политической модернизации
4. Межличностный кризис
5. Все вышеперечисленное
17. Столкновение противоположных политических целей и интересов характеризует …
1. Политический конфликт
2. Идеологический спор
3. Политические разногласия
4. Кризис легитимности
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
18. К положительной функции конфликта относится ...
1. Стимулирование переоценки ценностей
2. Дезинтеграция общества
3. Кризис власти и легитимности
4. Провоцирование радикализма
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
19. Режимы протекания политических процессов – это ...
1. Радикализм, консерватизм, либерализм
2. Развитие, функционирование, кризис и упадок
3. Революционность и эволюционность
4. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
20. Последовательно сменяющие друг друга взаимосвязанные явления и события, происходящие в политической жизни общества, можно охарактеризовать как ...
1. Политический процесс
2. Политический режим
3. Политическую реальность
4. Управленческую деятельность
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
21. К свойствам политического процесса НЕ относится ...
1. Неравномерность развития
2. Полная предсказуемость
3. Многомерность критериев
4. Поливариативность
5. Все вышеперечисленное
22. Политические процессы по типам могут быть ...
1. Открытыми и закрытыми
2. Формальными и неформальными
3. Консервативными, либеральными, социалистическими
4. Технократическими, идеократическими, харизматическими
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
23. Демократический политический процесс характеризуется …
1. Формированием открытой политической системы
2. Укреплением закрытой политической системы
3. Безальтернативностью выборов
4. Введением цензуры на распространяемую информацию
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
24. К категории политического процесса относится ...
1. Плюрализация общества
2. Избирательная кампания
3. Социальная дифференциация
4. Муниципализация жилищного сектора
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
25. К институтам политической социализации относится (ятся) ...
1. Исключительно система образования
2. Семья, институты гражданского общества, средства массовой информации
3. Политическая элита
4. Государственный аппарат
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
26. Термин «политическая социализация» означает ...
1. Включение человека в политические процессы, освоение знаний, умений и навыков, значимых в политической сфере
2. Предоставление человеку политических прав и свобод
3. Социальную деятельность людей в сфере политики
4. Превращение человека в субъекты и объекты политики
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
27. К патриархальной политической культуре относится …
1. Почтительное отношение к старшим
2. Участие в политике только лиц старшего возраста
3. Ориентация на местные ценности, общину, род, клан
4. Демократический выбор достойных, авторитетных
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
28. Каналами политической социализации НЕ являются ...
1. Реформы
2. Политические нормы и модели поведения
3. Политические традиции
4. Средства массовой информации
5. Все вышеперечисленное
29. Политическая лояльность – это ...
1. Приверженность политических субъектов целям, нормам, ценностям, провозглашенным властью
2. Особая процедура проверки государственных служащих при приеме на работу
3. Модель политического поведения, которая характеризуется пренебрежением к власти, ее нормам и ценностям
4. Взаимодействие субъектов политических отношений
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
30. Плюралистический тип политической социализации характеризуется ...
1. Однородностью культурной среды на основе зрелых демократических традиций
2. Наличием большого числа разнородных субкультур в политической культуре при терпимости к инакомыслию
3. Значительной неоднородностью культуры с доминированием экстремальных моделей поведения
4. Вхождением индивида в политику исключительно на ценностях какого-либо класса при критическом отношении к ценностям других социальных групп
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
31. Деление страны на территориальные округа, признание победы по большинству характеризует избирательную систему, как ...
1. Пропорциональную
2. Мажоритарную
3. Смешанную
4. Тоталитарную
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
32. При мажоритарной избирательной системе ...
1. Избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов
2. Голосование происходит по партийным спискам
3. Формируется единый общефедеральный округ
4. Правом выбора наделено собрание выборщиков
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
33. Недостатком пропорциональной избирательной системы является ...
1. Отражение в парламенте реальной расстановки политических сил
2. Способствование развитию имморализма и многопартийности
3. Сильная зависимость депутатов от своих партий и руководства
4. Обеспечение реальной взаимосвязи власти с институтами гражданского общества
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
34. Электорат – это ...
1. Совокупность граждан, обладающих избирательным правом
2. Относительно небольшая, внутренне дифференцированная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти
3. Наиболее видные, авторитетные лидеры социальной группы, класса
4. Движение за права человека, за право избирать и быть избранным
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
35. Выборы органов законодательной власти проходят по принципу …
1. Ограниченности
2. Равенства
3. Многоступенчатости
4. Открытого голосования
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
36. Политические конфликты могут протекать в форме ...
1. Мятежа
2. Дискуссии
3. Спора
4. Забастовки
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
1. Лоббистская деятельность
2. Подписание политической петиции
3. Электоральное участие
4. Конформистское поведение
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
38. Резкое усиление политической напряженности и обострение имеющихся конфликтов характеризуется как ...
1. Политический кризис
2. Политическое действие
3. Политическая эволюция
4. Политическая революция
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
39. Фактическое прекращение действия Конституции (Основного закона) страны характеризует _____кризис.
1. Парламентский
2. Правительственный
3. Конституционный
4. Внешнеполитический
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
40. К типологии политических конфликтов по масштабам НЕ относятся ____ конфликты
1. Внутриполитические
2. Межгосударственные
3. Региональные
4. Местные
5. Все вышеперечисленные
41. Технология урегулирования политического конфликта, предусматривающая взаимоуступки сторон, называется ...
1. Консенсусом
2. «Уходом из зоны конфликта»
3. Компромиссом
4. «Демонстрацией силы»
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
42. Субъектами этнополитических конфликтов являются ...
1. Этнические общности
2. Региональные политические элиты
3. Международные организации
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
43. К проявлению национализма относится ...
1. Шовинизм
2. Интернационализм
3. Гуманитаризм
4. Технократизм
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
44. Конфликт, характеризующийся противостоянием по линии этнической общности, называется ...
1. Идеологическим
2. Внутриполитическим
3. Этнополитическим
4. Международным
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
45. Геноцид – это ...
1. Действие, совершаемое с намерением уничтожить какую-либо национальную, расовую, этническую группу как таковую
2. Политика интернационализации
3. Одно из направлений геополитики
4. Политика на создание глобального гражданского общества
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
46. Целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в правовых актах государства – это ...
1. Этноцентризм
2. Этнократия
3. Этнополитика
4. Этнология
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
47. Способ непосредственного (прямого) оперативного воздействия на объект управления, опираясь на право власти придавать своей воле обязательный характер, – называется ...
1. Административно-управленческая технология
2. Адаптационная технология
3. Демократическая технология
4. Инновационная технология
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
48. К методам коммуникативного воздействия на общество в рамках политической системы относятся ...
2. Политинформация и политинформаторы
3. Органы агитации и пропаганды
4. Средства массовой информации
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
49. Политическое решение – это ...
1. Процесс определения ряда политических действий, этапов и способов их достижения
2. Эмоциональная реализация политиком внешней среды
3. Комплекс мер, расписанных по срокам участникам и необходимых для достижения желаемого результата
4. Решение лица, наделенного полномочиями власти
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
50. Кому принадлежит следующее высказывание: «Развитие культуры обусловливается прежде всего расой, и поэтому главнейшей задачей государства должно являться сохранение расы, улучшение расы»?
1. Н. Макиавелли
2. Т. Гоббс
3. А. Гитлер
4. З. Фрейд
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
51. Перечислите три типа основных избирательных систем, действующих в мировой политической практике.
1. Президентская
2. Пропорциональная
3. Смешанная
4. Мажоритарная
5. Монархическая
52. Перечислите два уровня функционирования политического сознания.
1. Политическая психология
2. Политическая практика
3. Политическая идеология
4. Политическая социализация
5. Политическая анархия
53. Укажите, кто из указанных мыслителей разработал основы культурно-цивилизационного подхода к анализу мировой истории? Назовите двух авторов.
1. М. Сперанский
2. Н. Данилевский
3. Б. Чичерин
5. С. Хантингтон
54. Кто сформулировал законы, отражающие связь партийных и избирательных систем?
1. М. Дюверже
2. Р. Арон
3. В. Парето
4. Г. Моска
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
55. Какие основные избирательные системы существуют в современной политической практике?
1. Президентская
2. Мажоритарная
3. Парламентская
4. Смешанная
5. Монархическая
56. Какие формы политического участия закреплены в Конституции РФ (статья 3) как высшее непосредственное выражение власти народа?
1. Участие в работе органов власти
2. Участие в работе органов местного самоуправления
3. Референдумы и свободные выборы
4. Участие в работе органов муниципального управления
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
57. Как называется процесс усвоения человеком или группой норм и ценностей политической культуры?
1. Политическая адаптация
2. Политическая интеграция
3. Политическая социализация
4. Политическая психология
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
58. Что включает в себя современное понимание политической культуры?
1. Политическое сознание
2. Политическое сознание и политическое поведение
3. Политическое поведение
4. Политическая социализация
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
59. Что такое политический интерес?
1. Осознание человеком необходимости улучшения своего жизненного положения
2. Полезное человеку политическое явление или процесс
3. Это интерес социальной общности людей – единомышленников, направленный на удержание или завоевание государственной власти
4. Осознание социальным субъектом своего объективного положения в обществе
5. Заинтересованность народных масс в социально-политическом прогрессе
60. В чем заключается сущность политических отношений?
1. В борьбе за овладение собственностью
2. В том, чтобы все люди жили в мире и согласии
3. В утверждении приоритета политики над всеми другими сферами общественной жизни
4. Это отношения между субъектами политики по реализации своих политических интересов
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
61. Укажите основной признак активной политической деятельности рядового гражданина общества.
1. Законопослушность и сознательное участие в выборах представительных органов власти
2. Участие в митингах и демонстрациях, преследующих политические цели
3. Борьба за высокие производственные показатели своего трудового коллектива, влияющие на благополучие государства
4. Выступления на различных собраниях и митингах с критикой деятельности государственных органов власти
5. Членство в одной из политических партий
62. Какие социальные конфликты относятся к разряду политических?
1. В которых какие-то две крупные личности борются между собой за высокий государственный пост
2. Где несколько социальных групп ведут борьбу за первенство в общественном положении
3. Где сталкиваются политические интересы больших социальных общностей или государств за обладание политической властью или расширение своей юрисдикции на определенную территорию
4. Это борьба за право управлять обществом
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
63. Почему межнациональные конфликты бывают самыми жестокими и продолжительными?
1. В них задействованы большие массы людей, между которыми исторически существовали глубокие противоречия
2. Они возникают чаще всего как следствие идеологических разногласий, в том числе различий религиозных верований
3. Для их разрешения применяются нередко вооруженные силы, а это ужесточает борьбу и усиливает ненависть народов друг к другу
4. Затягивание межнациональных конфликтов может быть результатом нерешительности миротворческих сил, призванных «потушить» конфликт
5. Среди предложенных вариантов правильного нет
64. Отличительные черты международной обстановки к. XX – н. XXIвв.?
1. основные конфликты этого периода обусловлены неравномерностью развития стран
2. усиление экономической взаимосвязи государств
3. начали использоваться в международной практике качественно новые методы внешнеполитической деятельности
4. все выше перечисленное
65. К факторам, обусловившим обострение борьбы держав на мировой арене в начале
XXI века, не относится:
1. сдвиги в экономике, вступление капитализма в монополистическую стадию
2. несовпадение политических границ со сферами экономического влияния
3. равномерность экономического развития европейских стран
4. усиление влияния финансовой олигархии на внешнюю политику государств
66.Выберите верное утверждение:
1. интересы финансовой олигархии крупных монополистических объединений в начале ХХI
века не играли значительной роли в области внешней политики европейских капиталистических государств
2. основные внешнеполитические конфликты в начале ХХI века во многом были обусловлены неравномерностью развития европейских стран
3. страны Азии не превосходили в темах промышленного роста страны Африки
4. экономический раздел мира всегда совпадал с территориальным
Критерии оценки выполнения тестовых заданий
91-100% заданий «отлично»
76-90% заданий «хорошо»
61-75% заданий «удовлетворительно
Менее 60% заданий «неудовлетворительно
1. Конфликт как вид международно-политического процесса
2. Теоретические подходы к изучению международных конфликтов.
3. Типология, структура и способы решения конфликтов международных конфликтов.
3. Понятие и виды международного сотрудничества.
4. Теории международных конфликтов.
5. Типология международных конфликтов.
6. Структура международного конфликта.
7. Способы урегулирования международных конфликтов.
8. Виды международного сотрудничества.
9. Международное сотрудничество России со приграничными странами.
10. Международное сотрудничество России со странами Запада.
11. Международное сотрудничество России со странами Востока.
12. Основные императивы международной морали в свете глобализации.
13. Зарубежные и отечественные теории глобализации.
14. Влияние и значение развития технологий на процесс глобализации.
15. Неоднозначность и неравномерность процессов глобализации.
16. Интеграционные процессы в современном мире.
17. Политическая модернизация современной России как вид международнополитического процесса.
18.Экономическая и политическая ситуация в Египте накануне Второй мировой войны
19.Экономическое развитие стран Востока в постколониальный период
20.Проблемы стран независимой Африки
Критерии оценки реферата
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер
1. Современные политические процессы в контексте перехода человечества от
индустриальной фазы развития к информационной (когнитивной)
2. Роль глобальных международных организаций и форумов в политических процессах XXI
века
3. Центры силы в Евразии и проект "Большого Евразийского партнерства"
4. Роль России в глобальных и региональных политических процессах. Основные параметры и
геополитические ресурсы.
5. Политические процессы в Западном секторе СНГ (Белоруссия, Украина, Молдавия)
6. Политические процессы в Закавказском секторе СНГ (Армения, Азербайджан, Грузия,
Абхазия, Южная Осетия).
7. Политические процессы в Центральноазиатском секторе СНГ (Казахстан, Киргизия,
Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).
8. Политические процессы в Европе. Европейский Союз и его системные проблемы.
9. Политические процессы в Западной Европе. Роль ведущих субъектов ЕС (Великобритания,
Германия, Франция, Италия) в региональной и мировой политике.
10. Особенности политических процессов в Восточной Европе.
11. Политические процессы на Среднем Востоке. Афганская и иранская проблемы на
современном этапе развития
12. Политические процессы на Ближнем Востоке. Геополитическое соперничество
Саудовской Аравии и Ирана.
13. Роль Турции и Израиля в политических процессах на Ближнем Востоке.
14. Борьба с радикальным исламизмом и международным терроризмом на Ближнем Востоке
15. Политические процессы в Южной Азии, роль в них Индии и Пакистана.
16. Политические процессы в Северо-Восточной Азии. Геополитическое соперничество Китая
и Японии.
17. Роль стратегии КНР "Один пояс, один путь" в современных политических процессах.
18. Влияние корейского конфликта на политические процессы в Восточной Азии
19. Политические процессы в Юго-Восточной Азии и роль в них Индонезии.
20. Влияние конфликтов в Южно-Китайском море на региональные политические процессы.
21. Политические процессы в Северной Африке в контексте "Арабской весны и ее
последствий"
22. Политические процессы в Африке южнее Сахары.
23. Политические процессы в Северной Америке. Влияние внутриполитических процессов в
США на внешнюю политику.
24. Современные интеграционные процессы в Латинской Америке.
25. Политические процессы в Южной Америке. "Левый блок" и "правый поворот".
Критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных содержательных элементов дисциплины, проявившим творческие способности в понимании, изложении
и использовании учебного материала;
– оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание программного материала, успешно
– оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности непринципиального характера в ответе на зачете и при выполнении зачетных заданий;
– оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине
Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто. Обучающиеся могут обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару) может иметь вид различные варианты, например:
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
3. Решить задачи, или ситуации
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника, познакомиться с содержанием законодательного акта, памятника права. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Методические рекомендации по подготовке к зачету с оценкой
Изучение дисциплины «Политические процессы в современном мире» завершается сдачей зачета с оценкой. Зачет является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя два этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.
Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Зачет может проводиться в виде собеседования и в виде тестирования по вопросам, охватывающим весь пройденный материал.