(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- освоение категориального аппарата дисциплины;
- формирование представления о сущности права и закономерностях его развития, об основных проблемах правового регулирования поведения человека в обществе, о структуре российского права;
- обучение умению применять полученные знания для решения практических задач в различных сферах жизнедеятельности.
- рассмотрение фундаментальных основ знаний о российской правовой системе, отраслевом составе законодательства, особенностей и механизмов современного правового регулирования общественных отношений;
- выработка умения определять законодательные требования к осуществлению профессиональной деятельности, применять правовой инструментарий для решения практических задач;
- оказание воспитательного воздействия на студентов, с целью формирования основ правовой культуры и правомерного поведения, ответственного и свободного участия в сложившихся правоотношениях.
- теоретические основы государства и права;
- функции и значение права в жизни общества;
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина и механизмы их реализации и защиты;
- особенности федеративного устройства России, систему органов государственной власти в Российской Федерации;
- систему источников российского права;
- основные положения базовых отраслей российского права;
- нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере профессиональной деятельности.
- теоретические основы государства и права;
- функции и значение права в жизни общества;
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина и механизмы их реализации и защиты;
- особенности федеративного устройства России, систему органов государственной власти в Российской Федерации;
- систему источников российского права;
- основные положения базовых отраслей российского права;
- нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере профессиональной деятельности.
уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу
профессиональной деятельности;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
-принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- применять правовые нормы в различных сферах жизнедеятельности.
владеть:
- юридической терминологией;
- навыками анализа законодательства и практики его применения;
- навыками ориентации в специальной литературе, работы со справочными правовыми системами (Консультант-Плюс, ГАРАНТ и др.).
- пониманием, как определить условия достижения поставленной цели, исходя из действующих правовых норм.
- теоретические основы государства и права;
- функции и значение права в жизни общества;
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина и механизмы их реализации и защиты;
- особенности федеративного устройства России, систему органов государственной власти в Российской Федерации;
- систему источников российского права;
- основные положения базовых отраслей российского права;
- нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере профессиональной деятельности.
уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу
профессиональной деятельности;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
-принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- применять правовые нормы в различных сферах жизнедеятельности.
владеть:
- юридической терминологией;
- навыками анализа законодательства и практики его применения для эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями;
- навыками ориентации в специальной литературе, работы со справочными правовыми системами (Консультант-Плюс, ГАРАНТ и др.) для эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями.
- пониманием, как определить условия достижения поставленной цели, исходя из действующих правовых норм для эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями.
- теоретические основы государства и права;
- функции и значение права в жизни общества;
- основные положения Конституции Российской Федерации;
-- международные стандарты в области защиты прав человека и гражданина, прав ребѐнка, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- федеральное и региональное законодательство в сфере образования;
- систему и источники законодательства о семье и правах ребѐнка Российской Федерации;
- систему и источники законодательства о труде Российской Федерации, включая Конвенции МОТ.
- нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере профессиональной деятельности.
Уметь:
- правильно анализировать и практически использовать нормативно-правовые акты в области образования;
- применять нормы действующего законодательства в сфере защиты прав ребенка;
- применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе правовых знаний;
- оценивать качество образовательных услуг на основе действующих нормативных правовых актов.
Владеть:
- навыками работы с законодательными и иными нормативно-правовыми актами в области образования, способами, методами и приемами поиска, анализа и оценки информации для анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии в предметной области;
- способами применения методов анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе правовых знаний.
- предмет, метод, принципы отраслей российского права, в том числе образовательных правоотношений;
- понимает причины, основные факторы изменений и перспективные направления развития в системе образования;
- особенности правового статуса образовательных организаций;
- специфику реализации правовых норм, регулирующих образовательные правоотношения;
- нормативно-правовые акты, отражающие этические нормы педагогической сферы деятельности;
Уметь:
- практически применять нормы российского права, в том числе образовательного права в зависимости от условий реализации прав, интересов и свобод граждан в области образования;
- находить, анализировать и толковать законодательные источники с целью регулирования образовательных правоотношений с учетом специфики профессиональной деятельности;
-проектировать и осуществлять учебно- воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
- систематизировать возникающие ситуации на основе знания правовых норм различных отраслей;
Владеть:
- навыками применять нормы российского права, в том числе образовательного права в зависимости от условий реализации прав, интересов и свобод граждан в области образования;
- навыками поиска, анализа и толкования законодательных источников с целью регулирования образовательных
правоотношений с учетом специфики профессиональной деятельности;
- навыками проектирования и осуществления учебно- воспитательного процесса с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса.
- умением систематизировать возникающие ситуации на основе знания правовых норм различных отраслей.
ции
ракт.
2. Конституционное право.
Конституционно-правовые основы
государственного устройства
Российской Федерации
3.Гражданское право
4.Семейное право
5.Трудовое право
6. Административное право. Уголовное
право
7. Экологическое право
8. Правовые основы защиты
государственной тайны и защита
информации
9.Правовое регулирование экономической
деятельности и основы
законодательства в области финансов
/Лек/
2. Конституционное право.
Конституционно-правовые основы
государственного устройства
Российской Федерации
3.Гражданское право
4.Семейное право
5.Трудовое право
6. Административное право. Уголовное
право
7. Экологическое право
8. Правовые основы защиты
государственной тайны и защита
информации
9.Правовое регулирование экономической
деятельности и основы
законодательства в области финансов /Пр/
2. Конституционное право.
Конституционно-правовые основы
государственного устройства
Российской Федерации
3.Гражданское право
4.Семейное право
5.Трудовое право
6. Административное право. Уголовное
право
7. Экологическое право
8. Правовые основы защиты
государственной тайны и защита
информации
9.Правовое регулирование экономической
деятельности и основы
законодательства в области финансов /Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопроса к семинарам, тестовых заданий, рефератов, эссе, сообщений, задач и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к экзамену.
1. Укажите в последовательности нормативно-правовые акты, которые
обладают высшей юридической силой
а) указы Президента РФ;
б) федеральные законы РФ;
в) постановления Правительства РФ;
г) внутриорганизационные нормативные акты;
д) нормативные акты местных органов.
2. Для какого вида социальных норм свойственно государственно-принудительное воздействие?
а) норм морали;
б) юридических (правовых) норм;
в) религиозных норм;
д) всех перечисленных норм;
е) верный ответ отсутствует.
3. Назовите элемент юридической (правовой) нормы, который определяет меру государственного взыскания, применяемую к правонарушителю:
а) гипотеза;
б) превенция;
в) презумпция;
г) санкция;
д) все перечисленное;
е) верный ответ отсутствует.
4. Какой из перечисленных нормативно- правовых актов не является подзаконным:
а) Конституция РФ;
б) указ Президента РФ;
в) постановление Правительства РФ;
г) инструкция Министра образования;
е) верный ответ отсутствует.
5. Для какого вида социальных норм свойственно государственно-принудительное воздействие?
а) норм морали;
б) юридических (правовых) норм;
в) религиозных норм;
д) всех перечисленных норм;
е) верный ответ отсутствует.
6. Правовая норма – это…
а) общеобязательное правило поведения, установленное государством;
б) правило поведения, установленное политической партией;
в) правило поведения, установленное общественной организацией;
г) правило поведения, которое человек выбирает самостоятельно.
7. Какое из перечисленных обстоятельств не является признаком правовой
нормы?
а) утверждение и обеспечение исполнения государством;
б) общеобязательность исполнения;
в) многократная повторяемость;
г) неизменность.
8. Назовите элемент правовой нормы, закрепляющий правила поведения путем
предоставления права и возложения юридической обязанности:
а) презумпция;
б) юридическая фиксация;
в) диспозиция.
9. Источниками права в РФ являются:
а) нормативные правовые акты;
б) судебные решения;
в) договоры;
г) приказы.
10. Основным нормативным актом гражданского права является:
а) Трудовой кодекс РФ;
б) Гражданский кодекс РФ;
в) Уголовный кодекс РФ;
г) Земельный кодекс РФ
11. Какие отношения не являются гражданско-правовыми и почему?
а) передача конфискованного имущества по приговору суда в фонд государства;
б) обмен марками между коллекционерами;
в) внесение организацией арендной платы за землю.
12. С достижением, какого возраста гражданское законодательство связывает
наступление у граждан полной дееспособности:
а) с 14 лет; д) при эмансипации;
б) с момента рождения; е) с 16 лет;
в) с 18 лет; ж) при других обстоятельствах
г) с момента вступления в брак;
13. С какого возраста наступает правоспособность?
а) с 16 лет;
б) с 14 лет;
в) с 6 лет;
г) с момента рождения.
д) с 18 лет.
14. Полная дееспособность возникает;
а) с 14 лет;
б) с момента рождения;
в) с 18 лет, при вступлении в брак, эмансипации;
г) с 16 лет.
15. Что из ниже перечисленного не является признаком юридического лица:
а) наличие обособленного имущества;
в) самостоятельная гражданско-правовая ответственность;
г) наличие товарного знака организации.
16. Что не является признаком предпринимательской деятельности?
а) самостоятельность;
б) осуществляемая на свой риск;
в) системность в получении прибыли;
г) наличие финансовых возможностей;
д) деятельность зарегистрирована.
17. Срок лицензии на определённый вид деятельности:
а) 1 год;
б) 2 года;
в) 3 года;
г) бессрочно
18. Правоспособность юридического лица:
А) общая и особенная;
Б) общая и специальная;
В) особенная и специальная;
Г) общая и специальная, особенная
19. Лицензия выдается органами, как правило, на срок:
а) исполнительной власти на срок не менее чем на 5 лет;
б) исполнительной власти на срок не менее чем на 3 года;
в) законодательной власти на срок не менее чем на 5 лет;
г) законодательной власти на срок не менее чем на 3 года;
д) исполнительной власти бессрочно
20. Основной юридический титул для собственника:
А) право владения;
Б) право пользования;
В) право распоряжения
21. Кто из указанных лиц не является собственником ?
а) арендатор, владевший домом по договору аренды в течение 20-ти лет;
б) фермер, собравший урожай с принадлежавшего ему участка;
в) гражданин – покупатель боевых автоматов;
г) семья, проживающая в квартире по договору социального найма.
22. Общая собственность это собственность:
а) имущество, находящееся в государственной собственности 2-х или нескольких
субъектов;
б) имущество, находящееся в муниципальной собственности 2-х или нескольких
субъектов;
в) имущество, находящееся в любой собственности 2-х или нескольких субъектов;
г) имущество, находящееся в частной собственности 2-х или нескольких субъектов.
23. Частная собственность это собственность:
а) граждан и всех юридических лиц;
б) граждан и неюридических лиц;
в) только граждан;
г) только юридических лиц.
24. Что не является содержанием (правомочием) собственности?
а) пользование;
б) владение;
в) право оперативного управления имуществом;
г) распоряжение.
25. Субъект, имеющий имущество на праве ограниченных вещных прав:
а) распоряжается имуществом по своему усмотрению;
б) использует его в соответствии с законом и с указанием собственника;
в) распоряжается совместно с собственником имущества;
г) распоряжается только на основании указания собственника.
26. Что не является условием действительности сделки?
б) должна быть совершена любым физическим лицом;
в) должна быть совершена в требуемой законом форме;
г) должна быть согласованная воля сторон.
27. Трудовое право регулирует методом (ами):
а) централизованным (государственным, законодательным) императивным методом;
б) договорным (диспозитивным) методом;
в) сочетанием централизованного, локального и договорного способов регулирования;
г) сочетание централизованного с локальным способом регулирования.
28. Трудовые правоотношения регулируются:
а) Трудовым кодексом РФ;
б) Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, которые должны соответствовать ТК РФ;
в) Трудовым кодексом РФ иными федеральными законами, которые должны соответствовать ТК РФ, подзаконными нормативными правовыми актами;
г) Трудовым кодексом РФ иными федеральными законами, которые должны соответствовать ТК РФ, подзаконными нормативными правовыми актами, законодательством
субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными актами.
29. Сроки предупреждения работника работодателя при увольнении по собственному желанию:
а) за три дня;
б) за одну неделю;
в) за две недели;
г) за десять дней;
д) за один месяц.
30. Основной трудовой договор заключается:
а) бессрочно;
б) на неопределенный срок;
в) на срок до 10 лет;
г) на срок до 5 лет.
Примерные тесты для текущего контроля 1.
1. Содержанием трудового договора являются:
а) условия определяемые работодателем;
б) условия определяемые работником;
в) совокупностью всех его условий определяемых законодательством и соглашением
сторон;
г) совокупностью всех его условий определяемых законодательством.
2. Выходное пособие не выплачивается:
а) при увольнении в связи с ликвидацией организации;
б) сокращением штатов или численности работников организации;
в) увольнением работника по собственному желанию по уважительным причинам
(семейным обстоятельствам);
г) призывом работника на военную службу.
3. Основные принципы трудового права нашли свое закрепление в:
а) Трудовом кодексе РФ;
б) Гражданском кодексе РФ;
в) Законе РФ «Об образовании»;
г) Уголовном кодексе РФ
4. Трудовые отношения возникают на основании:
А) приёма на работу работодателем работника
Б) письменного заявления работника
В) прибытие на рабочее место работника
Г) трудового договора
5. С какого возраста заключается трудовой договор:
а) с 14 лет;
б) с 15 лет;
в) с 16 лет;
г) с 18 лет;
д) с любого возраста при определенных условиях;
А) Гражданский кодекс РФ;
Б) Трудовой кодекс РФ;
В) Уголовный кодекс РФ;
Г) Земельный кодекс РФ
7. Сроки трудового договора:
А) бессрочный и на определённый срок (срочный трудовой договор) не более трёх
лет
Б) на неопределённый срок и на определённый срок (срочный трудовой договор) не
более трёх лет
В) бессрочный и на неопределённый срок (срочный трудовой договор) не более пяти
лет
Г) на неопределённый и определённый срок (срочный трудовой договор) не более
пяти лет
8. Не относится к видам рабочего времени:
А) нормальная продолжительность рабочего времени
Б) сокращённая продолжительность рабочего времени
В) сверхурочная продолжительность рабочего времени
Г) неполное продолжительность рабочего времени
9. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для
работника:
А) 2-х часов в день и 100 часов в год
Б) 4-х часов в течение 2-х дней подряд и 120 часов в год
В) 2-х часов в течение 2-х дней подряд и 120 часов в год
Г) 4-х часов в неделю и 120 часов в год
10. Сокращённая продолжительность рабочего времени устанавливается:
А) работодателем
Б) работодателем по согласованию с работником
В) федеральным законодательством
Г) всеми нормативными правовыми актами
11. В рабочее время включаются:
А) перерывы для отдыха и питания
Б) специальные перерывы для обогревания и отдыха
В) отпуска
Г) выходные дни
12.Нормальная продолжительность рабочего времени составляет:
а) не свыше 40 часов;
б) 42 часа при согласии профсоюза;
в) 41 час при согласии местного органа труда.
13. Ночным считается временем:
а) с 22. 00 до 7. 00
б) с 22. 00 до 6.00
в) с 22. 00 до 5.00
14. Работодатель оплачивает работу работника, работающего на условиях неполного рабочего времени:
а) по своему усмотрению;
б) пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного его
объёма работ;
в) в зависимости от соглашения работодателя, профсоюза и местного органа по труду.
15. Нормальная продолжительность рабочего времени:
а) 20 часов в неделю;
б) 25 часов в неделю;
в) 30 часов в неделю;
г) 40 в неделю
16. Оплата при сокращённом рабочем времени:
а) по усмотрению работодателя;
б) пропорционально отработанному времени;
в) как при нормальном рабочем времени;
г) вопрос законодательно не урегулирован
17. Перерыв для отдыха и питания:
а) не более 2-х часов и не менее 30 минут
б) не более 2-х часов и не менее 30 минут
в) не более 2-х часов и не менее 30 минут
г) не более 2-х часов и не менее 30 минут
18. Продолжительность ежегодного основного отпуска:
а) 20 календарных дней;
б) 30 календарных дней;
в) 28 календарных дней;
г) 40 календарных дней;
19. О введении новых норм труда работник должен быть извещён:
а) не позднее, чем за месяц;
б) не позднее, чем за два месяца;
в) не позднее,чем три месяца
20. Сверхурочные работы не должны превышать:
а) 5 часов в течение двух дней подряд и 100 часов в год;
б) 5 часов в течение двух дней подряд и 110 часов в год;
в) 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год;
21. Дисциплинарное взыскание действует:
а) 2 месяца;
б) 1 год;
в) срок действия не установлен
22. Мерой дисциплинарной ответственности является:
а) административный арест;
б) конфискация имущества;
в) увольнение;
г) уплата неустойки.
23. Не является дисциплинарным взысканием:
а) выговор;
б) строгий выговор;
в) замечание;
г) увольнение
24. Дисциплинарное взыскание должно быть применено со дня обнаружения не
позднее:
а) двух недель;
б) одного месяца;
в) шести месяцев;
г) одного года
25. Дисциплинарное взыскание не может быть применено со дня совершения
проступка не позднее:
а) двух недель;
б) одного месяца;
в) шести месяцев;
г) одного года
26. Дисциплинарное взыскание объявляет:
а) суд;
б) административная комиссия;
в) работодатель;
г) прокурор
27. Что не относится к виду дисциплинарного взыскания?
а) предупреждение;
б) замечание;
в) выговор;
г) увольнение.
28. Дисциплинарное взыскание должно быть применено со дня обнаружения не
позднее:
б) одного месяца;
в) шести месяцев;
г) одного года
Примерные тесты для текущего контроля 2.
1.Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран, - это …
1. Конвенция
2. Декларация
3. Программа
4. Концепция
2.«Конвенция ООН о правах ребенка» была ратифицирована в России в ___ году
1. 1990
2. 1994
3. 1989
4. 1918
3.Ребенком является лицо в возрасте до ___ лет
1. 18
2. 16
3. 14
4. 12
4.Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила …
1. «Конвенция ООН о правах ребенка»
2. «Всеобщая декларация прав человека»
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
4. «Конституция Российской Федерации»
5.Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей содержится в (во)…
1. «Конвенции ООН о правах ребенка»
2. «Всеобщей декларации прав человека»
3. «Конституции Российской Федерации»
4. «Декларации «Мир, пригодный для жизни детей»
6.Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций это социальная …………………………………….
1. реабилитация
2. компенсация
3. депривация
4. адаптация
7.Права субъектов образовательной организации определяются…
1. Уставом образовательной организации
2. Типовым положением об образовательном учреждении
3. Общим собранием родителей
4. Общим собранием педагогического коллектива
8.Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется …
1. Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации
2. Законом Российской Федерации «Об Образовании в РФ»
3. Конституцией Российской Федерации
4. Декларацией принципов толерантности
9.К принципам государственной политики в интересах детей не относится …
1. светский характер образования
2. государственная поддержка семьи
3. установление минимальных стандартов показателей качества жизни детей
4. ответственность граждан и должностных лиц за причинение вреда ребенку
10.Международное соглашение о правах ребенка, провозглашенное Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций в 1989 году, называется …
1. Конвенцией о правах ребенка
2. Хартией прав человека
3. Национальной доктриной образования
11.Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на …
1. труд
2. жизнь
3. свободу
4. личную неприкосновенность
12.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательной организации определяется …
1. уставом общеобразовательной организации
2 муниципальными организациями местного самоуправления
3 Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ»
4. Образовательной программой
13.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных организаций и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»
2. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
3 Федеральная целевая программа развития образования
14.Одним из принципов деятельности образовательной организации, обозначенным ФГОС, является принцип …
1. демократии
2. децентрализации
3. светскости
4 непрерывности образования
15. В соответствии с ФЗ «Закон об образовании в РФ» учредителем государственного образовательного учреждения является …
1. федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ
2. частное лицо
3 коммерческая организация
4 орган местного самоуправления
16.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …
1. договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением
2. соглашением
3. контрактом
4. приказом
17.Первым уровнем освоения основного общего образования является
1. начальное образование
2 дошкольное образование
18. Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательной организации определяется …
1. уставом общеобразовательной организации
2. законом Российской Федерации «Об образовании в РФ»
3. администрацией организации
4. руководителем организации
19. Совет образовательной организации формируется в соответствии с …………………
1. уставом общеобразовательной организации
2. приказом руководителя
3. трудовым договором
20.В Уставе образовательной организации в обязательном порядке указывается …
1. статус образовательной организации
2. характеристика материальной базы
3. структурное подразделение образовательной организации, имеющее право осуществлять образовательный процесс
21.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов образовательных организаций и устанавливающий порядок их деятельности, - это……………………………………………..
1. устав образовательной организации
2. ООП образовательной организации
3. Программа инновационной деятельности
1. квалификационная категория
2. компетентность
3. мастерство
4. творчество
23.Для аттестации педагогических работников на первую квалификационную категорию аттестационная комиссия создается …
1. образовательным учреждением
2. местным органом управления образованием
3. попечительским советом
4. федеральным органом управления образованием
24.Документ, являющийся основой для определения нормативных критериев профессионально-педагогического уровня аттестуемого педагога, – это ………….…
1. квалификационная характеристика
2. удостоверение о присвоении квалификационной категории
3. единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы
25.Одним из принципов аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений является …
1. добровольность на первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников
2. добровольность для руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию
3. закрытость процесса обсуждения результатов
4 обязательность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников
26.Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваивают сроком на …
1. 5 лет
2. 1 год
3. 3 года
4. 10 лет
27. При принятии решения по итогам аттестации воспитатель (руководитель) имеет право…………………………………….. …
1. лично присутствовать
2. участвовать в дискуссии
3. проходить повторную аттестацию в ближайшее время
4. участвовать в голосовании
28.Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования служат основой при……………………….
1. проведении аттестации
2. написании характеристики
3. повышении квалификации
4. планировании педагогической деятельности
29. Раздел тарифно-квалификационных характеристик, содержащий положения по установлению работникам разрядов оплаты труда, – это ……………………………..
1. «Квалификационные требования»
2. «Должностные обязанности»
3. «Должен знать»
4. «Общие положения»
30.Количество категорий, установленных в соответствии с квалификационными требованиями, составляют …………………………………………………..
1. 2
2. 7
3. 9
4. 14
Критерии оценки:
- Оценка «отлично», повышенный уровень: выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100%, тем самым показав знание теоретических основ противодействия коррупции, умение применять эти знания.
- Оценка «хорошо», пороговый уровень: выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ противодействия коррупции, умение применять эти знания.
- Оценка «неудовлетворительно», уровень не сформирован: выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов, показав знание только некоторых отдельных норм противодействия коррупции, умение применять эти фрагментарные знания.
Вопросы для семинаров
Тема 1 Теория государства и права
1. Государство: понятие, признаки, функции, формы, теории происхождения.
2.Понятие и сущность права. Система Российского права и ее структурные элементы.
3. Источники права. Норма права
4.Правонарушение и юридическая ответственность.
5. Правовые семьи. Международное право как особая система права.
Тема 2.Конституционное право. Конституционно-правовые основы государственного устройства Российской Федерации
1. Понятие и принципы государственного устройства Российской Федерации.
2. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
3. Система государственной власти в Российской Федерации.
4 Предмет конституционного права.
5. Народовластие как важнейший принцип и основа конституционного строя России.
6. Основные принципы конституционного стоя.
Тема 3 Гражданское право
1.Гражданские правоотношения: субъекты, объекты, субъективные права и юридические обязанности.
2.Право собственности: приобретение и прекращение.
3.Обязательства в гражданском праве: понятие, виды и сроки действия.
4.Сделки и договоры: понятие, виды, порядок заключения, изменения и расторжения.
5.Наследование по завещанию и по закону.
6. Рассмотрение гражданских дел в суде и экономических споров в арбитражном суде. Доказательства и доказывание в
суде.
7.Понятие нотариального права. Виды нотариальных действий. Порядок обжалования нотариальных действий и отказа в их совершении.
Тема 4 Семейное право
1. Понятие семейного права. Принципы семейного права
2. Заключение и прекращение брака: понятие брака, условия заключения брака, недействительность брака,прекращение брака.
3. Права и обязанности супругов: личные права и обязанности супругов, имущество супругов, нажитое во время брака, ответственность супругов по обязательствам.
4. Брачный договор: понятие и заключение брачного договора, содержание брачного договора, изменение и расторжение брачного договора, признание брачного договора недействительным.
5. Права и обязанности родителей и детей: установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, формы ответственности родителей, основания для лишения родительских прав и их последствия.
6. Алиментные обязательства: общая характеристика алиментных обязательств, алиментный договор, взыскание алиментов в судебном порядке, алиментные обязательства других членов семьи, порядок уплаты и взыскания алиментов.
7. Правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
8. Применение семейного законодательства к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Тема 5 Трудовое право
1. Понятие, предмет, метод, источники, принципы и функции трудового права.
2. Трудовые правоотношения.
3. Трудовой договор.
4. Трудовая дисциплина.
5. Ответственность в сфере труда.
Тема 6.Административное право. Уголовное право
1.Административные правонарушения и административная ответственность.
2. Понятие, предмет и функции уголовного права.
3. Источники и принципы уголовного права Российской Федерации.
4.Понятие и состав преступления.
5. Уголовная ответственность и наказание
Тема 7. Экологическое право
1.Понятие, история, источники, принципы, объекты экологического права.
2.Государственное регулирование экологопользования.
3.Нормативные акты РФ и международного права, осуществляющие охрану окружающей природной среды.
Тема 8. Правовые основы защиты государственной тайны и защита информации
1.Понятие государственной тайны и ее защита. Распоряжение сведениями, составляющими государственную
тайну.
2. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны.
3. Федеральный закон «Об информации, информатизации и информационных процессах».
4. Защита информации. Авторское право и интеллектуальная собственность
Тема 9. Правовое регулирование экономической деятельности и основы законодательства в области финансов
1. Правовое регулирование экономической деятельности
2. Лицензирование и антимонопольная деятельность
3. Законодательство в области финансов.
4. Правовое регулирование валютных правоотношений.
5. Виды ценных бумаг и их правовой режим
6. Правовое регулирование банковской деятельности
7. Понятие кредитной организации.
8.Нарушения банковского законодательства и меры к его устранению
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» 84-100%, повышенный уровень:выставляется студенту, если он активно работает в течение всего практического занятия, дает полные ответы на вопросы преподавателя в соответствии с планом практического занятия и показывает при этом глубокое овладение лекционным материалом, знание соответствующей литературы и законодательства по вопросам, способен выразить собственное отношение по данной проблеме, проявляет умение самостоятельно и аргументировано излагать материал, анализировать явления и факты, делать самостоятельные обобщения и выводы, правильно выполняет учебные задачи
- Оценка «хорошо», 66-83%, пороговый уровень: выставляется студенту, если он активно работает в течение практического занятия, вопросы освещены полно, изложения материала логическое, обоснованное фактами, со ссылками на соответствующие нормативные документы и литературные источники, освещение вопросов завершено выводами, студент обнаружил умение анализировать факты и события, а также выполнять учебные задания. Но в ответах допущены неточности, некоторые незначительные ошибки, имеет место недостаточная аргументированность при изложении материала, четко выраженное отношение студента к фактам и событиям.
- Оценка«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень: выставляется студенту если он в целом овладел сути вопросов по данной теме, обнаруживает знание лекционного материала, законодательства и учебной литературы, пытается анализировать факты и события, делать выводы и решать задачи. Но на занятии ведет себя пассивно, отвечает только по вызову преподавателя, дает неполные ответы на вопросы, допускает грубые ошибки при освещении теоретического материала
- Оценка «неудовлетворительно», уровень не сформирован: менее 50%, выставляется студенту если вопросы освещены неправильно, бессистемно, с грубыми ошибками, отсутствуют понимания основной сути вопросов, выводы, обобщения
Ситуационные задачи
Задача 1.
Преподаватель техникума Рогов уволился по собственному желанию 15 мая. Через три с половиной месяца он обратился в КТС с просьбой о восстановлении на прежней работе. В заявлении он указал, что уволился под давлением администрации, которая угрожала расторгнуть с ним трудовой договор за совершение аморального проступка. КТС отказала в приеме заявления в связи с истечением срока обращения. Рогов послал заявление в суд. Как следует поступить суду?
Задача 2.
Примирительная комиссия, созданная на хлебозаводе для разрешения разногласий профкома и администрации по поводу введения дополнительной системы заработной платы (распределение части прибыли предприятия), не смогла выработать единого мнения. Было решено прибегнуть к услугам посредника. Профком предложил кандидатуру заведующего кафедрой экономики труда технологической академии, директор – начальника планового отдела кондитерской фабрики. Не договорились. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров поручила эту работу бывшему директору хлебозавода Властьеву. Узнав о таком решении, директор согласился на кандидатуру профкома. Однако начальник службы заявил, что завод не вправе отказываться от посредника, назначенного службой. Тогда на заводе решили обойтись без посредника. Создали трудовой арбитраж, который признал нецелесообразность введения новой системы. Поскольку профком пригрозил забастовкой, договорились еще раз рассмотреть вопрос в примирительной комиссии. Ее решением было ввести новую дополнительную систему заработной платы с 1 января следующего года. Директор предприятия заявил, что выполнять такое решение не будет. Предложите свой вариант разрешения спора.
Задача 3.
В одном рабочем кабинете работают некурящая женщина и двое курящих мужчин, которые нещадно дымят на рабочем месте. От табачного дыма у женщины постоянно болит голова. Существует ли законодательное ограничение курения табака на рабочем месте?
Частная медицинская клиника занималась лечением без лицензии. Каковы правовые последствия?
Задача 5.
Преподаватель П. заключил договор о возмездном оказании услуг с институтом повышения квалификации. По этому договору он был обязан читать лекции, проводить семинарские занятия с группами слушателей в соответствии с расписанием, составленным институтом. Также он был обязан подготовить учебно-методический комплекс по своей дисциплине. Оплата его труда зависела от отработанного учебного времени. Он отработал весь учебный год, но при уходе в отпуск отпускные ему выплачены не были. В каких отношениях с институтом находился преподаватель П?
Задача 6.
Менеджеру по продажам В. Организация включила в договор условия о том, что он при выполнении заданий работодателя сам организует свой труд, контроль работодателя будет производиться через сдачу отчётов в конце недели, заработная плата будет рассчитываться в процентах от проданных изделий и минимальный размер не устанавливается. Кроме этого, он несёт полную материальную ответственность с упущенной выгодой. Какой договор заключил менеджер по продажам?
Задача 7.
Начальнику отделения полиции майору Ф. поступила жалоба гражданки Л., 70-ти лет, на сержанта полиции К. В жалобе указано, что подросток не уступил место ей в автобусе. Когда она обратилась к сержанту с требованием оштрафовать подростка, К. отказался это сделать, и ограничился лишь беседой с ним. Какое решение следует вынести по жалобе? Составить письменный ответ на жалобу.
Задача 8.
Гражданка П. обратилась к работодателю организации с заявлением, в котором просила не выплачивать мужу заработную плату и премию, а отдавать ей, так как он систематически пьянствует, чем ставит семью в тяжелое материальное положение. Какое решение может принять руководитель?
Задача 9.
Учащийся лицея В., 14 –лет, внёс в сбербанк на своё имя деньги, полученные им в виде подарка. Через два месяца В. Обратился в сбербанк с просьбой выдать ему пять тысяч рублей. Однако контролёр банка отказал ему в данной просьбе и указал, что деньги могут выдаваться несовершеннолетним только с письменного согласия родителей. Обоснован ли отказ работника банка в выдаче денег?
Задача 10.
Орган исполнительной власти субъекта Федерации принял нормативный правовой акт, увеличивающий выплаты при увольнении работника по сравнению с федеральным уровнем. Имеет ли право субъект Федерации принимать решения, улучшающие положения работников?
Задача 11.
С работником заключили трудовой договор с месячным испытательным сроком. По истечении этого срока стороны пришли к письменному соглашению о том, что в соответствии со ст. 70 ТК РФ испытательный срок продлевается ещё на два месяца, поскольку не удалось проверить деловые качества работника из-за незначительного объёма работы. Дайте правовую оценку.
Задача 12.
Работник магазина Г. 1 марта сего года подала заявление, об увольнении по собственному желанию, в связи с переводом мужа на другую работу в другую местность. Приказ об увольнении не был издан и Г., продолжала работу. Спустя два месяца Г. потребовала выдать ей трудовую книжку и произвести с ней расчет. Как следует поступить работодателю?
Задача 13.
Рабочий ОАО «Заря» приказом 15 июня был уволен по п. 6 подпункта а) ст. 81 ТК РФ за совершенный им 11 июня прогул. В исковом заявлении в суд, работник пояснил. Что 8 июня он подал заявление об увольнении и поэтому он должен быть уволен по ст. 80 ТК РФ (по собственному желанию). Дайте правовую оценку действия работодателя. Расскажите «увольнение работника по собственному желанию.
Задача 14.
И. , являющийся родителем ребёнка в возрасте 11 лет, обратился к работодателю с письменным заявлением о предоставлении неполного рабочего дня. Работодатель потребовал от И. предоставить справку от его супруги, свидетельствующую о том, что она не работает на условиях неполного рабочего дня. Правомерно ли требование работодателя?
Задача 15.
Работнику согласно графику отпусков был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 1 по 29 июня 2024 г. В период отпуска работник заболел и пробыл на больничном с 12 по 16 июня 2024 г. Работник вышел на работу 30 июня, предъявил больничный и без согласования с работодателем ушёл снова в отпуск на 4 календарных дня. За отсутствие на работе 30 июня работника уволили по подпункту «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ. Правильно ли поступил работодатель?
Задача 16.
Задача 17.
В организации работники часто привлекаются к сверхурочным работам. Руководитель организации попросил у работников дать письменное согласие на привлечение к сверхурочной работе сразу на месяц вперёд. Соответствует ли трудовому законодательству просьба руководителя?
Задача 18. Городской совет г. Белгорода, борясь с безбилетным проездом в городском транспорте, установил своим законом, что за повторный в течение месяца безбилетный проезд, нарушение считать преступлением и установить за него наказание – 1 месяц бесплатных работ в муниципальных органах. Дайте правовую оценку принятому закону.
Задача 19. Гражданин Б. систематически злоупотреблял спиртными напитками и неоднократно нарушал трудовую дисциплину. В нерабочее время 9 мая, был подобран в парке в состоянии сильного алкогольного опьянения. Дайте понятие данному виду ответственности. Назовите нормативный акт для привлечения Б. к ответственности. Дайте понятие и назовите виды наказаний по данному нормативному правовому акту.
Задача 20.
20 мая с. г. авиарейсом с аэропорта г. Москвы в принудительном и контролируемом порядке были выдворены из РФ граждане Таджикистана. Что это за действия властей? Дайте правовую оценку данным действиям. Нормативное регулирование. Кто выдворяет? Основания для органа по выдворению граждан Таджикистана.
Критерии оценки:
- Оценка «отлично» 84-100%, повышенный уровень: выставляется студенту, если дан правильный ответ на вопросы задачи. Объяснение хода её решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в том числе из лекционного курса); ответы на дополнительные вопросы верные, чёткие, использовано нормативно правовое сопровождение в полном объеме.
- Оценка «хорошо», 66-83%, пороговый уровень: выставляется студенту, если он им дан правильный ответ на вопросы задачи. Объяснение хода её решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в том числе из лекционного материала); ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно чёткие. Нормативно правовое сопровождение не в полном объеме.
- Оценка«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень: выставляется студенту если ответы на вопросы задачи даны правильно. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в том числе лекционным материалом); ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях, не использован нормативно-правовой материал, в том числе решения Пленума Верховного Суда РФ, практика правоохранительных органов и суда.
- Оценка «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован: выставляется студенту если ответы на вопросы задачи даны неправильно. Объяснение хода её решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования; ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют).
1. Понятие государства и права, их признаки.
2. Общество и государство, политическая власть.
3. Роль и значение власти в обществе.
4. Типы и формы государства.
5. Формы правления, государственного устройства, политического режима.
6. Государство и гражданское общество.
7. Правовое государство: понятие и признаки.
8. Проблемы и пути формирования правового государства в России.
9. Понятие системы права, отрасли права.
10. Соотношение права и государства.
11. Функции права и сферы его применения.
12. Норма права, ее структура.
13. Формы (источники) права.
14. Закон и подзаконные акты. Конституция - основной закон государства и общества.
15. Понятие норм морали. Общие черты и отличие норм права и норм морали.
16. Правовое сознание. Правовая и политическая культура.
17. Понятие и состав правоотношения.
18. Участники (субъекты) правоотношений.
19. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность.
20. Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица.
21. Понятия компетенции и правомочий.
22. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и виды.
23. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых. Отношений.
24. Понятие, признаки и состав правонарушения.
26. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности.
27. Основание возникновения юридической ответственности.
28. Общая характеристика основ российского конституционного строя.
29. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы.
30. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
31. Международные стандарты прав и свобод человека. Гарантии реализации правового статуса человека и
гражданина.
32. Понятие и принципы федеративного устройства России.
33. Принцип разделения властей.
34. Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе органов государства.
35. Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства и структура.
36. Законодательный процесс.
37. Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия.
38. Понятие и основные признаки судебной власти.
39. Правоохранительные органы: понятие и система.
40. Понятие и формы права собственности.
41. Наследственное право.
42. Понятие трудового права.
43. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание.
44. Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха.
45. Дисциплина труда. Материальная ответственность.
46. Особенности регулирования труда женщин и молодежи.
47. Понятие и принципы семейного права.
48. Понятие и система административного права.
49. Понятие административного проступка.
50. Основания и порядок привлечения к административной ответственности.
51. Виды административной ответственности.
52. Понятие, функции и принципы местного самоуправления в Российской Федерации.
53. Органы местного самоуправления. Гарантии правомочий местного самоуправления.
54. Понятие и задачи уголовного права. Уголовный закон и преступление как основные понятия уголовного права.
55. Понятие уголовной ответственности, ее основание.
56. Ответственность несовершеннолетних.
57. Понятие и цели наказания. Система и виды уголовных наказаний.
58. Экология. Экологические системы как объект правового регулирования.
59. Источники и содержание экологического права.
60. Ответственность за экологические правонарушения.
61. Общая характеристика земельного законодательства.
62. Право в сфере образовательной деятельности и культуры.
63. Правовые основы организации и деятельности студента, механизмы реализации и защиты его прав, исполнения
обязанностей.
Критерии оценки:
– «Зачтено»,повышенный уровень: работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению.
«Зачтено», пороговый уровень: основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении.
«Не зачтено», уровень не сформирован, тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы, работа списана; реферат студентом не представлен.
1. Понятие и виды социальных норм
2. Понятие и признаки права
3. Источники права: понятие, виды, характеристика
4. Нормативно-правовые акты
5. Действие нормативно-правовых актов
6. Понятие и характеристика правоотношений
7. Условия возникновения правоотношений. Юридический факт
8. Правомерное поведение
9. Понятие, признаки и виды правонарушений
10. Юридический состав правонарушения
11. Понятие, принципы и виды юридической ответственности
12. Основы конституционного строя РФ
13. Конституционно-правовой статус личности в РФ
14. Гражданство в РФ
16. Конституционно-правовой статус Правительства РФ
17. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ
18. Судебная система РФ
19. Граждане и юридические лица как субъекты гражданского права
20. Обязательства и договоры
21. Понятие и виды наследования
22. Условия и порядок заключения брака. Прекращение брака
23. Права и обязанности супругов
24. Права несовершеннолетних детей
25. Алиментные обязательства. Порядок уплаты алиментов
26. Предмет и метод административного права. Источники административного права
27. Административно-правовые отношения
28. Государственная служба
29. Административные правонарушения
30. Административная ответственность: понятие, принципы, специфика применения
31. Виды административных наказаний
32. Административный, прокурорский контроль и надзор. Общественный контроль
33. Предмет, принципы, источники трудового права
34. Трудовые правоотношения: понятие, содержание, характеристика сторон
35. Трудовой договор: понятие, содержание, виды
36. Заключение и изменение трудового договора
37. Прекращение трудового договора
38. Дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность
39. Рабочее время: понятие, виды, режимы
40. Время отдыха: понятие, виды. Отпуска
41. Информация как объект правового регулирования
42. Правовое обеспечение защиты информации
43. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере
44. Экологическое право и его роль в жизни общества
45. Правовое регулирование экономической деятельности
46. Правовое регулирование профессиональной деятельности
Критерии оценки студента на экзамене (оценка, баллы, уровень, критерии)
«отлично», 92-100 повышенный уровень
Знает:
- теоретико-методологические правоведения, его предмет, основные категории, принципы, методы, функции, их содержание и взаимосвязь;
- актуальные проблемы и содержание основных разделов дисциплины.
Умеет:
- оперировать категориальным аппаратом и теоретико-методологическим инструментарием правоведения в познавательных, исследовательских и практических целях;
- умеет грамотно излагать материал, обобщать и делать выводы;
- без ошибок выполнять практические задания повышенной сложности и отвечать на теоретические вопросы по материалам учебной дисциплины;
- самостоятельно анализировать проблемы и оценивать те или иные мировоззренческие позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов;
- осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации;
- применять системный подход для решения поставленных задач;
- аргументировано и ясно строить свою речь.
Владеет:
- правовыми знаниями на аналитическом уровне;
- способен обобщать, выдвигать тезисы, обосновывать, конкретизировать, делать выводы, опровергать и отвечать на теоретические вопросы;
- использовать основы правовых знаний для формирования мировоззренческой позиции
Сформирован повышенный уровень компетенций по трём структурным составляющим: «знает», «умеет», «владеет».
«хорошо», 76-91 пороговый уровень
Знает:
- теоретико-методологические и практические основы правоведения, его предмет, основные категории, принципы, методы, функции, их содержание и взаимосвязь;
- актуальные проблемы и содержание основных разделов дисциплины.
Умеет:
- оперировать категориальным аппаратом и теоретико-методологическим инструментарием права в познавательных, исследовательских и практических целях;
- умеет грамотно излагать материал, обобщать и делать логические выводы;
- самостоятельно анализировать проблемы и оценивать те или иные мировоззренческие позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов;
- анализировать и обобщать информацию;
- самостоятельно решать конкретные практические задачи;
- достаточно аргументировано и ясно строить свою речь.
Сформирован пороговый уровень компетенции по двум структурным составляющим: «знает», «умеет».
«удовлетворительно», 61-75 пороговый уровень
Знает основной программный материал, но не владеет умениями и навыками выполнять практические задания, предусмотренные рабочей программой и отвечать на теоретические вопросы по материалам учебной дисциплины. Сформирован пороговый уровень компетенции по одной структурной составляющей: «знает».
«неудовлетворительно», менее 61 уровень не сформирован
Студент не знает основной программный материал, не владеет умениями и навыками с помощью самостоятельно, с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи, не способен связно отвечать на теоретические вопросы по материалам учебной дисциплины, неспособен аргументировано и ясно строить свою речь.
Уровень компетенции и умений по изучаемой дисциплине не сформированы.
Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации.
Основными формами самостоятельной работы студентов являются:
1. Решение кейсов и изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (семинарам и практическим занятиям).
2. Подготовка докладов и сообщений по отдельным темам программы.
3.Подготовка к семинарским занятиям
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. Студенты с тематикой семинаров знакомятся заранее, поэтому они могут заблаговременно подготовить ряд вопросов для выступления на семинарах. Алгоритм подготовки к семинару следующий. Студент составляет свой план-график подготовки к семинару по соответствующей теме. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается:
- осмыслить ее в общем объеме, познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой рекомендуемой литературе, выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией;
- подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;
- составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;
- проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара;
- готовясь к выступлению на семинаре, по возможности, проконсультироваться с преподавателем;
- относиться к собранному материалу как к источнику будущих исследований.
Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.
Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар-дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента, обсуждаются противоречия
Семинары-дискуссии проводятся с целью выявления мнения студентов по актуальным вопросам дисциплины.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ КЕЙС-ЗАДАЧ
Под методикой решения задач по дисциплине понимается система методических положений и приемов разбора конкретной ситуации (задачи).
К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения казусов (задач) , относятся следующие:
Необходимо внимательно прочитать текст задачи.
1. Определите теоретические основы решения дела.
2. Уловите суть, требуемую для решения.
3. Применяйте норму, найденную в законах к задаче.
Решая задачу, студент должен:
- дать юридическую оценку описанного в задании случая, выбирая при этом только юридически значимые детали и условия, влияющие на решение казуса,
- подобрать норму права, в соответствии с которой решается казус, и сослаться на источник,
- сформулировать и обосновать решение (учитывая, что решений, в зависимости от толкования отдельных деталей, может быть несколько).
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
Экзамен является формой промежуточного контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
-подготовка к ответу на предложенные вопросы.
Литература для подготовки к экзамену рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе.
Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Экзамен проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросу студенту дается 30 минут с момента его получения.