(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- рассмотрение истории развития межкультурных взаимодействий научной дисциплины;
-понимание предмета и задач основных направлений курса: фундаментальной культурологии, истории культуры, культурной антропологии, социологии культуры и т.д.;
- умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностной оценки культуры прошлого и настоящего;
- формирование умений и навыков работы с научной литературой и источниками культурологического плана для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
ции
ракт.
3.Методы исследования культуры. 4.Типы культур. Подход к культуре с точки зрения двух парадигм «антропоцентризма» и «теоцентризма».
5. Теоретическая и прикладная культурология.
6. Социокультурная коммуникация.
7. Семиотика культуры /Пр/
Предмет и задачи культурологии.
Функции культурологии.
Культурология на Западе.
Культурология в России.
Культурологические исследования современного общества.
Цифровая культура.
Культура и личность. /Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий (эссе, тестирования, контрольная работа) к зачету.
3. Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 2-х балльной шкале:
– «зачтено», выставляется в случае, если студент выполнил 61-100 % заданий;
– « не зачтено», менее 61 % заданий.
1. Дайте определение понятию «культура».
2. Какой период охватывает эпоха Возрождения.
3. Укажите правильное название направления в художественной культуре XX века, основным признаком которого является изображение сферы бессознательного:
а) экспрессионизм;
б) фовизм;
в) сюрреализм;
г) супрематизм.
4. Кто первым ввел термин «Возрождение»:
а) Дж. Боккаччо;
б) Л. Валла;
в) В. Шекспир;
г) Дж. Вазари.
5. Как называется оригинальный жанр - пятистопное стихотворение в поэтическом творчестве Японии:
а) танка;
б) хокку;
в) укиё-э;
г) Нихонги.
6. Какая книга из Пятикнижия Др. Китая раскрывает исторические события и данные документов:
а) Шуцзин;
б) Шицзин;
в) Лицзи;
г) Чуньцю;
7. Как назывался главный храм Вавилона в Древней Месопотамии:
а) зиккурат;
б) Эсагила;
в) Иштар;
г) Ашшурбанапал
8. В каком году был заложен храм Св. Софии в Киеве:
а) 996;
б) 1037;
в) 1165;
г) 1200.
9. Какая ранняя форма религии предполагала веру в существование родственной связи какой-либо группы людей с животным, либо растением, либо явлением природы:
а) тотемизм;
б) анимизм;
в) фетишизм;
г) магия.
10. Кто написал легендарную поэму «Илиада»:
а) Геродот;
б) Гесиод;
в) Гомер;
г) Пифагор.
11. В каком году была напечатана первая книга на славянском языке:
а) 1564;
б) 1700;
в) 1460;
г) 1581.
12. Кто является автором «Домостроя»:
а) Никон;
б) Сильвестр;
в) И. Федоров;
г) Фотий.
13. Как называется основное направление, появившееся в эпоху Возрождения:
а) натурализм;
б) антропоцентризм;
в) теоцентризм;
г) рационализм.
14. Как называется главная книга индуизма:
а) Авеста;
б) Веды;
в) Брахманы;
г) Упанишады.
15. Кто является архитектором Успенского собора в Кремле:
а) А. Новоит;
б) Барма;
в) А. Фиорованти;
г) М. Фрязин.
Критерии оценки:
«отлично», 84-100%, повышенный уровень.
«хорошо», 66-83%, пороговый уровень.
«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень.
«неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
Задания для контрольной работы по первому и второму модулю лекционного материала.
Вариант I:
1. Дать определение термина «культура» и пояснить его, а также, с какой школой или подходом оно согласуется (2б).
2. Дать развернутое определение и понимание термина «культурология». (4б).
3. Назвать основные функции культуры и объяснить их на конкретных примерах (2б).
5. Охарактеризуйте термин и его понимание «культурная политика». Какие социальные институты культуры вы знаете? (2б).
6. Назвать основные категории культурологии и объяснить их(2б).
7. Назвать основные методы, используемые в культурологии (2б).
8. Назвать основные направления в культурологии(2б).
9. Перечислить и объяснить основные формы культуры (что входит в область культуры созданной человечеством на современном этапе развития) (2б).
10. Объяснить предметную область теоретической культурологии и привести примеры (4б).
11. Что собой представляют межкультурные коммуникации? Приведите примеры(2б).
12. Дать определение термина «семиотика» (2б).
Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально= 28 баллов.
Вариант II:
1. Дать определение термина «культура» и пояснить его, а также, с какой школой или подходом оно согласуется (2б).
2. Дать развернутое описание истории изучения культуры в России. (4б).
3. Назвать основные законы функционирования культуры и объяснить их на конкретных примерах (2б).
4. Объяснить роль технологий в культуре (виды технологий и примеры) (2б).
5. Охарактеризуйте термин и его понимание «культурные свойства». Какие процессы происходят в современной культуре? (2б).
6. Назвать основные категории культурологии и объяснить их(2б).
7. Назвать основные направления изучения культуры в СССР (2б).
8. Назвать основные направления в культурологии (2б).
9. Объяснить суть и роль искусства в культуре (2б).
10. Объяснить предметную область истории культуры и привести примеры(4б).
11. Достижения социокультурной коммуникации. Роль Э. Холла (2б).
12. Дать определение понятия «функциональные знаки», примеры (2б).
Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально= 28 баллов.
Вариант III:
1. Дать определение термина «культура» и пояснить его, а также, с какой школой или подходом оно согласуется (2б).
2. Дать развернутое описание предмета, объекта и субъекта культурологии. (4б).
3. Назвать основных предшественников и основателей культурологии: имена и их достижения (2б).
4. Объяснить роль артефактов в культуре (2б).
5. Охарактеризуйте термин и его понимание «культурные обозначения». Значима ли самоидентификация и как она реализуется современным человеком? (2б).
6. Назвать основные категории культурологии и объяснить их(2б).
7. Назвать основные направления изучения культуры в Российской империи (дореволюционные исследования культуры) (2б).
8. Назвать основные направления в культурологии (2б).
9. Объяснить суть и роль религии в культуре (2б).
10. Объяснить предметную область прикладной культурологии и привести примеры(4б).
11. Условия успешной коммуникации (примеры) (2б).
12. Дать определение понятия «иконические знаки», примеры (2б).
Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально= 28 баллов.
Вариант IV:
1. Дать определение термина «культура» и пояснить его, а также, с какой школой или подходом оно согласуется (2б).
2. Дать развернутое описание понятий: «знак», «иконические знаки», «функциональные знаки», «знаки—признаки» (4б).
3. Пояснить значение термина «культура» в Античности, Средневековье и Новом времени (2б).
4. Объяснить роль материальных продуктов деятельности в культуре (2б).
5. Охарактеризуйте термин и его понимание «культурные ценности». Какие ценности стоят на первом месте в современной российской культуре? (2б).
6. Назвать основные категории культурологии и объяснить их(2б).
7. Назвать основные направления изучения культуры в Европе и США (2б).
8. Назвать основные направления в культурологии (2б).
9. Объяснить суть и роль науки в культуре (2б).
10. Объяснить предметную область музееведения, консервации и реставрации историко—культурных объектов и привести примеры(4б).
11. Функции коммуникации (примеры) (2б).
12. Дать определение термина «культурная трансмиссия» (2б).
Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально= 28 баллов.
Задания для контрольной работы по третьему и четвертому модулю лекционного материала.
Вопросы I:
1. Охарактеризуйте субъект культуры: понимание личности в культуре (например, человек рождается личностью или становится ей)? (2б)
3. Перечислите основные критерии типологизации культуры. Объясните понимание культуры с точки зрения географического критерия, примеры (4б).
4. Что собой представляет политическая культура? (2б)
5. Какие культурные ценности и идеалы, культурные регулятивы существуют у различных народов? Что они собой представляют? (2б).
6. Культура и природа. Их соотношение и определение в культурологии (2б).
7. Дайте развернутое описание региональной типологии. Приведите примеры различий между западной и
восточной культурами (2б).
8. Охарактеризуйте следующие понятия: «этнос», «народ», «нация» в чем их отличия и общее, примеры(4б).
9. Охарактеризуйте сакральный тип отношения к природе. Человек—созерцатель, примеры (2б).
10. Культура и общество. Понимание общества в культурологии (2б).
11. Культура и глобальные проблемы современности. Назовите основные группы проблем (2б).
12. Дайте определение правовой культуры, континентально—европейская правовая система, ее основные принципы (2б).
Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально = 28 баллов.
Вопросы II:
1. Охарактеризуйте биологизаторский подход к трактовке личности в культуре (2б).
2. Дайте развернутое определение научно—технического прогресса (НТП), его положительные и отрицательные стороны (2б).
3. Объясните понимание культуры с точки зрения хронологического критерия, примеры(4б).
4. Что собой представляет нравственная культура? Приведите примеры (2б).
5. Какие подходы, объясняющие происхождение нравственной культуры существуют? (2б).
6. Культура и природа. Прагматическое отношение к природе. Человек—завоеватель, примеры (2б).
7. Национальная типология, ее характеристики и достижения (2б).
8. Охарактеризуйте следующие понятия: «этнос», «народ», «нация» в чем их отличия и общее, примеры(4б).
9. Охарактеризуйте какое—либо явление массовой культуры, примеры. (2б).
10. Культура и общество. Понимание взаимообусловленности общества и культуры в культурологии (2б).
11. Культура и глобальные проблемы современности. Назовите основные группы проблем (2б).
12. Англосаксонская правовая система и ее влияние на культуру Запада (2б).
Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально = 28 баллов.
Вопросы III:
1. Охарактеризуйте понятия: «человек», «индивид», «личность» в культуре. Поясните свою позицию по каждому понятию (2б).
2. Дайте развернутое определение «потребительского общества», его положительные и отрицательные стороны (2б).
3. Объясните понимание культуры с точки зрения гендерного критерия, примеры(4б).
4. Что собой представляет правовая культура? Приведите примеры (2б).
5. Какие правовые системы в культуре существуют, от простейших до современных? (2б).
6. Культура и природа. Эстетическое отношение к природе. Человек—эстет, примеры (2б).
7. Массовая и элитарная культуры, их характеристики и достижения (2б).
8. Охарактеризуйте следующие понятия: «этнос», «народ», «нация» в чем их отличия и общее, примеры(4б).
9. Охарактеризуйте какое—либо явление элитарной культуры, примеры. (2б).
10. Культура и общество. Как современная культура влияет на общество, примеры (2б).
11. Культура и глобальные проблемы современности. Назовите основные группы проблем (2б).
12. Россия с точки зрения региональной типологии, пояснить свое мнение относительно места России между Западом и Востоком (2б).
Система оценивания ответов на контрольной работе: «+1» - «+4». Максимально = 28 баллов.
Повышенный уровень: от 20 баллов.
Пороговый уровень: от 11 до 15 баллов.
Не сформирован: от 0 до 11 баллов.
Критерии оценки:
оценка «зачтено» выставляется студенту, если он демонстрирует высокий уровень знаний (более 20 б.), способность понимать и анализировать социально—значимые и философские проблемы культуры; отличается хорошим знанием принципов толерантного подхода к различным культурам.
- оценка «незачтено» выставляется студенту, если он слабо владеет материалом, не умеет анализировать, приводить примеры, не способен показать толерантное отношение к различным культурам.
1. Особенности культуры постмодернизма в России.
2. Сравнительный анализ культурных традиций Америки и России в современный период.
3. Реформация культуры востока в современном мире.
4. Влияние религии на культуру современной молодежи.
6. Особенности японской культуры на примере современной трансформации театра «кабуки».
7. Сравнительный анализ особенностей «маскулинной» и «феминной» культур в современной Европе.
8. Влияние и рост рекламы в современной культурном мире России.
9. Сравнительный анализ культурных традиций Китая (конфуцианство, даосизм, чань-буддизм).
10. Интеграция различных культурных традиций в современном мире.
11. Феномен глобализации и его влияние на современную культуру.
12. Культура скинхедов (бритоголовых) на территории России.
13. Отдых и досуг молодежи: особенности одежды, танца, музыки, поведения, системы нравственных норм
14. Роль мужчины и женщины в культуре (исторический срез).
15. Гений Леонардо да Винчи.
16. Сюрреализм и его художники – авторы.
17. Театр абсурда – феномен XX века.
18. Карнавал в средневековой и современной культуре.
19. Глобализация и ее влияние на культуру России.
20. Феномен аутсайдера в современной культуре.
21. Утопические концепции как социально-культурный феномен.
22. Русские философы и их вклад в мировое культурное наследие.
23. Сравнительный анализ творчества Ф. Ницше и М. Горького (их влияние на политику своих стран).
24. Современная игровая культура: за и против.
25. Взаимовлияния науки, искусства и религии в современной культуре.
26. Философия иррационального и ее влияние на культуру XX – XIX века.
27. Центр и провинция в современных глобализационных процессах.
28. Осмысление детства в современной культуре (искусство для детей, детское восприятие взрослого искусства).
29. Роль развлекательной индустрии в современной культуре.
30. Леонардо и Микеланджело: гении и соперники.
31. Технические виды искусств: за и против.
32. Исчезнувшие цивилизации (культурологический анализ на примере 1-2-х).
33. Теоцентризм и антропоцентризм в современном мире.
34. Культура алтайцев.
35. Россия – Евразия (культурологический анализ).
Критерий оценки:
«отлично», 84-100%, повышенный уровень.
«хорошо», 66-83%, пороговый уровень.
«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень.
«неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован
1.Культурология как научная дисциплина (предмет, методы, цели и функции культурологии).
2. Становление термина «культурология», «межкультурное взаимодействие» в западной и отечественной науке.
3.Основные категории, универсалии и понятия. Структура наук о культуре. Категории культуры: субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды.
4. Структура и уровни культурологического знания: культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.
5. Фундаментальная культурология; социальная культурология; психология культуры; культурная семантика; прикладная культурология.
6. Морфы культуры: культура и миф (определение мифа, школы и направления, мифологема, миф и современность).
7. Культура и религия (общий анализ религии в культуре, религии в первобытном мире. Роль мировых религий в культуре: буддизм, ислам, христианство).
8. Особенности художественной и эстетической культуры: культура и искусство.
9. Политическая культура как компонент культуры (раскрыть смысл основных концептов: сущность и структура политической культуры, политическое сознание, культурная политика).
10. Диалог культур и культурные интенции ХХ века. «Восток» и «Запад» как социокультурная проблема. (Библер, Шпенглер, Гумилев и др.). Севере и Юг.
11. Массовая культура и элитарная культура (Концепты: глобализация культуры, транскультура, мультикультурализм, модернизация, массовая культура, компенсация, субкультуры, конткультура).
12. Культура и общество.
13. Социокультурная коммуникация: традиции и инновации.
14. Различные подходы к культуре (общая характеристика типологий культуры. Критерии типологизации). Этнические и национальные культуры. Локальные культуры.
15. Семиотика культуры: знаки, символы и коды в культуре.
16. НТР и ее влияние на культуру XX-XIX века. Техногенная культура. Культура и техника. Информационное общество. Культура и проблемы современности.
17. Концепция культуры как игры (Й. Хейзенга).
19. Концепция культуры О. Шпенглера
20.Концепция культуры по А. Тойнби.
21. Социологический подход к пониманию культуры (П. Сорокин и его три типа культуры).
22. «Аполлоническое» и «дионисийское» начала в культуре по Ф. Ницше.
23. Концепция культуры, «осевое время» по К. Ясперсу.
24. Психоанализ и его понимание культуры по З. Фрейду.
25. Понимание культуры в концепции психоанализа К. Юнга.
26. Русская культура (общая характеристика, ментальность, искусство и архитектура).
28. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
29. Современная культура Европы (основные направления: дадаизм, сюрреализм, супрематизм, авангардизм, постмодернизм).
30. Культура и природа.
31. Восточная культура (парадигма арабо-исламской культуры).
32. Концепция культуры по К. Марксу.
33.Формирование нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению в профессиональной деятельности.
Критерий оценки:
«отлично», 84-100%, повышенный уровень.
«хорошо», 66-83%, пороговый уровень.
«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень.
«неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.
Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.
Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.
Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.
Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.
Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе.
Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.
Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.
Курсовая работа состоит из глав и параграфов. Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).
Во введении необходимо отразить: актуальность; объект; предмет; цель; задачи; методы исследования; структура работы.
Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.
Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.
Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.
Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.
Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.
Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.