(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
семьях, правовой карте современного мира;
изучение классификации правовых систем
формирование представления об общем правовом развитии в мировом сообществе.
Уметь формировать собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
Владеть навыками принятия обоснованного аргументированного решения.
Уметь выбирать ценностные ориентиры и гражданскую позицию
Владеть навыками аргументированного обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера.
ции
ракт.
Объект и предмет исследования.
Методология сравнительного правоведения. Место сравнительного метода в правоведении, его соотношение с иными методами познания государства и права. Правовая картина мира и международное право.
Правовая картина мира как наука и как учебная дисциплина. Ее место и роль в юриспруденции.
Современные тенденции развития сравнительного правоведения. Сферы его применения.
/Лек/
правовая семья. Компонентный состав правовой системы. Связь правовой системы с иными социальными
системами и институтами (политическая система, экономическая система, религия и т.д.) Особенности
формирования правовых семей.
Дифференциация правовых семей. Основные подходы к их классификации. Проблема критериев
классификации. Относительный характер классификации правовых семей.
Основные правовые семьи современности. Проблема смешанных правовых систем. Понятие "кочующих" правовых
семей.
Развитие правовых семей современности. Особенности их взаимодействия в современном мире.
/Пр/
реферат
тест
правовую семью.
История англосаксонской правовой семьи (основные этапы развития), её перспективы. Распространение
системы общего права. Специфика развития права в странах Британского Содружества.
Характерные особенности англосаксонского права. Структура права в странах англосаксонской правовой семьи.Основные источники англосаксонского права. Судебный прецедент как основной источник права. Правила
признания и применения прецедента. Особенности применения прецедента в различных государствах, входящих
в англосаксонскую правовую семью.
Место и роль законов в системе источников права. Виды законов. Соотношение закона и прецедента в
государствах, относящихся к англосаксонской правовой семье. Роль и значение делегированного
законодательства.
Обычай как источник права: понятие и особенности. Взаимодействие обычаев с иными источниками права.
Правовая доктрина в системе источников права: понятие и значение. Разум как формальный источник общего
права.
Общая характеристика современного английского законодательства.
/Лек/
Становление и развитие правовой и судебной системы США в колониальный период. Эволюция правовой и
судебной системы США после признания независимости со стороны Великобритании.
Конституция США 1787г. и Билль о правах 1791г. Их характеристика. Поправки к Конституции США.
Современная судебная система США: структура, особенности и влияние на правовую систему США.
Источники права США, их особенности и соотношение. Отличительные черты современной правовой системы
США. Общая характеристика современного законодательства США.
/Лек/
доминиона. Канадская федерация и трудности правовой унификации. Централизованный судебный
федерализм. Большая зависимость Австралии от британской правовой традиции. Единство общего права и
преимущественная кодификация на уровне штатов. Укрепление федеративных уз. Частичный дуализм юридической профессии. . /Пр/
реферат
тест
абсолютизма. Тенденция к судебно-правовой централизации посредством феодальной регионализации и
специализации. Коренной переворот в судоустройстве и праве в ходе Великой французской революции и
реформы Наполеона I. Экспансия кодексов. Судоустройство с двумя линиями юстиции и
специализированными судами. Юридическое образование и юридическая профессия. Национальная школа магистратуры. Централизованная полицейская система. Государственная раздробленность и правовой
партикуляризм в Священной римской империи германской нации. Объединение Германии (1871г.) и судебно- правовая оптимизация. Синтез кодексов и федеральных законов в современной системе германского права. Высокие требования к юридическому образованию. Полуцентрализованная полицейская система. Особенности правовых систем Испании и Италии /Лек/
условий на право. Ранняя тенденция к правовой систематизации. Французское и германское влияние. Стремление к правовой интеграции в регионе. Частичное восполнение пробелов в праве с помощью прецедентов. Прецедентные решения как инструмент унификации. /Ср/
с точки зрения особенностей использования ими норм мусульманского права. Правовые системы Турции, Египта, Саудовской Аравии. Индуизм как религиозная система и система права. Влияние мусульманского права и английского права в Индии. Система права современной Индии и ее судебная система. Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые образовательные технол /Пр/
реферат
тест
китайской спецификой» в правовой системе КНР. Степень влияния некоторых принципов романо- германского права в условиях модернизации после революции 1911 г. Правовое обновление после 1979 г. Централизованная судебная система. Административные комиссии и примирительные комиссии. Институт явки с повинной. Влияние китайской идеологии на средневековую Японию. Право сегуната. Революция Мейдзи (1868 г.) и основные направления модернизации. Влияние американского права после II мировой
войны. Кодексы и специальные законы. Верховный Суд как высшее судебное учреждение, орган
конституционной юстиции руководитель юстиции в стране. Значение примирительных процедур и морально- этических норм гири /Лек/
Америки. Европейские заимствования в сфере частного права и заимствования в США в сфере
конституционного права. Процедура ампаро. Дефицит судейских кадров и перегруженность судов. Высокая роль традиционного (общинного) права в странах Африки. Значение права бывших метрополий, европейского и мусульманского права. Сочетание государственных, общинных и семейных судов. /Пр/
реферат
тест
постсоциалистических стран. Их состояние в современных условиях. Проблема выделения правовой семьи
славянских народов. Вопрос о принадлежности российского права к романо-германской правовой семье.
Понятие и содержание источников постсоциалистического права. Понятие, особенности и виды
нормативно-правовых актов. Место обычая и судебной практики в правовых системах постсоциалистических
стран. Развитие и роль доктрины в правовых системах постсоциалистических стран.
Отличительные черты современных правовых систем Кубы, Монголии, Вьетнама. /Пр/
реферат
тест
тысячелетий. Место российской правовой системы на правовой карте мира. /Пр/
реферат
тест
1. Что означает термин «правовая семья»?
а) конкретно-историческая совокупность источников права, механизмов
правового воздействия, юридической практики и господствующей правовой
идеологии, сформировавшаяся в пределах юрисдикционной территории государства;
б) совокупность различных групп правовых систем;
в) совокупность национальных правовых систем.
2. Первая кафедра сравнительного правоведения была создана:
а) в Германии;
б) в России;
в) в Бельгии;
г) во Франции;
3. Первый Международный конгресс сравнительного права был проведен:
а) в 1869 г.;
б) в 1870 г.;
в) в 1905 г.;
г) в 1900 г.
4. Продолжите фразу: «Диахронное сравнение – это …»:
а) сравнение действующих правовых систем;
б) сравнение существовавших в прошлом правовых систем;
в) сравнение отдельных элементов действующей правовой системы.
5. Одной из сфер применения сравнительно-правовых исследований в области
международного частного права является:
а) кодификация;
б) унификация;
в) инкорпорация;
г) консолидация.
6. Мусульманская правовая доктрина начала складываться с:
а) с VII в.;
б) с VIII в.;
в) с IХ в.;
г) с Х в.
7. В период Нового времени единая схема иерархической системы источников
права появляется в:
а) мусульманской правовой системе;
б) романо-германской правовой системе;
в) дальневосточной правовой системе;
г) англосаксонской правовой системе.
8. До какого периода времени в Англии существовал дуализм судопроизводства:
а) до середины ХVIII в.;
б) до второй половины ХIХ в.;
в) до начала ХIХ в.;
г) до начала ХХ в.
9. Правовая система, которая развивалась по принципу: “ibi jus ibi remedium”
(право там, где есть защита):
а) мусульманская правовая система;
б) романо-германская правовая система;
в) дальневосточная правовая система;
г) англосаксонская правовая система.
10. Полномочиями интерпретация статутов в системе общего права обладают
только:
а) суды;
б) парламент;
в) правительство;
г) прокуратура.
11. Разделение судов на суды «общего права» и «суды справедливости» относится
к правовой системе:
а) мусульманской;
б) романо-германской;
в) дальневосточной;
г) англосаксонской.
12. Маджаллы – это:
а) толкование Корана и Сунны имамами;
б) кодекс Османской империи, охватывающей гражданское и процессуальное
в) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе
единогласного мнения;
г) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе
умозаключения по аналогии.
13. Нормы, сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе
«рациональных» источников и прежде всего – единогласного мнения наиболее
авторитетных правоведов:
а) Коран;
б) Иджма;
в) Сунна;
г) Кийяс.
14. Правовая система, в которой основная забота юристов – немедленное
восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка:
а) мусульманская правовая система;
б) англосаксонская правовая система;
в) японо-китайская правовая система;
г) романо-германская правовая система.
15. В какой стране уголовное право относится по традиции к сфере частного
права:
а) Германия;
б) Италия;
в) Франция;
г) Австрия.
16. Деление права на частное и публичное свойственно:
а) романо-германской правовой семье;
б) англосаксонской правовой семье;
в) религиозно-правовой семье.
17. К какой правовой семье ближе российское право по характеру доминирующих
источников:
а) к религиозно-традиционной;
б) к англосаксонской;
в) к романо-германской.
18. Одно из главных направлений древнекитайской мысли, ориентированное на
примат закона над ритуалом:
а) конфуцианство;
б) даосизм;
в) легизм;
г) буддизм.
19. Обычай, предписывающий заключение брака за пределами определенной
общности, это:
а) корпоративность;
б) экзогамия;
в) унилинейность.
20. Наследование внутри рода называется:
а) патрилинейное;
б) автоматическое;
в) универсальное;
г) избирательное.
Критерии оценки выполнения тестовых заданий
91-100% заданий «отлично»
76-90% заданий «хорошо»
61-75% заданий «удовлетворительно
Менее 60% заданий «неудовлетворительно
1. Изменения в акционерном законодательстве западноевропейских стран XX в.
2. Проблема типологии основных правовых систем современности.
3. Основные направления и виды сравнительных исследований правовых систем.
4. Французская школа сравнительного законодательства.
5. Рецепция римского права в Западной Европе.
6. Роль канонического права в формировании романо-германской семьи и семьи
общего права.
7. Юридические школы средневековой Европы.
8. Влияние византийского права на страны южной и восточной Европы.
10. Материальное и процессуальное право Англии.
11. Структура и основные институты мусульманского права.
12. Правовые школы мусульманских стран.
13. Уголовно-правовое учение в мусульманском праве.
14. Вестернизация мусульманского права.
15. Роль религиозной идеологии и традиций в праве стран Востока.
16. Традиционное право как основа китайского права.
17. Влияние рецепции на развитие права Японии.
18. Влияние Кодекса Наполеона на процессы становления и кодификации гражданского права других стран.
19. Роль Верховного Суда США в развитии доктрин прецедентного права.
20. Правовая система Австралии.
21. Правовая система Бразилии.
22. Правовая система Германии.
23. Правовая система Дании.
24. Правовая система Израиля.
25. Правовая система Индии.
26. Правовая система Испании.
27. Правовая система Италии.
28. Правовая система Канады.
29. Правовая система КНР.
30. Правовая система Кубы.
31. Правовая система Польши.
32. Правовая система Франции.
33. Правовая система Шотландии.
34. Правовая система ЮАР.
35. Правовая система Японии.
36. Правовые системы провинции Квебек (Канада) и штата Луизиана (США):
сравнительная характеристика.
37. Правовые системы скандинавских стран: сравнительный анализ.
38. Взаимодействие правовых семей в современном мире.
39. Влияние международного права на правовые системы мира.
40. Взаимодействие правовых систем в современном мире.
41. Глобализация как фактор развития современных правовых систем.
42. Смешанные правовые системы современности (виды, общая характеристика).
43. Специфика правовой системы социалистических стран.
44. Правовые системы постсоветских государств: сравнительная характеристика.
45. Региональные правовые системы.
46. Право Совета Европы.
47. Учение о наказании в правовой доктрине семьи общего права.
48. Развитие института юридического лица в законодательстве западноевропейских
стран.
49. Антитрестовское законодательство западноевропейских государств.
Критерии оценки реферата:
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер
1. Предмет дисциплины "Правовая картина мира"
2. Основные критерии классификации правовых систем.
3. История формирования романо-германской правовой семьи.
4. Роль рецепции римского права в становлении романо-германской правовой семьи.
5. Общая характеристика современного состояния романо-германской правовой семьи.
6. Источники романо-германского права: понятие, виды.
7. Структура романо-германского права.
8. Основные различия между романским и германским правом.
9. Правовые системы Скандинавских стран.
10. Правовые системы стран Латинской Америки.
11. История становления и развития англосаксонской правовой семьи.
12. Понятие и предпосылки возникновения общего права и права справедливости.
13. Источники англосаксонского права: понятие виды.
14. Структура английского права.
15. Основные институты английского права.
16. Особенности правовой системы Шотландии.
17. Особенности правовой системы США.
18. Источники права США.
19. Соотношение федерального права США и права штатов.
20. Правовые системы стран Британского Содружества
21. Понятие, компоненты и разновидности правовой системы.
22. Международное право и национальные правовые системы.
23. 3Религиозные правовые семьи: характерные черты, основные подтипы
24. Традиционные правовые семьи: характерные черты, основные подтипы
25. Дальневосточная правовая семья.
26. Правовые семьи на постсоветском пространстве.
27. Основные тенденции правового развития в глобализирующемся мире.
28. Общая характеристика африканского обычного права
29. Общая характеристика китайского права.
30. Общая характеристика правовой системы Японии.
Критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных содержательных элементов дисциплины, проявившим творческие способности в понимании, изложении
и использовании учебного материала;
– оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе, показавший систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
– оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности непринципиального характера в ответе на зачете и при выполнении зачетных заданий;
– оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине
Помимо аудиторных занятий, учебным планом подготовки бакалавров по направлению 39.03.01 «Социология» предусмотрена самостоятельная работа студентов по дисциплине, которая призвана способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо ознакомится с источниками права социального обеспечения, прочитать теоретический материал в лекциях, учебниках, учебных пособиях и публикации в периодических изданиях, представленных в рабочей программе дисциплины.
Студенту необходимо творчески переработать самостоятельно изученный материал и представить его для отчета в форме, рекомендуемой в рабочей программе.
Работа студента должна быть полной, раскрывающей уровень освоения студентом той или иной темы и грамотно оформленной, показывающей творческий и инициативный подход студента к выполнению задания.
Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно будет работать в процессе самостоятельного изучения отдельных тем.
Рекомендуется, в целях более эффективной организации времени, отводимой на самостоятельное изучение курса, отчитываться по самостоятельной работе в сроки, указанные в плане.
Методические рекомендации по подготовке к семинарам
Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. Алгоритм подготовки к семинару следующий. Студент составляет свой план-график подготовки к семинару по соответствующей теме. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается:
- осмыслить ее в общем объеме, познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой рекомендуемой литературе, выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией;
- подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения;
- составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре;
- проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара;
- готовясь к выступлению на семинаре, по возможности, проконсультироваться с преподавателем;
- относиться к собранному материалу как к источнику будущих исследований.
Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.
Современная практика предлагает широкий круг типов семинарских занятий. Среди них особое место занимает семинар- дискуссия, где в диалоге хорошо усваивается новая информация, видны убеждения студента, обсуждаются противоречия (явные и скрытые) и недостатки. Для обсуждения берутся конкретные актуальные вопросы, с которыми студенты предварительно ознакомлены. Также в семинар включаются вопросы для интеллектуальной разминки (иногда это дискуссионная статья, по которой ставятся проблемные вопросы). Дискуссия может развертываться заочно как круговой семинар. Далее подводятся итоги дискуссии, заслушиваются и защищаются проектные задания. После этого проходится «мозговой штурм» по нерешенным проблемам дискуссии. На сессии преподаватель обобщает результаты проделанной студентом работы.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание: введение; основная часть; заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, описать объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, охарактеризовать методы исследования, нормативно-правовую и теоретическую базу исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список источников и литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и не более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Список нормативных правовых актов должен формироваться по иерархии, источников и литературы - в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы; источники,
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
1. (Например: Бабичев, И. В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций [Текст] : монография / И. В. Бабичев. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2010. - 336 с.)
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Примерная схема реферата по научной проблеме и клише использования научного стиля
Смысловой компонент жанра Клише научного стиля
1 Актуальность проблемы (темы), которой посвящен обзор В современной (какой) науке особенную остроту приобретает тема (какая), актуальна проблема (чего), внимание ученых (критиков, искусствоведов и т.п.) привлекают вопросы (чего).
2 Перечисление работ, посвященных проблеме (теме) Существует обширная литература, посвященная данной теме. Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии). Эта проблема рассматривается в следующих работах.
3 Описание основных подходов Среди ученых занимающихся проблемой (какой), нет единой концепции (чего). Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Существуют три (две) основных точек зрения на проблему. Первый подход реализован в работах (чьих), в основе второго подхода лежит концепция (какая), третий подход состоит в том, что… В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ, направлений, точек зрения.
4 Изложение сущности различных точек зрения Одна из точек зрения принадлежит (кому) и заключается (в чем). Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает (что). Этой точки зрения придерживается (кто). Третий подход представлен в работах (чьих) и сводится (к чему). Автор (кто) считает (что), автор выдвигает положение, концепцию, теорию (какую), по мнению (кого), с точки зрения (кого). Сущность (суть), основное положение (чего), состоит, заключается (в чем), сводится (к чему). Согласно теории, концепции, трактовке (чего), согласно точке зрения (чьей), согласно мнению (кого, о чем)…
5 Сравнение точек зрения Сходство. Автор высказывает мнение, сходное с мнением (кого), придерживается тех же взглядов, что и (кто); позиция автора близка взглядам (кого), автор опирается на концепцию (какую, чью); автор является представителем школы (какой); автор разделяет мнение (кого) по вопросу…
(Что) объединяет (кого, с кем) во взглядах (на что); (кто) по своей позиции близок (кому); (кто) также, как и (кто), утверждает (что). Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу (какому).
6 Отношение к рассматриваемым точкам зрения Согласие/несогласие. Трудно согласиться (с чем). Трудно принять точку зрения (какую). Нельзя принять утверждение (кого о чем), потому что…Можно согласиться (с чем).
Оценка. Данная точка зрения оригинальна, интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы (чего). Нельзя не отметить достоинство (чего в чем).
7 Мотивированный выбор точки зрения Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения (кого). Таким образом, можно остановиться (на чем), так как… Мы принимаем точку зрения, (кого) исходя из следующих соображений…Мы считаем наиболее убедительными аргументы (кого). Неоспоримость доводов (кого) заключается в том, что…Описание результатов исследования (кого) представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения (кого).
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки к зачету студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам курса;
-подготовка к ответу на вопросы.
Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.
Основным источником подготовки к зачету является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.