2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Этнология_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Этнология
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты с оценкой 10
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
146
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
8 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
40
40
40
40
Консультации (для студента)
1
1
1
1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
61,15
61,15
61,15
61,15
Сам. работа
146
146
146
146
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тадина Надежда Алексеевна
 
 
Этнология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: – формирование научных представлений об этнологической истории народов мира, современной этнической ситуации и её истоках, сущности основных институтов культуры традиционных обществ, закономерностях эволюции этнических культур
1.2
Задачи: – изучение этнической истории народов мира, закономерностей эволюции этнических культур, – усвоение сущности основных институтов культуры традиционных обществ, – умение обосновывать свою позицию по вопросам современных этнических ситуаций и их истоков, – формирование умений и навыков работы с научной литературой и источниками исторического характера для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.08
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Школьное музееведение
2.1.2
Археология 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
Уровень 1
знает принципы и механизмы социального взаимодействия; виды и функции межличностного общения; закономерности осуществления деловой коммуникации; принципы и механизмы функционирования команды как социальной группы.

умеет выбирать стратегию социального взаимодействия; осуществлять интеграцию личных и социальных интересов; применять принципы и методы организации командной деятельности.

владеет навыками работы в команде, создания команды для выполнения практических задач; навыками участия в разработке стратегии командной работы; навыками эффективной коммуникации в процессе социального взаимодействия.

ИД-3.УК-3: Знает основные принципы и механизмы социального взаимодействия и условия эффективной работы в команде.
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
Уровень 1
знает сущность духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения в профессиональной деятельности;

умеет охарактеризовать основные черты в экономической, социальной, политической и культурной сферах крупнейших цивилизаций; анализировать исторические события, явления и процессы с точки зрения их значимой, ценностной для страны характеристики; выявлять ценностные духовно-нравственные основы в историческом процессе.

владеет понятиями и терминами курса, методами анализа источников по цивилизациям, выводами по конкретно-историческим явлениям изучаемой эпохи; способностью давать нравственно-оценочную характеристику различным историческим и культурным явлениям; выявлять особенности духовно-нравственных основ исторического процесса.

ИД-1.ОПК-4: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
Уровень 1
знает особенности формирования у обучающихся гражданской позиции, толерантности и

навыков поведения изменяющейся поликультурной среде, способности жизни в условиях современного мира, развития культуры на основе базовых национальных ценностей

умеет проектировать и осуществлять воспитательную деятельность в поликультурной среде на основе базовых национальных ценностей

владеет методами формирования обучающихся гражданской позиции, толерантности навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире

ИД-2.ОПК-4: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции
 
1.1
1. Принципы классификации народов мира /Лек/
10
10
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
1.2
2. Теория этноса в этнологии /Лек/
10
10
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 2. практические
 
2.1
1. Принципы классификации народов мира /Пр/
20
ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
10
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
2.2
2. Теория этноса в этнологии /Пр/
20
ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
10
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 3. СРС
 
3.1
Принципы классификации народов мира /Ср/
72
ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
10
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
3.2
Теория этноса в этнологии /Ср/
74
ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
10
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1
ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
10
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
5.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
10
0
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-3.УК-3 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств.

Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Этнология».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения входного и  текущего контроля в форме тестовых заданий, реферата, практических занятий и промежуточной аттестации в форме   вопросов к  дифференцированному зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тесты для входного и текущего контроля по дисциплине «Этнология»

1. Что означает термин «этнос»?

А) народ

Б) часть народа

В) сообщество народов

 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
2. Выберите определение объекта исследования в этнологии

А) простонародная культура

Б) народы и историко-культурные общности

В) человек, общество, культура

3. Что является началом начал в этнографии?

А) происхождение семьи

Б) возникновение государства

В) хозяйственная деятельность этноса

4. Воспитание детей в чужой семье у народов Кавказа – это обычай:

А) кувада

Б) травести

В) аталычество

5. Какой славянский народ исповедует ислам?

А) болгары

Б) сербы

В) боснийцы

6. Какой народ Прибалтики родственен финнам?

А) латыши

Б) эстонцы

В) литовцы

7. Этноним китайцев:

А) хань

Б) нохчи

В) хай

8. Какому народу Северного Кавказа родственны по языку таджики?

А) осетинам

Б) чеченцам

В) ногайцы

9. В какой стране пуштуны государствообразующий этнос?

а) в Иране

б) в Ираке

в) в Афганистане

10. Мнение Тур Хейердала о происхождении полинезийцев:

А) об их сибирском происхождении

Б) об их южноамериканском происхождении  

В) об их африканском происхождении

1. К какой языковой группе относятся словенцы?

а) германской

б) славянской

в) романской

2. К какой языковой группе относятся шотландцы?

а) германской

б) славянской

в) романской

3. В какой стране расселены голландцы?

а) Нидерландах

б) Испании

в) Великобритании

4. Кем в этноконфессиональном отношении являются боснийцы?

а) православными

б) мусульманами

в) католиками

5. Кем в этноконфессиональном отношении являются французы?

а) католиками

б) православными

в) протестантами

6. Столица какой страны Тирана?

а) Греции

б) Сербии

в) Албании

7. Столица какой страны Загреб?

а) Словении

б) Македонии

в) Хорватии

8. Столица какой страны Тегеран?

а) Ирака

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
б) Турции

в) Ирана

9. Столица какой из стран Балтии Рига?

а) Литвы

б) Эстонии

в) Латвии

10. Кто из народов Европы католики?

а) поляки

б) греки

в) шведы

11. Кто из народов Европы православные?

а) сербы

б) немцы

в) французы

12. Кто из народов Европы мусульмане?

а) румыны

б) турки

в) португальцы

13. Какой народ говорит на языке фарси?

а) персы

б) пуштуны

в) белуджи

14. В какой стране пуштуны государствообразующий этнос?

а) в Иране

б) в Ираке

в) в Афганистане

15. Какой народ Европы самый многочисленный?

а) мальтийцы

б) баски

в) немцы

16. Какая из стран находится в Европе?

а) Катар

б) Бахрейн

в) Сан-Марино

17. Выберите правильное утверждение:

а) государство Андорра находится в Европе

б) государство Бутан находится в Африке

в) государство Мальта находится в Азии

18. Центр Страны Басков (Испания)

а) Мадрид

б) Витория

в) Барселона

19. Какой народ Европы не имеет родственных народов?

а) немцы

б) греки

в) итальянцы

20. Частью какого этноса являются поморы?

а) русских

б) финн

в) карел

21. Частью какого этноса являются русины?

а) русских

б) украинцев

в) белорусов

22. На каком диалекте говорят кельты Франции?

а) на бретонском

б) на уэльском

в) на валлийском

23. Какой народ Северного Кавказа иранский?

а) ингуши

б) осетины

в) ногайцы

24. Какой язык не является государственным языком Индии?

а) английский

б) бенгальский

в) хинди

25. В какой стране преобладают мусульмане-шииты?

а) Ираке

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
б) Иране

в) Турции

26. Кто из народов спорный для включения в индоевропейскую языковую семью?

а) айны

б) греки

в) словаки

27. Какой народ государствообразующий Бельгии?

а) баски

б) каталонцы

в) фламандцы

28. На каком полуострове находится Греция?

а) п-ове Пелопоннес

б) Балканском п-ове

в) п-ове Малая Азия

29. Когда произошёл раскол на восточную и западную церкви христианства?

а) 988 г.

б) 1054 г.

в) 1517 г.

30. В состав какой страны входит остров Мальорка?

а) Италии

б) Испания

в) Греции

Критерии оценки:

Критерии Оценка (баллы ), уровень

Выполнено без ошибок. «отлично», 84-100%, повышенный уровень;

Выполнено, допущены 1-2 ошибки. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;

Выполнено, допущены 2-3 ошибки. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;

Выполнено неверно, не выполнено, допущено 4 и более ошибки. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы для реферата

Темы письменных работ по разделу 1

1. Становление этнологии как науки

2. Этногеографическая классификация народов мира

3. Этнолингвистическая классификация народов мира

4. Классификация народов мира по хозяйственно-культурным типам

5. Принципы антропологической классификации народов мира

6. Этноконфессиональная классификация народов мира

7. Народы Зарубежной Европы

8. Народы Передней Азии

9. Народы Центральной Азии

10. Этническая история славянских (украинцев и др.)

11. Этническая история народов уральской семьи

12. Этническая история монгольских народов

13. Этническая история тюркских народов

14. Этническая история народов Сибири

15. Этническая история народов Саяно-Алтая

16. Этническая история русских Сибири

17. Народы Северного Кавказа (или Закавказья)

18. Этническая идентификация, ее типы и основания

19. Сущность этнического конфликта, его признаки и причины

20. Природа этнических конфликтов и способы их разрешения

Темы письменных работ по разделу 2

1. Народы Восточной Азии

2. Народы Южной Азии

3. Народы Африки

4. Народы Северной (Центральной или Южной) Америки

5. Древние цивилизации индейцев

6. Этнические процессы в современном мире

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
7. Традиционная и модернизированная культуры

8. Проблемы этнического и этнокультурного взаимодействия

9. Эволюционизм и неоэволюционизм в зарубежной этнологии

10. Диффузионизм как направление зарубежной этнологии

11. Основные идеи социологической школы зарубежной этнологии

12. Основные идеи функционализма в зарубежной этнологии

13. Структурализм как направление зарубежной этнологии

14. Американская историческая школа

15. Этнопсихологическая школа зарубежной этнологии

16. Культурный релятивизм как направление зарубежной этнологии

17. Пассионарная концепция Л.Н. Гумилёва

18. Дуалистическая теория этноса Ю.В. Бромлея

19. Информационная концепция этноса в отечественной этнологии

20. Примордиализм как направление этнологии

21. Инструментализм как направление этнологии

22. Конструктивизм как направление этнологии

Критерии оценки:

Студентом выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, новизна, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.

«Отлично», повышенный уровень.

Студентом выполнены основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении. «Хорошо», пороговый уровень.

Студент имеет существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата. Реферат отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. «Удовлетворительно», пороговый уровень.

Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, а так же если реферат не представлен. «Неудовлетворительно», уровень не сформирован.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации

1. Народы европейской части России

2. Народы Западной Сибири

3. Народы Саяно-Алтая

4. Народы Восточной Сибири

5. Народы Севера и Дальнего Востока

6. Народы Северного Кавказа

7.  Народы Закавказья

8.  Народы Зарубежной Европы

9. Народы Передней Азии

10. Народы Южной Азии

11. Народы Центральной Азии

12. Народы Восточной Азии

13. Народы Юго-Восточной Азии

14. Народы Северной Америки

15. Народы Центральной Америки

16. Народы Южной Америки

17. Народы Африки

18. Народы-буддисты, их этническая история и расселение

19. Народы-христиане, их деление и этническая история

20. Народы-мусульмане, их этническая история и расселение

21. Этнос и раса. Антропологические типы народов мира

22. Этнос и культура. Хозяйственно-культурные типы народов мира

23. Этнос и язык. Этнолингвистическая классификация народов мира

24. Этнос и история. Историко-этнографические области мира

25.  Эволюционизм как направление зарубежной этнологии

26. Диффузионизм как направление зарубежной этнологии

27. Социологическая школа в зарубежной этнологии

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
28. Функционализм как направление зарубежной этнологии

29. Американская школа исторической этнологии

30. Этнопсихологическая школа как направление зарубежной этнологии

31. Структурализм как направление зарубежной этнологии

32. Основные идеи культурного релятивизма в зарубежной этнологии

33. Неэволюционистские теории XX века в зарубежной этнологии

34. Пассионарная концепция Л.Н. Гумилева

35. Дуалистическая теория этноса в отечественной этнологии

36. Информационная концепция этноса в отечественной этнологии

37. Примордиализм как направление этнологии

38. Инструментализм как направление этнологии

39. Конструктивизм как направление этнологии

40. «Этнос» и «культура» как предмет изучения этнологии

Критерии оценки студента на дифференцированном зачете  по дисциплине «Этнология»

К комплекту вопросов для зачета  прилагаются разработанные преподавателем и утверждённые на заседании кафедры критерии оценки по дисциплине с перечнем проверяемых компетенций.

Критерии оценки:

Оценка «5» (отлично) ставится, если:

–полно раскрыто содержание материала;

–материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности;

–продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала;

–точно используется терминология;

–показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации;

–продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков;

–ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов;

–продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;

–продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы;

–допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если:

–материал излагается систематизировано и последовательно;

–продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер;

–продемонстрировано усвоение основной литературы.

–ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию экзаменатора;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию экзаменатора.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:

–неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;

–усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам;

–имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов;

–при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации;

–продемонстрировано усвоение основной литературы.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

–не раскрыто основное содержание учебного материала;

–обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной, части учебного материала;

–допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.

–не сформированы компетенции, умения и навыки»

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.
Основы этнологии: учебное пособие
Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017
http://www.iprbookshop.ru/81523.html
 
Л1.2
Козьмин В.А., Бузин В.С.
Этнология (Этнография): учебник для бакалавров
Москва: Юрайт, 2014
 
Л1.3
Тадина Н.А.
Этнология: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=705:etnol-2013&catid=18:history&Itemid=172
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Лобжанидзе А.А., Горохов С.А., Заяц Д.В.
Этногеография и география религий: учебное пособие для вузов
Москва: Академия, 2005
 
Л2.2
Поляничкина Г.А.
Этнография: учебник для вузов
Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
 
Л2.3
Гумилев Л.Н.
Струна истории. Лекции по этнологии: научное издание
Москва: АЙРИС-ПРЕСС, 2008
 
Л2.4
Мельникова Е.В.
Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект): научно-популярное издание
Москва: Советский спорт, 2006
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Google Chrome
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
презентация
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
212 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра
 
310 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук
 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для самостоятельной работы студентам предлагается выполнить контрольную работу или написать реферат. Для написания письменной работы студент должен выбрать одну из тем, приведённых в списке. Письменные работы (рефераты, доклады по темам, указанным в плане самостоятельной работы), являясь важной формой самостоятельного изучения материала, способствуют углублению знаний студентов-историков по отдельным вопросам Этнологии, помогают овладеть необходимыми знаниями по вопросам этнической истории и этнокультурной характеристике народов, прививают им навыки научного, творческого подхода, а также способствуют формированию навыков независимой самооценки. Написание реферата предполагает самостоятельное прочтение необходимой литературы и подробный анализ полученной из нее информации по выбранной проблематике. Важным фактором при оценке качества выполненной реферативной работы является умение автора оперировать в изложении материала ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе. Написание реферата является для студентов обязательным. Замена тематики рефератов, темами не указанными в списке, допускается с разрешения преподавателя. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы. Реферат является самостоятельным изучением выбранной темы и должен включать в себя следующие части: 1. Содержание. 2. Введение (обоснование выбора темы, степень ее изученности, цели, задачи, краткая характеристика литературы). 3. Основной текст (не менее двух глав). 4. Заключение (итоги исследования). 5. Список использованной литературы. Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, степень изученности проблемы объект и предмет, цель и задачи исследования, хронологические и территориальные рамки исследования, анализ источников, методология и методы исторического исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме исследования. Студент должен раскрыть содержание каждого вопроса. После того, как письменная работа будет готова, необходимо внимательно ее прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Ссылки по тексту оформляются подстрочено. В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над письменной работой необходимо использовать не менее пяти  научных публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее ‒ 2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Образец оформления титульного листа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет» Историко-филологический факультет Кафедра истории и археологии РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОЛОГИЯ» (название темы)
 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Выполнил: студент 300 гр. Иванов И.И. Научный руководитель: Тадина Н.А., к.и.н., доцент Горно-Алтайск, 2019 г. Контрольная работа – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для контрольной работы характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на научных данных, а не быть голословными. Как и реферат, контрольная работа должна содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться. Требования к оформлению контрольной работы такие же, как и для реферата. Объем – 5-6 страниц машинописного текста. Письменные ответы на самостоятельные задания (таблицы, схемы) оформляются в на листах А4. Формой отчетности по результатам самостоятельной работы является зачет/незачет реферата. Письменная работа должна быть сдана не позже оговоренной с преподавателем даты. В случае её незачета или несвоевременной её сдачи студент не допускается к итоговому зачету.