(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
умеет выбирать стратегию социального взаимодействия; осуществлять интеграцию личных и социальных интересов; применять принципы и методы организации командной деятельности.
владеет навыками работы в команде, создания команды для выполнения практических задач; навыками участия в разработке стратегии командной работы; навыками эффективной коммуникации в процессе социального взаимодействия.
умеет охарактеризовать основные черты в экономической, социальной, политической и культурной сферах крупнейших цивилизаций; анализировать исторические события, явления и процессы с точки зрения их значимой, ценностной для страны характеристики; выявлять ценностные духовно-нравственные основы в историческом процессе.
владеет понятиями и терминами курса, методами анализа источников по цивилизациям, выводами по конкретно-историческим явлениям изучаемой эпохи; способностью давать нравственно-оценочную характеристику различным историческим и культурным явлениям; выявлять особенности духовно-нравственных основ исторического процесса.
навыков поведения изменяющейся поликультурной среде, способности жизни в условиях современного мира, развития культуры на основе базовых национальных ценностей
умеет проектировать и осуществлять воспитательную деятельность в поликультурной среде на основе базовых национальных ценностей
владеет методами формирования обучающихся гражданской позиции, толерантности навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире
ции
ракт.
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Этнология».
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения входного и текущего контроля в форме тестовых заданий, реферата, практических занятий и промежуточной аттестации в форме вопросов к дифференцированному зачету.
1. Что означает термин «этнос»?
А) народ
Б) часть народа
В) сообщество народов
А) простонародная культура
Б) народы и историко-культурные общности
В) человек, общество, культура
3. Что является началом начал в этнографии?
А) происхождение семьи
Б) возникновение государства
В) хозяйственная деятельность этноса
4. Воспитание детей в чужой семье у народов Кавказа – это обычай:
А) кувада
Б) травести
В) аталычество
5. Какой славянский народ исповедует ислам?
А) болгары
Б) сербы
В) боснийцы
6. Какой народ Прибалтики родственен финнам?
А) латыши
Б) эстонцы
В) литовцы
7. Этноним китайцев:
А) хань
Б) нохчи
В) хай
8. Какому народу Северного Кавказа родственны по языку таджики?
А) осетинам
Б) чеченцам
В) ногайцы
9. В какой стране пуштуны государствообразующий этнос?
а) в Иране
б) в Ираке
в) в Афганистане
10. Мнение Тур Хейердала о происхождении полинезийцев:
А) об их сибирском происхождении
Б) об их южноамериканском происхождении
В) об их африканском происхождении
1. К какой языковой группе относятся словенцы?
а) германской
б) славянской
в) романской
2. К какой языковой группе относятся шотландцы?
а) германской
б) славянской
в) романской
3. В какой стране расселены голландцы?
а) Нидерландах
б) Испании
в) Великобритании
4. Кем в этноконфессиональном отношении являются боснийцы?
а) православными
б) мусульманами
в) католиками
5. Кем в этноконфессиональном отношении являются французы?
а) католиками
б) православными
в) протестантами
6. Столица какой страны Тирана?
а) Греции
б) Сербии
в) Албании
7. Столица какой страны Загреб?
а) Словении
б) Македонии
в) Хорватии
8. Столица какой страны Тегеран?
а) Ирака
в) Ирана
9. Столица какой из стран Балтии Рига?
а) Литвы
б) Эстонии
в) Латвии
10. Кто из народов Европы католики?
а) поляки
б) греки
в) шведы
11. Кто из народов Европы православные?
а) сербы
б) немцы
в) французы
12. Кто из народов Европы мусульмане?
а) румыны
б) турки
в) португальцы
13. Какой народ говорит на языке фарси?
а) персы
б) пуштуны
в) белуджи
14. В какой стране пуштуны государствообразующий этнос?
а) в Иране
б) в Ираке
в) в Афганистане
15. Какой народ Европы самый многочисленный?
а) мальтийцы
б) баски
в) немцы
16. Какая из стран находится в Европе?
а) Катар
б) Бахрейн
в) Сан-Марино
17. Выберите правильное утверждение:
а) государство Андорра находится в Европе
б) государство Бутан находится в Африке
в) государство Мальта находится в Азии
18. Центр Страны Басков (Испания)
а) Мадрид
б) Витория
в) Барселона
19. Какой народ Европы не имеет родственных народов?
а) немцы
б) греки
в) итальянцы
20. Частью какого этноса являются поморы?
а) русских
б) финн
в) карел
21. Частью какого этноса являются русины?
а) русских
б) украинцев
в) белорусов
22. На каком диалекте говорят кельты Франции?
а) на бретонском
б) на уэльском
в) на валлийском
23. Какой народ Северного Кавказа иранский?
а) ингуши
б) осетины
в) ногайцы
24. Какой язык не является государственным языком Индии?
а) английский
б) бенгальский
в) хинди
25. В какой стране преобладают мусульмане-шииты?
а) Ираке
в) Турции
26. Кто из народов спорный для включения в индоевропейскую языковую семью?
а) айны
б) греки
в) словаки
27. Какой народ государствообразующий Бельгии?
а) баски
б) каталонцы
в) фламандцы
28. На каком полуострове находится Греция?
а) п-ове Пелопоннес
б) Балканском п-ове
в) п-ове Малая Азия
29. Когда произошёл раскол на восточную и западную церкви христианства?
а) 988 г.
б) 1054 г.
в) 1517 г.
30. В состав какой страны входит остров Мальорка?
а) Италии
б) Испания
в) Греции
Критерии оценки:
Критерии Оценка (баллы ), уровень
Выполнено без ошибок. «отлично», 84-100%, повышенный уровень;
Выполнено, допущены 1-2 ошибки. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;
Выполнено, допущены 2-3 ошибки. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;
Выполнено неверно, не выполнено, допущено 4 и более ошибки. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
Темы письменных работ по разделу 1
1. Становление этнологии как науки
2. Этногеографическая классификация народов мира
3. Этнолингвистическая классификация народов мира
4. Классификация народов мира по хозяйственно-культурным типам
5. Принципы антропологической классификации народов мира
6. Этноконфессиональная классификация народов мира
7. Народы Зарубежной Европы
8. Народы Передней Азии
9. Народы Центральной Азии
10. Этническая история славянских (украинцев и др.)
11. Этническая история народов уральской семьи
12. Этническая история монгольских народов
13. Этническая история тюркских народов
14. Этническая история народов Сибири
15. Этническая история народов Саяно-Алтая
16. Этническая история русских Сибири
17. Народы Северного Кавказа (или Закавказья)
18. Этническая идентификация, ее типы и основания
19. Сущность этнического конфликта, его признаки и причины
20. Природа этнических конфликтов и способы их разрешения
Темы письменных работ по разделу 2
1. Народы Восточной Азии
2. Народы Южной Азии
3. Народы Африки
4. Народы Северной (Центральной или Южной) Америки
5. Древние цивилизации индейцев
6. Этнические процессы в современном мире
8. Проблемы этнического и этнокультурного взаимодействия
9. Эволюционизм и неоэволюционизм в зарубежной этнологии
10. Диффузионизм как направление зарубежной этнологии
11. Основные идеи социологической школы зарубежной этнологии
12. Основные идеи функционализма в зарубежной этнологии
13. Структурализм как направление зарубежной этнологии
14. Американская историческая школа
15. Этнопсихологическая школа зарубежной этнологии
16. Культурный релятивизм как направление зарубежной этнологии
17. Пассионарная концепция Л.Н. Гумилёва
18. Дуалистическая теория этноса Ю.В. Бромлея
19. Информационная концепция этноса в отечественной этнологии
20. Примордиализм как направление этнологии
21. Инструментализм как направление этнологии
22. Конструктивизм как направление этнологии
Критерии оценки:
Студентом выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, новизна, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.
«Отлично», повышенный уровень.
Студентом выполнены основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении. «Хорошо», пороговый уровень.
Студент имеет существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата. Реферат отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. «Удовлетворительно», пороговый уровень.
Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, а так же если реферат не представлен. «Неудовлетворительно», уровень не сформирован.
1. Народы европейской части России
2. Народы Западной Сибири
3. Народы Саяно-Алтая
4. Народы Восточной Сибири
5. Народы Севера и Дальнего Востока
6. Народы Северного Кавказа
7. Народы Закавказья
8. Народы Зарубежной Европы
9. Народы Передней Азии
10. Народы Южной Азии
11. Народы Центральной Азии
12. Народы Восточной Азии
13. Народы Юго-Восточной Азии
14. Народы Северной Америки
15. Народы Центральной Америки
16. Народы Южной Америки
17. Народы Африки
18. Народы-буддисты, их этническая история и расселение
19. Народы-христиане, их деление и этническая история
20. Народы-мусульмане, их этническая история и расселение
21. Этнос и раса. Антропологические типы народов мира
22. Этнос и культура. Хозяйственно-культурные типы народов мира
23. Этнос и язык. Этнолингвистическая классификация народов мира
24. Этнос и история. Историко-этнографические области мира
25. Эволюционизм как направление зарубежной этнологии
26. Диффузионизм как направление зарубежной этнологии
27. Социологическая школа в зарубежной этнологии
29. Американская школа исторической этнологии
30. Этнопсихологическая школа как направление зарубежной этнологии
31. Структурализм как направление зарубежной этнологии
32. Основные идеи культурного релятивизма в зарубежной этнологии
33. Неэволюционистские теории XX века в зарубежной этнологии
34. Пассионарная концепция Л.Н. Гумилева
35. Дуалистическая теория этноса в отечественной этнологии
36. Информационная концепция этноса в отечественной этнологии
37. Примордиализм как направление этнологии
38. Инструментализм как направление этнологии
39. Конструктивизм как направление этнологии
40. «Этнос» и «культура» как предмет изучения этнологии
Критерии оценки студента на дифференцированном зачете по дисциплине «Этнология»
К комплекту вопросов для зачета прилагаются разработанные преподавателем и утверждённые на заседании кафедры критерии оценки по дисциплине с перечнем проверяемых компетенций.
Критерии оценки:
Оценка «5» (отлично) ставится, если:
–полно раскрыто содержание материала;
–материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности;
–продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала;
–точно используется терминология;
–показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации;
–продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков;
–ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов;
–продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;
–продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы;
–допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если:
–материал излагается систематизировано и последовательно;
–продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер;
–продемонстрировано усвоение основной литературы.
–ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию экзаменатора;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию экзаменатора.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:
–неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала;
–усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам;
–имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов;
–при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации;
–продемонстрировано усвоение основной литературы.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:
–не раскрыто основное содержание учебного материала;
–обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной, части учебного материала;
–допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.
–не сформированы компетенции, умения и навыки»