(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
‒ усвоение социально значимых факторов развития исторического культурогенеза;
– формирование умений и навыков работы с научной литературой и источниками исторического характера для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности
умеет определять основные этапы, закономерности исторического развития России в контексте социокультурных традиций;
владеет способностью уважительно относиться к историческому наследию России и к толерантному отношению к социокультурным традициям различных социальных групп.
умеет не дискриминационно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей;
владеет навыками толерантного конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
ции
ракт.
Основные теории культурогенеза /Пр/
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Культурогенез».
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения входного и текущего контроля в форме тестовых заданий, реферата, практических занятий и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
1. Первый материал, который освоил человек, или прачеловек:
а) свинец
б) молоток
в) камень
2. Кто из учёных впервые употребил термин «культура»?
а) В. Даль
б) С. Пуфендорф
в) Э. Тайлор
3. Первоначально слово «культура» означало:
а) правила поведения в обществе
б) способы возделывания, обработки земли
в) интеллектуальные достижения человечества
4. Как называется система взглядов, отвергающих религиозные представления?
а) атеизм
б) религиозный анархизм
в) свобода совести
5. Процесс, в ходе которого этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в неэтнической среде, воспринимают язык и культуру другого этноса:
а) этническая ассимиляция
б) межэтническая консолидация
в) этногенетическая фиксация
6. В рамках культуры производства выделяются два вида деятельности. Какие?
а) земледелие и скотоводство
б) собирательство и охота
в) земледелие и охота
7. Раздел культурологии для прогнозирования культурных процессов:
а) прагматический
б) прикладной
в) полезный
8. Какое соотношение между понятиями «культура» и «цивилизация»?
а) связаны между собой
б) тождественны
в) никак не связаны
а) буддизм, христианство, иудаизм
б) буддизм, христианство, индуизм
в) буддизм, христианство, ислам
10. Понятие, означающее социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению в течение длительного времени:
а) традиция
б) обряд
в) культ
11. Что характерно во взглядах на культуру в средневековье?
а) космоцентризм
б) теоцентризм
в) антропоцентризм
12. Кто основатель научной концепции культурогенеза?
а) Эдуард Тайлор
б) Клод Леви-Стросс
в) Лесли Уайт
13. Как называется процесс передачи культуры потомкам?
a) образовательный процесс
б) культурная трансмиссия
в) культурная преемственность
14. Как назывался древнегреческий город, где зародилась европейская философия?
а) Микены
б) Милет
в) Афины
15. Кто из философов выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного цивилизацией, и лозунг о «возврате в природу»?
а) Гегель
б) Сократ
в) Руссо
16. Материальная сторона любого культурного процесса или деятельности:
а) техника
б) техническая культура
в) материальная культура
17. Страна, от которой приняла «культурную эстафету» Киевская Русь:
а) Македония
б) Византия
в) Рим
18. Как называется концепция культуры, критикующая «массовую культуру» и «одномерного человека» стандартизированной жизни западного общества?
a) морфология культуры
б) общественно-историческое направление
в) Франкфуртская школа
19. Основоположник русского книгопечатания:
а) Н. Бердяев
б) А. Лосев
в) B. И. Федоров
20. Одна из символических и динамичных форм духовной культуры, осваивающая мир посредством системы образов, опираясь на мир красоты?
a) мораль
б) наука
в) искусство
21. Кто основатель психоаналитического подхода к изучению культуры?
а) Эдуард Тайлор
б) Освальд Шпенглер
в) Зигмунд Фрейд
22. Как называется система личностных отношений и переживаний применительно к нормам морали?
а) культура
б) нравственность
в) этика
23. Научный метод сопоставления различных культур в рамках одной эпохи:
а) диахронный
б) синхронный
в) структурно-функциональный
24. Чья работа «По ту сторону добра и зла»?
а) Освальд Шпенглер
б) Фридрих Ницше
в) Юрий Лотман
a) сохранить отжившую культуру
б) сохранить отжившие элементы общества
в) сохранить ценности культуры
26. Понятие, описывающее модификацию черт культуры во времени и пространстве:
а) трансляция
б) культурная динамика
в) диффузия
27. Дифференциация, интеграция и заимствование из других культур:
а) культурная революция
б) культурная адаптация
в) культурная аккумуляция
28. Резкое ослабление традиционных связей между институтами культуры:
а) культурный кризис
б) культурное изменение
в) культурный обвал
29. Как называется поступательное движение социокультурной системы?
a) прогресс
б) регресс
в) революция
30. Собиратель карело-финского эпоса «Калевала»
а) Г-Ф. Миллер
б) Э. Лённрот
в) В.М. Иллич-Свитыч
Критерии оценки:
«отлично», выполнено без ошибок. «отлично», 84-100%, повышенный уровень;
Студент показал умение ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития. Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации. Студент в целом знает основные положения развития культуры и истории как в региональном, так и на фоне российской культуры и в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия.
«хорошо», выполнено, допущены 1-2 ошибки. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;
Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. С помощью преподавателя студент может продемонстрировать знание основных положений учебной дисциплины - этапы исторического развития России, Горного Алтая (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности и особенности исторического наследия, но допускает ошибки и неточности в содержательной части ответа.
«удовлетворительно», выполнено, допущены 2-3 ошибки. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;
Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, не знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия.
«неудовлетворительно», выполнено неверно, не выполнено, допущено 4 и более ошибки. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
1. Культурогенез как вид социальной и исторической динамики культуры
2. Соотношение понятия «культура» и «цивилизация»
3. Дихотомия культуры: материальная культура и духовная культура
4. Единство традиции и новации как универсальная характеристика культуры
5. Факторы культурогенеза как один из видов динамики культуры
6. Основные принципы типологизации культур
7. Восточные и западные типы культуры
8. Массовая и элитарная, этническая и национальная культуры
9. Интеграционные процессы в современной культуре
10. Теория культурогенеза в европейской науке
11. Теория культурогенеза в американской науке
12. Теория культурогенеза в отечественной науке
Темы письменных работ по Разделу 2
1. Орудийно-трудовая теория культурогенеза
2. Социальная концепция культурогенеза
4. Эволюционная концепция культурогенеза
5. Натуралистические теории культурогенеза
6. Биосоциальная теория культурогенеза
7. Психоаналитическая теория культурогенеза
8. Игровые концепции культурогенеза
9. Демиургическая концепция культурогенеза
10. Трансцендентальные концепции культурогенеза
11. Магическая теория культурогенеза
12. Креационистская теория культурогенеза
13. Теория культурно-исторических типов и «локальных цивилизаций»
14. Символическая теория культурогенеза
Критерии оценки:
«Отлично», повышенный уровень.
Студентом выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, новизна, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. При подготовке реферата студент способен самостоятельно использовать базовые знания из области региональной культуры и истории. Обучающийся показал прочные знание и умения в предметной области. Умеет анализировать исторические процессы; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий региональной истории и культуры. Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология, проявлено умение использовать учебные материалы для аргументации и самостоятельных выводов.
«Хорошо», пороговый уровень.
Студентом выполнены основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Обучающийся в целом продемонстрировал знание и умения в предметной области. Умеет анализировать тексты источников; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общие черты и различия сравниваемых событий по данным источников региональной истории и культуры. Владея материалом вопроса, знает его фактическую сторону, умеет правильно сделать выводы из своего ответа, но допускает отдельные ошибки или неточности, недостаточно логично доказывает свою точку зрения.
«Удовлетворительно», пороговый уровень.
Студент имеет существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата. Реферат отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично, допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы. При имеющихся недочетах, студент в целом показал прочные знание и умения в предметной области. При помощи преподавателя может анализировать текст повествований источников по региональной культуре и истории, устанавливать причинно-следственные связи.
«Неудовлетворительно», уровень не сформирован
Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, а так же если реферат не представлен. Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. У студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Не может анализировать историко-культурные процессы, устанавливать причинно-следственные связи. Не умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе.
1. Определение «культура» и «цивилизация»: общее и особенное
2. Дихотомия культуры – материальная и духовная составляющие
3. Социальная и историческая динамика культурогенеза
4. Традиция и новация как характеристика культуры
5. Характеристика основных факторов культурогенеза
6. Основные принципы типологизации культур в современном обществе
7. Типы культуры в восточных и западных традиционных обществах
8. Основные признаки массовой и элитарной культуры
9. Этническая и национальная культуры»: общее и особенное
10. Процессы интеграции в современной культуре
11. Основные теории культурогенеза в европейской науке
12. Основные теории культурогенеза в американской науке
13. Основные теории культурогенеза в отечественной науке
14. Суть орудийно-трудовой теории культурогенеза
15. Значимость социальной концепции культурогенеза
16. Историческая роль космологических концепций культурогенеза
18. Значение натуралистических теорий культурогенеза
19. Основное содержание биосоциальной теории культурогенеза
20. Основоположники психоаналитической теории культурогенеза
21. Историческая роль игровых концепций культурогенеза
22. Основное содержание демиургической концепции культурогенеза
23. Суть трансцендентальных концепций культурогенеза
24. Значение магической теории культурогенеза
25. Историческая роль креационистской теории культурогенеза
26. Основоположники теория культурно-исторических типов и «локальных цивилизаций»
27. Значимость символической теории культурогенеза
28. Теоретические проблемы учения о культурогенезе
29. Прикладные проблемы учения о культурогенезе
30. Функции учения о культурогенезе и основные типы исследований
Критерии оценивания:
«отлично», повышенный уровень Студент показал прочные знания и умения в предметной области, способность использовать базовые знания в области региональной культуры и истории. Свободно владеет фактическим материалом по заданному вопросу, умеет определить причинно-следственные связи событий, логично и грамотно, с использованием профессиональной терминологии обосновывает свою точку зрения. Давая ответ на вопрос, он приводит даты тех или иных событий, тексты повествований источников, имена общественных деятелей, названия географических пунктов и т.д.
«хорошо», пороговый уровень Студент в целом обладает специальными знаниями и умениями в предметной области. Способен использовать базовые знания в области региональной культуры и истории. Умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. Владея материалом вопроса, знает его фактическую сторону, умеет правильно сделать выводы из своего ответа, но допускает отдельные ошибки или неточности, недостаточно логично доказывает свою точку зрения, затрудняется дать полный, исчерпывающий ответ на вопрос.
«удовлетворительно», пороговый уровень Студент в целом показал знание основных положений учебной дисциплины, может использовать базовые знания в области региональной культуры и истории, знаком с рекомендованной справочной литературой, однако слабо владеет материалом вопроса, допускает значительные пробелы в изложении фактического материала или демонстрирует отрывочные знания по предмету, допускает серьезные ошибки при ответе, путается в датах, событиях, тексте источников.
«неудовлетворительно», уровень не сформирован При ответе у студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины. Не может дать ответ на конкретно поставленный вопрос из числа вопросов, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, не ориентируется в профессиональной терминологии.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на
них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Методические указания по выполнению реферата
Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную
часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса. После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Методические указания по составлению конспекта
Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методические указания по выполнению теста
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок