2024-2025_03_03_02_2024_614_plx_Мифы и предания Алтая_Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мифы и предания Алтая
Учебный план
03.03.02_2024_614.plx

03.03.02 Физика

Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тадина Надежда Алексеевна
 
 
Мифы и предания Алтая
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 891)
 
03.03.02 Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование представления о современном этническом составе алтайцев и основных этапах его становления, об особенностях их традиционной культуры; формировании у студентов этнического сознания, уважения к истории и культурному наследию народов России и других регионов мира, толерантного отношение к людям вне зависимости от их этнической или расовой принадлежности.
1.2
Задачи: -овладение студентами комплексом этнологических знаний о:

– понятийном аппарате этнологии, научных школах и разнообразных подходах к решению важнейших научных проблем,

– этнической структуре человечества, этнокультурной ситуации в Горном Алтае в зависимости от их естественно-географической специфики и исторической динамики,

– основных элементах традиционной культуры алтайцев, механизмах ее воспроизводства;

– многообразии и противоречивости культурно-исторического взаимодействия народов Горного Алтая в прошлом и настоящем.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Уровень 1
знает основные категории исторического анализа, законы исторического развития, исторические культурные традиции различных социальных групп;

умеет эффективно осуществлять поиск необходимой информации о культурных особенностях и традициях различных социальных групп;

владеет навыками поиска и анализа информации об исторических фактах и явлениях культуры для саморазвития и межкультурного взаимодействия с представителями различных социальных групп

ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
Уровень 1
знает историческое наследие (основные события, основных исторических деятелей) социокультурные традиции, основные этапы исторического развития России в контексте культурных традиций региона;

умеет определять основные этапы, закономерности исторического развития России в контексте социокультурных традиций;

владеет способностью уважительно относиться к историческому наследию России и к толерантному отношению к социокультурным традициям различных социальных групп.

ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
Уровень 1
знает принципы и правила толерантного взаимодействия с другими людьми;

умеет не дискриминационно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей;

владеет навыками толерантного конструктивного взаимодействия с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции

ИД-3.УК-5: Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции.
 
Уровень 1
знает фундаментальные ценностные принципы российской цивилизации;

умеет анализировать этические и мировоззренческие доктрины, сложившиеся внутри российской цивилизации и отражающие ее многонациональный, многоконфессиональный и солидарный (общинный) характер;

владеет навыками осознанного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции; навыками аргументированного обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера.

ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
 
 
 
 
стр. 5
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции, семинары и самостоятельная
 
1.1
Фольклор и историко-культурное наследие  /Лек/
6
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-4.УК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.2
Духовная культура. Религия народов Горного Алтая  /Лек/
4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-4.УК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.3
Фольклор и историко-культурное наследие  /Пр/
10
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-4.УК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.4
Духовная культура. Религия народов Горного Алтая  /Пр/
8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-4.УК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.5
Фольклор и историко-культурное наследие  /Ср/
20
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-4.УК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.6
Духовная культура. Религия народов Горного Алтая  /Ср/
14,5
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-4.УК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-4.УК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-4.УК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-3.УК-5 ИД-4.УК-5
3
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств.

Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Мифы и легенды Горного Алтая».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения входного и  текущего контроля в форме тестовых заданий, реферата, практических занятий и промежуточной аттестации в форме   вопросов к зачету.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тесты для входного и текущего контроля по дисциплине «Мифы и легенды Горного Алтая»

1. На смену культуре камня пришла культура обработки металлов, – какого?

 
стр. 6
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
а) алюминии

б) бронза

в) медь

2. Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»?

а) Н. Бердяев

б) А. Тойнби

в) О. Шпенглер

3. Когда началось широкое использование понятия «культура»?

a) XIX в.

б) XVII в

в) XVIII в.

4. Явление, чуждое современному состоянию общественной и культурной жизни и

являющееся наследием пройденных ступеней культуры:

а) предрассудок

б) наследие

в) пережиток

5. Процесс приобретения формы культуры другого народа в результате общения:

а) этнической аккультурацией

б) этнической ассимиляцией

в) этнической адаптацией

6. Каким термином обозначается процесс возникновения человека и общества?

а) антропоморфизм

б) антропосоциогенез

в) антропонимика

7. Научная дисциплина, давшая толчок к развитию науки о культуре:

а) антропология

б) археология

в) социология

8. Как называется система нормативных отношений между людьми/организациями?

a) гражданская культура

б) правовая культура

в) правосознание

9. Какая из перечисленных религий является самой молодой?

а) ислам

б) иудаизм

в) зороастризм

10. Явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса:

а) обычай

б) обряд

в) традиция

11. Что характерно во взглядах на культуру в Новое время?

а) космоцентризм

б) теоцентризм

в) антропоцентризм

12. Кто основоположник теории «культурно-исторических типов»?

а)  А. Тойнби

б) Н.Я. Данилевский

в) О. Шпенглер

13. Передача ценностей и норм культуры от поколения к поколению:

а) культурный посыл

б) культурное воспроизводство

в) культурное наследование

14. Кто основал древнегреческую философию?

а) Демокрит, Сократ

б) Фалес, Солон

в) Гераклит, Пифагор

15. Немецкий философ Ф. Ницше пришел к выводу, что культура возможна только в сочетании и равновесии двух начал:

а) светское и религиозное

б) человек и природа

в) дионисийское и апполоновское

16. Часть (аспект) общей культуры, означающая мир смыслов, представлений, знаний, образов, религиозно-нравственных мотивов деятельности:

а) социальная

б) гуманитарная

в) духовная

17. Кто считал, что Россия должна ориентироваться на европейское развитие?

а) западники

 
стр. 7
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
б) славянофилы

в) евразийцы

18. Как называется концепция культуры о кодировании реальности, влияющей на социализацию человека?

a) психоаналитическая

б) символистская

в) социологическая

19. «Золотым веком» русской культуры называют

а) XVII век

б) XVIII век

в) XIX век

20. Устойчивое состояние культуры для создания общепризнанных материальных и духовных достижений:

а) зрелость культуры

б) доминантная культура

в) идеал культуры

21. Как называется метод изучения феномена культуры в контекстах его пространственно-временных изменений?

а) историко-типологический

б) структурно-функциональный

в) историко-генетический

22. Как называется система общепринятых норм поведения, мышления и речи?

а) культура

б) мораль

в) этика

23. Научный метод систематизации периодов (ступеней) в развитии культуры:

а) типологизация

б) классификация

в) цикличность

24. Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера?

а) «Феномен человека»

б) «Идеи к философии истории человечества»

в) «Закат Европы»

25. Определите правильное понятие «культурные универсалии»:

a) базовые ценности, присущие всем типам культур

б) ценности, характерные для духовной культуры

в) базовые ценности, присущие доминирующей культуре

26. Особый вид связей между культурами в процессе взаимных влияний и изменений:

а) культурный шок

б) диалог

в) взаимодействие культур

27. Тип взаимоотношений культур с приспособлением друг к другу:

а) адаптация

б) модернизация

в) синхронизация

28. Процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между национально-культурными группами и историко-культурными областями:

а) этническая интеграция

б) социальная интеграция

в) культурная интеграция

29. Как называется тенденция сосредоточения промышленности и населения в крупных городах?

а) урбанизация

б) аккультурация

в) миграция

30. Инициатор издания серии эпоса «Алтайские богатыри»:

а) Л.П. Потапов

б) С.С. Суразаков

в) А.В. Анохин

Критерии оценки:

«отлично», выполнено без ошибок. «отлично», 84-100%, повышенный уровень;

Студент показал умение ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. Определяет пространственные рамки исторических процессов и явлений, характеризует закономерности общественного развития.  Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации. Студент в целом знает основные положения развития культуры и истории как в региональном, так и на фоне российской культуры и в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности  и особенности исторического наследия.

«хорошо»,  выполнено, допущены 1-2 ошибки. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены 

 
стр. 8
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. С помощью преподавателя  студент может продемонстрировать знание основных положений учебной дисциплины -  этапы исторического развития России, Горного Алтая (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира, базовые национальные ценности  и особенности исторического наследия, но допускает ошибки и неточности в содержательной части ответа.

«удовлетворительно»,  выполнено, допущены 2-3 ошибки. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся  не знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира,  не знает базовые национальные ценности  и особенности исторического наследия.

«неудовлетворительно», выполнено неверно, не выполнено, допущено 4 и более ошибки. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Проблемы коренных малочисленных народов Республики Алтай.

2. Основные хозяйственно-культурные типы (ХКТ) в Горном Алтае. Их характеристика.

3. Охота в традиционной культуре народов Алтая (северных алтайцев, южных алтайцев, казахов и старообрядцев)

4. Лошадь в традиционной культуре и в хозяйственной деятельности алтайцев (казахов, старообрядцев).

5. Народные промыслы в Горном Алтае.

6. Уклад и образ жизни, жилища   северных алтайцев.

8. Жилища южных алтайцев.

9. Поселения старообрядцев.

10. Роль  собирательства в традиционной культуре алтайцев (казахов, старообрядцев)

11. Традиционная пища алтайцев (северных и южных) и казахов.

12. Особенности национальной кухни старообрядцев.

13. Одежда народов Горного Алтая.

14. Социальные отношения и семейный быт алтайцев.

15. Ислам  и семейный быт казахов.

16. Семья и быт старообрядцев.

17. Религия и верования народов Горного Алтая. Шаманизм. Бурханизм.

18. Религия и верования народов Горного Алтая. Христианство. Ислам.

19. Календарные праздники и обряды народов Горного Алтая.

20.Фольклор народов Горного Алтая. Песенный, детский фольклор. Малые жанры – пословицы, поговорки, загадки.

21. Фольклор и воспитание детей. Детский фольклор (алтайского и казахского народов, старообрядцев)

22. Песни народов Горного Алтая (исторические, трудовые, любовные, военные, сатирические и др.)

23. . Мифы и предания народов Горного Алтая.

24. Несказочная проза (мифы и мифологические былички) народов Горного Алтая.

25. Топонимические предания и легенды Горного Алтая.

26. Исторические предания народов Горного Алтая.

27. Генеалогические предания.

28. Сказки и дидактические рассказы старообрядцев.

29. 28. Искусство горлового пения у кочевников Центральной Азии.

29. Любовно-романтические сказания алтайцев и казахов. Эпос «Козийке и Баян-Сылу»

30. Эпос «Очы-Бала» в контексте проблемы «Укокской принцессы».

31. Эпос «Маадай-Кара». Сказитель А.Г.Калкин.

32. Эпос «Кан-Алтын». Сказитель Т.А.Чачияков.

33. Традиционные охотничьи представления и обряды. Петроглифы Горного Алтая как источник изучения охоты.

34. Архаическое наскальное искусство  и астральные мифы. Мегалитические комплексы в Горном Алтая.

Критерии оценивания:

«отлично», повышенный уровень Выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы. При подготовке реферата студент способен самостоятельно использовать базовые знания из области региональной культуры и истории. Обучающийся показал прочные знание и умения в предметной области.   Умеет  анализировать исторические  процессы; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий региональной истории и культуры. Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология, проявлено умение использовать учебные материалы для аргументации и самостоятельных выводов.

«хорошо», пороговый уровень Основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы. Обучающийся  в целом продемонстрировал знание и умения в предметной области. Умеет  анализировать тексты источников; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять общие черты и различия сравниваемых событий по данным источников региональной истории и культуры.  Владея материалом вопроса, знает его фактическую сторону, умеет правильно сделать выводы из своего ответа, но допускает отдельные 

 
стр. 9
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
ошибки или неточности, недостаточно логично доказывает свою точку зрения.

«удовлетворительно», пороговый уровень Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично, допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы. При имеющихся недочетах, студент в целом показал прочные знание и умения в предметной области. При помощи преподавателя может анализировать текст повествований источников по региональной культуре и истории, устанавливать причинно-следственные связи.

«неудовлетворительно», уровень не сформирован Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. У студента выявились существенные пробелы в знаниях  основных положений учебной дисциплины. Не может анализировать исторические  процессы, устанавливать причинно-следственные связи. Не умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Примерные вопросы к зачету

1.Этнография и фольклор как традиционные формы передачи информации.

2.Роль этнографии и фольклора  в современную эпоху.

3.В.В.Радлов и его вклад в тюркологию.

4. Г.Н.Потанин. «Очерки Северо-Западной Монголии»: Тексты. Примечания.

5. Бурханизм: Исследования и концепции.

6. Проблема этнической истории алтайцев в историко-этнографических исследованиях..

7. Исследователи коренных малочисленных народов Северного Алтая. Сатлаев Н.Ф.,   Кандаракова Е.П.

8. Исследования по этнической группе теленгитов (Дьяконова В.П., Чанчибаева Л.В.)

9. Исследования алтайского шаманизма (Анохин А.В., Потапов Л.П.)

10. Исследования по  фольклору народов Горного Алтая (Суразаков С.С.,Каташ С.С., Каташев С.М.).

11. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: таежные охотники и рыболовы.

12. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: охота и собирательство.

13. Культурно-хозяйственные типы у народов Горного Алтая: скотоводство.

14. Земледелие в Горном Алтае.

15. Традиционное строительство и адаптация к ландшафту.

16.  Традиционные ремесла: работа по металлу и дереву.

17.  Традиционные ремесла: изделия из шерсти и кожи. Технология обработки шкуры и кожи.

18.  Мясо-молочная пища: приготовление и хранение.

19. Традиционная одежда и прически народов Горного Алтая.

20. Скотоводство и традиционный уклад жизни. Хозяйственный календарь. Производственные обряды (связанные со скотоводством).

21. Обряды жизненного цикла: родины, наречение имени, воспитание.

22. Обряды жизненного цикла: свадебные обряды у народов Горного Алтая.

23. Обряды жизненного цикла: похоронные обряды у народов Горного Алтая.

24. Религиозные верования и календарные праздники.

25. Календарь 12-летнего  животного цикла у народов Азии. Представления и обычаи алтайцев, связанные с традиционным календарем.

Критерии оценивания:

«отлично», повышенный уровень Студент показал прочные знания  и умения в предметной области, способность  использовать базовые знания в области региональной культуры и истории. Свободно владеет фактическим материалом по заданному вопросу, умеет определить причинно-следственные связи событий, логично и грамотно, с использованием профессиональной терминологии обосновывает свою точку зрения. Давая ответ на вопрос, он приводит даты тех или иных событий, тексты повествований источников, имена общественных деятелей, названия географических пунктов и т.д.   

«хорошо», пороговый уровень Студент в целом обладает специальными знаниями и умениями в предметной области. Способен использовать базовые знания в области региональной культуры и истории. Умеет ориентироваться в рекомендованной справочной литературе. Владея материалом вопроса, знает его фактическую сторону, умеет правильно сделать выводы из своего ответа, но допускает отдельные ошибки или неточности, недостаточно логично доказывает свою точку зрения, затрудняется дать полный, исчерпывающий ответ на вопрос.    

«удовлетворительно», пороговый уровень Студент в целом показал  знание основных положений учебной дисциплины, может использовать базовые знания в области региональной культуры и истории, знаком  с рекомендованной справочной литературой, однако слабо владеет материалом вопроса, допускает значительные пробелы в изложении фактического материала или демонстрирует отрывочные знания по предмету, допускает серьезные ошибки при  ответе, путается в датах, событиях, тексте источников.

«неудовлетворительно», уровень не сформирован При ответе у студента выявились существенные пробелы в знаниях  основных положений учебной дисциплины. Не может дать ответ на конкретно поставленный вопрос из числа вопросов, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины,  не ориентируется в профессиональной терминологии.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 10
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Шаронова Е. А.
Русское устное народное творчество: учебное пособие
Саранск: МГУ им. Н.П. Огарева, 2021
https://e.lanbook.com/book/311747
 
Л1.2
Калашникова А. Л., Поселенова Е. Ю., Афанасьева Э. М., Ценкер Е. Е.
Устное народное творчество: учебное пособие
Кемерово: КемГУ, 2018
https://e.lanbook.com/book/120049
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Баскакова И.В.
Фольклор и этнография народов Горного Алтая: учебно-методическое пособие для студентов экономического факультета
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=189:folklor-i-etnografiya-narodov-gornogo-altaya&catid=18:history&Itemid=172
 
Л2.2
Зайцева Н.В., Ипполитова А. Г., Ипполитов [и др.] Г. М.
История культуры России: учебное пособие для студентов, обучающихся по программам бакалавриата (по всем направлениям)
Самара: Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017
http://www.iprbookshop.ru/75379.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
6.3.1.4
Яндекс.Браузер
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
КонсультантПлюс
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
413 А2
Аудитория для проведения лекционных, практических и лабораторных занятий
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук, экран
 
стр. 11
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на

них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.

Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.

По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская 

 
стр. 12
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:

- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;

- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;

- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;

- совершенствования речевых способностей обучающихся;

- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);

- развития научно-исследовательских навыков;

- развития навыков межличностных отношений.

К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).

Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются:

- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);

- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;

- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;

- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;

- степенью подготовленности обучающихся.

Методические указания по выполнению реферата

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи  и т.п., представленное в виде текста. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или предлагается студентом по согласованию с преподавателем. Реферат по физиологии растений должен включать титульный лист, оглавление, введение, основную

часть, заключение, список использованной литературы и приложения (если имеются). Титульный лист включает в себя необходимую информацию об авторе: название учебного заведения, факультета, тему реферата; ФИО автора, номер группы, данные о научном руководителе, город и год выполнения работы.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. По мере изучения литературы на отдельных листах делаются краткие выписки наиболее важных положений, затем они распределяются вопросам плана. Очень важно, чтобы было раскрыто основное содержание каждого вопроса.  После того, как реферат готов, необходимо внимательно его прочитать, сделав необходимые дополнения и поправки, устранить повторение мыслей, выправить текст. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из фамилии автора и года издания, например (Петров, 2008). В заключении приводятся выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи. При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Объем реферата должен быть не менее 12 и более 30 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Методические указания по составлению конспекта

Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все 

 
стр. 13
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Методические указания по выполнению теста

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине. Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него. Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок