(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
02.03.01 Математика и компьютерные науки
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Уметь: демонстрировать знания особенностей системного и критического мышления, аргументированно формировать собственное суждение, давать оценку информации, принимать обоснованное решение.
Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Уметь: применять логические формы и процедуры, рефлексию по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности
Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Уметь: анализировать источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
Владеть: способностью осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Уметь: анализировать социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
Владеть: способностью воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и
Уметь: сознательно выбирать ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждать и решать проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера
Владеть: способностью воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ции
ракт.
Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
/Лек/
/Лек/
/Лек/
/Лек/
/Лек/
/Лек/
/Лек/
Занятие 1.Философия и мировоззрение.
1. Базовые характеристики философии. Контексты понятия «философия».
2. Мировоззрение: понятие, свойства, структура.
3. Исторические типы мировоззрения: религия, наука, мифология, искусство.
4. Природа и характер философского мировоззрения, его отличие от иных типов мировоззрения.
Занятие 2. Философия и наука.
1. Философия и наука. Взаимосвязь философии и частнонаучных знаний.
2. Специфика философского знания.
3. Предмет и круг проблем философии.
4. Методы философии.
5. Структура философского знания.
6. Функции философии. Философия в системе культуры, её роль в обществе.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Занятие 1. Эволюция философского знания от античности до Нового времени
1. Особенности историко-философского знания.
2. Древняя предфилософия (Китай, Индия).
3. Античная философия.
4. Средневековая философия.
5. Философия эпохи Возрождения
Занятие 2. Становление философии Нового времени и современной зарубежной философии
1. Философия Нового времени в ХУ1-ХУП вв.
2. Философия Просвещения.
3. Немецкая классическая философия.
4. Марксизм.
5. Зарубежная философия XIX- XX вв. Рационализм и Иррационализм.
6. Позитивизм и его эволюция.
7.Экзистенциальная философия.
8. Философия постмодернизма.
Занятие 3. Русская философия
1. Возникновение русской философии, её специфика и основные этапы развития.
2. Древнерусский период в развитии отечественной философии, его черты, особенности и основные парадигмы философствования.
3. Русская философия в XVIII веке.
4. Русская философия в XIX – нач.XX вв. Полифония мысли.
5. XX век: советский период в развитии философии.
6. Русская философская мысль в постсоветский России.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
1. Проблема бытия в философии. Бытие как исходная категория философского мышления.
2. Бытие и материя. Становление понятия «материя» в истории науки и философии.
3. Движение, пространство и время.
4. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии, религии и науке.
5. Материалистическая концепция сознания. Теория отражения.
6. Идеалистическая концепция сознания. Учение об активности духа.
7. Сознание и мышление. Мышление и язык. Творческая природа мышления.
8. Сознание и информация.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
1. Диалектикак как учение о развитии. Исторические формы диалектики.
2. Система категорий и законы диалектики. Основные законы диалектики.
3. Диалектика количества и качества, сущности и явления, содержания и формы, причины и следствия, как выражение универсальных характеристик развития.
4. Системный характер развития и его отражение в категориях: целое и часть, внутреннее и внешнее, простое и сложное, структура и функция, элемент и система.
5. Синергетическая концепция развития. Функциональная связь и понятие коэволюции.
6. Единство и специфика синергетического и диалектического подходов к пониманию развития. Каузальность, необходимость и случайность в концепциях развития.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Занятие 1. Познание как проблема философии
1. Факторы становления гносеологии как теории познания.
2. Проблема субъекта и объекта познания. Модели субъект-объектных отношений.
3. Проблема знания и его типы. Знание и вера.
4. Проблема источника знания.
5. Проблема познаваемости мира.
6. Проблема истины в философии. Концепции истины и ее критерии.
Занятие 2. Познание и наука
1. Наука как знание, деятельность и социальный институт.
2. Научное и вненаучное знание.
3. Специфика научного познания.
4. Уровни и формы научного познания.
5. Философские основания науки.
6. Роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Занятие 1. Природа как предмет философского осмысления.
1. Особенности социально-философского знания.
2. Понятие природы. Живая и неживая природа, их различие и взаимосвязь.
3.Философские концепции взаимосвязи природы и общества.
4. Географические и демографические факторы развития общества. Географический детерминизм и неомальтузианство.
5. Противоречия в системе «общество-природа», их основы и возможные пути разрешения.
6. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности.
Занятие 2. Общество как система: основы философского анализа.
1. Философское понимание общества. Общество как система, его сферы и структура.
2. Экономическая жизнь общества. Материальное производство и его структура.
3. Социальная и социально-классовая структура общества. Исторические формы общности людей.
4. Политическая сфера жизни общества.
5. Государство, его происхождение, сущность, признаки, функции.
6. Духовная жизнь общества. Общественное сознание в структуре духовной жизни общества.
7. Основные формы общественного сознания и их взаимосвязь.
8. Исторический процесс и критерии периодизации: формационный и цивилизационный подходы к анализу механизмов общественного развития.
Занятие 3. Культура и цивилизация.
1. Философское понимание культуры.
2. Структура и основные элементы культуры.
3. Традиции и новаторство как важнейшие составляющие культурного творчества.
4. Культура и искусство.
5. Культура и религия.
6. Культура и цивилизация: сходство и различие.
7. Техника как феномен бытия цивилизации, её влияние на развитие общества.
8. Современная цивилизация, её особенности и противоречия.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
1. Проблема человека в философии. Специфика философского подхода к изучению человек.
2. Проблема антропосоциогенеза в философии.
3. Человек как био-социо-культурная цельность. Духовная сущность человека.
4. Самоценность и смысл человеческой жизни. Проблема жизни-смерти-бессмертия в духовном опыте человечества.
5. Философское определение понятий «индивид», «индивидуальность», «человек», «личность».
6. Личность и ценности.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Тема 2. Исторические типы философии
Тема 3. Учение о бытии
Тема 4. Философские концепции развития
Тема 5. Теория познания
Тема 6. Социальная философия
Тема 7. Философское учение о человеке /Ср/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестов для входного и текущего контроля, вопросов к семинарам, реферата (доклада, развернутого эссе), аттестации в форме зачета.
1. Кто впервые рассматривает философию как особую область теоретического знания?
а) Аристотель
б) Пифагор
в) Платон
2. Какая функция философии проявляется в разработке принципов и методов познания?
а) методологическая
б) критическая
в) мировоззренческая
3.Онтология – это
а) учение о человеке
б) учение об обществе
в) учение о бытии
4.Что такое диалектика как философский метод?
а) метод, рассматривающий предметы и явления в их всеобщем развитии и всеобщей связи
б) метод истолкования текстов
в) метод, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные
5. Подражание рациональному познанию характерно для
а) мифологии
б) паранауки
в) искусства
6. Общество представляет собой
а) целое с интегрированными в нем частями
б) объединение живых существ
в) сумму людей
7. В чём состоит отличие философии от науки?
а) экзистенциальная направленность знания
б) проверяемость знания опытным путём
в) рационально-логические методы исследования
8.Выделите признак, необходимый для философского мировоззрения
а) конкретность
б) наглядность
в) абстрактность
9. Гносеология – это
А) учение о познании
Б) Учение об обществе
В) учение о ценностях
10. Кому из философов принадлежит данное выражение: “Знание-это сила”:
а) Бэкону
в) Гегелю
г) Декарту
Критерии оценки (баллы/оценка)
92-100 Отлично
76-91 Хорошо
61-75 Удовлетворительно
Менее 61 Неудовлетворительно
Примерные тесты для текущего контроля
1. Сторонником какого познавательного принципа был Р. Декарт?
а) рационализма
б) эмпириокритицизма
2. Какой из перечисленных философов не имел отношение к эпохе Просвещения?
А) Д. Дидро
Б) Т. Гоббс
В) В. Шеллинг
3. Понятие «трансцендентный» означает
а) сверхчувственный
б) идеальный
в) наглядный
4. Что Г. Гегель считал источником развития?
а) экономику
б) борьбу противоположностей
в) природу
5. Основатель и теоретик материалистического понимания истории в области социальной теории
а) К. Маркс
б) А. Камю
в) Н. Маккиавелли
6. Философская установка, отличительной чертой которой является абсолютная уверенность в способности науки решать все социальные проблемы
а) детерменизм
б) сциентизм
в) рационализм
7. На основе какого философского общества возник логический позитивизм
а) Лондонское позитивистское общество
б) Берлинское общество эмпирической философии
в) Венский кружок
8. Философское направление, изучающее реальное существование человека, его субъективность и предназначение
а) феноменология
б) экзистенциализм
в) постмодернизм
9. Первым древнерусским философом принято называть
а) Нила Сорского
б) митрополита Иллариона
в) А. Радищева
10. Два направления русской общественной и философской мысли: славянофильство и западничество сформировались в
а) XIX в.
б) XX в.
в) XVII в.
Критерии оценки (баллы/оценка)
92-100% Отлично
76-91% Хорошо
61-75 % Удовлетворительно
Менее 61% Неудовлетворительно
Вопросы к семинарам
Тема. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Занятие 1.Философия и мировоззрение.
1. Базовые характеристики философии. Контексты понятия «философия».
2. Мировоззрение: понятие, свойства, структура.
3. Исторические типы мировоззрения: религия, наука, мифология, искусство.
4. Природа и характер философского мировоззрения, его отличие от иных типов мировоззрения.
Занятие 2. Философия и наука.
1. Философия и наука. Взаимосвязь философии и частнонаучных знаний.
3. Предмет и круг проблем философии.
4. Методы философии.
5. Структура философского знания.
6. Функции философии. Философия в системе культуры, её роль в обществе.
Тема. Исторические типы философии
Занятие 1. Эволюция философского знания от античности до Нового времени
1. Особенности историко-философского знания.
2. Древняя предфилософия (Китай, Индия).
3. Античная философия.
4. Средневековая философия.
5. Философия эпохи Возрождения
Занятие 2. Становление философии Нового времени и современной зарубежной философии
1. Философия Нового времени в ХУ1-ХУП вв.
2. Философия Просвещения.
3. Немецкая классическая философия.
4. Марксизм.
5. Зарубежная философия XIX- XX вв. Рационализм и Иррационализм.
6. Позитивизм и его эволюция.
7.Экзистенциальная философия.
8. Философия постмодернизма.
Занятие 3. Русская философия
1. Возникновение русской философии, её специфика и основные этапы развития.
2. Древнерусский период в развитии отечественной философии, его черты, особенности и основные парадигмы философствования.
3. Русская философия в XVIII веке.
4. Русская философия в XIX – нач.XX вв. Полифония мысли.
5. XX век: советский период в развитии философии.
6. Русская философская мысль в постсоветский России.
Тема 3.Учение о бытии
1. Проблема бытия в философии. Бытие как исходная категория философского мышления.
3. Бытие и материя. Становление понятия «материя» в истории науки и философии.
4. Движение, пространство и время.
5. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии, религии и науке.
6. Материалистическая концепция сознания. Теория отражения.
7. Идеалистическая концепция сознания. Учение об активности духа.
8. Сознание и мышление. Мышление и язык. Творческая природа мышления.
9. Сознание и информация.
Тема 4. Философские концепции развития
1. Диалектикак как учение о развитии. Исторические формы диалектики.
2. Система категорий и законы диалектики. Основные законы диалектики.
3. Диалектика количества и качества, сущности и явления, содержания и формы, причины и следствия, как выражение универсальных характеристик развития.
4. Системный характер развития и его отражение в категориях: целое и часть, внутреннее и внешнее, простое и сложное, структура и функция, элемент и система.
5. Синергетическая концепция развития. Функциональная связь и понятие коэволюции.
6. Единство и специфика синергетического и диалектического подходов к пониманию развития. Каузальность, необходимость и случайность в концепциях развития.
Тема. Теория познания
Занятие 1. Познание как проблема философии
1. Факторы становления гносеологии как теории познания.
2. Проблема субъекта и объекта познания. Модели субъект-объектных отношений.
3. Проблема знания и его типы. Знание и вера.
4. Проблема источника знания.
5. Проблема познаваемости мира.
6. Проблема истины в философии. Концепции истины и ее критерии.
Занятие 2. Познание и наука
1. Наука как знание, деятельность и социальный институт.
2. Научное и вненаучное знание.
3. Специфика научного познания.
4. Уровни и формы научного познания.
5. Философские основания науки.
6. Роль науки в современном обществе. Сциентизм и антисциентизм.
Тема. Социальная философия
Занятие 1. Природа как предмет философского осмысления.
1. Особенности социально-философского знания.
2. Понятие природы. Живая и неживая природа, их различие и взаимосвязь.
3. Философские концепции взаимосвязи природы и общества.
4. Географические и демографические факторы развития общества. Географический детерминизм и неомальтузианство.
5. Противоречия в системе «общество-природа», их основы и возможные пути разрешения.
6. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности.
Занятие 2. Общество как система: основы философского анализа.
1. Философское понимание общества. Общество как система, его сферы и структура.
2. Экономическая жизнь общества. Материальное производство и его структура.
3. Социальная и социально-классовая структура общества. Исторические формы общности людей.
4. Политическая сфера жизни общества.
5. Государство, его происхождение, сущность, признаки, функции.
6. Духовная жизнь общества. Общественное сознание в структуре духовной жизни общества.
7. Основные формы общественного сознания и их взаимосвязь.
8. Исторический процесс и критерии периодизации: формационный и цивилизационный подходы к анализу механизмов общественного развития.
Занятие 3. Культура и цивилизация.
1. Философское понимание культуры.
2. Структура и основные элементы культуры.
3. Традиции и новаторство как важнейшие составляющие культурного творчества.
4. Культура и искусство.
5. Культура и религия.
6. Культура и цивилизация: сходство и различие.
7. Техника как феномен бытия цивилизации, её влияние на развитие общества.
8. Современная цивилизация, её особенности и противоречия.
Тема. Философское учение о человеке
1. Проблема человека в философии. Специфика философского подхода к изучению человек.
2. Проблема антропосоциогенеза в философии.
3. Человек как био-социо-культурная цельность. Духовная сущность человека.
4. Самоценность и смысл человеческой жизни. Проблема жизни-смерти-бессмертия в духовном опыте человечества.
5. Философское определение понятий «индивид», «индивидуальность», «человек», «личность».
6. Личность и ценности.
Критерии оценки:
Оценка "отлично" (91-100%) выставляется за ответ, который носит самостоятельный характер, основан на использовании лекций, основной и дополнительной литературы , современных исследованиях (монографии, научные статьи в сборниках и периодической печати), содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами. Обучающийся уверенно владеет понятийным аппаратом, дает ответы на дополнительные вопросы исчерпывающего характера, рецензирует ответы, , стремится к развитию дискуссии.
Оценка "хорошо" (76-90%) выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях ответ при наличии небольших недочетов в его содержании и выводах. Обучающийся дает ответы на дополнительные вопросы , но не исчерпывающего характера, владеет понятийным аппаратом, стремится к развитию дискуссии.
Оценка "удовлетворительно" (61-75%) выставляется за ответ, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы, содержатся ошибки принципиального характера.
Оценка "неудовлетворительно" (менее 61%) выставляется за ответ, который не носит самостоятельного характера, не соответствует предъявляемым требованиям.
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Особенности философского мировоззрения.
2. Понятие философии, её предмет и круг проблем.
3. Функции философии. Роль философии в культуре.
4.Основные методы философии.
5. Философия и наука. Взаимосвязь философии и специальных наук. Специфика и структура философского знания.
6. Античная философия: характерные черты, этапы развития, основные школы, проблематика.
7. Классическая античная философия. Сократ. Платон. Аристотель.
8. Философия Средневековья: основные особенности, этапы развития, проблематика.
9. Характерные черты философии Нового времени. Проблема метода познания. Эмпиризм и рационализм.
10. Философия И. Канта.
11. Философская система и диалектический метод Гегеля.
12. Философские идеи эпохи Просвещения.
13. Марксистская философия. Формирование и развитие философии диалектического материализма.
14. Позитивизм и его эволюция.
15. Экзистенциализм, его сущность и разновидности.
16. Основные этапы развития и особенности русской философии.
17. Бытие как исходная философская категория. Основные формы бытия.
18. Формирование понятия материи в истории науки и философии.
19. Пространство и время как важнейшие атрибуты бытия.
20. Понятие сознания. Решение проблемы сознания в истории философии.
21. Концепция сознания как продукта природы и общественного развития. Взаимосвязь языка и мышления.
22. Диалектика как учение о развитии. Исторические формы диалектики. Синергетический и диалектический подходы к развитию.
23. Закон. Виды и функции законов. Законы диалектики.
24. Понятие категорий в философии, их свойства, функции и способы использования.
25. Категории философии: часть и целое, элемент и система, структура и функция.
26. Категории философии: вещь/свойство, вещь/событие, причина и следствие; сущность и явление, содержание и форма.
27. Категории философии: необходимость и случайность; возможность и действительность, единичное/особенное/общее.
28. Гносеология: факторы становления и особенности гносеологической проблематики.
29. Познание как проблема философии. Основные уровни и формы познания.
30. Проблема субъекта и объекта познания. Основные модели субъект-объектных отношений.
31. Проблема истины в философии и науке. Критерии истинности знания.
32. Наука и научное познание. Структура научного познания, его уровни, формы и методы.
33. Проблема познаваемости мира. Агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм
34. Проблема знания и его типы.
35. Философское понятие общества. Общество как система. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
36. Географический и демографический факторы общественного развития. Географический детерминизм и неомальтузианство.
37. Учение об общественно-экономической формации и его альтернативы.
38. Материальное производство: его структура и роль в общественном развитии.
39. Общественное сознание, его структура и роль в историческом процессе.
40. Политическая сфера жизни общества.
41. Государство, его происхождение и сущность.
42. Социальная и социально-классовая структура общества. Исторические формы общности людей.
43. Политическое и правовое сознание.
44. Нравственное сознание как регулятор человеческой деятельности.
45. Философское понимание культуры.
46. Искусство как специфическая форма общественного сознания.
47. Философское определение религии. Типы религий или основные религиозные формы.
48. Сущность философской антропологии. Основные концепции человека в философии.
49. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность и общество.
50. Глобальные проблемы современности, их классификация и пути решения.
Критерии оценки на зачете
«Зачтено», пороговый уровень. Обучающийся знает основной программный материал, частично умеет его использовать в учебных целях, владеет умениями и навыками выполнения заданий, предусмотренных рабочей программой. Может ответить на теоретические вопросы по материалам учебной дисциплины. Допускаются не более 3 ошибки в ответах.
«Незачтено», уровень не сформирован. Обучающийся не знает основной программный материал, не умеет его использовать в учебных целях, не владеет умениями и навыками выполнять задания, предусмотренные рабочей программой.
Обязательным условием успешной аттестации является посещение лекционных занятий, навык аналитической работы с первоисточниками, монографиями, статьями, а также умение свободно использовать лекционный материал, учебную и справочную литературу для аргументации и самостоятельных выводов.
Дополнительным условием выставленной оценки является: а) систематическая активная работа обучающихся на лекционных занятиях; б) если во время текущего контроля обучающийся вовремя предоставляет практические задания, предусмотренные учебной программой дисциплины и имеет хорошие успехи при их выполнении.
Лекция - это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины. Лекция – особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у обучающихся, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Методические указания по подготовке к семинарским/практическим занятиям
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию. Цель занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса.
Практические занятия по «Философии» предполагают улучшить общекультурную и профессиональную подготовку студентов, сформировать навыки аналитического мышления, расширить интеллект, познакомить студентов с письменными источниками в области философии, разъяснять теоретические и практические вопросы дисциплины с точки зрения их значимости для профессиональной деятельности будущих специалистов, оппонировать по теоретическим сообщениям, комментировать источниковую базу дисциплины. Занятия направлены на использование студентами знаний в учебных условиях и на овладение языком изучаемой науки. Практические занятия прививают будущему специалисту навыки содержательных устных выступлений, умение составлять план выступления, подбирать нужную литературу, давать чёткие и ясные ответы на поставленные вопросы, решать интеллектуальные задачи, уметь обобщать, аргументировать и формулировать выводы.
Самостоятельная работа студентов начинается с изучения плана практических занятий. В плане занятия обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, формы работы.
По формам и способам проведения различаются следующие практические занятия: выступления студентов с последующим обсуждением, защита рефератов и докладов, развернутая беседа, решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; коллоквиум; работа по дополнительным заданиям, комментирование актуальных проблем современного философского знания, составление таблиц, тестирование и т. д. Формы практического занятия призваны способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем тем, вопросов, обеспечить наибольшую творческую активность студентов, решение познавательных и воспитательных задач.
Вопросы, выдвинутые на рассмотрение должны соответствовать определённым критериям: охватывать содержание темы; быть проблемными, побуждать студентов работать с учебной и научной литературой. Работу над основными вопросами целесообразно начинать с прочтения лекций или учебника с тем, чтобы в целом охватить тему. Дополнить подготовку по
При изложении материала необходимо осветить постановку обсуждаемого вопроса и попытки его решения в истории философского знания, показать современную трактовку. При этом следует акцентировать внимание на определении, раскрытии сущности основных понятий, принципов, методов фигурирующих в материале. Неплохо, если по теоретическим сообщениям будет происходить развёрнутое оппонирование: высказано собственное аргументированное мнение по данному вопросу, своё отношение к нему. В заключение необходимо сделать обобщения и выводы, вытекающие из содержания изложенного материала.
В организационно-методическом плане важным элементом является правильное распределение времени по вопросам и выступлениям. Соблюдение регламента выступления приучает к умению отбирать наиболее существенное в материале. Отказ отвечать на занятии, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой.
По окончании занятия рекомендуется подводить развёрнутые итоги с аргументированием выставления тех или иных оценок. Практическое занятие позволяет определить глубину усвоения материала на теоретическом и практическом уровнях. Необходимо заблаговременно вручить студентам план следующего занятия, определить их роль, цель, задачи, указать литературу.
Учебная литература
Учебная литература представлена учебниками и учебными пособиями. Учебник – это книжное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (её раздел, часть), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Материал учебника может быть использован при подготовке к семинарским занятиям, промежуточному и итоговому контролю по изучаемой дисциплине. Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, офи¬циально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие содержит в краткой форме материал всего курса и необходимо при подготовке к тестированию и экзамену. При выборе учебника и учебного пособия необходимо руководствоваться рекомендациями преподавателя и тематическим списком учебной литературы, приведенным в методических указаниях.
Первоисточники
К первоисточникам следует отнести оригинальные или переводные тексты. Изучение первоисточников следует начинать с выявления исторических условий создания работы. Об этом можно прочитать в предисловии, примечаниях.
Далее следует познакомиться со структурой работы в целом, опираясь на название глав и параграфов. Приступая к чтению текста, следует ставить перед собой следующие задачи: вычленить и изучить основные и главные теоретические выводы, полученные автором произведения; выявить значение главных теоретических понятий, найти у автора или в справочной литературе по юриспруденции их определения. Из этих рекомендаций следуют определённые требования, предъявляемые к составлению конспекта.
Научная литература
Научная литература может быть представлена монографией; сборником научных статей; научным периодическим изданием. Монография - книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам Изучение научной литературы следует начинать с базы данных информационно-справочных и поисковых систем. В базе данных можно найти автора книги, статьи, журнала согласно тематике исследования. Получив интересующую книгу, нужно выявить её структуру и содержание по оглавлению, уяснить цель и смысл написания произведения. Далее начинается чтение определённых глав и параграфов с выписыванием основных идей автора. При чтении неизбежно возникают вопросы, их следует также фиксировать. Исследование монографии является творческим, индивидуальным процессом, однако общим требованием выступает стремление выявить сущность рассматриваемой проблемы, своё личное отношение к позиции автора и его произведению.
Интернет-ресурсы
Согласно новой образовательной парадигме независимо от содержания и характера работы любой начинающий специалист должен уметь пользоваться новыми технологиями и извлекать их них материалы для формирования компетенций и навыков. Речь должна идти о грамотном использовании новых технологий. Необходимо чётко отличать сбор тех или иных материалов для собственной работы от перепечатки и выдачи за свой чужого реферата. С этой целью преподаватель вправе потребовать от студента не только план работы, но и постановку проблемы, цели, задач исследования. Преподаватель выясняет знание студентом исходных материалов, например, книг, указанных в библиографическом списке. И если студент не умеет выделить актуальность, сформулировать цель и задачи, проблему, не знает использованных книг и статей, а также не может объяснить сделанные в реферате выводы и обоснования, то работа оценивается минусовой оценкой.
Методические указания по подготовке и написанию реферата
1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской)
2.Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача которой состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.
3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;
б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;
д)общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4.Работа над рефератом включает ряд этапов:
а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.
•В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).
•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5.Оформление реферата.
а)титульный лист;
б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Развернутое философское эссе – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на теоретических размышлениях и научных данных, а не быть повседневно-обыденными и голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться.
Образец оформления титульного листа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Кафедра права, философии и социологии
Реферат по дисциплине «Философия»
Название темы
Философия Сократа
Исполнитель: фамилия, имя,
отч-во (полностью),
факультет, № группы
Научный консультант:
фамилия, инициалы.
Горно-Алтайск (год)
Методические указания по подготовке к зачету
Изучение дисциплины «Философия» завершается сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.
В период подготовки обучающиеся вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только закрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка включает в себя три этапа:
- аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;
- непосредственная подготовка в дни, предшествующие проверке знаний по темам дисциплины;
- подготовка к ответу на вопросы дисциплины;
Литература для подготовки рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе дисциплины.
Основным источником подготовки является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются информацией, которая в силу тех или иных причин не вошла в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки обучающимся необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.
Контроль проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам дисциплины дается 30 минут.