(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой И.о. зав.каф. Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой И.о. зав.каф. Богданова Рада Александровна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав.каф. Богданова Рада Александровна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав.каф. Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав.каф. Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
собеседование,
вопросов к экзамену,
реферат.
собеседование,
вопросов к экзамену,
реферат.
собеседование,
вопросов к экзамену,
реферат.
собеседование,
вопросов к экзамену,
реферат.
собеседование,
вопросов к экзамену,
реферат.
собеседование,
вопросов к экзамену,
реферат.
собеседование,
вопросов к экзамену,
реферат.
собеседование,
вопросов к экзамену,
реферат.
собеседование,
вопросов к экзамену,
реферат.
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестов, собеседования, вопросов к экзамену и тем рефератов.
1. Что понимается под «электрическим током»?
а) графическое изображение элементов.
б) это устройство для измерения ЭДС.
в) упорядоченное движение заряженных частиц в проводнике.+
г) беспорядочное движение частиц вещества.
д) совокупность устройств предназначенных для использования электрического сопротивления.
2. Как называется устройство, которое состоит из двух проводников любой формы, разделенных диэлектриком
а) электреты
б) источник
в) резисторы
г) реостаты
д) конденсатор+
3. Какое устройство состоит из катушки и железного сердечника внутри ее?
а) трансформатор
б) батарея
в) аккумулятор
г) реостат
д) электромагнит+
4. Единица измерения потенциала точки электрического поля…
а) Ватт
б) Ампер
в) Джоуль
г) Вольт+
д) Ом
5. Что такое диполь?
а) два разноименных электрических заряда, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга.+
б) абсолютная диэлектрическая проницаемость вакуума.
в) величина, равная отношению заряда одной из обкладок конденсатора к напряжению между ними.
г) выстраивание диполей вдоль силовых линий электрического поля.
д) устройство, состоящее из двух проводников любой формы, разделенных диэлектриком.
6. Как звучит закон Джоуля – Ленца?
а) работа производимая источникам, равна произведению ЭДС источника на заряд, переносимый в цепи.
б) определяет зависимость между ЭДС источника питания, с внутренним сопротивлением.
в) пропорционален сопротивлению проводника в контуре алгебраической суммы.
г) количество теплоты, выделяющейся в проводнике при прохождении по нему+ электрического тока, равно произведению квадрата силы тока на сопротивление проводника и время прохождения тока через проводник.
д) прямо пропорциональна напряжению на этом участке и обратно пропорциональна его сопротивлению.
7. Что такое резистор?
а) графическое изображение электрической цепи показывающие порядок и характер соединений элементов;
б) совокупность устройств предназначенного для прохождение электрического тока обязательными элементами;+
в) порядочное движение заряженных частиц, замкнутом контуре, под действием электрического поля;
г) элемент электрической цепи, предназначенный для использования его электрического сопротивления;
д) работа, совершаемая единицу времени или величина, численно равняя скорости преобразования энергий.
8. Как называется физическая величина, которая характеризует быстроту совершения работы?
а) работа
в) мощность+
г) сопротивления
д) нет правильного ответа.
9. Сила тока в электрической цепи 2 А при напряжении на его концах 5 В. Каково сопротивление проводника?
а) 10 Ом
б) 0,4 Ом
в) 2,5 Ом+
г) 4 Ом
д) 0,2 Ом
10. Кто был первым человеком, который подробно изучил явления в электрических цепях?
а) Майкл Фарадей
б) Джемс Максвелл
в) Георг Ом+
г) Михаил Ломоносов
д) Шарль Кулон
11. Как называются диэлектрики,которые длительное время сохраняют поляризацию после устранения внешнего электрического поля?
а) сегнетоэлектрики
б) электреты+
в) потенциал
г) пьезоэлектрический эффект
д) электрический емкость
12. Электрическая цепь это:
а) это устройство для измерения ЭДС.
б) графическое изображение электрической цепи, показывающее порядок и характер соединение элементов.
в) упорядоченное движение заряженных частиц в проводнике.
г) совокупность устройств, предназначенных для прохождения электрического тока.+
д) совокупность устройств предназначенных для использования электрического сопротивления.
13. Какие вещества почти не проводят электрический ток.
а) диэлектрики+
б) электреты
в) сегнетоэлектрики
г) пьезоэлектрический эффект
д) диод
14. Какие из данных частиц имеют наименьший отрицательный заряд?
а) электрон+
б) протон
в) нейтрон
г) антиэлектрон
д) нейтральный
15. Что такое участок цепи?
а) часть цепи между двумя узлами;
б) замкнутая часть цепи;
в) графическое изображение элементов;
г) часть цепи между двумя точками;+
д) элемент электрической цепи, предназначенный для использование электрического сопротивления.
16. Сила тока в проводнике…
а) прямо пропорционально напряжению на концах проводника+
б) прямо пропорционально напряжению на концах проводника и его сопротивлению
в) обратно пропорционально напряжению на концах проводника
г) обратно пропорционально напряжению на концах проводника и его сопротивлению
д) электрическим зарядом и поперечное сечение проводника
17. Что такое потенциал точки?
а) это разность потенциалов двух точек электрического поля.
б) это абсолютная диэлектрическая проницаемость вакуума.
в) называют величину, равная отношению заряда одной из обкладок конденсатора к напряжению между ними.
г) называют устройство, состоящее из двух проводников любой формы, разделенных диэлектриком.
д) называют работу, по перемещению единичного заряда из точки поля в бесконечность.+
18. Кто в 1820 году открыл, что электрический ток связан с магнитным полем?
а) Майкл Фарадей
б) Ампер Андре
в) Максвелл Джеймс
г) Эрстед Ханс+
д) Кулон Шарль
19. Что относится к магнитным материалам?
а) алюминий
б) железо
в) медь+
г) кремний
д) все ответы правильно
20. Что такое электрический ток в металлах?
а) беспорядочное движение заряженных частиц
б) движение атомов и молекул.
в) движение электронов.
г) направленное движение свободных электронов.+
д) движение ионов.
Фонд тестовых заданий для прохождения текущего контроля
1. Кто впервые глубоко и тщательно изучил явления в электрических цепях:
а) Фарадей
б) Максвелл
в) Георг Ом +
2. Как называется часть цепи между двумя точками:
а) ветвь
б) участок цепи +
в) контур
3. Сила тока в проводнике:
а) прямо пропорционально напряжению на концах проводника +
б) обратно пропорционально напряжению на концах проводника
в) обратно пропорционально напряжению на концах проводника и его сопротивлению
4. Какую энергию потребляет из сети электрическая лампа за 2 часа, если ее сопротивление 440 Ом, а напряжение сети 220 В:
а) 240 Вт/ч
б) 220 Вт/ч +
в) 340 Вт/ч
5. Потенциал точки это:
а) разность потенциалов двух точек электрического поля
б) абсолютная диэлектрическая проницаемость вакуума
в) называют работу, по перемещению единичного заряда из точки поля в бесконечность +
6. Носители заряда:
а) электроны
б) отрицательные ионы
в) положительные ионы
г) все из перечисленного +
7. Где используется тепловое действие электрического тока:
а) в электроутюгах +
б) в электродвигателях
в) в генераторах
8. Источник электроэнергии, который выдает переменный ток:
а) гальваническая батарейка
б) аккумулятор
в) сеть 220 +
9. Как соединены устройства потребления электрической энергии в квартире:
а) последовательно
в) и так, и так
10. При измерении силы тока амперметр включают в цепь:
а) последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют +
б) параллельно с источником тока
в) параллельно с тем прибором, силу тока в котором измеряют
11. Что такое электрический ток в металлах?
а) беспорядочное движение заряженных частиц
б) движение атомов и молекул.
в) движение электронов.
г) направленное движение свободных электронов.+
д) движение ионов.
12. Что такое резистор?
а) графическое изображение электрической цепи показывающие порядок и характер соединений элементов;
б) совокупность устройств предназначенного для прохождение электрического тока обязательными элементами;+
в) порядочное движение заряженных частиц, замкнутом контуре, под действием электрического поля;
г) элемент электрической цепи, предназначенный для использования его электрического сопротивления;
д) работа, совершаемая единицу времени или величина, численно равняя скорости преобразования энергий.
13. Какое действие оказывает электрический ток оказывает на проводник?
а) тепловое+
б) радиоактивное
в) магнитное+
г) физическое
д) все ответы правильны
14. От чего зависит сопротивление тела человека электрическому току?
а) роста человека
б) массы человека
в) силы тока+
г) физического состояния человека
д) не зависть
15. Закон Ома выражается следующей формулой:
а) U = R/I
б) U = I/R
в) I = U/R+
г) R=I/U
д) I= E/ (R+r)
16. Определить количество теплоты, выделенное в нагревательном приборе в течение 0,5 ч, если он включен в сеть напряжением 110 В и имеет сопротивление 24 Ом.
а) 350 000 Дж
б) 245 550 Дж
в) 907 500 Дж+
г) 45 кДж
д) 330 000 Дж
17. При последовательном соединении конденсатов …..=const
а) напряжение
б) заряд+
в) ёмкость
г) индуктивность
д) А, В.
18. Расстояние между пластинами плоского конденсатора увеличили в два раза. Что произойдет с жлектрической ёмкостью?
а) уменьшиться+
б) увеличится
в) не изменится
г) недостаточно данных
д) уменьшиться и увеличиться
19. Ёмкость конденсатора С=10 мФ; заряд конденсатора q=4* Кл. Вычислить напряжение на обкладках.
а) 0,4 В;
в) 4∙ В;
г) 4∙ В;
д) 0,04 В.
20. За 2 ч при постоянном токе был перенесён заряд в 180 Кл. Вычислите силу тока.
а) 180 А
б) 90 А
в) 360 А
г) 0,025 А
д) 1 А+
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студентам, если отвечено на 95-100% вопросов;
- оценка «хорошо» выставляется студентам, если отвечено на 75-90% вопросов;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, если отвечено на 60% вопросов;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, если отвечено менее 60% вопросов;
Вопросы для самостоятельного изучения
1.Электрическая цепь. Электрический ток и напряжение. Элементы электрической цепи. Источники ЭДС и тока
2.Законы Кирхгофа. Формулы преобразования треугольника в звезду и обратно. Баланс мощностей.
3.Магнитное поле. Магнитный поток. Напряженность магнитного поля. Закон электромагнитной индукции.
4.Самоиндукция. Взаимная индукция. Магнитные цепи.
5.Переменный ток. Получение переменной ЭДС. Принцип действия генератора переменного тока.
6.Векторная диаграмма. Средняя и действующая значения переменного тока и напряжения.
7.Цепи переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью и ёмкостью.
8.Цепи переменного тока с последовательным соединением.
9.Цепи переменного тока с параллельным соединением.
10.Резонанс напряжений. Последовательный колебательный контур.
11.Резонанс токов. Параллельный колебательный контур.
12.Вращающееся магнитное поле.
13.Устройство и принцип действия асинхронного двигателя.
14.Однофазный асинхронный двигатель. Синхронный генератор.
15.Устройство и принцип работы машин постоянного тока.
16.Генаратор постоянного тока с независимым возбуждением и с самовозбуждением.
17.Двигатель постоянного тока.
18.Трансформаторы. Формула трансформаторной ЭДС. Принцип действия однофазного трансформатора.
19.Электроизмерительные приборы. Электроприбора непосредственной оценки.
20.Электроприбора магнитоэлектрической и электромагнитной систем.
21.Электроприборы электродинамической системы. Измерение напряжения и мощности.
1 Преимущества производства и распределения электроэнергии в виде переменного трехфазного электрического тока
2 Преобразование электроэнергии в тепловую энергию в приборах бытового значения
3 Токовая нагрузка проводов и защита от нагрузок
4 Мощность переменного тока и потери электроэнергии. Повышение коэффициента мощности
5 Резонанс в целях переменного тока и его роль в безопасности энергоснабжения
6 Трансформаторы переменного тока; их виды и технические характеристики
7 Асинхронные двигатели переменного тока, их преимущества и недостатки, возможности применения в электроприводе бытовой техники
8 Синхронные двигатели переменного тока, их применение в бытовых приборах
9 Коллекторные двигатели, их типы и способы управления
10 Устройства управления в цепях переменного тока: реле, пускатели, устройства защиты от перегрузок
11 Электронные лампы с электростатическим и магнитным управлением: электроннолучевые трубки, магнетроны
13 Полупроводниковые приборы: диоды, транзисторы, светодиоды, фотодиоды
14 Электронные усилители, их применение в бытовой аудио и видеотехнике
15 Электронные генераторы, их применение в устройствах звуковой охранной сигнализации
Критерии оценки:
– «Зачтено», повышенный уровень: работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению.
«Зачтено», пороговый уровень: основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении.
«Не зачтено», уровень не сформирован: тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы, работа списана; реферат студентом не представлен.
1. Законы постоянного тока. Закон Ома. Закон Джоуля-Ленца.
2. Правила Кирхгофа. Правила сложения сопротивлений
3. Метод контурных токов
4. Метод наложения
5. Цепи переменного тока. Преимущества цепей переменного тока перед цепями постоянного тока. Действующее, амплитудное и эффективные значения.
6. Закон Ома для амплитуд. Импеданс. Активное и реактивное сопротивление.
7. Конденсатор в цепи переменного тока. Зависимость емкостного сопротивления от частоты.
8. Активная, полная и реактивная мощность. Треугольник мощностей.
9. Трехфазные цепи. Генерация трехфазного тока. Преимущества трехфазных цепей перед однофазными.
10. Соединение треугольником.
11. Соединение звездой. Соотношение между фазными и линейными напряжениями
12. Магнитные свойства ферромагнетиков
13. Магнитные цепи. Магнитное сопротивление. Магнитный поток. Магнитодвижущая сила.
14. Устройство и принцип действия трансформатора. Трансформаторная ЭДС. Соотношение токов и напряжений в первичной и вторичной обмотках
15. Схема замещения трансформатора
16. Опыт холостого хода. Опыт короткого замыкания
17. Внешняя характеристика трансформатора
18. Потери в трансформаторе. КПД и его зависимость от коэффициента нагрузки.
19. Параллельная работа трансформаторов.
20. Устройство и принцип действия асинхронного двигателя. Скольжение.
21. Схема замещения асинхронного двигателя. Опыты короткого замыкания и холостого хода.
22. Зависимость момента двигателя от скольжения. Устойчивый и неустойчивый режимы. Критическое скольжение. Режимы генератора и электромагнитного тормоза.
23. Рабочие характеристики асинхронного двигателя
24. Пуск асинхронного двигателя
25. Устройство и принцип действия машины постоянного тока. Момент двигателя. ЭДС машины постоянного тока.
26. Коммутация в машинах постоянного тока
27. Реакция якоря и методы борьбы с ней
28. Генератор постоянного тока с независимым возбуждением
29. Генератор постоянного тока с параллельным возбуждением
30. Генератор постоянного тока с последовательным возбуждением
31. Генератор постоянного тока со смешанным возбуждением
32. Двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением
33. Двигатель постоянного тока с последовательным возбуждением
34. Устройство и принцип действия синхронной машины. Генерация переменного тока при помощи синхронных машин
35. Синхронная машина в цепи большой мощности
36. U-образная характеристика синхронной машины
37. Типы проводимости полупроводников. p-n -переход и его выпрямляющие свойства.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» (повышенный уровень):
2) Подтверждает примерами теоретический материал.
3) Если ответил на два вопроса и без подсказки безошибочно выполнил практическое задание, относящееся ко второму вопросу билета.
- оценка «хорошо» (пороговый уровень):
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, умеет правильно оценить полученные результаты расчетов или эксперимента. В ответе студент допускает неточности фактического и теоретического плана, однако может исправить их при уточнении преподавателем; допускает одну-две ошибки при выполнении практического задания. В теоретической части не изложил в ответе стилистические (изобразительно-выразительные) особенности рассматриваемого явления.
– оценка «удовлетворительно»:
Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знакомство с рекомендованной справочной литературой. В ответе на теоретические вопросы студент допускает ошибки, ответ неполный, затрудняется в формулировке дефиниций соответствующих терминов, однако может привести пример; в большинстве примеров практической части допускает ошибки, которые исправляет при помощи наводящих вопросов преподавателя.
- оценка «неудовлетворительно» (уровень не сформирован):
При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины. Студент не владеет теоретическими сведениями по указанным вопросам, затрудняется в приведении примеров, большая часть практического материала выполнена неверно, студент затрудняется в исправлении ошибок.
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике.
Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.
Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.
Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.
Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.
Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.
Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе.
Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги.
Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.
Курсовая работа состоит из глав и параграфов. Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).
Во введении необходимо отразить: актуальность; объект; предмет; цель; задачи; методы исследования; структура работы.
Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.
Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.
Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.
Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.
Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.
Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.