(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
перспективы ее развития. Физические основы электроники. /Лек/
электронно-дырочном переходе.
Классификация
диодов.
Универсальные
диоды,
стабилитроны,
туннельные
и
обращенные диоды, диоды Шотки, варикапы и светодиоды. Принцип действия, основные
параметры и характеристики. /Лек/
диода /Лаб/
Коллоквиум
Темы рефератов
на электрических принципиальных схемах. Модели транзисторов.
Основные параметры транзисторов, схемы включения и замещения. Семейства вольт-
амперных характеристик транзисторов. Другие виды транзисторов. /Лек/
транзистора /Лаб/
Коллоквиум
Темы рефератов
Коллоквиум
Темы рефератов
МДС;
характеристик. Разновидности тиристоров и симисторов. Условные обозначения на схемах. /Лек/
Коллоквиум
Темы рефератов
параметрического стабилизатора напряжения /Лаб/
Коллоквиум
Темы рефератов
фотоэффекта.
Фоторезисторы,
фотодиоды,
фототранзисторы
и
фототиристоры. Оптоэлектронные приборы. Основные технические характеристики. /Лек/
приборов /Лаб/
Коллоквиум
Темы рефератов
Основные
функциональные
устройства,
реализуемые
на
микросхемах.
Обозначения
микросхем на электрических принципиальных схемах. /Лек/
последовательностные цифровые узлы ; Запоминающие устройства;
Программируемые логические интегральные схемы; Арифметические и
логические устройства обработки цифровых данных ; Микропроцессоры и
микроконтроллеры; Интерфейсные устройства; Аналого-цифровые
преобразователи ; Аналоговая схемотехника на основе операционных усилителей
расчѐта усилительных каскадов на транзисторах. Способы температурной стабилизации
рабочей точки. Особенности построения схем усиления постоянного тока (УПТ). Дрейф нуля
в УПТ. Балансная схема. Частотные и переходные характеристики Обратные связи в
усилителях. Многокаскадные усилители. Классы усиления усилителей (A, AB, B, C и D).
Операционные усилители (ОУ) на микросхемах. Идеальные и реальные ОУ. Схемы
инвертора, сумматора, интегратора, дифференциатора и др. на ОУ. Активные фильтр, схемы
балансировки, частотной коррекции ОУ.
Усилители мощности на микросхемах. Методика выбора типов микросхем из
каталогов. /Лек/
гармонического сигнала /Лаб/
Коллоквиум
Темы рефератов
сумматоры и т.д. Таблицы истинности, переходов, временные диаграммы работы. Элементы
алгебры логики для проектирования цифровых схем. /Лек/
Коллоквиум
Темы рефератов
импульсные источники напряжения. Методика выбора или расчета параметров источников
вторичного питания. Источники тока. Заключение. /Лек/
Коллоквиум
Темы рефератов
электропитания» /Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме коллоквиумов, зачета и тем рефератов.
Вопросы для проведения входного контроля
1 Электрический ток и напряжение. Мгновенная мощность
2 Идеальные элементы электрической цепи – сопротивление,
индуктивность, емкость
3 Соотношение между током и напряжением в идеальных
элементах электрической цепи
4 Закон Ома и законы Кирхгофа для цепей постоянного тока
5 Расчет простых цепей постоянного тока
6 Расчет сложных цепей постоянного тока по 1-му и 2-му законам Кирхгофа
7 Баланс мощностей цепи постоянного тока
8 Синусоидальные ток , напряжение и их действующие значения
9 Идеальные элементы цепи синусоидального тока
10 Цепь с последовательным соединением R, L, C при синусоидальном напряжении
11 Цепь с параллельным соединением R, L, C при синусоидальном
напряжении
12 Мощность цепи синусоидального тока
13 Векторные диаграммы цепей синусоидального тока
14 Комплексный метод расчета цепей синусоидального тока
15 Баланс мощностей цепи синусоидального тока
16 Резонанс в последовательной цепи из элементов R, L,C (резонанс
напряжений)
17 Резонанс в параллельной цепи из элементов R, L,C (резонанс
токов)
18 Особенности расчета цепей синусоидального тока при наличии
взаимных индуктивностей
19 Цепь с трансформаторной связью между катушками
20 Трехфазные электрические цепи
21 Соединение трехфазной цепи «звездой»
22 Соединение трехфазной цепи «треугольником»
23 Мощность трехфазной цепи
24 Нелинейные электрические элементы и их параметры
25 Графический метод расчета простых нелинейных цепей постоянного тока
26 Законы и параметры магнитных цепей
27 Электромагнитные процессы в катушке с ферромагнитным сердечником (уравнение и схема замещения)
28 Назначение и принцип действия трансформатора
29 Режимы холостого хода и короткого замыкания трансформатора
30 Векторная диаграмма и схема замещения трансформатора
31 Внешняя характеристика трансформатора и его КПД
32 Асинхронный двигатель
33 Энергетическая диаграмма асинхронного двигателя
34 Механические характеристики асинхронного двигателя
35 Пуск асинхронных двигателей
36 Устройство и принцип действия синхронной машины
37 Внешние характеристики синхронного генератора.
38 Включение синхронных генераторов на параллельную работу.
39 Пуск в ход синхронных двигателей
40 Синхронные компенсаторы
41 Устройство и принцип действия машин постоянного тока
42 Механическая характеристика двигателя постоянного тока и способы регулирования его частоты вращения
43 Полупроводниковые диоды и транзисторы
45 Элементы импульсной и цифровой электроники
46 Аналого-цифровые и цифроаналоговые преобразователи.
Критерии оценки:
Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень
Даны правильные ответы на 10–12 вопросов «отлично», 18–20 баллов,
повышенный уровень
Даны правильные ответы на 8–10вопросов «хорошо», 14–17 баллов,
пороговый уровень
Даны правильные ответы на 6–8 вопросов «удовлетворительно», 10–13 баллов, пороговый уровень
Даны правильные ответы на 0–10 вопросов «неудовлетворительно», менее 10 баллов, уровень не сформирован
Дисскуссионные вопросы по предмету:
1
Полупроводниковые материалы
2
Устройство и основные физические процессы в п/п диодах
3
Характеристики и параметры полупроводникового диода
4
Вольтамперная характеристика (ВАХ) п/п диодов
5
Разновидности полупроводниковых диодов
6
Классификация и система обозначений п/п диодов
7
Устройство и основные физические процессы в биполярных транзисторах
8
Характеристики и параметры биполярных транзисторов
9
H-параметры транзистора
10
Временные диаграммы и частотные свойства транзисторов
11
Классификация и система обозначения биполярных транзисторов
12
Устройство и основные физические процессы в полевых транзисторах
13
Характеристики и параметры полевых транзисторов
14
Разновидности полевых транзисторов
15
Классификация и система обозначения полевых транзисторов
16
Основные понятия микроэлектроники, достоинства микроэлектронных изделий
Комплект вопросов для коллоквиума
Коллоквиум № 1 (рубежный контроль 1)
1 Классификация сигналов. Спектр сигнала. Дискретный и непрерывный спектры.
2 Определение и общие свойства линейных цепей. Элементы электрических цепей. Комплексные сопротивления.
3 Дифференцирующие цепи. Комплексный коэффициент передачи. Переходные характеристики дифференцирующих цепей.
4 Интегрирующие цепи. Комплексный коэффициент передачи. Переходные характеристики интегрирующих цепей.
5 Последовательный колебательный контур, его частотные и переходные характеристики.
6 Параллельный колебательный контур, его частотные и переходные характеристики.
7 Фильтры, классификация и примеры пассивных фильтров. (Фильтр Вина).
8 Линейные и нелинейные элементы радиоэлектронных устройств.
Графический и аналитический методы анализа радиоэлектронных схем.
9 Р-n – переход. Диоды, стабилитроны и варикапы. Их вольтамперные характеристики и применение.
10 Биполярные транзисторы. Их устройство и вольтамперные характеристики (ВАХ).
11 Полевые транзисторы с p-n – переходом. Их вольтамперные характеристики, особенности и отличия.
12 МДП и МОП – транзисторы. Классификация, вольтамперные характеристики, преимущества и недостатки.
Коллоквиум 2 (рубежный контроль 2)
1 Избирательные усилители, их назначение.
2 Усилители постоянного тока, дифференциальный каскад.
3 Операционные усилители, их параметры, особенности и назначение.
4 Основные схемы включения операционных усилителей.
5 Операционный усилитель как базовый элемент функциональных устройств (сумматор, генератор и дифференциатор).
6 Операционный усилитель как базовый элемент функциональных устройств. Логарифмический усилитель, компаратор и триггер Шмитта.
7 Частотные и фазовые характеристики операционных усилителей.
8 Однотактный и двухтактный усилители мощности с трансформаторной связью.
9 Усилитель мощности на комплиментарных транзисторах. Режимы работы усилителя в классах В и АВ.
10 Автоколебательная система. LC – генераторы. Стабилизация амплитуды и частоты.
11 Автоколебательная система. RC – генераторы.
12 Релаксационные генераторы. Схема, принцип работы и применение.
13 Таймер: назначение, способы включения.
14 Схема и работа RS – триггера на транзисторах.
15 Схема и работа одновибратора на транзисторах.
16 Схема и работа мультивибратора на транзисторах.
Критерии оценки:
Критерии Оценка (баллы по МРС), уровень
Даны правильные ответы на 10–12 вопросов «отлично», 18–20 баллов,
повышенный уровень
Даны правильные ответы на 8–10вопросов «хорошо», 14–17 баллов,
пороговый уровень
Даны правильные ответы на 6–8 вопросов «удовлетворительно», 10–13 баллов, пороговый уровень
Даны правильные ответы на 0–10 вопросов «неудовлетворительно», менее 10 баллов, уровень не сформирован
1 Собственные колебания
2 Вынужденные колебания
3 Колебания в нелинейной системе
4 Параметрические колебания
5 Автоколебания
6 Спектральные и временные преобразования
7 Квазистатические приборы
8 Сейсмические приборы
9 Баллистические приборы
10 Резонансные приборы
11 Модуляция и преобразование сигналов
12 Нелинейные преобразования (детектирование, гетеродинирование)
Основы теории волн
13 Волновое уравнение для электромагнитных волн
14 Волновое уравнение для упругих волн
15 Решения волнового уравнения и основные характеристики волн
16 Пространственная структура волнового поля
17 Теория излучения
18 Метод Кирхгофа. Функция Грина волнового уравнения
19 Разложение волнового поля по плоским волнам.
Приемно-передающие устройства и преобразование волновых
сигналов
20 Принцип работы оптического квантового генератора (лазера)
21 Модуляция и передача оптического излучения
22 Прием и преобразование оптического излучения
23 Излучение и прием СВЧ и УК радиоволн
24 Распространение СВЧ и УК радиоволн в земной атмосфере
25 Излучение и прием акустических волн.
Волновая диагностика объектов и сред
26 Классификация волновых методов диагностики
27 Импульсные измерения
28 Доплеровские измерения
29 Спектральные измерения
30 Рассеяние волн в неоднородной среде
31 Введение в томографию
Основы обработки волновых сигналов
32 Корреляционный прием и адаптивная фильтрация
33 Акустоэлектронные устройства аналоговой обработки сигналов
34 Интерферометрия и оптическая обработка сигналов
35 Основы Фурье-оптики
Критерии оценки:
– «Зачтено», повышенный уровень: работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению.
«Зачтено», пороговый уровень: основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении.
«Не зачтено», уровень не сформирован: тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы, работа списана; реферат студентом не представлен.
1 Линейные цепи. Резистор, конденсатор, катушка индуктивности.
2 Колебательные цепи.
3 Основные понятия зонной теории. P-n переход.
4 Устройства на основе p-n перехода.
5 Туннельный диод.
6 Транзистор. ВАХ. Основные параметры.
7 Транзисторные усилители.
8 Дифференциальный усилитель.
9 Тиристор.
10 Полевые транзисторы с p-n переходом.
11 МОП транзисторы со встроенным каналом.
12 МОП транзисторы с индуцированным каналом.
13 Операционный усилитель.
14 Обратные связи.
15 Повторители на транзисторе и ОУ.
16 Суммирование и интегрирование с помощью ОУ.
18 Стабилизация амплитуды и частоты.
19 Критерий устойчивости систем с обратной связью.
20 Релаксационный генератор на ОУ.
21 Преобразования Фурье.
22 Спектры сигналов.
23 Нелинейные преобразования сигналов. Умножение.
24 Амплитудная модуляция и детектирование.
25 Частотная модуляция и детектирование.
26 Комбинационная логика.
27 Триггеры, регистры и счетчики.
28 Комплементарные МОП транзисторы.
29 Цифро-аналоговые преобразователи.
30 Аналого-цифровые преобразователи.
31 Генераторы СВЧ-колебаний.
32 Длинные линии.
33 Волноводы.
34 Электромагнитные волны в средах.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» (повышенный уровень):
1) Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу. Студент знает и свободно излагает теоретические сведения, что подразумевает следующие компоненты: а) дать точное определение рассматриваемому языковому явлению; б) при наличии разновидностей рассматриваемого понятия необходимости представить классификацию; в) при наличии различных точек зрения в науке раскрыть их и указать причины разночтений; г) привести соответствующие примеры; д) теоретически обосновать и продемонстрировать на конкретных примерах стилистические возможности рассматриваемого явления.
2) Подтверждает примерами теоретический материал.
3) Если ответил на два вопроса и без подсказки безошибочно выполнил практическое задание, относящееся ко второму вопросу билета.
- оценка «хорошо» (пороговый уровень):
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, умеет правильно оценить полученные результаты расчетов или эксперимента. В ответе студент допускает неточности фактического и теоретического плана, однако может исправить их при уточнении преподавателем; допускает одну-две ошибки при выполнении практического задания. В теоретической части не изложил в ответе стилистические (изобразительно-выразительные) особенности рассматриваемого явления.
– оценка «удовлетворительно»:
Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знакомство с рекомендованной справочной литературой. В ответе на теоретические вопросы студент допускает ошибки, ответ неполный, затрудняется в формулировке дефиниций соответствующих терминов, однако может привести пример; в большинстве примеров практической части допускает ошибки, которые исправляет при помощи наводящих вопросов преподавателя.
- оценка «неудовлетворительно» (уровень не сформирован):
При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины. Студент не владеет теоретическими сведениями по указанным вопросам, затрудняется в приведении примеров, большая часть практического материала выполнена неверно, студент затрудняется в исправлении ошибок.