(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Круглый стол, дискуссия, полемика
Тест
Реферат
Круглый стол, дискуссия, полемика
Тест
Реферат
Круглый стол, дискуссия, полемика
Тест
Реферат
Круглый стол, дискуссия, полемика
Круглый стол, дискуссия, полемика
Тест
Реферат
Круглый стол, дискуссия, полемика
Тест
Реферат
Круглый стол, дискуссия, полемика
Тест
Реферат
Круглый стол, дискуссия, полемика
Тест
Реферат
Круглый стол, дискуссия, полемика
Тест
Реферат
Круглый стол, дискуссия, полемика
Тест
Реферат
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Системы альтернативной энергетики и энергоаудит».
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме круглого стола, а также тестов, вопросов для подготовки к экзамену, тем рефератов.
Тест 1:
1 Что является законодательной основой современной государственной политики России в сфере энергоэффективности?
• Постановления Правительства Р.Ф.
•+Закон № 261- ФЗ
• Указы Президента Р.Ф.
• Государственные стандарты в этой сфере.
2 Когда был введён в действие Закон № 261-ФЗ?
• Пока только принят Гос. Думой в первом чтении.
•01.01.2001 г.
•+23.11.2009 г.
•14.06. 2010 г.
3 Каков предмет регулирования Закона № 261-ФЗ?
• Закон регулирует отношения в сфере взаимных расчётов за энергоресурсы.
•+Закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
• Закон регулирует отношения при использовании альтернативных источников
электроэнергии.
• Закон регулирует отношения в сфере учёта затрат на энергоресурсы.
4 Что является целью закона №261-ФЗ?
•+Создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования
энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
• Повышение энергоэффективности экономики РФ.
• Снижение доли энергоресурсов в себестоимости продукции.
• Препятствование расхищению энергоресурсов.
5 В каких статьях Закона № 261-ФЗ сформулированы ключевые положения новой
государственной политики в области проведения энергетических обследований?
• Такие статьи отсутствуют.
•+Статьи 15 – 18
• Статьи первой главы Закона.
• Пять заключительных статей.
6 Что из нижеперечисленного является обязательным для субъектов энергетического
обследования?
•+Членство в саморегулируемых организациях в области проведения энергетического
обследования.
• Наличие высшего образования.
• Стаж работы в энергетике не менее 5 лет.
• Наличие лицензии.
Тест 2:
1 На чём базируется затратный подход к оценке стоимости энергоаудита?
• На основе территориальных ценников и прейскурантов с повышающими коэффициентами;
• На основе годовой стоимости затрат предприятия на энергоресурсы (т.е. как фиксированной
доли, выраженной в процентах);
• На основе оценки суммарного ожидаемого экономического эффекта от реализации
энергосберегающих мероприятий по итогам энергетического обследования;
•+На основе оценки стоимости трудозатрат и с учётом амортизации приборного
парка для инструментального обследования и приемлемой нормы прибыли.
2 Когда был введён в действие Закон № 315-ФЗ?
• Пока только принят Гос. Думой в первом чтении.
• 01.12.2007 г.
• +23.11.2009 г.
• 14.06. 2010 г.
3 Каково минимальное количество субъектов профессиональной деятельности должно быть объединено для создания СРО в соответствии с Законом?
• Это Законом не регламентируется.
•+Не менее 25
• Устанавливается Уставом СРО.
4 Каково содержание понятия «энергетическое обследование»?
• Анализ энергоэффективности.
• Выявление перерасхода энергетических ресурсов.
•+Сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов.
• Расчёт потребностей в энергоресурсах.
5 Что из нижеприведённого не соответствует понятию «энергетический ресурс»?
•+Носитель, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности.
• Физическая величина.
• Вид энергии.
• Вид топлива.
6 Что обозначается термином «энергетическая эффективность»?
• То же самое, что и к.п.д.
•+Характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов.
• Коэффициент мощности.
• Доля затрат на энергетические ресурсы в себестоимости продукции.
Тест 3:
1 Что обозначается термином «класс энергетической эффективности»?
•+Характеристика продукции, отражающая её энергетическую эффективность.
• Характеристика продукции, отражающая её коэффициент мощности.
• Характеристика продукции, отражающая долю затрат на энергетические ресурсы в её
себестоимости.
• Показатель надёжности.
2 Какие из нижеперечисленных лиц в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ не
являются объектами обязательного энергетического обследования?
• Органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные
правами юридических лиц.
•Организации с участием государства или муниципального образования.
•Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.
•+Организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии не превышают десять миллионов рублей за календарный год.
3 Кто осуществляет контроль за деятельностью СРО в сфере энергоаудита?
• Региональные органы власти.
• Государственная дума.
• Совет Федерации.
•+Минэнерго России.
4 Какой временной интервал отводится на преддоговорной этап энергетического
обследования?
• +От объявления тендера до начала работ по договору.
• Два месяца.
•30 дней.
• От даты издания приказа руководителя до начала работ по договору.
5 В каком качестве участвует СРО в трехстороннем договоре на проведение энергоаудита?
• СРО выступает в качестве соисполнителя.
• +СРО выступает в качестве гаранта оказания исполнителем качественных услуг.
• СРО выступает в качестве контролирующего органа.
• СРО выступает в качестве вышестоящей организации.
6 На какие категории классифицируются энергосберегающие мероприятия по стоимости их реализации?
• Требующие и не требующие дополнительных инвестиций.
•+Беззатратные; низкозатратные; среднезатратные; высокозатратные.
• До 100 тыс. руб. и более 100 тыс. руб;
• Осуществляемые с привлечением заемных средств и без этого.
Тест 4:
1 Что является законодательной базой, регулирующей отношения в связи с приобретением или
прекращением статуса саморегулируемых организаций?
• Постановления Правительства Р.Ф.
•+Закон № 315- ФЗ
• Указы Президента Р.Ф.
• Государственные стандарты в этой сфере.
2 На чём базируется нормативный подход к оценке стоимости энергоаудита?
•+На основе территориальных ценников и прейскурантов с повышающими коэффициентами;
• На основе годовой стоимости затрат предприятия на энергоресурсы (т.е. как фиксированной
доли, выраженной в процентах);
• На основе оценки суммарного ожидаемого экономического эффекта от реализации
энергосберегающих мероприятий по итогам энергетического обследования;
• На основе оценки стоимости трудозатрат и с учётом амортизации приборного
парка для инструментального обследования и приемлемой нормы прибыли.
3 На чём базируется затратный подход к оценке стоимости энергоаудита?
• На основе территориальных ценников и прейскурантов с повышающими коэффициентами;
• На основе годовой стоимости затрат предприятия на энергоресурсы (т.е. как фиксированной доли, выраженной в процентах);
• На основе оценки суммарного ожидаемого экономического эффекта от реализации
энергосберегающих мероприятий по итогам энергетического обследования;
• +На основе оценки стоимости трудозатрат и с учётом амортизации приборного парка для
инструментального обследования и приемлемой нормы прибыли.
4 Что является предметом регулирования Закона № 315-ФЗ?
• +Закон регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением
статуса саморегулируемых организаций.
• Закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической
эффективности.
• Закон регулирует отношения при использовании альтернативных источников электроэнергии.
• Закон регулирует отношения в сфере учёта затрат на энергоресурсы.
5 На чём базируется ресурсный подход к оценке стоимости энергоаудита?
• На основе территориальных ценников и прейскурантов с повышающими коэффициентами;
• +На основе годовой стоимости затрат предприятия на энергоресурсы (т.е. как фиксированной
доли, выраженной в процентах);
• На основе оценки суммарного ожидаемого экономического эффекта от реализации
энергосберегающих мероприятий по итогам энергетического обследования;
• На основе оценки стоимости трудозатрат и с учётом амортизации приборного
парка для инструментального обследования и приемлемой нормы прибыли.
6 Что обозначается термином «энергетическая эффективность»?
• То же самое, что и к.п.д.
• +Характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования
энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов.
• Коэффициент мощности.
• Доля затрат на энергетические ресурсы в себестоимости продукции.
Тест 5:
1 Что из нижеперечисленного является отличительной особенностью инструментального
энергетического обследования?
• Наличие квалифицированного кадрового обеспечения.
• Применение современных методик проведения обследования.
• Наличие достоверного информационного обеспечения.
• +Использование специальных технических средств для измерения физических
величин или контроля параметров объектов энергоаудита.
2 Какая из электрических величин входит в число основных системы СИ?
• Мощность
• Напряжение
• +Сила тока
• Заряд
3 Что называется размерностью электрической величины?
• Это синоним единицы измерения
• +Формула, связывающая эту величину с основными физическими величинами системы
• Значение физической величины.
4 Каков минимальный объём подготовки энергоаудиторов ( в часах)?
• Определяется саморегулируемой организацией.
• +72 часа.
• 240 часов.
• Не определён нормативными документами.
5 Можно ли экспериментально определить истинное значение электрической величины?
• Можно при наличии точных приборов.
• +Нельзя.
• Можно.
• Можно, если известен закон её изменения.
6 Какая погрешность является антиподом систематической погрешности?
• Любая.
• Методическая.
• Динамическая.
• +Случайная.
Тест 6:
1 Что означает термин «точность измерения»?
• Качество измерения, отражающее наличие только случайных погрешностей.
• +Качество измерения, отражающее близость результата измерений к истинному значению
измеряемой величины.
• Малую погрешность.
• Качество измерения, отражающее наличие только систематических погрешностей.
2 Что такое «доверительная вероятность»?
• Приблизительное значение.
• Вероятность высокой точности измерения.
• +Вероятность нахождения истинного значения в доверительном интервале.
• Вероятность появления погрешности.
3 Что из нижеперечисленного нельзя отнести к целям инструментального энергетического
обследования?
• Получение количественных данных об объеме используемых энергетических ресурсов.
• +Корректировка информации, которая может быть получена из документов и не вызывает
сомнения в достоверности.
• Определение количественных показателей энергетической эффективности.
• Определение количественных данных о потенциале энергосбережения и повышения
энергетической эффективности.
4 Какое из выражений является корректным?
• Смерить напряжение.
• Измерить значение напряжения.
• +Измерить силу тока.
• Определить напряжение.
5 Показания вольтметра класса точности 1 при измерении в диапазоне с пределом 100
В составляют 50 В. Каково значение относительной погрешности ?
•0,5%
•1%
•+2%
•5%
6 Что такое «доверительная вероятность»?
• Приблизительное значение.
• Вероятность высокой точности измерения.
•+Вероятность нахождения истинного значения в доверительном интервале.
• Вероятность появления погрешности.
Тест 7:
1 Во сколько раз оценка среднего квадратического отклонения семнадцати результатов
наблюдений больше оценки среднего квадратического отклонения результата измерения
• Значения оценок одинаковы.
• +В 4 раза.
• В 17 раз.
• Это зависит от точности измерений.
2 Какая погрешность является антиподом методической погрешности?
• Случайная.
• Временная.
• Динамическая.
• +Инструментальная.
3 Что в соответствии с ГОСТ понимается под термином «метод измерения»?
• +Совокупность приёмов использования принципов и средств измерений.
• Способ измерения.
• Методика измерения.
• Совокупность приёмов обработки результатов.
4 Что в соответствии с ГОСТ понимается под термином «систематические
погрешности»?
• Систематически появляющиеся погрешности.
•+Погрешности или постоянные во времени, или изменяющиеся по
детерминированным законам.
• Систематизированные погрешности.
• Неустранимые погрешности.
5 Каков минимальный объём подготовки энергоаудиторов ( в часах)?
• Определяется саморегулируемой организацией.
• +72 часа.
•240 часов.
• Не определён нормативными документами.
6 Что из нижеприведённого является постулатом теории измерений?
• Истинное значение физической величины можно определить путём измерений.
• +Экспериментально истинное значение физической величины определить невозможно.
• Результат измерения может быть истинным значением физической величины.
• Результат измерений может быть принят за истинное значение.
Тест 8:
1 Можно ли усилитель напряжения отнести к средствам измерения?
• Можно при наличии паспорта.
• Можно, если он избирательный.
• Нельзя.
• +Можно, если он имеет нормированные метрологические характеристики.
2 Какое из выражений является корректным?
• Смерить напряжение.
• Измерить значение напряжения.
•+Измерить силу тока.
• Определить напряжение.
3 Что называется мерой электрической величины?
• Размер физической величины.
• Предельно допустимое значение электрической величины.
•+Средство измерения для воспроизведения электрической величины заданного размера.
• Синоним единицы измерения.
4 Какая погрешность является антиподом абсолютной погрешности?
• Максимальная.
• Методическая.
• +Относительная.
• Случайная.
5 Во сколько раз оценка среднего квадратического отклонения семнадцати результатов
наблюдений больше оценки среднего квадратического отклонения результата измерения
(среднего арифметического)?
• Значения оценок одинаковы.
•+В 4 раза.
• Это зависит от точности измерений.
6 Что такое «гипотеза о нормальности распределения погрешностей»?
• Предположение, что погрешности имеют допустимые значения.
• Предположение, что погрешности имеют недопустимые значения.
•+Предположение, что случайные погрешности имеют нормальный закон распределения.
• Предположение, что погрешности не превышают нормы.
Критерии оценки:
«Зачтено» – выполнение верно более 60% заданий.
«Не зачтено» – выполнение 60% и менее заданий верно.
Перечень дискуссионных тем для проведения
круглого стола, дискуссии, полемики.
1 Основные понятия: первичные и вторичные энергоресурсы, энергоносители, первичные и вторичные энергоносители. Проблема энергосбережения, причины еѐ появления и возможные пути решения.
2 Восполняемые и не восполняемые энергоресурсы. Структурная схема энергопотребления в промышленности. Основные виды потребителей электроэнергии на промышленных предприятиях.
3 Основной энергетический поток и потери энергии в системе: добыча первичных
энергоносителей, производство, транспортировка и потребление энергии. Простейшие
структурные схемы энерго и промышленного производств.
4 Структурная схема организации энергетического потока от производителя энергии до
потребителя (макро, средний и микро уровни). Функции каждого из уровней этой структуры при решении задачи энергоснабжения потребителей.
5 Энергетический и эксергетический балансы. Понятие эксергии. Их назначение и формы
представления Энергетический и эксергетический коэффициенты полезного действия.
6 Система учѐта, как основа рационального использования энергии. Требования к системам учѐта энергии. Виды учѐта. Технические средства учѐта электрической и тепловой энергии.
7 Показатели характеризующие качество системы учѐта. Пути увеличения качества системы учѐта.
8 Методика обследования промышленных потребителей с целью выявления резервов
энергосбережения.
9 Оценка экономической эффективности энергосберегающих мероприятий. Обобщѐнный
показатель эффективности и его расчѐт.
10 Показатели-признаки для ранжировки энергосберегающих мероприятий и их использование для оценки экономической эффективности энергосберегающих мероприятий.
11 Пути энергосбережения. Классификация и причины появления дополнительных потерь
электроэнергии.
12 Методы расчѐта потерь электроэнергии и их сравнительная характеристика.
13 Энергосберегающие мероприятия при проектировании систем электроснабжения.
14 Энергосберегающие мероприятия при эксплуатации систем электроснабжения.
15 Компенсация реактивной мощности, как эффективное средство энергосбережения.
16 Энергетические характеристики технологического оборудования. Энергосберегающие
мероприятия при эксплуатации технологического оборудования.
17 Энергосбережение при производстве сжатого воздуха.
18 Энергосбережение при производстве сварочных работ.
19 Энергосбережение в установках электрического освещения.
20 Вторичные энергоресурсы и их утилизация с помощью тепловых насосов. Принцип действия тепловых насосов.
21 Тепловые трубы и их использование для утилизации вторичных энергоресурсов.
22 Вторичные энергоресурсы и их утилизация с помощью прямых и косвенных воздушных теплообменников.
23 Вторичные энергоресурсы и их утилизация с помощью прямых водяных теплообменников (экономайзеров).
24 Общая стратегия управления энергосбережением, еѐ этапы, отчѐт по энергоаудиту. Виды энергоаудита в процессе управления энергосбережением.
1. Энергоаудит систем топливоснабжения и систем воздухоснабжения.
2. Энергоаудит высокотемпературных теплотехнологических установок.
3. Энергоаудит холодильных установок и систем водоснабжения промышленного предприятия.
4. Энергоаудит промышленно-отопительных котельных.
6. Понятие энергетического паспорта промышленного предприятия. Структура расчетнопояснительной записки к энергетическому паспорту.
7. Характеристика схем совместного присоединения систем отопления и горячего водоснабжения и основные контролируемые параметры в этих системах при проведении инструментального обследования.
8. Термодинамический метод оценки совершенства процессов.
9. Тепловой и материальный балансы высокотемпературной теплотехнологической установки.
Критерии оценки:
– «Зачтено», повышенный уровень: работа сдана в указанные сроки, обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему, логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, раскрыта тема реферата, выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению.
«Зачтено», пороговый уровень: основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты, например, имеются неточности в изложении материала, отсутствует логическая последовательность в суждениях, объем реферата выдержан более чем на 50%, имеются упущения в оформлении.
«Не зачтено», уровень не сформирован: тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, допущены грубейшие ошибки в оформление работы, работа списана; реферат студентом не представлен.
1. Виды первичных энергоресурсов. Понятия условного топлива, первичного условного топлива, нефтяного эквивалента.
2. Тенденции и причины изменения структуры ЭБ России.
3. Состояние энергетики страны. Причины, сдерживающие технически необходимый рост добычи первичных энергоресурсов.
4. Состояние энергетики страны. Связь между производством и потреблением энергоресурсов и состоянием окружающей среды.
5. Состояние энергетики страны. Актуальность и потенциал энергосбережения в стране.
6. Системный подход решения проблемы повышения эффективности использования ТЭР в стране.
7. Роль государственных органов в решении проблемы энергосбережения.
8. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.
9. Федеральный закон "Об энергосбережении".
10. Управление энергосбережением в Японии.
11. Управление энергосбережением в США.
12. Управление энергосбережением в Западной Европе.
13. Управление энергосбережением в Восточной Европе.
14. Структура управления энергосбережением в России.
15. Нормативно-правовые документы энергосбережения.
16. Нормативно-техническая база энергосбережения.
17. Методы и критерии оценки эффективности энергосбережения. Общие положения.
18. Энергетический баланс промышленного предприятия (установки, подразделения, региона, страны).
19. Структура энергетического баланса промышленного предприятия
20. Натуральные и экономические критерии оценки эффективности использования энергии.
21. Законодательная база проведения энергетических обследований и энергоаудита.
22. Виды энергоаудита.
23. Инструментальный энергоаудит.
24. Методология энергоаудита промышленного предприятия.
25. Энергоаудит теплотехнологической установки.
26. Энергетический паспорт предприятия.
27. Методы энергосбережения при подземной и воздушной прокладке теплопроводов (хладонов).
28. Энергосбережение за счет уменьшения мощности, затрачиваемой на прокачку теплоносителя при производстве и распределении тепловой и электрической энергии.
29. Выбор толщины теплоизоляционного слоя при распределении тепловой и электрической энергии.
30. Эффективность использования энергии в отраслях теплоэнергетического комплекса.
31. Типовые энергосберегающие мероприятия.
32. Рациональное энергоиспользование в низкотемпературных технологиях.
33. Тепловая экономичность сушильных установок и приемы ее повышения.
34. Энергосбережение в теплотехнологиях. Использование теплообменных аппаратов для утилизации тепла ВЭР.
35. Энергосбережение в теплотехнологиях. Тепловые насосы.
36. Способы утилизации теплоты в системах вентиляции и кондиционирования воздуха.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» (повышенный уровень):
1) Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу. Студент знает и свободно излагает теоретические сведения, что подразумевает следующие компоненты: а) дать точное определение рассматриваемому языковому явлению; б) при наличии разновидностей рассматриваемого понятия необходимости представить классификацию; в) при наличии различных точек зрения в науке раскрыть их и указать причины разночтений; г) привести соответствующие примеры; д) теоретически обосновать и продемонстрировать на конкретных примерах стилистические возможности рассматриваемого явления.
2) Подтверждает примерами теоретический материал.
3) Если ответил на два вопроса и без подсказки безошибочно выполнил практическое задание, относящееся ко второму вопросу билета.
- оценка «хорошо» (пороговый уровень):
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой, ориентироваться в рекомендованной справочной литературе, умеет правильно оценить полученные результаты расчетов или эксперимента. В ответе студент допускает неточности фактического и теоретического плана, однако может исправить их при уточнении преподавателем; допускает одну-две ошибки при выполнении практического задания. В теоретической части не изложил в ответе стилистические (изобразительно-выразительные) особенности рассматриваемого явления.
– оценка «удовлетворительно»:
Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой, знакомство с рекомендованной справочной литературой. В ответе на теоретические вопросы студент допускает ошибки, ответ неполный, затрудняется в формулировке дефиниций соответствующих терминов, однако может привести пример; в большинстве примеров практической части допускает ошибки, которые исправляет при помощи наводящих вопросов преподавателя.
- оценка «неудовлетворительно» (уровень не сформирован):
При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины. Студент не владеет теоретическими сведениями по указанным вопросам, затрудняется в приведении примеров, большая часть практического материала выполнена неверно, студент затрудняется в исправлении ошибок.