2024-2025_03_03_02_2024_614_plx_История России_Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История России
Учебный план
03.03.02_2024_614.plx

03.03.02 Физика

Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
зачеты 1 зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
17,7
самостоятельная работа
10
аудиторные занятия
114
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
16 1/6
19
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
40
40
Практические
36
36
38
38
74
74
Консультации (для студента)
1
1
1
1
2
2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,3
0,3
Итого ауд.
56
56
58
58
114
114
Кoнтактная рабoта
57,15
57,15
59,15
59,15
116,3
116,3
Сам. работа
6
6
4
4
10
10
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
17,7
17,7
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат исторических наук, доцент, Баскакова И.В.
 
 
История России
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 891)
 
03.03.02 Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование систематизированных знаний о причинах и условиях возникновения и эволюции государства и его важнейших институтов с древнейших времен до  нач. ХXI века
1.2
Задачи: Раскрыть общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности; - проанализировать основные процессы истории России с древнейших времен до нач. ХXI века; - показать место России в мировом историческом процессе, обращая внимание на дипломатический опыт, международные конфликты; - определить важнейшие события и явления, повлиявшие на ход отечественной истории
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Уровень 1
Знать:

– методы анализа информации, необходимой для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.

Уметь:

– находить и анализировать информацию, необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.

Владеть:

- навыками поиска и анализа информации, необходимой для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.

ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
Уровень 1
- знать: закономерности, основные события и особенности истории России с древнейших времен до наших дней в контексте европейской и всемирной истории, историю развития государственности, общие культурно-ценностные ориентиры и историко-культурное наследие России, основные политические и социально-экономические направления и механизмы, характерные для исторического развития и современного положения Российской Федерации;

- уметь: применять теоретические знания в практической деятельности; обосновывает  историческими фактами личную точку зрения на определённые события и явления.

- Владеть: методами анализа, обобщения полученных знаний по истории России, способами пополнения новых знаний, историческими понятиями и терминами

ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
Уровень 1
Знать: о необходимости наличия чётко сформулированной, осознанной гражданской позиции

Уметь:

- сознательно выбирать ценностные ориентиры и гражданскую позицию;

- аргументированно обсуждать и решать проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера

Владеть:

- навыками сознательного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции, аргументированного

обсуждения и решения проблем

ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. история 
 
1.1
Древнерусская держава (IX – XII вв.)  /Лек/
6
ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.2
Древнерусская держава (IX – XII вв.)  /Пр/
8
ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.3
Русские земли в XIII – сер. XV вв. /Лек/
6
ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.4
Русские земли в XIII – сер. XV вв. /Пр/
8
ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.5
Русские земли в XIII – сер. XV вв. /Ср/
1,8
ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.6
Образование и развитие Российского  государства (XV-XVII вв.). /Лек/
4
ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.7
Образование и развитие Российского  государства (XV-XVII вв.). /Пр/
10
ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.8
Образование и развитие Российского  государства (XV-XVII вв.). /Ср/
4,2
ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.9
Российская империя в XVIII - XIX  вв. /Лек/
4
ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.10
Российская империя в XVIII - XIX  вв. /Пр/
10
ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.11
Россия на рубеже XIX-XX вв.: реформы и революции /Лек/
6
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.12
Россия на рубеже XIX-XX вв.: реформы и революции /Пр/
12
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.13
Россия на рубеже XIX-XX вв.: реформы и революции /Ср/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.14
СССР в 1922 – 1991 гг. /Лек/
8
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.15
СССР в 1922 – 1991 гг. /Пр/
14
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.16
СССР в 1922 – 1991 гг. /Ср/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.17
РФ в 1990 – 2000-е годы: становление новой российской государственности, проблемы социально- экономического  развития  /Лек/
6
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
1.18
РФ в 1990 – 2000-е годы: становление новой российской государственности, проблемы социально- экономического  развития  /Пр/
12
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
стр. 6
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
Раздел 2. Консультации
 
2.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 3. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
3.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
4.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
4.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины "История России". 2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, реферата, практических занятий и промежуточной аттестации в форме   вопросов к  дифференцированному зачету.   3. Проверка и оценка результатов выполнения заданий Оценка выставляется по  5-ти балльной шкале: –«отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий; –«хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий; –«удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий; –«неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тесты для текущего контроля по дисциплине  История России А1.  В каком веке произошло призвание варяжских князей на Русь? а) VI б) VIII в) IX г)  X А2. Как называлось народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни? а) сход б) вече в) курултай г) съезд А3.   Как назывался свод древнерусских законов XI–XII вв.? а) «Судебник» б) «Русская Правда» в) «Соборное уложение» г) «Стоглав» А4.  Как называли выборное должностное лицо в Новгородской республики, главу исполнительной власти? а)  тиун
 
стр. 7
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
б)  посадник в)  владыка г)  тысяцкий А5.   В каком из перечисленных политических центров Руси в XII–XV вв. существовала республиканская форма правления? а) в Новгородской земле б) в Смоленской земле в) в Черниговской земле г) во Владимиро-Суздальской земле А6. Как называлось «неофициальное правительство» в годы правления Ивана Грозного ? а) Избранная Рада б) Избранная тысяча в) Сенат г) Соборное уложение А7. Завершение собирания русских земель вокруг Москвы связано с именами а) Василия I и Дмитрия Донского б) Василия II и Ивана Калиты в) Ивана IV и Фёдора Иоанновича г) Ивана III и Василия III А8.  К органам власти в России XVI в. относится: а) Боярская дума б) Государственный совет в) Государственная дума г) Верховный тайный совет А9. Первым царём, получившим престол в результате избрания Земским собором, был а) Василий Шуйский б) Борис Годунов в) Михаил Романов г) Фёдор Годунов А10. Кто из правителей Российской империи проводил политику «Просвещенного абсолютизма» а) Николай I б) Александр I в) Екатерина II г) Петр I А11. Что из названного относится к целям и результатам внешней политики России в период правления Екатерины II? 1) получение прямого выхода к Балтийскому морю 2) утверждение России на Черном море 3) передача под российский контроль проливов Босфор и Дарданеллы 4) вхождение в состав Российской империи Финляндии А12. Первым императором на российском троне был а) Павел I б) Пётр I в) Александр I г) Иван IV А13. Как называлась война, поводом к которой стал спор о праве на палестинские святыни между православной церковью (Россия) и католической (Франция), в ходе которого турецкий султан отдал предпочтение католикам? а) русско-турецкая б) крымская в) смоленская г) русско-иранская А14. Что называли  Негласным комитетом в годы правления Александра I? а) орган политического сыска б) первое тайное общество декабристов в) главный цензурный комитет г) круг близких царю людей, подготовивших проекты реформ А15. Что из названного относится к внутренней  политике Николая I? а) указ о «вольных хлебопашцах» б) кодификация законов Российской империи в) учреждение суда присяжных г) циркуляр о «кухаркиных детях» Вопросы с открытыми ответами В1. Укажите годы существования древнерусского государства _________________________ В2. Прочтите отрывок из книги историка и назовите имя императора, о котором идет речь.      «Вступив на престол в 42 года, он был человеком со сложившимися политическими убеждениями, взглядами и характером. Он вырос хорошо образованным, неглупым человеком, верившим в свое предназначение управлять страной. Однако мать не допускала сына  к занятиям политикой, и в течение многих лет он был вынужден, мучаясь бездеятельностью, издалека наблюдать за делом, которое по праву считал 
 
стр. 8
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
своим»._______________________________________________________________________ В3.  Укажите годы «Смутного времени в России»_________________________________ В4. Как назывался  свод законов, который  юридически оформил установление крепостного права в России _________________________________________________ В 5.  Укажите название высшего  органа государственного управления в России с 1711 г. до начала XIX в. После 1810 г. – высший судебный и административный орган. Упразднен в 1917 г. ____________________________________________________ В 6. Укажите годы правления Александра II _________________________________________ В 7. Прочитайте отрывок из воспоминаний генерала П.А. Судоплатова и впишите название явления, о котором идет речь? «Принято считать, что ________________________________ началась с известной речи Уинстона Черчилля в Фултоне 6 марта 1946 года, когда он впервые упомянул о существовании «железного занавеса». Однако для нас конфронтация с западными союзниками началась сразу же, как только Красная Армия вступила на территорию стран Восточной Европы. Конфликт интересов был налицо». В 8. Прочтите отрывок из книги историка и укажите описанную в нём  битву Великой Отечественной войны. «Контрнаступление Красной Армии и разгром немцев – главное событие начального этапа Великой Отечественной войны. Это было первое крупное поражение Германии, показавшее, что представление о непобедимости её армий – миф. На некоторое время  Красной Армии удалось перехватить стратегическую инициативу. Сложились предпосылки для образования антигитлеровской коалиции»__________________________   Критерии оценки: Критерии Оценка (баллы ), уровень Выполнено без ошибок. «отлично», 84-100%, повышенный уровень; Выполнено, допущены 1-2 ошибки. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень; Выполнено, допущены 2-3 ошибки. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень; Выполнено неверно, не выполнено, допущено 4 и более ошибки. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Рюрик – основатель династии Рюриковичей. 2. «Русская правда»  – свод законов Древней Руси. 3. Русское православие и Запад. 4. Деятели церкви  Древнерусского государства 5. Юрий Долгорукий – основатель Москвы 6. Берестяные грамоты  Великого Новгорода. 7. Александр Невский – полководец и государственный деятель. 8. История основания города Москвы. 9. «Злой город» Козельск. 10. Основные направления  политики Ивана Калиты. 11. Александр Невский – образ князя и святого. 12. Религиозные  деятели Руси в середине  XIII – XVI вв. 13. Куликовская битва в отечественной историографии.   14. Выдающиеся землепроходцы и первооткрыватели XVII в. 15. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. 16. Николай II – последний российский император. 17. Александр II, реформаторы и консерваторы в его окружении. 18. Первые русские марксисты. 19. Аграрный строй России  и проблема его реформирования в начале ХХ века. 20. Русская деревня в конце XIX – начале ХХ века. 21. Политические партии и Государственная Дума. 22. Нравственные и материальные потери периода  гражданской войны. 23. «Серебряный век» русской культуры. 24. Сущность и итоги политики «военного коммунизма». 25. Политика «сплошной коллективизации» сельского хозяйства, ее итоги. 26. Роль Восточного фронта во второй мировой войне. 27. Советский тыл в 1943-1945 гг. 28. Сталинские репрессии в 40-50-е гг. ХХ в. 29. Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития,          представители. 30. Карибский кризис.
 
стр. 9
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
31. «Перестройка и новое мышление в России» Критерии оценки: Студентом выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, новизна, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению. «Отлично», повышенный уровень. Студентом выполнены основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении. «Хорошо», пороговый уровень. Студент имеет существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата. Реферат отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. «Удовлетворительно», пороговый уровень. Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, а так же если реферат не представлен. «Неудовлетворительно», уровень не сформирован.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации. 1. Предмет, задачи истории, методы исторических исследований, исторические источники. 2. Восточные славяне в древности: расселение, быт, хозяйство, культура, верования. 3. Древнерусское государство в IX-XII вв. занятия, социальная структура. Принятие христианства и его значение для Руси. 4. Причины и факторы политической раздробленности древнерусских земель в XII-XIII вв. 5. Монгольский период отечественной истории. Северо-Восточная Русь и Золотая Орда. 6. Возвышение Москвы и образование Московского (Великорусского) государства в XIII-XY вв. 7. От Руси к России. Московское государство в период правления Ивана III (вторая половина XYв.). 8. Россия в XYI в. Реформы и «контрреформы» Ивана IY Грозного. 9. Внешняя политика России в период правления Ивана  IV Грозного. 10. «Смутное Время» в истории государства Российского. 11. Российское государство в период правления первых Романовых. 12. Сословно-представительная монархия как форма государственного правления в России (середина XVI в. – середина  XVII в.). 13. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Церковный раскол. 14. Внешняя политика России в XVII в. Дальнейшее расширение территории России. 15. Основные этапы формирования и сущность крепостного права в России. 16. Начало имперского периода. Россия в эпоху преобразований Петра I. Преобразования в области промышленности, торговли, финансов, образования и культуры Петра I. 17. Внешняя политика Петра I. Северная война (1700-1721 гг.) 18. Абсолютная монархия как форма государственного правления. Особенности российского самодержавия. 19. Россия в эпоху дворцовых переворотов XVIII в. 20. «Просвещенный абсолютизм» императрицы Екатерины II. 21. Российская империя на рубеже XYIII-XIX в. Правление Павла I. 22. Российская империя в период правления императора Александра I. 23. Общественное движение в России первой половины XIX в. 24. Декабристы: конституционные проекты тайных обществ дворянской интеллигенции. 25. Российская империя в период правления императора Николая I. «Апогей самодержавия». 26. Восточная (Крымская) война как фактор кризиса политической системы Российской империи. 27. «Оттепель» и «великие реформы» в период правления императора Александра II. 28. Общественное движение либерально-радикальной интеллигенции в России второй половины XIX в. 29. Политика «контрреформ» в период правления императора Александра III. 30. Общественные движения и политические партии в России на рубеже XIX-XX вв. 31. Правление императора Николая II: общая характеристика. 32. Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX и XX вв. 33. Революция 1905 г. в России: причины, основные события и политические результаты. 34. «Столыпинские» реформы 1906-1911 гг. 35. Российская империя в первой мировой войне. 36. Февральская революция 1917 г. в России. Падение монархии. 37. Историческое развитие России от Февраля к Октябрю 1917 г.
 
стр. 10
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
38. Октябрьская революция 1917 г. Установление Советской власти. 39. Советская Россия в годы Гражданской войны. Политика «военного коммунизма». 40. Образование СССР. 41. НЭП: причины введения, сущность и результаты. 42. Политика  индустриализации: методы, средства, источники. Массовая коллективизация: методы, средства, итоги. 43. Политический режим в 1930-е гг. Массовые политические репрессии. 44. Советская внешняя политика в 1930-е годы: инициативы, методы, итоги. 45. Причины и начало  Второй мировой войны. Основные этапы. 46. Великая Отечественная война: основные этапы, народ, армия и власть в годы войны. Итоги и значение. 47. Геополитические изменения в мире после окончания Второй мировой войны. «Холодная война». Образование мировой социалистической системы. 48. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.): экономическое, политическое и социальное развитие. 49. «Оттепель» в общественно-политической и культурной жизни страны. XX съезд КПСС. 50. Социальная и экономическая политика Н. С. Хрущёва (1953 – 1964 гг.). 51. Внешняя политика периода оттепели. 52.   СССР в 1965-1984 гг.: экономическое и социальное развитие. 53.   СССР в 1965-1984 гг.: политическое развитие. 54.   СССР в 1965-1984 гг.: внешняя политика. 55. «Перестройка» 1985 – 1991 гг. в СССР. Экономика, социальная сфера. Внешняя политика. 56. Межнациональные отношения в СССР в период «перестройки» 1985 – 1991 гг. 57. Распад СССР. Образование СНГ. 58. Государственно-политическое развитие России в 1991 – 1993 гг. «Чёрный октябрь» 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. 59. Основы конституционного строя современной России. Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России. 60. Россия на рубеже XX- XXI вв.: социально-экономическое, политическое развитие, внешняя политика. Критерии оценки студента на дифференцированном зачете  по дисциплине «История России К комплекту экзаменационных билетов прилагаются разработанные преподавателем и утверждённые на заседании кафедры критерии оценки по дисциплине с перечнем проверяемых компетенций. Критерии оценки: Оценка «5» (отлично) ставится, если: –полно раскрыто содержание материала экзаменационного билета; –материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности; –продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала; –точно используется терминология; –показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; –продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; –ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; –продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; –продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; –допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. Оценка «4» (хорошо) ставится, если: –вопросы экзаменационного материала излагаются систематизировано и последовательно; –продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; –продемонстрировано усвоение основной литературы. –ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию экзаменатора; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию экзаменатора. Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если: –неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; –усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; –имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; –при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации;
 
стр. 11
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
–продемонстрировано усвоение основной литературы. Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если: –не раскрыто основное содержание учебного материала; –обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной, части учебного материала; –допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. –не сформированы компетенции, умения и навыки.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
А. А. Горский, А. Г. Гуськов, В. Н. Захаров [и др.] ; под редакцией Ю. А. Петрова
История России: учебник для студентов вузов неисторических специальностей и направлений подготовки
Москва: Наука, 2024
https://www.iprbookshop.ru/142823.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Ольштынский Л.И.
Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учебное пособие
Москва: Логос, 2012
http://www.iprbookshop.ru/9091.html
 
Л2.2
Сушко А.В., Глазунова Т.В., Гермизеева [и др.] В.В.
История России: учебное пособие
Омск: Омский государственный институт сервиса, 2017
http://www.iprbookshop.ru/78435.html
 
Л2.3
Ануфриева Е.В., Щеглова Г.Б.
История России. Схемы, таблицы, события, факты 6-20 вв.: учебное пособие
Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2008
http://www.iprbookshop.ru/11323.html
 
Л2.4
Новиков М. С., Скосырева Н. Д.
История (история России, всеобщая история): учебное пособие
Омск: Омский ГАУ, 2022
https://e.lanbook.com/book/240770
 
Л2.5
Самойлова И. В.
История (история России, всеобщая история): учебное пособие
Пенза: ПГАУ, 2021
https://e.lanbook.com/book/207374
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.2
Deductor Academic
6.3.1.3
Google Chrome
6.3.1.4
Moodle
6.3.1.5
РЕД ОС
6.3.1.6
MS Office
6.3.1.7
Яндекс.Браузер
6.3.1.8
LibreOffice
6.3.1.9
NVDA
6.3.1.10
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
портфолио
 
деловая игра
 
проблемная лекция
 
стр. 12
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
круглый стол
 
дискуссия
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
102 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер. Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), кафедра
 
207 Б1
Лекционная аудитория. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, проектор, экран, системный блок, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя
 
стр. 13
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей) Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля). Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность 
 
стр. 14
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе: - формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации; - качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей; - формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся; - развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся; - совершенствования речевых способностей обучающихся; - формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции); - развития научно-исследовательских навыков; - развития навыков межличностных отношений. К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам). Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются: - содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем); - спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями; - трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом; - уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП; - степенью подготовленности обучающихся. Рекомендации по подготовке к экзамену (зачету) Формы контроля знаний по окончании курса – экзамен (зачет), по окончании того или иного раздела дисциплины или в соответствии с рабочей программой – аудиторная контрольная работа (тестирование). Для успешной сдачи экзамена (зачета) рекомендуется соблюдать несколько правил. 1. Подготовка к экзамену (зачету) должна проводиться систематически, в течение всего семестра. 2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена (зачета): распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии. 3. Данные 3-4 дня перед экзаменом рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для  повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для  полного повторения курса). Одной из главных задач в организации учебного процесса является развитие инициативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе является выполнение заданий по самостоятельной работе. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность изучаемого предмета. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспита-ние их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса. Для этого на кафедре разработана система различных дидактических средств активизации и управления познавательной деятельностью студентов.