2024-2025_02_03_01_2024_624_plx_История России_Цифровые технологии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История России
Учебный план
02.03.01_2024_624.plx

02.03.01 Математика и компьютерные науки

Цифровые технологии
 
зачеты 1 зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
17,7
самостоятельная работа
10
аудиторные занятия
114
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
16
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
40
40
Практические
36
36
38
38
74
74
Консультации (для студента)
1
1
1
1
2
2
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,3
0,3
Итого ауд.
56
56
58
58
114
114
Кoнтактная рабoта
57,15
57,15
59,15
59,15
116,3
116,3
Сам. работа
6
6
4
4
10
10
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
17,7
17,7
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н, доцент, Баскакова И.В.
 
 
История России
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)
 
02.03.01 Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование систематизированных знаний о причинах и условиях возникновения и эволюции государства и его важнейших институтов с древнейших времен до  нач. ХXI века
1.2
Задачи: Раскрыть общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности; - проанализировать основные процессы истории России с древнейших времен до нач. ХXI века; - показать место России в мировом историческом процессе, обращая внимание на дипломатический опыт, международные конфликты; - определить важнейшие события и явления, повлиявшие на ход отечественной истории
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История на предыдущем уровне образования.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Философия
2.2.2
Культура и межкультурное взаимодействие
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знать: – методы анализа информации, необходимой для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп. Уметь: – находить и анализировать информацию, необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп. Владеть: - навыками поиска и анализа информации, необходимой для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
- знать: закономерности, основные события и особенности истории России с древнейших времен до наших дней в контексте европейской и всемирной истории, историю развития государственности, общие культурно-ценностные ориентиры и историко-культурное наследие России, основные политические и социально-экономические направления и механизмы, характерные для исторического развития и современного положения Российской Федерации; - уметь: применять теоретические знания в практической деятельности; обосновывает  историческими фактами личную точку зрения на определённые события и явления. - Владеть: методами анализа, обобщения полученных знаний по истории России, способами пополнения новых знаний, историческими понятиями и терминами
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
Знать: о необходимости наличия чётко сформулированной, осознанной гражданской позиции

Уметь:

- сознательно выбирать ценностные ориентиры и гражданскую позицию;

- аргументированно обсуждать и решать проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера

Владеть:

- навыками сознательного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции, аргументированного

обсуждения и решения проблем

ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. ОБщие вопросы курса
 
1.1
История как наука. Хронологические и географичекие рамки курса /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 2. Народы и государства на территории современной России  в древности. Русь в IX- первой трети ХIII в.
 
2.1
Мир в древности. Народы и политические образования на территории современной России в древности

Начало эпохи Средних веков. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. /Лек/

2
ИД-1.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.2
Мир в древности. Народы и политические образования на территории современной России в древности Начало эпохи Средних веков.

Восточная Европа в середине I тыс. н. э.

1. Происхождение человека.

2. Археологическая периодизация (каменный век, энеолит, бронзовый век, железный век).

3. Основные направления развития и особенности древневосточной, древнегреческой и древнеримской цивилизаций.

4. Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация.

5. Великое переселение народов.

6.Восточные славяне в древности: территория расселения, тип и главные отрасли хозяйства, формирование родоплеменных элит, специфика религиозных верований народа. /Пр/

4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
обсуждение вопросов семинарского занятия
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.3
Образование государства Русь Русь в конце X — начале XIII в. Особенности общественного строя в период Средневековья в странах Европы и Азии /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
2.4
Образование государства Русь Русь в конце X — начале XIII в. Особенности общественного строя в период Средневековья в странах Европы и Азии.

1. Исторические условия складывания государственности.

2 .Теории  образования древнерусского государства.

3. Древнерусское государство в IX-XII  вв.: политическое, экономическое, социальное развитие.  

4.Особенности общественно-политического строя в период Средневековья в странах Европы и Азии. Общее и особенное. /Пр/

4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
обсуждение вопросов семинарского занятия
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
стр. 6
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Раздел 3. Русь в XIII-XV вв.
 
3.1
Русские земли в середине XIII — XIV в. Формирование единого Русского государства в XV в. /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.2
Русские земли в середине XIII — XIV в. Формирование единого Русского государства в XV в.

1.Русь в борьбе с иностранными захватчиками в XIII вв.

2. Причины усиления Московского княжества.  Основные этапы объединительной политики вокруг Москвы.

3. Куликовская битва и её значение для Русского государства.

4. Феодальная война на Руси во второй четверти 15 века. Распад Золотой орды /Пр/

4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
обсуждение тем рефератов
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.3
Европа и мир в эпоху Позднего Средневековья /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.4
Древнерусская культура.

1. 1.Культура и религия восточных славян:  язычество; архитектура и живопись; быт.

2. Христианская культура Руси.

3. Культура в период раздробленности XII—XIII в.: летописание, архитектура, живопись.

4.Русская культура в период монголо-татарского владычества ХШ – XIV вв.

- устное народное творчество;

- письменность;

- строительство /Пр/

4
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
обсуждение вопросов семинарского занятия
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
3.5
Европа и мир в эпоху Позднего Средневековья

1. Образование национальных государств в Европе: общее и особенное.

2. Особенности политического развития стран Восточной и Южной Азии.

3. Великое княжество Литовское в XIV–XV вв. /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
обсуждение вопросов семинарского занятия
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 4. Россия в XVI-XVII вв.
 
4.1
Россия в начале XVI в. Эпоха Ивана IV Грозного /Лек/
2
ИД-1.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
4.2
Россия в начале XVI в. Эпоха Ивана IV Грозного.

1. Социально-экономическое развитие России в  16 в.

2. Реформы Избранной Рады.

3. Внешняя политика России в 15-XVI в. Ливонская война (1558-1583 гг.).

4.Опричнина Ивана Грозного. Её оценка в исторической литературе.  /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
обсуждение вопросов семинарского занятия
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
4.3
Мир к началу эпохи Нового времени.

1. Происхождение понятия «Новое время», хронологические рамки и периодизация.

2. Великие географические открытия.

3. Формирование национальных государств в Европе.

/Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
обсуждение вопросов семинарского занятия
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
стр. 7
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
4.4
Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
4.5
Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время.

1.Причины Смуты. Федор Иоанович. Борис Годунов.

2.Авантюра Лжедмитрия I.

3.Восстание И. И. Болотникова.

4.Тушинский вор.

5.Первое и второе ополчение. Освобождение Москвы.

6.Земский собор 1613 г. Избрание Романовых. /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
обсуждение вопросов семинарского занятия. тестирование
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
4.6
Россия в XVII в. Ведущие страны Европы и Азии, международные отношения.  /Лек/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
4.7
Россия в XVII в.

1. Социально-экономическое развитие России в XYII в. Начало формирования всероссийского рынка.

2.Церковный раскол, его сущность и значение.  

3.Народные движения в XYII в. Восстание Степана Разина.

4.Основные направления внешней политики России. Освоение Сибири в XYII в. /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
обсуждение вопросов семинарского занятия
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
4.8
Культура России в XVI–XVII вв.

1.Просвещение, начало книгопечатания

2.Общественно-политическая мысль.

3.Литература.

4.Архитектура и живопись.

5. Развитие научных знаний. /Пр/

2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
обсуждение вопросов семинарского занятия
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
4.9
Культура России в XVI–XVII вв. /Ср/
2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
1
0
самостоятельное изучение рекомендованной литературы, подготовка к контрольной работе
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 5. РОССИЯ В XVIII в.
 
5.1
Россия в эпоху преобразований Петра I. Эпоха «дворцовых переворотов». 1725–1762 гг.  /Лек/
2
ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
5.2
Россия в эпоху преобразований Петра I Эпоха «дворцовых переворотов». 1725–1762 гг.

1. Социально-экономическое развитие России в первой половине  XVIII в.

2.Реформы Петра Первого: причины, содержание, результаты.

3.«Дворцовые перевороты» 1725-1761 гг.

4.Внешняя политика России в  первой половине XYIII в. /Пр/

4
ИД-2.УК-5
1
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
5.3
Россия во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины II /Лек/
2
ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
5.4
Россия во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины II.

1. Социально-экономическое развитие.

2. Реформы Екатерины Великой.

3. Основные направления внешней политики.

  /Пр/

2
ИД-2.УК-5
1
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
стр. 8
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
5.5
Русская культура XVIII в.

1.Культурные преобразования первой половины XVIII в.

2. Художественная культура.

3. Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в.

4. Художественная культура.

- литература;

- музыка. театральное искусство;

- архитектура и скульптура /Пр/

2
ИД-2.УК-5
1
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
5.6
Русская культура XVIII в.  /Ср/
4
ИД-2.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
7.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5
1
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 8. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в
 
8.1
Россия первой четверти XIX в. Россия второй четверти XIX в /Лек/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
8.2
Россия первой четверти XIX в. Россия второй четверти XIX в.

1.Территория, население, хозяйство России в первой половине XIX в.

2.Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии.

3.Восстание декабристов.

4.Общественное движение эпохи.

5.Западники и славянофилы. /Пр/

4
ИД-2.УК-5
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
8.3
Время Великих реформ в России.  /Лек/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
8.4
Время Великих реформ в России.

1.Реформы 60-70-х гг.: предпосылки, сущность, последствия.

2.Общественное движение в России 60-70-х гг. XIX в. Революционное народничество.

3.Контрреформы Александра III.

4.Внешняя политика России второй половины XIX в. /Пр/

2
ИД-2.УК-5
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
8.5
Европа и мир в XIX в. Россия на пороге XX в.  /Лек/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
8.6
Европа и мир в XIX в. Россия на пороге XX в.

1. Становление индустриальной цивилизации.

2. Ведущие страны Европы и мира в первой  половине XIX в.

3. Ведущие страны Европы и мира во второй половине XIX в. /Пр/

2
ИД-2.УК-5
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
стр. 9
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
8.7
Первая русская революция. Российская империя в 1907–1914 гг. Первая мировая война и Россия /Лек/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
8.8
Первая русская революция. Российская империя в 1907–1914 гг. Первая мировая война и Россия.

1.Революционное движение и формирование политических партий.

2.Первая русская революция

3.Государственная дума и ее деятельность

4.Столыпин П.А. и попытка реформ

5.Внешняя политика России. Русско-японская война 1904-1905 гг.

6.Участие России в первой мировой войне.

7.Развал политического режима самодержавия. Свержение монархии в России. /Пр/

6
ИД-2.УК-5
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
8.9
Культура в России XIX — начала XX в.

1.Общий уровень просвещения.

2.Общественно-политическая мысль.

3.Художественная культура

- развитие русской национальной литературы

-развитие театрально-сценического искусства и музыки;

- архитектура русского ампира;

- живопись. /Пр/

2
ИД-2.УК-5
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
8.10
Культура в России XIX — начала XX в. /Ср/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 9. РОССИЯ И СССР В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ (1917–1991)
 
9.1
Великая российская революция (1917–1922) и ее основные этапы. Советский Союз в 1920-е — 1930-е гг.  /Лек/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
9.2
Великая российская революция (1917–1922) и ее основные этапы. Советский Союз в 1920-е — 1930-е гг.

1. Российская революция 1917-1922 г. и ее основные этапы.

2. Новая экономическая политика:

- в промышленности, изменение форм собственности, концессии;

- в сельском хозяйстве.

3. Образование СССР.

4. Внешняя политика Советского государства (1921 г. – конец 20-х г.)     

5. Внутрипартийная борьба в 20-е гг. XX в.

6. Политика коллективизации.

7. Индустриализация страны.

7. Общественно-политическая жизнь в стране (30-е годы). /Пр/

4
ИД-2.УК-5
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
9.3
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Борьба советского народа против германского нацизма — ключевая составляющая Второй мировой войны /Лек/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
стр. 10
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
9.4
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Борьба советского народа против германского нацизма — ключевая составляющая Второй мировой войны.

1.Начало Великой Отечественной войны. Периодизация войны.                                                                           - Оборонительные бои Красной Армии в первые месяцы войны. Причины поражений.                                                           - Основные сражения Советских войск в 1941 – 1944 годах.

- Битва за Москву, Сталинград, Курск-Белгород. Освобождение Советской территории.                  

2.  Освободительная миссия Советской Армии в Европе. Война с Японией.          

3.  Отношения с союзниками. Международные конференции 1943 – 1945 гг. /Пр/

4
ИД-2.УК-5
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
9.5
Преодоление последствий войны. Апогей и кризис советского общества. 1945–1984 гг. Мир после Второй мировой войны /Лек/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
9.6
Преодоление последствий войны. Апогей и кризис советского общества. 1945–1984 гг. Мир после Второй мировой войны.

1.Восстановление народного хозяйства в послевоенный период.

2. «Оттепель» в СССР. Административные и хозяйственные реформы Н.С. Хрущева.  

3. «Холодная война»: истоки и уроки.  /Пр/

4
ИД-2.УК-5
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
9.7
Период «перестройки» и распада СССР (1985–1991). /Лек/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
9.8
Период «перестройки» и распада СССР (1985–1991 гг.).

1. Основные этапы перестройки.

2. Распад СССР: причины, ход, итоги. /Пр/

2
ИД-2.УК-5
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (1991–2022) 
 
10.1
Россия в 1990-е гг /Лек/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
10.2
Россия в 1990-е гг.

1. Социально-экономическое развитие РФ.

2. Политическая сфера.

3. Международное положение.  /Пр/

4
ИД-2.УК-5
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
10.3
Россия в XXI в. /Лек/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
10.4
Россия в XXI в.

1. Социально-экономическое развитие РФ.

2. Политическая сфера.

3. Международное положение.  /Пр/

4
ИД-2.УК-5
2
0
Вопросы к семинарским занятиям, тесты, реферат, вопросы к зачету
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
10.5
Россия в XXI в. /Ср/
2
ИД-2.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
стр. 11
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Раздел 11. Консультации
 
11.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
 
Раздел 12. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
12.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
12.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5
2
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины "История России". 2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения входного и  текущего контроля в форме тестовых заданий, темы рефератов, вопросов практических занятий и промежуточной аттестации в форме   вопросов к  дифференцированному зачету.  
 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тесты для входного и текущего контроля по дисциплине  История России А1.  В каком веке произошло призвание варяжских князей на Русь? а) VI б) VIII в) IX г)  X А2. Как называлось народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни? а) сход б) вече в) курултай г) съезд А3.   Как назывался свод древнерусских законов XI–XII вв.? а) «Судебник» б) «Русская Правда» в) «Соборное уложение» г) «Стоглав» А4.  Как называли выборное должностное лицо в Новгородской республики, главу исполнительной власти? а)  тиун б)  посадник в)  владыка г)  тысяцкий А5.   В каком из перечисленных политических центров Руси в XII–XV вв. существовала республиканская форма правления? а) в Новгородской земле б) в Смоленской земле в) в Черниговской земле г) во Владимиро-Суздальской земле А6. Как называлось «неофициальное правительство» в годы правления Ивана Грозного ? а) Избранная Рада б) Избранная тысяча в) Сенат г) Соборное уложение А7. Завершение собирания русских земель вокруг Москвы связано с именами а) Василия I и Дмитрия Донского б) Василия II и Ивана Калиты в) Ивана IV и Фёдора Иоанновича г) Ивана III и Василия III А8.  К органам власти в России XVI в. относится:
 
стр. 12
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
а) Боярская дума б) Государственный совет в) Государственная дума г) Верховный тайный совет А9. Первым царём, получившим престол в результате избрания Земским собором, был а) Василий Шуйский б) Борис Годунов в) Михаил Романов г) Фёдор Годунов А10. Кто из правителей Российской империи проводил политику «Просвещенного абсолютизма» а) Николай I б) Александр I в) Екатерина II г) Петр I А11. Что из названного относится к целям и результатам внешней политики России в период правления Екатерины II? 1) получение прямого выхода к Балтийскому морю 2) утверждение России на Черном море 3) передача под российский контроль проливов Босфор и Дарданеллы 4) вхождение в состав Российской империи Финляндии А12. Первым императором на российском троне был а) Павел I б) Пётр I в) Александр I г) Иван IV А13. Как называлась война, поводом к которой стал спор о праве на палестинские святыни между православной церковью (Россия) и католической (Франция), в ходе которого турецкий султан отдал предпочтение католикам? а) русско-турецкая б) крымская в) смоленская г) русско-иранская А14. Что называли  Негласным комитетом в годы правления Александра I? а) орган политического сыска б) первое тайное общество декабристов в) главный цензурный комитет г) круг близких царю людей, подготовивших проекты реформ А15. Что из названного относится к внутренней  политике Николая I? а) указ о «вольных хлебопашцах» б) кодификация законов Российской империи в) учреждение суда присяжных г) циркуляр о «кухаркиных детях» Вопросы с открытыми ответами В1. Укажите годы существования древнерусского государства _________________________ В2. Прочтите отрывок из книги историка и назовите имя императора, о котором идет речь.      «Вступив на престол в 42 года, он был человеком со сложившимися политическими убеждениями, взглядами и характером. Он вырос хорошо образованным, неглупым человеком, верившим в свое предназначение управлять страной. Однако мать не допускала сына  к занятиям политикой, и в течение многих лет он был вынужден, мучаясь бездеятельностью, издалека наблюдать за делом, которое по праву считал своим»._______________________________________________________________________ В3.  Укажите годы «Смутного времени в России»_________________________________ В4. Как назывался  свод законов, который  юридически оформил установление крепостного права в России _________________________________________________ В 5.  Укажите название высшего  органа государственного управления в России с 1711 г. до начала XIX в. После 1810 г. – высший судебный и административный орган. Упразднен в 1917 г. ____________________________________________________ В 6. Укажите годы правления Александра II _________________________________________ В 7. Прочитайте отрывок из воспоминаний генерала П.А. Судоплатова и впишите название явления, о котором идет речь? «Принято считать, что ________________________________ началась с известной речи Уинстона Черчилля в Фултоне 6 марта 1946 года, когда он впервые упомянул о существовании «железного занавеса». Однако для нас конфронтация с западными союзниками началась сразу же, как только Красная Армия вступила на территорию стран Восточной Европы. Конфликт интересов был налицо». В 8. Прочтите отрывок из книги историка и укажите описанную в нём  битву Великой Отечественной войны. «Контрнаступление Красной Армии и разгром немцев – главное событие начального этапа Великой Отечественной войны. Это было первое крупное поражение Германии, показавшее, что представление о непобедимости её армий – миф. На некоторое время  Красной Армии удалось перехватить стратегическую инициативу. Сложились предпосылки для образования антигитлеровской коалиции»__________________________   Критерии оценки:
 
стр. 13
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Критерии Оценка (баллы ), уровень Выполнено без ошибок. «отлично», 84-100%, повышенный уровень; Выполнено, допущены 1-2 ошибки. «хорошо», 66-83%, пороговый уровень; Выполнено, допущены 2-3 ошибки. «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень; Выполнено неверно, не выполнено, допущено 4 и более ошибки. «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ (реферат) 1. Рюрик – основатель династии Рюриковичей. 2. «Русская правда»  – свод законов Древней Руси. 3. Русское православие и Запад. 4. Деятели церкви  Древнерусского государства 5. Юрий Долгорукий – основатель Москвы 6. Берестяные грамоты  Великого Новгорода. 7. Александр Невский – полководец и государственный деятель. 8. История основания города Москвы. 9. «Злой город» Козельск. 10. Основные направления  политики Ивана Калиты. 11. Александр Невский – образ князя и святого. 12. Религиозные  деятели Руси в середине  XIII – XVI вв. 13. Куликовская битва в отечественной историографии.   14. Выдающиеся землепроходцы и первооткрыватели XVII в. 15. Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. 16. Николай II – последний российский император. 17. Александр II, реформаторы и консерваторы в его окружении. 18. Первые русские марксисты. 19. Аграрный строй России  и проблема его реформирования в начале ХХ века. 20. Русская деревня в конце XIX – начале ХХ века. 21. Политические партии и Государственная Дума. 22. Нравственные и материальные потери периода  гражданской войны. 23. «Серебряный век» русской культуры. 24. Сущность и итоги политики «военного коммунизма». 25. Политика «сплошной коллективизации» сельского хозяйства, ее итоги. 26. Роль Восточного фронта во второй мировой войне. 27. Советский тыл в 1943-1945 гг. 28. Сталинские репрессии в 40-50-е гг. ХХ в. 29. Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития,          представители. 30. Карибский кризис. 31. «Перестройка и новое мышление в России» Критерии оценки: Студентом выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована  её актуальность, новизна, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению. «Отлично», повышенный уровень. Студентом выполнены основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении. «Хорошо», пороговый уровень. Студент имеет существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата. Реферат отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. «Удовлетворительно», пороговый уровень.
 
стр. 14
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, а так же если реферат не представлен. «Неудовлетворительно», уровень не сформирован.
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации (1 семестр) 1. Предмет, задачи истории, методы исторических исследований, исторические источники. 2. Восточные славяне в древности: расселение, быт, хозяйство, культура, верования. 3. Древнерусское государство в IX-XII вв. занятия, социальная структура. Принятие христианства и его значение для Руси. 4. Причины и факторы политической раздробленности древнерусских земель в XII-XIII вв. 5. Монгольский период отечественной истории. Северо-Восточная Русь и Золотая Орда. 6. Возвышение Москвы и образование Московского (Великорусского) государства в XIII-XY вв. 7. От Руси к России. Московское государство в период правления Ивана III (вторая половина XYв.). 8. Россия в XYI в. Реформы и «контрреформы» Ивана IY Грозного. 9. Внешняя политика России в период правления Ивана  IV Грозного. 10. «Смутное Время» в истории государства Российского. 11. Российское государство в период правления первых Романовых. 12. Сословно-представительная монархия как форма государственного правления в России (середина XVI в. – середина  XVII в.). 13. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Церковный раскол. 14. Внешняя политика России в XVII в. Дальнейшее расширение территории России. 15. Основные этапы формирования и сущность крепостного права в России. 16. Начало имперского периода. Россия в эпоху преобразований Петра I. Преобразования в области промышленности, торговли, финансов, образования и культуры Петра I. 17. Внешняя политика Петра I. Северная война (1700-1721 гг.) 18. Абсолютная монархия как форма государственного правления. Особенности российского самодержавия. 19. Россия в эпоху дворцовых переворотов XVIII в. 20. «Просвещенный абсолютизм» императрицы Екатерины II. 21. Российская империя на рубеже XYIII-XIX в. Правление Павла I. 22. Российская империя в период правления императора Александра I. 23. Общественное движение в России первой половины XIX в. 24. Декабристы: конституционные проекты тайных обществ дворянской интеллигенции. 25. Российская империя в период правления императора Николая I. «Апогей самодержавия». 26. Восточная (Крымская) война как фактор кризиса политической системы Российской империи. 27. «Оттепель» и «великие реформы» в период правления императора Александра II. 28. Общественное движение либерально-радикальной интеллигенции в России второй половины XIX в. 29. Политика «контрреформ» в период правления императора Александра III. Критерии оценки студента на  зачете  по дисциплине «История России". Зачтено ставится если:  полностью раскрыто содержание материала; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности; –продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала; точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; –продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. Незачтено ставится если:  не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной, части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов, не сформированы компетенции, умения и навыки. Вопросы для промежуточной аттестации (2 семестр) 1. Общественные движения и политические партии в России на рубеже XIX-XX вв. 2. Правление императора Николая II: общая характеристика. 3. Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX и XX вв. 4. Революция 1905 г. в России: причины, основные события и политические результаты. 5. «Столыпинские» реформы 1906-1911 гг. 6. Российская империя в первой мировой войне. 7. Февральская революция 1917 г. в России. Падение монархии. 8. Историческое развитие России от Февраля к Октябрю 1917 г. 9. Октябрьская революция 1917 г. Установление Советской власти.
 
стр. 15
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
10. Советская Россия в годы Гражданской войны. Политика «военного коммунизма». 11. Образование СССР. 12. НЭП: причины введения, сущность и результаты. 13 Политика  индустриализации: методы, средства, источники. Массовая коллективизация: методы, средства, итоги. 15. Политический режим в 1930-е гг. Массовые политические репрессии. 16. Советская внешняя политика в 1930-е годы: инициативы, методы, итоги. 17. Причины и начало  Второй мировой войны. Основные этапы. 18. Великая Отечественная война: основные этапы, народ, армия и власть в годы войны. Итоги и значение. 19. Геополитические изменения в мире после окончания Второй мировой войны. «Холодная война». Образование мировой социалистической системы. 20. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.): экономическое, политическое и социальное развитие. 21. «Оттепель» в общественно-политической и культурной жизни страны. XX съезд КПСС. 22. Социальная и экономическая политика Н. С. Хрущёва (1953 – 1964 гг.). 23. Внешняя политика периода оттепели. 24.   СССР в 1965-1984 гг.: экономическое и социальное развитие. 25.   СССР в 1965-1984 гг.: политическое развитие. 26.   СССР в 1965-1984 гг.: внешняя политика. 27. «Перестройка» 1985 – 1991 гг. в СССР. Экономика, социальная сфера. Внешняя политика. 28. Межнациональные отношения в СССР в период «перестройки» 1985 – 1991 гг. 29. Распад СССР. Образование СНГ. 30. Государственно-политическое развитие России в 1991 – 1993 гг. «Чёрный октябрь» 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. 31. Основы конституционного строя современной России. Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России. 32. Россия на рубеже XX- XXI вв.: социально-экономическое, политическое развитие, внешняя политика. Критерии оценки студента на дифференцированном зачете  по дисциплине «История России" К комплекту вопросов для зачета  прилагаются разработанные преподавателем и утверждённые на заседании кафедры критерии оценки по дисциплине с перечнем проверяемых компетенций. Критерии оценки: Оценка «5» (отлично) ставится, если: –полно раскрыто содержание материала; –материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности; –продемонстрировано системное и глубокое знание программного материала; –точно используется терминология; –показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; –продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков; –ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов; –продемонстрирована способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; –продемонстрировано знание современной учебной и научной литературы; –допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию. Оценка «4» (хорошо) ставится, если: –материал излагается систематизировано и последовательно; –продемонстрировано умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер; –продемонстрировано усвоение основной литературы. –ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию экзаменатора; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию экзаменатора. Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если: –неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; –усвоены основные категории по рассматриваемому и дополнительным вопросам; –имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; –при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации; –продемонстрировано усвоение основной литературы.
 
стр. 16
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если: –не раскрыто основное содержание учебного материала; –обнаружено незнание или непонимание большей, или наиболее важной, части учебного материала; –допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов. –не сформированы компетенции, умения и навыки.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
А. А. Горский, А. Г. Гуськов, В. Н. Захаров [и др.] ; под редакцией Ю. А. Петрова
История России: учебник для студентов вузов неисторических специальностей и направлений подготовки
Москва: Наука, 2024
https://www.iprbookshop.ru/142823.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Ольштынский Л.И.
Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории: учебное пособие
Москва: Логос, 2012
http://www.iprbookshop.ru/9091.html
 
Л2.2
Сушко А.В., Глазунова Т.В., Гермизеева [и др.] В.В.
История России: учебное пособие
Омск: Омский государственный институт сервиса, 2017
http://www.iprbookshop.ru/78435.html
 
Л2.3
Ануфриева Е.В., Щеглова Г.Б.
История России. Схемы, таблицы, события, факты 6-20 вв.: учебное пособие
Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2008
http://www.iprbookshop.ru/11323.html
 
Л2.4
Новиков М. С., Скосырева Н. Д.
История (история России, всеобщая история): учебное пособие
Омск: Омский ГАУ, 2022
https://e.lanbook.com/book/240770
 
Л2.5
Самойлова И. В.
История (история России, всеобщая история): учебное пособие
Пенза: ПГАУ, 2021
https://e.lanbook.com/book/207374
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Moodle
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Яндекс.Браузер
6.3.1.6
LibreOffice
6.3.1.7
NVDA
6.3.1.8
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
портфолио
 
деловая игра
 
проблемная лекция
 
круглый стол
 
дискуссия
 
стр. 17
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
202 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, экран, подключение к интернету, ученическая доска, презентационная трибуна, столы, стулья
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
410 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук

 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 18
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Методические указания по освоению дисциплин (модулей) Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Семинарские (практические) занятия. Самостоятельная работа студентов  по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Проблемная лекция, в ходе которой преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ, тем самым, формируя способность понимать и критически анализировать полученную информацию. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно приходят к тем выводам, обобщениям, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. На лекции студент находится в социально активной позиции, особенно когда она идет в форме живого диалога. Он высказывает свою позицию, задает вопросы, находит ответы и представляет их на суд всей аудитории. Дискуссия. Студенту предоставляется возможность получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. Дискуссия формирует способность к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
 
стр. 19
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования. Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: 1. титульный лист; 2. содержание; 3. введение; 4. основная часть; 5. заключение; 6. список использованных источников; 7. приложения (при необходимости). В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица. В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы. Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности: 1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы; 2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.); Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные. Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля). Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе: - формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации; - качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей; - формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся; - развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся; - совершенствования речевых способностей обучающихся; - формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
 
стр. 20
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции); - развития научно-исследовательских навыков; - развития навыков межличностных отношений. К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля); подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся (текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам). Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины (модуля) определяются: - содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем); - спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями; - трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом; - уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП; - степенью подготовленности обучающихся. Круглый стол – лекция или практическое занятие, в основе его заложены несколько различных точек зрения на один и тот же вопрос, в результате обсуждения которых участники приходят к приемлемым для каждого из них позициям и решениям. Современный образовательный метод по сути своей является «проблемно-ориентированным подходом к обучению и позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации». В ходе круглого стола можно решить следующие педагогические задачи через формирование навыков: активного слушания и коммуникации: умения выслушать различные точки зрения; умения отстаивать собственную точку зрения; критического мышления и прогнозирования: нахождение значимой информации;  осознание предубеждений и предвзятости; критическая оценка доказательств; сотрудничества и позитивного разрешения проблемы; участия в работе групп, решающих общественно значимые проблемы. Цель лекции круглого стола – повышение творческого потенциала, высококачественная модификация академической работы учащегося, мотивирование к созданию независимой академической деятельности. Процесс развития этих качеств носит поступательный характер. Пройденные ступени повторяют известные черты, свойства низших, но на более высоком уровне характеризуются необратимостью, не копированием, а движением на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития. По окончании обсуждения абсолютно всех интересующих проблем студенты в первую очередь усваивают знания, что дает основу для понимания последующих тем учебной программы. В целях лучшего усвоения материала на других кафедрах университета, непосредственно связанных с данной дисциплиной, мотивация студентов к приобретению знаний в процессе обучения играет не менее важную роль в достижении успеха, чем умственные способности Рекомендации по подготовке к зачету Формы контроля знаний по окончании курса – зачет, по окончании того или иного раздела дисциплины или в соответствии с рабочей программой – аудиторная контрольная работа (тестирование). Для успешной сдачи зачета рекомендуется соблюдать несколько правил. 1. Подготовка к зачету должна проводиться систематически, в течение всего семестра. 2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до зачета: распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии. 3. Данные 3-4 дня перед зачетом  рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для  повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для  полного повторения курса). Одной из главных задач в организации учебного процесса является развитие инициативы, творчества и самостоятельности у студентов. Основой в этой работе является выполнение заданий по самостоятельной работе. Это форма учебных занятий способствует формированию у студентов теоретического мышления, умения анализировать и понимать содержание и сущность изучаемого предмета. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса. Для этого на кафедре разработана система различных дидактических средств активизации и управления познавательной деятельностью студентов.