(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Куттубаева Тосканай Айтмукановна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Интерактивная лекция (лекция-беседа)
Основные термины и понятия в туризме. Туризм как система. Экономический и социокультурный феномен туризма. Турист как потребитель турпродукта. Категории «турист» и «экскурсант». Типы туристов. Современные тенденции развития туризма в России и за рубежом. Роль и место индустрии туризма в современной мировой и российской экономике. Факторы и условия развития туризма.
/Лек/
Интерактивная лекция (лекция-беседа)
Принципы классификации. Внутренний туризм. Международный туризм. Классификация туризма в РФ. Международная классификация туризма. Общая характеристика видов туризма. /Лек/
Лекция с применением презентации в MS Power Point
Участники туристской деятельности. Организационно-правовые формы туристской деятельности. Особенности, виды и роль турагентской и туроператорской деятельности. Особенности правовых и хозяйственных отношений между участниками туристской деятельности. Особенности договорных отношений между участниками туристской деятельности. Особенности заключения договоров на оказание туристских услуг.
/Лек/
Лекция с применением презентации в MS Power Point
Составляющие туристской индустрии. Система перевозок. Гостиничная индустрия. Система питания. Развлечения и система аттракций. Экскурсионная деятельность. Инфраструктура туризма. Страхование. Банковские и финансовые услуги. Информационные услуги. /Лек/
Лекция с применением презентации в MS Power Point
Туристский продукт. Туристские услуги, их состав. Тур и туристский маршрут. Турпакет. Разновидности туров. Порядок разработки туристского продукта. Изучение спроса, определение видов, форм и элементов продукта. Оценка экономической эффективности и целесообразности разработки продукта. Показатели потребительских свойств тура. Правила продажи турпродукта. Понятие и состав программы обслуживания. Примеры различных тематических программ обслуживания. Технология обслуживания.
/Лек/
Интерактивная лекция (лекция-беседа)
Задачи государственной политики в сфере туризма. Правовое регулирование отношений в сфере туризма. Нормативная база туристической деятельности. Стандартизация и сертификация в туристской индустрии. Структура управления туристкой отраслью в РФ. Экономические и административные механизмы поддержки развития туризма.
/Лек/
Лекция с применением презентации в MS Power Point
Обеспечение безопасности в туризме. Вопросы социальной безопасности в туризме. Международный туризм и безопасность. Безопасность при авариях транспортных средств и других чрезвычайных ситуациях. Правила санитарно-гигиенической безопасности туристов при посещении ряда государств. Правила карантина и приграничного санитарно-эпидемиологического контроля РФ. Особенности и основные виды страхования в туризме.
/Лек/
Лекция-визуализация
Туристские ресурсы и их классификация. Особо охраняемые природные территории. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Культурное наследие и достояние народов Российской Федерации. Мировые культурные памятники. Природно-климатические туристские ресурсы. Комплексные туристские ресурсы. Основные свойства туристских ресурсов. Типы туристского природопользования в целях оценки туристских ресурсов.
/Лек/
1. Обсуждение эссе на темы:
1. В чем вы видите основные факторы воздействия туризма на экономику региона?
2.Как туризм влияет на развитие отраслей, выпускающих предметы потребления?
3.Какие проблемы возникают в регионе с развитием туризма?
4.Назовите функции социального воздействия туризма?
5.В чем вы видите влияние туризма на повышение уровня жизни населения?
6.В чем заключается экономическое воздействие туризма?
2. Выполнение практических заданий и обсуждение их результатов
/Пр/
1. Выполнения практических заданий и обсуждение их результатов
2. Проверочная работа (тест «Выберите правильный вариант ответа»)
/Пр/
1. Выполнение практических заданий и обсуждение их результатов
2. Проверочная работа (тест «Выберите правильный вариант ответа»)
/Пр/
1. Выполнение практических заданий и обсуждение их результатов
2. Обсуждение докладов на темы:
1. Туристские предприятия и их формы, особенности функционирования.
2. Особенности организации гостиничной индустрии.
3. Особенности организации индустрии питания туристов.
4. Особенности организации индустрии досуга и развлечений в туризме.
5. Особенности транспортного обеспечения в туризме.
/Пр/
1. Деловая игра "Создание и продвижение туристского продукта"
/Пр/
1. Решение ситуационных задач
/Пр/
1. Решение ситуационных задач
/Пр/
1. Выполнение практических заданий и обсуждение их результатов
2. Проверочная работа (тест «Выберите правильный вариант ответа»)
/Пр/
Семинар-конференция
1.Заслушивание и обсуждение докладов на темы:
1. Современное состояние туризма в РФ.
2. Особенности организации туристской деятельности в России во внутреннем, въездном и выездном туризме.
3. Проблемы и перспективы развития туристской деятельности в России.
4. Особенности, проблемы и перспективы развития отдельных видов туризма в Республике Алтай /Пр/
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.
2. Выполнение практических заданий.
3. Подготовка эссе.
/Ср/
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.
2. Выполнение практических заданий.
/Ср/
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.
2. Выполнение практических заданий.
3. Подготовка к проверочной работе.
/Ср/
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме.
2. Выполнение практических заданий.
3. Подготовка докладов
/Ср/
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме
2. Подготовка к деловой игре
/Ср/
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме
/Ср/
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме
/Ср/
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по теме
2. Подготовка доклада /Ср/
1. Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы
2. Подготовка к семинару-конференции
/Ср/
1. Что такое туризм?
а) отдых на берегу моря;
б) путешествие по стране с рюкзаком;
в) поход в кино.
2. Какой из перечисленных видов не относится к туризму?
а) пешеходный;
б) лыжный;
в) водный;
г) велосипедный;
д) авиационный.
3. К какому виду туризма относятся поездки с целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями:
а) к деловому туризму;
б) к познавательному туризму;
в) к рекреационному туризму;
г) к сельскому туризму
4.Какая из нижеперечисленных функций относится к основным обязанностям турагента?
а) договорная (заключение договоров с поставщиками туристских услуг);
б) калькулятивная (расчет стоимости тура);
в) реализационная (реализация туристского продукта на рынке);
5. Что из нижеперечисленного относится к одной из основных обязанностей туроператора:
а) информация и консультация клиентов;
б) формирование туристского продукта;
в) реализация туристского продукта на рынке;
г) оформление договорной документации с клиентом.
6. Отличие туристского похода от иных туристских путешествий:
а) активные способы передвижения в туристском походе;
б) интеллектуальная нагрузка;
в) способ приготовления пищи;
г) наличие большого количества провизии;
д) уровнем психологической подготовки группы.
7. Отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в качестве целостного объекта – это:
а) дестинация
б) туристско-рекреационная зона
в) туристская зона
г) туристская территория
8. Поездки иностранных бизнесменов и специалистов для встреч и переговоров с отечественными коммерческими организациями относятся к:
а) шоппинг-турам
б) инклюзив-турам
в) деловому туризму
г) инсентив-турам
9. Фирма, специализирующаяся на организации турпоездок граждан своей страны за границу за счет деловых связей с иностранными исполнителями туруслуг, — это:
а) туроператор
б) турагент
в) инициативная туристская фирма
10. Основной документ, определяющий взаимоотношения туриста с обслуживающей его фирмой, возможность предъявления претензий к ней и удовлетворения их в судебном порядке, — это:
а) договор на туристское обслуживание
б) агентское соглашение
в) туристский ваучер
г) туристская путевка
Примерные тесты для текущего контроля 1
1. Какие признаки отличают туриста от всех остальных путешественников согласно Российскому Законодательству?
а) цель поездки;
б) расстояние и продолжительность;
в) цель поездки и расстояние;
г) продолжительность и цель поездки.
2. Какими временными параметрами пребывания вне постоянного места жительства ограничено понятие «турист» согласно определению ООН, данному в 1993 г.?
а) от 12 до 24 часов;
б) от 24 часов до года;
в) от 24 часов до 6 месяцев;
г) от 24 часов до нескольких лет.
3. Какая из перечисленных поездок является туристской согласно Российскому законодательству?
а) мистер Х отправился в двухлетнее кругосветное путешествие на собственной яхте;
б) мадам Х, выехавшая на несколько месяцев в другую страну, работает в семье гувернанткой;
в) мистер Х и У отправились организованной группой в Китай на выставку ЭКСПО;
г) мадам Х поехала отдохнуть в Новую Зеландию на неопределѐнный срок.
4. Туроператор, согласно Российскому Законодательству, – это:
а) посредник между разработчиком турпродукта и клиентом;
б) туристская фирма, которая разрабатывает, продвигает и реализует турпродукт;
в) крупная туристская компания;
г) любая компания, оказывающая туристам услуги.
5. Что не относится к экономической функции туризма?
а) создание новых рабочих мест;
б) восстановление работоспособности населения;
в) развитие местной инфраструктуры;
г) увеличение валютных поступлений.
6. Какой из факторов, влияющих на развитие туризма, относится к динамичному?
а) использование рабочего времени;
б) географический;
в) культура питания;
г) климатический.
7. Чартерные авиаперевозки – это:
а) авиапоездка в один конец;
б) перевозка для shop туристов;
в) перевозка «вне расписания»;
г) поездка для бизнес-туристов.
8. Средства размещения в России – это:
а) любые объекты, предназначенные для временного проживания туристов;
б) совокупность гостиничных предприятий;
в) любые заведения (кроме гостиниц), предоставляющие места для ночлега туристам;
г) специализированные заведения, основная деятельность которых заключается в предоставлении услуг размещения.
9. Какое из предприятий общественного питания не установлено Российским Законодательством как тип?
а) закусочная;
б) буфет;
в) кафе;
г) столовая.
10. Туристские ресурсы – это:
а) рекреационные ресурсы;
б) природные, географические, историко-культурные ресурсы;
г) географические, природно-климатические, историко-культурные ресурсы и инфраструктура.
11. Безопасность в туризме – это:
а) личная неприкосновенность туристов;
б) безопасность принимающих государств и туристов;
в) экологическая безопасность и безопасность туристских фирм;
г) личная безопасность туристов и их имущества, безопасность туристских фирм, принимающих государств и экологическая безопасность.
12. Должна ли фирма, реализовавшая турпакет, удовлетворять претензии туриста в отношении недостаточного качества полеченных ощущений:
а) да;
б) нет.
13. Могут ли туристы получить определѐнную компенсацию от турфирмы в случае отказа в получении визы:
а) да;
б) нет.
14. Входит ли в обязанности туристской фирмы проверка документов для получения визы:
а) да;
б) нет.
15. Организация, занимающаяся продажей туристских и экскурсионных путѐвок, а также предоставлением других посреднических услуг по организации туристско-экскурсионной деятельности (информационных, рекламных, маркетинговых и других) называется:
а) туристское агентство;
б) туроператорская фирма;
в) экскурсионное бюро.
Критерий оценки:
Даны верные ответы на 84-100% вопросов - «отлично», повышенный уровень
Даны верные ответы на 66-83% вопросов - «хорошо», пороговый уровень
Даны верные ответы на 50-65% вопросов - «удовлетворительно», пороговый уровень
Даны верные ответы на менее 50% вопросов - «неудовлетворительно», уровень не сформирован
Примерные тесы для текущего контроля 2
1.Тур является товарной формой туристского продукта, реализуемого в виде
а) программы тура
б) туристской карты
в) путевки или ваучера
г) договора и трансфера
2.Перечень услуг, достопримечательностей и досуговых мероприятий, предоставляемых туристам в определенной временной последовательности, с указанием места и условий обслуживания, представляет собой ...
а) технологическую карту туриста
б) туристскую путевку или ваучер
в) программу обслуживания туристов
г) стратегию обслуживания туристов
3.К принципам государственного регулирования туристской деятельности относятся:
а) поддержание законности и правопорядка при осуществлении тура- гентской и туроператорской деятельности;
б) содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
в) принцип охраны и безопасности туриста;
г) определение и поддержание приоритетных направлений туристской деятельности;
д) принцип равенства и автономии воли при регулировании отношений в сфере туризма;
е) формирование представлений о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
ж) принцип свободы договора в сфере туризма;
з) осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
4. Укажите законодательно нормированные цели государственного регулирования туристской деятельности:
а) обеспечение права граждан на свободное передвижение и выбор места отдыха;
б) обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
в) охрана жизни и здоровья туриста;
г) охрана окружающей среды;
д) создание благоприятных условий для восстановления трудовой функции граждан;
е) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
ж) создание новых рабочих мест в сфере туризма;
5.Когда был принят Федеральный закон РФ № 000 – ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ?
а) 4 октября 1996 г.;
б) 14 ноября 1996 г.;
в) 24 ноября 1996 г.;
г) 17 января 2007 г.;
д) 24 января 2007 г.;
е) 5 февраля 2007 г.
6. Природные, исторические, социально – культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, называются:
а) туристскими возможностями;
б) туристскими достопримечательностями;
в) туристскими ресурсами;
г) объектами туристского показа;
д) объектами туристского посещения;
е) достопримечательностями путешествия.
7. Комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.), называется:
а. продажей туристских путевок;
б. продвижением туристского продукта;
в. туристской индустрией;
г. пиар компанией;
д. туристской торговлей;
е. развитием туристских возможностей.
8. Деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором, называется:
а) заключение договора купли – продажи;
б) распродажа туристских путевок;
в) реализация туристского продукта;
г) торговля турами;
д) продвижением туристского продукта;
е) реализацией заказа на осуществление тура.
9. Договор страхования гражданской ответственности туроператора включает следующие пункты (положения) за исключением одного:
а) объект страхования и страховой случай;
б) объяснения свидетелей по поводу наступления страхового случая;
в) размер страховой суммы, срок действия договора, порядок и сроки уплаты страховой премии;
г) порядок и срок уведомления туристом о наступлении страхового случая и подачи заявления о выплате страхового возмещения;
д) перечень документов, которые должен представить турист в обоснование своих требований;
е) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования.
10. Ресурсы, расширяющие кругозор туристов и формирующие положительное воздействие на эмоциональное состояние туристов путем непосредственного контакта с природными объектами и явлениями – это ___________ ресурсы
а)физические
б)природно-познавательные
в)спортивно-оздоровительные природные
г)лечебно-оздоровительные природные
11. Разнообразие типов почв регионов туристской специализации, через которые происходит обмен веществом и энергией между литосферой, атмосферой и гидросферой и которые формируют физико-химические, фаунистические и флористические и комплексно-природные рекреационные ресурсы, – это
а)почвенные туристские ресурсы
б)минеральные воды
в)гидроминеральные ресурсы
г)лечебные грязи
12. Под безопасностью туристов понимаются:
б)сохранность их имущества
в)не причинение ущерба окружающей среде во время путешествий
г)комплекс мер, направленных на предотвращение использования туризма в целях незаконной миграции и транзита в третьи страны
д)все ответы верны
13. Что в первую очередь относится к объектам личной безопасности туриста?
а)здоровье и жизнь туриста
б)материальные блага туристов
в)имущественные права туристов
г)личная неприкосновенность
д)частная жизнь
14. Что является важной мерой обеспечения личной безопасности туристов?
а)комплекс мер, направленных на противодействие административным правонарушениям и преступлениям в сфере туризма
б)надлежащие рекомендации о поведении в общественных местах
в)порядок действий в случае приключившихся обстоятельств
г)грамотное предупреждение об опасности
д)надлежащее информационное обеспечение
15. В чем заключается специфика обеспечения личной безопасности туристов, экскурсантов и иных посетителей?
а)снижение вины туристов
б)осуществление в отношении путешественников повышенных мер безопасности, особенно в начальный период путешествия
в)решение ряда проблем, которые при стечении обстоятельств могут привести к неблагоприятным последствиям
г)снижение организационных неувязок и проблем
д)меры по ограничению туристских и деловых поездок в страны с очагами эпидемий
Критерий оценки:
Даны верные ответы на 84-100% вопросов - «отлично», повышенный уровень
Даны верные ответы на 66-83% вопросов - «хорошо», пороговый уровень
Даны верные ответы на 50-65% вопросов - «удовлетворительно», пороговый уровень
Даны верные ответы на менее 50% вопросов - «неудовлетворительно», уровень не сформирован
Практические задания
Тема 1. Введение в туризм. Значение туризма в современном обществе
Задание 1. Назовите главные принципы классификации путешествующих лиц и их основные категории. Можно ли отнести перечисленных ниже путешествующих лиц к категории туристов:
- россиян, совершающих челночные рейсы на дешѐвые вещевые рынки Турции, Китая и некоторых других государств;
- ограниченный контингент международных сил ООН по поддержанию мира в республиках бывшей Югославии;
- молодожѐнов, отправляющихся в свадебное путешествие за границу;
- политического лидера из Москвы, находящегося в течение дня в Санкт-Петербурге для встречи с избирателями в ходе предвыборной кампании;
- участников авторалли Париж-Даккар;
- беженцев.
Аргументируйте свои ответы.
Задание 2. Приведите и проанализируйте различные определения понятия туризм:
Определения туризма
Литературный источник
Тема 2. Классификация и общая характеристика видов туризма
Задание 1. Составьте схему «Виды современного туризма».
Задание 2. Проведите социологический опрос товарищей, друзей, учителей, родителей, знакомых и выявите на его основе отношение населения к тем или иным видам туризма.
Работу оформите.
Тема 3. Организационные основы туристской деятельности
Задание 1. На базе Горно-Алтайского государственного университета предполагается создать туристическую фирму «Турист» как базу практики студентов. Руководствуясь такими признаками организационно-правовых форм предприятий, как форма собственности, порядок формирования уставного капитала, степень ответственности по обязательствам предприятия, определите, какая организационно-правовая форма будет наиболее эффективной и перспективной для данной фирмы.
Задание 2. Работая в малых группах (2-3 чел.) на основе изучения основной и дополнительной литературы, материалов периодической печати, Интернет-ресурсов, изучения деятельности реальных туристских фирм, подготовьте отчет-презентацию о конкретной туристской фирме, осуществляющей свою деятельность на территории Республики Алтай. Отчет-презентация должна содержать следующую информацию:
1. название и организационно-правовая форма фирмы;
3. основные виды деятельности фирмы;
4. организационная структура фирмы;
5. характеристика предлагаемых фирмой туристских услуг (туры, предлагаемые фирмой, дополнительные услуги, ценовой диапазон, сезонность, максимальная и минимальная продолжительность, предлагаемых услуг, описание нескольких туров, предлагаемых фирмой);
6. фирмы-партнеры и характер взаимоотношений с ними;
7. наличие сайта у фирмы и ее рекламная деятельность.
Задание 3. Туристскому предприятию, при образовании, кроме взаимодействия с государственными органами учета и контроля, как самостоятельно хозяйствующему субъекту, обладающему правами юридического лица, предстоит находиться в отношениях обмена и взаимозависимости с внешней экономической средой: с поставщиками, конкурентами, географическими соседями, инвесторами, общественными организациями и др. Опишите эти заинтересованные группы и возможную степень их близости к деятельности туристского предприятия.
Тема 4. Туристская индустрия и ее структура
Задание 1. Выберите и сформулируйте цель приезда туриста в Республику Алтай (познавательный туризм, экстремальный, велотур, автотур, экологический и др.) и в соответствии с целью определите вид туризма и место, куда должен прибыть турист. На примере выбранного вида туризма приведите характеристику используемых для доставки туристов до места назначения, транспортных средств: самолёт, поезд, автобус и др., а также услуг, предоставляемых ими туристам (самостоятельно определите страну, город, откуда прибывает турист, виды, тип и другие характеристики транспорта).
Задание 2. На основе задания 1, определите каким образом можно организовать размещение туристов в Горно-Алтайске (по выбору из действующих гостиниц) и на месте назначения. Охарактеризовать гостиницу и номера, предлагаемые туристам. Предварительно проведите анализ гостиничных услуг, действующих в г. Горно-Алтайске.
Задание 3. На основе задания 1, определите каким образом можно организовать питание туристов в г. Горно-Алтайске на действующих предприятиях питания, а также на туристической базе. Определите, какое примерное меню в двух вариантах (завтрак, обед, ужин) на один день с учётом особенностей национального питания, возраста, может быть предложено туристу.
Задание 4. Определите, какие анимационные программы можно было предложить данным туристам. Разработайте содержание и порядок реализации 2-3 таких анимационных программ.
Результаты задании 1-4 оформите в виде письменного отчёта.
Тема 8. Туристские ресурсы
Задание 1. Проведите, работая в малых группах (2-3 чел.), сравнение природных туристских ресурсов Республики Алтай и любого другого региона (по выбору с согласованием с преподавателем).
Для сравнения природных туристских ресурсов используйте следующие параметры:
1. Размеры и географическое положение регионов
2. Рельеф, его пригодность для разных видов туризма
3. Климат, его благоприятность для имеющихся и перспективных видов туризма
4. Внутренние и морские (океанические) воды, их пригодность для развития туризма
5. Ресурсы бальнеологического туризма
6. ООПТ, их сравнительные размеры и ценность
7. Размещение сложившихся районов и центров туризма на базе природных ресурсов
8. Удалѐнность и транспортная доступность важнейших районов туризма от столицы (административного центра) и крупных городов
9. Наиболее удачные сочетания ценных природных ресурсов с культурно-историческими ресурсами
10. Другие особенности использования природных ресурсов в этих странах (регионах)
Задание 2. Проведите, работая в малых группах (2-3 чел.), сравнение культурно-исторических туристских ресурсов г. Санкт-Петербурга и г. Москвы (или другие варианты по согласованию с преподавателем).
Для сравнения культурно-исторических туристских ресурсов используйте следующие параметры:
1. Размеры и географическое положение стран (регионов)
2. Краткая характеристика их экономики и населения
3. Какие основные этапы истории прошли эти страны (регионы), в чем сходство и отличие?
4. Какие исторические этапы лучше отражены в архитектурных памятниках и культурно-художественных ценностях?
5. Объекты всемирного значения (по списку ЮНЕСКО) – сравнение присутствия по количеству и по эпохам
6. Степень концентрированности или наоборот территориальной рассеянности особенно ценных памятников
7. Важнейшие исторические центры
8. Степень взаимодополняемости культурно-исторических ресурсов, представляющих разные эпохи и направления в искусстве
9. Наиболее удачные сочетания культурно-исторических ресурсов с природными ресурсами
10. Особенности использования культурно-исторических ресурсов в этих странах (регионах)
Результаты заданий 1-2 оформите в виде письменного отчета и слайд-презентации.
Критерий оценки:
1. Полнота и правильность выполнения практического задания.
2.Своевременность выполнения задания.
3.Самостоятельность выполнения.
«Отлично», повышенный уровень - практическое задание выполнено в полном объёме и правильно. При выполнении задания студент использовал конспекты лекции, основную и дополнительную литературу. Студент выполнил задание
«Хорошо», пороговый уровень - практическое задание выполнено в полном объёме, но есть отдельные замечания по содержанию задания. При выполнении задания студент использовал конспекты лекции, основную и дополнительную литературу. Студент выполнил задание самостоятельно.
«Удовлетворительно», пороговый уровень - практическое задание выполнено не в полном объёме и есть замечания по содержанию. При выполнении задания студент использовал конспекты лекции, основную литературу. Студент выполнил задание самостоятельно
«Неудовлетворительно», уровень не сформирован - практическое задание выполнено не в полном объёме и с ошибками. Сложно оценить самостоятельность выполнения задания.
Деловая игра
Цель игры: выработка навыков по созданию и продвижению туристского продукта.
Регламент игры: студенты разбиваются на команды. Каждая команда должна разработать проект туристского продукта и программу его продвижения.
Деловая игра проводится в несколько этапов, на каждом из которых студенты (команды) выполняют ряд практических заданий:
1. Провести маркетинговые исследования туристского рынка Республики Алтай, для которой готовится предлагаемый туристский продукт.
2. Проанализировать туристские ресурсы Республики Алтай и определить вид туристского продукта.
3. Сформировать портрет туриста.
4. Для предлагаемого туристского продукта составить перечень основных аттракций и объектов им соответствующим.
5. На основе собранных данных по туристскому продукту составить:
1. маршрут продолжительностью 7 дней (заезд пятница, выезд пятница, или заезд воскресенье, выезд воскресенье)
2. график загрузки на летний сезон (01 июня по 31 августа)
3. стоимость тура.
4. выделить структуру туристского продукта, тура, туристского пакета.
5. заполнить туристский ваучер, туристскую путѐвку
6. Для сформированного турпродукта необходимо разработать программу продвижения.
7. Сформировать отчёт и выводы по практическому занятию.
Критерий оценки:
За участие в деловой игре студентам начисляются баллы в соответствии со следующими критериями:
1. Теоретический уровень знаний, необходимых для выполнения практических заданий - 4
2. Качество, содержательность, проработанность выполнения практических заданий - 6
3. Аргументация выдвигаемых идей при выполнении практических заданий - 3,5
4.Умение слушать оппонентов и вести дискуссию - 2
5. Подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.), использование дополнительных источников - 3
6.Способность отстаивать собственную точку зрения при обосновании результатов выполнения практических заданий - 4
7. Качество ответов на вопросы - 2
9. Умение работать в команде - 2
10. Степень участия в общей дискуссии - 1,5
Итоговая сумма баллов: 28
Результат определяется как сумма всех составляющих. Максимальная оценка 28 баллов.
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок
22-28 - отлично
16-21 - хорошо
10-15 - удовлетворительно
0–9 - неудовлетворительно
Ситуационная задача
Тема 6. Государственное регулирование туристской деятельности
Ситуационная задача 1. Турист, оплатив пакет услуг, приходит в день поездки (уже после вылета самолѐта) в фирму и требует возмещения стоимости поездки. Выясняется, что его не пропустили на границе, т.к. в паспорт не была вклеена фотография ребѐнка. Туристическая фирма, по договору не несёт ответственности за подлинность его заграничного паспорта и прохождения им паспортного контроля. Предложите выход из данной ситуации. Обоснуйте свой ответ.
Ситуационная задача 2. Туристы, во время пребывания в Египте купили у партнѐра туристской фирмы дополнительную экскурсию на коралловые рифы, во время которой туристы плавали с маской без предварительного инструктажа. В ходе экскурсии одного туриста забыли (подобрали через час) его укусила мурена, а на борту не оказалось аптечки. Турфирма считает, что за экскурсию, не входящую в стоимость, она ответственности не несёт. Кто прав в данной ситуации? Обоснуйте свой ответ.
Ситуационная задача 3. Турист, приехав из поездки, пожаловался на то, что в рекламных буклетах, которые ему показывали в офисе бассейн выглядел большим, а на самом деле оказался маленьким. Он считал, что если бы он заранее знал, что бассейн в не соответствует рекламе, то он выбрал бы другую гостиницу. На самом же деле о бассейне предварительно не велось разговора. Кто прав в данной ситуации? Обоснуйте свой ответ.
Ситуационная задача 4. Несут ли туристические фирмы ответственность, вследствие скачка курса валют? Является ли кризис обстоятельством непреодолимой силы?
Ситуационная задача 5. Ребёнок (16 лет) выезжает за границу с матерью, нужно ли согласие отца. Возможно ли
Ситуационная задача 6. Посольство Франции отказало туристам в визе без причин. Могут ли они потребовать возмещение морального ущерба от фирмы?
Ситуационная задача 7. В фирму обратилась семейная пара с целью приобретения турпутѐвки. Действенен ли заграничный паспорт жены, оформленный на девичью фамилию?
Тема 7. Обеспечение безопасности туризма
Ситуационная задача 1. На горной базе отдыха «Ветерок» для отдыхающих туристов организованы услуги инструкторов по водным сплавам по реке, а также есть прокат снаряжения (спасательные жилеты, каски и пр.) Один из туристов решил самостоятельно пройти несложный, на его взгляд, маршрут. При сплаве по реке турист перевернул на перекате байдарку и оказался в ледяной воде. При возвращении в лагерь турист получили выговор от директора базы о нарушении правил личной безопасности.
Вопросы и задания:
1. В каких стандартах и федеральных законах прописаны правила по личной безопасности туристов?
2. Какие существуют меры по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов)?
Ситуационная задача 2. В курортном городе молодые предприниматели собираются открывать аквапарк. В своей работе они руководствуются ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и стандартом 50644-2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов».
Вопросы и задания:
1.Достаточно ли перечисленных нормативно-правовых документов для оказания такого вида услуги?
2. Какими национальными стандартами в сфере туризма и активного отдыха они ещё должны пользоваться?
3.Опишите порядок действий при возникновении внештатных ситуаций на объекте.
Критерии оценки:
«Отлично», повышенный уровень - высокий уровень владения знаниями и навыками при нахождении решения проблемных ситуаций. Способность продемонстрировать результат, полностью
удовлетворяющий целям профессиональной деятельности.
«Хорошо», пороговый уровень - хороший уровень владения знаниями и навыками при нахождении решения проблемных ситуаций. Способность продемонстрировать результат, в основном
удовлетворяющий целям профессиональной деятельности.
«Удовлетворительно», пороговый уровень - удовлетворительный уровень владения знаниями и навыками при нахождении решения проблемных ситуаций. Способность продемонстрировать результат, удовлетворяющий отдельным целям профессиональной деятельности.
«Неудовлетворительно», уровень не сформирован - неудовлетворительный уровень владения знаниями и навыками при нахождении решения проблемных ситуаций. Отсутствие способности продемонстрировать результат, удовлетворяющий целям профессиональной деятельности.
Народные музыкальные инструменты: комус большой, комус маленький, топшуур, домбра, шоор.
Традиционные алтайские костюмы женские (летние, зимние), традиционные костюмы мужские (летние, зимние), традиционные алтайские шапки войлочные (летние), традиционные шапки меховые (лисьи камусы)