2024-2025_02_03_01_2024_624_plx_Получение первичных навыков разработки и представления IT-проектов_Цифровые технологии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Получение первичных навыков разработки и представления IT-проектов
Учебный план
02.03.01_2024_624.plx

02.03.01 Математика и компьютерные науки

Цифровые технологии
 
зачеты с оценкой 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
27
аудиторные занятия
108
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
108
108
108
108
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
108
108
108
108
Кoнтактная рабoта
108,15
108,15
108,15
108,15
Сам. работа
27
27
27
27
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Давыдкин И.Б.
 
 
Получение первичных навыков разработки и представления IT-проектов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)
 
02.03.01 Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Целями учебной практики являются закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний и приобретение первоначальных практических навыков в решении конкретных проблем в области информатики и вычислительной техники.
1.2
Задачи: Задачами учебной практики являются

- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;

- приобретение технологических навыков разработки программ, пригодных для

практического применения.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б2.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Технологии программирования
2.1.2
Базы данных
2.1.3
Web-технологии
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.2
Получение навыков разработки web-приложений
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-2: Способен искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и обрабатывать программный код информации с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов и программ с целью эффективного использования информации для решения профессиональных задач с учетом основных требований информационной безопасности
 
Уровень 1
знать:

– языки программирования;

– основы баз данных;

– основы web-технологий;

уметь:

– проводить анализ предметной области;

– решать задачи сбора, хранения и управления данными с использованием реляционной СУБД;

– формировать требования к разрабатываемым программам;

– проводить различные виды анализа полученной информации;

– применять языки программирования и работы с базами данных, современные программные среды разработки прикладных программ;

– составлять документы в соответствие с современными стандартами;

владеть:

– навыками проектирования и разработки программных интерфейсов;

– навыками проектирования, разработки и администрирования баз данных;

– основными инструментальными средствами разработки БД и проектирования прикладных интерфейсов;

– навыками работы с программами, предназначенными для создания инфографики и мультимедийных презентаций, проведения презентаций, публичных выступлений.

ИД-2.ПК-2: Имеет практический опыт поиска, восприятия, хранения, анализа, передачи и обработки информации и данных с помощью цифровых средств, алгоритмов и прикладных программ с целью решения поставленных задач
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Организационный этап
 
стр. 5
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1.1
Ознакомление с базой практики, инструктаж по технике безопасности, изучение документов (форм отчетов по практике) /Лаб/
2
ИД-2.ПК-2
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Ознакомление с базой практики, инструктаж по технике безопасности, изучение документов (форм отчетов по практике) /Ср/
2
ИД-2.ПК-2
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Производственный этап
 
2.1
Выполнение индивидуального задания. Отработка навыков.  /Лаб/
100
ИД-2.ПК-2
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Сбор, обработка и систематизация материала.  /Ср/
15
ИД-2.ПК-2
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Заключительный этап
 
3.1
Подготовка и оформление отчетной документации.

Итоговая конференция по практике. /Лаб/

6
ИД-2.ПК-2
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Подготовка и оформление отчетной документации. /Ср/
10
ИД-2.ПК-2
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
4.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-2.ПК-2
6
0
 
4.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.ПК-2
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной практики.

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме отчета по выполненным заданиям и промежуточной аттестации в форме зачета с оценкой.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения учебных заданий. Основными формами текущего

контроля знаний являются выполнение и защита учебных заданий.

Примеры учебного задания

1. Это «тайный язык», представляющий собой зашифрованный английский. Чтобы сделать поросяче-латинское слово из английского, нужно первые согласные звуки в слове переместить в конец и прибавить ay (Например: "banana" превращается в anana-bay). Подробнее о правилах читайте в Википедии.

2. Переводит текст, отформатированный с помощью Markdown в файл HTML. Реализовать базовые теги такие, как p, strong, em и так далее. По желанию: реализовать все теги из документации к синтаксису Markdown.

3. Программа позволяет пользователю вводить текстовую строку и затем в отдельном поле регулярное выражение. После запуска программа должна выдать все подходящие под регулярное  выражение строчки или флаг ошибки.

4. Создайте приложение, которое позволяет вести учет инвентаря продуктов. Создайте класс Product, элементами класса будут цена, номер, количество. Затем создайте класс Inventory, ведущий учет различных продуктов и который считает общую стоимость инвентаря.

5. Создайте систему резервирования на самолет или комнату в отеле. Программа способна распределить цены по различным секциям в зависимости от отеля или места в самолете. Например, бизнес-класс будет стоить дороже, чем эконом-класс. Комнаты отеля, расположенные в пентхаусе стоят больше. Программа следит за обновлениями того, какие комнаты доступны и когда могут быть забронированы.

6. Создайте приложение для цветочного магазина, которое работает с цветами, как объектами и использует их в объекте букет, который потом будет продан Программа следит за количеством объектов и когда вам может понадобиться заказать больше.

7. Пользователь добавляет файлы из различных директорий, а программа архивирует их в zip-файл. По желанию: применить Примените современные алгоритмы сжатия. Начните с кода Хаффмана.

8. Обработка изображений может занимать достаточно долгое время. Особенно если изображение большого размера. Создайте программу обработки изображений, которая может взять сотню изображений и сконвертировать их до нужного размера в фоновом режиме. В качестве более сложного задания выделите одну ветку для изменения размера изображения, другую — для массового переименования эскизов

 
стр. 6
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
и т.д.

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % задания;

– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % задания;

– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % задания;

– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % задания.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация студентов по практике проводится в рамках итоговой конференции. Форма промежуточной аттестации по практике – зачет с оценкой. Форма проведения промежуточной аттестации – защита отчета.

По результатам практики студент должен предоставить следующую документацию:

– отчет по учебной практике.

Аттестация по дисциплине проводится в форме зачета с оценкой.

Критерии оценивания по промежуточной аттестации:

"Отлично" - Студент выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики; проявил в работе самостоятельность; показал практические навыки.

Общая оценка за учебную практику представляет собой средний балл по дисциплине  операционные системы.

"Хорошо" - Студент полностью выполнил намеченную на период практики работу, освоил и продемонстрировал хотя бы один из способов решения задачи.  

"Удовлетворительно" - Студент выполнил работу, но не проявил глубокого знания в предметной области.

"Неудовлетворительно" - Студент не выполнил намеченную работу по учебной практике и не предоставил отчета.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Кудрявцев Н.Г., Кудин Д.В., Беликова М.Ю.
Программирование на VBA MS Excel: учебное пособие для студентов по напр. подг. "Информатика и программирование" (230700 "прикладная информатика"), "Технология программирования и работа на ЭВМ" и "Практикум на ЭВМ (01.03.01 "Математика", 02.03.01 "Математика и компьютерные науки").
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=28:programmirovanie-na-vba-ms-excel&catid=31:informatika&Itemid=169
 
Л1.2
Сундукова Т.О., Ваныкина Г.В.
Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных: учебное пособие
Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2020
http://www.iprbookshop.ru/89476.html
 
Л1.3
Сенченко П.В.
Организация баз данных: учебное пособие
Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2015
http://www.iprbookshop.ru/72147
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Кудрявцев Н.Г., Кудин Д.В., Беликова М.Ю.
Работа с базами данных с использованием VBA MS EХCEL: учебное пособие для студентов, изучающих дисциплины Информатика и программ-е и Базы данных (230700 Прикладная информатика), Базы данных и Практикум на ЭВМ (02.03.01 Математика, 02.03.01 Матем-ка и компьют. науки)
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=32:rabota-s-bazami-dannykh-s-ispolzovaniem-vba-ms-ekhcel&catid=31:informatika&Itemid=169
 
стр. 7
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.2
Лисицин Д.В.
Объектно-ориентированное программирование: конспект лекций
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), 2010
http://www.iprbookshop.ru/44970
 
Л2.3
Емельянова Т.В., Кольчатов А.М., Зюзина Н.Ю.
Моделирование баз данных: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
http://www.iprbookshop.ru/74560
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
7-Zip
6.3.1.2
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
Far Manager
6.3.1.5
MS Office
6.3.1.6
MS WINDOWS
6.3.1.7
Яндекс.Браузер
6.3.1.8
Astra Linux
6.3.1.9
Code::Blocks
6.3.1.10
Dev-C++
6.3.1.11
LibreOffice
6.3.1.12
MS Access
6.3.1.13
Python
6.3.1.14
Python(x,y)
6.3.1.15
StarUML
6.3.1.16
Notepad++
6.3.1.17
РЕД ОС
6.3.1.18
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.19
NVDA
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
стр. 8
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
211 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Форма, место, и время проведения учебной практики

Форма проведения практики – дискретно по периодам проведения практики.

Место проведения практики – физико-математическое отделение физико-математического института ФГ БОУ ВО ГАГУ.

Взаимодействие университета и профильных организаций осуществляются на основе договоров о практической подготовке.

Учебная практика проводится в течение 2 4/6 недель  на 4 курсе в 6 семестре.

Учебная практика может проводиться в иные сроки согласно индивидуальному учебному плану студента.

Практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья

Контактная работа обучающихся и руководителя практики ГАГУ может быть организована исключительно в электронной информационно-образовательной среде. Для методического сопровождения и контроля прохождения студентами практики создаются электронные курсы в системе moodle.gasu.ru. Наполнение курса практики осуществляются в соответствии с программой практики и фондом оценочных средств.

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

Учебная практика осуществляется в компьютерных классах/аудиториях.

В ходе практики студентам предлагается выполнить следующие задания:

1. Изучение и систематизация научной, нормативной и профессиональной литературы, в том числе с использованием электронных библиотек и Интернет-ресурсов;

2. Сбор, обработка, анализ и систематизация знаний, необходимых для выполнения заданий практики;

3. Использование специализированного программного обеспечения для выполнения заданий практики.

4. Подготовка отчета практики.

Учебная практика предусматривает несколько этапов.

Ознакомительный этап.

Первая неделя имеет ознакомительный характер. В течение этой недели студент:

- знакомится с заданием практики;

- проходит инструктаж по технике безопасности;

- изучает учебные программы, учебники и учебные пособия;

- разрабатывает индивидуальный план работы;

Производственный этап.

Со второй недели студент приступает к выполнению задания практики. Задачи учебной практики на данном этапе: сформировать практические навыки; закрепить теоретический материал дисциплин "Технологии программирования", "Базы данных", "Информационные технологии", "Проектная деятельность".

Заключительный этап.

Подготовка и защита отчета по практике.