2024-2025_02_03_01_2024_624_plx_Физика_Цифровые технологии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физика
Учебный план
02.03.01_2024_624.plx

02.03.01 Математика и компьютерные науки

Цифровые технологии
 
экзамены 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
34,75
самостоятельная работа
89,1
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
8 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Лабораторные
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,9
0,9
0,9
0,9
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
56,15
56,15
56,15
56,15
Сам. работа
89,1
17,1
89,1
17,1
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
Итого
180
108
180
108
 
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Доцент, Рупасова Галина Бахтияровна
 
 
Физика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)
 
02.03.01 Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: 1. Этот курс должен ознакомить студента с основными законами физики; с методами решения задач из различных разделов физики (механика, молекулярная физика и термодинамика, электричество и магнетизм, оптика, атомная физика); 2. С методами наблюдения, измерения  и экспериментирования. Курс должен сопровождаться необходимыми физическими демонстрациями и лабораторными работами в общем физическом практикуме. 2. Курс представляет собой физическую теорию в адекватной математической форме, должен научить студента использовать теоретические знания для решения физических задач. 3. Этот курс должен формировать у студентов диалектико-материалистическое  естественнонаучное мировоззрение и умения творчески пользоваться диалектическим методом познавательной деятельности.
1.2
Задачи: а)  сообщить студенту основные принципы и законы физики  и их математическое выражение; б)  научить правильно выражать физические идеи, количествен¬но формулировать и решать физические задачи, оценивать порядки физических величин; в) ознакомить студента с основными физическими явлениями, методами их наблюдения и экспериментального исследования; г) развить у него любознательность и интерес к изучению физики; д) сформировать у студентов не толь¬ко умения запоминать информацию, но и уметь ее анализировать, сравнивать, делать правильные выводы, получать новые знания посредством использования научных методов и приемов познавательной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
   Для освоения дисциплины «Физика» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов  математический анализ, дифференциальные уравнения 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Преддипломная практика
2.2.2
Математическое моделирование
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Уровень 1
Умеет анализировать задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи
ИД-1.УК-1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
 
Уровень 1
Умеет находить и критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи
ИД-2.УК-1: Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности.
 
Уровень 1
Владеет навыками анализировать источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
ИД-3.УК-1: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции 
 
стр. 5
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1.1
Механика:кинематика, динамика, статика /Лек/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Молекулярная физика:МКТ, термодинамика /Лек/
4
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Электричество:Электростатика, законы постоянного тока  /Лек/
4
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.4
Оптика:геометрическая, волновая, квантовая  /Лек/
4
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
Атомная физика /Лек/
2
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Практические
 
2.1
Механика:кинематика, динамика, статика /Пр/
4
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Молекулярная физика:МКТ, термодинамика /Пр/
4
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
Электричество:Электростатика, законы постоянного тока /Пр/
4
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.4
Оптика:геометрическая, волновая, квантовая  /Пр/
4
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.5
Атомная физика /Пр/
2
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Лабораторные работы
 
3.1
Первоначальные сведения о физических измерениях и погрешностях измерений. Нахождение объемов фигур с помощью штангенциркуля и микрометра. /Лаб/
4
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Изучение законов равномерного и равнопеременного движения. /Лаб/
1
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3
Проверка второго закона Ньютона /Лаб/
1
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.4
Определение абсолютной и относительной влажности воздуха.  /Лаб/
1
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.5
Определение коэффициента Пуассона при адиабатическом сжатии /Лаб/
1
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.6
Изучение закона Бойля-Мариотта /Лаб/
2
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.7
Электрические измерения /Лаб/
4
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.8
Определение фокусного расстояния рассеивающей и собирающей линз. /Лаб/
1
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.9
Дисперсия света /Лаб/
1
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.10
Изучение законов фотоэффекта /Лаб/
2
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Самостоятельная работа
 
4.1
Подготовка к практическим и лабораторным занятиям по механике /Ср/
2
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.2
Подготовка к практическим и лабораторным занятиям по молекулярной физике /Ср/
2
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.3
Подготовка к практическим и лабораторным занятиям по электричеству /Ср/
2
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.4
Подготовка к практическим и лабораторным занятиям по оптике /Ср/
2
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 6
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
4.5
Подготовка к практическим и лабораторным занятиям по атомной физике /Ср/
2
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.6
Подготовка к контрольным точкам и к экзамену /Ср/
7,1
ИД-1.УК-1
8
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,9
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
8
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
6.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
8
0
 
6.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
8
0
 
6.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Физика».

2. Фонд оценочных средств включает примерные задания для лабораторных работ и вопросы к экзамену.

  

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Теоретические вопросы к лабораторным работам

Теоретические вопросы к лабораторным работам защищаются непосредственно по окончании выполнения практической части.

Список вопросов к физическим диктантам готовится перед началом лекции, для проверки пройденного материала.

1. К разделу Механика

Лабораторная работа  №1

1.Основные понятия механики. Описание движения точки в естественной,   векторной и координатной  формах.

2. Равномерное и равнопеременное движения, их характеристики.

3. Представление движения в естественной, координатной и векторной форме.

4. Графическое представление движения.

Лабораторная работа  №2

1.Понятия "масса" и "сила", их физический смысл. Способы измерения. Центр масс, равнодействующая сил, правила ее нахождения.

2.Первый закон Ньютона. Его особенности.

3.Второй закон Ньютона, следствия из него. Второй закон Ньютона в импульсной форме.

4. Третий закон Ньютона. Виды взаимодействий.

Лабораторная работа  №3

1. Виды механических колебаний, их основные характеристики. Затухающие колебания, физический смысл коэффициента затухания, логарифмического  декремента затухания. Добротность.

2. Динамика гармонических колебаний. Физический и математический  маятники. Энергия колеблющихся систем. График  зависимости энергии колеблющейся системы от времени

3. Уравнение гармонического колебания. Графическое представление гармонического колебания.

2. К разделу электричество и магнетизм

    

Лабораторная работа №1

1. Понятие электрической цепи.

2. Обозначения приборов и элементов электрической цепи.

3. Сила тока. Напряжение. Сопротивление.

4. Параллельное и последовательное соединение.

5. Правило включения в цепь амперметра и вольтметра.

 
стр. 7
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
6. Правила техники безопасности при подключении реостата в цепь.

Лабораторная работа №2

1. Закон Ома для участка цепи.

2. Закон Ома для полной цепи.

3. Работа тока. Закон Джоуля-Ленца.

4. Мощность.

5. Ток короткого замыкания.

Лабораторная работа №3

1. Что такое магнитный поток?

2. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея. Правило Ленца.

3. Какие витки дают больший вклад в появления индукционных токов: ближние или дальние к магниту?

4. Как меняется индукционный ток при перемене направления движения магнита?

5. Что происходит с ЭДС индукции в одиночном витке при пересечении магнитом его плоскости?

Лабораторная работа №4

1. Опишите преобразования энергии в электромагнитном контуре

2. Дифференциальное уравнение затухающих колебаний.  Коэффициент затухания. Логарифмический декремент затухания. Формула Томсона.

3. Как будут меняться период колебаний в контуре и коэффициент затухания при изменении: а) ёмкости ; б) индуктивности; в) сопротивления.

4. Что такое критическое сопротивление?

3. К разделу оптика

Лабораторная работа №1

1. Сформулируйте основные законы геометрической оптики.

2. Как связан показатель преломления среды и скорость распространения света в ней?

3. Представьте, что вы находитесь в воде и рассматриваете предмет, расположенный воздухе. Где он будет располагаться: ближе или дальше своего изображения?

Лабораторная работа №2

1. Условия наблюдения интерференции. Когерентность. Условия максимума и минимума при интерференции

2. Ход лучей при наблюдении колец Ньютона. Формула для определения разности хода между лучами

3. Вывод рабочей  формулы

Лабораторная работа №3

1. Принцип Гюйгенса-Френеля. Метод зон Френеля

2. Дифракция света на щели.

3. Дифракция света на решётке. Условие максимумов и минимумов.

4. Спектральный анализ. Преимущества и недостатки.

Проверка и оценка результатов выполнения заданий

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 %

заданий;

– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий.

Список вопросов к физическим диктантам готовится перед началом лекции, для проверки пройденного материала.

Перечень понятий к физическим диктантам

1. Движение - есть .....

2. Пространство определяет...

3. Время определяет ....

4. Механическое движение - это...

5. Траектория движения - это...

6. Перемещение - это...

7. Кинематика изучает ...

8. Динамика исследует...

9. Статика - исследует ...

10. Телом отсчета называют тело...

11. Материальной точкой называют ...

12. Скорость тела — это...

 
стр. 8
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
13. Ускорение - векторная величина....

14. Инерциальной системой отсчета называется такая,...

15. Инертность - свойство тела...

16. Масса тела - величина, ...

17. Силой называется векторная физическая величина...

18. Импульсом тела называют ...

19. Гравитационное взаимодействие ...

20. Электромагнитное взаимодействие...

21. Сильное (ядерное) взаимодействие ...

22. Слабое взаимодействие...

23. Вес тела - сила, ...

24. Силы упругости возникают ...

25. Силы трения возникают при ...

26. Механическая система -....

27. Центром масс (или центром инерции системы ма¬териальных точек) называется...

28. Энергия - универсальная количественная мера ...

29. Кинетическая энергия тела ....

30. Потенциальная энергия равна ...

31. Колебательное движение (процессы) это движение....

32. Период (Т ) - время...

33. Частота (n) периодических колебаний - ...

34. Циклической или круговой частотой называется ...

35. Гармоническими называют колебания, при которых ...

36. Фаза колебаний представляет собой ...

37. Ре¬зонансом называется явление, при котором ...

38. Атомом называют...

39. Точечным зарядом называется...

40. Электростатическое поле - это...

41. Напряженность электростатического поля - ...

42. Потенциал электростатического поля - ...

43. Электрический ток - это...

44. Сопротивление проводника - это...

45. Сила тока - ...

46. Напряжение ...

47. ЭДС - ...

48. Магнитное поле - это поле...

49. Индукция магнитного поля -

50. Сила Ампера - это...

51. Сила Лоренца - это...

52. Электромагнитная индукция - явление...

53. Линзой называется...

54. Фокусом линзы называется...

55. Центр линзы - это точка...

56. Параксиальные лучи - ...

57. Дисперсией света называется...

58. Интерференция - это явление...

59. Дифракция - это...

60. Поляризация света - это...

61. Сплошной спектр представляет собой...

62. Линейчаты спектр представляет собой...

63. Полосатый спектр представляет собой...

64. Фотоэффект - это явление....

65. Нуклоны - это...

66. Дефектом массы ядра называется...

67. Радиоактивность - это явление...

68. Природа α - излучения...

69. Природа β - излучения...

70. Природа γ - излучения...

Физический диктант оценивается по пятибалльной системе.

Если студент ответил на пять вопросов - "отлично",

На 4 вопроса - "хорошо",

На 3 вопроса "удовлетворительно".

Если на вопрос студент ответил неполно, получает за него пол балла.

Если студент ответил на два, или не ответил ни на один вопрос - "неудовлетворительно"

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов,  докладов, сообщений

 
стр. 9
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
по дисциплине__ФИЗИКА___

1.  «Связь физики с другими науками».

2. «Все о человеческом биополе».

3. «Характеристика основных источников света».

4. «Сущность внешнего фотоэффекта».

5. «Особенности интерференции света».

6. «Магниты: специфика их взаимодействия с другими предметами».

7. «Устройство микроскопа».

8. «Ньютон и его открытия в физике».

9. Скорость света: методы определения.

10. Резерфорд и его опыты.

11. Распространение радиоактивных волн.

12. Методы получения полупроводниковых пластин.

13. Проявление законов силы трения в повседневной жизни человека.

14. Потеря тепловой и электрической энергии во время автоперевозок.

15. Принцип действия радиоактивных двигателей.

16. Баллистическая межконтинентальная ракета.

17. . Сущность и значение термообработки.

18. Электромагнитные волны и электромагнитное излучение.

19. Максвелл и его электромагнитная теория.

20.  Шаровая молния – уникальное природное явление.

21. Характеристика торсионных полей и технологий.

22. Функционирование электростанций.

23. Преобразований энергий.

24. Принцип действия аккумуляторов.

25. Использование электроэнергии.

26. Экспериментальное исследование электромагнитной индукции.

27. От водяных колес до турбин.

28. Представление картины мира с точки зрения физики.

29. Явление радуги с точки зрения физики.

30. Ядерная энергетика.

31. Принцип действия оптических приборов.

32. Виды источников искусственного освещения.

33. Значение экспериментов Николы Теслы.

34. Солнце как источник энергии.

35. Ультразвук и возможности его применения.

36. Изучение физики с помощью компьютерных технологий.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы экзамену, к лабораторным работам, списки понятий для проведения физических диктантов. Комплекс задач для домашних работ (по техническим причинам не помещен).

Перечень вопросов к экзамену

1. Основные понятия механики. Свойства пространства и времени. Описание движение точки в естественной, векторной и координатной формах.

2. Равномерное и равнопеременное движение точки. Его характеристики.

3. Движение точки по окружности, угловые кинематические параметры.

4. Масса, сила, их физический смысл, способы измерения. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона, следствия из него

5. Второй закон Ньютона в импульсной форме. Третий закон Ньютона. Виды взаимодействий. Виды сил.

6. Закон Всемирного тяготения. Гравитационное поле. Теории дально- и близкодействия. Сила тяжести. Вес тела . Невесомость. Перегрузки.

7. Силы трения. Закон Кулона и закон Амонтона - Кулона для сил трения. Сила упругости. Закон Гука. Деформации.

8. Импульс тела и системы тел. Теорема об изменении импульса. Закон сохранения импульса, примеры его проявления.

9. Энергия. Работа силы и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия тела. Работа и потенциальная энергия. Энергия упругого и гравитационного взаимодействия.

10. Закон сохранения энергии для материальной точки в консервативном поле. Потенциальные кривые. Закон сохранения энергии для системы материальных точек.

11. Механические колебания, их основные характеристики. Уравнение колебательного движения. Гармонические колебания. Уравнения гармонических колебаний. Графическое представление гармонического колебания. Скорость и ускорение при гармоническом колебании.

12. Виды колебаний, их основные характеристики. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Уравнение вынужденных колебаний. Анализ  решения уравнения вынужденных колебаний.

13. Механические волны. Виды волн. Уравнение волны, ее основные характеристики. Звуковые волны и их характеристики. Ультразвук и инфразвук, их основные свойства.

14. Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие электрических зарядов. Электрическое поле и его 

 
стр. 10
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
напряжённость.

15. Потенциал. Работа перемещения заряда в электрическом поле.

16. Электрический ток. Сила тока. Электродвижущая сила. Напряжение. Ток в металлических проводниках. Сопротивление. Законы Ома.

17. Ток в полупроводниках. Запирающий слой. Полупроводниковые приборы.

18. Ток в жидкостях. Законы Фарадея. Ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный газовый разряд. Типы самостоятельного газового разряда.

19. Шкала электромагнитных волн. Природа света.

20. Отражение и преломление света.

21. Взаимодействие света с веществом. Дисперсия света .Спектры.

22. Тонкие линзы, микроскоп.

23. Интерференция света. Интерферометр.

24. Дифракция света. Дифракционная решётка. Дифракционные спектры.

25. Квантовый характер излучения. Формула Планка. Строение атома. Дискретность энергетических состояний атома.

26. Постулаты Бора. Квантовая теория строения атома водорода ( по Бору). Объяснение спектров излучения и поглощения водорода.

27. Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Масса и импульс фотона. Световое давление. Эффект Комптона.

28. Нейтрон и его свойства. Позитрон. Строение атомного ядра. Дефект масс и энергия связи.

29. Радиоактивные излучения. Радиоактивные превращения.

30. Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада. Внутриядерная энергия и её использование

Критерии экзамена

«Отлично», повышенный уровень: теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному;

«Хорошо», пороговый уровень: теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками;

«Удовлетворительно», пороговый уровень: теоретическое содержание дисциплины освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных рабочей программой дисциплины учебных заданий выполнено,

«Неудовлетворительно», уровень не сформирован: теоретическое содержание дисциплины не освоено. Необходимые практические навыки работы не сформированы, все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебные задания выполнены с грубыми ошибками.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Грабовский Р.И.
Курс физики: учебное пособие для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2009
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Трофимова Т.И.
Курс физики: учебное пособие для вузов
Москва: Высшая школа, 2003
 
Л2.2
Трофимова Т.И.
Краткий курс физики: учебное пособие для вузов
Москва: Высшая школа, 2002
 
Л2.3
Михайлов С.П., Петров А.В., Попова [и др.] Н.Б.
Элементарная физика: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
Moodle
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
Яндекс.Браузер
6.3.1.8
MS Windows
 
стр. 11
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
6.3.1.9
РЕД ОС
6.3.1.10
LibreOffice
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.3
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
211 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
109 Б1
Лаборатория молекулярной физики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Установки для: изучения газовых законов; определения коэффициента линейного расширения; определения коэффициента вязкости жидкости; определения размеров броуновских частиц; определения коэффициента поверхностного натяжения; изучения адиабатических процессов; определения коэффициента теплопроводности; определения теплоёмкости; Комплекс "Физический практикум по молекулярной физике". Набор демонстрационный "Газовые законы и свойства насыщенных паров". Насос вакуумный Комовского. Манометр водяной, метроном, микроманометр. Микроскопы, набор ареометров, трансформатор (Регулятор напряжения РНШ ), Электропечь малая, Электроплитка лабораторная. Стенды: «Десятичные приставки», «Основные законы», «Система СИ», «Техника безопасности», «Формулы». Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя, ученическая доска
 
112 Б1
Лаборатория электричества и магнетизма. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Генераторы. Магазины сопротивлений. Осциллографы. Регулятор напряжения 3кВА 220/250В. Электромагнит. Модульно-учебный комплекс МУК-ЭМ1 "Электричество и магнетизм". Стенды: «В мире науки и техники», «Десятичные приставки», «Рабочая программа», «Система». Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
207 Б1
Лекционная аудитория. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, проектор, экран, системный блок, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя
 
стр. 12
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
108 Б1
Лаборатория механики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Типовой комплект оборудования по курсу «Прикладная механика» ТМт М («Учтех-Профи», г. Челябинск). Установки для изучения законов: кинематики и динамики; вращательного движения; сухого трения скольжения; аэродинамики; акустики; свободного падения. Установки для изучения: колебательных систем; крутильных колебаний; стоячих волн в струне. Установки для измерения: скорости пули; плотности тел; момента инерции маховика. Лабораторная установка "Неупругое соударение физических маятников", лабораторная установка "Упругое соударение тел" – 2 шт;  Лабораторная установка "Маятник Обербека". Штангенциркуль, слесарный набор, счетчик секундомер.  Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя, ученическая доска. Стенды: «Рабочая программа», «Техника безопасности», "Система Си" посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя, ученическая доска
 
221 Б1
Лаборатория оптики и атомной физики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Установка для определения резонансного потенциала методом Франка и Герца ФПК 02. Счётчик Гейгера, трубки спектральные ТСУ с высоковольтным источником, спектрограф. Модульно-учебный комплекс «Квантовая оптика». МУК-ОК (пр-во ООО «Опытные приборы», Новосибирск). Модульно-учебный комплекс «Физические основы электроники». МУК-ФОЭ1 (пр-во ООО «Опытные приборы», Новосибирск). Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя, ученическая доска
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей) Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую 
 
стр. 13
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий  под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.   При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике. Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты). Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.   Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий. Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП. Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП. Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля). Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе: - формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации; - качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей; - формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся; - развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся; - совершенствования речевых способностей обучающихся; - формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции); - развития научно-исследовательских навыков; - развития навыков межличностных отношений.
 
стр. 14
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам). Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются: - содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем); - спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями; - трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом; - уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП; - степенью подготовленности обучающихся. Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом. Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе. Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги. Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы. Курсовая работа состоит из глав и параграфов.  Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я). Во введении необходимо отразить:  актуальность; объект; предмет; цель;  задачи;  методы исследования;  структура работы. Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов. Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала. Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической. Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования. Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования. Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.