2024-2025_03_03_02_2024_614_plx_Методика преподавания физики_Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика преподавания физики
Учебный план
03.03.02_2024_614.plx

03.03.02 Физика

Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
зачеты 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
25,2
аудиторные занятия
108
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
16 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
Лабораторные
36
36
36
36
Практические
36
36
36
36
Консультации (для студента)
1,8
1,8
1,8
1,8
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
108
108
108
108
Кoнтактная рабoта
109,95
109,95
109,95
109,95
Сам. работа
25,2
25,2
25,2
25,2
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Рупасова Г.Б.
 
 
Методика преподавания физики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 891)
 
03.03.02 Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: ознакомить студентов с основами методики преподавания физики, а именно:  методологическими требованиями к основным компонентам учебного процесса, методикой и технологией проведения различных форм учебных занятий, правильным оформлением результатов своей педагогической деятельности.
1.2
Задачи: • закрепить у студентов основные понятия, принципы и законы школьного курса физи-ки;

• научить студентов решать типовые учебные задачи по физике;

• научить студентов выполнять лабораторные работы, интегрирующие знания и уме-ния по физике;

• сформировать у студентов представление о проявлении законов физики в природных явлениях;

• познакомить студентов с  историей физики и  развитием ее основных идей;

• помочь студентам овладеть высоким уровнем  теоретической и практической подго-товки по физике, хорошо знать фундаментальные понятия, законы и теории физики;

• помочь студентам владеть методикой и техникой школьного физического экспери-мента;

• сформировать у студентов знание целей и задач на первой и второй ступенях обуче-ния физике в средней школе;

• сформировать у студентов знание методов познания физики как науки;

• сформировать у студентов знание методов и методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и умение применять данные знания на практике;

• сформировать у студентов умение использовать полученные знания и навыки, а также учебную и справочную литературу для самостоятельного изучения дисциплины.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Элементарная физика
2.1.2
Элементарная математика
2.1.3
Аналитическая геометрия и линейная алгебра
2.1.4
Методология самостоятельной работы студентов
2.1.5
Молекулярная физика
2.1.6
Практикум на ЭВМ
2.1.7
Электричество и магнетизм
2.1.8
Технология материалов
2.1.9
Оптика
2.1.10
Методы математической физики
2.1.11
Магнитные измерения
2.1.12
Электротехника
2.1.13
Электродинамика
2.1.14
Основы электротехники
2.1.15
Общая физика
2.1.16
Атомная физика. Физика атомного ядра и элементарных частиц
2.1.17
Термодинамика. Статистическая физика. Физическая кинетика
2.1.18
Теоретическая физика
2.1.19
Радиофизика и электроника
2.1.20
Альтернативная электроэнергетика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.2
Преддипломная практика
2.2.3
История и методология физики
2.2.4
Основы педагогического мастества в физике
2.2.5
Методы решения физических задач
2.2.6
Измерение физических величин
2.2.7
Альтернативная энергетика
2.2.8
Теоретическая физика
2.2.9
Технологическая практика
2.2.10
Педагогическая практика
 
стр. 5
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ПК-3: Способен преподавать физико-технические дисциплины в общеобразовательных организациях с использованием технологий, отражающих специфику предметной области
 
Уровень 1
Умеет организовать образовательный процесс, самостоятельную работу обучающихся по программам основного общего, среднего общего и среднего специального образования
ИД-2.ПК-3: Умеет организовать образовательный процесс, самостоятельную работу обучающихся по программам основного общего, среднего общего и среднего специального образования
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Особенности физики как учебного предмета
 
1.1
Цели обучения физике в общеобразовательной средней школе и связь их с наукой физикой.  /Лек/
6
ИД-2.ПК-3
7
0
Мотивация учения и формирование познавательного интереса к физике. Развитие мышле-ния и творческих способностей учащихся на занятиях по физике.

Политехническое обучение и профориентация учащихся в учебном процессе по физике. Профильная подготовка учащихся.

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Цели обучения физике в общеобразовательной средней школе и связь их с наукой физикой. /Пр/
4
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Цели обучения физике в лицеях и колледжах. /Пр/
4
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.4
История развития основных идей, методов познания природы и влияние их на содержание и структуру школьного курса физики.  /Лек/
4
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
1.Мотивация учения и формирование познавательного интереса к физике.

2. Развитие мышления и творческих способностей учащихся на занятиях по физике. /Лек/

6
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.6
Лабораторные работы на первой ступени обучения в 7-8 классах /Лаб/
9
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Методология совершенствования преподавания физики в школе
 
2.1
Классификация методов обучения физике, их использование в учебном процессе.

Формы организации учебных занятий по физике в школе.  Планирование учебной работы  учителя. Годовой и календарно-тематический планы. Подготовка учителя  к уроку. План-конспект урока.

/Лек/

10
ИД-2.ПК-3
7
0
Методика формирования физических понятий у школьников.

Значение решения задач по физике, их место в учебном процессе. Классификация физиче-ских задач. Методика обучения решению задач по физике.

Основное учебное оборудование школьного кабинета физики и правила его хранения. Методика и техника демонстрационного физического эксперимента на первой ступени обучения физике. Методика и техника проведения лабораторных работ по физике. Способы изготовления самодельных физических приборов  и их использование  для постановки лабораторных работ репродуктивного и исследовательского типа по школьному курсу физики.

Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях по физике. Виды самостоя-тельной  работы учащихся по физике и их значение в учебном процессе.

Внеклассная работа по физике. Значение, виды и место внеклассной работы по физике в школе.

Дидактические игры на занятиях по физике. Классификация, формы, методы и приёмы дидактических игр.

Межпредметные связи в процессе обучения физике. Формы и методы реализации меж-предметных связей в процессе преподавания физики.

Дифференцированный подход к учащимся при обучении физике. Внешняя и внутренняя дифференциация обучения.

Методы проверки знаний, умений и  навыков  учащихся по физике. Новые методы про-верки знаний учащихся.

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Политехническое обучение и профориентация уча-щихся в учебном процессе по физике. Профильная подготовка учащихся.  /Пр/
2
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 6
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
2.3
Показательные уроки по темам школьного курса физи-ки /Лаб/
6
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.4
Интегрированные показательные внеклассные занятия по  физике /Пр/
2
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.5
Дидактические игры по физике /Пр/
8
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 7
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
2.6
1 Планирование работы учителя. Документы, регламентирующие учебный процесс по

физике. Деятельность учителя, работающего по ФГОС. Структура уроков физики

разных типов. Основные типы уроков. Структурные элементы учебного занятия.

2 Приемы, используемые при проведении различных этапов урока. Подготовка учителя

к проведению урока по физике.

3 Значение решения задач по физике и их место в учебном процессе. Организация

уроков «Решение задач». Обучение учащихся методам решения физических задач.

4 Цели и задачи обучения физике в средних образовательных учебных заведениях.

Принципы отбора содержания курса физики. Содержание и возможные способы

построения курса физики.

5 Основное содержание курса физики основной школы и средней (полной) школы.

6 Методы обучения физике: словесные методы обучения. Методы обучения физике:

наглядные методы обучения.

7 Демонстрационный физический эксперимент как метод обучения физике.

8 Средства обучения физике. Требования к кабинету физики. Требования к оснащению

кабинета физики учебным оборудованием.

9 Исследовательский метод обучения физике в средней школе.

10 Проблемное обучение физике.

Сущность проблемного обучения.

Способы выдвижения проблем. Проблемное изложение материала.

11 Метод проектов при обучении физике в средней школе.

12 Организация и методика проведения лабораторных работ. Требования к отчетам

учащихся по лабораторным работам.

Оценка деятельности школьников на

лабораторных занятиях.

13 Проверка достижения учащимися целей обучения. Методы, формы и средства

проверки знаний и умений учащихся. Требования к ответам школьников и их оценка.

14 Устная проверка знаний учащихся: методика проведения индивидуального и фронтального опросов.

15 Письменные формы контроля знаний, умений и навыков учащихся. Формы

оперативного контроля знаний 

25,2
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
стр. 8
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
учащихся. /Ср/
 
 
Раздел 3. Современные педагогические техно-логии обучения
 
3.1
Современные педагогические технологии обучения, их достоинства и недостатки. Про-блемное обучение физике. Сущность активного обучения физике.  /Лек/
4
ИД-2.ПК-3
7
0
Методы активного обучения. Классификация методов активного обучения. Сущность развивающего обучения физике. Модульное обучение физике. 
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Межпредметные занятия в процессе преподавания фи-зики. /Пр/
4
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3
Показательные занятия с использованием элементов проблемного обучение физике. /Пр/
2
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.4
Показательные занятия с использованием элементов активного обучения физике. /Пр/
2
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.5
Показательные занятия с использованием элементов развивающего обучения. /Пр/
2
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.6
Показательные занятия с использованием элементов модульного обучения. /Пр/
2
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.7
Лабораторные работы по физике - 9-10 классах /Лаб/
12
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.8
Лабораторные работы по физике 11-е классы; Содержание кабинета физики. /Лаб/
9
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Современные государственные обра-зовательные стандарты  
 
4.1
Понятие государственного образовательного стандарта. Цели и задачи стандартизации физического образования.  /Лек/
6
ИД-2.ПК-3
7
0
Структура и содержание современного курса физики, определяемые базисным учебным планом и образовательным стандартом. Три составляющих стандарта. Динамика стан-дартизации современного образования.   Деятельностно-компетентностный подход в процессе обучения физике и стандартизация образования. Связь государственного образовательного стандарта с ЕГЭ.
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.2
Деятельностно-компетентностный подход в процессе обучения физике /Пр/
2
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.3
Связь государственного образовательного стандарта с ЕГЭ /Пр/
2
ИД-2.ПК-3
7
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 5. Консультации
 
5.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,8
ИД-2.ПК-3
7
0
 
 
Раздел 6. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
6.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-2.ПК-3
7
0
 
6.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-2.ПК-3
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Методика преподавания физики».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам; письменных заданий, и промежуточной аттестации в форме  вопросов и заданий  к  экзамену.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные вопросы для текущего контроля_

 
стр. 9
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 

1.  Продолжите утверждение: «Основной формой организации учебных занятий в школе является ____________________».

•  Внеклассное занятие.

•  Домашнее занятие.

•  Экскурсия.

•  Олимпиада.

2. Урок может включать такие структурные элементы: 1) беседа с целью анализа физических явлений; 2) комментированные упражнения и решение задач; 3) сообщения или рефераты учащихся; 4) просмотр учебных кинофильмов; 5) подведение итогов; 6) домашнее задание.

Эти элементы соответствуют следующему типу урока:

•  Урок формирования практических умений и навыков.

•  Урок контроля и учета знаний.

•  Комбинированный урок.

•  Урок изучения нового материала.

•  Урок повторения и обобщения ранее изученного материала.

3.  Система учебных занятий по физике должна в себя включать:

Зачеты. Семинары. Учебные конференции. Лабораторные практикумы. Экзамены.

4. К основным правилам организации современного урока физики относятся следующие _______________________.

•определить цель урока.

•подготовить содержание учебного материала.

•изучить устав учебного учреждения.

•уточнить тип и вид урока.

•выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения.

•определить структуру урока.

5. Существенной особенностью обобщающего урока физики является _______________

•структурирование знания учащихся.

•осознание учащимися методологических знаний.

•повторение и закрепление материала.

•понимание логики процесса познания.

•углубление приобретенных ранее знаний.

6. Методический приём это ____________________.

Одновременное применение нескольких методов. Последовательное применение всей системы методов. Это часть метода, его деталь.

7. По классификации выделяются три группы методов:

эмпирические и теоретические. методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и методы контроля. словесные наглядные и практические.

8. Моделирование в науке, это метод познания, при котором реальный объект заменяется __________________.

точной копией реального объекта. моделью, изучение которой даёт новую информацию об объекте. моделью, имеющей все те же свойства, что и реальный объект.

9. В процессе обучения физике учителя часто пользуются мысленным экспериментом, например, ________________.

введение точечного заряда в электрическое поле. изменение рода жидкости при опытах с выталкивающей силой. перенос опытов на Луну. анализ полёта ракеты к Марсу.

10. Продолжите утверждение: «Главный признак урока – ______».

Метод сообщения новых знаний. Отбор учебного материала. Педагогическая целесообразность. Дидактическая цель.

11. Урок может включать такие структурные элементы: 1) вступительный инструктаж учителя; 2) выполнение контрольных заданий учащимися; 3) подведение итогов работы.

Эти элементы соответствуют следующему типу урока:

•  Урок формирования практических умений и навыков.

•  Урок контроля и учета знаний.

•  Комбинированный урок.

•  Урок изучения нового материала.

•  Урок повторения и обобщения ранее изученного материала.

12. Характерными признаками классно-урочной системы обучения на сегодняшний день являются _______________.

 
стр. 10
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
•  постоянный состав учебных групп учащихся.

•  учебные планы и программы, определяющие содержание образования в каждом классе.

•  строго определенное расписание учебных занятий.

•  сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся.

•  ведущая роль учителя, который организует учебно-воспитательный процесс.

•  систематическая проверка и оценка знаний учащихся.

13. Способами актуализации знаний учащихся на уроках физики могут быть _______________________.

•обобщение и систематизация нового материала.

•решение задач.

•кратковременные практические работы.

•письменные работы учащихся.

•работа с раздаточными дидактическими материалами.

•работа с учебником.

•демонстрационные опыты.

•фронтальный опрос.

14. Основной структурной единицей учебного материала в школьном курсе физики является ____________.

•понятие.

•физическая теория.

•закон.

•величина.

эксперимент.

15. Именно с механики обычно начинают изучение курса физики, т. к. ___________________________________.

это самый интересный для учащихся раздел. механические явления наиболее распространённые. механические явления наиболее доступны для наблюдения. механические явления наиболее удобны для моделирования.

Критерии оценки:

84-100%, заданий выполнено «отлично»,

66-83%, заданий выполнено «хорошо»,

50-65%,заданий выполнено «удовлетворительно»,

менее 50%, заданий выполнено «неудовлетворительно»

Темы семинаров, по результатам изучения которых проводится промежуточная оценка.

Тема: Цели обучения физике в общеобразовательной средней школе и связь их с наукой физикой. История развития основных идей, методов познания природы и влияние их на содержание и структуру школьного курса физики.

Тема: Мотивация учения и формирование познавательного интереса к физике. Развитие мышления и творческих способностей учащихся на занятиях по физике.

Тема: Политехническое обучение и профориентация учащихся в учебном процессе по физике. Профильная подготовка учащихся.

Тема: Методика формирования физических понятий у школьников.

Значение решения задач по физике, их место в учебном процессе. Классификация физических задач. Методика обучения решению задач по физике.

Тема: Дидактические игры на занятиях по физике. Классификация, формы, методы и приёмы дидактических игр.

Межпредметные связи в процессе обучения физике. Формы и методы реализации межпредметных связей в процессе преподавания физики.

Тема: Деятельностно-компетентностный подход в процессе обучения физике и стандартизация образования. Связь государственного образовательного стандарта с ЕГЭ.

Тема: Методика и техника проведения лабораторных работ по физике. Способы изготовления самодельных физических приборов  и их использование  для постановки лабораторных работ репродуктивного и исследовательского типа по школьному курсу физики.

Тема: Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях по физике. Виды самостоятельной  работы учащихся по физике и их значение в учебном процессе.

Внеклассная работа по физике. Значение, виды и место внеклассной работы по физике в школе.

Тема: Дидактические игры на занятиях по физике. Классификация, формы, методы и приёмы дидактических игр.

Межпредметные связи в процессе обучения физике. Формы и методы реализации межпредметных связей в процессе преподавания физики.

Тема: Дифференцированный подход к учащимся при обучении физике. Внешняя и внутренняя дифференциация обучения.

Методы проверки знаний, умений и  навыков  учащихся по физике. Новые методы проверки знаний учащихся.

Тема: Современные педагогические технологии обучения, их достоинства и недостатки. Проблемное обучение физике. Сущность активного обучения физике. Методы активного обучения. Классификация методов активного обучения. Сущность развивающего обучения физике. Модульное обучение физике.

Тема: Понятие государственного образовательного стандарта. Цели и задачи стандартизации физического образования. 

 
стр. 11
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
Структура и содержание современного курса физики, определяемые базисным учебным планом и образовательным стандартом. Три составляющих стандарта. Динамика стандартизации современного образования.  

Проверка и оценка результатов выполнения заданий

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;

– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика письменных работ

1 Методы и особенности составления тестовых заданий по физике

2 Формы и методы дистанционного обучения физике

3 Основные методы подготовки учащихся к ЕГЭ по физике

4 Методы контроля знаний по физике

5 Оснащение лаборатории по физике

6 Активные методы преподавания физики в профильной школе

7  Роль и значение натурного эксперимента в изучении физики

8 Формирование и развитие логического мышления на уроках физики

9 Активизация познавательной деятельности учащихся посредством физического

эксперимента.

10 Новые информационные технологии в преподавании физики

11 Разработка элективных курсов по физике

12 Методы исследования, применяемые в МПФ.

13 Роль физики в формировании мышления школьников

14 Повышение осознанности теоретических знаний по физике.

15 Методика организации сотрудничества учащихся в процессе обучения физике.

16 Информационные технологии и физический эксперимент.

17 Методика актуализации у учащихся нового материала.

18 Формирование у учащихся естественнонаучной грамотности на уроках физики.

19 Формирование у учащихся опыта творческой деятельности на уроках физики.

20 Методика обобщения знаний по физики.

21 Методика формирования убеждений при обучении физике.

22 Методика современного школьного физического эксперимента.

23 Содержание и методика организации проектной и исследовательской деятельности

учащихся при изучении физики.

24 Методика преподавания атомной физики в школе

25 Методика формирования понятия плазма в средней школе

26 Методика преподавания темы «Электромагнитные волны»

27 Использование электронных учебников при изучении темы «Электрический ток»

28 Методика преподавания подраздела «Электротехника»

29 Физический практикум по разделу «Механика»

30 Методика использования компьютерных моделей на примере курса квантовой физики

в 11 классе

31 Связь преподавания физики и астрономии

32 Статистические представления о молекулярной физике

33 Научно-методический анализ основных понятий темы «Электромагнитное поле»

34 Особенности изучения понятия «Внутренняя энергия»

35 Методические особенности изучения периодической таблицы Менделеева

36 Разработка элективных курсов по разделу «Электродинамика»

Критерии оценки письменных работ и рефератов

«5» баллов ставится, в случае если выполнены все требования к написанию и защите

реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ

различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная

позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены

требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

«4» балла – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом

допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует

логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения

в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

«3» балла – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В

частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в

содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты

 
стр. 12
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
отсутствует вывод.

«2» балла – тема реферата не раскрыта͵ обнаруживается существенное непонимание

проблемы.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
БИЛЕТ  №  1

1. Методика преподавания физики как педагогическая наука, её  предмет,  задачи и методы исследования.

2. Научно-методический  анализ темы: «Законы взаимодействия и движения тел».

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  2

1. Физика как учебный предмет и наука. Цели и задачи курса физики. Место физики в системе школьных дисциплин.

2. Научно-методический  анализ темы: «Электромагнитное поле».

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  3

1. Анализ возможных систем построения курса физики (радиальный, концентрический, ступенчатый). Современные государственные образовательные стандарты  и  трёх-уровневое построение курса физики.

2. Научно-методический  анализ темы: «Молекулярное строение вещества. МКТ иде-ального газа».

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  4

1. Метод и методический приём. Классификация методов обучения физике, их использова-ние в учебном процессе.

2. Научно- методический анализ темы: «Геометрическая оптика».

3. Экспериментальное задание.

                                                                  БИЛЕТ  №  5

1. Формы организации учебных занятий по физике. Виды организационных форм учебных занятий  и их краткая характеристика. Виды уроков по физике и их структура.

2. Научно-методический анализ темы: «Физика атомного ядра».

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  6

1. Планирование учебной работы  учителя. Годовой и календарно-темати-ческий планы. Подготовка учителя  к уроку. План-конспект урока.

2. Научно-методический анализ темы: «Законы сохранения».

3. Экспериментальное задание.

                                                               БИЛЕТ  №  7

1. Самостоятельная работа учащихся. Виды самостоятельной  работы учащихся по физике и их значение в учебном процессе.

2. Научно-методический анализ темы: «Кинематика материальной точки».

3. Практическое задание.

                                                 

БИЛЕТ  №  8

1. Внеклассная работа по физике. Значение, виды и место внеклассной работы по физике в школе.

2. Научно-методический анализ темы: «Динамика материальной точки».

3. Экспериментальное задание.

                                                               БИЛЕТ  №  9

1. Значение решения задач по физике, их место в учебном процессе. Классификация физиче-ских задач. Методика обучения решению задач по физике.

2. Научно-методический анализ темы: «Электродинамика».

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  10

1. Межпредметные связи физики с другими предметами. Классификация межпредметных связей. Формы и методы реализации межпредметных связей в процессе преподавания физики.

2. Научно-методический анализ темы: «Давление твёрдых тел жидкостей и газов».

3. Экспериментальное задание.                                                              

БИЛЕТ  №  11

1. Школьный физический эксперимент, его виды. Методические требования к демонстра-ционному эксперименту. Средства, обеспечивающие  наглядность  демонстрационного эксперимента. Техника безопасности при проведении физического эксперимента.

2. Научно-методический анализ темы: «Постоянный электрический ток».

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  12

1. Политехническое обучение и профориентация учащихся в учебном процессе по физике. Профильная подготовка учащихся.

2. Научно-методический анализ темы: «Механические колебания и волны. Звук».

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  13

1. Дифференцированный подход к учащимся при обучении физике. Внешняя и внутренняя дифференциация 

 
стр. 13
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
обучения.

2. Научно-методический анализ темы: «Первоначальные сведения о строении вещества».

3. Экспериментальное задание.                                                        

БИЛЕТ  №  14

1. Дидактические игры на занятиях по физике. Классификация, формы, методы и приёмы дидактических игр.

2. Научно-методический анализ темы: «Работа, мощность, энергия».

3. Экспериментальное задание.

                                                             БИЛЕТ  №  15

1. Методы проверки знаний, умений и  навыков  учащихся по физике. Новые методы про-верки знаний учащихся.

2. Научно-методический анализ темы: «Тепловые явления».

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  16

1. Сущность развивающего обучения. Отличие развивающего обучения от традиционного.

2. Научно-методический анализ темы: «Световые явления».

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  17

1. Сущность активного обучения. Методы активного обучения. Классификация методов активного обучения.

2. Научно-методический анализ темы: «Электрические явления».

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  18

1. Мотивация учения и формирование познавательного интереса к физике.

2. Научно-методический анализ темы: «Законы механики».

3.      Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  19

1. Развитие мышления и творческих способностей учащихся на занятиях по физике. Науч-но-методический анализ темы: «Электромагнитные явления».

2. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  20

1. Методика формирования физических понятий у школьников. Фундаментальные физиче-ские понятия.

2. Научно-методический анализ темы: «Элементы квантовой физики».

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  21

1. Проблемное обучение. Сущность, задачи и методика обучения.

2. Методика первого урока физики в 7 классе.

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  22

1. Продуктивное обучение. Сущность, задачи и методика обучения.

2. Методика формирования понятия «масса».

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  23

1. Факультативы  в процессе обучения физике. Сущность, задачи и методика обучения. Основные проблемы.

2. Методика формирования понятия «температура».

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  24

1. Педагогические технологии в процессе обучения физике. Основные проблемы.

2. Методика изучения закона Архимеда.

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  25

1. Оценочная деятельность учителя физики.

2. Методика изучения закона Ома для участка цепи.

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  26

1. Роль  и значение олимпиад в процессе обучения физике.

2. Методика изучения 1 закона Ньютона.

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  27

1. Лекции  и семинары в процессе обучения физике. Виды и методика проведения.

2. Методика изучения 2 закона Ньютона.

3. Экспериментальное задание.

БИЛЕТ  №  28

1. Экскурсии  в процессе обучения физике. Виды и методика проведения.

2. Методика изучения законов фотоэффекта.

3. Экспериментальное задание.

Критерии оценки

 
стр. 14
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
Оценка «отлично» выставляется, если студент имеет глубокие знания учебного материала , показывает усвоение взаимосвязи основных понятий , смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы. Студент демонстрирует знания теоретического и практического материала по теме, определяет взаимосвязи между показателями, определяет междисциплинарные связи.

Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала, усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы. Студент демонстрирует знания теоретического и практического материала , допуская незначительные неточности, имея неполное понимание междисциплинарных связей.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом освоил материал, ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы. Студент затрудняется , даёт неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы. 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Пурышева Н.С., Шаронова Н.В., Ромашкина [и др.] Н.В.
Сборник контекстных задач по методике обучения физике: учебное пособие для студентов педагогических вузов
Москва: Прометей, 2013
http://www.iprbookshop.ru/24023.html
 
Л1.2
Даутова К. В.
Избранные лекции по теории и методике обучения физике в средней школе: учебное пособие
Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2006
https://e.lanbook.com/book/42239
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Гурьев А.И., Петрова А.В.
Межпредметные связи в процессе преподавания физики.: монография
Барнаул: АГУ, 2002
 
Л2.2
Петров А.А., Часовских Н.С., Петров А.В.
Пособие для разработки пропедевтического курса общей физики: конспект лекций
Горно-Алтайск: РМНКО, 2017
 
Л2.3
Петров А.А., Часовских Н.С.
Методика преподавания пропедевтического курса по молекулярной физике и термодинамике: учебно-методическое пособие по курса элементарной физики
Горно-Алтайск: РМНКО, 2017
 
 
 
 
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
6.3.1.2
Internet Explorer/ Edge
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
Moodle
6.3.1.5
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.6
Яндекс.Браузер
6.3.1.7
LibreOffice
6.3.1.8
РЕД ОС
6.3.1.9
NVDA
6.3.1.10
MS Windows
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
стр. 15
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
ситуационное задание
 
лекция-визуализация
 
конференция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
214 Б1
Кабинет методики преподавания физики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, компьютер, экран, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя
 
220 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА Самостоятельная работа (теория) В современной педагогической  науке  и практике школьного обучения наблюдается широкий спектр в определении самого понятия "самостоятельность". Мы придерживаемся следующего определения самостоятельной работы,  данного А.В. Усовой: "Самостоятельная работа - работа, выполняемая без непосредственного участия учителя,    но по его заданию,  под его непосредственным наблюдением и руководством,  в  специально  предоставленное  для этого время;   самостоятельная работа предполагает активные умственные действия обучаемый, связанные с поисками наиболее рациональных способов   выполнения  предложенных учителем заданий,  с анализом результатов работы". Б.П. Есипов подчеркивает следующее значение самостоятельных работ: а) выработка знаний, умений, навыков; б)  развитие познавательных способностей; в) самообразование". В  работе П.И. Пидкасистого "Самостоятельная  познавательная   деятельность школьников" говориться,  что " самостоятельная работа- это такое средство обучения, которое: - в  конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели; - формирует у ученика на каждом этапе учения необходимый объем и уровень знаний, умений, навыков; - вырабатывает  у  учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое выполнение заданий; - является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины; - является  важнейшим  орудием педагогического руководства". Исходя из рассмотренных позиций, можно выделить три уровня самостоятельной работы: - пассивная (работа,  выполняемая по инструкциям  и  указаниям под руководством учителя) - репродуктивный уровень; - активная (работа, выполняемая с помощью учителя и  содержащая краткие указания) - частично-поисковый уровень; - работа,  выполняемая по собственной  инициативе  учащегося, без непосредственного   руководства учителем и направленная на решение проблем - творческий уровень. Рекомендации по выполнению самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов организуется преподавателем через подготовку к лекциям и лабораторным занятиям, систематический контроль знаний студентов на занятиях. Самостоятельная работа студентов по курсу призвана не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
 
стр. 16
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях. Все виды самостоятельной работы и планируемые на их выполнение затраты времени в часах исходят из того, что студент достаточно активно работал в аудитории, слушая лекции и изучая материал на практических занятиях. По всем недостаточно понятым вопросам он своевременно получил информацию на консультациях. Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к базам данных,  к ресурсу Интернет. Обязательно предусматриваются  получение студентом консультации, контроль и помощь со стороны преподавателя. 9. Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины и последовательности действий студента при работе с УМК. Работать на занятиях по дисциплине и готовиться к ним надо не от случая к случаю, а регулярно и систематически. Только при этом условии гарантирован  положительный результат на зачете и экзамене, а также надежность запоминания получаемой информации и понимания логической структуры изучаемого предмета. Отсутствие  системности в подготовке к занятиям  приведет к отрывочности знаний и плохой сформированности  умений и как следствие к отсутствию профессиональных знаний, необходимых высококвалифицируемому специалисту. Подготовка к лекциям. Посещение лекций является обязательным, кроме случаев, связанных с уважительными причинами (болезнь, разрешение деканата, пр.). Если лекция пропущена по неуважительной причине, то студент обязан ее восстановить и пройти собеседование с преподавателем. Это собеседование организуется во время еженедельной консультации. В случае пропуска лекций и практических занятий студенту потребуется сверхнормативное время на освоение пропущенного материала. Для закрепления материала лекций достаточно, перелистывая конспект или читая его, мысленно восстановить прослушанный материал. Для качественного освоения дисциплины студент обязан посещать лекции. Лекционный материал выдается последовательно, поэтому рекомендуется перед каждой новой лекцией познакомиться с материалом предыдущей лекции. В ходе работы на лекции необходимо: • сосредоточиться на том, что говорит преподаватель; • выделить суть излагаемого материала; • охватывать мысль лектора ясно и отчетливо: это способствует ясности собственных мыслей; • по ходу лекции делать краткий конспект услышанного, обращая особое внимание на формулы, определения и выводы по излагаемому материалу. При подготовке к семинарскому занятию необходимо: • проработать материал лекции (внимательно прочитать свои записи и составить на их основе  стркутурно-логическую схему (СЛС) излагаемого преподавателем материала); • прочитать рекомендуемую литературу и обогатить СЛС; • используя только СЛС ответить на вопросы семинара; • выполнить задания к семинару в «Тетради самостоятельных работ»; • используя материал к семинару в УМК  выстроить логические ответы на пункты семинара  и подготовить, если есть необходимость,  вопросы к преподавателю  по его содержанию. В процессе работы в «Тетради самостоятельных работ» необходимо придерживаться следующих правил: 1. Начинать работу в «Тетради самостоятельных работ» в день получения задания. 2. При выполнении задания отмечать  фрагменты, в ходе изучения которых возникли вопросы. 3. После выполнения задания  составить план устного ответа и  используя его проговорить планируемый на очередном занятии ответ. 10. Рекомендации по работе с литературой. Работать над текстом книги надо с карандашом в руках. В «Тетради самостоятельных работ», записав выходные данные книги, необходимо составить план прочитанного, представляющий собой перечень вопросов, раскрывающих внутреннюю логику прочитанного текста книги.  Это дисциплинирует и облегчает умственный труд читателя, мобилизует внимание и позволяет выделить главное. Такие записи контролируют восприятие прочитанного, облегчают запоминание и предохраняют от возможных неточностей. На основе плана прочитанного   в «Тетради самостоятельных работ» делаются выписки  и составляется конспект прочитанного. Выписки  в «Тетради самостоятельных работ» представляют собой либо изложение, либо дословное воспроизведение наиболее важных мест текста книги.  Любая выписка должна быть обозначена ссылкой на источник. Например: • Л.М. Митина утверждает, что взаимодействие ученика и учителя состоит, прежде всего, в обмене между ними информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. И передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации [Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с.          С. 37]. • «Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвислл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое 
 
стр. 17
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения» [Пиз Алан. Язык телодвижений: Как читать мысли других людей по их жестам / Пер. с англ. Н.Е. Котляр. – Нижний Новгород: Изд-во «Ай Кью», 1992. – 262 с. С. 13]. Конспект есть подробное изложение материала книги, согласно плану прочитанного.   Различают: • План-конспект – запись, в которой каждому пункту плана прочитанного   соответствует  выписка из текста книги. • Текстуальный конспект – это цитаты из подлинника, связанные друг с другом логическими переходами. • Свободный конспект – сочетает план-конспект и текстуальный конспект. 11. Рекомендации к оформлению контрольных работ 1. Контрольные работы должны выполняться в отдельной тетради. 2. Номера задач, которые студент должен включить в свою контрольную работу, определяются по номеру варианта. 3. Условия задач в контрольной работе необходимо переписывать полностью. 4. Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставляют поля. 5. Решение задач следует сопровождать краткими, но исчерпывающими пояснениями. В тех случаях, когда это необходимо, дать чертежи. 6. Решать задачу необходимо в общем виде. Нужно выразить искомую величину в буквенных обозначениях величин, заданных в условии задачи, т.е. получить расчетную формулу. 7. Числовые значения величин в расчетную формулу необходимо подставлять в системе СИ. 8. Проверить там, где это не очевидно, единицы измерений полученных величин по расчетной формуле. 9. Контрольные работы, оформленные без соблюдения указанных правил, а также работы, выполненные не по своему варианту, не проверяются. 12. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы Курсовая работа (КР) – это научное исследование, выполненное студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Курсовая работа является обязательным видом учебной деятельности и выполняются всеми студентами. При выполнении КР студент должен показать • теоретические знания; • навыки работы со специальной литературой; • умения анализировать, обобщать, делать выводы; • умения корректно и стилистически грамотно излагать свою точку зрения; • степень личной ответственности; • уровень организованности. Тематика курсовых работ разрабатывается и утверждается на заседании кафедры. Студент самостоятельно выбирает тему курсовой работы из списка, предложенного преподавателем. Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы осуществляет научный руководитель. Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов: 1) выбор темы, согласование ее с руководителем; 2) составление личного рабочего плана выполнения курсовой работы с использованием предложенного руководителем примерного списка литературы по теме и т.д.; 3) формирование структуры работы; 4) сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме; 5) формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций; 6) изложение (написание) курсовой работы и представление ее руководителю по частям согласно графику; 7) доработка чистового варианта с учетом замечаний руководителя; 8) оформление курсовой работы, библиографического списка, приложений и получение допуска к аттестации (защите). Выбор темы Выбор темы является наиболее ответственным этапом исследовательской деятельности студента. От того, насколько верно она будет определена и точно сформулирована, во многом зависит эффективность и результативность всей последующей работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки и культуры и иметь практическое значение. Формулировка темы должна быть четкой и достаточно  краткой, отражать суть работы. Курсовая работа в дальнейшем может стать составной частью (гла¬вой) выпускной квалификационной работы. Составление личного рабочего плана Разработка темы курсовой работы начинается с планирования. Правильно составленный план позволяет студенту продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее своевременно на защиту. В течение всего срока написания работы студент обязан в установленные научным руководителем сроки отчитываться о состоянии работы над исследованием. В таблице  приводится примерный план работы над КР. Примерный план выполнения курсовой работы № НАИМЕНОВАНИЕ ЭТАПА СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1 Выбор темы КР, её обсуждение с научным руководителем. Утверждение на ПЦК 1 неделя семестра 2 Составление плана работы. Подготовка библиографического списка. 2 неделя семестра 3 Изучение  и  анализ   источников  и  литературы, подготовка обзора источников и литературы. 3-4 неделя семестра 4 Формулирование основных теоретических поло¬жений и изложение основной части курсовой ра¬боты. 5-
 
стр. 18
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
10 неделя семестра 5 Подготовка введения. 11  неделя семестра 6 Подготовка заключения. 12  неделя семестра 7 Оформление курсовой работы и приложений. 13-14  неделя семестра 8 Представление чистового варианта КР и получе¬ние отзыва руководителя и  допуска к защите. 15  неделя семестра 9 Защита Курсовой работы. 16  неделя семестра Формирование структуры работы По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер. По структуре курсовая работа состоит из составных частей: • титульный лист; • оглавление; • введение; • основная часть текста; • заключение; • список использованной литературы; • глоссарий (не обязательный элемент КР, но желательный); • приложения. Исходя из общего объёма КР определяется примерный объём каждой главы и каждого параграфа. При написании текста КР автору необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы заголовкам. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему. Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы по проблематике исследования, цель которого – получить максимальные представления о состоянии научной разработанности проблемы. Сбор литературы начинается с подготовки библиографического списка. Источниками для формирования библиографического списка могут быть: • рекомендации преподавателя; • список обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебной дисциплины; • библиографические списки в учебниках и монографиях; предметные каталоги  библиотек, Интернет. Ознакомление с материалами и первоисточниками по проблеме исследования желательно начинать с работ наиболее известных авторов, в книгах которых есть указания на другие источники по соответствующей или схожей проблеме. Такая работа позволяет более точно сформулировать тему, определить её объект и предмет. Рекомендуется  делать выписки из источников на отдельных листках со ссылками на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата. Это в дальнейшем облегчит работу по оформлению ссылок и библиографического описания источников информации. Библиографический список (список использованной литературы) должен всесторонне охватывать исследуемую тему. В курсовой работе этот список должен содержать не менее 15 источников. Оформление курсовой работы По форме  КР представляет собой унифицированный  документ, т.е. приведенный к единообразию. Выполнение требований оформления работы обязательно для всех студентов. Оформление  - одна из важнейших стадий работы над  КР. Причем отдельные элементы оформления нельзя откладывать «на потом» - на то время, когда текст в своей основе уже будет написан. Работа должна быть оформлена аккуратно, с соблюдением целого ряда требований. Объем Курсовой работы (без приложений) составляет 20-30 страниц, хотя строгого ограничения объема не существует, так как он определяется темой и содержанием каждой конкретной работы, количеством привлеченных источников, стилем изложения, поэтому может быть увеличен. Требования к оформлению научно-исследовательских работ регламентируются действующими Государственными стандартами:  ГОСТ 7.32 – 91 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. ГОСТ 7.1 – 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. ГОСТ 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Курсовая работа выполняется в виде текста с приложением. Работа  выполняется  на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210 x 297 мм)  с использованием компьютера и принтера. Основной текст Курсовой работы выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word (описывается версия 2007 г.). В меню Шрифт (на верхней панели быстрого доступа или щелчком правой кнопки мыши)  выбирается Times New Roman. Начертание. Обычный; Размер (кегль) – 14; Цвет текста – Авто; Подчеркивание – Нет. ОК.  В меню Абзац. Отступы и интервалы устанавливается: - выравнивание: по ширине; - уровень: основной текст; - отступы и интервалы – 0; - интервал перед-после – 0; - междустрочный – 1,5 строки (полуторный); - не добавлять интервал между абзацами одного стиля - .   По установлению всех параметров - ОК. Табуляция – по умолчанию: 1 см – ОК. - Положение на странице - запрет висячих строк. ОК. В меню Разметка страницы. Поля - Обычное: Верхнее и Нижнее — 2 см; Левое — 3см; Правое — 1,5 см. Если версия Microsoft Word ранее 2007 г., то в меню Настраиваемые поля – устанавливаются нужные параметры;  Переплет – 0; Положение переплёта: слева;  Ориентация: книжная; Страницы: несколько страниц: Обычный; Применить: ко всему документу – ОК. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры: курсив простой или полужирный. Все страницы работы 
 
стр. 19
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
нумеруют по порядку арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют обычно в центре нижней части листа. Титульный лист считают первой страницей работы, но номер «1» на титульном листе не ставят. Для оформления номера страницы используется меню: Вставка. Номер страницы. Внизу страницы. Простой номер 2.  Параметры. Особый колонтитул для первой страницы. При оформлении титульного листа, как правило, используют тот же размер шрифта (кегль 14), что и при оформлении текста работы. Основное название работы можно выделить более крупным шрифтом (кегль 16-18). Второй страницей считается ОГЛАВЛЕНИЕ. Нумерация страниц заканчивается на последнем листе Списка использованной литературы. Страницы Приложений, как правило, не нумеруются. Подстрочные ссылки в меню Ссылки. Вставить сноску (выполняется 12 кеглем). Интервал – минимум. Заголовки структурных частей КР: «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ»,  «ГЛАВЫ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» начинаются всегда с новой страницы, печатаются прописными буквами полужирным шрифтом (устанавливается клавишей   Caps Lock или через Меню - Регистр. Все прописные буквы) и выравниваются по центру строки. Для перехода  на новую страницу установите курсор в конце предыдущего раздела и нажмите Ctrl + Enter. Подзаголовки (параграфы)  печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) также полужирным шрифтом и располагаются по центру. Точку в конце заголовка и подзаголовка не ставят. Заголовок (или подзаголовок) не  должен быть последней строкой на странице. Подчеркивание и перенос слов в заголовке  и подзаголовке не допускается. Каждый заголовок и подзаголовок отделяется от текста двумя  интервалами. Правила цитирования Необходимым элементом выполнения КР является цитирование. Цитаты в умеренном количестве украшают текст и создают впечатление основательности: студент подкрепляет и иллюстрирует свои мысли высказываниями авторитетных ученых, выдержками из документов, статистическими данными и т.д. Однако цитирование тоже требует определённых навыков, поскольку на цитируемый источник необходимо правильно оформить библиографическую ссылку. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьёзная ошибка. При оформлении работ следует помнить, что цитаты должны применяться тактично по принципиальным вопросам и положениям. Не рекомендуется обильное цитирование. Не допускается соединять две цитаты в одну, это равносильно подделке. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысл всего фрагмента, и обозначается многоточием в местах пропуска. Цитировать авторов необходимо только по их произведениям (первоисточникам). Когда первичный источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в каком-либо другом издании, т. е. во вторичном документе. На одной странице текста не должно быть более двух цитат подряд. Обилие цитат на каждой странице работы может произвести впечатление несамостоятельности всей работы в целом. Поэтому следует варьировать форму цитирования, так как цитирование не обязательно должно быть прямым.  Цитирование может быть косвенным, т.е. просто близким к тексту пересказом мыслей автора. Такой пересказ тоже требует ссылки, и студент обязательно должен сделать её. Цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно закавычиваются. Кавычки не ставят в стихотворной цитате, выключенной из текста, в цитате, взятой эпиграфом к книге или статье, а также в перефразированной, т. е. пересказанной своими словами цитате. Если цитата воспроизводит  только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставят отточие, и начинают ее со строчной буквы. Например: С. И. Вавилов требовал «... всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг» [3, с. 112] . Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например, М. Горький писал, что «в простоте слова - самая великая мудрость»  [4, с. 57] . При написании в тексте фамилий инициалы должны стоять впереди, а в библиографических списках и сносках – после фамилии. Не допускается отрыв инициалов от фамилии на другую строку. Точная ссылка на издание, из которого взята цитата, обязательно  приводится  на этой же странице. Оформление ссылок При написании КР автор обязан оформлять библиографические ссылки на источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты. Библиографическая ссылка подтверждает фактическую достоверность работы. Она указывает библиографические сведения о цитируемом, рассматриваемом, упоминаемом в тексте работы документе, необходимые и достаточные для его идентификации и поиска. Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях (в том числе электронные ресурсы локального или удаленного доступа), а также их составные части или группа документов.Согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008 автор может выбирать и использовать разные виды ссылок: По составу элементов описания: • полные — указывают все элементы описания; • краткие — приводят только основные элементы. По месту расположения: • внутритекстовые помещают в основном тексте; • подстрочные — дают под строками текста; • затекстовые — размещают за основным текстом. По числу применения: • первичные — объект ссылки описывается впервые; • повторные — описание одного и того же документа повторяется несколько раз. По количеству объектов ссылки: • одинарные — описывают один объект ссылки; • комплексные — дают описание группы документов Автор имеет право выбора удобного для него варианта оформления ссылок, но на протяжении всей работы необходимо применять только один вид библиографических ссылок по месту расположения. Если описание цитируемого или используемого документа включено в список использованной литературы и пронумеровано, то связь с текстом оформляют отсылкой, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа. В отсылке указывают номер, под которым 
 
стр. 20
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
дано полное описание документа в списке. Например: А. Б. Евстигнеев [6] и В. Е. Гусев [5] считают, что ... Если заимствуется идея, общая для разных работ одного или нескольких авторов, то в скобках указывают только номера этих работ. Например: Ряд авторов [3, 7, 12] считает, что ... Если ссылаются на определенный фрагмент текста документа, то отсылку оформляют следующим образом: В своей книге Ю. А. Барсов [2, с. 29] писал: « ...........». Подстрочные библиографические ссылки оформляют как примечание, вынесенное из текста документа в конец страницы. Их помещают на той же странице под строками основного текста с отделением от него небольшой горизонтальной линией. Например: … известное признание Эйнштейна: «Моя религия – это глубоко прочувствованная уверенность в существование Высшего Разума, который открывается  нам в доступном познанию мире»1. _______________________________   1 Эйнштейн А. Собр. научн. трудов. М., 1999. Т.4. С. 142. Еще пример: В тексте: Информация заимствована на сайте «Официальные периодические издания» 2. В подстрочной ссылке: _________________________ 2 URL: www.nrl.ru/lawcenter/izd/index.html. Для оформления подстрочных ссылок используется меню текстового редактора Microsoft Word Ссылки. Вставить ссылку. Напоминаем: ссылки на использованную литературу обязательны, так как в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Основные элементы библиографического описания Библиографическое описание документов, включенных в Список использованной литературы (библиографический список), составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Последовательность формирования библиографического списка может быть различной: -  по значимости документов (нормативные акты, документальные источники, монографии, статьи, другая литература); -  по алфавиту фамилий авторов или названий документов; - по хронологии издания документов и т.п. Примеры библиографического описания некоторых документов Книга с одним автором Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. - М.: РАГС, 2003. - 268 с. Книга с двумя авторами Игнатов, В. Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность / В. Г. Игнатов, В. К. Белолипецкий. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2000. - 252 с. Книга с тремя авторами Журавлев, П. В. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев. - М.: Рос. Экон. Акад.; Екатеринабург.: Деловая книга, 1998. 232 с.                            Словари и энциклопедии Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.                             Книги, описанные под заглавием Управление персоналом: учеб. пособие / С. И. Самыгин [и др.]; под ред. С. И. Самыгина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 511 с.                          Статьи из газет и журналов Козырев, Г. И. Конфликты в организации / Г. И. Козырев // Социально гуманитарные знания. - 2001. - N 2. С. 136-150                                      Статьи из сборников Проблемы регионального реформирования // Экономические реформы / под ред. А. Е. Когут. - СПб.: Наука, 1993. - С. 79-82 Изоиздания Кустодиев, Б. М. Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой, 1907 [Изоматериал]: холст, масло / Б. М. Кустодиев (1878–1927); Межрегион. обществ. орг. «Центр духов. культуры» (подготовка изобр.). – Самара: Агни, 2001. Нотные издания Эшпай, А. Я. Квартет [Ноты] : для 2 скрипок, альта и виолончели / Андрей Эшпай. – Партитура и голоса. – М. : Композитор, 2001. – 34 с. Электронные ресурсы Бычкова, Л.С. Конструктивизм / Л.С. Бычкова [Электронный ресурс] // Культурология XX век - "К". - (http // www.philosohy.ru./edu/ref /enc/k.htm). Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Оформление курсовой работы, библиографического списка, приложений и получение допуска к аттестации (защите)
 
стр. 21
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
Подготовленная курсовая работа должна быть завершена и представлена руководителю не позднее, чем за неделю до установленного срока защиты на научно-практической конференции студентов  колледжа. Руководитель дает письменный отзыв, указав в нем: • соответствие курсовой работы заявленной теме; • качество выполнения курсовой работы; • полноту разработки поставленных вопросов, теоретиче¬ской и практической значимости курсовой работы; • оценку курсовой работы.         Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки курсовой работы:  степень усвоения студентом теории по теме  курсового исследования;  умение работать с документальными и литературными источниками; умение формулировать основные выводы по результатам анализа конкретного материала;  грамотность и стиль изложения;  самостоятельность работы, оригинальность в осмыслении материала;  соответствие оформления курсовой работы установленным требованиям.  правильность и аккуратность оформления. Работа не может быть оценена положительно, если обнаружены следующие ошибки:  тема и (или) содержание работы не относится к предмету дисциплины.  работа перепечатана из Интернета, CD-ROM или других носителей информации.  неструктурированный план курсовой работы.  объем работы менее 20 листов печатного текста.  в работе отсутствуют ссылки и сноски на нормативные и другие источники.  в работе отсутствует приложение (копии документов, иллюстрации и т.д.).  оформление курсовой работы не соответствует требованиям  (отсутствует нумерация страниц, неверное или неполное оформление библиографии и т.д.). Руководитель выставляет оценку, подписывает курсовую работу и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется право выбора новой темы курсовой рабо¬ты или, по решению комиссии, доработки прежней темы, определяется новый срок для ее выполнения. Темы групповых и/или индивидуальных рефератов по дисциплине по дисциплине «Методика преподавания физики» 1.Законы Ньютона. 2.Работа и энергия. Мощность. 3.Закон сохранения полной механической энергии в биологических системах. 4.Статика. Условия равнове¬сия твердого тела. 5.Периодические колебания в природе. 6.Газовые законы в жизни и технике. 7.Закон Джоуля —Ленца в технике. 8.Магнитное поле. Движение заряженной частицы в однородном и постоянном магнитном поле. 9.Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. 10.Электромагнитное поле и его влияние на живые организмы. 11.Интерференция и дифракция света вокруг нас. 12.Законы геометрической оптики в биосистемах. 13.Фотоэффект. Законы фотоэффекта в технике. 14.Корпускулярно-волновой дуализм – исторический аспект. 15.Радиоактивность в природе. 16.Историография радиации. 17.Атом на службе человека. 18.Поражающие действия радиации и защита от них. 19.Периодическая система элементов Менделее¬ва и физика. 20.Леонардо да Винчи – художник и ученый. 21.Роль И. Ньютона в развитии физики. 22.Гений Николы Тесла. 23.Альберт Эйнштейн и теория относительности. 24.Династия Кюри. 25.Д.К. Максвелл и его труды в области физики. 26.Механическая картина мира. 27.Электромагнитная картина мира. 28.Квантово-полевая картина мира. 29.Роль физических революций в формировании естественнонаучной картины мира. 30.Проблемы и перспективы развития физики в XXI веке. 13.Советы по подготовке к экзамену (зачету). • К экзамену (зачету) готовься заблаговременно. • Систематически повторяй вопросы экзамена (зачета), помещенные в УМК. • Активно готовься к семинарским занятиям и лабораторным занятиям по методике и технике  школьного физического эксперимента. • Прилежно готовь вопросы «контрольной точки».
 
стр. 22
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
• Желательно к экзамену (зачету) готовится вдвоем или небольшой группой. Участники подготовки, распределив вопросы между собой, готовят на них ответы, а затем рассказывают подготовленный  материал друг другу. • На консультации и «контрольной точке» не стесняйся задавать преподавателю  и товарищам вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в понимании.