(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
• научить студентов решать типовые учебные задачи по физике;
• научить студентов выполнять лабораторные работы, интегрирующие знания и уме-ния по физике;
• сформировать у студентов представление о проявлении законов физики в природных явлениях;
• познакомить студентов с историей физики и развитием ее основных идей;
• помочь студентам овладеть высоким уровнем теоретической и практической подго-товки по физике, хорошо знать фундаментальные понятия, законы и теории физики;
• помочь студентам владеть методикой и техникой школьного физического экспери-мента;
• сформировать у студентов знание целей и задач на первой и второй ступенях обуче-ния физике в средней школе;
• сформировать у студентов знание методов познания физики как науки;
• сформировать у студентов знание методов и методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и умение применять данные знания на практике;
• сформировать у студентов умение использовать полученные знания и навыки, а также учебную и справочную литературу для самостоятельного изучения дисциплины.
ции
ракт.
Политехническое обучение и профориентация учащихся в учебном процессе по физике. Профильная подготовка учащихся.
2. Развитие мышления и творческих способностей учащихся на занятиях по физике. /Лек/
Формы организации учебных занятий по физике в школе. Планирование учебной работы учителя. Годовой и календарно-тематический планы. Подготовка учителя к уроку. План-конспект урока.
/Лек/
Значение решения задач по физике, их место в учебном процессе. Классификация физиче-ских задач. Методика обучения решению задач по физике.
Основное учебное оборудование школьного кабинета физики и правила его хранения. Методика и техника демонстрационного физического эксперимента на первой ступени обучения физике. Методика и техника проведения лабораторных работ по физике. Способы изготовления самодельных физических приборов и их использование для постановки лабораторных работ репродуктивного и исследовательского типа по школьному курсу физики.
Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях по физике. Виды самостоя-тельной работы учащихся по физике и их значение в учебном процессе.
Внеклассная работа по физике. Значение, виды и место внеклассной работы по физике в школе.
Дидактические игры на занятиях по физике. Классификация, формы, методы и приёмы дидактических игр.
Межпредметные связи в процессе обучения физике. Формы и методы реализации меж-предметных связей в процессе преподавания физики.
Дифференцированный подход к учащимся при обучении физике. Внешняя и внутренняя дифференциация обучения.
Методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по физике. Новые методы про-верки знаний учащихся.
физике. Деятельность учителя, работающего по ФГОС. Структура уроков физики
разных типов. Основные типы уроков. Структурные элементы учебного занятия.
2 Приемы, используемые при проведении различных этапов урока. Подготовка учителя
к проведению урока по физике.
3 Значение решения задач по физике и их место в учебном процессе. Организация
уроков «Решение задач». Обучение учащихся методам решения физических задач.
4 Цели и задачи обучения физике в средних образовательных учебных заведениях.
Принципы отбора содержания курса физики. Содержание и возможные способы
построения курса физики.
5 Основное содержание курса физики основной школы и средней (полной) школы.
6 Методы обучения физике: словесные методы обучения. Методы обучения физике:
наглядные методы обучения.
7 Демонстрационный физический эксперимент как метод обучения физике.
8 Средства обучения физике. Требования к кабинету физики. Требования к оснащению
кабинета физики учебным оборудованием.
9 Исследовательский метод обучения физике в средней школе.
10 Проблемное обучение физике.
Сущность проблемного обучения.
Способы выдвижения проблем. Проблемное изложение материала.
11 Метод проектов при обучении физике в средней школе.
12 Организация и методика проведения лабораторных работ. Требования к отчетам
учащихся по лабораторным работам.
Оценка деятельности школьников на
лабораторных занятиях.
13 Проверка достижения учащимися целей обучения. Методы, формы и средства
проверки знаний и умений учащихся. Требования к ответам школьников и их оценка.
14 Устная проверка знаний учащихся: методика проведения индивидуального и фронтального опросов.
15 Письменные формы контроля знаний, умений и навыков учащихся. Формы
оперативного контроля знаний
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам; письменных заданий, и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к экзамену.
1. Продолжите утверждение: «Основной формой организации учебных занятий в школе является ____________________».
• Внеклассное занятие.
• Домашнее занятие.
• Экскурсия.
• Олимпиада.
2. Урок может включать такие структурные элементы: 1) беседа с целью анализа физических явлений; 2) комментированные упражнения и решение задач; 3) сообщения или рефераты учащихся; 4) просмотр учебных кинофильмов; 5) подведение итогов; 6) домашнее задание.
Эти элементы соответствуют следующему типу урока:
• Урок формирования практических умений и навыков.
• Урок контроля и учета знаний.
• Комбинированный урок.
• Урок изучения нового материала.
• Урок повторения и обобщения ранее изученного материала.
3. Система учебных занятий по физике должна в себя включать:
Зачеты. Семинары. Учебные конференции. Лабораторные практикумы. Экзамены.
4. К основным правилам организации современного урока физики относятся следующие _______________________.
•определить цель урока.
•подготовить содержание учебного материала.
•изучить устав учебного учреждения.
•уточнить тип и вид урока.
•выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения.
•определить структуру урока.
5. Существенной особенностью обобщающего урока физики является _______________
•структурирование знания учащихся.
•осознание учащимися методологических знаний.
•повторение и закрепление материала.
•понимание логики процесса познания.
•углубление приобретенных ранее знаний.
6. Методический приём это ____________________.
Одновременное применение нескольких методов. Последовательное применение всей системы методов. Это часть метода, его деталь.
7. По классификации выделяются три группы методов:
эмпирические и теоретические. методы организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и методы контроля. словесные наглядные и практические.
8. Моделирование в науке, это метод познания, при котором реальный объект заменяется __________________.
точной копией реального объекта. моделью, изучение которой даёт новую информацию об объекте. моделью, имеющей все те же свойства, что и реальный объект.
9. В процессе обучения физике учителя часто пользуются мысленным экспериментом, например, ________________.
введение точечного заряда в электрическое поле. изменение рода жидкости при опытах с выталкивающей силой. перенос опытов на Луну. анализ полёта ракеты к Марсу.
10. Продолжите утверждение: «Главный признак урока – ______».
Метод сообщения новых знаний. Отбор учебного материала. Педагогическая целесообразность. Дидактическая цель.
11. Урок может включать такие структурные элементы: 1) вступительный инструктаж учителя; 2) выполнение контрольных заданий учащимися; 3) подведение итогов работы.
Эти элементы соответствуют следующему типу урока:
• Урок формирования практических умений и навыков.
• Урок контроля и учета знаний.
• Комбинированный урок.
• Урок изучения нового материала.
• Урок повторения и обобщения ранее изученного материала.
12. Характерными признаками классно-урочной системы обучения на сегодняшний день являются _______________.
• учебные планы и программы, определяющие содержание образования в каждом классе.
• строго определенное расписание учебных занятий.
• сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся.
• ведущая роль учителя, который организует учебно-воспитательный процесс.
• систематическая проверка и оценка знаний учащихся.
13. Способами актуализации знаний учащихся на уроках физики могут быть _______________________.
•обобщение и систематизация нового материала.
•решение задач.
•кратковременные практические работы.
•письменные работы учащихся.
•работа с раздаточными дидактическими материалами.
•работа с учебником.
•демонстрационные опыты.
•фронтальный опрос.
14. Основной структурной единицей учебного материала в школьном курсе физики является ____________.
•понятие.
•физическая теория.
•закон.
•величина.
эксперимент.
15. Именно с механики обычно начинают изучение курса физики, т. к. ___________________________________.
это самый интересный для учащихся раздел. механические явления наиболее распространённые. механические явления наиболее доступны для наблюдения. механические явления наиболее удобны для моделирования.
Критерии оценки:
84-100%, заданий выполнено «отлично»,
66-83%, заданий выполнено «хорошо»,
50-65%,заданий выполнено «удовлетворительно»,
менее 50%, заданий выполнено «неудовлетворительно»
Темы семинаров, по результатам изучения которых проводится промежуточная оценка.
Тема: Цели обучения физике в общеобразовательной средней школе и связь их с наукой физикой. История развития основных идей, методов познания природы и влияние их на содержание и структуру школьного курса физики.
Тема: Мотивация учения и формирование познавательного интереса к физике. Развитие мышления и творческих способностей учащихся на занятиях по физике.
Тема: Политехническое обучение и профориентация учащихся в учебном процессе по физике. Профильная подготовка учащихся.
Тема: Методика формирования физических понятий у школьников.
Значение решения задач по физике, их место в учебном процессе. Классификация физических задач. Методика обучения решению задач по физике.
Тема: Дидактические игры на занятиях по физике. Классификация, формы, методы и приёмы дидактических игр.
Межпредметные связи в процессе обучения физике. Формы и методы реализации межпредметных связей в процессе преподавания физики.
Тема: Деятельностно-компетентностный подход в процессе обучения физике и стандартизация образования. Связь государственного образовательного стандарта с ЕГЭ.
Тема: Методика и техника проведения лабораторных работ по физике. Способы изготовления самодельных физических приборов и их использование для постановки лабораторных работ репродуктивного и исследовательского типа по школьному курсу физики.
Тема: Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях по физике. Виды самостоятельной работы учащихся по физике и их значение в учебном процессе.
Внеклассная работа по физике. Значение, виды и место внеклассной работы по физике в школе.
Тема: Дидактические игры на занятиях по физике. Классификация, формы, методы и приёмы дидактических игр.
Межпредметные связи в процессе обучения физике. Формы и методы реализации межпредметных связей в процессе преподавания физики.
Тема: Дифференцированный подход к учащимся при обучении физике. Внешняя и внутренняя дифференциация обучения.
Методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по физике. Новые методы проверки знаний учащихся.
Тема: Современные педагогические технологии обучения, их достоинства и недостатки. Проблемное обучение физике. Сущность активного обучения физике. Методы активного обучения. Классификация методов активного обучения. Сущность развивающего обучения физике. Модульное обучение физике.
Тема: Понятие государственного образовательного стандарта. Цели и задачи стандартизации физического образования.
Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий.
1 Методы и особенности составления тестовых заданий по физике
2 Формы и методы дистанционного обучения физике
3 Основные методы подготовки учащихся к ЕГЭ по физике
4 Методы контроля знаний по физике
5 Оснащение лаборатории по физике
6 Активные методы преподавания физики в профильной школе
7 Роль и значение натурного эксперимента в изучении физики
8 Формирование и развитие логического мышления на уроках физики
9 Активизация познавательной деятельности учащихся посредством физического
эксперимента.
10 Новые информационные технологии в преподавании физики
11 Разработка элективных курсов по физике
12 Методы исследования, применяемые в МПФ.
13 Роль физики в формировании мышления школьников
14 Повышение осознанности теоретических знаний по физике.
15 Методика организации сотрудничества учащихся в процессе обучения физике.
16 Информационные технологии и физический эксперимент.
17 Методика актуализации у учащихся нового материала.
18 Формирование у учащихся естественнонаучной грамотности на уроках физики.
19 Формирование у учащихся опыта творческой деятельности на уроках физики.
20 Методика обобщения знаний по физики.
21 Методика формирования убеждений при обучении физике.
22 Методика современного школьного физического эксперимента.
23 Содержание и методика организации проектной и исследовательской деятельности
учащихся при изучении физики.
24 Методика преподавания атомной физики в школе
25 Методика формирования понятия плазма в средней школе
26 Методика преподавания темы «Электромагнитные волны»
27 Использование электронных учебников при изучении темы «Электрический ток»
28 Методика преподавания подраздела «Электротехника»
29 Физический практикум по разделу «Механика»
30 Методика использования компьютерных моделей на примере курса квантовой физики
в 11 классе
31 Связь преподавания физики и астрономии
32 Статистические представления о молекулярной физике
33 Научно-методический анализ основных понятий темы «Электромагнитное поле»
34 Особенности изучения понятия «Внутренняя энергия»
35 Методические особенности изучения периодической таблицы Менделеева
36 Разработка элективных курсов по разделу «Электродинамика»
Критерии оценки письменных работ и рефератов
«5» баллов ставится, в случае если выполнены все требования к написанию и защите
реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ
различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная
позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены
требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.
«4» балла – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом
допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует
логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения
в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
«3» балла – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В
частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в
содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты
«2» балла – тема реферата не раскрыта͵ обнаруживается существенное непонимание
проблемы.
1. Методика преподавания физики как педагогическая наука, её предмет, задачи и методы исследования.
2. Научно-методический анализ темы: «Законы взаимодействия и движения тел».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 2
1. Физика как учебный предмет и наука. Цели и задачи курса физики. Место физики в системе школьных дисциплин.
2. Научно-методический анализ темы: «Электромагнитное поле».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 3
1. Анализ возможных систем построения курса физики (радиальный, концентрический, ступенчатый). Современные государственные образовательные стандарты и трёх-уровневое построение курса физики.
2. Научно-методический анализ темы: «Молекулярное строение вещества. МКТ иде-ального газа».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 4
1. Метод и методический приём. Классификация методов обучения физике, их использова-ние в учебном процессе.
2. Научно- методический анализ темы: «Геометрическая оптика».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 5
1. Формы организации учебных занятий по физике. Виды организационных форм учебных занятий и их краткая характеристика. Виды уроков по физике и их структура.
2. Научно-методический анализ темы: «Физика атомного ядра».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 6
1. Планирование учебной работы учителя. Годовой и календарно-темати-ческий планы. Подготовка учителя к уроку. План-конспект урока.
2. Научно-методический анализ темы: «Законы сохранения».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 7
1. Самостоятельная работа учащихся. Виды самостоятельной работы учащихся по физике и их значение в учебном процессе.
2. Научно-методический анализ темы: «Кинематика материальной точки».
3. Практическое задание.
БИЛЕТ № 8
1. Внеклассная работа по физике. Значение, виды и место внеклассной работы по физике в школе.
2. Научно-методический анализ темы: «Динамика материальной точки».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 9
1. Значение решения задач по физике, их место в учебном процессе. Классификация физиче-ских задач. Методика обучения решению задач по физике.
2. Научно-методический анализ темы: «Электродинамика».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 10
1. Межпредметные связи физики с другими предметами. Классификация межпредметных связей. Формы и методы реализации межпредметных связей в процессе преподавания физики.
2. Научно-методический анализ темы: «Давление твёрдых тел жидкостей и газов».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 11
1. Школьный физический эксперимент, его виды. Методические требования к демонстра-ционному эксперименту. Средства, обеспечивающие наглядность демонстрационного эксперимента. Техника безопасности при проведении физического эксперимента.
2. Научно-методический анализ темы: «Постоянный электрический ток».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 12
1. Политехническое обучение и профориентация учащихся в учебном процессе по физике. Профильная подготовка учащихся.
2. Научно-методический анализ темы: «Механические колебания и волны. Звук».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 13
1. Дифференцированный подход к учащимся при обучении физике. Внешняя и внутренняя дифференциация
2. Научно-методический анализ темы: «Первоначальные сведения о строении вещества».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 14
1. Дидактические игры на занятиях по физике. Классификация, формы, методы и приёмы дидактических игр.
2. Научно-методический анализ темы: «Работа, мощность, энергия».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 15
1. Методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по физике. Новые методы про-верки знаний учащихся.
2. Научно-методический анализ темы: «Тепловые явления».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 16
1. Сущность развивающего обучения. Отличие развивающего обучения от традиционного.
2. Научно-методический анализ темы: «Световые явления».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 17
1. Сущность активного обучения. Методы активного обучения. Классификация методов активного обучения.
2. Научно-методический анализ темы: «Электрические явления».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 18
1. Мотивация учения и формирование познавательного интереса к физике.
2. Научно-методический анализ темы: «Законы механики».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 19
1. Развитие мышления и творческих способностей учащихся на занятиях по физике. Науч-но-методический анализ темы: «Электромагнитные явления».
2. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 20
1. Методика формирования физических понятий у школьников. Фундаментальные физиче-ские понятия.
2. Научно-методический анализ темы: «Элементы квантовой физики».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 21
1. Проблемное обучение. Сущность, задачи и методика обучения.
2. Методика первого урока физики в 7 классе.
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 22
1. Продуктивное обучение. Сущность, задачи и методика обучения.
2. Методика формирования понятия «масса».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 23
1. Факультативы в процессе обучения физике. Сущность, задачи и методика обучения. Основные проблемы.
2. Методика формирования понятия «температура».
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 24
1. Педагогические технологии в процессе обучения физике. Основные проблемы.
2. Методика изучения закона Архимеда.
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 25
1. Оценочная деятельность учителя физики.
2. Методика изучения закона Ома для участка цепи.
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 26
1. Роль и значение олимпиад в процессе обучения физике.
2. Методика изучения 1 закона Ньютона.
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 27
1. Лекции и семинары в процессе обучения физике. Виды и методика проведения.
2. Методика изучения 2 закона Ньютона.
3. Экспериментальное задание.
БИЛЕТ № 28
1. Экскурсии в процессе обучения физике. Виды и методика проведения.
2. Методика изучения законов фотоэффекта.
3. Экспериментальное задание.
Критерии оценки
Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала, усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы. Студент демонстрирует знания теоретического и практического материала , допуская незначительные неточности, имея неполное понимание междисциплинарных связей.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом освоил материал, ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы. Студент затрудняется , даёт неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы.