(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
02.03.01 Математика и компьютерные науки
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- повысить свою логическую культуру и навыки критического мышления;
- получить навыки успешного обоснования своей позиции в письменной и устной коммуникации, ведения диалога в различных видах деятельности.
- основные формы и принципы логического мышления;
- приемы формирования логических форм и методов получения нового знания;
- особенности процедуры доказательства и аргументации для анализа источников информации с целью выявления в них противоречий и поиска достоверных суждений.;
уметь:
- оперировать понятиями, корректно выстраивать доказательства, правильно подбирать аргументы;
- формировать собственные суждений и оценки, отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности;
- осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
владеть:
-основными приемами образования форм абстрактного мышления и соблюдения формально-логических законов для анализа источников информации с целью выявления в них противоречий и поиска достоверных суждений.;
-навыками поиска, критического анализа и синтеза информации, применения системного подхода для решения поставленных задач;
- способностью грамотно, логично, аргументированно формировать собственные суждения и оценки, отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
ции
ракт.
Понятие аргументации. Структура аргументации. Участники аргументации. Принцип достаточного основания. Абсолютное и сравнительное обоснование. Основные функции языка. /Лек/
1.Понятие аргументации. Общая структура и методы аргументации. Классификация способов аргументации.
2.Основные этапы развития теории аргументации. Теория речевых актов и аргументация.
3.Виды доказательств и опровержений. Правила доказательного рассуждения.
4.Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Убедительные основания
/Ср/
Прямое подтверждение. Подтверждение следствий. Примеры и иллюстрации как факты.
Дедуктивное обоснование. Системная аргументация. Опровержимость и проверяемость. Условие совместимости. Методологическая аргументация. Границы обоснования.
/Лек/
1.Прямое и косвенное обоснование.
2.Опытная подтверждаемость и опровергаемость.
3.Аппеляция к примерам и иллюстрациям.
4.Дедуктивное обоснование.
5.Системное обоснование.
6.Методологическое обоснование.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Традиции и авторитет. Интуиция и вера. Здравый смысл и вкус. Ценности и эпистемология. Описание и оценка. Многообразие оценок. Квазиэмпирическое обоснование оценок. Теоретическое обоснование оценок. Принципы морали. /Лек/
1. Виды и особенности контекстуальной аргументации
2. Методы и области применения контекстуальных аргументов.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Объяснение. Предсказание. Понимание. Понимание и поведение. Понимание языковых выражений. Многообразный мир проблем. Явные проблемы. Неявные проблемы. /Лек/
1.Объяснение и понимание в аргументации.
2.Вопросы и типология проблем.
3.Явные проблемы. Неявные проблемы.
4.Паралогизмы, софизмы и парадоксы.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Спор как частный случай аргументации. Корректные приемы спора. Споры об истине и споры о ценностях. Четыре разновидности споров. Общие требования к спору. /Лек/
1.Понятие спора и его виды. Общие требования к спору.
2.Корректные приемы спора.
3 Некорректные приемы спора.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестов для входного и текущего контроля, вопросов к семинарам, реферата (доклада, развернутого эссе), аттестации в форме вопросов к зачету.
1.В ходе дискуссии ваш оппонент муссирует непринципиальные мелочи,
забыв о сути разговора. Как предпочтительнее поступить?
1) попытаться свернуть разговор
2) уточнить у оппонента цель дискуссии
3) упрекнуть оппонента в уходе от существа проблемы
2. Элементом контраргументации (критики) не является
1) пример
2) сведение к абсурду
3) ловля на слове
3. Аргумент – это
1) иллюстрация мысли
2) слово или выражение, заимствованное из речи социально замкнутой группы
3) логический довод, служащий основанием доказательства
4.Частью софистической аргументации является
1) индуктивное умозаключение
2) обращение к факту
3) демагогия
5.Участник аргументации, выдвигающий и отстаивающий определенное положение:
1) субъект
2) пропонент
3) аудитория
6.Эристика – это наука
1) о счастье
2) о спорах
3) о поиске решений задач в условиях неопределенности
7.Логическая уловка - это
1) софизм
2) аналогия
3) тавтология
8.Основные виды аргументации: Выберите один или несколько ответов:
1) доказательство
2) опровержение
3) внушение
4) убеждение
9.В структуру доказательства входят следующие элементы:
1) тезисы, аргументы, демонстрация;
2) понятия и термины;
3) теории, факты и аксиомы.
10. Что не входит в структуру доказательства:
1) Аргументы
2) Тезис
3) Регламент
Критерии оценки (баллы/оценка)
92-100 Отлично
76-91 Хорошо
61-75 Удовлетворительно
Менее 61 Неудовлетворительно
Примерные тесты для текущего контроля
1.Целью полемики является…
1) утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу
2) уточнение предмета спора
3) победа в споре
1) логический прием, при помощи которого устанавливается ложность или недоказанность выдвинутого положения
2) доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса
3)истинное суждение, с помощью которого обосновывается тезис
3.Метод «сведения к абсурду» - это
1) косвенное доказательство тезиса
2) прямое доказательство тезиса
3) прямое опровержение тезиса
4.Укажите рассуждение, в котором нарушен закон (не)противоречия
1) Студент И. учится на отлично. Студент И. не является спортсменом-разрядником
2) Слесарь Иванов нарушил трудовую дисциплину. Сантехник Сидоров не нарушал трудовой дисциплины
3) Студент Н. хорошо знает английский язык, так как получил на экзамене оценку "пять". Студент Н. плохо знает английский язык и не может работать в переводчиком
5. Как называется логическое действие по разрушению доказательства?
1) Опровержение
2) Критика аргументов
3) Критика тезиса
6.Выберите наиболее приемлемый вариант возражению оппоненту в ходе дискуссии.
1) "То, что вы говорите, не имеет никакого отношения к истине».
2) «Ваша мысль интересна, хотя…».
3) «Вы заблуждаетесь на сей счет».
7.Вид доказательства в примере «Очевидно, Петров завтра на экзамене по философии получит отличную оценку, т.к. все три года учебы в институте он учится только на «отлично»
Варианты ответа:
1) прямое дедуктивное
2) прямое по аналогии
3) косвенное разделительное
8. Причина несостоятельности аргументов в рассуждении: «Куры летают, так как куры — птицы, а все птицы летают»
1) недостоверность аргумента
2) противоречие в аргументах
3) недостаточность аргументов
9.Какой закон формальной логики нарушается в следующем умозаключении: «Если человек покраснел, то это значит, что он виноват»:
1) закон тождества;
2) закон исключенного третьего;
3) закон достаточного основания?
10. Какой прием стандартной уловки представлен в следующем выражении: «Вам, конечно, известно, что такие положения подтверждены наукой»:
1) прием «вопросов-капканов»;
2) прием «ложный стыд»;
3) прием «неполное опровержение»;
Критерии оценки (баллы/оценка)
92-100 Отлично
76-91 Хорошо
61-75 Удовлетворительно
Менее 61 Неудовлетворительно
Темы и вопросы к семинарским/практическим занятиям
Тема. Основы аргументации. Убедительные основания
1.Понятие аргументации. Общая структура и методы аргументации. Классификация способов аргументации.
2.Основные этапы развития теории аргументации. Теория речевых актов и аргументация.
3.Виды доказательств и опровержений. Правила доказательного рассуждения.
4.Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях.
Тема. Эмпирическая аргументация Теоретическая аргументация
1.Прямое и косвенное обоснование.
2.Опытная подтверждаемость и опровергаемость.
3.Аппеляция к примерам и иллюстрациям.
4.Дедуктивное обоснование.
5.Системное обоснование.
6.Методологическое обоснование.
Тема . Контекстуальная аргументация. Аргументация и ценности
1.Виды и особенности контекстуальной аргументации
2.Методы и области применения контекстуальных аргументов.
Тема. Объяснение и понимание в аргументации. Проблемные ситуации в аргументации.
1.Объяснение и понимание в аргументации.
2.Вопросы и типология проблем.
4.Паралогизмы, софизмы и парадоксы.
Тема.Искусство спора
1.Понятие спора и его виды. Общие требования к спору.
2.Корректные приемы спора. Некорректные приемы спора.
3.Психологические приемы спора
4. Язык тела и его использование в споре.
5.Методы аргументирования в полемике: технологии применения
Критерии оценки (баллы/оценка/уровень):
92-100 Отлично/повышенный уровень - уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях);
- использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);
- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой.
- уверенно владеет понятийным аппаратом;
- активно участвовал в семинаре, выступая с содержательными докладами и сообщениями, рецензируя выступления своих одногруппников, стремясь к развитию дискуссии
76-91 Хорошо/пороговый уровень - в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;
- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера.
- владеет понятийным аппаратом;
- выступал с содержательными докладами и сообщениями, рецензируя выступления своих коллег, стремясь к развитию дискуссии
61-75 Удовлетворительно/пороговый уровень - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе;
- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;
- делал недостаточно содержательные сообщения, выступал с поверхностными дополнениями.
Менее 61 Неудовлетворительно/уровень не сформирован -отказался участвовать в работе семинара;
- ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил его и не дал ответа на дополнительный вопрос.
1. Логические основы аргументации, ее структура.
2. Паралогизмы, софизмы и парадоксы.
3. Диалог, как форма поиска истины и способ аргументации.
4. Спор, дискуссия и полемика.
5. Ошибки и уловки, допускаемые в ходе аргументации.
6. Методы аргументации.
7. Взаимодействие языка и мышления. Основные функции языка.
8. Эмпирическая аргументация.
9. Теоретическая аргументация: дедуктивное обоснование.
10. Теоретическая аргументация: опровержимость и проверяемость.
11. Системная аргументация.
12. Методологическая аргументация.
13. Контекстуальная аргументация.
14. Ценности и эпистемология.
15. Описание и оценка. Многообразие оценок.
16. Теоретическое обоснование оценок.
17. Принципы морали и их роль в аргументации.
18. Единство объяснения и понимания и их роль в аргументации.
19. Многообразный мир проблем.
20. Проблемные ситуации в аргументации (явные и неявные проблемы).
21. Некорректная аргументация.
22. Спор как частный случай аргументации.
23. Корректные и некорректные приемы спора.
24. Споры об истине и споры о ценностях.
25. Виды споров.
26. Правила ведения и общие требования к спору.
27. Графические схемы структуры аргументации.
28. Правдоподобные рассуждения.
29. Основные принципы логики.
30. Логика высказываний.
31. Логика предикатов.
33. Доказательство и аргументация.
34. Ст.Тулмин и его концепция аргументации.
35. Обзор современных подходов к аргументации.
36. Теория аргументации и диалогическая логика (формальная диалектика).
37. Психологические и рациональные средства убеждения.
38. Прагма-диалектический подход к аргументации.
39. Спор, полемика и дискуссия. Их место и роль в научной и общественной жизни.
40. Эристика: возникновение и концепции.
41. Правила рациональной дискуссии.
42. Основы теории речевых актов Дж. Остина.
43. Дж. Серль о речевых актах.
44. Логические методы в прагматике.
45. Убеждение и аргументация.
Требования:
Новизна текста а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата
Критерии оценки
5 /зачтено Выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.
4/зачтено Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.
3/зачтено Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата
2/не зачтено Нарушены большинство требований к реферированию, тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы
Логические основы аргументации
Общее понятие о доказательстве
Структура доказательства
Основные способы демонстрации тезиса
Прямые и косвенные доказательства
Опровержение
Правила доказательства и опровержения
Паралогизмы, софизмы, парадоксы
Принцип достаточного основания
Абсолютное и сравнительное обоснование
Взаимосвязь языка и мышления
Основные функции языка
Прямое подтверждение
Подтверждение следствий
Факты как примеры
Факты как иллюстрации
Дедуктивное обоснование
Опровержимость и проверяемость
Условие совместимости
Методологическая аргументация
Границы обоснования
Традиция и авторитет в контекстуальной аргументации
Интуиция и вера.
Здравый смысл и вкус.
Аргументация и ценности
Объяснение и понимание в аргументации.
Явные и неявные проблемы
Проблемные ситуации в аргументации
Некорректная аргументация
Спор как частный случай аргументации
Корректные и некорректные приемы спора
Виды споров. Требования к их ведению
Критерии оценки (баллы/зачтено)
61-100 «зачтено» - оценка «зачтено» выставляется студенту, если вопросы раскрыты, изложены логично, без существенных ошибок, показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, продемонстрировано усвоение ранее изученных вопросов, сформированность компетенций, устойчивость используемых умений и навыков при решении практических заданий. Допускаются незначительные ошибки.
0-60 «не зачтено» - оценка «не зачтено» выставляется, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки при решении практических заданий.
Семинарские занятия являются одной из основных форм организации учебного процесса и учебной познавательной деятельности студентов под руководством, контролем и во взаимодействии с преподавателем.
Семинарские и практические занятия проводятся в целях формирования у студентов основных и важнейших представлений о базовых категориях и принципах полемики.
Семинарские (практические занятия), которые проводятся по ос¬новным темам курса, закрепляют полученные знания и формируют навыки их реального применения. Они предполагают взаимный обмен мнениями студентов по поставленным вопросам, творческое обсуждение проблем, решение за¬дач и упражнений.
В ходе практических и семинарских занятий определяется уровень знания студентами содержания основ теории аргументации, выявляются умения и навыки бу-дущих специалистов в применении этих знаний в спо¬рах, дискуссиях, научной полемике, оказывается методическая помощь по оптимизации самостоятельной ра¬боты обучаемых.
Целями семинарских занятий являются:
- углубленное изучение теоретического материала, рассмотренного на предшествующих лекциях;
- отработка умений и формирование навыков самостоятельной профессиональной деятельности по определенным разделам изучаемого предмета;
- овладение студентами профессиональной лексикой, умения работать с документами и материалами сферы будущей профессиональной деятельности;
- развитие у студентов профессионального мышления специалиста, умения профессионально грамотно формулировать и выражать свои мысли и адекватно воспринимать профессиональную речь собеседников;
- контроль над самостоятельной работой студентов по данному предмету.
Семинарскому занятию должна предшествовать самостоятельная подготовительная работа студента. Самостоятельная работа студентов направлена на об-стоятельную доработку и усвоение прослушанных лек¬ций, подготовку к практическим занятиям и семинарам, изучение обязательной и дополнительной литературы, решение задач и выполнение упражнений.
Цели самостоятельной работы:
- самостоятельное изучение необходимого для успешного проведения занятий теоретического материала;
- ознакомление с методологией практической деятельности специалиста в круге рассматриваемых на занятии вопросов;
- выполнение тренировочных заданий, призванных акцентировать внимание студента на наиболее важные разделы изучаемого материала;
- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой по изучаемому предмету.
Для обеспечения успешной подготовки студента к семинарскому занятию ему заранее формулируется домашнее задание на подготовку к занятию.
Это задание может быть представлено в виде:
- указания разделов лекционного курса или учебников и учебных пособий, которые необходимо изучить при подготовке к занятию;
- вопросов, которые будут рассмотрены на предстоящем практическом (семинарском) занятии и разделов учебников и учебных пособий, которые необходимо изучить при подготовке ответов на эти вопросы;
- конкретных практических заданий, которые необходимо выполнить при подготовке к занятию и указания литературы, необходимой для их выполнения;
- по выбору преподавателя могут быть использованы и иные формы выдачи заданий (тесты, вопросники, таблицы для статистической обработки и т.д.)
Каждое практическое занятие строится таким образом, чтобы на нем в полном объеме были отработаны основные разделы изучаемого материала и, хотя бы образно, рассмотрены остальные разделы темы. Предполагается максимальная активная познавательная деятельность студентов и минимальная информационная и демонстрационная деятельность преподавателя.
На отдельных занятиях проводятся фронтальные методы проверки знаний студентов и их подготовленности к занятию (контрольные работы, тесты и т.д.).
При систематической неудовлетворительной работе студента при подготовке к семинарскому занятию или на самом занятии преподаватель обязан проинформировать об этом заведующего кафедрой и деканат для принятия к студенту мер административного и общественного воздействия.
Перед окончанием занятия преподаватель подводит его итог, обращает внимание студентов на наиболее важные узловые вопросы занятия, отмечает качество подготовки и учебной работы отдельных студентов и сообщает студентам тематику и задания для подготовки к следующему практическому (семинарскому) занятию.
На семинарских и практических занятиях студенты должны научиться работать с источниками по своему направлению подготовки в процессе решения задач и получить практические навыки их использования при проведении деловых игр, составлении аргументативных карт. Кроме того, семинарские занятия призваны научить студентов выступать перед аудиторией, воспринимать ситуации потенциальных споров с точки зрения различных участников и уметь обосновывать свою позицию.
При подготовке к семинарским занятиям студенты должны пользоваться:
- Рекомендованной учебной литературой;
- Рекомендованной учебно-методической и справочной литературой.
Как правило, план семинарских занятий раскрывает одну из тем рабочей программы по дисциплине и указывает на наиболее значимые элементы.
Студенты должны уметь анализировать, изучаемый теоретический материал и применять их к конкретным обстоятельствам. Семинарское занятие служит средством проверки знаний студентов, а также отработки навыков самостоятельного изучения этого предмета, работы с литературой, умения логично и последовательно излагать материал. В процессе выступлений на семинарском занятии студенты должны продемонстрировать умение выделять основные положения, иллюстрировать их применение, а также делать практически значимые выводы из теоретических положений, с опорой на источники по своему направлению и профилю подготовки.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо:
1. Узнать какие темы или вопросы предназначены для самостоятельного изучения.
2. Уточнить, какие предлагаются формы контроля и в какой срок.
3. Следовать полученным от преподавателя рекомендациям;
Для организации и планирования самостоятельной работы преподаватель дает необходимые пояснения и рекомендации, знакомит студентов:
1. Со списком основной и дополнительной учебной литературы по курсу;
3. С темами и вопросами предстоящих семинарских занятий;
4. С критериями оценивания и сроками сдачи самостоятельной работы;
5. Со списком вопросов для подготовки к зачёту.
Контроль за самостоятельной работой студентов проходит на семинарских занятиях в формах, предусмотренных планом самостоятельной работы.
Все формы самостоятельной работы и её характер предполагают повышенную творческую активность со стороны студента.
К иным формам самостоятельной работы студентов относятся: подготовка сообщений, докладов, анализ законов и законопроектов, судебной практики и т.д. Поощряются любые формы научных исследований студентов по дисциплине.
Если преподаватель поручил студенту подготовить к семинару доклад, сообщение или иное выступление, то самостоятельная работа по их написанию может проходить в следующей последовательности.
1. Нужно проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше использовать для их подготовки. Подобрать рекомендованную литературу.
2. Необходимо изучить литературу, сгруппировать материал и составить подробный план доклада (выступления).
3. Следует написать полный текст доклада (выступления). Для того чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем следует учесть:
а) теоретическое содержание рассматриваемых вопросов и их связь с практикой профессиональной деятельности;
б) логику и аргументы высказываемых суждений и предложений, их остроту и актуальность;
в) конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности;
г) обобщающие выводы по всему содержанию сделанного доклада с выходом на будущую профессию.
Для выступления с докладом студенту отводится 10 – 12 минут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 7-10 страниц рукописного текста. Для выступления с сообщением обычно отводится 5-7 минут. Соблюдение регламента времени является обязательным условием.
4. Студенту рекомендуется продумать методику чтения доклада. Лучше если студент будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым разговорным языком, поддерживать контакт с аудиторией. При возможности следует применять технические средства, наглядные пособия (например, подготовить доклад с презентацией или раздаточным материалом), использовать яркие примеры.
5. Важно потренироваться в чтении доклада.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат – это последовательное раскрытие определенной темы на основе изложения содержания различных источников с их анализом и оценкой.
Студенческий реферат – самостоятельное творчество, научное исследование по избранной теме. В нем нет места вымыслу, исследователь старается реконструировать, проанализировать и оценить объективную мировоззренческую позицию исследуемого мыслителя или философского направления.
Задачи реферата:
раскрыть избранную тему исследования;
верно изложить главное в содержании темы, позиция авторов тех источников, содержание которых вы используете в реферате;
изложить свое понимание проблемы: объяснить, в чем и почему вы согласны с предшествующими исследователями темы, а в каких вопросах вы с ними расходитесь;
дополнить, если это возможно, раскрываемую тему новыми сведениями из источников;
сделать собственные выводы из изучения избранной темы.
Алгоритм написания реферата:
1. Выберите тему реферата. Она должна быть четко и точно сформулирована и ориентирована на самостоятельное исследование по узкому вопросу.
2. Определите цель исследования. Для этого следует выделить ведущую проблему, которую вы будете рассматривать в реферате.
3. Наметьте план реферата. Он должен ориентировать на последовательное раскрытие темы. План реферата включает введение, основную часть и выводы.
Во введении обосновывается выбор темы, формулируются задачи работы и делается краткая характеристика круга источников, на основе которых проводится исследование.
В основной части последовательно раскрывается содержание темы. Основная часть разделена на главы и параграфы.
В заключении содержится оценка использованных источников, перечисляется круг проблем, которые следует решить в дальнейшем.
4. Составьте список (картотеку) литературы по теме. В работе над рефератом возможно использование первоисточников, энциклопедий, справочников, общей литературы по рассматриваемому вопросу, специальных работ по данной теме.
5. В процессе изучения источников критически анализируйте содержащуюся в них информацию: сопоставляйте сведения, проводимые в каждом из источников.
6. Сгруппируйте собранный материал в соответствии с планом реферата. Отбирайте из источника только те сведения, которые непосредственно раскрывают тему реферата.
7. В процессе письменного изложения результатов своей работы используйте реферативный стиль изложения.
8. Соблюдайте правила оформления реферата.
9. Страницы проставляются на всех листах реферата.
10. Использованная литература правильно записывается (автор, название, год и место издания, количество страниц в тексте, номера томов или частей источника).
Правила оформления реферата
Первая страница реферата – титульный лист
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Кафедра права, философии и социологии
Реферат
ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ И ИХ РОЛЬ В АРГУМЕНТАЦИИ
Выполнил: Ф.И.О. студента, курс
Проверил: Ф.И.О. преподавателя,
ученая степень, должность
Горно-Алтайск, 20…г.
Вторая страница – содержание с указанием страниц
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 (название)
1.1 (название)
1.2 (название)
Глава 2 (название)
2.1 (название)
2.2 (название)
Заключение
Список литературы
Методические рекомендации по подбору информации для выступлений на семинарском (практическом) занятии
Содержание выступления
Основное содержание выступления должно отражать суть, главные итоги. Свое выступление докладчик строит на основе пересказа заранее подготовленного текста. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений учащихся по соответствующей теме.
Обучающийся должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были поняты слушателям. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих.
Требования к выступлениям студентов на семинарском (практическом) занятии
Перечень требований к выступлению студента на семинаре:
1.Зачитывание плана выступления, доклада, реферата перед его изложением (преподаватель может рекомендовать студенту осветить лишь один или два пункта его доклада, что формирует гибкость мышления, способность переключать внимание, быстроту переориентировки. Руководителю же семинара это позволяет предотвращать повторения, выделять главное, экономить время).
2. Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
3.Раскрытие сущности проблемы.
4.Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
5.Все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.
Важнейшие требования к выступлениям студентов — самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными». Примеры из области наук, близких к будущей специальности студента, из сферы познания, обучения поощряются руководителем семинара.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
Обсуждение докладов и выступлений
Порядок ведения семинара может быть самым разнообразным, в зависимости от его формы и тех целей, которые перед ним ставятся. Обычно имеет место следующая последовательность:
а) выступление (доклад) по основному вопросу. Выступающий обращается непосредственно к аудитории, а не к преподавателю. Во время выступления необходимо поддерживать постоянную связь с аудиторией, быстро, не теряясь, реагировать на реплики, вопросы, замечания, что дается обычно не сразу, требует постоянной работы над собой;
б) вопросы к выступающему. Вопросы докладчику задают, прежде всего, студенты, а не преподаватель. Необходимо, чтобы задаваемые вопросы, были существенны, связаны с темой, точно сформулированы;
в) обсуждение содержания доклада, его теоретических и методических достоинств и недостатков, дополнения и замечания
г) заключительное слово докладчика;
д) заключение преподавателя.
Это общая схема, которая может включать в себя развертывание дискуссии по возникшему вопросу и другие элементы.
При реферативно-докладной форме семинара первыми получают слово ранее намеченные докладчики, а при развернутой беседе — желающие выступить. Принцип добровольности выступления сочетается с вызовом студентов. Остальным желающим выступить по основному вопросу, необходимо быть готовыми для анализа выступлений товарищей по группе, для дополнений и замечаний.
Желательно, чтобы студент излагал материал свободно. Прикованность к конспекту, объясняется обычно следующими причинами: а) плохо продумана структура изложения, вопрос не осмыслен во всей его полноте, студент боится потерять нить мыслей, нарушить логическую последовательность высказываемых положений, скомкать выступление; б) недостаточно развита культура устной речи, опасение говорить «коряво» и неубедительно; в) материал списан из учебных пособий механически, без достаточного осмысливания его; г) как исключение, материал списан у товарища или же используется чужой конспект.
Любая из перечисленных причин, за исключением второй, говорит о поверхностной или же просто недобросовестной подготовке студента к занятию.
Известно, что творческая атмосфера на семинаре в значительной мере зависит от содержания и формы докладов и выступлений. Чем интереснее, содержательнее доклад, тем больше он привлекает слушателей, вызывает с их стороны желание принять участие в обсуждении, высказать свое мнение. С первых же занятий приходится убеждать студентов в том, что простой пересказ лекций и учебных пособий — работа наполовину вхолостую.
Рекомендации по подготовке к зачету
На зачете определяется качество и объем усвоенных студентами знаний, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения, а также умение работать с нормативными документами в рамках дисциплины. Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения определяет кафедра.
Подготовка к зачету – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть полезны для всех. Залогом успешной сдачи зачета является систематическая работа над учебной дисциплиной в течение семестра. Подготовку желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины. В рамках преподавания данной дисциплины предусмотрена модульно-рейтинговая система оценки знаний.
Целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов дисциплины.
Если, готовясь к зачету, вы испытываете затруднения, обращайтесь за советом к преподавателю, тем более что при систематической подготовке у вас есть такая возможность.
Готовясь к зачету, лучше всего сочетать повторение теоретических вопросов с выполнением практических заданий. Требования к знаниям студентов определены федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой дисциплины.
Цель зачета — проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине и соответствующих им умений и навыков, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве информации, дефиниций и категорий права. Оценке подлежат правильность и грамотность речи студента, а также его достижения в течение семестра. Дополнительной целью зачета является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, проверяется сложившаяся у студента система знаний по дисциплине, что играет большую роль в подготовке будущего специалиста, способствует получению им фундаментальной и профессиональной подготовки.
При подготовке к зачету важно правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Следует иметь в виду, система бакалавриата предполагает, что больший объем материала при изучении курса дисциплины студенты должны освоить не аудиторно, а самостоятельно. В связи с этим зачет призван побудить их получить новые знания. Во время подготовки к зачету студенты также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую структуру дисциплины, объединить отдельные темы единую систему, увидеть перспективы ее развития.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет, так, чтобы за предоставленный для подготовки срок он смог равномерно распределить приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить усвоение материала.