(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
02.03.01 Математика и компьютерные науки
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Крашенинина Вера Геннадьевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- основные теоретические положения логики как науки;
- основные формы и принципы логического мышления;
- приемы формирования логических форм и процедур;
- особенности процедуры доказательства и аргументации для рефлексии собственных суждений и оценок, а также в рассуждениях других участников деятельности;
уметь:
- оперировать понятиями, корректно выстраивать доказательства, правильно подбирать аргументы;
- формировать собственные суждений и оценки, отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в чужой мыслительной деятельности;
владеть:
-основными приемами образования форм абстрактного мышления и соблюдения формально-логических законов;
-навыками применения логических форм и процедур;
- способностью к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности.
- основные формы и принципы логического мышления;
- приемы формирования логических форм и методов получения нового знания;
- особенности процедуры доказательства и аргументации для формирования собственных суждений и оценки, а также в рассуждениях других участников деятельности;
уметь:
- оперировать понятиями, корректно выстраивать доказательства, правильно подбирать аргументы;
- формировать собственные суждений и оценки, отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности;
- осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
владеть:
-основными приемами образования форм абстрактного мышления и соблюдения формально-логических законов;
-навыками поиска, критического анализа и синтеза информации, применения системного подхода для решения поставленных задач;
- способностью грамотно, логично, аргументированно формировать собственные суждения и оценки, отличать факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности.
ции
ракт.
Формы познания. Понятие логической формы и логического закона. История развития формальной логики. Логика и язык. /Лек/
1. Познание – как сложный процесс понимания объективного мира в сознании человека.
2. Две ступени в познавательной деятельности человека - чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления.
3. Возникновение логики как науки, основные этапы ее развития. Своеобразие современного этапа развития логики.
4. Логика и язык.
5. Взаимодействие логики и других наук.
6. Значение логики.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Понятие как форма мышления. Объем и содержание понятий. Виды понятий. Отношения между понятиями. Определение понятий. Приемы сходные с определением понятий. Деление понятий. Классификация. Ограничение и обобщение понятий. /Лек/
1. Общая характеристика понятий.
2. Содержание и объем понятий. Виды понятий.
3. Отношения между понятиями (типы совместимости и несовместимости).
4. Логические операции с понятием: определение, деление,операции с классами, обобщение и ограничение.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Суждение как форма мышления. Состав суждения. Простое суждение, его виды. Распределенность терминов в категорических суждениях. Модальные суждения. Сложные суждения. Таблицы истинности логических связок. Оценка сложных суждений с помощью таблицы истинности. /Лек/
1. Общая характеристика суждений.
2. Простое атрибутивное суждение (ПАС).
3. Сложное суждение и его виды.
4. Отношение суждений по истинности и деление суждений по модальности.
5. Отношение ПАС по "логическому квадрату".
6. Логическая структура вопросов и ответов.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Понятие логического закона. Законы классической логики: тождества, исключенного третьего, непротиворечивости и достаточного основания. /Лек/
1.Понятие логического закона.
2. Закон тождества
3. Закон (не)противоречия.
4. Закон исключенного третьего.
5. Закон достаточного основания /Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений. Непосредственные умозаключения. Опосредованный вывод. Категорический силлогизм. Другие виды силлогизмов. Индуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. /Лек/
1. Общее понятие об умозаключении.
2. Дедуктивные умозаключения (непосредственное умозаключение, простой категорический силлогизм, сокращенный категорический силлогизм, сложные и сложносокращенные силлогизмы, разделительные, условные, условно- разделительные умозаключения).
3. Сущность и виды индукции.
4. Аналогия. Аналогия свойств и отношений. Строгая, нестрогая и ложная аналогии. /Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Аргументация и ее структура. Доказательство и опровержение. Правила доказательного рассуждения. Искусство ведения дискуссии. /Лек/
1. Понятие аргументации и ее структура.
2. Понятие доказательства и опровержения.
3. Правила и ошибки доказательного рассуждения.
4.Понятие о паралогизмах, софизмах и логических парадоксах.
5.Искусство ведения дискуссии /Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
Виды гипотез и этапы ее развития. Способы проверки гипотезы и превращения ее в достоверное знание. /Лек/
1. Определение и виды гипотез.
2. Гипотетико-дедуктивный метод.
3. Подтверждение гипотез и их опровержение.
4. Теория как система научных знаний.
/Пр/
Вопросы к семинару
Реферат
Тест
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестов для входного и текущего контроля, вопросов к семинарам, реферата (доклада, развернутого эссе), аттестации в форме вопросов к зачету.
1) Представление – это:
a) отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств;
b) целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств;
c) чувственный образ предмета, в данный момент не воздействующий на наши органы чувств.
2) Понятие – это:
a) форма мышления, в которой фиксируются существенные признаки предмета или класса однородных предметов;
b) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких высказываний, называемых посылками, по определенным правилам вывода получается новое заключение;
c) форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.
3) Умозаключение – это:
a) форма мышления, в которой фиксируются существенные признаки предмета или класса однородных предметов;
b) форма мышления, посредством которой из одного или нескольких высказываний, называемых посылками, по определенным правилам вывода получается новое заключение;
c) форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.
4) Основатель математической логики:
a) Лейбниц;
b) Фреге;
c) Шредер.
5) Индуктивное умозаключение – это:
a) умозаключение, которое строится от знания большей степени общности к новому знанию меньшей степени общности;
b) умозаключение, в котором осуществляется переход от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности;
c) умозаключение, дающее достоверное (истинное) суждение, если его по-сылки истинные суждения.
6) Парадокс – это:
a) высказывание, истинное значение которого не определено;
b) раздел логики, изучающий логические операции;
c) рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого высказывания.
7) Эпихейрема – это:
a) умозаключение, посылки и заключения которого являются условными суждениями;
b) сокращенный и одновременно сложный силлогизм, посылки которого представляют собой энтимемы;
c) умозаключение, одна из посылок которого является условным, а другая категорическим суждениями.
8) Опровержение – это:
a) логическая операция, с помощью которой устанавливается ложность или необоснованность некоторого суждения;
b) совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений;
c) описание неопровержимых фактов.
9) «Два противоположных высказывания об одном и том же предмете не могут быть одновременно истинными в одном и том же отношении или смысле» - это закон:
a) непротиворечия;
b) достаточного основания;
c) тождества.
10. Язык – это:
a) знаковая система, с помощью которой фиксируется, хранится, обрабатывается и передается информация;
b) звуковая система, с помощью которой фиксируется, хранится, обрабатывается и передается информация;
c) способ связи составных частей какого-либо определенного содержания конкретной мысли.
Критерии оценки (баллы/оценка)
92-100 Отлично
76-91 Хорошо
61-75 Удовлетворительно
Менее 61 Неудовлетворительно
Примерные тесты для текущего контроля
1.Силлогизм - это:
a) мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и по знание этого предмета как единого целого.
b) умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, получается третье суждение, называемое выводом, при этом средний термин в заключение не входит.
c) умозаключение, в котором посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности, то есть когда вывод идет от знаний определенной степени общности к новому знанию, но той же степени общности.
2.Дизъюнкция - это:
a) сложное суждение, в котором несколько суждений объединяются союзом "и"
b) операция, выражающаяся в соединении двух и более высказываний с помощью логического союза "или" в новое, сложное суждение
c) часть условного суждения, в которой отображается условие, от которого зависит истинность следствия
3.Конъюнкция - это:
a) сложное суждение, в котором несколько суждений объединяются союзом "и"
b) операция, выражающаяся в соединении двух и более высказываний с помощью логического союза "или" в новое, сложное суждение
c) часть условного суждения, в которой отображается условие, от которого зависит истинность следствия
4."Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же месте" - это закон
a) исключенного третьего
b) непротиворечия
c) тождеста
5. Тезис - это
a) мысль или положение, истинность которого еще требуется доказать.
b) слово или словосочетание, являющееся точным названием строго определенного понятия.
c) теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить.
6. Термин - это
a) мысль или положение, истинность которого еще требуется доказать.
b) слово или словосочетание, являющееся точным названием строго определенного понятия.
c) теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить.
7.Основатель формальной логики:
a) Платон
b) Сократ
c) Аристотель
8.Аргумент - это:
a) то, что высказывается (утверждается или отрицается) в суждении о субъекте
b) мысль, истинность которой проверена и доказана практикой и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности другого положения
c) суждение, которое служит основанием для заключения и является необходимой частью любого умозаключения
9.Контрадикторность - это:
a) отношения между противоречивыми суждения, которые вместо не могут быть ни истинными, ни ложными, из двух таких суждений одно - истинно, другое - ложно.
b) отношения между противными, или противоположными, суждениями, которые вместе не могут быть истинными, но оба вместе могут быть ложными
c) логически противоречивое высказывание, нарушающее формально -логический закон противоречия.
10.Контрарность - это:
a) отношения между противными, или противоположными, суждениями, которые вместе не могут быть истинными, но оба вместе могут быть ложными
b) отношения между противоречивыми суждения, которые вместо не могут быть ни истинными, ни ложными, из двух таких суждений одно - истинно, другое - ложно.
c) логически противоречивое высказывание, нарушающее формально-логический закон противоречия.
Критерии оценки (баллы/оценка)
92-100 Отлично
76-91 Хорошо
61-75 Удовлетворительно
Менее 61 Неудовлетворительно
Вопросы к семинарам
Тема. Общая характеристика формальной логики
1. Познание – как сложный процесс понимания объективного мира в сознании человека.
2. Две ступени в познавательной деятельности человека - чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления.
3. Возникновение логики как науки, основные этапы ее развития. Своеобразие современного этапа развития логики.
4. Логика и язык.
5. Взаимодействие логики и других наук.
6. Значение логики.
1. Общая характеристика понятий.
2. Содержание и объем понятий. Виды понятий.
3. Отношения между понятиями (типы совместимости и несовместимости).
4. Определение понятий (реальные, номинальные, явные, неявные).
5. Деление понятий.
6. Обобщение и ограничение понятий.
Тема. Теория суждений
1. Общая характеристика суждений.
2. Простое атрибутивное суждение (ПАС).
3. Сложное суждение и его виды.
4. Отношение суждений по истинности и деление суждений по модальности.
5. Отношение ПАС по "логическому квадрату".
6.Модальность суждений.
7. Логическая структура вопросов и ответов.
Тема. Основные законы формальной логики
1.Понятие логического закона.
2. Закон тождества
3. Закон (не)противоречия.
4. Закон исключенного третьего.
5. Закон достаточного основания
Тема. Умозаключения
1. Общее понятие об умозаключении.
2. Дедуктивные умозаключения (непосредственное умозаключение, простой категорический
силлогизм, сокращенный категорический силлогизм, сложные и сложносокращенные
силлогизмы, разделительные, условные, условно- разделительные умозаключения).
3. Сущность и виды индукции.
4. Аналогия. Аналогия свойств и отношений. Строгая, нестрогая и ложная аналогия.
Тема: Логические основы теории аргументации
1. Понятие аргументации и ее структура.
2. Понятие доказательства и опровержения.
3. Правила и ошибки доказательного рассуждения.
4.Понятие о паралогизмах, софизмах и логических парадоксах.
5.Искусство ведения дискуссии
Тема. Развитие нового знания: проблема, гипотеза, теория.
1. Определение и виды гипотез.
2. Гипотетико-дедуктивный метод.
3. Подтверждение гипотез и их опровержение.
4. Теория как система научных знаний.
Критерии оценки
Зачтено/не зачтено Баллы по МРС Оценка экзаменатора, уровень критерии
Зачтено - Отлично/повышенный уровень - уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях);
- использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);
- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой.
- уверенно владеет понятийным аппаратом;
- активно участвовал в семинаре, выступая с содержательными докладами и сообщениями, рецензируя выступления своих одногруппников, стремясь к развитию дискуссии
Зачтено - Хорошо/пороговый уровень - в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе (в том числе в лекциях), но допускает отдельные неточности непринципиального характера;
- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера.
- владеет понятийным аппаратом;
- выступал с содержательными докладами и сообщениями, рецензируя вы¬ступления своих коллег, стремясь к развитию дискуссии
Зачтено - Удовлетворительно/пороговый уровень - в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе;
- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;
- делал недостаточно содержательные сообщения, выступал с поверхностными дополнениями.
не зачтено - Неудовлетворительно/уровень не сформирован -отказался участвовать в работе семинара;
- ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил его и не дал ответа на дополнительный вопрос.
2. Взаимодействие языка и мышления.
3. Виды понятий и отношения между ними.
4. Вопрос как форма выражения проблемы.
5. Гипотеза и судебная версия.
6. Гипотеза как форма развития знания.
7. Дедуктивные умозаключения и их роль в познании.
8. Дедукция, индукция и аналогия в научной и профессиональной деятельности.
9. Закон достаточного основания.
10. Закон исключенного третьего.
11. Закон непротиворечия.
12. Закон тождества.
13. Знак, понятие и слово в контексте соотношения мышления и языка.
14. Значение основных логических законов в моей профессиональной деятельности.
15. Идея «универсального языка» Лейбница и ее следствия.
16. Индуктивные методы в научном познании.
17. Индуктивные умозаключения и их роль в познавательной деятельности человека.
18. История развития формальной логики.
19. Классическая и неклассическая логики.
20. Логика в контексте культуры.
21. Логика в Новое время.
22. Логика в эпоху средневековья.
23. Логика и риторика в Древней Греции и Древнем Риме.
24. Логика и риторика в России.
25. Логика и семиотика.
26. Логика как наука: предмет и значение.
27. Логика как средство убеждения.
28. Логика научного познания: сущность, основные формы и методы.
29. Логико-психологические основы спора.
30. Логическая структура вопроса и ответа.
31. Логические законы и их связь с практикой мышления.
32. Логические ловушки языка.
33. Логические операции с понятиями.
34. Логические основы аргументации: сущность, структура, виды.
35. Логические ошибки мышления: софизмы и паралогизмы.
36. Логические парадоксы и их значение в познавательной деятельности.
37. Моральный кодекс полемиста.
38. Модальность суждений.
39. Неязыковые знаки и их роль в диалоге культур.
40. Общая характеристика суждений и особенности их языкового выражения.
41. Общее понятие об умозаключении.
42. Определение научных понятий: сущность, виды, значение.
43. Основные исторические этапы и тенденции формирования логического знания.
44. Основные логические идеи в творчестве Аристотеля.
45. Основы и сущность теории познания диалектического материализма.
46. Паралогизмы, софизмы, парадоксы.
47. Полемика как искусство убеждения.
48. Полисиллогизмы и сориты в логике Льюиса Кэрролла.
49. Понятие аргументации и ее структура.
50. Понятие доказательства и опровержения.
51. Понятие как форма мышления.
52. Построение гипотезы и этапы ее развития.
53. Правила аргументации и возможные ошибки в рассуждениях.
54. Приемы и уловки в споре.
55. Проблема взаимодействия логики и интуиции в процессе мышления.
56. Проблема нравственности в процессе логического доказательства.
57. Простые суждения и их виды.
58. Развитие логики на рубеже XIX-XX вв.
59. Роль аргументов в доказательстве и опровержении.
60. Роль дедукции в научном познании.
61. Роль логики в образовательной и профессиональной деятельности.
62. Роль логической операции определения в моей профессиональной деятельности.
63. Роль формально-логических законов.
64. Силлогистика Аристотеля с точки зрения современной формальной логики.
65. Сложные суждения и их виды.
66. Современная формальная логика: основные тенденции в развитии.
68. Суждение как логическая форма мышления.
69. Суждение, вопрос, норма.
70. Теория: принципы построения и методы проверки.
71. Умозаключение как наиболее зримая составляющая логической культуры.
72. Участники и поля аргументации.
73. Формализованный язык логики и его основные обозначения.
74. Формальная логика как наука.
75. Энтимема как предмет логического анализа у Аристотеля.
Требования:
Новизна текста а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата
Критерии оценки (Баллы/зачтено):
5 /зачтено Выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.
4/зачтено Основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.
3/зачтено Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата
2/не зачтено Нарушены большинство требований к реферированию, тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы
1. Предмет логики, ее значение и место в системе научных знаний.
2. Возникновение и исторические этапы развития логики как науки.
3. Логический и семантический анализ языка и мышления. Именные и пропозициональные функции.
4. Понятие как форма мышления. Объем и содержание понятия.
5. Логическая характеристика понятий. Виды понятий по объему и содержанию.
6. Виды отношений между понятиями: сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые.
7. Логические операции с понятиями: определение понятий. Виды определений. Правила определения и ошибки.
8. Логические операции с понятиями: деление понятий. Виды деления, правила деления и ошибки.
9. Логические операции с понятиями: обобщение и ограничение
10. Общая характеристика суждений. Суждение и предложение.
11. Простое суждение и его виды. Деление атрибутивных суждений по количеству и качеству.
12. Правила распределенности терминов в атрибутивных суждениях.
13. Отношения между простыми суждениями по значениям истинности.
14. Деление суждений по модальности.
15. Сложное суждение и его виды. Выражение логических связок в естественном языке.
17. Логическая структура вопросов и ответов.
18. Понятие о софизмах и логических парадоксах.
19. Понятие логического закона. Законы логики, их роль в познании и использование в учебной деятельности и науке.
20. Основные законы логики. Закон тождества.
21. Основные законы логики. Закон непротиворечия.
22. Основные законы логики. Закон исключенного третьего.
23. Основные законы логики. Закон достаточного основания.
24. Общее понятие об умозаключениях. Структура и виды умозаключений.
25. Непосредственные умозаключения: логические операции превращения, обращения, противопоставления предикату и по логическому квадрату.
26. Понятие о логике высказываний. Система натурального вывода.
27. Дедуктивные умозаключения, их особенности и виды.
28. Простой категорический силлогизм, его логическая структура. Аксиома силлогизма и общие правила.
29. Фигуры простого категорического силлогизма. Особые правила фигур и правильные модусы.
30. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизмы, сориты).
31. Сокращенные категорические силлогизмы (энтимемы и эпихейремы). Восстановление энтимемы до полного силлогизма
32. Чисто условное и условно-категорическое умозаключения, их модусы.
33. Разделительно-категорическое умозаключение, его модусы и правила выведения.
34. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения. Конструктивная и деструктивная дилеммы.
35. Индуктивные умозаключения. Виды индукции и условия состоятельности вывода.
36. Индуктивные методы установления причинных связей: метод остатков и метод сопутствующих изменений
37. Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства и метод различия
38. Умозаключение по аналогии и его виды. Характер вывода в умозаключении по аналогии.
39. Теория аргументации.
40. Понятие доказательства. Прямое и косвенное доказательства.
41. Понятие опровержения. Прямое и косвенное опровержения.
42. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки.
43. Искусство ведения дискуссии.
44. Гипотеза и ее виды. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы доказательства гипотезы.
Критерии оценки (Зачтено/не зачтено Баллы по МРС Оценка экзаменатора, уровень критерии)
Зачтено - Отлично/повышенный уровень Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, делать обоснованные выводы, аргументировано и ясно строить свою речь.
Зачтено - Хорошо/пороговый уровень Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение анализировать и обобщать информацию, самостоятельно решать конкретные практические задачи, предусмотренные рабочей программой. Способен достаточно аргументировано строить свою речь.
Зачтено - Удовлетворительно/пороговый уровень Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой.
не зачтено - Неудовлетворительно/уровень не сформирован При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи, неспособность аргументировано и ясно строить свою речь.
Семинар проводится по наиболее сложным вопросам учебной программы с целью углубить, систематизировать и закрепить у студентов знание той или иной темы учебной дисциплины, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и устного изложения учебного материала. В отличие от лекции – на семинаре главную роль играет студент. Семинар – наиболее подходящее место для формирования умения применять полученные знания в практической деятельности. Важная функция семинара – контрольная. Преподаватель определяет степень усвоения учебного материала студентами. Наибольший успех на семинаре сопутствует студентам, проявляющим активность в процессе этого занятия. Среди ее форм – выступления, дополнения, исправления неточностей, ошибок в выступлениях других студентов, вопросы к выступающим, выполнение упражнений.
Семинарские занятия по логике предназначены для:
- уяснения отдельных положений тем;
- проверки умения студентов использовать теоретические знания в практической и повседневной деятельности;
- приобретения студентами навыков исполнения различных ролевых полномочий;
- обучения верности выбора методов, средств и способов разрешения конкретных ситуаций, логических задач.
Организация и осуществление семинарских занятий способствуют выявлению пробелов в проведенных аудиторных занятиях и самостоятельной работе, принятию своевременных мер для устранения пробелов знаний, подготовке студентов к промежуточной аттестации и предстоящим зачетам.
Семинарские занятия проводятся со студентами с целью закрепить те теоретические знания, которые студент получает на лекциях и при изучении учебников и другой рекомендованной литературы. Семинарские занятия развивают умение логически мыслить, применять полученные знания на практике и, главное, вырабатывать навыки самостоятельного рассуждения.
Выступая на семинарах, студенты должны показать знакомство с учебным материалом, рекомендованной литературой. У каждого студента должна быть отдельная тетрадь для подготовки к семинарским занятиям. Там следует делать записи, относящиеся к изучению литературы.
Семинар, как правило, включает изложение студентами основных теоретических положений, касающихся изучаемой темы, разбор конкретных примеров, выполнение различных упражнений, решение логических задач.
При необходимости на лекциях будут даны дополнительные указания по подготовке к каждому семинару.
В процессе самостоятельной работы студент углубляет и осмысливает полученные знания, анализирует и обобщает учебный материал, нарабатывает необходимые навыки, предусмотренные данной дисциплиной. Данная форма работы служит для подготовки к семинарским занятиям, проработки вопросов и тем, представленных программой для самостоятельного изучения, зачету.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо:
1. Узнать какие темы или вопросы предназначены для самостоятельного изучения.
2. Уточнить, какие предлагаются формы контроля и в какой срок.
3. Следовать полученным от преподавателя рекомендациям.
Для организации и планирования самостоятельной работы преподаватель дает необходимые пояснения и рекомендации, знакомит студентов:
1. Со списком основной и дополнительной учебной литературы по курсу;
2. С темами и вопросами, предназначенными для самостоятельного изучения;
4. С темами и вопросами предстоящих семинарских занятий;
5. С критериями оценивания и сроками сдачи самостоятельной работы;
6. Со списком вопросов для подготовки к зачёту.
Контроль за самостоятельной работой студентов проходит на семинарских занятиях в формах, предусмотренных планом самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подбору информации для выступлений и докладов на семинарском (практическом) занятии
Содержание выступления
Основное содержание выступления должно отражать суть, главные итоги. Свое выступление докладчик строит на основе пересказа заранее подготовленного текста. Докладчик должен понимать, что за определенное время он должен изложить информацию, способную расширить существующие границы представлений учащихся по соответствующей теме.
Учащийся должен поставить себе задачу подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были поняты слушателям. Все это будет способствовать благоприятному впечатлению и расположению к докладчику со стороны присутствующих.
Перечень требований к выступлению студента на семинаре:
1.Зачитывание плана выступления, доклада, реферата перед его изложением (преподаватель может рекомендовать студенту осветить лишь один или два пункта его доклада, что формирует гибкость мышления, способность переключать внимание, быстроту переориентировки. Руководителю же семинара это позволяет предотвращать повторения, выделять главное, экономить время).
2. Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
3.Раскрытие сущности проблемы.
4.Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
5.Все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.
Важнейшие требования к выступлениям студентов — самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными». Примеры из области наук, близких к будущей специальности студента, из сферы познания, обучения поощряются руководителем семинара.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
Обсуждение докладов и выступлений
Порядок ведения семинара может быть самым разнообразным, в зависимости от его формы и тех целей, которые перед ним ставятся. Обычно имеет место следующая последовательность:
а) выступление (доклад) по основному вопросу. Выступающий обращается непосредственно к аудитории, а не к преподавателю. Во время выступления необходимо поддерживать постоянную связь с аудиторией, быстро, не теряясь, реагировать на реплики, вопросы, замечания, что дается обычно не сразу, требует постоянной работы над собой;
б) вопросы к выступающему. Вопросы докладчику задают, прежде всего, студенты, а не преподаватель. Необходимо, чтобы задаваемые вопросы, были существенны, связаны с темой, точно сформулированы;
в) обсуждение содержания доклада, его теоретических и методических достоинств и недостатков, дополнения и замечания по нему (анализироваться может не только содержание выступлений, но и его форма — речь, дикция, поведение за кафедрой, характер общения с аудиторией);
г) заключительное слово докладчика;
д) заключение преподавателя.
Это общая схема, которая может включать в себя развертывание дискуссии по возникшему вопросу и другие элементы.
При реферативно-докладной форме семинара первыми получают слово ранее намеченные докладчики, а при развернутой беседе — желающие выступить. Принцип добровольности выступления сочетается с вызовом студентов. Остальным желающим выступить по основному вопросу, необходимо быть готовыми для анализа выступлений товарищей по группе, для дополнений и замечаний.
Желательно, чтобы студент излагал материал свободно. Прикованность к конспекту, объясняется обычно следующими причинами: а) плохо продумана структура изложения, вопрос не осмыслен во всей его полноте, студент боится потерять нить мыслей, нарушить логическую последовательность высказываемых положений, скомкать выступление; б) недостаточно развита культура устной речи, опасение говорить «коряво» и неубедительно; в) материал списан из учебных пособий механически, без достаточного осмысливания его; г) как исключение, материал списан у товарища или же используется чужой конспект.
Любая из перечисленных причин, за исключением второй, говорит о поверхностной или же просто недобросовестной подготовке студента к занятию.
Известно, что творческая атмосфера на семинаре в значительной мере зависит от содержания и формы докладов и выступлений. Чем интереснее, содержательнее доклад, тем больше он привлекает слушателей, вызывает с их стороны желание принять участие в обсуждении, высказать свое мнение. С первых же занятий приходится убеждать студентов в том, что простой пересказ лекций и учебных пособий — работа наполовину вхолостую.
Методические указания по подготовке и написанию реферата
1.Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2.Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача которой состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.
3.Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а)в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;
б)реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в)написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г)в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;
4.Работа над рефератом включает ряд этапов:
а)выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б)отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в)изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г)разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
•Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
•Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
•В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.
•В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).
•Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5.Оформление реферата.
а)титульный лист;
б)на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Развернутое философское эссе – сочинение небольшого объема по какому-либо вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения. Для эссе характерны естественный тон рассуждения, свобода автора в оценках и комментариях. Однако рассуждения и выводы автора должны базироваться на теоретических размышлениях и научных данных, а не быть повседневно-обыденными и голословными. Как и реферат, эссе должно содержать введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Каждая из этих частей в тексте может специально не выделяться.
Образец оформления титульного листа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Кафедра права, философии и социологии
Реферат по дисциплине «Логика»
Название темы
Логика Сократа
Исполнитель: фамилия, имя,
отч-во (полностью),
факультет, № группы
Научный консультант:
ученое звание, ученая степень,
фамилия, инициалы.
Горно-Алтайск (год)
Рекомендации по подготовке к зачету
На зачете определяется качество и объем усвоенных студентами знаний, владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения, а также способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения определяет кафедра.
Подготовка к зачету – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть полезны для всех.
Залогом успешной сдачи зачета является систематическая, а не фрагментарная работа над учебной дисциплиной в течение семестра, поскольку зачетные вопросы дисциплины проверяют знание ее основных понятий, и осмысленное оперирование
Целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов дисциплины.
Если, готовясь к зачету, вы испытываете затруднения, обращайтесь за советом к преподавателю, тем более что при систематической подготовке у вас есть такая возможность.
Подготовку желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины. Готовясь к зачету, лучше всего сочетать повторение теоретических вопросов с выполнением практических заданий. Требования к знаниям студентов определены федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой дисциплины.
Вопросы к зачету обновляются и утверждаются на заседании кафедры ежегодно. С базовыми вопросами студент вправе ознакомиться в любой период обучения. Перечень вопросов соответствует учебной программе по дисциплине, которая разрабатывается кафедрой, а затем утверждается на ее заседании.
Цель зачета — проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине и соответствующих им умений навыков, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве информации, дефиниций и категорий логики. Оценке подлежат правильность и грамотность речи студента, а также его достижения в течение семестра. Дополнительной целью зачета является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, проверяется сложившаяся у студента система знаний по дисциплине, что играет большую роль в подготовке будущего специалиста, способствует получению им фундаментальной и профессиональной подготовки.
При подготовке к зачету важно правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Следует иметь в виду, система бакалавриата предполагает, что больший объем материала при изучении курса дисциплины студенты должны освоить не аудиторно, а самостоятельно. В связи с этим зачет призван побудить их получить новые знания. Во время подготовки к зачету студенты также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую структуру дисциплины, объединить отдельные темы единую систему, увидеть перспективы ее развития.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет, так, чтобы за предоставленный для подготовки срок он смог равномерно распределить приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить усвоение материала. На данном (заключительном) этапе подготовки к целесообразно осуществлять повторение изученного материала в группе, но с небольшим количеством участников (до 5—6 чел.). Это позволит существенно сократить время на повторение, так как в группе обязательно найдется студент, который без обращения к учебникам и текстам лекций хорошо помнит основное содержание вопроса, остальные же участники группы один за другим вспоминают конкретные нюансы рассматриваемой проблемы.
Такой метод рекомендуется, прежде всего, тем студентам, кто пользуется наиболее традиционным способом запоминания материала — его повторением.