(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
01.03.01 Математика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
2. С методами наблюдения, измерения и экспериментирования. Курс должен сопровождаться необходимыми физическими демонстрациями и лабораторными работами в общем физическом практикуме.
2. Курс представляет собой физическую теорию в адекватной математической форме, должен научить студента использовать теоретические знания для решения физических задач.
3. Этот курс должен формировать у студентов диалектико-материалистическое естественнонаучное мировоззрение и умения творчески пользоваться диалектическим методом познавательной деятельности.
б) научить правильно выражать физические идеи, количествен¬но формулировать и решать физические задачи, оценивать порядки физических величин;
в) ознакомить студента с основными физическими явлениями, методами их наблюдения и экспериментального исследования;
г) развить у него любознательность и интерес к изучению физики;
д) сформировать у студентов не толь¬ко умения запоминать информацию, но и уметь ее анализировать, сравнивать, делать правильные выводы, получать новые знания посредством использования научных методов и приемов познавательной деятельности.
ции
ракт.
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, теоретических вопросов по лабораторным работам и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к экзамену.
3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Физика».
1. К разделу Механика
Лабораторная работа №1
1.Основные понятия механики. Описание движения точки в естественной, векторной и координатной формах.
2. Равномерное и равнопеременное движения, их характеристики.
3. Представление движения в естественной, координатной и векторной форме.
4. Графическое представление движения.
Лабораторная работа №2
1.Понятия "масса" и "сила", их физический смысл. Способы измерения. Центр масс, равнодействующая сил, правила ее нахождения.
2.Первый закон Ньютона. Его особенности.
3.Второй закон Ньютона, следствия из него. Второй закон Ньютона в импульсной форме.
4. Третий закон Ньютона. Виды взаимодействий.
Лабораторная работа №3
1. Виды механических колебаний, их основные характеристики. Затухающие колебания, физический смысл коэффициента
2. Динамика гармонических колебаний. Физический и математический маятники. Энергия колеблющихся систем. График зависимости энергии колеблющейся системы от времени
3. Уравнение гармонического колебания. Графическое представление гармонического колебания.
2. К разделу электричество и магнетизм
Лабораторная работа №1
1. Понятие электрической цепи.
2. Обозначения приборов и элементов электрической цепи.
3. Сила тока. Напряжение. Сопротивление.
4. Параллельное и последовательное соединение.
5. Правило включения в цепь амперметра и вольтметра.
6. Правила техники безопасности при подключении реостата в цепь.
Лабораторная работа №2
1. Закон Ома для участка цепи.
2. Закон Ома для полной цепи.
3. Работа тока. Закон Джоуля-Ленца.
4. Мощность.
5. Ток короткого замыкания.
Лабораторная работа №3
1. Что такое магнитный поток?
2. Явление электромагнитной индукции. Закон Фарадея. Правило Ленца.
3. Какие витки дают больший вклад в появления индукционных токов: ближние или дальние к магниту?
4. Как меняется индукционный ток при перемене направления движения магнита?
5. Что происходит с ЭДС индукции в одиночном витке при пересечении магнитом его плоскости?
Лабораторная работа №4
1. Опишите преобразования энергии в электромагнитном контуре
2. Дифференциальное уравнение затухающих колебаний. Коэффициент затухания. Логарифмический декремент затухания. Формула Томсона.
3. Как будут меняться период колебаний в контуре и коэффициент затухания при изменении: а) ёмкости ; б) индуктивности; в) сопротивления.
4. Что такое критическое сопротивление?
3. К разделу оптика
Лабораторная работа №1
1. Сформулируйте основные законы геометрической оптики.
2. Как связан показатель преломления среды и скорость распространения света в ней?
3. Представьте, что вы находитесь в воде и рассматриваете предмет, расположенный воздухе. Где он будет располагаться: ближе или дальше своего изображения?
Лабораторная работа №2
1. Условия наблюдения интерференции. Когерентность. Условия максимума и минимума при интерференции
2. Ход лучей при наблюдении колец Ньютона. Формула для определения разности хода между лучами
3. Вывод рабочей формулы
Лабораторная работа №3
1. Принцип Гюйгенса-Френеля. Метод зон Френеля
2. Дифракция света на щели.
3. Дифракция света на решётке. Условие максимумов и минимумов.
4. Спектральный анализ. Преимущества и недостатки.
Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий (могут указываться иные шкалы процентов)
Перечень понятий к физическим диктантам
1. Движение - есть .....
3. Время определяет ....
4. Механическое движение - это...
5. Траектория движения - это...
6. Перемещение - это...
7. Кинематика изучает ...
8. Динамика исследует...
9. Статика - исследует ...
10. Телом отсчета называют тело...
11. Материальной точкой называют ...
12. Скорость тела — это...
13. Ускорение - векторная величина....
14. Инерциальной системой отсчета называется такая,...
15. Инертность - свойство тела...
16. Масса тела - величина, ...
17. Силой называется векторная физическая величина...
18. Импульсом тела называют ...
19. Гравитационное взаимодействие ...
20. Электромагнитное взаимодействие...
21. Сильное (ядерное) взаимодействие ...
22. Слабое взаимодействие...
23. Вес тела - сила, ...
24. Силы упругости возникают ...
25. Силы трения возникают при ...
26. Механическая система -....
27. Центром масс (или центром инерции системы ма¬териальных точек) называется...
28. Энергия - универсальная количественная мера ...
29. Кинетическая энергия тела ....
30. Потенциальная энергия равна ...
31. Колебательное движение (процессы) это движение....
32. Период (Т ) - время...
33. Частота (n) периодических колебаний - ...
34. Циклической или круговой частотой называется ...
35. Гармоническими называют колебания, при которых ...
36. Фаза колебаний представляет собой ...
37. Ре¬зонансом называется явление, при котором ...
38. Атомом называют...
39. Точечным зарядом называется...
40. Электростатическое поле - это...
41. Напряженность электростатического поля - ...
42. Потенциал электростатического поля - ...
43. Электрический ток - это...
44. Сопротивление проводника - это...
45. Сила тока - ...
46. Напряжение ...
47. ЭДС - ...
48. Магнитное поле - это поле...
49. Индукция магнитного поля -
50. Сила Ампера - это...
51. Сила Лоренца - это...
52. Электромагнитная индукция - явление...
53. Линзой называется...
54. Фокусом линзы называется...
55. Центр линзы - это точка...
56. Параксиальные лучи - ...
57. Дисперсией света называется...
58. Интерференция - это явление...
59. Дифракция - это...
60. Поляризация света - это...
61. Сплошной спектр представляет собой...
62. Линейчаты спектр представляет собой...
63. Полосатый спектр представляет собой...
64. Фотоэффект - это явление....
65. Нуклоны - это...
66. Дефектом массы ядра называется...
67. Радиоактивность - это явление...
68. Природа α - излучения...
69. Природа β - излучения...
Фонд оценочных средство формируется отдельным документом, согласно положению ГАГУ.
Темы рефератов, докладов, сообщений
по дисциплине__ФИЗИКА___
1. «Связь физики с другими науками».
2. «Все о человеческом биополе».
3. «Характеристика основных источников света».
4. «Сущность внешнего фотоэффекта».
5. «Особенности интерференции света».
6. «Магниты: специфика их взаимодействия с другими предметами».
7. «Устройство микроскопа».
8. «Ньютон и его открытия в физике».
9. Скорость света: методы определения.
10. Резерфорд и его опыты.
11. Распространение радиоактивных волн.
12. Методы получения полупроводниковых пластин.
13. Проявление законов силы трения в повседневной жизни человека.
14. Потеря тепловой и электрической энергии во время автоперевозок.
15. Принцип действия радиоактивных двигателей.
16. Баллистическая межконтинентальная ракета.
17. . Сущность и значение термообработки.
18. Электромагнитные волны и электромагнитное излучение.
19. Максвелл и его электромагнитная теория.
20. Шаровая молния – уникальное природное явление.
21. Характеристика торсионных полей и технологий.
22. Функционирование электростанций.
23. Преобразований энергий.
24. Принцип действия аккумуляторов.
25. Использование электроэнергии.
26. Экспериментальное исследование электромагнитной индукции.
27. От водяных колес до турбин.
28. Представление картины мира с точки зрения физики.
29. Явление радуги с точки зрения физики.
30. Ядерная энергетика.
31. Принцип действия оптических приборов.
32. Виды источников искусственного освещения.
33. Значение экспериментов Николы Теслы.
34. Солнце как источник энергии.
35. Ультразвук и возможности его применения.
36. Изучение физики с помощью компьютерных технологий.
Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий (могут указываться иные шкалы процентов)
Перечень вопросов к экзамену
1. Основные понятия механики. Свойства пространства и времени. Описание движение точки в естественной, векторной и координатной формах.
2. Равномерное и равнопеременное движение точки. Его характеристики.
3. Движение точки по окружности, угловые кинематические параметры.
4. Масса, сила, их физический смысл, способы измерения. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона, следствия из него
5. Второй закон Ньютона в импульсной форме. Третий закон Ньютона. Виды взаимодействий. Виды сил.
6. Закон Всемирного тяготения. Гравитационное поле. Теории дально- и близкодействия. Сила тяжести. Вес тела .
7. Силы трения. Закон Кулона и закон Амонтона - Кулона для сил трения. Сила упругости. Закон Гука. Деформации.
8. Импульс тела и системы тел. Теорема об изменении импульса. Закон сохранения импульса, примеры его проявления.
9. Энергия. Работа силы и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия тела. Работа и потенциальная энергия. Энергия упругого и гравитационного взаимодействия.
10. Закон сохранения энергии для материальной точки в консервативном поле. Закон сохранения энергии для системы материальных точек.
11. Механические колебания, их основные характеристики. Уравнение колебательного движения. Гармонические колебания. Уравнения гармонических колебаний. Графическое представление гармонического колебания.
12. Виды колебаний, их основные характеристики. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Уравнение вынужденных колебаний.
13. Механические волны. Виды волн. Уравнение волны, ее основные характеристики. Звуковые волны и их характеристики. Ультразвук и инфразвук, их основные свойства.
14. Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие электрических зарядов. Электрическое поле и его напряжённость.
15. Потенциал. Работа перемещения заряда в электрическом поле.
16. Электрический ток. Сила тока. Электродвижущая сила. Напряжение. Ток в металлических проводниках. Сопротивление. Законы Ома.
17. Ток в полупроводниках. Запирающий слой. Полупроводниковые приборы.
18. Ток в жидкостях. Законы Фарадея. Ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный газовый разряд. Типы самостоятельного газового разряда.
19. Шкала электромагнитных волн. Природа света.
20. Отражение и преломление света.
21. Взаимодействие света с веществом. Дисперсия света .Спектры.
22. Тонкие линзы, микроскоп.
23. Интерференция света. Интерферометр.
24. Дифракция света. Дифракционная решётка. Дифракционные спектры.
25. Квантовый характер излучения. Формула Планка. Строение атома. Дискретность энергетических состояний атома.
26. Постулаты Бора. Квантовая теория строения атома водорода ( по Бору). Объяснение спектров излучения и поглощения водорода.
27. Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Масса и импульс фотона. Световое давление. Эффект Комптона.
28. Нейтрон и его свойства. Позитрон. Строение атомного ядра. Дефект масс и энергия связи.
29. Радиоактивные излучения. Радиоактивные превращения.
30. Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада. Внутриядерная энергия и её использование
Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей
Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.
Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий.
Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП.
Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП.
Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.
Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.
Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом.
Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе.
Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые
Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы.
Курсовая работа состоит из глав и параграфов. Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я).
Во введении необходимо отразить: актуальность; объект; предмет; цель; задачи; методы исследования; структура работы.
Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов.
Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала.
Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической.
Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования.
Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования.
Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.