(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
03.03.02 Физика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой И.о. зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
2. Выявление особенности физики как учебного предмета и методологии совершенствования преподавания физики в школе в связи с требованиями современного развития физики, педагогической и психологической наук при решении физических задач.
3.Ознакомление с целями обучения физике в общеобразовательной средней школе и связью их с наукой физикой, историей развития основных идей, методов познания природы и влиянием их на содержание и структуру школьного курса физики и на методику решения олимпиадных физических задач.
2. Развитие самостоятельного творческого мышления, настойчивости в достижении поставленной цели.
3. Расширение естественнонаучных представлений о мире и установление связей науки физики с практикой.
4. Формирование познавательных компетенций.
ции
ракт.
Общий алгоритм решения задач по физике. /Лек/
/Лек/
/Лек/
Общий алгоритм решения задач по физике. /Пр/
/Пр/
/Пр/
/Лаб/
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Методика преподавания физики».
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам; письменных заданий, и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к экзамену.
2. Контрольная по составлению задач по приведенной итоговой формуле.
3. Контрольная по олимпиадным задачам.
4. Контрольная работа по творческим задачам.
Критерии оценки
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;
– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;
– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий
1. Задачи по физике как составной элемент структуры физических знаний
2. Структура учебной деятельности по решению задач.
3. Общий алгоритм решения задач.
4. Структура деятельности учителя по обучению учащихся умению решать задачи.
5. Пути усиления познавательной и воспитательной функций решения задач.
6. Критерии и уровни сформированности у учащихся умений решать задачи.
7. Методика обучения учащихся умению решать вычислительные задачи.
8. Творческие задачи и их дидактические цели.Общие методы решения творческих задач.
9. Формирование научных методов познания в работе с творческими задачами. Приёмы анализа и синтеза.
10. Развитие логического и физического мышления в работе с физическими задачами. Приёмы индукции и дедукции.
11. Развитие логического и физического мышления в работе с физическими задачами. Приёмы абстрагирования и конкретизации.
12. Развитие логического и физического мышления в работе с физическими задачами. Приёмы сравнения, различения, противопоставления и аналогий.
13. Олимпиадные задачи. Виды олимпиадных задач. Требования к отбору и составлению олимпиадных задач.
15. Теоретические основы общего подхода к решению задач по физике.
16. Система общих методов в решении задач: анализа физической ситуации, обще-частные, упрощения и усложнения, оценки, анализа решения.
17. Система общих методов в решении задач: постановки задачи, замены задачи на аналогичную.
18. Некоторые подходы к решению олимпиадных задач.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студентам, если логично и правильно выстроена структура работы, использованы приемы и методы риторики, выдержан эстетический компонент сообщения;
- оценка «хорошо» выставляется студентам, если достаточно логично и правильно выстроена структура работы, использованы некоторые приемы и методы риторики, выдержан эстетический компонент сообщения;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, если не совсем логично и правильно выстроена структура работы, слабо использованы приемы и методы риторики, не выдержан эстетический компонент сообщения;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, плохо выстроена структура работы, не использованы приемы и методы риторики, отсутствует эстетический компонент сообщения;
1. Что такое задача? Структура и содержание задачи. Значение решения задач в обучении учащихся физике (лекционные знания).
2. Виды физических задач и их классификация (лекционные знания).
3. Структура учебной деятельности по решению задач. Общий алгоритм решения задач (лекционные знания).
4. Виды методик по решению физических задач. Алгоритмический подход к методике решения задач (лекционные знания).
5. Теоретическая и практическая части деятельности учителя по обучению учащихся умению решать задачи. Способы обучения учащихся умению решать задачи по физике (лекционные знания).
6. Алгоритмы и алгоритмические предписания. Алгоритмы решения задач по темам. Частные алгоритмы (лекционные знания).
7. Применение системно-структурного подхода для усиления познавательных и воспитательных функций решения задач (лекционные знания).
8. Приёмы создания системы задач определённой темы по возрастающей степени трудности для усиления образовательных и развивающих функций решения задач (лекционные знания).
9. Критерии и уровни сформированности умений решать задачи. Уровни сформированности умений по решению задач в различных классах (лекционные знания).
10. Методы решения вычислительных, логических, графических и экспериментальных задач (лекционные знания).
11. Творческие задачи. Общие методы решения творческих задач. Привести пример превращения стандартной задачи в творческую задачу и её решения (лекционные знания и практические умения).
12. Развитие логического и физического мышления в работе с физическими задачами. Приёмы анализа и синтеза в составлении и решении задач (лекционные знания и практические умения).
13. Развитие логического и физического мышления в работе с физическими задачами. Приёмы индукции и дедукции в познании и решении задач (лекционные знания и практические умения).
14. Олимпиадные задачи. Значение олимпиадных задач в обучении учащихся физике. Виды олимпиадных задач. Требования к отбору и составлению олимпиадных задач (лекционные знания).
15. Методика организации и проведения олимпиад по физике. Основная методическая литература по олимпиадным задачам (лекционные знания).
16. Система общих методов в решении олимпиадных задач: метод анализа физической ситуации задачи, метод идеализации задачи, метод применения физического закона, использование метода идеализации задачи, использование системы обще-частных методов (лекционные знания и практические умения).
17. Система общих методов в решении олимпиадных задач: метод упрощения и усложнения, метод оценки, метод анализа решения (лекционные знания и практические умения).
18. Нестандартные, оригинальные, непоставленные, произвольные задачи и их соотношение с олимпиадными задачами. Привести примеры вышеназванных задач (лекционные знания).
19. Некоторые способы решения нестандартных задач по механике (практические умения).
20. Некоторые способы решения нестандартных задач по теплоте. Метод приведения к нулю (метод Рихмана). Показать применение этого метода на конкретном примере (практические умения).
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если были даны все ответы на поставленные вопросы, выступление грамотное, с точки зрения физики - аргументированное. Студент владеет наглядными способами предоставления информации
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если были даны все ответы на поставленные вопросы, но недостаточно полно. Использовались наглядные методы предоставления информации.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если ответил не на все поставленные вопросы , при ответе испытывал затруднения , говорил не достаточно уверенно, слабо владеет средствами наглядности.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если студент не смог выполнить по-ставленную задачу
Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.
Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.
Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника.
Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий;
Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе:
- формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;
- качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей;
- формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся;
- развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся;
- совершенствования речевых способностей обучающихся;
- формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции);
- развития научно-исследовательских навыков;
- развития навыков межличностных отношений.
К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам).
Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются:
- содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем);
- спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями;
- трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом;
- уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП;
- степенью подготовленности обучающихся.