2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Актуальные вопросы истории России_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Актуальные вопросы истории России
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
экзамены 10 зачеты 9
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
43,6
самостоятельная работа
57,4
аудиторные занятия
76
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
11
8 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
32
16
Практические
20
24
24
44
24
Консультации (для студента)
0,8
0,8
0,8
0,8
1,6
1,6
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,25
0,25
0,4
0,4
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
Итого ауд.
36
40
40
76
40
Кoнтактная рабoта
36,95
0,95
42,05
42,05
79
43
Сам. работа
26,2
31,2
31,2
57,4
31,2
Часы на контроль
8,85
8,85
34,75
34,75
43,6
43,6
Итого
72
9,8
108
108
180
117,8
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Эбель Елизавета Михайловна
 
 
Актуальные вопросы истории России
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 4  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Формирование систематизированных знаний о наиболее актуальных вопросах истории России.
1.2
Задачи: - обучение студентов методике профессиональной оценки событий истории России; - обучение использованию основных источников по социальной истории России; - обучение навыкам работы с научной и научно-публицистической литературой для выявления и взвешенного анализа наиболее спорных и дискуссионных моментов  истории России, которые представлены в работах отечественных и зарубежных авторов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История  Нового времени
2.1.2
История России (XVIII -  начало XX в.)
2.1.3
История Горного Алтая
2.1.4
История России (с древнейших времён до конца XVII в.)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методологические вопросы анализа научного знания
2.2.2
Теория и методология истории
2.2.3
История исторической науки
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Уровень 1
использует логический анализ модели для поиска  решения, генерирования новых идей и их оценки., принимает обоснованное решение.
ИД-1.УК-1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
 
Уровень 1
Знает методы анализа и сопоставления источников информации с точки зрения временных и пространственных условий их возникновения
ИД-3.УК-1: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Уровень 1
меет анализировать этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории.

Умеет уважительно относится к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп.

ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
Уровень 1
Знает этапы исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории.

Умеет уважительно относится к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп.

ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Реформы и контрреформы XVI-XVII вв
 
1.1
Реформы и контрреформы XVI-XVII вв. /Лек/
4
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Реформы и контрреформы XVI-XVII вв. /Пр/
4
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Реформы и контрреформы XVI-XVII вв. /Ср/
6
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Имперская Россия XVIII-XIX вв.
 
2.1
Имперская Россия XVIII-XIX вв. /Лек/
2
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Имперская Россия XVIII-XIX вв. /Пр/
4
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
Имперская Россия XVIII-XIX вв. /Ср/
6,2
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Россия в конце XIX – начале XX вв: реформы и революция
 
3.1
Россия в конце XIX – начале XX вв: реформы и революция /Лек/
2
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Россия в конце XIX – начале XX вв: реформы и революция /Пр/
4
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3
Россия в конце XIX – начале XX вв: реформы и революция /Ср/
6
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Модернизация советской системы 1917-1991 гг.
 
4.1
Модернизация советской системы 1917-1991 гг. /Лек/
2
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.2
Модернизация советской системы 1917-1991 гг. /Пр/
2
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
4.3
Модернизация советской системы 1917-1991 гг. /Ср/
6
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 5. Российские реформы на современном этапе
 
5.1
Российские реформы на современном этапе /Лек/
6
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5.2
Российские реформы на современном этапе /Пр/
10
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5.3
Российские реформы на современном этапе /Ср/
7
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1
10
0
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
7.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1
10
0
 
7.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1
10
0
 
7.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1
10
0
 
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Раздел 8. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
8.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1
9
0
 
8.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1
9
0
 
 
Раздел 9. Консультации
 
9.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,8
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Пояснительная записка

1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История России (XVIII в.)»

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий, ролевой игры, ситуационных задач и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к зачету .

3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История России (XVIII в.)»

4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной  

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.

ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ИД-1.УК-1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.

ИД-3.УК-1: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.

5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

- «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100% заданий;

- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83% заданий;

- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65% заданий;

- «неудовлетворительно», 2 - менее 50% заданий

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Иван Грозный и политика опричнины 2. Российский тип феодализма 3. Смутное время и его причины 4. Причины и сущность церковного Раскола 5. Петр I и первая попытка модернизации России 6. Дворцовые перевороты (1725-1762) и проблема “петровского наследства” 7. “Просвещенный абсолютизм” Екатерины Великой 8. Духовный переворот XYIII века 9. Попытка реформирования России в царствование Александра I 10. Движение декабристов в зеркале истории 11. Бюрократизация российского государства при Николае I 12. Великие реформы Александра II 13. Истоки и исторические последствия трагедии 1 марта 1881 года
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
14. Особенности российского капитализма конца XIX- начале XX века 15. Борьба вокруг реформ 1894-1904 годов 16. Политическая ситуация в России после “Манифеста 17 октября” 17. Столыпинская реформа 18. Россия в период первой мировой войны (1914-1917) 19. Проблема власти после февральской революции 1917 г. 20. Политическая ситуация в России после “Манифеста 17 октября” 21. Россия от Февраля к Октябрю 22. Можно ли было предотвратить Октябрьскую революцию? 23. Гражданская война и формирование большевистского режима в России 24. Политика “военного коммунизма” и российское общество 25. Концепция НЭПа: рождение, основные черты, противоречия 26. Формирование тоталитарного режима и феномен  “иллюзорного созна-ния” 27. Индустриализация. Проблемы  истории индустриализации в современной исторической литературе 28. Крупнейшие наступательные операции Красной Армии в годы Великой отечественной войны 29. Причины поражения Красной Армии летом 1942 г. 30. Причины колоссальных потерь народов СССР в Отечественной войне 1941-1945 годов 31. От антигитлеровской коалиции к “ холодной войне” 32. Выбор модели послевоенного развития народного хозяйства 33. XX съезд КПСС и его историческое значение 34. Основные тенденции экономического развития СССР в 1953-1964 годы 35. Хозяйственная реформа 1965 г., дискуссия советских экономистов о соот-ношении плана и рынка в экономике 36. Конституция 1977 г., ее основные положения 37. Причины отставания СССР от западных держав в 70-е – начале 80-х годов 38. Основные этапы “перестройки” 39. Опыт кооперативного движения в СССР в период перестройки 40. Причины августовского (1991) путча в Москве 41. Основные положения и результаты экономических реформ Гайдара 42. Судьбы русских реформаторов от М.М. Сперанского до Е.Т.Гайдара 43. События в Москве в октябре 1993г. 44. Россия в начале третьего тысячелетия и глобальные проблемы современности 45. Введение института президентства в стране. Поляризация политических и общественных сил в начале 90-х гг. 46. Политическая биография Б.Н. Ельцина – первого российского президента
 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Избранная Рада и десятилетие реформ.

2. Опричнина Ивана Грозного.

3. Меры новой династии по стабилизации положения в стране.

4. Реформаторские попытки Федора Алексеевича

5. Реформы Петра I в экономической, социальной и государственно-административной сферах общества

6. Реформы и контрреформы в эпоху дворцовых переворотов

7. Философия реформаторства Екатерины Второй

8. Мировоззрение Павла I как основа контрреформ

9. Либерально-реформаторские тенденции в начале царствования Александра

10. Реформа Сперанского и конституционные замыслы верховной власти

11. Самодержавие и крестьянский вопрос в первой половине XIX в.

12. Консервативное реформаторство Николая I

13. Основные условия крестьянской реформы

14. Формирование идеологии контрреформ Александра  III

15. Реформы и революционный процесс 1905-1907 гг.

16. Социальный взрыв 1917 г.

17. Военный коммунизм: теория и практика

18. Особенности реформаторства большевиков в годы НЭПа

19. Модернизация советской системы в 50-60-е гг. ХХ в.

20. Перестройка: от частичных преобразований к смене модели общественного развития (1985-1991)

21. Российские реформы на современном этапе.

22. Политическая борьба и издержки современного реформирования

23. Избранная Рада и десятилетие реформ.

24. Опричнина Ивана Грозного.

25. Меры новой династии по стабилизации положения в стране.

26. Реформаторские попытки Федора Алексеевича

27. Реформы Петра I в экономической, социальной и государственно-административной сферах общества

28. Реформы и контрреформы в эпоху дворцовых переворотов

29. Философия реформаторства Екатерины Второй

30. Мировоззрение Павла I как основа контрреформ

31. Либерально-реформаторские тенденции в начале царствования Александра

32. Реформа Сперанского и конституционные замыслы верховной власти

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
33. Самодержавие и крестьянский вопрос в первой половине XIX в.

34. Консервативное реформаторство Николая I

35. Основные условия крестьянской реформы

36. Формирование идеологии контрреформ Александра  III

37. Реформы и революционный процесс 1905-1907 гг.

38. Социальный взрыв 1917 г.

39. Военный коммунизм: теория и практика

40. Особенности реформаторства большевиков в годы НЭПа

41. Модернизация советской системы в 50-60-е гг. ХХ в.

42. Перестройка: от частичных преобразований к смене модели общественного развития (1985-1991)

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Иван Грозный и политика опричнины

2. Российский тип феодализма

3. Смутное время и его причины

4. Причины и сущность церковного Раскола

5. Петр I и первая попытка модернизации России

6. Дворцовые перевороты (1725-1762) и проблема “петровского наследства”

7. “Просвещенный абсолютизм” Екатерины Великой

8. Духовный переворот XYIII века

9. Попытка реформирования России в царствование Александра I

10. Движение декабристов в зеркале истории

11. Бюрократизация российского государства при Николае I

12. Великие реформы Александра II

13. Истоки и исторические последствия трагедии 1 марта 1881 года

14. Особенности российского капитализма конца XIX- начале XX века

15. Борьба вокруг реформ 1894-1904 годов

16. Политическая ситуация в России после “Манифеста 17 октября”

17. Столыпинская реформа

18. Россия в период первой мировой войны (1914-1917)

19. Проблема власти после февральской революции 1917 г.

20. Политическая ситуация в России после “Манифеста 17 октября”

21. Россия от Февраля к Октябрю

22. Можно ли было предотвратить Октябрьскую революцию?

23. Гражданская война и формирование большевистского режима в России

24. Политика “военного коммунизма” и российское общество

25. Концепция НЭПа: рождение, основные черты, противоречия

26. Формирование тоталитарного режима и феномен  “иллюзорного созна-ния”

27. Индустриализация. Проблемы  истории индустриализации в современной исторической литературе

28. Крупнейшие наступательные операции Красной Армии в годы Великой отечественной войны

29. Причины поражения Красной Армии летом 1942 г.

30. Причины колоссальных потерь народов СССР в Отечественной войне 1941-1945 годов

31. От антигитлеровской коалиции к “ холодной войне”

32. Выбор модели послевоенного развития народного хозяйства

33. XX съезд КПСС и его историческое значение

34. Основные тенденции экономического развития СССР в 1953-1964 годы

35. Хозяйственная реформа 1965 г., дискуссия советских экономистов о соот-ношении плана и рынка в экономике

36. Конституция 1977 г., ее основные положения

37. Причины отставания СССР от западных держав в 70-е – начале 80-х годов

38. Основные этапы “перестройки”

39. Опыт кооперативного движения в СССР в период перестройки

40. Причины августовского (1991) путча в Москве

41. Основные положения и результаты экономических реформ Гайдара

42. Судьбы русских реформаторов от М.М. Сперанского до Е.Т.Гайдара

43. События в Москве в октябре 1993г.

44. Россия в начале третьего тысячелетия и глобальные проблемы современности

45. Введение института президентства в стране. Поляризация политических и общественных сил в начале 90-х гг.

46. Политическая биография Б.Н. Ельцина – первого российского президента

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Чедурова Е.М.
Актуальные проблемы исторических исследований: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=651:aktualnye-problemy-istoricheskikh-issledovanij&catid=18:history&Itemid=172
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева [и др.] Н.Г.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие
Москва: Проспект, 2008
 
Л2.2
Чедурова Е.М., Бабин В.Г.
Справочник по отечественной истории с древнейших времен до начала 21 века: справочное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011
 
Л2.3
Энциклопедия Истории России. 862-1917: энциклопедия
Москва: Коминфо, 2002
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Paint.NET
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Межвузовская электронная библиотека 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
дискуссия
 
лекция-визуализация
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
410 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук

 
310 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, ноутбук
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять 

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: (титульный лист;  содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения (при необходимости).)

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.