2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
27
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
72
72
72
72
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
72
72
72
72
Кoнтактная рабoта
72,15
72,15
72,15
72,15
Сам. работа
27
27
27
27
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Эбель Александр Викторович
 
 
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 4  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели:  Цель производственной практики -формирование и развитие профессиональных

знаний, закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам направления и

специальным дисциплинам бакалаврских программ, сбор фактического материала для

подготовки выпускной квалификационной работы – бакалаврской работы.

1.2
Задачи:  Задачи: -Совершенствование навыков научно-исследовательской работы таких как: умение

определять проблему, формулировать гипотезы и задачи исследования; разрабатывать

план исследования; выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы

исследования.

-Формирование профессиональных умений историка-исследователя: отбирать

фактический материал, обоснованно выбирать и использовать разнообразные методы,

приёмы и формы исследовательской работы, анализировать результаты своей

деятельности.

-Изучение электронных ресурсов по исследуемой тематике.

- Корректировка структуры и содержания бакалаврской работы с учётом полученного нового фактического

материала.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б2.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России
2.1.2
Археология
2.1.3
Источниковедение
2.1.4
Учебно-технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.5
Педагогическая практика (классное руководство)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Предметно-методический модуль (по профилю "Обществознание"
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Уровень 1
Знать: определение понятия «цель», условия и алгоритм диагностичного целеполагания;

Уметь: последовательно анализировать альтернативы, аргументированно формировать собственное суждение;

Владеть: методами исследовательской и проектной деятельности, инструментами и техниками цифрового моделирования для реализации образовательных процессов;

ИД-3.УК-1: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
Уровень 1
Знать: принципы планирования и организации в профессиональной деятельности;

Уметь: использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности;

Владеть: приёмами обработки полученных результатов, анализа правовых норм, учебной и научной литературы по учебной дисциплине;

ИД-1.УК-2: Определяет совокупность взаимосвязанных задач и ресурсное обеспечение, условия достижения поставленной цели, исходя из действующих правовых норм.
 
Уровень 1
Знать: как оценивать вероятные риски и ограничения.

Уметь: самостоятельно осуществлять анализ правовых норм, регламентирующих отношения в сфере образования в Российской Федерации и международном праве;

Владеть: навыками применения правовых знаний при составлении правовых документов.

ИД-2.УК-2: Оценивает вероятные риски и ограничения, определяет ожидаемые результаты решения поставленных задач.
 
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Уровень 1
ИД-1.УК-6: Оценивает личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов образования в течение всей жизни.
 
Знать: эффективные способы самообучения и критерии оценки успешности личности.

Уметь: выбирать конструктивные стратегии личностного развития на основе принципов образования и самообразования.

Владеть: инструментами и методами управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей

 
Уровень 1
Знать: способы самоанализа и самооценки собственных сил и возможностей

Уметь: анализировать и оценивать собственные силы и возможности;

Владеть:приемами оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач

ИД-2.УК-6: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития.
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
Уровень 1
Применяет методы анализа педагогической ситуации и профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.

Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса.

ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
Уровень 1
Знать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности.

Уметь выбирать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности

Владеть навыками применения современных информационных технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности.

ИД-1.ОПК-9: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
1.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-1.ОПК-8 ИД-1.ОПК-9
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
1.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-1.ОПК-8 ИД-1.ОПК-9
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Содержание практики
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
2.1
Установочная конференция, выполнение индивидуальных заданий /Пр/
72
ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-2 ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-6 ИД-2.УК-6 ИД-1.ОПК-8 ИД-1.ОПК-9
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
2.2
подготовка отчёта /Ср/
27
6
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Пояснительная записка

1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для

контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу

учебной дисциплины

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения

текущего контроля и промежуточной аттестации в форме тестовых заданий,

контрольных и самостоятельных работ, вопросов и заданий к экзамену.

3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей

программой дисциплины преддипломная практика

4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной:

УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ИД-1.УК-6: Оценивает личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов образования в течение всей жизни.

ИД-2.УК-6: Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития.

УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ИД-2.УК-2: Оценивает вероятные риски и ограничения, определяет ожидаемые результаты решения поставленных задач.

ИД-1.УК-2: Определяет совокупность взаимосвязанных задач и ресурсное обеспечение, условия достижения поставленной цели, исходя из действующих правовых норм.

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ИД-3.УК-1: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.

ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ИД-1.ОПК-8: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области.

ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

ИД-1.ОПК-9: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности.

5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

– «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;

– «хорошо», 4 – если студент выполнил 66-83 % заданий;

– «удовлетворительно», 3 – если студент выполнил 50-65 % заданий;

– «неудовлетворительно», 2 – менее 50 % заданий.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Комплект индивидуальных заданий

1.1 Студенту необходимо выполнить предложенные задания

1 Изучить план работы на кафедре

2 Обсудить с научным руководителем план научно-исследовательской

работы

3 Проанализировать фонды библиотек, музеев, архивов по теме ВКР

4 Изучить источники и литературу по теме своего исследования

5 Подготовить анализ источников по теме исследования и

историографический обзор

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Отчет по практике

После окончания практики студент должен предоставить письменный отчет.

Отчет должен содержать сведения о выполненной, обучающимся работе в период

практики и весь материал, отражающий выполнение индивидуального задания.

Общими требованиями к отчету являются: полнота изложения, четкость построения,

логическая последовательность, краткость и точность формулировки, орфографическая

пунктуация и стилистическая грамотность.

Отчёт должен включать:

1.Титульный лист (является первой страницей отчета).

2. Задание на практику (задания, выданные обучающемуся руководителем практики).

3. Введение (необходимо отразить основные положения, которые будут рассмотрены

в отчете по практике. Объем введения не должен превышать 1 – 2 страницы печатного

текста).

4. Общая часть (текст отчета в соответствии с индивидуальным заданием) должен

включать формулировку задания и описание его решения.

5. Заключение должно содержать краткие выводы о выполненной работе по итогам

практики.

6. Приложения (могут быть включены: материалы, дополняющие отчёт; таблицы

цифровых данных; иллюстрации вспомогательного характера; графики.).

Окончательная проверка руководителем отчетов осуществляется в последние дни

практики.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Чедурова Е.М.
Основы формирования научно-исследовательских знаний: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2013
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=650:osnovy-formirovaniya-nauchno-issledovatelskikh-znanij&catid=19:pedagogy&Itemid=175
 
Л1.2
Чедурова Е.М.
Требования к курсовым и квалификационным (бакалаврским) работам: методические рекомендации
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=210:trebovaniya-k-kursovym-i-kvalifikatsionnym-bakalavrskim-rabotam&catid=19:pedagogy&Itemid=175
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Анкудинова Т.В.
Методы исторического исследования: учебно-методическое пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007
 
Л2.2
Лаппо-Данилевский А. С.
Методология истории: учебное пособие
Москва: ИД Территория будущего, 2006
http://www.iprbookshop.ru/7320.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Научно-исследовательская работа

После окончания практики студент должен предоставить письменный отчет.  

Отчет должен содержать сведения о выполненной, обучающимися работе в период практики и весь материал, отражающий выполнение индивидуального задания.

Общими требованиями к отчету являются: полнота изложения, четкость построения, логическая последовательность, краткость и точность формулировки, орфографическая пунктуация и стилистическая грамотность.

Отчёт должен включать:

1.Титульный лист (является первой страницей отчета).

2. Задание на практику (задания, выданные обучающемуся руководителем практики).

3. Введение (необходимо отразить основные положения, которые будут рассмотрены в отчете по практике.Объем введения не должен превышать 1 – 2 страницы печатного текста).

4. Общая часть (текст отчета в соответствии с индивидуальным заданием) должен включать формулировку задания и описание его решения.

5. Заключение должно содержать краткие выводы о выполненной работе по итогам практики.

6. Приложения (могут быть включены: материалы, дополняющие отчёт; таблицы цифровых данных; иллюстрации вспомогательного характера; графики.).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)

Историко-филологический факультет

Кафедра истории и археологии

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ  ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Выполнила: студент(ка) … курса … группы

ФИО студента(ки)

Место  прохождения практики:

________________________________

Руководитель практики:

(звание, должность, ФИО руководителя)

Руководитель практики от предприятия:

______________________________________

(указать ФИО)

.

Дата защиты: «___»________  20… г.

Оценка: ____________________

Горно-Алтайск – 20…

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 

1. Сроки прохождения практики:

2. Цель практики:

3. Задачи практики:

4. Анализ работы, выполненной в рамках практики

5. Сведения о выполняемой работе в течение практики:

Дата выполнения

задания Содержание выполняемой работы Полученный результат Подпись руководителя

практики

6. Выводы и предложения по практике:

Приложения: (характеристика источниковой базы, методологии и библиографии ВКР)

Студент(ка): __________________________________ФИО

«________»___________________20… г.

Руководитель практики: ________________________ФИО

«________»___________________20… г.