2024-2025_03_03_02_2024_614_plx_Психология и педагогика_Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология и педагогика
Учебный план
03.03.02_2024_614.plx

03.03.02 Физика

Цифровые технологии в альтернативной энергетике
 
зачеты 3 зачеты с оценкой 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
17,7
самостоятельная работа
69
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
16 5/6
18 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
20
20
Практические
18
18
18
18
36
36
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,3
0,3
Итого ауд.
28
28
28
28
56
56
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
57,3
57,3
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
69
69
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
17,7
17,7
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Кудрявцева Е.Ю.;к.пс.н., доцент, Таскина И.А.
 
 
Психология и педагогика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 03.03.02 Физика (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 891)
 
03.03.02 Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 03.03.02_2024_614.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Кудрявцева Елена Юрьевна

кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: повышение у обучающихся теоретической и практической психологической компетентности в самопознании, достижении личной  эффективности и понимании других людей; создание основ для формирования четкой мировоззренческой позиции, духовнонравственных ценностей и устойчивой картины мира, навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, успешной адаптации и социализации в обществе, а также применение психолого-педагогических знаний для решения практических проблем в различных областях

жизнедеятельности

1.2
Задачи: 1.  Создать условия для формирования и укрепления традиционных ценностей современного российского человека (многопоколенная многодетная семья, патриотизм, трудолюбие, служение общечеловеческим ценностям и т.д.).

2. Обеспечить условия для расширения научного кругозора, повышения культуры педагогического и психологического мышления и уровня подготовки к будущей  профессиональной деятельности.

3. Сформировать понимание механизмов функционирования психики на  различных этапах взрослости, гражданского и профессионального становления.

4. Способствовать формированию личностного и профессионального  становления студентов через изучение законов группового взаимодействия, эффективной коммуникации, способов разрешения конфликтов и психологии

лидерства.

5. Сформировать представление о роли и месте педагогики в жизни человека, системе научных знаний и мировоззрении российской цивилизации

6. Сформировать представление об образовании как социокультурном явлении в контексте традиционных российских ценностей

7. Содействовать формированию готовности к успешному личностному  развитию, социально-профессиональному взаимодействию, межкультурной коммуникации

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Социально-психологический тренинг
2.1.2
Культура речи и деловое общение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
 
Уровень 1
знать принципы недискриминационного взаимодействия

уметь использовать принципы недискриминационного взаимодействия

владеть навыками организации коммуникации в в различных сферах жизнедеятельности, с учетом социально-психологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья

ИД-1.УК-9: Обладает представлениями о принципах недискриминационного взаимодействия при коммуникации в различных сферах жизнедеятельности, с учетом социально-психологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
Уровень 1
знать психолого-педагогические особенности лиц    с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

уметь планировать деятельность с  лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

владеть навыками организации деятельности с  лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

ИД-2.УК-9: Способен планировать и осуществлять профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
стр. 5
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
Раздел 1. Нормативно-правовые и этические основы педагогической деятельности. Общая педагогика
 
1.1
Предметно-проблемное поле педагогики.

/Лек/

1
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.2
Педагогика в системе наук о человеке.

/Лек/

1
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.3
Нормативно-правовые основы образования

/Пр/

1
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.4
Участники педагогического процесса. Этические основы социального взаимодействия

/Пр/

2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
1.5
Нормативно-правовые и этические основы педагогической деятельности. Общая педагогика  /Ср/
6
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Дидактика
 
2.1
Дидактика как наука. Процесс обучения. Содержание образования /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
2.2
Образовательные технологии. Диагностика образовательных результатов

/Пр/

2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
2.3
Дидактика /Ср/
10
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. Теория воспитания
 
3.1
Цели и содержание воспитания на основе традиционных российских ценностей

/Лек/

1
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
3.2
Коллективная деятельность как фактор воспитания  /Лек/
1
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
3.3
Методика работы с коллективом

/Пр/

2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
3.4
Методы, формы и технологии воспитывающей деятельности

/Пр/

1
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
3.5
Теория воспитания /Ср/
10
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Социальное взаимодействие
 
4.1
Социализация. Социальные качества личности

/Лек/

1
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.2
Общение как основа социального взаимодействия

/Лек/

1
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.3
Педагогические технологии и практики социального взаимодействия

/Пр/

4
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
4.4
Развитие личности в коллективе.Технологии командообразования

/Пр/

2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
стр. 6
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
4.5
Социальное взаимодействие /Ср/
10
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. Инклюзия в профессиональной сфере
 
5.1
Этические основы инклюзивного взаимодействия. Технологии инклюзивного взаимодействия /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
5.2
Психолого-педагогические особенности лиц с инвалидностью и ОВЗ.

/Пр/

1
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
5.3
Доступная среда организации

/Пр/

1
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
5.4
Технологии инклюзивного взаимодействия /Пр/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
5.5
Инклюзия в профессиональной сфере /Ср/
8,5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
7.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
4
0
 
 
Раздел 8. Психология в системе наук о человеке
 
8.1
История возникновения психологической науки. Базовые понятия психологии.

Психическое и психологическое

здоровье человека. Современные виды

психологической помощи. Возможности и

пределы психологической самопомощи. Роль

психогигиены и психопрофилактики в

сохранении психологического здоровья

человека

/Лек/

2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
8.2
Психология в системе наук о человеке /Ср/
5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 9. Основы психологии развития личности
 
9.1
Варианты возрастных периодизаций. Роль кризиса в становлении личности /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
9.2
Психология личности: индивид, личность, индивидуальность. Психологические процессы, состояния и свойства. Мотивационно-потребностная и эмоционально-волевая сферы личности. Ценностно-смысловые ориентиры развития личности /Пр/
4
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
9.3
Основы психологии развития личности /Ср/
7,5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 10. Личность в системе социальных отношений
 
10.1
Общение и коммуникация. Психология человека в условиях цифрового мира. Информационная безопасность /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
10.2
Социальные ситуации конфликта и способы их разрешения. Конструктивная психология конфликта /Пр/
6
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
10.3
Семья как основной институт социальных отношений /Ср/
6
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 11. Профессиональное развитие личности
 
11.1
Человек как субъект деятельности. Психологическое знание в решении профессилнальных задач /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
11.2
Психология командной работы. Основы психологии управления и лидерства /Лек/
2
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
11.3
Профессиональная социализация и формирование профессиональной идентичности. Кризис. Стресс. Выгорание /Пр/
4
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
11.4
Психологическое знание в решении профессиональных задач /Пр/
4
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
11.5
Профессиональное развитие личности /Ср/
6
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 12. Консультации
 
12.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
 
 
Раздел 13. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
13.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
 
13.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-9 ИД-2.УК-9
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины «Психология и педагогика».

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме вопросов к зачету, а также тестов, рабочая тетрадь, эссе

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Входной контроль.

1. Какое из утверждений лучше определяет социально-психологический тренинг:

1. Усиление воздействий психолога за счет «эмоционального усиления» в группе

2. Экономия времени психолога за счет одновременного воздействия сразу на группу клиентов

3. Использование групповых отношений и/или групповой динамики как инструмента воздействия

4. Выработка и закрепление функциональных форм переживания и поведения за счет викарного обусловливания

2. Термин «групповая динамика» обычно используется для:

1. Характеристики происходящих в группе по мере ее развития и изменения процессов

2. Объяснения происходящих в группе процессов

3. Обозначения комплекса приемов, используемых при исследовании отношений в группе

4. Все сказанное

5. Сказанное в пп. 1 и 2

 
стр. 8
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
3. Как правило, в групповой динамике выделяются фазы, в число которых НЕ входит:

1. Ориентировки и зависимости

2. Напряжения и агрессии

3. Полураспада

4. Формирования рабочей группы

5. Рабочей группы

4. Обычно в цели социально-психологического тренинга НЕ входит:

1. Развитие базового доверия

2. Изменение поведения членов группы в соответствии с групповыми моделями

3. Освоение членами группы новых моделей поведения

4. Развитие навыков разрешения внутренних проблем

5. Наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса называется

а) методология

б) диалектика

в) философия

г) педагогика

6. В переводе с какого языка термин “методология” означает “учение о методе” или “теория метода”?

а) греческого

б) латинского

в) персидского

г) немецкого

7. О какой категории идет речь «…наиболее общим образом определяется как сфера человеческой деятельности, функцией которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности»

а) наука

б) философия

в) синергетика

г) гносеология

8. Развернутое сообщение, раскрывающее какую-либо важную научную или

общественно-политическую проблему называется…

а) докладом

б) сообщением

в) отчетом

г) беседой

9. Речевая деятельность говорящего и реакция слушающего на речь говорящего

– это…

а) взаимодействие

б) ситуация

в) восприятие

г) событие

10. Обращение руководителя к подчиненному на «ты» уместно…

а) если руководитель и подчиненный родственники

б) если руководитель и подчиненный близкие друзья, а ситуация общения не строго

деловая

в) если руководитель значительно старше по возрасту

г) уместно во всех перечисленных ситуациях

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основы дисциплин, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основы дисциплин, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Текущий контроль 1. Педагогика.

Тест 1.

1. К видам наказания в педагогике относятся:

+ а) моральное и словесное осуждение,

б) штрафы и взыскания,

в) лишение права на образование.

2 . Развитие педагогики обусловлено:

а) чередой научно-технических революций в ХХ веке,

 
стр. 9
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
+ б) осознанной потребностью общества в формировании подрастающего поколения,

в) вниманием элиты к проблемам развития низших социальных слоев.

3. Педагогика – это наука о

а) воспитании ребенка в условиях образовательных учреждений,

+ б) образовании и воспитании человека, преимущественно в детстве и юности,

в) свободном формировании личности человека с рождения до старости.

4. Социальная педагогика – это наука

+ а) о воздействии социальной среды на формирование личности человека,

б) о воспитании ребенка в рамках системы образования,

в) о формах взаимодействия личности и общества.

5. Что собой представляет мировоззрение человека?

+ а) Система взглядов человека на окружающую действительность – природу и общество.

б) Осознание собственного «я» в процессе социального взаимодействия.

в) Оценка деятельности государства с точки зрения гражданина.

6. Предметом педагогики выступает

а) процесс обучения ребенка в образовательных учреждениях,

б) процесс общения педагога с учеником,

+ в) процесс формирования и развития личности в ходе ее обучения и воспитания.

7. Социализация – это

+ а) процесс вхождения индивида в социальную среду путем овладения социальными нормами,

б) процесс обучения учащихся в дошкольных и школьных образовательных учреждениях,

в) процесс непрерывного образования индивида в течение его жизни.

8. Метод воспитания – это

а) способ стимулирования развития воспитуемого путем предъявления ему эталона,

б) актуальный для определенного возраста способ формирования знаний, умений и навыков,

+ в) способ воздействия на сознание, волю и чувства воспитуемого с целью выработки у него определенных убеждений.

9. Наказание – это

+ а) метод педагогического воздействия, предупреждающий нежелательные поступки,

б) метод выявления пороков развития личности,

в) основной метод воспитания и развития личности.

10. Личность в педагогике выражается совокупностью

а) знаний, умений и навыков,

+ б) социальных качеств, приобретенных индивидом,

в) биологических и социальных признаков.

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ педагогики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ педагогики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Текущий контроль 2. Педагогика

Тест 2.

1. Тесты -  Термин «педагогика»

а) предложен Вольтером для обозначения нового направления философии,

+ б) восходит к древнегреческому источнику,

в) был признан в XIX веке в связи с успехами возрастной психологии.

2. Источники дошкольной педагогики как науки – это

а) народные сказки и легенды,

б) нормативные акты в сфере дошкольного образования,

+ в) экспериментальные исследования и передовой педагогический опыт.

3. Термин «педагогика» произошел от

а) латинского «ребенок» + «воспитывать»,

б) греческого «ребенок» + «учить»,

+ в) греческого «ребенок» + «водить».

4. Предметом педагогики является

+ а) процесс формирования и развития личности в ходе ее обучения и воспитания,

б) формирование дидактического инструментария для обучения ребенка,

в) нормативно-правовая база, обеспечивающая непрерывное образование ребенка.

 
стр. 10
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
5. Образование – это

+ а) целенаправленный процесс воспитания и обучения,

б) процесс взаимодействия педагога и учащегося,

в) система государственных и муниципальных учреждений.

6. Педагогика как наука

а) сформировалась в Древней Греции в трудах Аристотеля,

б) сформировалась в ХХ веке после появления работ Выготского,

+ в) сформировалась в XVII веке в работах Коменского.

7. Дидактика – это раздел педагогики,

а) изучающий основы формирования личности в образовательном процессе,

+ б) рассматривающий вопросы обучения,

в) изучающий вопросы воспитания.

8. Государственные стандарты в педагогике – это

+ а) официальные, закрепленные документально требования, предъявляемые к содержанию образовательного процесса и его обеспечению,

б) максимальные показатели, к которым должны стремиться все учащиеся,

в) социально одобряемые результаты образовательной деятельности.

9. Ступени школьного образования в РФ включают

а) начальное, среднее и старшее образование,

+ б) начальное общее, основное общее и полное общее образование,

в) дошкольное, школьное и высшее образование.

10. Самообразование – это

+ а) процесс получения знаний и формирования умений и навыков, инициированный учащимся вне рамок системы образования в любом возрасте,

б) обучение учащихся на дому со сдачей экзаменов в учебном заведении,

в) подготовка к итоговой аттестации вне учебного заведения.

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ педагогики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ педагогики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Входной контроль. Психология

Текущий контроль 1. Психология

Тест 1.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Родоначальником психологии является…

- Ж. Пиаже;

- Аристотель;

+ В.Вундт.

2. Как определяется термин «психика»?

+ свойство самой высокоорганизованной материи;

- совокупность всех качеств индивида;

- процесс мыслительной деятельности.

3. В чем заключается ключевая особенность (специфика) психологии как науки?

- в методах изучения;

+ в совпадении объекта и субъекта исследования;

- в субъективности полученных данных.

4. Кто является автором теории «бессознательного»?

- Ш. Рише;

+ З. Фрейд;

- В. Джемс.

5. Какой вид темперамента подходит под описание (по Стендалю): «весёлый, жизнерадостный человек, приятный в общении, благожелательный и нежный к окружающим, но не отличающийся постоянством привычек и глубиной ума»?

- холерик;

+ сангвиник;

- флегматик.

 
стр. 11
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
6. Продолжите фразу: «безусловный стимул…»

- вызывает условную реакцию;

+ вызывает безусловную реакцию;

- вызывает условный рефлекс.

7. Бихевиоризм поставил предметом изучения психологии…

- явления сознания;

- высшую нервную деятельность;

+ поведение.

8. Что предполагает метод интроспекции?

+ изучение свойств и законов сознания с помощью самонаблюдения;

- изучение поведения индивида посредством наблюдения за его реакциями;

- исследование работы высшей нервной деятельности индивида посредством специальной аппаратуры.

9. В чем отличие метода интроспекции от самонаблюдения?

+ самонаблюдение представляет «сырой материал» для дальнейшего анализа;

- интроспекция не является основным способом исследования в психологии;

- самонаблюдение представляет собой опосредованное постижение фактов сознания.

10. Что называется «ошибкой стимула» в экспериментах Э. Титченера?

- ситуация, в которой испытуемый описывает собственные ощущения от стимула;

+ ситуация, в которой испытуемый воспроизводит качества стимула, а не собственные ощущения;

- ситуация, в которой исследователь воздействует на стимул.

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ психологии, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ психологии, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Текущий контроль 2. Психология

Тест 2.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. К эмоциональным психическим процессам относится:

- Ощущение;

- Воображение;

+ Чувства.

2. Чувственное познание всегда...

- Объективно;

- Дедуктивно;

+ Субъективно.

3. К особенностям чувственного познания относятся:

+ Непосредственность;

- Абстрактность и обобщенность;

- Опора на результаты чувственного познания.

4. Известная фраза «познай через самого себя» принадлежит:

- Аристотелю;

- Цицерону;

+ Сократу.

5. К школе Ассоцианизма относится:

+ Г.Мюллер;

- В.Вундт;

- Э.Титченер.

6. Как называется способность живых организмов реагировать на биологически важные воздействия внешней среды?

- Чувствительность

+ Раздражимость

- Рефлекс

7. Кто написал первое сочинение по психологии «Трактат о Душе»?

- Г.Хэд

+ Аристотель

- В.Вундт

8. Основной метод исследования в психологии сознания – это:

- наблюдение;

- эксперимент;

 
стр. 12
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
+ интроспекция.

9. Согласно теории З.Фрейда, сознание делится на:

+ Оно, Я, сверх-Я;

- сознательное, бессознательное, сверхсознательное;

- Я, Мы, Они.

10. Гештальт – это…

- неполноценная структура, не воспринимающаяся как единое целое;

+ структура, которая воспринимается как единое целое и не сводится к совокупности её элементов;

- фигура, бессознательно выделяющаяся на периферии других фигур.

Критерии оценки:

- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ психологии, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;

Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ психологии, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;я.

- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям;  

- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ  и дать оценку различным теоретическим положениям.

Оценочное средство

Рабочая тетрадь

Рабочая тетрадь – это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала.

Заполнение рабочей тетради по дисциплине «Психология»

Цели рабочей тетради: закрепление пройденного теоретического материала; обучение студентов практическим основам психологии.

Основными задачами рабочей тетради являются:

1) углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплине «Психология»;

2) обучение студентов, педагогов-психологов решению практических задач взаимодействия с другими людьми;

3) развитие у студентов личностных качеств и навыков, необходимых для проведения профессионального становления.

Модель рабочей тетради включает в себя 3 блока: основной, контрольный, вспомогательный.

Основной блок содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания изученного материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание обучающихся на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать вербальным способом.

Контрольный блок предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку обучающихся, требует умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.

Вспомогательный блок содержит материал для выполнения заданий основного блока.

Разделы следуют логике расположения учебного материала в основном учебнике с учетом требований ФГОС и содержат несколько учебных тем. Каждая тема включает задания следующих видов: вопросы, основные задания, задания на проверку знаний, задания творческого характера и тематику сообщений. Вопросы направлены на активизацию опорных знаний по теме.

Основные задания носят различный характер: тренировочные упражнения, практические работы.

Тренировочные упражнения выполняются в тетради, в специально отведенных блоках.

Практические задания можно представлять на проверку в печатном виде на листах формата А4.

Задания на проверку знаний образуют блок «Проверь себя», входящий в каждую их тем. Он представлен в форме теста с однозначным или многозначным выбором ответов и предназначен для проверки знаний по рассматриваемой теме.

Проверка знаний обучающихся позволяет осуществлять обратную связь между обучающимися и преподавателями, даёт конкретный материал для анализа полноты и качества знаний, помогает своевременно увидеть проблемы, ошибки недочеты в знаниях обучающихся. В данной тетради не даются ответы к заданиям. Это изменяет отношение обучающихся к процессу решения, требует критического отношения к полученным результатам, усиливает общение обучающихся между собой.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он полно и грамотно дает ответы на поставленные вопросы, аргументировано поясняет схемы, алгоритмы, умеет выделять главное, обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи; отсутствуют ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он знает весь изученный программный материал, но в ответе на вопросы допускает недочеты, незначительные (негрубые) ошибки, применяет полученные знания на практике, испытывает затруднения при самостоятельном воспроизведении, требует незначительной помощи учителя;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он при ответе допускает существенные недочеты (не менее 60% правильных ответов от общего числа), знает материал на уровне минимальных требований программы, затрудняется при 

 
стр. 13
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
ответах на видоизмененные вопросы;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он показывает знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, дает ответы с существенными недочетами (менее 60% правильных ответов от общего числа), отсутствуют умения работать на уровне воспроизведения, допускает затруднения при ответах на стандартные вопросы.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Эссе.  Педагогика

1. О роли и значении социальной педагогики в современном обществе.

2. Вы согласны с тем, что «дом, заставленный добром, еще не дом»?

3. Ваше мнение о современной государственной политике помощи семье.

4. В чем вы видите трудности формирования правовой культуры современной молодежи?

5. Как вы понимаете, что такое «права ребенка»?

6. Ваша неписаная «конвенция о правах ребенка».

7. Ваше мнение об уровне правовой защищенности учителя в нашей стране.

8. Свое видение взаимодействия участников образовательного процесса (администрация-учитель, учитель-родитель, администрация-родитель, учитель-ученик).

Эссе. Психология

1. Роль обучения и воспитания в преподавательской деятельности опыт использования разных методов и фишек в своей преподавательской деятельности

2. Феномен «двойки» в образовательном процессе.

3. Культура самовыражения педагога.

4. Компетенции педагога-психолога, осуществляющего психологическую оценку ком-фортности и безопасности образовательной среды

5. Усвоение знаний как психолого-педагогическая проблема в эпоху интернета

6. Как соотносятся между собой обучение и развитие?

Критерии оценки эссе

оценка «отлично» – блестящая работа, которая отвечает всем предъявляемым требованиям. Тема эссе раскрыта полностью, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы. Эссе написано с использованием большого количества  рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также иной литературы, чем та, что предложена в Программе соответствующей учебной дисциплины. На высоком уровне выполнено оформление работы.

оценка «хорошо» – Тема эссе раскрыта полностью, прослеживается авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы. Студентами не использована литература, помимо той, которая предложена в Программе учебной дисциплины. Грамотное оформление.

оценка «удовлетворительно» – в целом тема эссе раскрыта; выводы сформулированы, но недостаточно обоснованны; имеется анализ необходимой как основной, так и дополнительной литературы; недостаточно четко проявляется авторская позиция. Грамотное оформление.

оценка «неудовлетворительно» – тема слабо раскрывается на основе использования нескольких основных; слабо отражена собственная позиция, выводы имеются, но они не обоснованы; материал изложен непоследовательно, без соответствующей аргументации и анализа. Имеются существенные недостатки по оформлению.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачету. Педагогика

1. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные понятия педагогики.

2. Структура педагогики и ее связь с другими науками.

3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» о системе образования в России.

4. Факторы, влияющие на развитие и формирование личности: общая характеристика.

5. Роль наследственности в развитии человека.

6. Самовоспитание, его сущность и значение для становления и развития личности.

7. Мотивы и способы самовоспитания

8. Роль и основные характеристики деятельности как фактора формирования и социализации личности.

9. Роль общения в развитии и формировании личности. Характеристика основных видов общения.

10. Роль коллектива в формировании и социализации личности.

11. Детский коллектив как фактор воспитания: функции, признаки и структура.

12. Учение А.С. Макаренко о коллективе: законы и принципы жизнедеятельности.

13. Сущность и структура педагогического процесса: общая характеристика.

14. Субъекты педагогического процесса: общая характеристика участников педагогического процесса, специфика их взаимодействия.

15. Учитель, его функции, компетенции и современные требования к нему.

 
стр. 14
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
16. Современный ученик: социально-культурные и психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения.

17. Содержание образования в российской школе: общая характеристика.

18. Нормативно-методические документы, определяющие содержание образования.

19. Формы организации педагогического процесса: общая характеристика.

20. Методы обучения: общая характеристика.

21. Методы воспитания: общая характеристика.

22. Педагогические технологии обучения: сущность поня¬тия и признаки педагогической технологии.

23. Методы исследований в педагогике.

24. Сущность, закономерности педагогического процесса.

25. Принципы организации и структура педагогического процесса.

26. Сущность, задачи, структура процесса обучения.

27. Функции обучения. Система дидактических принципов.

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет)

Результаты зачета:

- "Зачтено", повышенный уровень: знает основы педагогики, в полном объеме раскрвает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте; умеет решать конкретные практические ситуации с учетом изложенных в теории вопроса положений; умеет грамотно выстроить свой ответ, использовать примеры и факты для доказательности ответа, отвечать на дополнительные вопросы.

-"Зачтено", пороговый уровень: знает основы педагогики, в полном объеме раскрвает проблемы, содержащейся в вопросе, в теоретическом аспекте;  практические задания выполняет с незначительными ошибками;  умеет грамотно выстроить свой ответ,  отвечает на дополнительные вопросы.

- "Не зачтено", уровень не сформирован: проблема, содержащаяся в вопросе, раскрыта не полностью, односторонне, либо проблема вообще не раскрыта; отсутствие решения конкретной практической ситуации, или если ситуация решена неверно; неумение грамотно выстроить свой ответ, не понимание задаваемых вопросов, неумение доказать свою позицию.

Вопросы к зачету с оценкой. Психология.

1. Житейская и научная психология.

2. Методы психологического исследования (Б.Г. Ананьев).

3. Психика и мозг человека.

4. Функциональная ассиметрия больших полушарий мозга. Роль левого и правого полуша-рия в процессе обучения.

5. Сознание как высшая форма психической деятельности. Структура сознания.

6. Механизмы психологической защиты.

7. Дифференциация понятий «человек», «индивид», личность, индивидуальность

8. Факторы и движущие силы развития личности.

9. Активность личности в процессе ее формирования.

10. Образ собственного «Я» (Я-концепция) как подвижная система объективных представ-лений человека о себе.

11. Самооценка, внешняя оценка, уровень притязаний и методы их определения.

12. Направленность личности как система мотивов. Виды направленности.

13. Понятие группы и коллектива.

14. Влияние личности на коллектив и коллектива на личность.

16. Понятие общения и его виды.

17. Средства общения.

18. Качества личности, необходимые для общения. Развитие общительности.

19. Конфликт, его истоки и пути устранения

20. Особенности деятельности человека и ее виды.

21. Понятие о темпераменте, основные компоненты. Физиологические и психологические показатели темперамента.

22. Характер  как  система  проявления  отношений человека  к  социальной  действи-тельности,  к  труду,  к другим людям, к себе и к вещам.

23. Методы и методики исследования характера и темперамента.

24. Личность и характер человека экстраверсия и интроверсия. Акцентуация характе-ра.

25. Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии.

26. История развития психологического знания и основные направления в психологии.

27. Мышление и воображение. Виды воображения, функции, классификация.

28. Общая характеристика психических процессов и психических состояний.

Критерии итоговой оценки по дисциплине (зачет с оценкой)

Результаты зачета с оценкой:

- "Зачтено" с оценкой "отлично":  раскрыты и точно употреблены основные понятия; сущность вопросов раскрыта полно, развернуто, структурировано, логично; использованы при ответе примеры, иллюстрирующие теоретические положения; представлены разные точки зрения на проблему; выводы обоснованы и последовательны; диалог с преподавателем выстраивается с обоснованием связи сути вопросов билета с другими вопросами и разделами учебной дисциплины; полно и оперативно отвечает на дополнительные вопрос; практическое задание 

 
стр. 15
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
выполнено полностью, аргументировано представлены варианты решения.

- "Зачтено" с оценкой "хорошо": частично раскрыты основные понятия; в целом материал излагается полно, по сути билета; использованы при ответе примеры, иллюстрирующие теоретические положения; выводы обоснованы и последовательны; выстраивается диалог с преподавателем по содержанию вопроса; ответил на большую часть дополнительных вопросов; практическое задание выполнено с незначительными ошибками.

- "Зачтено" с оценкой "удовлетворительно": раскрыта только меньшая часть основных понятий; не достаточно точно употреблял основные категории и понятия; не достаточно полно и не структурировано отвечал по содержанию вопросов; не использовал примеры, иллюстрирующие теоретические положения; не рассматривал разные точки зрения на проблему; диалог с преподавателем не получился; возникли проблемы в обосновании выводов, аргументаций; не ответил на большинство дополнительных вопросов; практическое задание выполнено не полностью.

- "не зачтено" с оценкой "неудовлетворительно": не раскрыто ни одно из основных понятий; не знает основные определения категорий и понятий дисциплины; допущены существенные неточности и ошибки при изложении материала; практическое отсутствие реакции на дополнительные вопросы; практическое задание не выполнено.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Резепов И. Ш.
Психология и педагогика: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/79812.html
 
Л1.2
Калюжный А. С.
Психология и педагогика: учебное пособие
Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023
https://www.iprbookshop.ru/126302.html
 
Л1.3
Бороздина Г. В.
Основы психологии и педагогики: учебное пособие
Минск: Вышэйшая школа, 2022
https://www.iprbookshop.ru/130007.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Ермаков В. А.
Психология и педагогика: учебное пособие
Москва: Евразийский открытый институт, 2011
https://www.iprbookshop.ru/11095.html
 
Л2.2
Луковцева А. К.
Психология и педагогика: курс лекций
Москва: Мир и Образование, Книжный дом «Университет», 2008
https://www.iprbookshop.ru/14579.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
Яндекс.Браузер
6.3.1.4
LibreOffice
6.3.1.5
NVDA
6.3.1.6
MS Windows
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
ситуационное задание
 
стр. 16
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
102 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Проектор, экран настенно-потолочный рулонный, ноутбук, ученическая доска, презентационная трибуна
 
237 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Ученическая доска, кафедра, стенды, экран для проектора настенно-потолочный рулонный, проектор, ноутбук
 
323 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска,  кафедра, ноутбук, проектор
 
301 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, микрофон, усилительные колонки
 
207 Б1
Лекционная аудитория. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, проектор, экран, системный блок, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), рабочее место преподавателя
 
102 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Ученическая доска, мультимедиапроектор, экран, компьютер. Рабочее место преподавателя, посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), кафедра
 
222 Б1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Переносной проектор, ноутбук, экран
 
211 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
стр. 17
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по работе на лекции

Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у магистрантов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Методические рекомендации по подготовке к семинарам и практическим занятиям

Семинарское занятие подразумевает два вида работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Сообщение не является принципиальным моментом семинара, будучи только провокацией, катализатором следующей проблемы. Принципиальной разницы между подготовкой сообщения и подготовкой к обсуждению не существует. Отличие состоит в более тщательной работе с готовым материалом - лучшая его организация для подачи аудитории.

Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, т. е. с обращения к планам семинарских занятий. Определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. Имейте в виду, что в семинаре участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию следует распределить на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.

Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно - в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника - вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному семинару или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к семинару.

Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов - чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы. Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование - дело очень тонкое и трудоёмкое, в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда вкупе с творческой переработкой идей, в нём содержащихся. Конспектирование - один из эффективных способов усвоения письменного текста. Хотя само конспектирование уже может рассматриваться как обобщение, тем не менее, есть смысл выделить последнее особо, поскольку в ходе заключительного обобщения идеи 

 
стр. 18
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
изучаемой работы окончательно утверждаются в сознании изучающего. Достоинством заключительного обобщения как самостоятельного этапа работы с текстом является то, что здесь читатель, будучи автором обобщений, отделяет себя от статьи, что является гарантией независимости читателя от текста.

Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к семинару следует уделить пристальное внимание. В сущности, разбор источника не отличается от работы с литературой - то же чтение, конспектирование, обобщение.

Тщательная подготовка к семинарским занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: семинар пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению. Самостоятельная работа - столп, на котором держится вся подготовка по изучаемому курсу. Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, альбомами схем и др. Владение понятийным аппаратом изучаемого курса является необходимостью, это ваш словарный запас, и без общих значений мы, разноязыкие, ни о чём договориться не сможем.

Вот несколько правил поведения на семинарских занятиях:

- на семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше;

- если вы что-то решили произнести на семинаре, то пусть это будет нечто стоящее - не следует сотрясать воздух пустыми фразами;

- выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными, не занимайте эфир надолго. Старайтесь не перебивать говорящего, это некорректно; замечания, возражения и дополнения следуют обычно по окончании текущего выступления.

На семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому беседа будет идти не по содержанию прочитанных работ; преподаватель будет ставить проблемные вопросы, не все из которых могут прямо относиться к обработанной вами литературе.

По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на семинаре, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе - для этого в течение семинара следует делать небольшие пометки. Таким образом, практическое занятие не пройдёт для вас даром, закрепление результатов занятия ведёт к лучшему усвоению материала изученной темы и лучшей ориентации в структуре курса Отечественной истории. Выше приведённая процедура должна практиковаться регулярно - стабильная и прилежная работа в течение семестра суть залог успеха на сессии.

Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзаменам и зачетам. Основными функциями экзамена, зачета являются: обучающая, оценочная и воспитательная. Экзамены и зачеты позволяют выработать ответственность, трудолюбие, принципиальность. При подготовке к зачету, экзамену магистрант повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Магистранту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал.

Методические рекомендации по составлению презентации

Презентация (от англ. «рrеsепtаtіоп» - представление) - это набор картинок-слайдов на определенную тему, которые хранятся в файле специального формата. На каждом слайде можно содержать произвольную текстовую, графическую или видеоинформацию, анимацию, звук из подготовленного аудиофайла,  а так же и записанный с микрофона. На слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления.

Требования к презентации:

1. Презентация создается с помощью программы MS Power Point.

2. Первый лист - это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название темы; сведения об авторе.

3. Общее количество  слайдов в презентации не должно быть меньше 10 слайдов и более 15.

4. Информация на слайдах должна быть структурирована и представлена последовательно, не перегружена текстом: объем текста на слайде – не больше 7 строк; отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках; значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации; общее количество слов не должно превышать 50.

5. Каждый слайд должен отражать одну мысль.

6. Шрифт: не менее 24пт для основного текста и не менее 28пт для заголовка; полужирный шрифт используется для названия структур документа, курсив — логическое ударение, в частности, на формулировании основных положений, определений и т.д.,«прямой» обычный - основной текст; не использовать более трех различных шрифтов на одном слайде.

7. Цветовая схема должна быть одинаковой для всех слайдов. Слайды должны быть не слишком яркими, без лишних украшений. Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

8. Выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) должны соответствовать содержанию. Иллюстрации используются хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением. Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).

9. Должно быть логическое завершение презентации, содержащее: заключение, обобщения, выводы.

10. Заключительный слайд должен содержать список использованной литературы и источников

11. Всю текстовую информацию необходимо тщательно проверить на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

Методические указания к решению ситуационных задач

Одна из разновидностей метода анализа конкретных ситуаций – ситуационная задача – заключается в том, что обучаемому 

 
стр. 19
УП: 03.03.02_2024_614.plx
 
предлагаются текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Иногда в тексте предлагаются уже осуществлённые действия, принятые решения для анализа их правомерности. Например, учащимся даётся задание выработать свою стратегию решения демографической проблемы в России. При этом обучающимся предлагаются решения, принятые правительством страны, и они должны либо согласиться с ними, но при этом доказать их правомерность, либо добавить свои варианты решения проблемы.

При использовании этого метода больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и её решению, чем групповому.

Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:

- Название задания.

- Личностно-значимый познавательный вопрос.

- Информация по данному вопросу (в виде текста, таблиц, графиков и др.)

- Задания на работу с данной информацией

Очень важно, чтобы задания были разнообразными, позволяли обучающимся не столько воспроизводить знания, сколько их использовать.

Сущность педагогической ситуации выражается через:

- противоречие между имеющимися педагогическими знаниями обучающихся и новыми для него фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно, и которые требуют осмысления, установления связей и отношений между собой;

- развитие этого противоречия;

- его разрешение.

Алгоритм анализа ситуационной задачи

1.Сформулируйте проблему ситуации.

2.Проанализируйте возможные причины проблемной ситуации.

Смысл выполнения ситуационной задачи в получении информации о том, чему необходимо обучающемуся научиться, какие умения освоить. Одна из задач – развитие аутентичной оценки (оценки магистрантом своих учебных успехов).

Критерии оценки решения ситуационных задач

«отлично» - дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; последовательное, правильное выполнение всех заданий; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.

«хорошо» - дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; последовательное, правильное выполнение всех заданий; возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.

«удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации;  неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя;  выполнение заданий при подсказке преподавателя;  затруднения в формулировке выводов.

«неудовлетворительно» - неправильная оценка предложенной ситуации; отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.