(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
- Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности
- Научить навыкам обработки информации
- Развивать умения поиска решения поставленных проблем
- Развивать логическое мышления (умения выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы)
- Развивать навыки передачи и презентации результатов работы
ции
ракт.
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Курсовая работа по модулю Отечественная история до начала XX в»
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий, ролевой игры, ситуационных задач и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к зачету .
3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Курсовая работа по модулю Отечественная история до начала XX в»
4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ИД-2.УК-2: Оценивает вероятные риски и ограничения, определяет ожидаемые результаты решения поставленных задач.
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ИД-1.УК-1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
ИД-2.УК-1: Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности.
ИД-3.УК-1: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
- «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100% заданий;
- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83% заданий;
- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65% заданий;
- «неудовлетворительно», 2 - менее 50% заданий
При подготовке данной темы, необходимо изучить рекомендуемую литературу и подготовить конспект, резюме и аннотацию.
Подготовить ответы на проблемные вопросы:
1. Что такое резюме?
2. Что такое аннотация?
3. Что такое конспект?
4. Что общего и каковы различия между конспектом, резюме и аннотацией?
Тема 2. Работа с библиографией. Оформление источников по ГОСТу
При подготовке данной темы, необходимо изучить рекомендуемую литературу, посетить читальный зал библиотеки и подготовить библиографический список литературы и ответы на проблемные вопросы.
Подготовить ответы на проблемные вопросы:
1. Что такое библиография?
2. Что означает понятие ГОСТ?
3. Что означает понятие «источник»?
Ключевые понятия, термины: библиография; ГОСТ, источник.
Тема 3. Структура реферата, курсовой и дипломной работы (6 часов)
При подготовке данной темы, необходимо изучить рекомендуемую литературу, посетить читальный зал библиотеки и подготовить ответы на проблемные вопросы.
Подготовить ответы на проблемные вопросы:
1. Что такое структура письменной работы?
2. Что такое реферат?
3. Что такое письменная работа?
4. Что такое курсовая работа?
5. Что такое дипломная работа?
6. Что в них общего и особенного?
Ключевые понятия, термины: письменная работа; реферат; курсовая работа; дипломная работа.
Тема 4. Составление алфавитного, хронологического, тематического списков литературы (6 часов)
При подготовке данной темы, необходимо изучить рекомендуемую литературу, посетить читальный зал библиотеки, подготовить алфавитный, хронологический, тематический списки литературы и ответы на проблемные вопросы.
Подготовить ответы на проблемные вопросы:
1. Как составить алфавитный список литературы?
2. Как составить хронологический список литературы?
3. Как составить тематический список литературы?
4. Что между ними общего и в чем состоит особенность?
Ключевые понятия, термины: библиография; алфавитный список; хронологический список; тематический список.
Тема 5. Структура дипломной работы (6 часов)
При подготовке данной темы, необходимо изучить рекомендуемую литературу, посетить читальный зал библиотеки и подготовить ответы на проблемные вопросы.
Подготовить ответы на проблемные вопросы:
1. Что такое структура письменной работы?
2. Из каких структурных единиц состоит дипломная работа?
3. Назовите структуру Введения дипломной работы.
4. Назовите структуру основной части дипломной работы.
5. Назовите структуру Заключения дипломной работы.
6. Что такое примечания?
7. Что такое приложения?
8. Назовите структуру списка литературы.
Ключевые понятия, термины: письменная работа; дипломная работа; титульный лист; содержание работы; Введение; главы; параграфы; основная часть; Заключение; примечания; структура списка литературы; приложения.
Тема 6. Составление программы исследовательской работы (6 часов)
При подготовке данной темы, необходимо изучить рекомендуемую литературу, посетить читальный зал библиотеки и подготовить ответы на проблемные вопросы.
Подготовить ответы на проблемные вопросы:
1. Как происходит выбор темы исследования?
2. Что означает программа исследовательской работы?
3. Как составить план исследования?
4. Какие требования необходимо соблюдать при составлении плана исследовательской работы?
5. Составьте собственный план исследования интересующей вас проблемы.
Ключевые понятия, термины: программа исследования; план исследования; тема исследования.
2. Чуйский тракт и его влияние на социально-экономическое развитие Горного Алтая в 1917-1941 гг.
3. Роль жителей Горного Алтая в Великой Отечественной войне
4. Становление и развитие радиовещания в Горном Алтае
5. Политический портрет Российского президента (на выбор)
6. Становление и деятельность органов советской милиции
7. История строительства Транссибирской магистрали
8. Социально-экономическое развитие Республики Алтай
9. История становления и развития таможенного дела в России
10. Становление и развитие телевидения в Горном Алтае.
11. Экономическое развитие Российской империи в начале ХХ в.
12. Буржуазная модернизация в России в начале ХХ в.
13. Дом Романовых в 1900-1917 гг.
15. Землеустройство (на Алтае, в Горном Алтае) в начале XX вв.
16. Алтайская камнерезная промышленность в XX - XXI вв.
17. Горно-металлургическая промышленность Западной Сибири (Алтая) в XX - XXI вв.
18. Переселенческие процессы на Алтае в (Сибири, в Горном Алтае) в начале ХХ в.
19. История геологических открытий на Алтае (в Горном Алтае) в XX - XXI вв.
20. Внешняя политика России в 1900-1917 гг.
21. Старообрядчество (России, Сибири, Алтая, Горного Алтая) в XX-XXI вв.
22. Русская православная церковь (России, Сибири, Алтая, Горного Алтая) в XX-XXI вв.
23. Реформы в Горном Алтае в начале XX вв.
24. Исследователи Алтая: Г.Н. Потанин, С.П. Швецов, Г.Н. Потанин, В.В. Сапожников, В.В. Радлов, советские, современные (на выбор).
25. История гуманитарных исследований в Горном Алтае в XX-XXI вв.
26. История естественнонаучных исследований в Горном Алтае в XX-XXI вв.
27. Пакт Молотова - Риббентропа - современные оценки и дискуссии.
28. Советско-германское экономическое сотрудничество. 1939-1941 гг.
29. Экономическое развитие СССР в 1941-1945 гг.
30. Современная отечественная литература об оценке территориальных приобретений СССР после заключения пакта Молотова - Риббентропа.
31. Внешнеполитическая деятельность СССР в годы Великой Отечественной войны. Пути создания и деятельности антигитлеровской коалиции.
32. Участие СССР в локальных конфликтах в послевоенные годы.
33. Изменения внешнеполитического курса после 1953 г.: взаимоотношения с капиталистическими странами.
34. Участие СССР в военных конфликтах 1953-1964 гг. Карибский кризис.
35. Студенческое самоуправление в вузах Сибири (1971-1980 гг.)
36. Партийная элита в 1953-1985 гг.: социально-историческое исследование
37. Комсомол и самоидентификация молодежи в условиях «оттепели» 1953-1985-х гг.
38. Внешняя политика СССР в 1953 – 1985 гг.
39. Диссидентское движение в СССР.
40. История национального музея РА им. А.В. Анохина.
41. Социальные процессы в СССР в 20-30-е гг. XX в.
42. Социальные процессы в СССР в 1941-1945 гг.
43. Социальные процессы в СССР в 1950-1960-е гг.
44. Социальные процессы в СССР в период перестройки (1985-1991 гг.)
45. Экономическое развитие в постсоветской России (1991-2000 гг.)
46. Экономическое развитие СССР в первой половине XX в. (1917-1953 гг.).
47. Экономическое развитие СССР во второй половине XX в.
48. Политические процессы в СССР в период перестройки.
49. Общественная жизнь в СССР в период перестройки.
50. Первые преобразования советской власти (1917-1920 –е гг.).
51. Повседневная жизнь в СССР в 1941-1945 гг.
52. Развитие культуры в СССР в первые Советской власти (1920-1930-е гг.).
53. Развитие национальных окраин в СССР в 1920-1930-е гг.
54. Проблемы восстановления страны после Великой Отечественной войны (1945-1950-е гг.).
55. Роль личности в истории (на выбор личность в конкретный исторический период – В.И.Ленин, Л.Троцкий и т.д. ).
56. Политическая власть в СССР в 1930-е гг.
57. Реформы сельского хозяйства в СССР во второй половине XX в.
58. Внешнеполитические проблемы СССР в XX в. (на выбор исторический период: 1920-1930 –е гг., 1941-1945 гг., 1945-1953 гг., 1964-1985 гг.).
59. История технологических прорывов в СССР (на выбор: оружие, космос и т.д.).
60. Развитие постсоветской России в 2000-2010 гг.
2. Документальные источники информации.
3. К каким источникам необходимо обращаться исследователям в дополнение к широко известным и распространенным книгам и журналам.
4. Организация справочно-информационной деятельности в библиотеках.
5. Основные условия и формы справочно-библиографического обслуживания в библиотеках.
6. Межбиблиотечный абонемент (МБА) и заочный абонемент.
7. Органы научно-технической информации.
8. Методы работы с каталогами и картотеками.
9. Алфавитный и систематический каталоги научно-технической информации.
10. Универсальная десятичная классификация (УДК).
11. Библиотечно-библиографическая классификация (ББК).
12. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ).
14. Предметный каталог.
15. Вспомогательные каталоги и картотеки.
16. Библиографические указатели научно-технической информации.
17. Библиографические указатели новой российской литературы научного направления.
18. Общероссийский сводный каталог зарубежных периодических изданий.
19. Последовательность поиска документальных источников информации.
20. Работа с научно-литературными источниками, техника чтения, методика ведения записей, составление плана книги.
21. Основные методические подходы к чтению научно-литера¬турного произведения.
22. Методика работы над рукописью научного исследования, особенности подготовки и оформления.
23. Композиция научного произведения.
24. Основные требования к введению, основной части, заключению рукописи научной работы.
25. Рубрикация текста научной работы.
26. Основные процедуры разбивки основной части научной работы на главы и параграфы.
27. Приемы изложения научных материалов.
28. Основные процедуры работы над черновой и беловой рукописью научных исследований.
29. Язык и стиль научной работы.
30. Сложившиеся определенные стандарты изложения материала научной работы.
31. Основные качества, определяющие культуру научной речи в рукописи.
32. Основные процедуры оформления библиографического аппарата.
33. Основные процедуры формирования библиографического списка (библиографической литературы).
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: (титульный лист; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения (при необходимости).)
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.