2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Курсовая работа по модулю Отечественная история до начала XX в__История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Курсовая работа по модулю "Отечественная история до начала XX в."
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
курсовые работы 6
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
0
аудиторные занятия
0
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Контроль самостоятельной работы (для студента)
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
Курсовое проектирование (для студента)
32
32
32
32
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доктор исторических наук, профессор, Эбель Елизавета Михайловна
 
 
Курсовая работа по модулю "Отечественная история до начала XX в."
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 4  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Состоит в изучении основ научно- исследовательской деятельности по истории России студентами, способов получения и переработки информации для выполнения курсовых и квалификационных проектов по истории России, ознакомлении с современными приемами и методами использования Интернет в образовательной и научно-исследовательской деятельности
1.2
Задачи: - Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными в процессе изучения дисциплины

- Проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности

- Научить навыкам обработки информации

- Развивать умения поиска решения поставленных проблем

- Развивать логическое мышления (умения выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы)

- Развивать навыки передачи и презентации результатов работы

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.07
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Проектная деятельность
2.1.2
Методология самостоятельной работы студентов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Спецсеминар (Всеобщая история)
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
ИД-1.УК-1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
 
ИД-2.УК-1: Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности.
 
ИД-3.УК-1: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
ИД-2.УК-2: Оценивает вероятные риски и ограничения, определяет ожидаемые результаты решения поставленных задач.
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ИД-1.ОПК-9: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности.
 
ИД-2.ОПК-9: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности.
 
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Выполнение и защита курсовой работы
 
1.1
Выполнение курсовой работы /KРП/
32
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-5 ИД-1.ОПК-9 ИД-2.ОПК-9
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Консультирование и защита курсовой работы /КСРС/
4
ИД-1.УК-1 ИД-2.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-2.УК-2 ИД-1.УК-5 ИД-1.ОПК-9 ИД-2.ОПК-9
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Пояснительная записка

1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Курсовая работа по модулю Отечественная история до начала XX в»

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий, ролевой игры, ситуационных задач и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к  зачету .

3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Курсовая работа по модулю Отечественная история до начала XX в»

4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной  

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.

УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ИД-2.УК-2: Оценивает вероятные риски и ограничения, определяет ожидаемые результаты решения поставленных задач.

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ИД-1.УК-1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.

ИД-2.УК-1: Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности.

ИД-3.УК-1: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.

5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

- «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100% заданий;

- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83% заданий;

- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65% заданий;

- «неудовлетворительно», 2 - менее 50% заданий

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Тема 1. Составление развернутого конспекта, резюме, аннотации  (6 часов)

        При подготовке данной темы, необходимо изучить рекомендуемую литературу и подготовить конспект, резюме и  аннотацию.

Подготовить ответы на проблемные вопросы:

1. Что такое резюме?

2. Что такое аннотация?

3. Что такое конспект?

4. Что общего и каковы различия между конспектом, резюме и  аннотацией?

 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Ключевые понятия, термины: конспект; резюме; аннотация.

Тема 2. Работа с библиографией. Оформление источников по ГОСТу

        При подготовке данной темы, необходимо изучить рекомендуемую литературу, посетить читальный зал библиотеки  и подготовить библиографический список литературы и ответы на проблемные вопросы.

Подготовить ответы на проблемные вопросы:

1. Что такое библиография?

2. Что означает понятие ГОСТ?

3. Что означает понятие «источник»?

Ключевые понятия, термины: библиография; ГОСТ, источник.

Тема 3. Структура реферата,  курсовой и дипломной работы (6 часов)

        При подготовке данной темы, необходимо изучить рекомендуемую литературу, посетить читальный зал библиотеки  и подготовить ответы на проблемные вопросы.

Подготовить ответы на проблемные вопросы:

1. Что такое структура письменной работы?

2. Что такое реферат?

3. Что такое письменная работа?

4. Что такое курсовая работа?

5. Что такое дипломная работа?

6. Что в них общего и особенного?

Ключевые понятия, термины: письменная работа; реферат; курсовая работа; дипломная работа.

Тема 4. Составление алфавитного, хронологического, тематического  списков  литературы   (6 часов)

        При подготовке данной темы, необходимо изучить рекомендуемую литературу, посетить читальный зал библиотеки,  подготовить алфавитный, хронологический, тематический  списки  литературы и ответы на проблемные вопросы.

              Подготовить ответы на проблемные вопросы:

1. Как составить алфавитный список литературы?

2. Как составить хронологический список литературы?

3. Как составить тематический список литературы?

4. Что между ними общего и в чем состоит особенность?

Ключевые понятия, термины: библиография; алфавитный список; хронологический список; тематический список.

Тема 5. Структура дипломной работы (6 часов)

        При подготовке данной темы, необходимо изучить рекомендуемую литературу, посетить читальный зал библиотеки  и подготовить ответы на проблемные вопросы.

Подготовить ответы на проблемные вопросы:

1. Что такое структура письменной работы?

2. Из каких структурных единиц состоит дипломная работа?

3. Назовите структуру Введения дипломной работы.

4. Назовите структуру основной части дипломной работы.

5. Назовите структуру Заключения дипломной работы.

6. Что такое примечания?

7. Что такое приложения?

8. Назовите структуру списка литературы.

Ключевые понятия, термины: письменная работа; дипломная работа; титульный лист; содержание работы; Введение; главы; параграфы; основная часть; Заключение; примечания; структура списка литературы; приложения.    

Тема 6. Составление программы исследовательской работы (6 часов)

        При подготовке данной темы, необходимо изучить рекомендуемую литературу, посетить читальный зал библиотеки  и подготовить ответы на проблемные вопросы.

Подготовить ответы на проблемные вопросы:

1. Как происходит выбор темы исследования?

2. Что означает программа исследовательской работы?

3. Как составить план исследования?

4. Какие требования необходимо соблюдать при составлении плана исследовательской работы?

5. Составьте собственный план исследования интересующей вас проблемы.

Ключевые понятия, термины: программа исследования; план исследования; тема исследования.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Влияние путей сообщения на экономическое развитие Горного Алтая в начале XX в.

2. Чуйский тракт и его влияние на социально-экономическое развитие Горного Алтая в 1917-1941 гг.

3. Роль жителей Горного Алтая в Великой Отечественной войне

4. Становление и развитие радиовещания в Горном Алтае

5. Политический портрет Российского президента (на выбор)

6. Становление и деятельность органов советской милиции

7. История строительства Транссибирской магистрали

8. Социально-экономическое развитие Республики Алтай

9. История становления и развития таможенного дела в России

10. Становление и развитие телевидения в Горном Алтае.  

11. Экономическое развитие Российской империи в начале ХХ в.

12. Буржуазная модернизация в России в начале ХХ в.

13. Дом Романовых в 1900-1917 гг.

 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
14. Аграрная реформа в России (Сибири, Алтае, в Горном Алтае) в начале ХХ в.

15. Землеустройство (на Алтае, в Горном Алтае) в начале XX вв.

16. Алтайская камнерезная промышленность в XX - XXI вв.

17. Горно-металлургическая промышленность Западной Сибири (Алтая) в XX - XXI вв.

18. Переселенческие процессы на Алтае в (Сибири, в Горном Алтае) в начале ХХ в.

19. История геологических открытий на Алтае (в Горном Алтае) в XX - XXI вв.

20. Внешняя политика России в 1900-1917 гг.

21. Старообрядчество (России, Сибири, Алтая, Горного Алтая) в XX-XXI вв.

22. Русская православная церковь (России, Сибири, Алтая, Горного Алтая) в XX-XXI вв.

23. Реформы в Горном Алтае в начале XX вв.

24. Исследователи Алтая: Г.Н. Потанин, С.П. Швецов, Г.Н. Потанин, В.В. Сапожников, В.В. Радлов, советские, современные (на выбор).

25. История гуманитарных исследований в Горном Алтае в  XX-XXI вв.

26. История естественнонаучных исследований в Горном Алтае в  XX-XXI вв.

27. Пакт Молотова - Риббентропа - современные оценки и дискуссии.

28. Советско-германское экономическое сотрудничество. 1939-1941 гг.

29. Экономическое развитие СССР в 1941-1945 гг.

30. Современная отечественная литература об оценке территориальных приобретений СССР после заключения пакта Молотова - Риббентропа.

31. Внешнеполитическая деятельность СССР в годы Великой Отечественной войны. Пути создания и деятельности антигитлеровской коалиции.

32. Участие СССР в локальных конфликтах в послевоенные годы.

33. Изменения внешнеполитического курса после 1953 г.: взаимоотношения с капиталистическими странами.

34. Участие СССР в военных конфликтах 1953-1964 гг. Карибский кризис.

35. Студенческое самоуправление в вузах Сибири (1971-1980 гг.)

36. Партийная элита в  1953-1985 гг.: социально-историческое исследование

37. Комсомол  и  самоидентификация  молодежи  в  условиях  «оттепели» 1953-1985-х гг.

38. Внешняя политика СССР в 1953 – 1985 гг.

39. Диссидентское движение в СССР.

40. История национального музея РА им. А.В. Анохина.

41. Социальные процессы в СССР в 20-30-е гг. XX в.

42. Социальные процессы в СССР в 1941-1945 гг.

43. Социальные процессы в СССР в 1950-1960-е гг.

44. Социальные процессы в СССР в период перестройки (1985-1991 гг.)

45. Экономическое развитие в постсоветской России (1991-2000 гг.)

46. Экономическое развитие СССР в первой половине XX в. (1917-1953 гг.).

47. Экономическое развитие СССР во второй половине XX в.

48. Политические процессы в СССР в период перестройки.

49. Общественная жизнь в СССР в период перестройки.

50. Первые преобразования советской власти (1917-1920 –е гг.).

51. Повседневная жизнь в СССР  в 1941-1945 гг.

52. Развитие культуры в СССР в первые Советской власти (1920-1930-е гг.).

53. Развитие национальных окраин в СССР в 1920-1930-е гг.

54. Проблемы восстановления страны после Великой Отечественной войны (1945-1950-е гг.).

55. Роль личности в истории (на выбор личность в конкретный исторический период – В.И.Ленин, Л.Троцкий и т.д. ).

56. Политическая власть в СССР в 1930-е гг.

57. Реформы сельского хозяйства в СССР  во второй половине XX в.

58. Внешнеполитические проблемы СССР в XX в. (на выбор исторический период: 1920-1930 –е гг., 1941-1945 гг., 1945-1953 гг., 1964-1985 гг.).

59. История технологических прорывов в СССР (на выбор: оружие, космос и т.д.).

60. Развитие постсоветской России в 2000-2010 гг.   

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Основные методы поиска информации для исследования экономической деятельности.

2. Документальные источники информации.

3. К каким источникам необходимо обращаться исследователям в дополнение к широко известным и распространенным книгам и журналам.

4. Организация справочно-информационной деятельности в библиотеках.

5. Основные условия и формы справочно-библиографического обслуживания в библиотеках.

6. Межбиблиотечный абонемент (МБА) и заочный абонемент.

7. Органы научно-технической информации.

8. Методы работы с каталогами и картотеками.

9. Алфавитный и систематический каталоги научно-технической информации.

10. Универсальная десятичная классификация (УДК).

11. Библиотечно-библиографическая классификация (ББК).

12. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ).

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
13. Пример представления формы научной информации в списке ГРНТИ.

14. Предметный каталог.

15. Вспомогательные каталоги и картотеки.

16. Библиографические указатели научно-технической информации.

17. Библиографические указатели новой российской литературы научного направления.

18. Общероссийский сводный каталог зарубежных периодических изданий.

19. Последовательность поиска документальных источников информации.

20. Работа с научно-литературными источниками, техника чтения, методика ведения записей, составление плана книги.

21. Основные методические подходы к чтению научно-литера¬турного произведения.

22. Методика работы над рукописью научного исследования, особенности подготовки и оформления.

23. Композиция научного произведения.

24. Основные требования к введению, основной части, заключению рукописи научной работы.

25. Рубрикация текста научной работы.

26. Основные процедуры разбивки основной части научной работы на главы и параграфы.

27. Приемы изложения научных материалов.

28. Основные процедуры работы над черновой и беловой рукописью научных исследований.

29. Язык и стиль научной работы.

30. Сложившиеся определенные стандарты изложения материала научной работы.

31. Основные качества, определяющие культуру научной речи в рукописи.

32. Основные процедуры оформления библиографического аппарата.

33. Основные процедуры формирования библиографического списка (библиографической литературы).

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Куриленко Т.К.
Правила написания и оформления выпускных квалификационных работ: методические рекомендации
Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2020
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=4011:988&catid=38:naukovedenie&Itemid=174
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Анкудинова Т.В.
Методология самостоятельной научной работы студентов: учебно-методическое пособие для студентов ГАГУ
Горно-Алтайск: ГАГУ РИО "Универ-Принт", 2005
 
Л2.2
Чедурова Е.М.
Требования к курсовым и квалификационным (бакалаврским) работам: методические рекомендации
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=210:trebovaniya-k-kursovym-i-kvalifikatsionnym-bakalavrskim-rabotam&catid=19:pedagogy&Itemid=175
 
Л2.3
Зайдман И.Н., Ефремова О.А., Григорьева [и др.] М.А.
Технологии организации самостоятельной работы: учебно-методическое пособие
Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ), 2012
https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/1391/read.php
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Межвузовская электронная библиотека
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
метод проектов
 
конференция
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
210 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска, кафедра, мультимедийный проектор, экран, ноутбук
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: (титульный лист;  содержание; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения (при необходимости).)

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.