(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
39.03.02 Социальная работа
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
2. Изучить рынок труда как регулятор занятости и безработицы;
3. Сформировать представление о проблемах занятости и безработицы, деятельности государственной службы занятости, социальной защиты безработных, социальной работе среди безработных;
4. Изучить технологию поиска работы
ции
ракт.
Понятие «труд». Труд как объект исследования. Характеристики рабочего времени. Понятие «рынок труда», его эволюция. Совокупный и текущий рынок труда: широкий и узкий смысл. Открытый и скрытый рынок труда: их элементы. Внешний и внутренний рынок труда: особенности и специфика. Механизм действия рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда. Сегментация, неоднородность и гибкость рынка труда. Ярмарки вакансий. /Лек/
1. Занятость как экономическая категория.
2. Классическая, кейнсианская и неокейнсианская концепции занятости.
3. Современные концепции занятости.
4. Экономические реформы и современное состояние занятости в России.
5. Управление созданием рабочих мест. Обеспечение занятости на предприятия.
/Пр/
1. Сделайте обзор литературы по дисциплине и составьте список не менее чем из 10 источников
2. Составить таблицу базовых понятий дисциплины/
3. Охарактеризуйте роль рынков труда в регулировании занятости и безработицы. Какой уровень безработицы следует считать естественным, допустимым, социально опасным?
4.Определить численность трудовых ресурсов города.
/Ср/
1. Понятие занятости, ее социально-экономическая сущность.
2. Экономически активное и неактивное население.
3. Определение занятых, статус в занятости.
4. Структура и виды занятости.
/Пр/
1. Как соотносятся между собой понятия "трудовые ресурсы", "занятость" и "безработица" как социально-экономические категории?
2. Сделать доклад по теме "Российская безработица: дифференциация по социально-демографическим группам".
3. Написать эссе "Социально-экономические и психологические последствия безработицы".
/Ср/
Понятие международно-правового регулирования обеспечения занятости. Основные международные акты в области обеспечения трудовой занятости. Значение конвенций и рекомендаций МОТ. Конституцию Российской Федерации.
Законы и подзаконные акты. Локально - договорное регулирование отношений по обеспечению трудовой занятости. Трудовые договоры и иные индивидуальные соглашения о труде. Государственные федеральные, региональные и иные программы занятости и содействия занятости. /Лек/
1. Федеральное законодательство в сфере занятости.
2. Региональное законодательство в сфере занятости.
Круглый стол.
/Пр/
1. Изучить опыт нормативно-правового обеспечения занятости населения в регионах России. Оформить доклад.
2. Какие показатели Вы бы использовали для оценки эффективности государственной политики, направленной на сокращение безработицы? Ответ аргументируйте.
/Ср/
Направления государственной политики содействия занятости. Политика занятости на федеральном, региональном (республиканском) и муниципальном уровнях. Субъекты рынка труда. Инфраструктура рынка труда. Обследование населения по проблемам занятости. /Лек/
1. Направления государственной политики содействия занятости.
2. Политика занятости на федеральном, региональном (республиканском) и
муниципальном уровнях.
3. Причины создания служб занятости. Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственной службы занятости.
4. Основные направления деятельности службы занятости. Значение негосударственных служб занятости.
5. Занятость населения: тенденция и перспективы.
/Пр/
1. Предположим, что в парламенте и правительстве обсуждаются варианты реформирования системы страхования по безработице. Предлагаются следующие варианты:
1. увеличение срока выплаты пособия по безработице;
2.увеличение уровня компенсации потерянного дохода пособием по безработице;
3.отмена ограничения сверху на размер пособия по безработице, так что пособие определяется
только процентом от потерянного заработка независимо от его
абсолютной величины;
4. предоставление частичной компенсации тем, кто работает меньше часов, чем хотел бы;
5. введение короткого периода ожидания назначения пособия по безработице независимо от причин безработицы. Объясните влияние каждой из предлагаемых мер на уровень безработицы.
2. Какие факторы целесообразно учитывать при установлении допустимого уровня безработицы в регионе исходя из уровня и условий его социально-экономического развития?
3. Разработать проект самозанятости безработных в Республике Алтай.
/Ср/
Социальная защита безработных как элемент социальной политики государства. Технология деятельности служб занятости. /Лек/
1. Безработица и государственная политика занятости.
2. Функции, задачи и направления деятельности государственной службы занятости населения.
3. Принципы работы службы занятости.
4. Деятельность служб занятости по социальной поддержке безработных.
5. Проблемы трудоустройства разных групп населения.
6. Роль социальных работников в защите безработных.
7. Государственные гарантии безработным в области занятости.
8. Социально-психологические аспекты деятельности службы занятости.
9. Решение проблем занятости социально незащищенных групп населения.
Просмотр и обсуждение художественного фильма "В погоне за счастьем".
/Пр/
1.По материалам местных информационно-справочных материалов (газет) службы занятости выясните, какие специальности востребованы в вашем районе. Какие вакансии имеются на данный момент? Какие вакансии ожидаются через 3-5 лет?
2.Опишите процесс социальной помощи и поддержки безработных.
/Ср/
1. Подходы к самостоятельному поиску работы.
2. Практические рекомендации по составлению резюме.
3. Собеседование.
4. Правила создания собственного образа
5. Тайм-менеджмент.
Деловая игра "Устройство на работу". /Пр/
1. Подготовить рекомендации при поиске работы безработным.
2. Подготовить резюме для трудоустройства. /Ср/
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий и промежуточной аттестации в форме вопросов к экзамену.
1. Гетерогенный ареал действия или реализации (исполнения) конкретных социальных обязательств государства называется «социальное …»:
а) пространство
б) равенство
в) изучение
2. Один из главных процессов репродукции общества, предмет демографии и главный объект ее изучения:
а) репродуктивная установка
б) воспроизводство населения
в) прирост населения
3. Соотнесите термин и определение:
Чистая (формальная) демография:
а) научная дисциплина, изучающая взаимовлияние демографических и социальных процессов
б) наука, которая исследует воспроизводство населения в прошлом
в) рассмотрение количественных соотношений демографических явлений, процессов, структур и роста населения под их влиянием
4. Соотнесите термин и определение:
Аналитическая демография:
а) изучение взаимосвязей между демографическими явлениями, их детерминации социальными, экономическими, социально-психологическими и другими процессами +
б) наука, которая исследует воспроизводство населения в прошлом
в) научная дисциплина, изучающая взаимовлияние демографических и социальных процессов
5. Соотнесите термин и определение:
Социологическая демография (социальная демография):
а) рассмотрение количественных соотношений демографических явлений, процессов, структур и роста населения под их влиянием
б) изучение взаимосвязей между демографическими явлениями, их детерминации социальными, экономическими, социально-психологическими и другими процессами
в) научная дисциплина, изучающая взаимовлияние демографических и социальных процессов
6. Оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д. относятся к таким мерам демографической политики:
а) экономическим
б) социальным
в) финансовым
7. Таблицы рождаемости бывают:
б) общие и специальные
в) простые и сложные
8. Впервые в практике советской статистики записи, сделанные в ходе переписи населения, вводились в ЭВМ с помощью специальных читающих устройств и записывались на магнитную ленту в этом году:
а) 1969
б) 1989
в) 1979
9. Единицей наблюдения переписи с 2000 г. служит:
а) домохозяйство
б) индивид
в) совершеннолетние члены семьи
10. Изучение динамики, состава, размещения населения и населенных пунктов:
а) демографическая статистика
б) социологическая демография
в) география населения
Примерные тестовые задания текущего контроля 1:
1. Отметьте понятия, относящиеся к рынку труда:
а) Ликвидность
б) Средства производства
в) Рабочая сила+
г) Труд
2. Чем является цена реализации труда или цена реализации рабочей силы?
а) Оптовой ценой
б) Ценой без НДС
в) Заработная плата
3. Отметьте элементы, которые включает в себя современная структура рынка труда?
а) Производственную систему
б) Систему найма
в) Систему подготовки кадров
г) Систему переподготовки и переквалификации
4. От чего зависит спрос на труд и предложение труда?
а) Цен на продукты питания
б) Мировых цен
в) Цены реализации труда
5. Отметьте основные подходы к анализу механизма функционирования рынка труда:
а) Ленинизм
б) Монетаристская модель
в) Неоклассический
г) Марксизм
6. К какому понятию относятся «трудовые ресурсы»??
а) «Финансовые ресурсы»
б) «Материальные ресурсы»
в) «Сырьевые ресурсы»
г) «Человеческие ресурсы»
7. Что характеризует трудовой потенциал?
а) Количество и структуру труда
б) Качество и потенциальные возможности труда
8. Что входит в качественную характеристику трудового потенциала?
а) Психическую составляющую
б) Социальную составляющую
в) Интеллектуальную составляющую
г) Физическую составляющую
9. Какие составляющие включает в себя экономически активное население?
а) Все население страны
б) Безработных, не ищущих работу
в) Безработных, активно ищущих работу и готовых приступить к ней
г) Занятых общественно-полезной деятельностью, приносящей доход
10. Главная составная часть трудовых ресурсов:
а) работники
б) предприниматели
в) наемная рабочая сила
г) все население страны
Критерии оценки:
Оценка "зачтено" (повышенный уровень) выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапазоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ дисциплин, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "зачтено" (пороговый уровень)выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
Оценка "незачтено" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положения
Практическое задание текущего контроля 2:
1. Определить структуру населения и трудовых ресурсов в регионе (возраст, пол, образование).
2. Выявить динамику и особенности естественного и механического движения населения в регионе.
3. Изучить региональные особенности, влияющие на рынок труда (природные условия, отраслевая структура экономики региона и др.).
4. Выявить уровень, причины, особенности, виды безработицы, характерные для региона.
5. Сформулировать выводы о состоянии и особенностях рынка труда региона и сравнить результаты с данными по России в целом.
Критерии оценки решения ситуационной задачи «5» (отлично) – выставляется за полное, безошибочное решение ситуационной задачи
«4» (хорошо) – в целом ситуационная задача решена, имеются отдельные неточности или недостаточно полные ответы, не содержащие ошибок
«3» (удовлетворительно) – допущены отдельные ошибки при решении ситуационных задач
«2» (неудовлетворительно) – отсутствуют ответы на большинство вопросов задачи, ситуационная задача не решена или решена неверн
Проблемы занятости населения России в условиях рыночной экономики. Эволюция. Закономерности. Особенности.
Социально-экономические преобразования в сфере занятости в условиях формирования рыночных отношений.
Региональный аспект проблемы занятости населения.
Безработица в современной России: характер, сущность, предпосылки, формы, социальные последствия.
Региональные особенности безработицы. Показатели, система оценок уровня безработицы.
Рынок труда: механизм функционирования, тенденции, факторы формирования, основные элементы.
Гибкий рынок труда: концепция, элементы, механизм.
Субъекты рынка труда. Дифференциация интересов. Способы и механизм воздействия на рынке труда.
Основные направления социальной политики в сфере занятости в рыночных условиях.
Способы социальной поддержки населения и слабо социально защищенных граждан.
Проблемы государственного регулирования занятости населения и рынка труда в современных условиях.
Социальное партнерство как фактор обеспечения эффективной занятости в России.
Анализ современных зарубежных теорий занятости и возможности их адаптации к российскому рынку труда.
Государственные и региональные программы занятости населения.
Молодежь на рынке труда.
Неполная занятость в России: проблемы и перспективы.
Основные направления государственной политики на российском рынке труда.
Методология оценки безработицы.
Проблемы взаимосвязи и взаимодействия российского и международного рынков труда.
Оценка масштабов дополнительной занятости населения в России.
Анализ изменений отраслевой структуры занятости в России.
Проблемы формирования общего рынка труда в СНГ.
Напряженность на российском рынке труда и механизм ее преодоления.
Вторичная занятость: сущность и оценка масштабов.
Проблема обеспечения занятости инвалидов.
Основные направления решения проблемы женской занятости.
Высвобождение персонала на предприятиях и проблема занятости населения.
Проблема трудоизбыточности на рынке труда.
Стратегия развития малого бизнеса в России.
Занятость населения и проблемы повышения квалификации работников.
Проблемы профессионального обучения кадров и занятость населения.
Проблемы оценки эффективности деятельности государственной службы занятости населения.
Альтернативные службы трудоустройства на российском рынке труда.
Проблемы повышения эффективности управления государственной службы занятости населения
Критерии оценки:
Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена
Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.
Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
1. Занятость как экономическая категория.
2. Классическая, кейнсианская и неокейнсианская концепции занятости. Современные концепции занятости.
3. Экономические реформы и современное состояние занятости в России.
4. Управление созданием рабочих мест.
5. Обеспечение занятости на предприятиях.
6. Рынок труда и проблема занятости рабочей силы в РФ.
7. Спрос и предложение рабочей силы. Стоимость и цена рабочей силы.
8. Виды безработицы и миграция.
9. Российская безработица: дифференциация по социально-демографическим группам.
10. Социально-экономические и психологические последствия безработицы.
11. Причины создания служб занятости.
12. Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственной службы занятости.
13. Основные направления деятельности службы занятости.
14. Значение негосударственных служб занятости.
15. Занятость населения: тенденция и перспективы.
16. Социальная защита безработных как элемент социальной политики государства.
17. Технология деятельности служб занятости.
18. Роль социальных работников в защите безработных. Государственные гарантии безработным в области занятости.
19. Социально-психологические аспекты деятельности службы занятости.
20. Решение проблем занятости социально незащищенных групп населения.
21. Подходы к самостоятельному поиску работы.
22. Практические рекомендации по составлению резюме.
23. Собеседование. Правила создания собственного образа.
24. Система социальных гарантий занятости населения и материальная поддержка безработных.
25. Формирование структуры трудовых ресурсов и их использование на современном этапе.
26. Трудовой потенциал: сущность, показатели и структура.
27. Характеристика трудовых ресурсов и оценка трудового потенциала России.
28. Политика занятости на федеральном, региональном (республиканском) и муниципальном уровнях.
Критерии оценки:
Оценка «отлично». Студент владеет понятийным аппаратом, демонстрирует глубину и полное овладение содержанием учебного материала, в котором легко ориентируется.
Оценка «хорошо». Студент умеет грамотно излагать материал, но при этом содержание и форма ответа могут иметь отдельные неточности.
Оценка «удовлетворительно». Студент обнаруживает знания и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательно обосновывать свои суждения.
Оценка «неудовлетворительно». Студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл.
Одна из разновидностей метода анализа конкретных ситуаций – ситуационная задача – заключается в том, что обучаемому предлагаются текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Иногда в тексте предлагаются уже осуществлённые действия, принятые решения для анализа их правомерности. Например, учащимся даётся задание выработать свою стратегию решения демографической проблемы в России. При этом школьникам предлагаются решения, принятые правительством страны, и они должны либо согласиться с ними, но при этом доказать их правомерность, либо добавить свои варианты решения проблемы.
При использовании этого метода больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и её решению, чем групповому.
Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:
- Название задания.
- Личностно-значимый познавательный вопрос.
- Информация по данному вопросу (в виде текста, таблиц, графиков и др.)
- Задания на работу с данной информацией
Очень важно, чтобы задания были разнообразными, позволяли ученикам не столько воспроизводить знания, сколько их использовать.
Название задачи должно быть красивое, отражающее смысл задачи. Например, «Цветущий город», «Кадры решают всё…», «Сколько живёт озеро?» и др.
Личностно-значимый познавательный вопрос помогает ученику убедиться в необходимости данного знания. Формулируется таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ. Лучше, если вопрос будет проблемным.
Информация по данному вопросу представляет собой совокупность разнообразных текстов предметного или межпредметного характера с обязательным использованием таблиц, графиков, диаграмм, рисунков. Цель создания ситуационных задач: формирование и развитие обучающегося как будущего активного субъекта деятельности, формирование его как личности
Сущность педагогической ситуации выражается через:
- противоречие между имеющимися педагогическими знаниями студента и новыми для него фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно, и которые требуют осмысления, установления связей и отношений между собой;
- развитие этого противоречия;
- его разрешение.
Алгоритм анализа ситуационной задачи
1.Сформулируйте проблему ситуации.
2.Проанализируйте возможные причины проблемной ситуации.
Смысл выполнения ситуационной задачи в получении информации о том, чему необходимо ученику научиться, какие умения освоить. Одна из задач – развитие аутентичной оценки (оценки учеником своих учебных успехов).
Критерии оценки решения ситуационных задач
«отлично» - дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; последовательное, правильное выполнение всех заданий; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
«хорошо» - дается комплексная оценка предложенной ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; последовательное, правильное выполнение всех заданий; возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
«удовлетворительно» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; выполнение заданий при подсказке преподавателя; затруднения в формулировке выводов.
«неудовлетворительно» - неправильная оценка предложенной ситуации; отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.
Методические указания по подготовке и написанию рефератов
1. Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
2. Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной,
3. Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
а) в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;
б) реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;
в) написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;
г) в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;
д) общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).
4. Работа над рефератом включает ряд этапов:
а) выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;
б) отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;
в) изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);
г) разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.
Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.
Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.
В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.
В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).
Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.
5. Оформление реферата.
а) титульный лист;
б) на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно быть указано в тексте реферата.
6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.
Критерии оценки реферата:
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Методические рекомендации по подготовке к тестированию
Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.
При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:
а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине.
Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;
б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам
будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.
в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;
г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко
д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него.
Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.
е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.
Тестирование - позволяет оценить знание фактического материала, умение логически мыслить, способность к рефлексии и творчески подходить к решению поставленной задачи.
При проверке знаний, умений, качества овладения компетенциями используются две группы тестов:
а) тесты специальных способностей и достижений (задания с несколькими вариантами выбора).
в) тесты со свободными ответами (предполагают элементы творчества и личностного самовыражения, проявляют сверх нормативные знания и умения обучающихся).
Критерии оценки:
- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;
- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;
- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;
- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован
Методические указания по выполнению тестовых заданий
Тесты и вопросники давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с Рабочей программой по дисциплине, что позволяет оценить знания студентов по всему курсу дисциплины. Тесты могут использоваться:
– студентами при подготовке к экзамену в форме самопроверки знаний;
– преподавателями для проверки знаний, в качестве проверки остаточных знаний студентов, изучивших данную дисциплину.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться учебниками и иной литературой. Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (цифровое обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, а также от сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 30-45 секунд на один вопрос.
Критерии оценки:
- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;
- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;
- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;
- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
На зачете определяется качество и объем усвоенных знаний, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения. Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения определяет кафедра.
Подготовка к зачету – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть полезны для всех. Залогом успешной сдачи зачета является систематическая работа над учебной дисциплиной в течение семестра. Подготовку желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины.
Целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов дисциплины.
Если, готовясь к зачету, вы испытываете затруднения, обращайтесь за советом к преподавателю, тем более что при систематической подготовке у вас есть такая возможность.
Готовясь к зачету, лучше всего сочетать повторение теоретических вопросов с выполнением практических заданий. Требования к знаниям определены федеральным государственным образовательным стандартом и рабочей программой дисциплины.
Цель зачета - проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине и соответствующих им умений и навыков, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве информации, дефиниций и категорий права. Оценке подлежат правильность и грамотность речи студента, а также его достижения в течение семестра.
Дополнительной целью зачета является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность. Таким образом, проверяется сложившаяся у студента система знаний по дисциплине, что играет большую роль в подготовке будущего специалиста, способствует получению им фундаментальной и профессиональной подготовки.
При подготовке к зачету важно правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Во время подготовки к зачету студенты также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую структуру дисциплины, объединить отдельные темы единую систему, увидеть перспективы ее развития.
Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет, так, чтобы за предоставленный для подготовки срок он смог равномерно распределить приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один
Критерии оценки ответа на зачете:
«зачтено» - студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать обоснованные выводы из результатов расчетов или экспериментов
«незачтено», уровень не сформирован - при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины.