2024-2025_02_03_01_2024_624_plx_Технологии программирования_Цифровые технологии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра математики, физики и информатики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии программирования
Учебный план
02.03.01_2024_624.plx

02.03.01 Математика и компьютерные науки

Цифровые технологии
 
экзамены 3, 4, 6, 5 зачеты с оценкой 2
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
147,85
самостоятельная работа
290,7
аудиторные занятия
342
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
22 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
792
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
17 2/6
17 3/6
16 3/6
16 2/6
15 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
36
36
36
36
18
18
18
18
126
126
Лабораторные
36
36
54
54
54
54
36
36
36
36
216
216
Консультации (для студента)
0,9
0,9
1,8
1,8
1,8
1,8
0,9
0,9
0,9
0,9
6,3
6,3
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
1,15
1,15
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
1
1
1
1
4
4
Итого ауд.
54
54
90
90
90
90
54
54
54
54
342
342
Кoнтактная рабoта
55,05
55,05
93,05
93,05
93,05
93,05
56,15
56,15
56,15
56,15
353,45
353,45
Сам. работа
44,1
44,1
88,2
88,2
88,2
88,2
17,1
17,1
53,1
53,1
290,7
290,7
Часы на контроль
8,85
8,85
34,75
34,75
34,75
34,75
34,75
34,75
34,75
34,75
147,85
147,85
Итого
108
108
216
216
216
216
108
108
144
144
792
792
 
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
ст. преподаватель, Беликова М.Ю.
 
 
Технологии программирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)
 
02.03.01 Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна

кафедра математики, физики и информатики
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: Обучение методам проектирования, описания на языке программирования высокого уровня и тестирования алгоритмов решения математических задач.
1.2
Задачи: 1. Изучение основ программирования на языке высокого уровня. 2. Формирование знаний, умений и навыков, позволяющих овладеть методами конструирования, тестирования и анализа алгоритмов и их реализаций на компьютере. 3. Формирование навыков решения математических задач на компьютере. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.16
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Программа предназначена для студентов 1-3 курсов. На начальном этапе изучения дисциплины от студентов требуется владение базовыми математическими понятиями, достаточными для работы с формулировками математических и алгоритмических утверждений.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Цифровые технологии в профессиональной деятельности
2.2.2
Проектная деятельность в цифровых технологиях
2.2.3
Базы данных
2.2.4
Операционные системы
2.2.5
Компьютерные сети
2.2.6
Архитектура ЭВМ
2.2.7
Web-технологии
2.2.8
Введение в машинное обучение и искусственный интеллект
2.2.9
Методика обучения информатике и ИКТ в школе
2.2.10
Нейронные сети
2.2.11
Анализ данных в R
2.2.12
Основы программирования в R
2.2.13
Получение первичных навыков разработки и представления IT-проектов
2.2.14
Технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.15
Получение навыков разработки web-приложений
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-6: Способен разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения
 
- знать основные подходы к разработке алгоритмов и программ;
ИД-1.ОПК-6: Знает основные языки программирования и принципы работы с базами данных
 
- уметь применять методы программирования для решения типовых математических и простых прикладных задач информатики;
ИД-2.ОПК-6: Умеет применять языки программирования, технологии баз данных для решения практических задач
 
- владеть математическими и компьютерными методами решения типовых задач;
ИД-3.ОПК-6: Владеет навыками программирования, отладки и тестирования программ
 
 
ПК-2: Способен искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и обрабатывать программный код информации с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов и программ с целью эффективного использования информации для решения профессиональных задач с учетом основных требований информационной безопасности
 
умеет анализировать базовые алгоритмы и прикладные программы
ИД-3.ПК-2: Способен анализировать обрабатывать программный код информации с использованием алгоритмов и прикладных программ
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Лекции 2 семестр
 
1.1
Понятие алгоритма. Языки программирования. /Лек/
2
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.2
Простые типы данных. Синтаксис и управляющие кострукции. /Лек/
4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.3
Функции. /Лек/
4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.4
Массивы. /Лек/
4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
1.5
Модули. /Лек/
4
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 2. Лабораторные работы 2 семестр
 
2.1
Простые типы данных. Синтаксис и управляющие кострукции. /Лаб/
10
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.2
Функции. /Лаб/
8
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.3
Массивы. /Лаб/
10
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
2.4
Модули. /Лаб/
8
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 3. Самостоятельная работа 2 семестр
 
3.1
Простые типы данных. Синтаксис и управляющие кострукции. /Ср/
8
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.2
Функции. /Ср/
8
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.3
Массивы. /Ср/
8
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.4
Символы и строки. /Ср/
8
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.5
Модули. /Ср/
8
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
3.6
Понятие о верификации программ, вычислительной сложности, асимптотической нотации. /Ср/
4,1
2
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 4. Консультации
 
4.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,9
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
2
0
 
 
Раздел 5. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
5.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
2
0
 
стр. 6
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
5.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
2
0
 
 
Раздел 6. Лекции 3 семестр
 
6.1
Указатели.  /Лек/
4
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.2
Динамическое выделение памяти. /Лек/
4
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.3
Динамические массивы. /Лек/
4
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.4
Массивы и функции /Лек/
4
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.5
Символы и строки /Лек/
4
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.6
Класс string /Лек/
4
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.7
Структуры /Лек/
4
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.8
Модули /Лек/
4
3
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
6.9
Файлы /Лек/
4
3
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 7. Лабораторные работы 3 семестр
 
7.1
Указатели. Динамическое выделение памяти. /Лаб/
6
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
7.2
Массивы и функции /Лаб/
8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
7.3
Символы и строки /Лаб/
8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
7.4
Класс string /Лаб/
8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
7.5
Структуры /Лаб/
8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
7.6
Модули /Лаб/
8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
7.7
Файлы /Лаб/
8
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 8. Самостоятельная работа 3 семестр
 
8.1
Указатели. Динамическое выделение памяти. /Ср/
11
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
8.2
Структуры.Файлы. /Ср/
11
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
8.3
Абстрактные типы данных. /Ср/
11
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
8.4
Перестановки, генерация перестановок. /Ср/
11
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
8.5
Быстрое умножение матриц. /Ср/
11
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
8.6
Поиск подстроки в строке. /Ср/
11
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
8.7
Хэш-функции. /Ср/
11
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
8.8
Алгоритмы криптографии. /Ср/
11,2
3
0
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 9. Консультации
 
стр. 7
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
9.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,8
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
3
0
 
 
Раздел 10. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
10.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
3
0
 
10.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
3
0
 
10.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
3
0
 
 
Раздел 11.  4 семестр
 
11.1
Типы данных и управляющие конструкции. Функции. /Лек/
6
4
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
11.2
Последовательности в Python. /Лек/
12
4
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
11.3
Модули и пакеты в Python. /Лек/
12
4
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
11.4
Создание модулей и независимых exe-приложений в Python. /Лек/
6
4
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 12. Лабораторные работы 4 семестр
 
12.1
Типы данных и управляющие конструкции. /Лаб/
8
4
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
12.2
Последовательности в Python. /Лаб/
12
4
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
12.3
Модули и пакеты в Python. /Лаб/
16
4
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
12.4
Создание модулей и независимых exe-приложений в Python. /Лаб/
18
4
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 13. Самостоятельная работа 4 семестр
 
13.1
Типы данных и управляющие конструкции. /Ср/
22
4
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
13.2
Последовательности в Python. /Ср/
22
4
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
13.3
Модули и пакеты в Python. /Ср/
22
4
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
13.4
Создание модулей и независимых exe-приложений в Python. /Ср/
22,2
4
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 14. Консультации
 
14.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,8
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
4
0
 
 
стр. 8
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Раздел 15. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
15.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
4
0
 
15.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
4
0
 
15.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
4
0
 
 
Раздел 16. Лекции 5 семестр
 
16.1
Разработка пользовательского интерфейса доступа к БД. /Лек/
18
5
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 17. Лабораторные работы 5 семестр
 
17.1
Разработка пользовательского интерфейса доступа к БД. /Лаб/
36
5
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 18. Самостоятельная работа 5 семестр
 
18.1
Разработка пользовательского интерфейса доступа к БД. /Ср/
17,1
5
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 19. Консультации
 
19.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,9
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
5
0
 
 
Раздел 20. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
20.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
5
0
 
20.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
5
0
 
20.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
5
0
 
 
Раздел 21. Лекции 6 семестр
 
21.1
Использование встроенных средств программирования офисных пакетов (VBA) для автоматизации обработки информации на ЭВМ /Лек/
18
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
стр. 9
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Раздел 22. Лабораторные работы 6 семестр
 
22.1
Использование встроенных средств программирования офисных пакетов (VBA) для автоматизации обработки информации на ЭВМ /Лаб/
36
6
0
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 23. Самостоятельная работа 6 семестр
 
23.1
Использование встроенных средств программирования офисных пакетов (VBA) для автоматизации обработки информации на ЭВМ /Ср/
53,1
6
0
Л2.1 Л2.2 Л2.3
 
 
Раздел 24. Консультации
 
24.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,9
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
6
0
 
 
Раздел 25. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
25.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
6
0
 
25.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
6
0
 
25.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.ОПК-6 ИД-2.ОПК-6 ИД-3.ОПК-6 ИД-3.ПК-2
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Технологии программирования».

2. Фонд оценочных средств включает примерный тест для проведения входного контроля, примеры задач для лабораторных работ, примерный перечень вопросов к экзамену и зачету, примерные темы курсовых работ.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерный тест для входного контроля

1. Что называется алгоритмом?

1. последовательность команд, которую может выполнить исполнитель

2. система команд исполнителя

3. нумерованная последовательность строк

4. ненумерованная последовательность строк

2. Что такое исполнитель алгоритма?

1. Это список команд для решения поставленной задачи.

2. Это программа, составленная по заданному алгоритму.

3. Это объект, который способен понимать и исполнять команды, указанные в алгоритме.

3. Какой алгоритм называется циклическим?

 
стр. 10
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1. Алгоритм, в котором команды работают последовательно одна за другой.

2. Алгоритм, в котором команда или несколько команд работают многократно.

3. Алгоритм, который работает либо по одной ветви, либо по другой, в зависимости от выполнения условия.

4. Какой алгоритм называется линейным?

1. Алгоритм, в котором команды работают последовательно одна за другой.

2. Алгоритм, в котором команда или несколько команд работают многократно.

3. Алгоритм, который работает либо по одной ветви, либо по другой, в зависимости от выполнения условия.

5. Какой алгоритм называется алгоритмом ветвления?

1. Алгоритм, в котором команды работают последовательно одна за другой.

2. Алгоритм, в котором команда или несколько команд работают многократно.

3. Алгоритм, который работает либо по одной ветви, либо по другой, в зависимости от выполнения условия.

6.Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает…

1. все стороны данного объекта

2. некоторые стороны данного объекта

3. существенные стороны данного объекта

4. несущественные стороны данного объекта

7.Модель содержит информации…

1. столько же, сколько и моделируемый объект

2. меньше, чем моделируемый объект

3. больше, чем моделируемый объект

4. не содержит информации

8.Каковы основные этапы обработки информации компьютером?

1. Ввод и вывод информации.

2. Ввод, преобразование, хранение, вывод информации.

3. Сохранение информации в файле.

9.Какой этап решения задачи на компьютере отсутствует в следующей цепочке:объект - … - исследование модели на компьютере - анализ результатов и корректировка модели?

1. построение информационной модели

2. кодировка алгоритма на языке программирования

3. анализ полученных данных

4. разработка алгоритма

10. Свойством алгоритма является:

1. Результативность;

2. Цикличность;

3. Возможность изменения последовательности выполнения команд;

4. Возможность выполнения алгоритма в обратном порядке;

5. Простота записи на языках программирования.

Критерии оценки

«Зачтено» – выполнение верно более 60% заданий.

«Не зачтено» – выполнение 60% и менее заданий верно.

Текущий контроль осуществляется по выполнению практических работ, результаты которых проверяются в конце занятия.

Примерные задачи для лабораторных работ

Основы языка С++

Управляющие конструкции:

1. Услуги телефонной сети оплачиваются по следующему правилу: за разговоры до А минут в месяц — В руб., а разговоры сверх установленной нормы оплачиваются из расчета С руб. за минуту. Написать программу, вычисляющую плату за пользование телефоном для введенного времени разговоров за месяц.

2. Напишите программу, которая по заданной оценке за успеваемость от 2 до 5 выводит, сообщение «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».

3. Напишите программу определения количества корней квадратного уравнения, где коэффиценты уравнения задаются с клавиатуры.

4. С клавиатуры вводится последовательность чисел до тех пор, пока не будет задан ноль, который элементом не считается. Определите количество положительных, отрицательных чисел.

 
стр. 11
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Структуры:

1. Описать структуру с именем STUDENT, содержащую следующие поля:

• NAME - фамилия и инициалы;

• Номер группы;

• Успеваемость (целое число).

Написать программу, выполняющую следующие действия:

• Ввод с клавиатуры данных в массив, состоящий из четырех структур типа STUDENT.

• Вывод списка структур и среднего балла.

Для массива структур формулировка задания может содержать нахождение максимального, минимального значения какого-либо поля, суммы или количества записей удовлетворяющих какому-либо условию для заданного поля.

Одномерные массивы:

1. Дан целочисленный массив из 30 элементов. Элементы массива могут принимать целые значения от 0 до 10 000 включительно. Опишите на одном из языков программирования алгоритм, который находит количество элементов массива, больших 100 и при этом кратных 5, а затем заменяет каждый такой элемент на число, равное найденному количеству. Гарантируется, что хотя бы один такой элемент в массиве есть. В качестве результата необходимо вывести измененный массив, каждый элемент массива выводится с новой строчки.

Например, для массива из шести элементов: 4 115 7 195 25 106 программа должна вывести

числа 4 2 7 2 25 106

Для одномерного массива формулировка задания может содержать нахождение суммы, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию, а также минимального или максимального элемента массива.

Двумерные массивы:

1. Найдите максимальные элементы столбцов (строк, главной диагонали) матрицы размерностью 5×5, значения которой задаются случайным образом из диапазона от 0 до 9.

2. Найдите максимальный элемент всей матрицы размерностью 5×5, значения которой задаются случайным образом из диапазона от 0 до 9. выведите на экран количество максимальных элементов.

3. Найдите сумму (разность, умножение матрицы на заданное число) матриц A[n, m] и B[n, m].

Для двумерного массива формулировка задания может содержать нахождение суммы, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию, а также минимального или максимального элемента массива для всей матрицы, для строки, для столбца, главной и побочной диагонали. Также возможно задание на нахождение суммы, разности, произведения (умножение на число) матриц.

Строки:

1. Считать с клавиатуры две строки (в отдельные строковые переменные). Сформировать новую (третью) строку, которая будет содержать введенные строки разделенные пробелом. Написать решение задачи с использованием библиотек cstring и string.

Примерна формулировка «комплексной» задачи

1. Описать структуру с именем STUDENT, содержащую следующие поля:

• NAME - фамилия и инициалы;

• Номер группы;

• Успеваемость (целое число).

Написать программу, выполняющую следующие действия:

• Ввод из текстового файла значений в массив, состоящий из четырех структур типа STUDENT.

• Вывод списка структур (с помощью функцию вывода значений структуры) и среднего балла.

Основы языка Python

Циклы

1.Последовательно вводятся числа. Определить сумму чисел с нечётными номерами и произведение чисел с чётными номерами (по порядку ввода). Подсчитать количество слагаемых и количество сомножителей. При вводе числа 55555 закончить работу.

Списки

1. Дан одномерный массив числовых значений, насчитывающий N элементов. Поменять местами элементы, стоящие на чётных и нечётных местах: A[1] ↔ A[2]; A[3] ↔ A[4].

2. Дан одномерный массив числовых значений, насчитывающий N элементов. Сумму элементов массива и количество положительных элементов поставить на первое и второе место.

Строки

1. Заданы M строк символов, которые вводятся с клавиатуры. Найти количество символов в самой длинной строке. Выровнять строки по самой длинной строке, поставив перед каждой строкой соответствующее количество звёздочек.

2. Заданы M строк символов, которые вводятся с клавиатуры. Из заданных строк, каждая из которых представляет одно слово, составить одну длинную строку, разделяя слова пробелами.

 
стр. 12
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 

Двумерные массивы

1. Выполнить обработку элементов прямоугольной матрицы A, имеющей N строк и M столбцов. Найти наибольший элемент столбца матрицы A, для которого сумма абсолютных значений элементов максимальна.

2. Выполнить обработку элементов прямоугольной матрицы A, имеющей N строк и M столбцов. Найти наибольшее значение среди средних значений для каждой строки матрицы.

Типовые задачи на кортежи и множества

1. Дан список чисел, который может содержать до 100000 чисел. Определите, сколько в нем встречается различных чисел.

5. Во входном файле (вы можете читать данные из файла input.txt) записан текст. Словом считается последовательность непробельных символов идущих подряд, слова разделены одним или большим числом пробелов или символами конца строки.

Определите, сколько различных слов содержится в этом тексте.

Разработка пользовательского интерфейса доступа к БД.

1. Изучить SQLite3. Умения: Создание базы данных. Создание таблицы. Запрос на добавление данных в таблицу. Запрос на выборку данных из таблицы. Запрос на удаление данных. Отображение структуры базы данных (перечень таблиц). Отображение содержимого таблицы.

2. Создадим базу данных «Фирма» из трех таблиц: Сотрудники, Клиенты и Заказы. Организуйте связи между таблицами. Заполните таблицы БД не менее чем 10-ю записями. Осуществите отбор данных с помощью запросов различных типов. Создайте для работы с каждой таблицей формы и одну кнопочную форму, с которой осуществляется открытие форм для отдельных таблиц. Создайте отчеты на основе данных таблиц и запросов.

Основы VBA MS Excel

1. Написать функцию Func_Z, которая принимает три целых числа в качестве параметров и возвращает целое число равное удвоенной сумме переданных параметров. Запустить функцию Func_Z из процедуры Proba_2. Слагаемые в процедуре должны вводится при помощи окна InputBox. Результат должен быть выведен при помощи окна MsgBox

2. Написать функцию Func_X3, которая принимает в качестве параметров одну булеву переменную и три целых числа и возвращает целое число равное удвоенной сумме переданных целочисленных параметров, если первый пара-метр равен TRUE. Во всех других случаях функция должна возвращать -1. Функцию Func_X3 необходимо вызвать из процедуры Proba_2. Значения параметров должны вводиться в процедуре при помощи окна InputBox. Значение логической переменной должно быть введено в текстовом режиме словами «ИСТИНА», «ЛОЖЬ». При вводе должна осуществляться проверка адекватно-сти введенных данных требуемым условиям. Результат должен быть выведен при помощи окна MsgBox

3. На заданном рабочем листе заданной рабочей книги создать таблицу заказов, содержащую информацию о пяти товарах: Название товара, количество, цена, единицы измерения, сумма. Написать макрос, который выдает отчет о сделанных покупках с использованием элемента ListBox1 пользовательской формы. Название листа, на который помещена форма необходимо получить из элемента ComboBox1 той же формы. После вывода последней строки отчета форма должна закрыться. Отчет должен формироваться на основании информации, содержащейся в таблице заказов. Содержимое в ComboBox должно быть внесена при инициализации формы.

4. Создать пользовательскую форму; Поместить на нее элементы управления Label1, TextBox1 и CommandButton1; Написать процедуру, обрабатывающую нажатие на кнопку,

и выводящую поздравление с окончанием летней сессии в элемент управления Label1, а в элемент управления TextBox1 –количество дней до конца летней сессии. Окно TextBox1 должно быть не доступно для редактирования

5. В текущем рабочем каталоге должно быть не менее пяти файлов, из них два файла MS EXEL. Необходимо разработать функцию, которая возвращает строку со списком всех файлов, находящихся в текущем каталоге. Имена фай-лов в возвращаемой строке должны быть разделены пробелами. Используя данную функцию, вывести список файлов, которые находятся в текущем каталоге в первый столбец первого листа (имя каждого файла в отдельную ячейку).  Файлы MS EXEL должны быть открыты.

Критерии оценки

- «зачтено» повышенный уровень   (81-100%)

Выполнены правильно все задания, представленные в описании лабораторных работ. Возможно наличие некоторых неточностей в решении задач, за что снижается балл за текущий контроль.

- «зачтено» пороговый уровень (60-80%)

        Выполнено правильно более половины заданий, около третьей части заданий не выполнены. Возможно наличие некоторых неточностей в решении задач.

«не зачтено» уровень не сформирован (менее 60%)

        Выполнено правильно менее половины заданий. Возможно наличие некоторых неточностей в решении задач.

 
стр. 13
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы курсовых работ

1. Алгоритмы поиска

2. Алгоритмы сортировки (пирамидальная, обменная, быстрая, сортировка слиянием)

3. Алгоритмы сортировки (подсчетом, включением, Шелла, сортировка извлечением)

4. Бинарные деревья поиска

5. Сбалансированные деревья

6. Сильноветвящиеся деревья

7. Хеш-функции

8. Хеш-таблицы

9. Абстрактные типы данных векторы и списки

10. Абстрактные типы данных стек, очередь, дек

11. Графы. Представление графов. Обход графа

12. Графы. Поиск компонент связности

13. Остовные деревья

14. Алгоритм Дейкстры

15. Хеш-таблицы

16. Элементы динамического программирования

17. Алгоритм Хаффмана

Форма представления курсовой работы:

Курсовая работа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части тема должна быть раскрыта содержательно. В практической части должны быть представлены программная реализация задачи, решаемой в рамках рассматриваемой темы. Критерии оценки:

- оценка «отлично» (повышенный уровень):

Тема курсовой работы раскрыта, содержательно представлена в теоретической и практической части. Оформление соответствует всем требованиям, предъявляемым к курсовым работам. Подготовлен доклад и презентация к защите.

- оценка «хорошо» (пороговый уровень):

Тема курсовой работы раскрыта с незначительными недочетами по теоретической и практической части. Оформление соответствует всем требованиям, предъявляемым к курсовым работам. Подготовлен доклад и презентация к защите.

– оценка «удовлетворительно»:

Тема курсовой работы раскрыта с недочетами по теоретической и практической части. Оформление соответствует всем требованиям, предъявляемым к курсовым работам.

- оценка «неудовлетворительно» (уровень не сформирован):

Тема курсовой работы не раскрыта, изложение в теоретической части неполное. Оформление курсовой работы не соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации 2 семестр (зачет с оценкой)

1. Понятие алгоритма: определенность,детерминированность, конечность, массовость.

2. Языки программирования: синтаксис,семантика, прагматика и их описания. Стадии разработки и реализации алгоритмов на языке

высокого уровня.

3. Основные понятия языка Си: значения,представление стандартных значений, идентификаторы, выражения, типы данных,переменные,

функции, операторы.

4. Базовые тип данных, представление чисел и символов.

5. Операции и выражения.

6. Операторы. Условный оператор. Оператор выбора. Операторы цикла.

7. Функции,синтаксис описания и вызова, передача параметров. Прототипы. Коллизия обозначений. Побочные эффекты.

Стек исполнения.

8. Рекурсия.Примеры. Применение.

9. Заголовочные файлы, модули, библиотеки.Компиляция.

10. Стандартные функции ввода-вывода.

11. Массивы.

12. Простейшие алгоритмы сортировки.

Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации 3 семестр (экзамен):

1. Арифметика указателей.

2. Динамическое выделение памяти, динамические массивы.

3. Массивы и функции

4. Символы и строки.

 
стр. 14
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
5. Структуры.

6. Определение пользовательских типов данных.

7. Модули.

8. Файлы.Текстовые файлы. Файловые операции.

Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации 4 семестр (экзамен):

1. Общие сведения о языке Python и особенности его стиля программирования.

2. Синтаксис и управляющие конструкции языка Python.

3. Переменные, значения и их типы. Присваивание значения.

4. Ввод значений с клавиатуры.

5. Встроенные операции и функции. Основные алгоритмические конструкции.

6. Условный оператор. Множественное ветвление. Условия равенства / неравенства.

7. Циклы и счетчики.

8. Определение функций. Параметры и аргументы. Вызовы функций. Оператор

возврата return.

9. Определение класса. Методы класса.

10. Последовательности в Python. Операторы, общие для всех типов

последовательностей.

11. Специальные операторы и функции для работы со списками.

12. Работа со словарями. Методы словарей.

13. Вложенные списки. Матрицы.

14. Основные стандартные модули и пакеты в Python и их импортирование.

15. Модуль Math.

16. Некоторые специализированные модули и приложения.

17. Библиотека символьной математики Sympy.

18. Создание собственных модулей и их импортирование.

19. Создание независимых exe-приложений в Python.

Примерный перечень тем к промежуточной аттестации 5 семестр (экзамен):

1.Работа с базами данных. Основные понятия теории реляционных баз данных. Таблицы, поля, записи. Основные и внешние ключи.

2.Подключение к базе данных. ODBC источник данных. Понятие рекордсета.  

3.Подготовка и выполнение SQL запросов к базе данных.

Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации 6 семестр (экзамен):

1.Описание среды разработки. Автоматическая запись макросов. Объекты и обработка событий. Пример использования MsgBox

2.Модули, процедуры и функции. Передача параметров. Вызов функции из ячейки таблицы.

3.Типы данных. Тип Variant, пользовательский тип данных, массивы. Динамические массивы. Объявление переменных. Области видимости переменных. Локальные и глобальные переменные.

4.Потоки управления программой. Конструкции If …Then… Else, Select Case … End Select, For … Next, For Each … Next, Do Until …   Loop, While … Wend

5.Объектная модель Excel. Объекты Application, Workbook, Worksheet, Range, Chart, Pivot Table, Comments. Свойства и методы объектов. Коллекции объектов.

6.Пример взаимодействия с листом (таблицей). Различные способы доступа к ячейкам.

7.Отладка программы, точки останова, частичное выполнение кода программы. Просмотр значений переменных. Обработка ошибок в программе.

8.Функции VBA для работы со строками. Поиск и замена элементов строки.

9.Работа с датами. Математические операторы VBA. Некоторые наиболее употребляемые функции

10.Формы и пользовательские диалоги. Создание пользовательской формы. Управление отображением формы из кода программы.

11.Элементы управления: окно редактирования, надписи, комбинированный список, кнопки, радиокнопки, изображения.

Критерии оценки на экзамене/зачет с оценкой

- оценка «отлично» (повышенный уровень):

1) Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи.

2) Подтверждает примерами теоретический материал.

3) Если полностью ответил на два вопроса.

- оценка «хорошо» (пороговый уровень):

Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи. В ответе студент допускает неточности фактического и теоретического плана, однако может исправить их при уточнении преподавателем.

– оценка «удовлетворительно»:

Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя 

 
стр. 15
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
правильное решение конкретной практической задачи. В ответе на теоретические вопросы студент допускает ошибки, ответ неполный; в большинстве примеров практической части допускает ошибки, которые исправляет при помощи наводящих вопросов преподавателя.

- оценка «неудовлетворительно» (уровень не сформирован):

Студент не владеет теоретическими сведениями по указанным вопросам, затрудняется в приведении примеров, большая часть практического материала выполнена неверно, студент затрудняется в исправлении ошибок.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Кудрявцев Н.Г., Кудин Д.В., Беликова М.Ю.
Программирование на VBA MS Excel: учебное пособие для студентов по напр. подг. "Информатика и программирование" (230700 "прикладная информатика"), "Технология программирования и работа на ЭВМ" и "Практикум на ЭВМ (01.03.01 "Математика", 02.03.01 "Математика и компьютерные науки").
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=28:programmirovanie-na-vba-ms-excel&catid=31:informatika&Itemid=169
 
Л1.2
Сундукова Т.О., Ваныкина Г.В.
Структуры и алгоритмы компьютерной обработки данных: учебное пособие
Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2020
http://www.iprbookshop.ru/89476.html
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Кудрявцев Н.Г., Кудин Д.В., Беликова М.Ю.
Работа с базами данных с использованием VBA MS EХCEL: учебное пособие для студентов, изучающих дисциплины Информатика и программ-е и Базы данных (230700 Прикладная информатика), Базы данных и Практикум на ЭВМ (02.03.01 Математика, 02.03.01 Матем-ка и компьют. науки)
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=32:rabota-s-bazami-dannykh-s-ispolzovaniem-vba-ms-ekhcel&catid=31:informatika&Itemid=169
 
Л2.2
Лисицин Д.В.
Объектно-ориентированное программирование: конспект лекций
Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), 2010
http://www.iprbookshop.ru/44970
 
Л2.3
Гарбер Г.З.
Основы программирования на Visual Basic и VBA в Excel 2007: учебное пособие
Москва: СОЛОН - ПРЕСС, 2016
https://www.iprbookshop.ru/90386.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS Office
6.3.1.2
MS WINDOWS
6.3.1.3
Code::Blocks
6.3.1.4
Dev-C++
6.3.1.5
Visual Studio
6.3.1.6
Python
6.3.1.7
Python(x,y)
6.3.1.8
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.9
Moodle
6.3.1.10
NVDA
6.3.1.11
Яндекс.Браузер
6.3.1.12
Far Manager
 
стр. 16
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
6.3.1.13
Astra Linux
6.3.1.14
LibreOffice
6.3.1.15
StarUML
6.3.1.16
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
проблемная лекция
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
209 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор, компьютеры с доступом в Интернет
 
211 Б1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
201 Б1
Кабинет методики преподавания информатики. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Маркерная ученическая доска, экран, мультимедиапроектор. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся), компьютеры с доступом к Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по освоению дисциплин (модулей) Лекции, с одной стороны – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины. Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций.Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта 
 
стр. 17
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы. Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким. Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарскому (практическому) занятию должна начинаться с ознакомления с планом семинарского (практического) занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару (практическому занятию), рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Читая рекомендованную литературу, не стоит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском (практическом) занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. По каждому вопросу плана занятий необходимо подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинарском (практическом) занятии должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Лабораторные работы являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное (практическое) подтверждение теоретических положений и формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. В процессе лабораторной работы как вида учебного занятия студенты выполняют одно или несколько заданий  под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.   При выполнении обучающимися лабораторных работ значимым компонентом становятся практические задания с использованием компьютерной техники, лабораторно - приборного оборудования и др. Выполнение студентами лабораторных работ проводится с целью: формирования умений, практического опыта (в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины, и на основании перечня формируемых компетенций, установленными рабочей программой дисциплины), обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний, совершенствования умений применять полученные знания на практике. Состав заданий для лабораторной работы должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у студентов формируются умения и практический опыт работы с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, программами и др., которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты). Выполнению лабораторных работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания. Формы организации студентов при проведении лабораторных работ: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.   Текущий контроль учебных достижений по результатам выполнения лабораторных работ проводится в соответствии с системой оценивания (рейтинговой, накопительной и др.), а также формами и методами (как традиционными, так и инновационными, включая компьютерные технологии), указанными в рабочей программе дисциплины (модуля). Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного рабочим учебным планом на освоение дисциплины, результаты заносятся в журнал учебных занятий. Объем времени, отводимый на выполнение лабораторных работ, планируется в соответствии с учебным планом ОПОП. Перечень лабораторных работ в РПД, а также количество часов на их проведение должны обеспечивать реализацию требований к знаниям, умениям и практическому опыту студента по дисциплине (модулю) соответствующей ОПОП. Самостоятельная работа обучающихся– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская  работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем самостоятельной работы определяется учебным планом основной профессиональной образовательнойпрограммы (ОПОП), рабочей программой дисциплины (модуля). Самостоятельная работа организуется и проводится с целью формирования компетенций, понимаемых как способность 
 
стр. 18
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
применять знания, умения и личностные качества для успешной практической деятельности, в том числе: - формирования умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации; - качественного освоения и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей; - формирования умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепления практических умений обучающихся; - развития познавательных способностей, формирования самостоятельности мышления обучающихся; - совершенствования речевых способностей обучающихся; - формирования необходимого уровня мотивации обучающихся к систематической работе для получения знаний, умений и владений в период учебного семестра, активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирования способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции); - развития научно-исследовательских навыков; - развития навыков межличностных отношений. К самостоятельной работе по дисциплине (модулю) относятся: проработка теоретического материала дисциплины (модуля);подготовка к семинарским и практическим занятиям, в т.ч. подготовка к текущему контролю успеваемости обучающихся(текущая аттестация); подготовка к лабораторным работам; подготовка к промежуточной аттестации (зачётам, экзаменам). Виды, формы и объемы самостоятельной работы обучающихсяпри изучении дисциплины (модуля) определяются: - содержанием компетенций, формируемых дисциплиной (модулем); - спецификой дисциплины (модуля), применяемыми образовательными технологиями; - трудоемкостью СР, предусмотренной учебным планом; - уровнем высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура), на котором реализуется ОПОП; - степенью подготовленности обучающихся. Курсовая работа является самостоятельным творческим письменным научным видом деятельности студента по разработке конкретной темы. Она отражает приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Курсовая работа, наряду с экзаменами и зачетами, является одной из форм контроля (аттестации), позволяющей определить степень подготовленности будущего специалиста. Курсовые работы защищаются студентами по окончании изучения указанных дисциплин, определенных учебным планом. Оформление работы должно соответствовать требованиям. Объем курсовой работы: 25–30 страниц. Список литературы и Приложения в объем работы не входят. Курсовая работа должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложение (при необходимости). Курсовая работа подлежит рецензированию руководителем курсовой работы. Рецензия является официальным документом и прикладывается к курсовой работе. Тематика курсовых работ разрабатывается в соответствии с учебным планом. Руководитель курсовой работы лишь помогает студенту определить основные направления работы, очертить её контуры, указывает те источники, на которые следует обратить главное внимание, разъясняет, где отыскать необходимые книги. Составленный список источников научной информации, подлежащий изучению, следует показать руководителю курсовой работы. Курсовая работа состоит из глав и параграфов.  Вне зависимости от решаемых задач и выбранных подходов структура работы должна содержать: титульный лист, содержание, введение, основную часть; заключение; список литературы; приложение(я). Во введении необходимо отразить:  актуальность; объект; предмет; цель;  задачи;  методы исследования;  структура работы. Основную часть работы рекомендуется разделить на 2 главы, каждая из которых должна включать от двух до четырех параграфов. Содержание глав и их структура зависит от темы и анализируемого материала. Первая глава должна иметь обзорно–аналитический характер и, как правило, является теоретической. Вторая глава по большей части раскрывает насколько это возможно предмет исследования. В ней приводятся практические данные по проблематике темы исследования. Выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев, что придает необходимую стройность изложению изученного материала. В них подводится итог проведённой работы, непосредственно выводы, вытекающие из всей работы и соответствующие выявленным проблемам, поставленным во введении задачам работы; указывается, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе исследования. Правила написания и оформления курсовой работы регламентируются Положением о курсовой работе (проекте), утвержденным решением Ученого совета ФГБОУ ВО ГАГУ от 27 апреля 2017 г.