2024-2025_02_03_01_2024_624_plx_Лечебная физическая культура и массаж в детской практике_Цифровые технологии
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Лечебная физическая культура и массаж в детской практике
Учебный план
02.03.01_2024_624.plx

02.03.01 Математика и компьютерные науки

Цифровые технологии
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
16 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Симонова Ольга Ивановна
 
 
Лечебная физическая культура и массаж в детской практике
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 807)
 
02.03.01 Математика и компьютерные науки
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 8  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 02.03.01_2024_624.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Попова Елена Викторовна

кафедра физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: формирование систематизированных знаний в области лечебной физической культуры и массажа в детской практике
1.2
Задачи: 1. Изучить основы массажа и лечебной физической культуры;

2. Овладеть навыками лечебной физической культуры и массажа в детской практике;

3. Сформировать теоретическую базу знаний для студентов по дисциплине ЛФК и массаж

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Общая физическая подготовка
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Адаптивная физическая культура
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
Уровень 1
знает:

- общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка для разработки комплекса оздоровительных упражнений;

- закономерности роста и развития детского организма для определения периодов чувствительных к лечебным и оздоровительным упражнениям;

- строение, функциональное значение, возрастные особенности сенсорных, моторных и висцеральных систем и знание упражнений для их укрепления;

- основные показатели физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья детей и подростков.

умеет:

- применять знания о строении тела человека, систем органов и тканей с учетом половых, возрастных и индивидуальных особенностей для планирования и реализации учебного процесса с учётом предъявляемых гигиенических требований

-формулировать конкретные задачи ЛФК в физическом воспитании детей, составлять комплекс ЛФК и рекомендации по проведению массажа с учетом возраста, пола, прошлого двигательного опыта и места локализации патологического очага или травмы.

владеет:

- строить образовательный процесс с учётом показателей физического развития и физической подготовленности детей;

- мерами профилактики наиболее характерных заболеваний, приобретаемых во время учебного процесса

ИД-1.УК-7: Определяет личный уровень сформированности показателей физического развития и физической подготовленности.
 
Уровень 1
Знает:

- основы массажа и лечебной физической культуры, и способы их применения с учетом заболевания, половых, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;

-классификацию физических упражнений в лечебной физической культуре, критерии величины физической нагрузки

умеет:

- осуществлять необходимый комплекс профилактических и лечебных мероприятий в отношении учащихся по предупреждению развития различных заболеваний и реабилитации их при широком спектре нарушений здоровья;

- формулировать конкретные задачи ЛФК в физическом воспитании детей, составлять комплекс ЛФК и рекомендации по проведению массажа с учетом возраста, пола, прошлого двигательного опыта и места локализации патологического очага или травмы .

- дозировать физическую нагрузку

владеет:

- методиками проведения занятий лечебной физической культуры и техникой классического, гигиенического, реабилитационного массажа в детской практике для предупреждения развития заболеваний и реабилитации;

-  навыками самомассажа.

ИД-2.УК-7: Владеет технологиями здорового образа жизни и здоровьесбережения, отбирает комплекс физических упражнений с учетом их воздействия на функциональные и двигательные возможности, адаптационные ресурсы организма и на укрепление здоровья.
 
 
 
 
 
стр. 5
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в массаж. Основные виды массажа. Гигиенические основы массажа
 
1.1
Введение в  массаж  Гигиенические и анатомо-физиологические основы массажа в детской практике. Механизм его действия на организм /Лек/
2
ИД-1.УК-7
4
0
лекция-визуализация
Л1.1Л2.1
 
1.2
История возникновения и развития массажа. Анатомо-физиологические основы массажа у детей. Механизм его действия на соединительно-тканные образования, гомеостаз и функциональные системы.

Виды массажа. Гигиенические основы массажа. Противопоказания к применению массажа.

/Пр/

2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Основные приемы классического массажа и их разновидности
 
2.1
Рекомендации при выполнении массажных приемов. Поглаживание. Растирание. Разминание. Вибрация. Ударные приемы. /Пр/
2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
практическая работа с элементами демонстрации
Л1.1Л2.1
 
2.2
Приёмы массажа и их разновидности /Пр/
4
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Техника массажа отдельных частей тела. Виды массажа. 
 
3.1
Массаж головы. Массаж шеи. Массаж груди. Массаж спины. Массаж живота. Массаж верхних конечностей. Массаж нижних конечностей.

Подготовительный (мобилизационный) массаж. Репаративный (восстановительный) массаж. Превентивный (профилактический) массаж. Реабилитационный массаж. Массаж в различных видах спорта. Особенности проведения массажа у юных спортсменов. Сегментарный массаж. Точечный массаж. Периостальный массаж. Соединительнотканный массаж. Индийский массаж. Применение специальных мазей, медных и магнитных аппликаторов. Массаж рефлексогенных зон кистей.

/Ср/

3,5
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 6
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
3.2
Самомассаж головы и лица. Самомассаж шеи, трапециевидной мышцы, спины. Самомассаж мышц спины, поясничной области и ягодиц. Самомассаж нижних конечностей. Самомассаж груди и живота. Самомассаж верхних конечностей. Виды самомассажа.

Гигиенический массаж. Аппаратный массаж. Сочетание массажа с активными и пассивными упражнениями на растяжение

/Ср/

13
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.3
Массаж головы и шеи, спины, груди и живота у детей. Массаж верхних и нижних конечностей. /Лек/
2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.4
Массаж головы и шеи у детей /Пр/
2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.5
Массаж груди и спины у детей /Пр/
2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.6
Массаж живота у детей /Пр/
2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
3.7
Массаж рук и ног у детей /Пр/
2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 4. Введение в лечебную физическую культуру
 
4.1
Общие основы лечебной физической культуры. Средства лечебной физической культуры. Формы применения лечебной физической культуры. Двигательные режимы. /Лек/
2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
4.2
Общие основы лечебной физической культуры. Средства и формы ЛФК /Пр/
2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 5. ЛФК и массаж при различных заболеваниях Особенности занятий физическими упражнениями со школьниками и студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (специальные медицинские группы)
 
5.1
Лечебная физическая культура и массаж при различных заболеваниях /Лек/
2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
лабораторная работа с элементами демонстрации
Л1.1Л2.1
 
5.2
ЛФК при гипертонической болезни. Гипертензия у спортсменов. Преходящее нарушение мозгового кровообращения. Артериальная гипотензия (гипотония). Ишемическая (коронарная) болезнь сердца. Стенокардия. Инфаркт миокарда. Миокардиты. Перикардит. Миокардиодистрофия. Аритмии сердца. Сердечная недостаточность. Сосудистая недостаточность. Кардиалгии. Перенапряжение сердца. Ревматизм. Ревматоидный полиартрит. Атеросклероз. Вегетососудистая дистония (нейроциркуляторная дистония). /Ср/
2
4
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 7
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
5.3
Острый бронхит. Пневмонии. ХНЗЛ (Хронические неспецифические заболевания легких). Бронхиальная астма. Эмфизема легких. Пневмосклероз. Плеврит. Бронхоэктатическая болезнь. Туберкулез легких. Лейкоз. Лимфогранулематоз. Эритремия. Анемия. /Ср/
2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
5.4
ЛФК при гастрите,  язвенная болезнь желудка и двенадцатипёрстной кишки. Дискинезии желчных путей. Хронический холецистит. Запоры. Гастроптоз. Мочекаменная болезнь. Нефроптоз. Пиелонефрит. Сахарный диабет. Ожирение. Подагра. Алиментарная дистрофия. Микседема (гипотиреоз). /Ср/
2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
5.5
ЛФК при заболеваниях и повреждениях сухожилий и мышц, заболеваниях и повреждениях костей и надкостницы. Ушибы суставов, артрозы. Повреждения менисков, связок сустава колена. Вывихи. Переломы костей. Переломы позвоночника, сдавление, повреждение спинного мозга. Хирургические вмешательства на нервных стволах. Контрактуры суставов. Спондилез и спондилолистез, незаращение душек позвонков. Врожденные деформации, статические деформации. Остеохондропатии. Ампутации конечностей /Ср/
2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
5.6
ЛФК при травмах головного мозга (сотрясения головного мозга). Травмы позвоночника и спинного мозга. Остеохондроз позвоночника. Дискогенные радикулиты, пояснично-крестцовый радикулит. Мотонейропатии (невриты и невралгии). Миастения. Спастические параличи, вялые параличи. Повреждения периферических нервов /Ср/
10
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
5.7
Особенности занятий физическими упражнениями со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.  /Лек/
2
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 6. Консультации
 
6.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 7. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
7.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
7.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-7 ИД-2.УК-7
4
0
Л1.1Л2.1
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для  контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж в 
 
стр. 8
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
детской практике».  

2. Фонд оценочных средств включает для проведения текущего  контроля  и  промежуточной  аттестации  в  форме тестовых  заданий,  рефератов, вопросов к зачёту.  

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и в виде выполнения тестовых заданий.

Текущий контроль за самостоятельным изучением некоторых разделов дисциплины осуществляется в форме реферата.

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Примерные тесты для входного контроля.

1. Отметьте средства ЛФК?

1. физические упражнения

2. подвижные игры

3. закаливающие процедуры

4. занятия на велотренажере

5. плавание

2. Каков механизм лечебного действия физических упражнений?

1. физические упражнения формируют специальные мышечные рефлексы

2. физические упражнения повышают мышечный тонус

3. физические упражнения оказывают универсальное действие

4. психологический

5. расслабляющий

3. Что относится к формам ЛФК?

1. занятие дыхательной гимнастикой

2. контрастное закаливание

3. механотерапия

4. массаж

5. мануальная терапия

4. Какие упражнения считаются упражнениями малой интенсивности?

1. динамические дыхательные упражнения

2. активные упражнения в дистальных отделах конечностей

3. упражнения на велотренажере

4. идеомоторные упражнения

5. упражнения с гантелями.

5. Каковы основные пути борьбы с ожирением?

1. баня с интенсивным общим массажем

2. физическая активность и рациональная диета

3. длительные курсы голодания

4. занятия "бегом"

5. посещение тренажерного зала

Примерные тесты для промежуточной аттестации 1

1. Какие наиболее терапевтические методики ЛФК в клинике нервных болезней?

1. дыхательная гимнастика

2. специальная лечебная гимнастика

3. малоподвижные игры

4. терренкур

5. мануальная терапия

2. Каковы особенности методики ЛФК в клинике нервных болезней?

1. использование в основном пассивных упражнений

2. лечение движением при нарушении функции движения

3. применение ЛФК после стабилизации общего состояния больного

4. упражнения с предметами

5. дыхательные упражнения

3. Каковы особенности методики ЛФК при спастических парезах?

1. лечение положением

2. применение пассивных упражнений

3. применение активных упражнений

4. упражнения на тренажерах

5. упражнения с отягощением

 
стр. 9
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
4. Каковы особенности методики ЛФК при невритах?

1. применение упражнений с отягощением

2. применение облегченных исходных положений

3. применение в основном дыхательных упражнений

4. применение исходного положения сидя

5. применение упражнений с гантелями

Примерные тесты для промежуточной аттестации 2

1. Каковы противопоказания к назначению ЛФК при операциях на брюшной полости?

1. предоперационный период

2. ранний послеоперационный период

3. наличие осумкованного гнойника

4. наличие кашля

5. запоры

2. Какие противопоказания к назначению ЛФК при беременности?

1. беременность 6-12 недель

2. привычные выкидыши в анамнезе

3. беременность 36-38 недель

4 беременность 12-16 недель

5. беременность 20 недель

3. Какие физические упражнения входят в предродовую гимнастику?

1. ходьба с динамическими дыхательными упражнениями

2. простые физические упражнения для конечностей из исходного положения лежа на животе

3. приседания и подскоки в пределах состояния беременной

4. кувырки

5. подтягивания

4 Каковы противопоказания к назначению ЛФК в травматологии?

1. период иммобилизации

2. наличие металлоостеосинтеза

3. наличие ложного сустава

4. наличие болей

5. снижение тонуса мышц

Критерии оценки:

«отлично», 84-100%, повышенный уровень: студент показал: прочные знания изученных тем; умеет доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы лечебной физической культуры и массажа; способен применить изученный материал для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности самостоятельно, свободно использовать справочную литературу.

«хорошо», 66-83%, пороговый уровень: студент показал: прочные знания, умение самостоятельно ориентироваться в рекомендованной справочной литературе.

«удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень: студент показал: поверхностное знание; умение с помощью преподавателя ориентироваться в основных понятиях; знакомство  с рекомендованной справочной литературой.

«неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован. При ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов/докладов:

1. Лечебная физическая культура и массаж при нарушениях осанки у детей и подростков.

2. Лечебная физическая культура при наиболее часто встречающихся спортивных травмах у юных спортсменов.

3. Массаж при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей.

4. Дыхательная гимнастика.

5. Игровые виды спорта, как средство восстановления нарушенных функций.

6. Трудотерапия.

7. Лечебная физическая культура в системе реабилитации при гиподинамии.

8. Биологический ритм и массаж.

9. Мануальная терапия.

10. Развитие лечебной физической культуры и массажа в древнем мире.

11. Развитие лечебной физической культуры и массажа в России.

12. Развитие лечебной физической культуры и массажа в странах Западной Европы после XV века.

13. Своеобразие развития лечебной физической культуры и массажа на Востоке.

14. Развитие лечебной физической культуры и массажа на современном этапе.

15. Механизм воздействия массажа на органы и системы организма.

16. Особенности использования возбуждающих и успокаивающих приемов массажа.

 
стр. 10
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
17. Гимнастика в йоге.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется студентам, которые в полном объеме раскрыли тему реферата и защитили в виде доклада (5-7 мин) на занятии, изложение и оформление реферата отвечает предъявляемым требованиям

- оценка «хорошо» выставляется студентам, которые раскрыли тему реферата и защитили в виде доклада (5-7 мин) на занятии, изложение и оформление реферата отвечает основным требованиям, но при этом имеются не принципиальные замечания

- оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, которые раскрыли тему реферата и защитили в виде доклада (5-7 мин) на занятии, изложение и оформление реферата отвечает не всем требованиям, имеются принципиальные замечания

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студентам, не выполнившим работу.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
Оценочное средство вопросы к зачёту:

1 История возникновения и развития массажа

2 Анатомо-физиологические основы детского массажа. Механизм его действия на соединительно-тканные образования, гомеостаз и функциональные системы

3 Основные виды массажа в детской практике их характеристика

4 Гигиенические основы массажа. Противопоказания к применению массажа

5 Основные приемы классического массажа. Краткая характеристика

6 Рекомендации при выполнении массажных приемов. Топография массажа. Методы массажа

7 Массажный прием: поглаживание. Его виды, разновидности, методические указания

8 Массажный прием: растирание. Его виды, разновидности, методические указания

9 Массажный прием: разминание. Его виды, разновидности, методические указания

10 Массажный прием: вибрация. Его вида, разновидности, методические указания

11 Ударные приемы. Их виды, разновидности, методические указания

12 Техника массажа головы и шеи

13 Техника массажа груди и живота

14 Техника массажа спины

15 Техника массажа верхних конечностей

16 Техника массажа нижних конечностей

17 Спортивный массаж. Его виды и их характеристика

18 Особенности проведения массажа у юных спортсменов, женщин и лиц пожилого возраста

19 Сегментарно-рефлекторный массаж и его виды. Их краткая характеристика

20 Сегментарный и точечный массаж, как виды сегментарно-рефлекторного массажа

21 Периостальный и соединительнотканный массаж, как виды сегментарно-рефлекторного массажа

22 Индийский массаж и массаж рефлексогенных зон кистей, как виды сегментарно-рефлекторного массажа

23 Самомассаж

24 Гигиенический массаж

25 Аппаратный массаж

26 Сочетание массажа с активными и пассивными упражнениями на растяжение

27 Краткая история возникновения и развития лечебной физической культуры

28 Общие основы лечебной физической культуры

29 Средства лечебной физической культуры

30 Формы лечебной физической культуры

31 Двигательные режимы

32 Лечебная физическая культура и массаж при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

33 Лечебная физическая культура и массаж при заболеваниях органов дыхания

34 Лечебная физическая культура и массаж при заболеваниях органов пищеварения. Лечебная физическая культура и массаж при заболеваниях почек и мочевыводящих путей

35 Лечебная физическая культура и массаж при заболеваниях желез внутренней секреции и расстройствах обмена веществ. Лечебная физическая культура и массаж при некоторых заболеваниях системы крови

36 Лечебная физическая культура и массаж в травматологии и ортопедии

37 Лечебная физическая культура и массаж при травмах и заболеваниях центральной  и периферической нервной системы

38 Особенности занятий физическими упражнениями со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья (специальные медицинские группы)

39 Особенности занятий физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья

40 Трудовая терапия

41 Лечебная физическая культура в системе реабилитации при гиподинамии.

42 Контроль за переносимостью и эффективностью лечебной физической культуры и массажа.

Критерии оценки ответов на зачёте

«зачтено» - студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать

 
стр. 11
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать

обоснованные выводы из результатов расчетов или экспериментов

«незачтено», уровень не сформирован - при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных

положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной

практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Егорова С.А., Белова Л.В., Петрякова В.Г.
Лечебная физкультура и массаж: учебное пособие
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014
http://www.iprbookshop.ru/62950.html
 
Л1.2
Коновалова Н. Г.
Лечебная физическая культура и массаж: учебное пособие
Новокузнецк: КГПИ КемГУ, 2017
https://e.lanbook.com/book/169603
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Налобина А.Н., Таламова И.Г.
Основы классического массажа: учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
http://www.iprbookshop.ru/82672.html
 
Л2.2
Никоноров В. Т.
Лечебно-оздоровительный массаж: учебное пособие
Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2022
https://e.lanbook.com/book/354143
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
Яндекс.Браузер
6.3.1.3
MS Office
6.3.1.4
MS WINDOWS
6.3.1.5
LibreOffice
6.3.1.6
NVDA
6.3.1.7
РЕД ОС
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
сопровождается демонстрацией презентации  
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
106 А1
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Ноутбук, экран, проектор  переносной, ростомер лазерный, сантиметровые ленты, калипер, весы медицинские, стол массажный
 
007 А1
Зал для занятий специальной медицинской группы, Учебная аудитория для проведения занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Фитболы, степ-доска, бодибар
 
стр. 12
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
307 А1
Лаборатория безопасности жизнедеятельности. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Тренажер Максим 1-01, шина медицинская, тренажер «Степа» для отработки действий при оказании помощи в воде, фантом-система дыхания и наруж. массажа сердца, Тренажер - манекен взрослого пострадавшего «Александр», ученическая доска, столы, стулья, стенд «Приборы радиационной и химической разведки», стенд «Средства индивидуальной и групповой защиты», аптечка медицинская, шина медицинская. Интерактивная доска, проектор, ноутбук
 
Спортивная площадка
Спортивная площадка
Информационный щит, турник разноуровневый, шведская стенка, снаряд для прыжков в длину с места, рукоход, скамья для измерения уровня гибкости, скамья для пресса, упор для отжима, тренажер восемь перекладин
 
318 А1
Спортивный зал. Учебная аудитория для проведения занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Бревно гимнастическое высокое 5м., брусья гимнастические женские со стеклопластиковыми жердями, брусья спортивные, кольца гимнастические (на блоч. подвеске), конь с ручками (спортивный маховый), конь для прыжков, маты гимнастические, перекладина универсальная, сетка волейбольная, стойка волейбольная, табло электронное, шест гимнастический, щит баскетбольный, канат, сетка баскетбольная, измеритель высоты сетки, кассы для замены игроков, табло электронное, антенны для сетки, защита стоек волейбольная, карманы для антенн, волейбольная форма, монометр мяч волейбольный, футбольный, баскетбольный
 
215 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
219 А1
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся). Компьютеры с доступом в Интернет
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Данная дисциплина проводится в форме лекций и практических занятий.

Лекции

Лекции – это одна из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины, с другой – это особая форма самостоятельной работы с учебным материалом. Лекция не заменяет собой книгу, она только подталкивает к ней, раскрывая тему, проблему, выделяя главное, существенное, на что следует обратить внимание, указывает пути, которым нужно следовать, добиваясь глубокого понимания поставленной проблемы, а не общей картины.

Работа на лекции – это сложный процесс, который включает в себя такие элементы, как слушание, осмысление и собственно конспектирование. Для того, чтобы лекция выполнила свое назначение, важно подготовиться к ней и ее записи еще до прихода преподавателя в аудиторию. Без этого дальнейшее восприятие лекции становится сложным. Лекция в университете рассчитана на подготовленную аудиторию. Преподаватель излагает любой вопрос, ориентируясь на те знания, которые должны быть у студентов, усвоивших материал всех предыдущих лекций. Важно научиться слушать преподавателя во время лекции, поддерживать непрерывное внимание к выступающему.

Однако, одного слушания недостаточно. Необходимо фиксировать, записывать тот поток информации, который сообщается во время лекции – научиться вести конспект лекции, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором. Для ведения конспекта лекции следует использовать тетрадь. Ведение конспекта на 

 
стр. 13
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
листочках не рекомендуется, поскольку они не так удобны в использовании и часто теряются. При оформлении конспекта лекции необходимо оставлять поля, где студент может записать свои собственные мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы при самостоятельной проработке материала лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Составляя конспект лекции, следует оставлять значительный интервал между строчками. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания слов или целых групп слов (такое подчеркивание вызывается необходимостью привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают определения, выводы.

Также важно полностью без всяких изменений вносить в тетрадь схемы, таблицы, чертежи и т.п., если они предполагаются в лекции. Для того, чтобы совместить механическую запись с почти дословным фиксированием наиболее важных положений, можно использовать системы условных сокращений. В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к практическому занятию.

При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующей технологии:

1. внимательно изучить основные вопросы темы и план практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;

2. найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованных нормативных документах, учебниках и дополнительной литературе;

3. после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для семинара;

4. продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;

5. продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из учебников, дополнительной литературы.

Методические указания по подготовке к самостоятельной работе

1. Цель самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях,  а также  способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время

Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование компетенций, предусмотренных учебным планом по данному профилю.

Методические указания по подготовке и написанию рефератов

1. Под рефератом понимают продукт самостоятельной работы, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

2. Подготовка и написание реферата является одной из активных форм обучения, задача состоит в том, чтобы с достаточной глубиной и полнотой раскрыть избранную тему, проявив при этом хорошие знание первоисточников, научной, учебной литературы, умение пользоваться ими.

3. Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:

а) в нем должна излагаться теория вопроса, раскрываться значение проблемы для современного этапа развития науки и практики;

б) реферат не должен быть перегружен цитатами, изложен доказательно, логически последовательно, стилистически и орфографически грамотно;

в) написание реферата должно быть творческим процессом, предполагающим самостоятельность мышления и наличие определенных навыков работы;

г) в реферате необходимо выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, а также к позициям авторов использованных работ;

д) общий объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста (реферат должен быть аккуратно оформлен, иметь достаточно большие поля, страницы необходимо пронумеровать и скрепить).

4. Работа над рефератом включает ряд этапов:

а) выбор темы. В примерной тематике рефератов с учетом профиля специальности представлен широкий перечень тем, и студент в соответствии со своими интересами может выбрать тему, согласовав ее с научным консультантом;

б) отбор литературы, которая может быть использована в процессе написания реферата. При отборе литературы рекомендуется пользоваться библиографическими пособиями, каталогами, списками произведений, указанных в программе;

в) изучение отобранной литературы. Здесь следует иметь в виду, что простое чтение учебной, политической, научной литературы недостаточно для усвоения ее содержания. Поэтому рекомендуется использовать специальные приемы и методы работы с печатным словом (выписка цитат, составление тезисов, конспектов);

г) разработка плана, который должен включить четко сформулированные вопросы, последовательно определяющие ведущие идеи и положения темы реферата.

 
стр. 14
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
Как правило, реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения.

Во введении следует дать краткое обоснование актуальности и значимости избранной темы, необходимо обозначить объект и предмет, цель и задачи исследования и, если это необходимо, раскрыть историю излагаемой проблемы.

В основной части раскрывается основное содержание темы, освещаются ее теоретические проблемы, показывается, какое отражение они нашли в истории философии. Если этого требует тема, необходимо дать сравнительный анализ имеющихся в литературе представлений по данному вопросу.

В заключительной части делается необходимый вывод и обобщение (Примечание: вводная и заключительная части реферата в совокупности не должны составлять более одной четверти его объема).

Завершается реферат списком использованной литературы с указанием авторов, полного названия произведений, места и года их издания. Литература размещается по алфавиту.

5. Оформление реферата.

а) титульный лист;

б) на второй странице дается оглавление (план) реферата с указанием глав (параграфов) и страниц. Название глав должно  быть указано  в тексте  реферата.

6. Объем реферата должен быть не менее 15 и не более 25 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление.

Критерии оценки реферата:

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Методические рекомендации по подготовке к тестированию

Тесты – это вопросы или задания, предусматривающие конкретный, краткий, четкий ответ на имеющиеся эталоны ответов.

При самостоятельной подготовке к тестированию студенту необходимо:

а) готовясь к тестированию, проработайте информационный материал по дисциплине.

Проконсультируйтесь с преподавателем по вопросу выбора учебной литературы;

б) четко выясните все условия тестирования заранее. Вы должны знать, сколько тестов Вам

будет предложено, сколько времени отводится на тестирование, какова система оценки результатов и т.д.

в) приступая к работе с тестами, внимательно и до конца прочтите вопрос и предлагаемые варианты ответов. Выберите правильные (их может быть несколько). На отдельном листке ответов выпишите цифру вопроса и буквы, соответствующие правильным ответам;

г) в процессе решения желательно применять несколько подходов в решении задания. Это позволяет максимально гибко оперировать методами решения, находя каждый раз оптимальный вариант.

д) если Вы встретили чрезвычайно трудный для Вас вопрос, не тратьте много времени на него.

Переходите к другим тестам. Вернитесь к трудному вопросу в конце.

е) обязательно оставьте время для проверки ответов, чтобы избежать механических ошибок.

Тестирование - позволяет оценить знание фактического материала, умение логически мыслить, способность к рефлексии и творчески подходить к решению поставленной задачи.

При проверке знаний, умений, качества овладения компетенциями используются две группы тестов:

а) тесты специальных способностей и достижений (задания с несколькими вариантами выбора).

в) тесты со свободными ответами (предполагают элементы творчества и личностного самовыражения, проявляют сверх нормативные знания и умения обучающихся).

Критерии оценки:

- «отлично», 84-100%, повышенный уровень;

- «хорошо», 66-83%, пороговый уровень;

- «удовлетворительно», 50-65%, пороговый уровень;

- «неудовлетворительно», менее 50%, уровень не сформирован

Изучение дисциплины «Лечебная физическая культура и массаж в детской практике» завершается сдачей зачёта.

Зачёт является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачёту студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые. Подготовка студента к зачёту включает в себя три этапа:

 
стр. 15
УП: 02.03.01_2024_624.plx
 
-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачёту по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в вопросах зачёта.

Литература для подготовки к зачёту рекомендуется преподавателем либо указана в рабочей программе дисциплины.

Основным источником подготовки к зачёту является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачёту студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Зачёт проводится по вопросам, охватывающим весь пройденный материал. По окончании ответа преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. На подготовку к ответу по вопросам студенту дается 20 минут с момента получения им билета.

Критерии оценки ответов на зачёте

«зачтено» - студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать

конкретные практические задачи повышенной сложности, свободно использовать справочную литературу, делать

обоснованные выводы из результатов расчетов или экспериментов

«незачтено», уровень не сформирован - при ответе студента выявились существенные пробелы в знаниях студента основных

положений учебной дисциплины, неумение с помощью преподавателя получить правильное решение конкретной

практической задачи из числа предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины