(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
01.03.01 Математика
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Богданова Рада Александровна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
2. Формирование знаний, умений и навыков, позволяющих овладеть методами конструирования, тестирования и анализа алгоритмов и их реализаций на компьютере.
3. Формирование навыков решения математических задач на компьютере.
ции
ракт.
2. Фонд оценочных средств включает примерный тест для проведения входного контроля, примеры задач для лабораторных работ, примерные задания для лабораторных работ, примерный перечень вопросов к экзамену.
1. Что называется алгоритмом?
1. последовательность команд, которую может выполнить исполнитель
2. система команд исполнителя
3. нумерованная последовательность строк
4. ненумерованная последовательность строк
2. Что такое исполнитель алгоритма?
1. Это список команд для решения поставленной задачи.
2. Это программа, составленная по заданному алгоритму.
3. Это объект, который способен понимать и исполнять команды, указанные в алгоритме.
3. Какой алгоритм называется циклическим?
1. Алгоритм, в котором команды работают последовательно одна за другой.
2. Алгоритм, в котором команда или несколько команд работают многократно.
3. Алгоритм, который работает либо по одной ветви, либо по другой, в зависимости от выполнения условия.
4. Какой алгоритм называется линейным?
1. Алгоритм, в котором команды работают последовательно одна за другой.
2. Алгоритм, в котором команда или несколько команд работают многократно.
3. Алгоритм, который работает либо по одной ветви, либо по другой, в зависимости от выполнения условия.
5. Какой алгоритм называется алгоритмом ветвления?
1. Алгоритм, в котором команды работают последовательно одна за другой.
2. Алгоритм, в котором команда или несколько команд работают многократно.
3. Алгоритм, который работает либо по одной ветви, либо по другой, в зависимости от выполнения условия.
6.Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает…
1. все стороны данного объекта
2. некоторые стороны данного объекта
4. несущественные стороны данного объекта
7.Модель содержит информации…
1. столько же, сколько и моделируемый объект
2. меньше, чем моделируемый объект
3. больше, чем моделируемый объект
4. не содержит информации
8.Каковы основные этапы обработки информации компьютером?
1. Ввод и вывод информации.
2. Ввод, преобразование, хранение, вывод информации.
3. Сохранение информации в файле.
9.Какой этап решения задачи на компьютере отсутствует в следующей цепочке:объект - … - исследование модели на компьютере - анализ результатов и корректировка модели?
1. построение информационной модели
2. кодировка алгоритма на языке программирования
3. анализ полученных данных
4. разработка алгоритма
10. Свойством алгоритма является:
1. Результативность;
2. Цикличность;
3. Возможность изменения последовательности выполнения команд;
4. Возможность выполнения алгоритма в обратном порядке;
5. Простота записи на языках программирования.
Примерные задачи для лабораторных работ
Основы языка С++
Управляющие конструкции:
1. Услуги телефонной сети оплачиваются по следующему правилу: за разговоры до А минут в месяц — В руб., а разговоры сверх установленной нормы оплачиваются из расчета С руб. за минуту. Написать программу, вычисляющую плату за пользование телефоном для введенного времени разговоров за месяц.
2. Напишите программу, которая по заданной оценке за успеваемость от 2 до 5 выводит, сообщение «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».
3. Напишите программу определения количества корней квадратного уравнения, где коэффиценты уравнения задаются с клавиатуры.
4. С клавиатуры вводится последовательность чисел до тех пор, пока не будет задан ноль, который элементом не считается. Определите количество положительных, отрицательных чисел.
Структуры:
1. Описать структуру с именем STUDENT, содержащую следующие поля:
• NAME - фамилия и инициалы;
• Номер группы;
• Успеваемость (целое число).
Написать программу, выполняющую следующие действия:
• Ввод с клавиатуры данных в массив, состоящий из четырех структур типа STUDENT.
• Вывод списка структур и среднего балла.
Для массива структур формулировка задания может содержать нахождение максимального, минимального значения какого-либо поля, суммы или количества записей удовлетворяющих какому-либо условию для заданного поля.
Одномерные массивы:
1. Дан целочисленный массив из 30 элементов. Элементы массива могут принимать целые значения от 0 до 10 000 включительно. Опишите на одном из языков программирования алгоритм, который находит количество элементов массива, больших 100 и при этом кратных 5, а затем заменяет каждый такой элемент на число, равное найденному количеству. Гарантируется, что хотя бы один такой элемент в массиве есть. В качестве результата необходимо вывести измененный массив, каждый элемент массива выводится с новой строчки.
Например, для массива из шести элементов: 4 115 7 195 25 106 программа должна вывести
числа 4 2 7 2 25 106
Для одномерного массива формулировка задания может содержать нахождение суммы, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию, а также минимального или максимального элемента массива.
Двумерные массивы:
1. Найдите максимальные элементы столбцов (строк, главной диагонали) матрицы размерностью 5×5, значения которой задаются случайным образом из диапазона от 0 до 9.
2. Найдите максимальный элемент всей матрицы размерностью 5×5, значения которой задаются случайным образом из диапазона от 0 до 9. выведите на экран количество максимальных элементов.
3. Найдите сумму (разность, умножение матрицы на заданное число) матриц A[n, m] и B[n, m].
Для двумерного массива формулировка задания может содержать нахождение суммы, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию, а также минимального или максимального элемента массива для всей матрицы, для строки, для столбца, главной и побочной диагонали. Также возможно задание на нахождение суммы, разности, произведения (умножение на число) матриц.
Строки:
1. Считать с клавиатуры две строки (в отдельные строковые переменные). Сформировать новую (третью) строку, которая будет содержать введенные строки разделенные пробелом. Написать решение задачи с использованием библиотек cstring и string.
Примерна формулировка «комплексной» задачи
1. Описать структуру с именем STUDENT, содержащую следующие поля:
• NAME - фамилия и инициалы;
• Номер группы;
• Успеваемость (целое число).
Написать программу, выполняющую следующие действия:
• Ввод из текстового файла значений в массив, состоящий из четырех структур типа STUDENT.
• Вывод списка структур (с помощью функцию вывода значений структуры) и среднего балла.
Основы языка Python
Циклы
1.Последовательно вводятся числа. Определить сумму чисел с нечётными номерами и произведение чисел с чётными номерами (по порядку ввода). Подсчитать количество слагаемых и количество сомножителей. При вводе числа 55555 закончить работу.
Списки
1. Дан одномерный массив числовых значений, насчитывающий N элементов. Поменять местами элементы, стоящие на чётных и нечётных местах: A[1] ↔ A[2]; A[3] ↔ A[4].
2. Дан одномерный массив числовых значений, насчитывающий N элементов. Сумму элементов массива и количество положительных элементов поставить на первое и второе место.
Строки
1. Заданы M строк символов, которые вводятся с клавиатуры. Найти количество символов в самой длинной строке. Выровнять строки по самой длинной строке, поставив перед каждой строкой соответствующее количество звёздочек.
2. Заданы M строк символов, которые вводятся с клавиатуры. Из заданных строк, каждая из которых представляет одно слово, составить одну длинную строку, разделяя слова пробелами.
Двумерные массивы
1. Выполнить обработку элементов прямоугольной матрицы A, имеющей N строк и M столбцов. Найти наибольший элемент столбца матрицы A, для которого сумма абсолютных значений элементов максимальна.
2. Выполнить обработку элементов прямоугольной матрицы A, имеющей N строк и M столбцов. Найти наибольшее значение среди средних значений для каждой строки матрицы.
Типовые задачи на кортежи и множества
1. Дан список чисел, который может содержать до 100000 чисел. Определите, сколько в нем встречается различных чисел.
5. Во входном файле (вы можете читать данные из файла input.txt) записан текст. Словом считается последовательность непробельных символов идущих подряд, слова разделены одним или большим числом пробелов или символами конца строки.
Определите, сколько различных слов содержится в этом тексте.
Критерии оценки
- «зачтено» повышенный уровень (81-100%)
Выполнены правильно все задания, представленные в описании лабораторных работ. Возможно наличие некоторых неточностей в решении задач, за что снижается балл за текущий контроль.
- «зачтено» пороговый уровень (60-80%)
«не зачтено» уровень не сформирован (менее 60%)
Выполнено правильно менее половины заданий. Возможно наличие некоторых неточностей в решении задач.
1. Понятие алгоритма: определенность,детерминированность, конечность, массовость.
2. Языки программирования: синтаксис,семантика, прагматика и их описания. Стадии разработки и реализации алгоритмов на языке
высокого уровня.
3. Основные понятия языка Си: значения,представление стандартных значений, идентификаторы, выражения, типы данных,переменные,
функции, операторы.
4. Базовые тип данных, представление чисел и символов.
5. Операции и выражения.
6. Операторы. Условный оператор. Оператор выбора. Операторы цикла.
7. Функции,синтаксис описания и вызова, передача параметров. Прототипы. Коллизия обозначений. Побочные эффекты.
Стек исполнения.
8. Рекурсия.Примеры. Применение.
9. Заголовочные файлы, модули, библиотеки.Компиляция.
10. Стандартные функции ввода-вывода.
11. Массивы.
12. Простейшие алгоритмы сортировки.
Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации (экзамен) 3 семестр
1. Арифметика указателей.
2. Динамическое выделение памяти, динамические массивы.
3. Массивы и функции
4. Символы и строки.
5. Структуры.
6. Определение пользовательских типов данных.
7. Модули.
8. Файлы.Текстовые файлы. Файловые операции.
Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации (экзамен) 4 семестр:
1. Общие сведения о языке Python и особенности его стиля программирования.
2. Синтаксис и управляющие конструкции языка Python.
3. Переменные, значения и их типы. Присваивание значения.
4. Ввод значений с клавиатуры.
5. Встроенные операции и функции. Основные алгоритмические конструкции.
6. Условный оператор. Множественное ветвление. Условия равенства / неравенства.
7. Циклы и счетчики.
8. Определение функций. Параметры и аргументы. Вызовы функций. Оператор
возврата return.
9. Определение класса. Методы класса.
10. Последовательности в Python. Операторы, общие для всех типов
последовательностей.
11. Специальные операторы и функции для работы со списками.
12. Работа со словарями. Методы словарей.
13. Вложенные списки. Матрицы.
14. Основные стандартные модули и пакеты в Python и их импортирование.
15. Модуль Math.
16. Некоторые специализированные модули и приложения.
17. Библиотека символьной математики Sympy.
18. Создание собственных модулей и их импортирование.
Критерии оценки на экзамене
- оценка «отлично» (повышенный уровень):
1) Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи.
2) Подтверждает примерами теоретический материал.
3) Если полностью ответил на два вопроса.
Студент показал прочные знания основных положений учебной дисциплины, умение самостоятельно решать конкретные практические задачи. В ответе студент допускает неточности фактического и теоретического плана, однако может исправить их при уточнении преподавателем.
– оценка «удовлетворительно»:
Студент показал знание основных положений учебной дисциплины, умение получить с помощью преподавателя правильное решение конкретной практической задачи. В ответе на теоретические вопросы студент допускает ошибки, ответ неполный; в большинстве примеров практической части допускает ошибки, которые исправляет при помощи наводящих вопросов преподавателя.
- оценка «неудовлетворительно» (уровень не сформирован):
Студент не владеет теоретическими сведениями по указанным вопросам, затрудняется в приведении примеров, большая часть практического материала выполнена неверно, студент затрудняется в исправлении ошибок.