2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Гражданско-патриотическое воспитание при изучении истории в школе_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Гражданско-патриотическое воспитание  при изучении истории в школе
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты 8
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
8,85
самостоятельная работа
34,5
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
9 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
18
18
18
18
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,65
28,65
28,65
28,65
Сам. работа
34,5
34,5
34,5
34,5
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Эбель Александр Викторович
 
 
Гражданско-патриотическое воспитание  при изучении истории в школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 14.04.2022 протокол № 9  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: знакомство студентов с разнообразными методами и приемами организации основных форм внеурочной работы по истории в современной школе
1.2
Задачи: - совершенствование системы воспитания для обеспечения эффективности образовательной деятельности

- научить решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

- расширить представления об участие личности в самостоятельной и творческой деятельности

- повысить уровень сформированности у студентов развития таких качеств личности, как свобода, патриотизм, толерантность, целеустремленность, самостоятельность, компетентность, ответственность, честность, справедливость.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.07
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Практика по получению  профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ИД-1.ОПК-4: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
ИД-2.ОПК-4: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. содержание программы
 
1.1
Гражданско-патриотическое воспитание при изучении истории в школе: цели, задачи и особенности /Лек/
6
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.2
Нормативно правовая основа Гражданско-патриотического воспитания при изучении истории в школе /Лек/
4
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.3
Формы внеклассной работы по истории в школе /Пр/
4
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.4
Виды Гражданско-патриотического воспитания при изучении истории в школе /Пр/
6
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.5
Методика проведения Гражданско-патриотического воспитания при изучении истории в школе /Пр/
8
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.6
Составить глоссарий /Ср/
4,5
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.7
Подготовка сообщения /Ср/
10
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.8
Разработать внеклассное мероприятие по истории /Ср/
10
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
1.9
Составить кроссворд /Ср/
10
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 2. Промежуточная аттестация (зачёт)
 
2.1
Подготовка к зачёту /Зачёт/
8,85
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
2.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
Л1.1Л2.1
 
 
Раздел 3. Консультации
 
3.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Внеурочная деятельность по предмету»

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий, ролевой игры, ситуационных задач) и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к зачёту.

3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Внеурочная деятельность по предмету»

4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной  

ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

ИД-2.ОПК-4: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.

ИД-1.ОПК-4: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.

5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

- «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100% заданий;

- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83% заданий;

- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65% заданий;

- «неудовлетворительно», 2 - менее 50% заданий (могут указываться иные шкалы процентов) 

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
1. Внеурочная работа по истории в школе

2. Особенности внеклассной работы

3. Организация внеклассного мероприятия по истории

4. Содержание внеклассной работы

5. Разновидности внеклассных мероприятий по истории

6. Методика ведения внеклассной воспитательной работы

7. Принципы и порядок организации внеклассной работы в современной школе.

8. Роль внеклассной работы по истории в воспитании школьников

9. Нормативно правовая основа воспитательной (внеклассной) работы в школе

10. Регламентация внеклассной работы по Федеральному государственному образовательному стандарту

11. Направления воспитательной работы в соответствии с ФГОС

12. Педагогические принципы внеклассной воспитательной работы

 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
13. Формы, средства и методы ведения внеклассной работы.

14. Этапы организации внеклассного мероприятия

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Внеурочная работа по истории в школе

2. Особенности внеклассной работы

3. Организация внеклассного мероприятия по истории

4. Содержание внеклассной работы

5. Разновидности внеклассных мероприятий по истории

6. Методика ведения внеклассной воспитательной работы

7. Принципы и порядок организации внеклассной работы в современной школе.

8. Роль внеклассной работы по истории в воспитании школьников

9. Нормативно правовая основа воспитательной (внеклассной) работы в школе

10. Регламентация внеклассной работы по Федеральному государственному образовательному стандарту

11. Направления воспитательной работы в соответствии с ФГОС

12. Педагогические принципы внеклассной воспитательной работы

13. Формы, средства и методы ведения внеклассной работы.

14. Этапы организации внеклассного мероприятия

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
1. Внеурочная работа по истории в школе

2. Особенности внеклассной работы

3. Организация внеклассного мероприятия по истории

4. Содержание внеклассной работы

5. Разновидности внеклассных мероприятий по истории

6. Методика ведения внеклассной воспитательной работы

7. Принципы и порядок организации внеклассной работы в современной школе.

8. Роль внеклассной работы по истории в воспитании школьников

9. Нормативно правовая основа воспитательной (внеклассной) работы в школе

10. Регламентация внеклассной работы по Федеральному государственному образовательному стандарту

11. Направления воспитательной работы в соответствии с ФГОС

12. Педагогические принципы внеклассной воспитательной работы

13. Формы, средства и методы ведения внеклассной работы.

14. Этапы организации внеклассного мероприятия

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Захарова Т.В.
Теория и методика обучения истории: учебное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=556:teoriya-i-metodika-obucheniya-istorii&catid=18:history&Itemid=172
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Иванова И.В., Иванов Н.Г.
Сопровождение саморазвития обучающихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС НОО: учебно-методическое пособие
Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2015
http://www.iprbookshop.ru/57626.html
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Google Chrome
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система IPRbooks 
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
лекция-визуализация
 
сообщение
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
402 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы,усилительные колонки
 
308 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся), ученическая доска
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому

занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать

учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по

проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах

Как правило, семинары проводятся в виде:

- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы

по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара.

При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному

вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным

участникам обсуждения;

- устных докладов с последующим их обсуждением;

- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию

преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может

быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть

назначены содокладчики и оппоненты по докладу.

В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем

вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время

выступления.

Примерный план проведения семинарского занятия.

1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.

2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.

3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.

Домашнее задание (к каждому семинару).

1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.

2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10

мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5

мин.).

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем

излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов,

законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами,

выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не

накануне, а заблаговременно.

Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом

семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение,

рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение

материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти

 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней

главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать

соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется

конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и

усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на

семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь

читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное,

следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения,

которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и

простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

Методические указания по составлению разработки внеклассного мероприятия по

истории

К внеклассному мероприятию предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому,

прежде чем приступить к его составлению, необходимо тщательно подготовиться: выбрать тему,

которая должна быть актуальной и соответствовать возрастным особенностям детей,

внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной

теме. Составить план и определить структуру методической разработки. Определить

направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению разработки внеклассного мероприятия, необходимо

четко определить ее цель. Содержание разработки должно четко соответствовать теме и цели.

Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

Структура плана внеклассного мероприятия должна содержать следующие элементы:

• дата проведения занятия с указанием группы, в котором оно проводится;

• тема занятия;

• цель занятия;

• задачи занятия;

• тип занятия;

• методы, используемые в ходе занятия;

• перечень используемого оборудования.

• ход занятия (сценарий)