(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
решать проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера в процессе социального межкультурного взаимодействия;
современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
ции
ракт.
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История России (XVIII в.)»
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий, ролевой игры, ситуационных задач и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к зачету .
3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История России (XVIII в.)»
4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ИД-2.ОПК-4: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.
ИД-1.ОПК-4: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
- «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100% заданий;
- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83% заданий;
- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65% заданий;
- «неудовлетворительно», 2 - менее 50% заданий
1. Что из названного способствовало развитию капитализма в России в 1870-х гг.?
1) существование крестьянской общины
2) увеличение норм оброка
3) перевод крестьян на обязательный выкуп
4) освобождение крестьян от крепостной зависимости
2. В создании Российской социал-демократической рабочей партии вид-ную роль играл
1) М. А. Бакунин
2) Л. Мартов (Ю. О. Цедербаум)
3) П. Л. Лавров
4) Н. Г. Чернышевский
3. Расположите в хронологической последовательности:
1) создание «Южнорусского союза рабочих»
2) деятельность кружка Н.А. Ишутина
3) создание группы «Освобождение труда»
4) Появление организации «Черный передел»
4. В состав Российской империи во второй половине XIX в. вошла тер-ритория
2) Финляндии
3) Кокандского ханства
4) Крыма
5. Какое событие относится к войне 1877—1878 гг.?
1) Цусимский бой
2) Тарутинский марш-манёвр
3) оборона Севастополя
4) оборона Шипки
6. Строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и окон-чание строительства Сибирской железной дороги (Транссиба) приходят-ся на царствование
1) Николая I
2) Александра II
3) Александра III
4) Николая II
7. Одним из активных деятелей крестьянской реформы 1861 г. был
1) П. Д. Киселев
2) А. А. Аракчеев
3) Н. А. Милютин
4) П. А. Столыпин
8. Определите личность по описанию. Запишите фамилию в лист ответа. - он окончил Петербургское артиллерийское училище, затем учился в Бер-линском университете;
- будучи членом 1 Интернационала, он однажды вызвал на дуэль Карла Мар-кса;
- суды Саксонии и Австрии приговорили его к смертной казни;
- после побега из сибирской ссылки он уехал из России навсегда;
- главным в жизни он считал разрушение любых форм государства;
- едва ли не главной чертой русского народа он считал склонность к бунту;
- однажды он сказал: «У нас нет отечества. Наше отечество – всемирная ре-волюция»;
- он умер в Швейцарии.
9. Прочтите отрывок из воспоминаний Великого князя Александра Ми-хайловича и назовите правившего в XIX в. императора, о внутренней политике которого идет речь.
«Наступили дни «черной реакции», - уверяли безутешные сторонники либеральных реформ, но биографии новых министров, казалось бы, опровер-гали это предвзятое мнение. … профессор Вышнеградский – министр финан-сов – пользовался широкой известностью за свои оригинальные экономиче-ские теории. Ему удалось привести в блестящее состояние финансы Империи и немало содействовать повышению промышленности страны. …Адмирал Шестаков, высланный Александром IIза границу за беспощадную критику нашего военного флота, был вызван «императором» в Петербург и назначен морским министром … С.Ю. Витте… обязан был своей головокружительной карьерой дальнозоркости Императора … который, назначив его товарищем министра, сразу же признал его талант».
10. Напишите пропущенное понятие.
Деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными и удельными кре-стьянами по условиям Крестьянской реформы 1861 г. в рассрочку на 49 лет для погашения ссуды, предоставленной государством бывшим владельцам в качестве выкупа за надельную землю, называются ___________.
11. Что стало одной из причин Русско-турецкой войны 1877—1878 гг.?
1) безжалостное подавление турками восстания в славянских землях
2) поддержка турками имамата Шамиля на Северном Кавказе
3) поддержка Россией греческого восстания
4) нарушение Турцией условий Парижского мира о нейтрализации Черного моря
12. Что из названного было результатом Судебной реформы 1864 г.?
1) был разрешён выход крестьян из общины с землёй
2) было отменено крепостное право
3) был введён бессословный суд
4) был отменён суд присяжных
13. К числу известных российских предпринимателей пореформенного времени не относится …
1) А.Ф. Бахрушин;
2) П.А. Валуев;
3) П.И. Губонин;
4) Н.И. Путилов.
14. Основной причиной раскола «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел» стали разногласия по вопросу
1) революционного или либерального пути достижения поставленных целей
2) выбора методов революционной борьбы
3) отмены частной собственности на землю
4) будущего государственного устройства России
15. Что было одной из причин аграрного кризиса в России второй поло-вины XIX в.?
1) массовый выход крестьян из общины с наделами
2) малые размеры наделов, полученные крестьянами в результате реформы 1861 г.
3) национализация всех помещичьих земель
4) отсутствие спроса на зерно заграницей
16. Ниже приведен перечень терминов, относящихся к XIX в. Вычерк-ните термин, относящийся к другому периоду.
17. В результате проведения судебной реформы 1864 г. был учрежден суд
1) общий для крестьян и высокопоставленных чиновников
2) с участием присяжных заседателей
3) без участия прокурора и адвоката
4) помещика над крестьянами
18. К какому времени относится появление этого документа?. Какими событиями общественно-политической жизни России обусловлено его создание? Какое название получил этот проект? Укажите не менее трех положений.
«Призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятия есть именно то средство, какой и полезно, и необходи-мо для дальнейшей борьбы с крамолою…
Следует остановиться на учреждении в С-Петербурге временных под-готовительных комиссий… Составленные подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы, по указанию верховной власти, предваритель-ному внесению в общую комиссию, имеющую образоваться под председа-тельством особо назначенного высочайшей волею (царем) лица из предста-вителей и членов подготовительных, но и общей комиссии должна бы иметь значение исключительно совещательное…
Самый состав комиссии будет предуказываем высочайшей волей (ца-рем)».
19. Какие территории были завоеваны Россией во второй половине XIX в.? Укажите три территории.
Ответ запишите цифрами без пробелов.
1) Хивинского ханства
2) Бухарского эмирата
3) Казанского ханства
4) Крыма
5) Кокандского ханства
6) Западной Сибири
20. Какие три организации были созданы участниками народнического движения? Запишите в ответ соответствующие цифры.
1) «Союз благоденствия»
2) «Народная воля»
3) «Союз спасения»
4) «Черный передел»
5) «Земля и воля»
6) «Союз истинных и верных сынов Отечества»
21. Прочтите отрывок из работы историка В. Г. Чернухи и определите, какое время в нём описывается. «Вся Россия находилась в состоянии недо-вольства и ожидания. Расходы на войну привели к дефицитному бюджету, лишавшему правительство свободы финансового манёвра. Война и не разви-вавшаяся далее аграрная реформа ухудшили положение в деревне. Нищее российское крестьянство, не видевшее в массе возможности своими силами решить проблему малоземелья, начинает питать иллюзии относительно рас-ширения своего надела за счёт господского. Так возникают слухи о «чёрном переделе» — даровом получении земли, грозящие опасностью массового взрыва. Народовольцы, не имея нормальных политических средств борьбы, отчаявшись, переходят к террористическим действиям».
1) конец 1850-х—начало 1860-х гг.
2) конец 1870-х—начало 1880-х гг.
3) конец 1880-х—начало 1890-х гг.
4) конец 1890-х—начало 1900-х гг.
22. Какие три положения относятся к внутренней политике Александра III? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) увеличение представительства дворянства в земствах
2) предоставление автономии Польше
3) ликвидация мирового суда
4) создание Крестьянского и Дворянского Поземельных банков
5) предоставление автономии университетам
6) разработка по поручению императора конституционных проектов
23. Что из перечисленного явилось одной из причин замедленного разви-тия капитализма в сельском хозяйстве России в 1870—1880-х гг.?
1) отмена временнообязанного положения крестьян
2) необходимость выплаты выкупных платежей
3) объединение крестьянских наделов в единый отруб
4) существование крепостного права
24. Какие три общественных деятеля из перечисленных ниже были пред-ставителями революционного народничества? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) П. Н. Ткачёв
2) Н. М. Муравьёв
3) М. А. Бакунин
4) В. И. Ульянов
5) П. Л. Лавров
6) П. И. Пестель
25. Что было одним из результатов победы российских войск в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.?
1) заключение «Священного союза»
2) получение Россией выхода к Черному морю
4) участие России в Континентальной блокаде Англии
26. Установите соответствие между определениями и понятиями.
ПОНЯТИЕ
А) временнообязанный
Б) гласный
В) присяжный заседатель
Г) акция
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1) выборный общественный представитель в суде
2) член местного органа самоуправления
3) крестьянин, отрабатывающий повинности до заключения выкупной сделки
4) исключительное право государства на изготовление какой-либо продукции
5) ценная бумага, подтверждающая право получение дивидендов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
4 2 2,143
3 4 4 3 Бакунин
Алек-сандр III Выкупные платежи
1 3 2 4 2
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
комбеды 2 -начало 1881 г.
Создание документа обусловлено:
- политическим кризи-сом на рубеже 70-80 гг.
-активизацией обще-ственно-политического движе-ния, в том числе зем-ско-либерального
-деятельностью на-роднической органи-зации «Народная во-ля», развернувшей тактику террора
- проект получил на-звание «Конституция Лорис-Меликова»
125 245 3 134 2 135 3 3215
Вариант 2
1. Прочтите отрывок из договора и определите имя российского импера-тора, от имени которого он был заключён и в каком году. «Ст. 1. Его ве-личество император всероссийский Сим обязуется уступить Соединенным Штатам... всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова. Ст. 6. На основании вышеустановленной уступки, Соединенные Штаты обязываются заплатить... дипломатическому представителю или ино-му е. в. имп. всероссийским надлежаще уполномоченному лицу, семь мил-лионов двести тысяч долларов золотою монетою...»
2. Какое явление экономической жизни России по времени самое позд-нее?
1) начало железнодорожного строительства
2) создание Южного промышленного района
3) создание торгово-промышленных монополий
4) начало промышленного переворота
3. Кто из перечисленных исторических лиц был крупным предпринима-телем, владельцем ряда текстильных предприятий в Центральной Рос-сии?
1) С. Т. Морозов
2) И. Д. Делянов
3) В. А. Серов
4) П. Н. Милюков
4. Отмена крепостного права произошла в царствование
1) Александра I
2) Николая I
3) Александра II
4) Александра III
5. Из перечисленных общественных деятелей народником был
1) К. Д. Кавелин
2) К. С. Аксаков
3) П. Л. Лавров
4) В. И. Ульянов
6. В. И. Ленин был участником
1) организации «Земля и воля»
2) кружка М. Буташевича-Петрашевского
3) «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»
4) партии социалистов-революционеров
7. В ходе крестьянской реформы 1861 г.
1) на селе появились «вольные хлебопашцы»
2) была упразднена категория помещичьих крестьян
3) сложился всероссийский товарный рынок
4) были проведены преобразования государственной деревни
1) военной реформы
2) крестьянской реформы
3) земской реформы
4) судебной реформы
9. Что из перечисленного характеризует индустриализацию России во второй половине XIX в.?
1) массовое железнодорожное строительство
2) быстрое исчезновение мелкой буржуазии в городах
3) снижение налогообложения крупных фабрикантов и заводчиков
4) возникновение профсоюзов на предприятиях тяжёлой промышленности
10. Какие три из перечисленных событий относятся к царствованию Александра II? Ответ запишите цифрами без пробелов.
1) создание земств
2) создание Негласного комитета
3) введение суда присяжных заседателей
4) штурм Шипки
5) учреждение Государственной Думы
6) участие России в Континентальной блокаде Англии
11. Что было одним из последствий убийства императора Александра II?
1) переход России к конституционному правлению
2) установление в России республики
3) династический кризис в России, спор о престолонаследии
4) ужесточение внутриполитического курса
12. Напишите пропущенное слово.
Новый принцип суда по реформе 1864 г., подразумевавший наличие на суде прокурора и адвоката, получил название ________________ суда.
13. Что стало одной из причин русско-турецкой войны 1877—1878 гг.?
1) безжалостное подавление турками восстания в славянских землях
2) поддержка турками имамата Шамиля на Северном Кавказе
3) поддержка Россией греческого восстания
4) нарушение Турцией условий Парижского мира о нейтрализации Черного моря
14. Прочтите отрывок из статьи В.Г. Чернухи и напишите имя, годы правления и название политики императора, политика которого оха-рактеризована в данном тексте.
«Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития и оце-нивал реформы, проведенные его отцом, с сточки зрения их совместимости с абсолютной властью. На судебной контрреформе он настаивал именно пото-му, что в его глазах это было детище конституционалистов, начавших огра-ничения судебной власти царя. Другой бьющей в глаза идеей (императора) была идея национальная, сказывавшаяся и в его внешней политике, и в поли-тике по отношению к национальным окраинам, у которых он начал отбирать остатки автономии… Сильно отразился на его политике и сословный прин-цип, им исповедуемый. Этот принцип пришел на смену бессословному под-ходу предыдущего царствования и особенно сильно сказался на дворянской политике (императора), поставившего своей целью поддержать и возродить поместное дворянство в России, отвергая все доводы о бесперспективности такой цели».
15. В результате проведения денежной реформы С. Ю. Витте
1) основой денежной системы стал золотой рубль
2) основой денежной системы стал серебряный рубль
3) из обращения были изъяты бумажные деньги
4) было восстановлено обращение бумажных денег
16. Что из перечисленного повлияло на решение Александра II о проведении Крестьянской реформы?
1) поражение России в Крымской войне
2) победа России в Отечественной войне 1812 г.
3) террор народовольцев
4) победа России в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.
17. Что было одной из причин сохранения зависимости крестьян от помещиков после реформ 1860—1870 гг.?
1) укрепление крестьянской общины
2) право помещиков осуществлять полицейский надзор над крестьянами
3) запрещение крестьянам заниматься торговлей, заключать сделки
4) введение временнообязанного состояния крестьян
18. Отметьте термины, относящиеся к правлению Александра III.
Земский начальник, вольные хлебопашцы, фабричная инспекция, винная мо-нополия, Дворянский банк, русификация окраин, Негласный комитет, колле-гии.
19. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите полковод-ца, о котором идёт речь. «Было время, в самом начале войны…, когда нам самим приходилось слышать от некоторых, будто слава полководца искусст-венная или, по крайне мере, преувеличенная, будто он, обладая, конечно, личной храбростью, старается, однако ж, сочетать действие храбрости с по-разительным эффектом и т.д. К концу русско-турецкой войны 1877—1878 гг. этого уже не осмеливались повторять; зависть сама собою смолкла, а после Ахалтекинской экспедиции никто уже и не оскорблялся: все утешались его превосходством как драгоценным народным достоянием».
1) П. И. Багратион
2) М. Д. Скобелев
3) М. И. Кутузов
20. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и историческими событиями. В ответ запишите последовательность цифр.
ФАМИЛИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ
А) М. М. Сперанский
Б) Н. А. Милютин
В) Д. А. Милютин
Г) С. В. Зубатов
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
1) отмена крепостного права
2) создание Крестьянского Банка
3) практика «полицейского социализма»
4) военная реформа
5) создание Государственного Совета
21. Что из названного относится к целям реформ 1860-1870-х гг.?
1) ограничение самодержавия
2) отмена крепостного права
3) разрушение общины
4) укрепление сословного строя
22. К числу основных промышленных районов России во второй поло-вине XIX в. не относится …
1) Московский;
2) Уральский;
3) Дальневосточный;
4) Южный.
23. Установите соответствие между явлениями экономической жизни и периодами, к которым они относятся.
ЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
A) начало промышленного переворота
Б) временнообязанное положение многих крестьян
B) появление первых торгово-промышленных монополий
ПЕРИОДЫ
1) 1760—1770-е гг.
2) 1830—1840-е гг.
3) 1860—1870-е гг.
4) 1880—1890-е гг.
5) 1920—1930-е гг.
24. Какие три из перечисленных положений характеризуют внутреннюю политику Александра II? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) освобождение крестьян от крепостной зависимости
2) усиление цензуры
3) введение институтов сословного представительства
4) следствие над декабристами
5) поддержка выхода крестьян из общины
6) развитие городского самоуправления
25. Выберите из списка три меры, относящиеся к судебной реформе им-ператора Александра II. Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) отмена телесных наказаний для крестьян
2) установление независимости следствия от полиции
3) особый волостной суд для крестьян
4) введение института «присяжных поверенных» (адвокатов)
5) введение прокуратуры
6) уничтожение особого церковного суда
26. Какие три из перечисленных положений характеризуют внутреннюю политику России 1880-х годов? Соответствующие цифры запишите в от-вет.
1) увеличение представительства дворянства в земствах
2) предоставление автономии Польше
3) ликвидация мирового суда
4) создание Крестьянского и Дворянского Поземельных банков
5) предоставление автономии университетам
6) разработка по поручению императора конституционных проектов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Ал.2 3 1 3 3 3 2 2 1 134 4 состязательного
1 Александр III 1881-1894 гг., политика контрреформ 1
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
2. «Великие реформы» 60-70-х гг.XIX в.
3. Земская реформа.
4. Судебная реформа.
5. Финансовая реформа.
6. Реформы в области народного образования и печати.
7. Военные реформы.
8. Городская реформа.
9. Освободительное движение 1861-1864 гг.
10. Польское восстание 1863 г. и русское общество.
11. Русское народничество 70-80-х гг. XIX в.
12. Народническая организация «Земля и воля».
13. Народническая организация «Народная воля».
14. Внутренняя политика царизма в 80-90-х гг. XIX в.
15. Социально-экономическое развитие России в 60-90 гг. XIX в.
16. Развитие сельского хозяйства 80-90-х гг. XIX в.
17. Развитие транспорта и торговли в 80-90-х гг. XIX в.
18. Аграрно-крестьянский вопрос в России.
19. «Рабочий» вопрос в России.
20. Первые рабочие организации в России.
21. Группа «Освобождение труда».
22. Морозовская стачка.
23. Противостояние «Народной воли» и центральной власти.
24. Внешняя политика царизма в 60-90-х гг. XIX в.
25. Присоединение Средней Азии к России.
26. Русско-турецкая война 1877-1878 гг..
27. Дальневосточная политика России.
28. Англо-русские противоречия 70-х гг. XIX в.
29. Русская культура в пореформенный период.
30. Культура народов России в пореформенный период.
31. Русская Православная церковь во второй половине XIX в.
32. Русская ментальность во второй половине XIX – начале ХХ вв.
33. Социальные особенности и развитие Российской цивилизации в XVIII – начале ХХ вв.
34. Массовые статистические источники по истории России конца XIX – начала ХХ вв.
35. Мемуары и дневники государственных деятелей России конца XIX – начала ХХ вв.
36. Мемуары С.Ю. Витте как источник для изучения внутренней политики России на рубеже XIX-ХХ вв.
37. Финансово-экономические реформы С.Ю. Витте (1892-1903).
38. 39. Материальное положение рабочих России в начале ХХ века.
40. Крестьянская община в России в начале ХХ столетия.
41. Предпринимательство в России в начале ХХ века.
42. Менталитет крестьян и горожан во второй половине XIX – начале ХХ вв.
43. Государственное устройство Российской империи в 1890-х-1900 гг.
44. Система образования в России в конце ХIХ века.
Вопросы и задания для поведения промежуточного контроля в 5 семестре
1. Причины и предпосылки крестьянской реформы
2. Подготовка крестьянской реформы: этапы, проекты. Деятельность Секретного, Главного губернских комитетов по крестьянскому вопросу.
3. Манифест и «Положение» 19 февраля 1861 г. Освобождение помещичьих крестьян.
4. Освобождение государственных и удельных крестьян
5. Крестьянская реформа 1861 г. в оценке современников, отечественной и зарубежной историографии.
6. Освобождение дворовых и работных людей, особенности их освобождения.
7. Восстание 1863 г. в Польше, Литве и Западной Белоруссии. Последствия восстаний.
8. Внутренняя политика царизма в 60-70-х гг.XIX в. и предпосылки буржуазных реформ.
9. Земская реформа (создание земских учреждений).
10. Судебная реформа.
11. Реформы в области просвещения и печати.
12. Городская реформа.
14. Сущность буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Их значение для последующего социально-экономического развития России.
15. Сельское хозяйство России в 60-90-х гг. XIX в., пути его развития.
16. Развитие крестьянского хозяйства в пореформенное время.
17. Развитие помещичьего хозяйства в пореформенное время.
18. Крепостнические пережитки в деревне и их влияние на экономическое и социальное развитие России.
19. Промышленное развитие России 60-90-х гг. XIX в. Три стадии развития капитализма в промышленности.
20. Социально-экономическое положение России в 60-90-х гг. XIX в. Место России в системе мировой капиталистической экономики.
21. Причины и предпосылки возникновения народнического движения, его основные направления.
22. Революционно-демократические кружки 60-70-х гг. XIX в., их образование и деятельность.
23. Антикрепостническое движение накануне отмены крепостного права.
24. Революционно-демократическое движение в стране накануне
25. Общество «Земля и воля» (60-е гг. XIX.): его образование, деятельность и значение.
26. Связь русского демократического движения с освободительным движением Западной Европы. Русская секция I Интернационала, ее образование и деятельность.
27. Развитие транспорта и торговли в пореформенной России.
28. Народническое движение 70-80-х гг. XIX в.
29. Современники и отечественная историография о международных отношениях России в 80-90-х гг. XIX в.
30. Дальневосточная политика России во второй половине XIX века.
31. Сближение России с Францией в 80-90-х гг. XIX в. и заключение франко-русского союза.
32. Англо-русские противоречия 60-80-х гг. XIX в. и разграничение сфер влияния в Средней Азии, Афганистане и Персии.
33. Международное положение России после Берлинского конгресса (июнь-июль 1878 г.).
34. Первые социал-демократические кружки в России: их образование, программы и деятельность.
35. Группа «Освобождение труда» и ее значение.
36. Положение рабочего класса и рабочее движение в России в начале 80-хгг. Морозовская стачка.
37. Контрреформа земства, городского управления, суда.
38. Внутренняя политика царизма в 80-90-х гг. XIX в.
39. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее значение в решении «балканского вопроса».
40.Балканский кризис 70-х гг. XIX в. Поддержка Россией освободительного движения славянских народов.
41.Международное положение России в 60-70-х гг. XIX в.(до берлинского конгресса –июнь-июль 1878 г.).
42.Присоединение Средней Азии к России. Значение присоединения Средней Азии к России.
44. Сельское хозяйство России в конце XIX - начале ХХ века.
Аграрно-капиталистическая эволюция помещичьего и крестьянского хозяйства.
Вопросы и задания для поведения промежуточного контроля в 6 семестре
1. Современники и отечественная историография о международных отношениях России в 80-90-х гг. XIX в.
2. Дальневосточная политика России во второй половине XIX века.
3. Сближение России с Францией в 80-90-х гг. XIX в. и заключение франко-русского союза.
4. Англо-русские противоречия 60-80-х гг. XIX в. и разграничение сфер влияния в Средней Азии, Афганистане и Персии.
5. Международное положение России после Берлинского конгресса (июнь-июль 1878 г.).
6. Первые социал-демократические кружки в России: их образование, программы и деятельность.
7. Группа «Освобождение труда» и ее значение.
8. Положение рабочего класса и рабочее движение в России в начале 80-хгг. Морозовская стачка.
9. Контрреформа земства, городского управления, суда.
10. Внутренняя политика царизма в 80-90-х гг. XIX в.
11. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее значение в решении «балканского вопроса».
12.Балканский кризис 70-х гг. XIX в. Поддержка Россией освободительного движения славянских народов.
13.Международное положение России в 60-70-х гг. XIX в.(до берлинского конгресса –июнь-июль 1878 г.).
14.Присоединение Средней Азии к России. Значение присоединения Присоединение Средней Азии к России.
15. Особенности Российской экономики в конце XIX – начале ХХ в. Монополии. Государственный сектор экономики.
16. Сельское хозяйство России в конце XIX - начале ХХ века.
Аграрно-капиталистическая эволюция помещичьего и крестьянского хозяйства.
17. Столыпинская реформа: ее результаты и значение. Отечественная и зарубежная историография столыпинской аграрной реформы.
18. Революция 1905-1907 гг. – модернизация российской государственности. Формирование системы Думской конституционной монархии (октябрь 1905 – февраль 1917 гг.). Её периодизация.
19. Начало российского парламентаризма. Работа Государственных Дум. Их состав. Обсуждение насущных вопросов.
20. Формирование партийной системы в России (1903-1907 гг.). Её особенности. Определение партии. Классификация русских политических партий.
21. Социальная база, лидеры, программы и тактика деятельности главных российских политических партий в 1905-1917 гг.
23. Война и нарастание общего кризиса в стране. Григорий Распутин.
24. Русско-Японская война (январь 1904 – август 1905 гг.). Её причины, характер, ход военных действий.
25. Портсмутский мирный договор.
26. Россия в Первой мировой войне: причины, ход, итоги.
27. Брест-Литовский мирный договор
28. Причины и характер Февральской революции 1917 г. Свержение монархии. Альтернативные пути развития России после буржуазной революции 1917 г.