2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_История России (вторая половина XIX - начало XX вв_)_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История России (вторая половина XIX - начало XX вв.)
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
экзамены 5, 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
69,5
самостоятельная работа
63,6
аудиторные занятия
114
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
15 1/6
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
48
48
Практические
36
36
30
30
66
66
Консультации (для студента)
1,2
1,2
1,2
1,2
2,4
2,4
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,25
0,25
0,25
0,25
0,5
0,5
Консультации перед экзаменом
1
1
1
1
2
2
Итого ауд.
60
60
54
54
114
114
Кoнтактная рабoта
62,45
62,45
56,45
56,45
118,9
118,9
Сам. работа
46,8
46,8
16,8
16,8
63,6
63,6
Часы на контроль
34,75
34,75
34,75
34,75
69,5
69,5
Итого
144
144
108
108
252
252
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доктор исторических наук, профессор, Эбель Елизавета Михайловна
 
 
История России (вторая половина XIX - начало XX вв.)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 11.04.2024 протокол № 4  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: -  формирование систематизированных знаний о причинах и условиях эволюции государст-ва и его важнейших институтов – во второй половине XIX в. – начале ХХ века. - формирование систематизированных знаний по истории России XVIII в. на всех этапах становления и развития российской государственности с конца XVII в. до конца XVIII в.  
1.2
Задачи: - изучение основных этапов в развитии  истории России; - усвоение основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей,   - умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; - формирование умений и навыков работы с научной литературой и источниками  исторического характера для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.О.07
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История Средних веков
2.1.2
Источниковедение
2.1.3
История России (с древнейших времён до конца XVII в.)
2.1.4
Методология самостоятельной работы студентов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория государства и права
2.2.2
История  Нового времени
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Уровень 1
Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп.
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
Уровень 1
Знает основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции, уважительного отношения к историческому наследию; важнейшие события и явления, основных исторических деятелей определяющие ход отечественной истории
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
Уровень 1
умеет  аргументировано обсуждать и  решать проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера в процессе социального межкультурного взаимодействия;

решать проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера в процессе социального межкультурного взаимодействия;

ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
Уровень 1
Знает особенности исторического наследия России, социокультурные традиции, как базовые национальные ценности российского общества (такие как патриотизм, гражданственность и др.)
ИД-1.ОПК-4: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
Уровень 1
Умеет обеспечивать формирование у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в

современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей

ИД-2.ОПК-4: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Кризис феодально-крепостнического строя. Отмена крепостного права  в России. 
 
1.1
Кризис  феодально-крепостнического строя в середине XIX в. Отмена крепостного права в России.  /Лек/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.2
Кризис  феодально-крепостнического строя в середине XIX в. Отмена крепостного права в Рос-сии.  /Пр/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
1.3
Кризис  феодально-крепостнического строя в середине XIX в. Отмена крепостного права в России.  /Ср/
8,4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 2. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.
 
2.1
Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. /Лек/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
2.2
Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. /Пр/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
2.3
Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. /Ср/
8
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 3. Развитие промышленности и сельского хозяйства в России  во второй половине XIX в.
 
3.1
Развитие промышленности и сельского хозяйства в России во второй половине XIX в.  /Лек/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
3.2
Развитие промышленности и сельского хозяйства в России во второй половине XIX в.  /Пр/
6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3.3
Развитие промышленности и сельского хозяйства в России во второй половине XIX в.  /Ср/
6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 4. Общественно-политическое движение в России во  второй половине XIX в.  
 
4.1
Общественно-политическое движение в России во  второй половине XIX в.   /Лек/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
4.2
Общественно-политическое движение в России во  второй половине XIX в.   /Пр/
8
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
4.3
Общественно-политическое движение в России во  второй половине XIX в.   /Ср/
6,8
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 5. Особенности внутренней политики России в последней четверти XIX в. Контрреформы Александра III.
 
5.1
Особенности внутренней политики России в последней четверти XIX в. Контрреформы Александра III. /Лек/
6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
5.2
Особенности внутренней политики России в последней четверти XIX в. Контрреформы Александра III. /Пр/
8
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
5.3
Особенности внутренней политики России в последней четверти XIX в. Контрреформы Александра III. /Ср/
6,8
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 6. Внешняя  политика царизма во  второй половине XIX в.
 
6.1
Внешняя  политика царизма во  второй половине XIX в.  /Лек/
6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
6.2
Внешняя  политика царизма во  второй половине XIX в.  /Пр/
6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
6.3
Внешняя  политика царизма во  второй половине XIX в.  /Ср/
10,8
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
5
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 7. Консультации
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
7.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
5
0
 
 
Раздел 8. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
8.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
5
0
 
8.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
5
0
 
8.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
5
0
 
 
Раздел 9. 6 семестр
 
9.1
Социально-экономическое развитие России в начале XX вв. /Лек/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
9.2
Социально-экономическое развитие России в начале XX вв. /Пр/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
9.3
Социально-экономическое развитие России в начале XX вв. /Ср/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
9.4
Внешняя политика России на рубеже XIX – XX вв. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. /Лек/
6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
9.5
Внешняя политика России на рубеже XIX – XX вв. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. /Пр/
8
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
9.6
Внешняя политика России на рубеже XIX – XX вв. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. /Ср/
8
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
9.7
Общественно-политическое движение в России в конце XIX – начале ХХ вв. /Лек/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
9.8
Общественно-политическое движение в России в конце XIX – начале ХХ вв. /Пр/
6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
9.9
Общественно-политическое движение в России в конце XIX – начале ХХ вв. /Ср/
2
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
9.10
Внешняя политика России в 1906 – 1914 гг. Участие России в Первой мировой вой-не. /Лек/
6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
9.11
Внешняя политика России в 1906 – 1914 гг. Участие России в Первой мировой вой-не. /Пр/
8
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
9.12
Внешняя политика России в 1906 – 1914 гг. Участие России в Первой мировой вой-не. /Ср/
2,3
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
9.13
Февральская револю-ция. /Лек/
6
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
9.14
Февральская револю-ция. /Пр/
4
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
9.15
Февральская революция. /Ср/
2,5
ИД-2.УК-5 ИД-1.ОПК-4
6
0
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6
 
 
Раздел 10. Консультации
 
10.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
1,2
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
6
0
 
 
Раздел 11. Промежуточная аттестация (экзамен)
 
11.1
Подготовка к экзамену /Экзамен/
34,75
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
6
0
 
11.2
Контроль СР /KСРАтт/
0,25
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
6
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
11.3
Контактная работа /KонсЭк/
1
ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5 ИД-4.УК-5 ИД-1.ОПК-4 ИД-2.ОПК-4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Пояснительная записка
Пояснительная записка

1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История России (XVIII в.)»

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий, ролевой игры, ситуационных задач и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к зачету .

3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История России (XVIII в.)»

4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной  

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.

ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.

ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.

ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

ИД-2.ОПК-4: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.

ИД-1.ОПК-4: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.

5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

- «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100% заданий;

- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83% заданий;

- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65% заданий;

- «неудовлетворительно», 2 - менее 50% заданий

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля
Вариант 1

1. Что из названного способствовало развитию капитализма в России в 1870-х гг.?

1) существование крестьянской общины

2) увеличение норм оброка

3) перевод крестьян на обязательный выкуп

4) освобождение крестьян от крепостной зависимости

2. В создании Российской социал-демократической рабочей партии вид-ную роль играл

1) М. А. Бакунин

2) Л. Мартов (Ю. О. Цедербаум)

3) П. Л. Лавров

4) Н. Г. Чернышевский

3. Расположите в хронологической последовательности:

1) создание «Южнорусского союза рабочих»

2) деятельность кружка Н.А. Ишутина

3) создание группы «Освобождение труда»

4) Появление организации «Черный передел»

4. В состав Российской империи во второй половине XIX в. вошла тер-ритория

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1) Украины

2) Финляндии

3) Кокандского ханства

4) Крыма

5. Какое событие относится к войне 1877—1878 гг.?

1) Цусимский бой

2) Тарутинский марш-манёвр

3) оборона Севастополя

4) оборона Шипки

6. Строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и окон-чание строительства Сибирской железной дороги (Транссиба) приходят-ся на царствование

1) Николая I

2) Александра II

3) Александра III

4) Николая II

7. Одним из активных деятелей крестьянской реформы 1861 г. был

1) П. Д. Киселев

2) А. А. Аракчеев

3) Н. А. Милютин

4) П. А. Столыпин

8. Определите личность по описанию. Запишите фамилию в лист ответа. - он окончил Петербургское артиллерийское училище, затем учился в Бер-линском университете;

- будучи членом 1 Интернационала, он однажды вызвал на дуэль Карла Мар-кса;

- суды Саксонии и Австрии приговорили его к смертной казни;

- после побега из сибирской ссылки он уехал из России навсегда;

- главным в жизни он считал разрушение любых форм государства;

- едва ли не главной чертой русского народа он считал склонность к бунту;

- однажды он сказал: «У нас нет отечества. Наше отечество – всемирная ре-волюция»;

- он умер в Швейцарии.

9. Прочтите отрывок из воспоминаний Великого князя Александра Ми-хайловича и назовите правившего в XIX в. императора, о внутренней политике которого идет речь.

«Наступили дни «черной реакции», - уверяли безутешные сторонники либеральных реформ, но биографии новых министров, казалось бы, опровер-гали это предвзятое мнение. … профессор Вышнеградский – министр финан-сов – пользовался широкой известностью за свои оригинальные экономиче-ские теории. Ему удалось привести в блестящее состояние финансы Империи и немало содействовать повышению промышленности страны. …Адмирал Шестаков, высланный Александром IIза границу за беспощадную критику нашего военного флота, был вызван «императором» в Петербург и назначен морским министром … С.Ю. Витте… обязан был своей головокружительной карьерой дальнозоркости Императора … который, назначив его товарищем министра, сразу же признал его талант».

10. Напишите пропущенное понятие.

Деньги, выплачивавшиеся бывшими крепостными и удельными кре-стьянами по условиям Крестьянской реформы 1861 г. в рассрочку на 49 лет для погашения ссуды, предоставленной государством бывшим владельцам в качестве выкупа за надельную землю, называются ___________.

11. Что стало одной из причин Русско-турецкой войны 1877—1878 гг.?

1) безжалостное подавление турками восстания в славянских землях

2) поддержка турками имамата Шамиля на Северном Кавказе

3) поддержка Россией греческого восстания

4) нарушение Турцией условий Парижского мира о нейтрализации Черного моря

12. Что из названного было результатом Судебной реформы 1864 г.?

1) был разрешён выход крестьян из общины с землёй

2) было отменено крепостное право

3) был введён бессословный суд

4) был отменён суд присяжных

13. К числу известных российских предпринимателей пореформенного времени не относится …

1) А.Ф. Бахрушин;

2) П.А. Валуев;

3) П.И. Губонин;

4) Н.И. Путилов.

14. Основной причиной раскола «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел» стали разногласия по вопросу

1) революционного или либерального пути достижения поставленных целей

2) выбора методов революционной борьбы

3) отмены частной собственности на землю

4) будущего государственного устройства России

15. Что было одной из причин аграрного кризиса в России второй поло-вины XIX в.?

1) массовый выход крестьян из общины с наделами

2) малые размеры наделов, полученные крестьянами в результате реформы 1861 г.

3) национализация всех помещичьих земель

4) отсутствие спроса на зерно заграницей

16. Ниже приведен перечень терминов, относящихся к  XIX в. Вычерк-ните термин, относящийся к другому периоду.

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Земская реформа, теория малых дел, временнообязанные, комбеды, городо-вой, Транссиб, вольные хлебопашцы, фабричная инспекция, декабристы.

17. В результате проведения судебной реформы 1864 г. был учрежден суд

1) общий для крестьян и высокопоставленных чиновников

2) с участием присяжных заседателей

3) без участия прокурора и адвоката

4) помещика над крестьянами

18. К какому времени относится появление этого документа?. Какими событиями общественно-политической жизни России обусловлено его создание? Какое название получил этот проект? Укажите не менее трех положений.

«Призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятия есть именно то средство, какой и полезно, и необходи-мо для дальнейшей борьбы с крамолою…

Следует остановиться на учреждении в С-Петербурге временных под-готовительных комиссий… Составленные подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы, по указанию верховной власти, предваритель-ному внесению в общую комиссию, имеющую образоваться под председа-тельством особо назначенного высочайшей волею (царем) лица из предста-вителей и членов подготовительных, но и общей комиссии должна бы иметь значение исключительно совещательное…

Самый состав комиссии будет предуказываем высочайшей волей (ца-рем)».

19. Какие территории были завоеваны Россией во второй половине XIX в.? Укажите три территории.

Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) Хивинского ханства

2) Бухарского эмирата

3) Казанского ханства

4) Крыма

5) Кокандского ханства

6) Западной Сибири

20. Какие три организации были созданы участниками народнического движения? Запишите в ответ соответствующие цифры.

1) «Союз благоденствия»

2) «Народная воля»

3) «Союз спасения»

4) «Черный передел»

5) «Земля и воля»

6) «Союз истинных и верных сынов Отечества»

21. Прочтите отрывок из работы историка В. Г. Чернухи и определите, какое время в нём описывается. «Вся Россия находилась в состоянии недо-вольства и ожидания. Расходы на войну привели к дефицитному бюджету, лишавшему правительство свободы финансового манёвра. Война и не разви-вавшаяся далее аграрная реформа ухудшили положение в деревне. Нищее российское крестьянство, не видевшее в массе возможности своими силами решить проблему малоземелья, начинает питать иллюзии относительно рас-ширения своего надела за счёт господского. Так возникают слухи о «чёрном переделе» — даровом получении земли, грозящие опасностью массового взрыва. Народовольцы, не имея нормальных политических средств борьбы, отчаявшись, переходят к террористическим действиям».

1) конец 1850-х—начало 1860-х гг.

2) конец 1870-х—начало 1880-х гг.

3) конец 1880-х—начало 1890-х гг.

4) конец 1890-х—начало 1900-х гг.

22. Какие три положения относятся к внутренней политике Александра III? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) увеличение представительства дворянства в земствах

2) предоставление автономии Польше

3) ликвидация мирового суда

4) создание Крестьянского и Дворянского Поземельных банков

5) предоставление автономии университетам

6) разработка по поручению императора конституционных проектов

23. Что из перечисленного явилось одной из причин замедленного разви-тия капитализма в сельском хозяйстве России в 1870—1880-х гг.?

1) отмена временнообязанного положения крестьян

2) необходимость выплаты выкупных платежей

3) объединение крестьянских наделов в единый отруб

4) существование крепостного права

24. Какие три общественных деятеля из перечисленных ниже были пред-ставителями революционного народничества? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) П. Н. Ткачёв

2) Н. М. Муравьёв

3) М. А. Бакунин

4) В. И. Ульянов

5) П. Л. Лавров

6) П. И. Пестель

25. Что было одним из результатов победы российских войск в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.?

1) заключение «Священного союза»

2) получение Россией выхода к Черному морю

 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
3) получение Северной Болгарией автономии

4) участие России в Континентальной блокаде Англии

26. Установите соответствие между определениями и понятиями.

ПОНЯТИЕ

А) временнообязанный

Б) гласный

В) присяжный заседатель

Г) акция

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) выборный общественный представитель в суде

2) член местного органа самоуправления

3) крестьянин, отрабатывающий повинности до заключения выкупной сделки

4) исключительное право государства на изготовление какой-либо продукции

5) ценная бумага, подтверждающая право получение дивидендов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

4 2 2,143

3 4 4 3 Бакунин

Алек-сандр III Выкупные платежи

1 3 2 4 2

16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

комбеды 2 -начало 1881 г.

Создание документа обусловлено:

- политическим кризи-сом на рубеже 70-80 гг.

-активизацией обще-ственно-политического движе-ния, в том числе зем-ско-либерального

-деятельностью на-роднической органи-зации «Народная во-ля», развернувшей тактику террора

- проект получил на-звание «Конституция Лорис-Меликова»

125 245 3 134 2 135 3 3215

Вариант 2

1. Прочтите отрывок из договора и определите имя российского импера-тора, от имени которого он был заключён и в каком году. «Ст. 1. Его ве-личество император всероссийский Сим обязуется уступить Соединенным Штатам... всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова. Ст. 6. На основании вышеустановленной уступки, Соединенные Штаты обязываются заплатить... дипломатическому представителю или ино-му е. в. имп. всероссийским надлежаще уполномоченному лицу, семь мил-лионов двести тысяч долларов золотою монетою...»

2. Какое явление экономической жизни России по времени самое позд-нее?

1) начало железнодорожного строительства

2) создание Южного промышленного района

3) создание торгово-промышленных монополий

4) начало промышленного переворота

3. Кто из перечисленных исторических лиц был крупным предпринима-телем, владельцем ряда текстильных предприятий в Центральной Рос-сии?

1) С. Т. Морозов

2) И. Д. Делянов

3) В. А. Серов

4) П. Н. Милюков

4. Отмена крепостного права произошла в царствование

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра III

5. Из перечисленных общественных деятелей народником был

1) К. Д. Кавелин

2) К. С. Аксаков

3) П. Л. Лавров

4) В. И. Ульянов

6. В. И. Ленин был участником

1) организации «Земля и воля»

2) кружка М. Буташевича-Петрашевского

3) «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»

4) партии социалистов-революционеров

7. В ходе крестьянской реформы 1861 г.

1) на селе появились «вольные хлебопашцы»

2) была упразднена категория помещичьих крестьян

3) сложился всероссийский товарный рынок

4) были проведены преобразования государственной деревни

 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
8. Николай Алексеевич Милютин в годы правления Александра II участвовал в разработке

1) военной реформы

2) крестьянской реформы

3) земской реформы

4) судебной реформы

9. Что из перечисленного характеризует индустриализацию России во второй половине XIX в.?

1) массовое железнодорожное строительство

2) быстрое исчезновение мелкой буржуазии в городах

3) снижение налогообложения крупных фабрикантов и заводчиков

4) возникновение профсоюзов на предприятиях тяжёлой промышленности

10. Какие три из перечисленных событий относятся к царствованию Александра II? Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) создание земств

2) создание Негласного комитета

3) введение суда присяжных заседателей

4) штурм Шипки

5) учреждение Государственной Думы

6) участие России в Континентальной блокаде Англии

11. Что было одним из последствий убийства императора Александра II?

1) переход России к конституционному правлению

2) установление в России республики

3) династический кризис в России, спор о престолонаследии

4) ужесточение внутриполитического курса

12.  Напишите пропущенное слово.

Новый принцип суда по реформе 1864 г., подразумевавший наличие на суде прокурора и адвоката, получил название ________________ суда.

13. Что стало одной из причин русско-турецкой войны 1877—1878 гг.?

1) безжалостное подавление турками восстания в славянских землях

2) поддержка турками имамата Шамиля на Северном Кавказе

3) поддержка Россией греческого восстания

4) нарушение Турцией условий Парижского мира о нейтрализации Черного моря

14. Прочтите отрывок из статьи В.Г. Чернухи и напишите имя, годы правления и название политики императора, политика которого оха-рактеризована в данном тексте.

«Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития и оце-нивал реформы, проведенные его отцом, с сточки зрения их совместимости с абсолютной властью. На судебной контрреформе он настаивал именно пото-му, что в его глазах это было детище конституционалистов, начавших огра-ничения судебной власти царя. Другой бьющей в глаза идеей (императора) была идея национальная, сказывавшаяся и в его внешней политике, и в поли-тике по отношению к национальным окраинам, у которых он начал отбирать остатки автономии… Сильно отразился на его политике и сословный прин-цип, им исповедуемый. Этот принцип пришел на смену бессословному под-ходу предыдущего царствования и особенно сильно сказался на дворянской политике (императора), поставившего своей целью поддержать и возродить поместное дворянство в России, отвергая все доводы о бесперспективности такой цели».

15. В результате проведения денежной реформы С. Ю. Витте

1) основой денежной системы стал золотой рубль

2) основой денежной системы стал серебряный рубль

3) из обращения были изъяты бумажные деньги

4) было восстановлено обращение бумажных денег

16. Что из перечисленного повлияло на решение Александра II о проведении Крестьянской реформы?

1) поражение России в Крымской войне

2) победа России в Отечественной войне 1812 г.

3) террор народовольцев

4) победа России в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.

17. Что было одной из причин сохранения зависимости крестьян от помещиков после реформ 1860—1870 гг.?

1) укрепление крестьянской общины

2) право помещиков осуществлять полицейский надзор над крестьянами

3) запрещение крестьянам заниматься торговлей, заключать сделки

4) введение временнообязанного состояния крестьян

18. Отметьте термины, относящиеся к правлению Александра III.

Земский начальник, вольные хлебопашцы, фабричная инспекция, винная мо-нополия, Дворянский банк, русификация окраин, Негласный комитет, колле-гии.

19. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите полковод-ца, о котором идёт речь. «Было время, в самом начале войны…, когда нам самим приходилось слышать от некоторых, будто слава полководца искусст-венная или, по крайне мере, преувеличенная, будто он, обладая, конечно, личной храбростью, старается, однако ж, сочетать действие храбрости с по-разительным эффектом и т.д. К концу русско-турецкой войны 1877—1878 гг. этого уже не осмеливались повторять; зависть сама собою смолкла, а после Ахалтекинской экспедиции никто уже и не оскорблялся: все утешались его превосходством как драгоценным народным достоянием».

1) П. И. Багратион

2) М. Д. Скобелев

3) М. И. Кутузов

 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
4) А. В. Суворов

20. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и историческими событиями. В ответ запишите последовательность цифр.

ФАМИЛИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ

А) М. М. Сперанский

Б) Н. А. Милютин

В) Д. А. Милютин

Г) С. В. Зубатов

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

1) отмена крепостного права

2) создание Крестьянского Банка

3) практика «полицейского социализма»

4) военная реформа

5) создание Государственного Совета

21. Что из названного относится к целям реформ 1860-1870-х гг.?

1) ограничение самодержавия

2) отмена крепостного права

3) разрушение общины

4) укрепление сословного строя

22. К числу основных промышленных районов России во второй поло-вине XIX в. не относится …

1) Московский;

2) Уральский;

3) Дальневосточный;

4) Южный.

23. Установите соответствие между явлениями экономической жизни и периодами, к которым они относятся.

ЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

A) начало промышленного переворота

Б) временнообязанное положение многих крестьян

B) появление первых торгово-промышленных монополий

ПЕРИОДЫ

1) 1760—1770-е гг.

2) 1830—1840-е гг.

3) 1860—1870-е гг.

4) 1880—1890-е гг.

5) 1920—1930-е гг.  

24. Какие три из перечисленных положений характеризуют внутреннюю политику Александра II? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) освобождение крестьян от крепостной зависимости

2) усиление цензуры

3) введение институтов сословного представительства

4) следствие над декабристами

5) поддержка выхода крестьян из общины

6) развитие городского самоуправления

25. Выберите из списка три меры, относящиеся к судебной реформе им-ператора Александра II. Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) отмена телесных наказаний для крестьян

2) установление независимости следствия от полиции

3) особый волостной суд для крестьян

4) введение института «присяжных поверенных» (адвокатов)

5) введение прокуратуры

6) уничтожение особого церковного суда

26. Какие три из перечисленных положений характеризуют внутреннюю политику России 1880-х годов? Соответствующие цифры запишите в от-вет.

1) увеличение представительства дворянства в земствах

2) предоставление автономии Польше

3) ликвидация мирового суда

4) создание Крестьянского и Дворянского Поземельных банков

5) предоставление автономии университетам

6) разработка по поручению императора конституционных проектов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Ал.2 3 1 3 3 3 2 2 1 134 4 состязательного

1 Александр III 1881-1894 гг., политика контрреформ 1

16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

 
стр. 15
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1 4 Вольные хлебопашцы 2 5143 2 3 А-2; Б – 3; В - 4 1,3,6 2,4,5 134

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Царь – Освободитель».

2. «Великие реформы» 60-70-х гг.XIX в.

3. Земская реформа.

4. Судебная реформа.

5. Финансовая реформа.

6. Реформы в области народного образования и печати.

7. Военные реформы.

8. Городская реформа.

9. Освободительное движение 1861-1864 гг.

10. Польское восстание 1863 г. и русское общество.

11. Русское народничество 70-80-х гг. XIX в.

12. Народническая организация «Земля и воля».

13. Народническая организация «Народная воля».

14. Внутренняя политика царизма в 80-90-х гг. XIX в.

15. Социально-экономическое развитие России в 60-90 гг. XIX в.

16. Развитие сельского хозяйства 80-90-х гг. XIX в.

17. Развитие транспорта и торговли в 80-90-х гг. XIX в.

18. Аграрно-крестьянский вопрос в России.

19. «Рабочий» вопрос в России.

20. Первые рабочие организации в России.

21. Группа «Освобождение труда».

22. Морозовская стачка.

23. Противостояние «Народной воли» и центральной власти.

24. Внешняя политика царизма в 60-90-х гг. XIX в.

25. Присоединение Средней Азии к России.

26. Русско-турецкая война 1877-1878 гг..

27. Дальневосточная политика России.

28. Англо-русские противоречия 70-х гг. XIX в.

29. Русская культура в пореформенный период.

30. Культура народов России в пореформенный период.

31. Русская Православная церковь во второй половине XIX в.

32. Русская ментальность во второй половине XIX – начале ХХ вв.

33. Социальные особенности и развитие Российской цивилизации в XVIII – начале ХХ вв.

34. Массовые статистические источники по истории России конца XIX – начала ХХ вв.

35. Мемуары и дневники государственных деятелей России конца XIX – начала ХХ вв.

36. Мемуары С.Ю. Витте как источник для изучения внутренней политики России на рубеже XIX-ХХ вв.

37. Финансово-экономические реформы С.Ю. Витте (1892-1903).

38. 39. Материальное положение рабочих России в начале ХХ века.

40. Крестьянская община в России в начале ХХ столетия.

41. Предпринимательство в России в начале ХХ века.

42. Менталитет крестьян и горожан во второй половине XIX – начале ХХ вв.

43. Государственное устройство Российской империи в 1890-х-1900 гг.

44. Система образования в России в конце ХIХ века.

 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации

Вопросы и задания для поведения промежуточного контроля в 5 семестре

1. Причины и предпосылки крестьянской реформы

2. Подготовка крестьянской реформы: этапы, проекты. Деятельность Секретного, Главного губернских комитетов по крестьянскому вопросу.

3. Манифест и «Положение» 19 февраля 1861 г. Освобождение помещичьих крестьян.

4. Освобождение государственных и удельных крестьян

5. Крестьянская реформа 1861 г. в оценке современников, отечественной и зарубежной историографии.

6. Освобождение дворовых и работных людей, особенности их освобождения.

7. Восстание 1863 г. в Польше, Литве и Западной Белоруссии. Последствия восстаний.

8. Внутренняя политика царизма в 60-70-х гг.XIX в. и предпосылки буржуазных реформ.

9. Земская реформа (создание земских учреждений).

10. Судебная реформа.

11. Реформы в области просвещения и печати.

12. Городская реформа.

 
стр. 16
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
13. Военная реформа.

14. Сущность буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Их значение для последующего социально-экономического развития России.

15. Сельское хозяйство России в 60-90-х гг. XIX в., пути его развития.

16. Развитие крестьянского хозяйства в пореформенное время.

17. Развитие помещичьего хозяйства в пореформенное время.

18. Крепостнические пережитки в деревне и их влияние на экономическое и социальное развитие России.

19. Промышленное развитие России 60-90-х гг. XIX в. Три стадии развития капитализма в промышленности.

20. Социально-экономическое положение России в 60-90-х гг. XIX в. Место России в системе мировой капиталистической экономики.

21. Причины и предпосылки возникновения народнического движения, его основные направления.

22. Революционно-демократические кружки 60-70-х гг. XIX в., их образование и деятельность.

23. Антикрепостническое движение накануне отмены крепостного права.

24. Революционно-демократическое движение в стране накануне

25. Общество «Земля и воля» (60-е гг. XIX.): его образование, деятельность и значение.

26. Связь русского демократического движения с освободительным движением Западной Европы. Русская секция I Интернационала, ее образование и деятельность.

27. Развитие транспорта и торговли в пореформенной России.

28. Народническое движение 70-80-х гг. XIX в.

29. Современники и отечественная историография о международных отношениях России в 80-90-х гг. XIX в.

30. Дальневосточная политика России во второй половине XIX века.

31. Сближение России с Францией в 80-90-х гг. XIX в. и заключение франко-русского союза.

32. Англо-русские противоречия 60-80-х гг. XIX в. и разграничение сфер влияния в Средней Азии, Афганистане и Персии.

33. Международное положение России после Берлинского конгресса (июнь-июль 1878 г.).

34. Первые социал-демократические кружки в России: их образование, программы и деятельность.

35. Группа «Освобождение труда» и ее значение.

36. Положение рабочего класса и рабочее движение в России в начале 80-хгг. Морозовская стачка.

37. Контрреформа земства, городского управления, суда.

38. Внутренняя политика царизма в 80-90-х гг. XIX в.

39. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее значение в решении «балканского вопроса».

40.Балканский кризис 70-х гг. XIX в. Поддержка Россией освободительного движения  славянских народов.

41.Международное положение России в 60-70-х гг. XIX в.(до берлинского конгресса –июнь-июль 1878 г.).

42.Присоединение Средней Азии к России. Значение присоединения Средней Азии к России.

44. Сельское хозяйство России в конце XIX - начале ХХ века.

Аграрно-капиталистическая эволюция помещичьего и крестьянского хозяйства.

Вопросы и задания для поведения промежуточного контроля в 6 семестре

1. Современники и отечественная историография о международных отношениях России в 80-90-х гг. XIX в.

2. Дальневосточная политика России во второй половине XIX века.

3. Сближение России с Францией в 80-90-х гг. XIX в. и заключение франко-русского союза.

4. Англо-русские противоречия 60-80-х гг. XIX в. и разграничение сфер влияния в Средней Азии, Афганистане и Персии.

5. Международное положение России после Берлинского конгресса (июнь-июль 1878 г.).

6. Первые социал-демократические кружки в России: их образование, программы и деятельность.

7. Группа «Освобождение труда» и ее значение.

8. Положение рабочего класса и рабочее движение в России в начале 80-хгг. Морозовская стачка.

9. Контрреформа земства, городского управления, суда.

10. Внутренняя политика царизма в 80-90-х гг. XIX в.

11. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее значение в решении «балканского вопроса».

12.Балканский кризис 70-х гг. XIX в. Поддержка Россией освободительного движения  славянских народов.

13.Международное положение России в 60-70-х гг. XIX в.(до берлинского конгресса –июнь-июль 1878 г.).

14.Присоединение Средней Азии к России. Значение присоединения Присоединение Средней Азии к России.

15. Особенности Российской экономики в конце XIX – начале ХХ в. Монополии. Государственный сектор экономики.

16. Сельское хозяйство России в конце XIX - начале ХХ века.

Аграрно-капиталистическая эволюция помещичьего и крестьянского хозяйства.

17. Столыпинская реформа: ее результаты и значение. Отечественная и зарубежная историография столыпинской аграрной реформы.

18. Революция 1905-1907 гг. – модернизация российской государственности. Формирование системы Думской конституционной монархии (октябрь 1905 – февраль 1917 гг.). Её периодизация.

19. Начало российского парламентаризма. Работа Государственных Дум. Их состав. Обсуждение насущных вопросов.

20. Формирование партийной системы в России (1903-1907 гг.). Её особенности. Определение партии. Классификация русских политических партий.

21. Социальная база, лидеры, программы и тактика деятельности главных российских политических партий в 1905-1917 гг.

 
стр. 17
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
22. Советская историография проблемы. Ленинская концепция буржуазно-демократической революции. Современная концепция «народной» революции

23. Война и нарастание общего кризиса в стране. Григорий Распутин.

24. Русско-Японская война (январь 1904 – август 1905 гг.). Её причины, характер, ход военных действий.

25. Портсмутский мирный договор.

26. Россия в Первой мировой войне: причины, ход, итоги.

27. Брест-Литовский мирный договор

28. Причины и характер Февральской революции 1917 г. Свержение монархии. Альтернативные пути развития России после буржуазной революции 1917 г.

 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А., Сахаров А.Н.
История России с древнейших времен до наших дней. Т.1: в 2-х томах: учебник
Москва: Проспект, 2010
 
Л1.2
Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А., Сахаров А.Н.
История России с древнейших времен до наших дней. Т.2: в 2-х т.: учебник
Москва: Проспект, 2010
 
Л1.3
Скубневский В.А., Чедурова Е.М.
История России. Вторая половина 19 века. Сборник документов и материалов для практических занятий: учебное пособие для студентов ИФИ по спец. и напр. подг. "История" очной и заоч. форм обучения
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2015
http://elib.gasu.ru/index.php?option=com_abook&view=book&id=15:istoriya-rossii-vtoraya-polovina-19-veka-sbornik-dokumentov-i-materialov-dlya-prakticheskikh-zanyatij&catid=18:history&Itemid=172
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Корнилов В.А.
История России в портретах государственных и политических деятелей: учебное пособие
Москва: ОМЕГА-Л, 2002
 
Л2.2
Георгиев В.А., Ерофеев Н.Д., Киняпина [и др.] Н.С., Федоров В.А.
История России XIX - начала XX века: учебник для вузов
Москва: Проспект, 2006
 
Л2.3
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева [и др.] Н.Г.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие
Москва: Проспект, 2008
 
Л2.4
Воронкова С.В., Цимбаев Н.И.
История России 1801-1917: учебное пособие для вузов
Москва: Аспект Пресс, 2007
 
Л2.5
Чедурова Е.М., Бабин В.Г.
Справочник по отечественной истории с древнейших времен до начала 21 века: справочное пособие
Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011
 
Л2.6
Энциклопедия Истории России. 862-1917: энциклопедия
Москва: Коминфо, 2002
 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
MS WINDOWS
6.3.1.2
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.3
MS Office
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
6.3.2.2
Межвузовская электронная библиотека 
 
стр. 18
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
проблемная лекция
 
круглый стол
 
дискуссия
 
лекция-визуализация
 
конференция
 
презентация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
402 А2
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Интерактивная доска с проектором, компьютер, ученическая доска, презентационная трибуна, подключение к интернету, шкафы,усилительные колонки
 
207 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Персональные компьютеры. Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся)
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах Как правило, семинары проводятся в виде: - развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения; - устных докладов с последующим их обсуждением; - обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу. В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления. Примерный план проведения семинарского занятия. 1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин. 2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин. 3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин. Домашнее задание (к каждому семинару). 1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу. 2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.). Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав 
 
стр. 19
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов. Методические указания по подготовке конспектов Письменный конспект  – это  работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста. Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой,  внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты. При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать. Основными требованиями  к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Методика составления конспекта 1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; 2. Разбить текст  на отдельные смысловые пункты и составьте план; 3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; 4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. 5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. Методические указания по подготовке рефератов Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования. Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: 1. титульный лист; 2. содержание; 3. введение; 4. основная часть; 5. заключение; 6. список использованных источников; 7. приложения (при необходимости). В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования. В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.). В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы. Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература 
 
стр. 20
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
обычно группируется в списке в такой последовательности: 1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы; 2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.); Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные. (Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.) Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Критерии оценки реферата. Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем. В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки. Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами. Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении. Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы. Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер. Методические рекомендации по написанию эссе Эссе  –  вид самостоятельной исследовательской работы студентов, с целью углубления и закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков.  Цель эссе  состоит в развитии самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.  В зависимости от темы формы эссе могут быть различными. Это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и подробный разбор проблемной ситуации с развернутыми мнениями, подбором и детальным анализом примеров, иллюстрирующих проблему и т.п.   В процессе выполнения эссе студенту предстоит выполнить следующие виды работ: составить план  эссе; отобрать источники, собрать и проанализировать информацию по проблеме; систематизировать и проанализировать собранную информацию по проблеме; представить проведенный анализ с собственными выводами и предложениями. Эссе выполняется студентом под руководством преподавателя самостоятельно. Тему эссе студент выбирает из предлагаемого примерного перечня и для каждого студента она должна быть индивидуальной. Структура эссе 1. Титульный лист. 2. План. 3. Введение с обоснованием выбора темы. 4. Текстовое изложение материала (основная часть). 5. Заключение с выводами по всей работе. Титульный лист является первой страницей. Введение (вводная часть)  –  суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который Вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.  При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: 1.  Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе? 2.  Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент? 3.  Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме? 4.  Могу ли я разделить тему на несколько составных частей? Таким образом, в водной части автор определяет проблему и показывает умение выявлять причинно-следственные связи, отражая их в  методологии решения поставленной проблемы через систему целей, задач и т.д.   Текстовое изложение материала (основная часть)  –  теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа,  а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание  эссе и это представляет главную трудность при его написании.   Заключение  (заключительная часть) – обобщения и аргументированные выводы по теме  эссе  с указанием области ее применения и т.д. Оно подытоживает  эссе  или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий  эссе элемент, как указание на применение исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.  Таким образом, в заключительной части  эссе  должны быть сформулированы выводы и определено их приложение к практической. Методические рекомендации по составлению тематических таблиц Тематические таблицы по учебной литературе позволяют оценить умение студента работать с учебной литературой  
 
стр. 21
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
(выбирать, структурировать информацию, размещать ее в определённой последовательности). Таблица, предложенная преподавателем для заполнения должна содержать точные и лаконичные формулировки, ответы; убедительные, аргументированные предложения по решению выделенных проблем; собственная позиция по данным вопросам.