(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История новейшего времени».
2. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История новейшего времени».
3. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной:
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения;
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
ИД-1.ОПК-4: Знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия;
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний;
ИД-2.ОПК-8: Обладает базовыми предметными знаниями и умениями для осуществления педагогической деятельности.
1. Автор квантовой теории:
a) В. Рентген
b) М. Планк
c) А. Эйнштейн
d) М. Склодовская-Кюри
2. Автор книги «Закат Европы»:
a) А. Тойнби
b) К. Ясперс
c) О. Шпенглер
d) М. Хайдеггер
3. С каким явлением во внутренней жизни США в 1920-1930-е гг. связано развитие подпольного бизнеса и коррупции?
a) деятельность Ку-клукс-клана
b) падение уровня жизни широких народных масс
c) развитие профсоюзного движения
d) действие «сухого закона»
4. Автор программной книги национал-социалистов «Майн Кампф» («Моя борьба»):
a) А. Розенберг
b) И. Геббельс
c) А. Гитлер
d) Г. Геринг
5. Тройственный союз — это:
b) Германия, Австро-Венгрия, Италия
c) Россия, Австрия, Германия
d) Великобритания, Россия, Франция.
6. «Новый курс» в США связан с именем:
a) Т. Рузвельта
b) Ф. Рузвельта
c) У. Тафта
d) В. Вильсона
7. Страны — участницы «Мюнхенского сговора»:
a) Германия, Италия, Франция, Великобритания
b) СССР, Германия, Италия
c) США, СССР, Австрия
d) США, Великобритания, Польша, Германия.
8. «Пивной путч» в Мюнхене состоялся в:
a) 1919 г.
b) 1923 г.
c) 1933 г.
d) 1938 г
9. «Версальский мирный договор с Германией» был подписан:
a) 18 января 1919 г.
b) 28 июня 1919 г.
c) 12 ноября 1921 г.
d) 6 февраля 1922 г.
10. Президент США, республиканец — жертва наемного убийцы:
a) У. Тафт
b) Т. Рузвельт
c) У. Мак-Кинли
d) Г. Трумэн
11. Сторонник государственного вмешательства в экономику, автор книги «Общая теория занятости, процента и денег»:
a) М. Фридмэн
b) Дж. Кейнс
c) А. Смит
d) Р. Рейган
12. Командующий американскими войсками в Европе в Первую мировую войну:
a) Д. Эйзенхауэр
b) Г. Трумэн
c) Дж. Першинг
d) У. Гардинг
13. «Мораторий Гувера» — это:
a) запрет на испытания ядерного оружия
b) запрет импорта в США сельскохозяйственной продукции
c) экономическая блокада СССР
d) приостановление всех выплат по долгам, репарациям и займам
14. Лидер британского союза фашистов:
a) В. Квислинг
b) А. Зейс-Инкварт
c) О. Мосли
d) И. Тербовен
15. Соотнесите:
a) Версальско-Вашингтонская система
b) Бретонвудская система
c) Ялтинско-Потсдамская система
d) Мандатная система 1) Управление германскими колониями.
2) Система договоров, устанавливавшая новые принципы международных отношений после Первой мировой войны.
3) Новые принципы международных отношений после Второй мировой войны.
4) Фиксация золотого содержания доллара, так называемый золотой стандарт.
Новейшая история стран Европы и Америки во второй половине ХХ века
1. ФРГ вступила в НАТО в:
1. 1949 г. 2. 1954 г. 3. 1961 г. 4. 1990 г.
2. Программа «Партнерство во имя мира» была инициирована:
1. ОВД 2. ЕС 3. НАТО 4. АСЕАН 5. АНЗЮС
3. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан в: 1. Рейкьявике 2. Осло 3. Хельсинки 4. Москве 5. Бонне
4. Для международной интеграции характерен процесс:
1. изоляции от других стран
3. введения единой валюты в нескольких странах
4. запрещения создания транснациональных предприятий
5. О ком идет речь?
Первый канцлер Федеративной Республики Германии. В годы его правления ФРГ вступила в НАТО и установила дипломатические отношения с СССР ____________
6. О ком идет речь?
Государственный и политический деятель. Президент Франции. Основатель Пятой республики. В годы Второй мировой войны руководил Французским комитетом национального освобождения ____________________
7. Какое событие произошло в 1968 г.:
1. Карибский кризис 2. возведение Берлинской стены
3. ввод войск стран ОВД в Чехословакию 4. ввод советских войск в Афганистан
8. «Киотский протокол» касается:
1. прав человека
2. свободы прессы
3. сокращения выброса парниковых газов
4. ограничения ядерного оружия
5. запрещения накопления, производства и применения противопехотных мин
9. Какие события произошли в 1949 г.:
1. образование КНР
2. провозглашение ГДР
3. «Карибский» кризис
4. Д.Эйзенхауэр стал президентом США
5. возведение Берлинской стены
10. Какие события произошли 1961 г.:
1. первый полет человека в космос 2. ввод войск СССР И ОВД в Чехословакию
3. возведение Берлинской стены 4. Суэцкий кризис.
11. Поставьте в хронологической последовательности правления президентов США: (ответ запишите цифрами без пробелов)
1. Ф. Рузвельт
2. Р. Рейган
3. Л.Джонсон
4. Дж. Буш-старший
5. Б. Клинтон
12. О ком идет речь?
Государственный и политический деятель ФРГ, министр экономики в правительстве К. Аденауэра. «Отец» германского «экономического чуда». Федеральный канцлер ФРГ с 1963 по 1966 гг. ____________________
13. В американском городе Кэмп-Дэвид в 1978 г. было подписано соглашение:
1. о нераспространении ядерного оружия
2. об окончании войны между Египтом и Израилем
3. о совместном советско-американском полете в космос
4. об образовании зоны американской торговли
5. об окончании войны с Вьетнамом
14. Президент США, добровольно ушедший в отставку в результате «Уотергейтского скандала»: 1. В. Вильсон 2. Р. Никсон 3. Дж. Кеннеди 4. Дж. Форд
15. Отметьте состав глав «Большой тройки» на Потсдамской конференции:
1. И. Сталин, У. Черчилль, Г. Трумэн
2. Ф. Рузвельт, У. Черчилль, И. Сталин
3. А. Иден, Н. Чемберлен, И. Сталин
4. И. Сталин, К. Эттли, Г. Трумэн
16. Программа построения «великого общества» была провозглашена президентом США:
1. Р. Никсоном 2. Дж. Фордом 3. У. Тафтом 4. Л. Джонсоном 5. Б. Клинтоном
17. Договор, подписанный странами европейских сообществ, положивший начало Европейскому союзу, а так же завершивший процесс урегулирования денежной и политической систем европейских стран называется__________________
18. В каком году произошло событие, о котором идет речь в отрывке из документа?
Прожекторы, толкотня, ликование. Группа людей уже ворвалась в коридор пограничного перехода, до первого решетчатого заграждения. За ними - пятеро смущенных пограничников... Сознают ли пограничники ГДР, что это сверхохраняемая граница сейчас нарушается?.. Мы идем дальше... Ноги идут, разум предостерегает. Разрядка наступает только на перекрестке... Лица смеются, язык отказывается повиноваться: безумие, безумие. Световое табло показывает время: 0 часов 55 минут, 6 градусов тепла.
19. Иллюстрацией к какому понятию служат следующие слова?
Это была необычная, нетрадиционная война, осуществлявшаяся преимущественно в идеологической, политической, экономической и технологической сферах с использованием беспрецедентно жестких невоенных и нетрадиционных средств.
1. разрядка 2. экспансия 3. интеграция 4. «холодная война»
20. В 1957 г. ряд стран Европы создали организацию:
1. СЭВ 2. Лига Наций З. НАФТА 4. «Общий рынок»
Темы рефератов по истории Новейшего времени стран Азии и Африки
1. Роль императора в общественно-политической жизни Японии.
2. Культурная революция в Китае.
3. Мао Цзэдун: политический портрет.
4. Демографическая проблема в странах Востока.
5. Причины «японского чуда».
6. Основные идеи учения о китайской нации у Чан Кайши.
7. Теория классов и классовой борьбы в интерпретации Мао Цзэдуна.
8. Китай на пути реформ. (1978 – 2005г)
9. Проблемы «северных территорий» в отношениях России и Японии после Второй Мировой войны.
10. Политическая деятельность Сунь Ятсена.
11. Страны Юго-восточной Азии – завершение политической деколонизации: пути, проблемы, итоги.
12. Политика «большого скачка» и «народных коммун» в Китае и ее результаты.
13. Роль США в модернизации Японии.
14. Ставка на научно-технический прогресс и качество в развитии производства Японии
15. Роль государства в экономике Японии.
16. Социальные факторы « экономического чуда» (система пожизненного найма, коллективизм, патернализм, «трудоголизм») в Японии.
17. Социально-экономические проблемы Японии в конце двадцатого века.
18. Роль М. К. Ганди в национально-освободительном движении в Индии.
19. Идеологические основы гандизма.
20. Характер и значение реформ М. Кемаля.
21. Дискуссия о роли колониализма в истории стран Азии и Африки.
22. Политическая деятельность Сукарно.
23. Политическая деятельность Чан Кайши.
24. Политика Сионизма в Палестине в первой половине XX в.
25. Апартеид в Южной Африке.
26. Политическая деятельность Сунь-Ятсена. Эволюция его взглядов и установок.
27. Военная доктрина Японии. Стратегия войны на Тихом океане.
28. Фашистское движение в Японии (1928-1937 г.)
Темы рефератов по истории Новейшего времени стран Европы и Америки
1. Вашингтонская система международных отношений: достижения и противоречия.
2. Коммунистическое и социал-демократическое движение в 1919-1929 гг.
3. «Эра просперити» в США.
4. Исторические типы государственно-монополистического капитализма в период между двумя мировыми войнами.
5. Вудро Вильсон – политический портрет.
6. Дэвид Ллойд Джордж – политический портрет.
7. «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции.
8. Рапалльская политика во взаимоотношениях Веймарской Германии и Советской России.
9. Проблема репараций в послевоенной Европе.
10. Германский фашизм: возникновение и истоки, приход к власти.
11. Молодежь «новой Германии».
12. История фашистского режима в Италии.
13. Бенито Муссолини: лидер нового типа.
14. Лига наций; становление и деятельность.
15. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и «великая депрессия» в США.
16. «Новый курс» администрации Ф.Д. Рузвельта в США.
17. Международные отношения в 1920-е гг.
18. Международные отношения в 1930-е гг.
19. Мюнхенский сговор и захват Чехословакии гитлеровской Германией.
20. Борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе накануне второй мировой войны.
21. Международный политический кризис 1939 г.
22. Германская дипломатия и советско-германский пакт о ненападении.
23. Диктаторские, олигархические и либерально-реформистские режимы в Латинской Америке в 20-30-е гг.
24. Гражданская война в Испании.
25. Образование антигитлеровской коалиции.
26. История открытия второго фронта.
27. Военачальники «третьего рейха»: триумф и поражение.
28. Международные отношения в годы второй мировой войны (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции).
29. Движение Сопротивления в оккупированных странах.
30. США во второй мировой войне.
32. Итоги и уроки второй мировой войны.
33. Формирование военно-блокового противостояния в Европе (1945–1955).
34. Капитализм второй половины XX века.
35. Структурный экономический кризис 70-х – начала 80-х гг. и его последствия.
36. Формирование консервативного курса США во внутренней и внешней политике во второй половине 40-х – начале 50-хгг.
37. Особенности экономического развития США в 60-е гг.
38. Политика «новых рубежей» Дж. Кеннеди и «великое общество» Л. Джонсона в США.
39. Социально-классовая структура современного американского общества и социальная политика правительства.
40. Пятая республика в период президентства Шарля де Голля.
41. «Неоконсервативная революция» 80-х гг.
42. Политика администрации Р. Рейгана (1980-1988 гг.). Рейганомика».
43. Успехи и противоречия «клинтономики».
44. Особенности экономического и политического развития Великобритании в 70-е гг.
45. Эра М. Тэтчер в Великобритании.
46. Эра Ф. Миттерана во Франции. Успехи и просчеты.
47. Социально-экономическое развитие Италии: от периода «итальянского чуда» до наших дней.
2. Экономическое развитие стран Европы и Америки в начале ХХ века. Научно-технический прогресс.
3. Геополитика евроцентристского мира, нарастание противоречий в отношениях ведущих держав в начале ХХ века.
4. Первая Мировая война (причины, ход, итоги).
5. Парижская мирная конференция. Версальская система мирных договоров: достижения и противоречия.
6. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 г.
7. Международные отношения в 20 – 30-е годы.
8. Международные отношения накануне второй мировой войны. Пакт Молотова – Риббентропа и его значение.
9. Вторая мировая война (причины, ход, итоги).
10. Причины ускоренного экономического роста, его темпы в США. «Эра просперити».
11. Канада в 1900 – 1945 гг.
12. Великобритания в первой половине ХХ века (особенности социально-экономического развития.
13. Франция в первой половине ХХ века.
14. Германия в первой половине ХХ века.
15. Германский нацизм, его внутренняя и внешняя политика.
16. Крах Веймарской республики и причины установления национал-социалистической диктатуры.
17. Италия в 1900 – 1945 гг.
18. Польша в 1900-1945 гг.
19. Обще черты политического и социально-экономического развития балканских стран в 1900-1945 гг.
20. Профашистские режимы Болгарии и Румынии в годы второй мировой войны и их крах.
21. Геополитические итоги второй мировой войны. Создание ООН
22. «Холодная война»: истоки и причины.
23. Берлинский и Караибский кризисы и их влияние на развитие системы международных отношений.
24. Локальные военные конфликты и глобальная стратегия сверхдержав во второй половине ХХ века.
25. Разрядка международной напряженности.
26. США в 1945 – 2000 гг.
27. Великобритания в 1945 – 2000 гг.
28. Франция в 1945 – 2000 гг.
29. Германия в 1945 – 2000 гг.
30. Итоги второй мировой войны для Германии. Образование двух немецких государств.
31. «Малые страны» Западной Европы в 1945 – 2000 гг.
32. «Малые страны» Северной Европы 1945 – 2000 гг.
33. Страны Южной Европы в 1945 – 2000 гг.
34. Проблема нового мирового устройства и обеспечения стабильности в начале третьего тысячелетия.
35. Региональные конфликты 1990-х – начала 2000-х гг.
36. Европейская интеграция 1940-х – 1980-х гг.
37. Глобальные проблемы современности.
38. Ведущие страны в современной системе международных отношений.
39. Первая мировая война и ее влияние на судьбы народов Азии и Африки.
40. Политико-идеологическая ситуация в Китае в начале новейшего времени и «движение 4 мая» 1919 г.
41. Развитие коммунистического движения в Китае и Коминтерн.
42. Революция 1925-1927 гг. в Китае.
43. Внешняя политика гоминьдановского правительства в 1928-1937 гг.
44. Создание единого антияпонского фронта и его особенности.
45. Подъем демократического движения в Японии в 1918-1927 гг.
46. Особенности процесса фашизации Японии
47. Подъем национально-освободительного движения в Индии в 1918-1922 гг.
49. Индийское национально-освободительное движение в 1923-1939 гг.: основные течения, характер деятельности, итоги.
50. Национально-освободительное движение в Турции в начале новейшего времени и образование республики.
51. М.К.Ататюрк и основные принципы кемализма.
52. Реформы 20-30-х гг. в Турции.
53. Реза–шах и реформы в Иране в 20-30-е гг.
54. Иран и Турция в годы II мировой войны.
55. Национально-освободительное движение после Второй мировой войны и распад колониальной системы империализма.
56. Социальные процессы на Востоке во второй половине XX в.
57. Безопасность и гонка вооружений в Азиатско-тихоокеанском регионе после второй мировой войны.
58. Египет в 1970 – 1981 гг.
59. Иран в 1970 – 1990 гг.
60. Внешняя политика Ирана в 1970 – 1990 гг.
61. Национально-освободительное движение в Индии после второй мировой войны. Доминион Индийский союз.
62. Особенности политического и социально-экономического развития республики Индия. В 1950 - - 1970 гг.
63. Гражданская война в Китае и образование КНР.
64. Политика «Большого скачка в Китае. Период «урегулирования» «Культурная революция».
65. Турция 1980 – 1990 гг. особенности экономического развития.
66. Япония после второй мировой войны. «Экономическое чудо».
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История новейшего времени» предназначены для студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Профиль: История и Обществознание». Практические занятия и самостоятельная работа студентов нацелены на формирование у них систематических знаний по истории новейшего времени стран Европы, Америки, Азии и Африки.
Основными задачами дисциплины являются:
• сформировать представление о движущих силах и закономерностях исторического процесса; месте человека в историческом процессе, политической организации общества; многообразии культур и цивилизаций в их взаимодействии и многовариантности;
• выработать навыки работы с разноплановыми источниками; эффективного поиска информации и критике источников;
• научить осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
Содержание курса строится с учетом развития современных образовательных технологий, основными признаками которых являются: постоянное взаимодействие между преподавателем и студентом, требующее открытости и способности работать вместе, личностное отношение к познавательной деятельности, единство творческого замысла и алгоритма деятельности, постоянная рефлексия студентов и преподавателя, диалоговая позиция.
Учебный курс «История Новейшего времени» разработан на основе классических и новейших исследований историков и с учетом перечня имеющихся в библиотечном фонде учебно-методической и научной литературы.
2. Цель самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также способствовать развитию у студентов необходимых компетенций, творческих навыков, инициативы, умения организовать свое время.
Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки.
3. План самостоятельной работы
№ Темы Часов Формы контроля Сроки контроля Формируемые компетенции
7 семестр История Новейшего времени стран Азии и Африки
1. Введение. Афро-азиатский мир в ХХ 8 Хронологическая таблица. Контрольные вопросы Зачет ПК-1
2. Азия и Африка накануне и в период Первой мировой войны 14 Конспект. Хронологическая таблица. Зачет ПК-1
3. Азия и Африка в межвоенный период и в годы Второй мировой войны 14 Работа с контурной картой. Семинарское занятие № 1-2 ПК-1
4. Распад колониальной системы в Азии и Африке и становление национальной государственности 10
5. Страны Азии и Африки в современном мире 10 Опрос на семинаре Семинарское занятие № 3-4 ПК-1
6. Китай в новейшее время 8 Опрос на семинаре Семинарское занятие № 5 ПК-1
7. Япония в Новейшее время 10 Хронологическая таблица, Зачет ПК-1
8. Индия в Новейшее время. 10 Глоссарий Зачет ПК-1
9. Иран в Новейшее время 10 Доклад Зачет ПК-1
10. Турция в Новейшее время 10 Доклад Зачет ПК-1
11. Тропическая и южная Африка в новейшее время 20 Доклад Зачет ПК-1
8 семестр История Новейшего времени стран Европы и Америки
1. Введение в новейшую историю стран Европы и Америки. 3 Конспект Экзамен ПК-1
2. Тенденции развития стран Европы и Америки в начале ХХ века. 5 Конспект Работа по карте Семинарское занятие №1 Экзамен ПК-1
3. Международные отношения в 1900 – 1945 гг. 4 Работа по карте Семинарское занятие №1 Экзамен ПК-1
4. Страны Северной Америки в 1900 – 1945 гг. 5 Конспект Семинарское занятие №2 Экзамен ПК-1
5. Великобритания в 1900 – 1945 гг. 4 Опрос на семинаре Семинарское занятие №3 Экзамен ПК-1
6. Франция в 1900 – 1945 гг. 4 Конспект Семинарское занятие №4 Экзамен ПК-1
7. Германия в 1900 – 1945 гг. 4 Работа по карте Семинарское занятие №5 Экзамен ПК-1
8. Италия в 1900 – 1945 гг. 3 конспект Семинарское занятие №6 Экзамен ПК-1
9. Польша в 1900-1939 гг. 4 Работа по карте Экзамен ПК-1
10. Балканы в 1900 -1945 гг. 4 Конспект Экзамен
ПК-1
11. Международные отношения во второй половине ХХ века. 4 Опрос на семинаре Семинарское занятие №7 Экзамен ПК-1
12. США в 1945 – 2000 гг. 5 Опрос на семинаре Семинарское занятие №8 Экзамен ПК-1
13. Великобритания в 1945 – 2000 гг. 4 Конспект Экзамен
Семинарское занятие №9 ПК-1
14. Франция в 1945 – 2000 гг. 4 Опрос на семинаре Семинарское занятие №10 Экзамен ПК-1
15. Германия в 1945 – 2000 гг. 4 Опрос на семинаре Семинарское занятие №11
Экзамен ПК-1
16. Страны Латинской Америки в 1945 – 2000 гг. 4 Контрольные вопросы Экзамен ПК-1
17. Малые страны» Западной Европы в 1945 – 2000 гг. 4 Контрольные вопросы Экзамен ПК-1
18. Страны Южной Европы в 1945 – 2000 гг. 4 Контрольные вопросы Экзамен ПК-1
4. Темы и методические рекомендации
по подготовке к семинарским занятиям
Семинар – особая форма групповых учебных занятий, которые проводятся под руководством преподавателя при активном участии студентов. Семинарские занятия позволяют студенту сформировать необходимые специальные и профессиональные компетенции, навыки работы с учебниками, учебными пособиями и дополнительной литературой, а также развить в себе умение самостоятельно мыслить и отстаивать свою точку зрения.
Готовясь к семинарскому занятию по истории новейшего времени, студент проходит несколько этапов.
1. Знакомится с предлагаемыми методическими рекомендациями по подготовке к семинарскому занятию.
2. Изучает содержание соответствующего вопроса по конспекту лекции и по базовому учебнику.
3. Вычленяет основные идеи будущего выступления. Составляет план доклада или сообщения. Вся последующая работа с научным материалом должна проводиться с учетом структуры и содержания составленного плана.
4. Внимательно изучает дополнительную литературу, рекомендуемую преподавателем по данной теме и найденную самостоятельно. Просматривает и подбирает информацию, читает, выписывает (конспектирует узловые проблемы), обрабатывает их в соответствии с задачами семинара и составленным планом.
5. Выявляет ключевые термины темы, определяет их содержание с помощью словарей, справочников и энциклопедий.
6. Составляет тезисы выступления или текст доклада с учетом материала учебника и дополнительной литературы.
7. Репетирует выступление.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 20-40 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
Выступление студента должно включать введение (вводное слово), основную часть и заключение.
Во введении студент должен обозначить актуальность рассматриваемой проблемы и указать литературу, позволяющую ее изучить. По ходу выступления необходимо приводить краткие цитаты и делать адресные ссылки на источник информации (указывать фамилию автора и название используемой им публикации). Заключение должно быть кратким, ясным и не содержать новых, дополнительных сведений. В заключении необходимо очень кратко напомнить слушателям основное
Помните, чтобы иметь успех у слушателей, необходимо самому хорошо понимать содержание своего доклада. Используйте короткие предложения и простые обороты: текст выступления перед аудиторией сильно отличается от текста научной монографии и даже учебного пособия. Следите за темпом речи; помните, что Ваше выступление должно быть хорошо слышно всем сидящими в аудитории.
Рекомендуемая продолжительность доклада на семинарском занятии составляет 10-15 минут. Возможны два доклада по одному вопросу. После выступления докладчика предусматривается время (до 5 минут) для ответов на вопросы аудитории, для дополнений студентов по вопросу семинара (до 10 минут) и для резюме преподавателя.
Ошибки, часто встречающиеся при подготовке к семинарскому занятию.
- Подготовка к семинарскому занятию начинается поздно – за день до его проведения. В связи с этим у студента не хватает времени на составление плана, на работу с дополнительной литературой и на анализ собранного материала. В лучшем случае студент успевает добротно подготовиться лишь к одному из вопросов семинара, чаще – бездумно, в спешке, не анализируя, переписать соответствующий фрагмент параграфа учебника.
- Студент использует только учебник, либо только научные публикации (зачастую – одну публикацию). Следует помнить, что в учебнике размещен только самый общий материал по интересующему вопросу, представляющий, преимущественно, точку зрения его автора, а в научных публикациях раскрываются лишь узкие проблемы. Поскольку доклад в обоих случаях будет неполным, работа докладчика не может быть оценена высоко.
- План доклада или сообщения не составлен или составлен небрежно. В связи с этим докладчик перескакивает с одной проблемы на другую. В случае использования более одного источника информации, он несколько раз «разными словами», пересказывает текст одного содержания.
- Переписав часть учебника, учебного пособия или научной публикации, студент не понял его содержания, не выявил содержания используемых научных терминов. В этом случае он способен лишь с трудом прочитать сложный для восприятия слушателей текст.
- В заключении вместо выводов повторяется материал основной части доклада.
- Подготовившись к семинарскому занятию, студент не решается выступить с докладом или дополнением. Помните, что хорошая подготовка при полной пассивности на семинаре никак не оценивается.
Содержание семинарских занятий
7 семестр История Новейшего времени стран Азии и Африки
Тема семинара
Содержание темы Формируемые компетенции Трудоемкость в часах
Распад колониальной системы в Азии и Африке и становление национальной государственности 1.Коренные изменения политической карты Азии и Африки в послевоенные десятилетия
2.Процесс деколонизации и начало перехода от европоцентристского мира к утверждению понятия единого мирового сообщества.
3.Социализм на Востоке.
4.Борьба великих держав за гегемонию в афро-азиатском мире. Региональные войны
5.Политика этатизма, централизаторские начала и огосударствление экономики. ПК-1
4
Страны Азии и Африки в современном мире
Составление проектов 1.Обострение «холодной войны» в 60-е годы.
2.Гонка вооружений и доктрина «ограниченной (региональной) ядерной войны».
3.Социалистическая модель как вариант общественного развития.
4.Рост частотности и интенсивности локальных конфликтов в афро-азиатском мире
- арабо-израильские войны (1967, 1973 гг.),
- индо-пакистанские войны (1965, 1971 гг.),
-гражданские войны в Ливане (70-е–80-е годы),
- вьетнам (60-е годы)
- афганистан (1979–1989 гг.),
- ирано-иракская война (1980–1988 гг.). ПК-1
4
Китай в новейшее время 1.Экономическое и политическое развитие Китая к Концу первой мировой Войны.
2.Великая октябрьская революция и Китай. «Движение 4 мая» 1919 г.
3.Движение «30 мая» 1925 г.
4.Северный поход
5.Контрреволюционный переворот в Ухане. Значение революции 1925 - 1927 гг. ПК-1
2
8 семестр История Новейшего времени стран Европы и Америки
Содержание темы Формируемые компетенции Трудоемкость в часах
Международные отношения в 1900 – 1945 гг.
Конференция 1.Первая Мировая война (причины, ход). Итоги войны для Европы и мира. Версальско -Вашингтонская система.
2.Мировой экономический кризис 1929 – 1933 г.
3.Международные отношения в 20 – 30-е гг. Вторая мировая война. ПК-1
1
Страны Северной Америки в 1900 – 1945 гг. 1. Причины ускоренного экономического роста, его темпы. «Эра просперити» в США.
2.Эпоха «Нового курса»
3.Внешняя политика США в 1933 – 1939 гг. США во Второй мировой войне. ПК-1
1
Великобритания в 1900 – 1945 гг. 1.Великобритания в начале ХХ века (особенности социально-экономического развития).
2.«Ллойдджорджизм». Кризис партийной системы в условиях трансформации либеральной политической системы.
3.Великобритания в Первой мировой войне.
4.Ирландский вопрос.
5.Внешняя политика Великобритании в 30-е годы.
6.Великобритания во Второй мировой войне. ПК-1
2
Франция в 1900 – 1945 гг. 1. Экономические и политические итоги Первой мировой войны для Франции.
2.Франция в годы мирового экономического кризиса.
3.Правительства «Национального единения». Народный фронт во Франции.
4.Франция накануне и в период второй миррой войны. ПК-1
1
Германия в 1900 – 1945 гг. 1.Германия в начале ХХ века. Положение Германии к концу первой мировой войны.
2.Германия в 1919 – 1923 гг. и в годы временной стабилизации 1924 – 1929 гг.
3.Германский нацизм, его внутренняя и внешняя политика. ПК-1
1
Италия в 1900 – 1945 гг. 1.Италия в первой четверти ХХ века. Итоги первой мировой войны для Италии
2.Итальянский фашизм.
3.Развитие Италии в годы относительной стабилизации 1924 – 1929 гг.
4.Развитие Италии в период мирового экономического кризиса.
5.Внешняя политика Б.Муссолини.
6.Италия во второй мировой войне. ПК-1
2
Международные отношения во второй половине ХХ века.
Дискуссия 1.Геополитические итоги второй мировой войны. Создание ООН.
2.«Холодная война» и эволюция двухполюсного миропорядка.
3.Берлинский и Карибский кризисы и их влияние на развитие системы международных отношений.
4.Локальные военные конфликты и глобальная стратегия сверхдержав.
5.Разрядка международной напряженности.
6.Начало нового этапа европейской интеграции. ПК-1
2
США в 1945 – 2000 гг. 1. США после второй мировой войны. Экономический кризис 70-х – начала 80-х гг., особенности социально-экономического развития США.
2.Эволюция программных установок, политического стиля, республиканской и демократической партий на рубеже 70–80-х гг.
3.«Рейганомика» – экономическая теория и практика американского неоконсерватизма.
4.Основные направления трансформации экономической политики: в период президентства Дж. Буша.
5.Президентство Б. Клинтона и проблемы внешнеполитического развития США.
6.Экономическая политика Дж. Буша-младшего. ПК-1
2
Великобритания в 1945 – 2000 гг. 1.Результаты второй мировой войны для Великобритании. Приоритеты экономического и политического развития в 1945 –1951 гг.
2.Правление консерваторов: «тринадцать впустую потраченных лет».
3.М. Тэтчер и внутренняя перестройка консервативной партии во второй половине 70-х гг. Парламентские выборы 1979 г.
4.Политика «здорового консерватизма» правительства Д. Мэйджора.
5.Избирательная кампания 1997 г. «Новый лейборизм» Э. Блэра. ПК-1
2
Франция в 1945 – 2000 гг. 1.Временный режим (1944–1946).
2.Четвертая республика. Конституция 1946 г.
3.Падение IV Республики и принятие новой Конституции 1958 г.
4.Внутриполитическое развитие Франции в 70-е гг.
6.Франция в локальных конфликтах 90-х гг. ПК-1
2
Германия в 1945 – 2000 гг. 1.Итоги второй мировой войны для Германии. Образование двух немецких государств.
2.Внутренняя и внешняя политика Аденауэра Конрада (Германия в 50-х – начале 60-х).
3.Германская социал-демократия у власти 60-е – начало 70-х.
4.Внутренняя и внешняя политика Гельмута Колля в 80-х – 90-х годах. Объединение Германии.
5.Современное экономическое и политическое положение Германии. ПК-1
2
5. Самостоятельная письменная работа
5.1 Написание реферата
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и культурологической литературы по теме исследования.
Реферат может быть репродуктивным (воспроизводящим содержание первичного текста) и продуктивным (содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого текста). Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или по согласованию с преподавателем.
Реферат по курсу «История новейшего времени» представляет собой научное исследование и должен соответствовать определенным требованиям. Он должен включать титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить актуальность темы, объект и предмет, цель и задачи исследования, характеристику использованных источников информации.
В основной части излагаются сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из номера, под которым это издание располагается в списке использованной литературы, а также указание на номер страницы цитируемой части текста: например: [1, с. 20] или [2, с. 5-6]. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи.
Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, рисунки, фотографии и т.д.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Образец оформления титульного листа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Историко-филологический факультет
Кафедра истории и археологии
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Образование антигитлеровской коалиции
Выполнил: студент 356 гр.
Иванов И.И.
Научный руководитель:
к.и.н., доцент
Ложкина Н.Н.
Горно-Алтайск 2019
Темы рефератов
Темы рефератов по истории Новейшего времени стран Азии и Африки
1. Роль императора в общественно-политической жизни Японии.
2. Культурная революция в Китае.
3. Мао Цзэдун: политический портрет.
4. Демографическая проблема в странах Востока.
5. Причины «японского чуда».
6. Основные идеи учения о китайской нации у Чан Кайши.
7. Теория классов и классовой борьбы в интерпретации Мао Цзэдуна.
8. Китай на пути реформ. (1978 – 2005г)
9. Проблемы «северных территорий» в отношениях России и Японии после Второй Мировой войны.
10. Политическая деятельность Сунь Ятсена.
11. Страны Юго-восточной Азии – завершение политической деколонизации: пути, проблемы, итоги.
12. Политика «большого скачка» и «народных коммун» в Китае и ее результаты.
13. Роль США в модернизации Японии.
14. Ставка на научно-технический прогресс и качество в развитии производства Японии
15. Роль государства в экономике Японии.
16. Социальные факторы « экономического чуда» (система пожизненного найма, коллективизм, патернализм, «трудоголизм») в Японии.
17. Социально-экономические проблемы Японии в конце двадцатого века.
18. Роль М. К. Ганди в национально-освободительном движении в Индии.
19. Идеологические основы гандизма.
20. Характер и значение реформ М. Кемаля.
21. Дискуссия о роли колониализма в истории стран Азии и Африки.
22. Политическая деятельность Сукарно.
23. Политическая деятельность Чан Кайши.
24. Политика Сионизма в Палестине в первой половине XX в.
25. Апартеид в Южной Африке.
26. Политическая деятельность Сунь-Ятсена. Эволюция его взглядов и установок.
27. Военная доктрина Японии. Стратегия войны на Тихом океане.
28. Фашистское движение в Японии (1928-1937 г.)
Темы рефератов по истории Новейшего времени стран Европы и Америки
1. Вашингтонская система международных отношений: достижения и противоречия.
2. Коммунистическое и социал-демократическое движение в 1919-1929 гг.
3. «Эра просперити» в США.
4. Исторические типы государственно-монополистического капитализма в период между двумя мировыми войнами.
5. Вудро Вильсон – политический портрет.
6. Дэвид Ллойд Джордж – политический портрет.
7. «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции.
8. Рапалльская политика во взаимоотношениях Веймарской Германии и Советской России.
9. Проблема репараций в послевоенной Европе.
10. Германский фашизм: возникновение и истоки, приход к власти.
11. Молодежь «новой Германии».
12. История фашистского режима в Италии.
13. Бенито Муссолини: лидер нового типа.
14. Лига наций; становление и деятельность.
15. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и «великая депрессия» в США.
16. «Новый курс» администрации Ф.Д. Рузвельта в США.
17. Международные отношения в 1920-е гг.
18. Международные отношения в 1930-е гг.
19. Мюнхенский сговор и захват Чехословакии гитлеровской Германией.
20. Борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе накануне второй мировой войны.
21. Международный политический кризис 1939 г.
23. Диктаторские, олигархические и либерально-реформистские режимы в Латинской Америке в 20-30-е гг.
24. Гражданская война в Испании.
25. Образование антигитлеровской коалиции.
26. История открытия второго фронта.
27. Военачальники «третьего рейха»: триумф и поражение.
28. Международные отношения в годы второй мировой войны (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции).
29. Движение Сопротивления в оккупированных странах.
30. США во второй мировой войне.
31. Великобритания во второй мировой войне.
32. Итоги и уроки второй мировой войны.
33. Формирование военно-блокового противостояния в Европе (1945–1955).
34. Капитализм второй половины XX века.
35. Структурный экономический кризис 70-х – начала 80-х гг. и его последствия.
36. Формирование консервативного курса США во внутренней и внешней политике во второй половине 40-х – начале 50-хгг.
37. Особенности экономического развития США в 60-е гг.
38. Политика «новых рубежей» Дж. Кеннеди и «великое общество» Л. Джонсона в США.
39. Социально-классовая структура современного американского общества и социальная политика правительства.
40. Пятая республика в период президентства Шарля де Голля.
41. «Неоконсервативная революция» 80-х гг.
42. Политика администрации Р. Рейгана (1980-1988 гг.). Рейганомика».
43. Успехи и противоречия «клинтономики».
44. Особенности экономического и политического развития Великобритании в 70-е гг.
45. Эра М. Тэтчер в Великобритании.
46. Эра Ф. Миттерана во Франции. Успехи и просчеты.
47. Социально-экономическое развитие Италии: от периода «итальянского чуда» до наших дней.
5.2 Аналитический обзор Интернет-ресурсов
по одной из тем лекционного курса
Работа ориентирована на поиск источников информации в сети Internet, анализ содержащихся в ней сообщений по одной из тем курса истории новейшего времени и выработку рекомендаций.
Собирая сведения, надо фиксировать все источники информации на сайтах, к которым пришлось обратиться, помечая степень полезности каждого из них. Итогом работы должен стать список источников информации с указанием адреса Интернет-ресурса, а также краткий аргументированный анализ ее ценности.