(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
• понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
• способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
• формирование навыков осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
• Формирование навыков осуществления педагогической деятельность на основе полученных знаний.
ции
ракт.
2. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История нового времени».
3. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной:
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения;
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей;
ИД-1.ОПК-4: Знает базовые национальные ценности и особенности исторического наследия;
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний;
ИД-2.ОПК-8: Обладает базовыми предметными знаниями и умениями для осуществления педагогической деятельности.
4. Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
- «отлично», 5 - выставляется в случае, если студент выполнил 84-100 % заданий;
- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83 % заданий;
- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65 % заданий;
- «неудовлетворительно», 2 - менее 50 % заданий.
1. Карл I созвал Долгий парламент, чтобы:
1. ограничить королевскую власть 2. найти деньги для ведения войны
3. упразднить палату лордов 4. принять закон
2. Соотнесите события и даты
1. Начало Гражданской войны А. 1640 г.
2.Начало деятельности «Долгого парламента» Б. 1642 г.
3.Реставрация династии Стюартов В. 1645 г.
4. Казнь Карла I. Установление республики. Г. 1649 г.
5. Установление протектората Кромвеля Д. 1653 г.
6. Битва при Нейзби Е. 1660 г.
3. Кого в годы Английской буржуазной революции называли «круглоголовыми»?
1. дворян, использовавших наемный труд
2. сторонников парламента в ходе Гражданской войны
3. сторонников короля в ходе Гражданской войны
4. крестьян
4. Сторонников Джона Лильберна, выступавших за равноправие всех членов общества, называли:
1. Диггерами 2. Пуританами 3. Левеллерами 4. Гугенотами
5. Когда был казнён король Карл I ?
1. 23 января 1649 г. 2. 30 января 1649 г. 3. 20 января 1649 г. 4. 27 декабря 1648 г.
6. Он был лидером диггеров:
7. Какой титул принял О. Кромвель в 1653 г.?
1. лорд-канцлера 2. лорд-протектора 3. лорд-казначея 4. короля
8. Укажите хронологические рамки Великой французской революции
1. 1789-1794 гг. 2. 1789-1799 гг. 3. 1789-1793 гг. 4. 1791-1799 гг.
9. С чьим именем можно связать Шарлотту Корде?
1. Робеспьера 2. Марии-Антуанетты 3. Марата
10. Укажите дату роспуска Национального Конвента:
1. 26 октября 1795 г. 2. 6 декабря 1793 г. 3. 10 июня 1794 г.
11. Как назывался документ, запрещавший всем подвластным Франции странам торговать с Англией?
1. декрет о торговой войне
2. декрет о «закрытии» Англии
3. Берлинский декрет о континентальной блокаде
4. декрет о нарушении торговых связей
12. Революционное правительство Парижа во время событий 1871 года, когда вскоре после заключения перемирия с Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волнения, вылившиеся в революцию и установление самоуправления, длившегося 72 дня (с 18 марта по 28 мая) называлось _______________
13. Что из перечисленного, никак не связано с развитием предпринимательской деятельности в XVII веке?
1. банки 2. фабрики 3. биржи
14. Укажите хронологические рамки войны за Испанское наследство____________
15. Какой документ означал создание Республики Соединенных провинций?
1. Нантский эдикт 2. Гентское умиротворение
3. «Девяносто пять тезисов» 4. Утрехтская уния
16. В новое время объединение Японии было проведено усилиями:
1. Ито Хиробуми 2. Ода Нобунага
3. Минамото Еритомо 4. Иэясу Токугава
5. Тоетоми Хидэеси 6. Мацудайро Саданобу
17. Бабур – это:
1. условное земельное владение в арабских странах
2. титул наместников в Османской империи
3. основатель династии Великих Моголов
4. земельный налог в Иране
5. историческая область в Индии
18. Наивысшего могущества Османская империя достигла в правление:
1. Мурада 2. Селима II 3. Абдул-Хамида II 4.Сулеймана Великолепного
19. Расположите в хронологической последовательности следующие события (ответ запишите буквами):
А. введение конституции в Японии
Б. восстание сипаев
В. первая «опиумная» война
Г. создание общества «новые османы»
Д. бабидские восстания
20. Сипаи – это?
1. наемные солдаты в войсках индийских князей
2. наемники из Северо-Западной Индии
3. солдаты-индийцы в войсках британской Ост-Индской компании
4. религиозная секта в Пенджабе
5. народ в Северо-Западной Индии
21. Восстание сипаев произошло в:
1. 1848–1852 гг. 2. 1850–1852 гг. 3. 1855–1857 гг.
4. 1857–1859 гг. 5. 1859–1862 гг.
22. Главная цель движения «новых османов»:
1. отмена неравноправных соглашений
2. введение конституции
3. установление республики
4. воссоздание Османской империи в границах середины XVI в.
23. Династия Цин правила в Китае в:
1. 1587–1868 гг. 2. 1603 –1927 гг. 3. 1644–1912 гг.
4. 1683–1912 гг. 5. 1703–1913 гг.
24. Первая страна Востока, принявшая конституцию – это:
1. Япония 2. Китай 3. Иран 4. Османская империя
25. Расположите в хронологической последовательности следующие события (ответ запишите буквами):
А. создание ИНК
Б. «сто дней реформ»
В. введение конституции в Османской империи
26. По итогам японо-китайской войны 1894–1895 гг.:
1. Китай передавал Японии остров Тайвань
2. Китай выплачивал Японии крупную контрибуцию
3. Китай принимал японское «21 требование»
5. Япония отказалась от претензий на Корею
27. Формула «Америка для американцев» лежала в основе:
1. аболиционизма 2. гражданской войны 3. доктрины Монро
28. Аболиционистами называли:
1. сторонников отмены рабства 2. религиозных деятелей 3. художников
29. Укажите дату, когда была подписана декларация независимости США
1. 4 июля 1776 г. 2. 4 июня 1776 г. 3. 4 июня 1774 г.
30. Найдите ошибочное утверждение. Томас Джефферсон это:
1. Автор «Декларации Независимости» 3. Третий президент США
2. Второй президент США 4. Антифедералист
1. Назревание революционной ситуации в Англии 40-х гг. XVII в.
2. Роль пуритан в английской буржуазной революции XVII в.
3. Деятельность долгого парламента в конституционный период английской буржуазной революции XVII в.
4. Реставрация Стюартов и переворот 1688г.
5. Нидерланды во второй половине XVII – XVIII вв.: англо-голландское соперничество, причины экономического упадка Нидерландов в XVIIIв.
6. Папство в XVII – XVIIIвв. Рост оппозиции против католической церкви. Ликвидация ордена иезуитов.
7. Франция в эпоху Людовика XIV: характеристика внешней политики.
8. Внутренняя политика Людовика XIV. Кольбертизм.
9. Государство Габсбургов в XVII-XVIII вв.
10. Семилетняя война 1756-1763гг.: причины, ход, итоги и значение.
11. Людовик XV и его эпоха.
12. Фридрих II как политический деятель и полководец.
13. Реформы в Иосифа II в габсбургском государстве во второй половине XVIIIв.
14. Социально-политическое положение английских колоний в Северной Америке до начала войны за независимость.
15. Причины обострения отношений между английскими колониями в Северной Америке и метрополией.
16. Роль народных масс в североамериканской революции.
17. Выработка и принятие конституции США 1787г.
18. Характеристика конституции Соединенных Штатов.
19. Положение крестьянства и буржуазии во Франции перед революцией конца XVIIIв.
20. Попытки реформ Тюрго и Неккера во Франции и причины их неудачи.
21. Людовик XVI как государственный деятель.
22. Борьба третьего сословия за превращение Генеральных штатов в Национальное собрание.
23. Характер якобинской диктатуры.
24. Трансформация политической системы Франции в 1789-1804 гг.
25. Наполеон Бонапарт как политический и государственный деятель.
26. Февральская революция 1848 г. во Франции: причины, ход, итоги и последствия.
27. Наполеон III как государственный деятель.
28. Причины революции 1848-1849 гг. в Германии.
29. Национальный и аграрный вопросы в венгерской революции 1848-1849гг.
30. Национальное движение в Италии в 30-60-е гг. XIX в.
31. Роль Джузеппе Гарибальди в объединении Италии.
32. Особенности экономического и политического развития северных и южных штатов США в первой половине XIX в.
33. Аболиционизм в США в середине XIX в.
34. Английская Ост-Индская компания.
35. Голландская Ост-Индская компания.
36. Русско-китайские торговые отношения в XVIII — первой половине XIX вв.
37. Китай и Джунгарское ханство в первой половине XVIII в.
38. Ламаизм и национально-освободительная борьба народов Монголии и Тибета против цинской агрессии.
39. Культура Китая периода империи Цин
40. Территориальное разграничение между Цинской и Российской империей.
41. Пекинская духовная миссия.
42. Самураи в Токугавской Японии.
43. Крестьяне Токугавской Японии.
44. Религиозно-идеологическая система Токугавского сёгуната. Духовенство.
45. Частная жизнь горожан в эпоху Эдо.
46. Проблема Курильских островов в русско-японских отношениях
47. Привилегированные сословия в конфуцианских странах в новое время.
48. Городские сословия в традиционных конфуцианских обществах.
49. Янычары в Османской империи.
50. Русско-турецкие отношения в начале XIX в.
52. Сикхизм- и его роль в национально-освободительном движении в Индии.
53. Культура Индии периода Великих Моголов.
54. Военные формирования в турецкой армии: сипахи, янычары.
55. Мухаммед Али египетский - полководец и реформатор.
2. Колониальная политика европейских держав в новое время.
3. Английские колонии в Северной Америке.
4. Причины Английской революции и ее начальный этап.
5. Гражданские войны в Англии 1642–1648 гг.
6. Период Индепендентской республики. Протекторат О. Кромвеля.
7. Реставрация Стюартов. «Славная революция» в Англии.
8. Промышленная революция Великобритании.
9. Война за независимость североамериканских колоний. Становление государственного строя США.
10. Гражданская война в США: причины, цели воюющих сторон, ход военных событий, итоги и последствия.
11. Социально-экономическое и политическое развитие США в 1812– 1860 гг. Аболиционизм. Увеличение территории государства.
12. Франция в период правления Людовика XIII. Кардинал Ришелье.
13. Абсолютизм Людовика XIV.
14. Начало Великой французской революции. Установление республики во Франции. Правление жирондистов и их свержение.
15. Якобинская диктатура во Франции. Термидорианский Конвент и Директория. Переворот 18 брюмера.
16. Франция в 1815–1830 гг.: Реставрация Бурбонов, Июльская революция 1830 г.
17. Революционные события в Париже в 1870 г. Парижская коммуна. «Республика без республиканцев».
18. Франция в годы Консульства и Первой империи.
19. Северная война 1700-1721 гг.
20. Война за испанское наследство 1701-1714 гг.
21. Венский конгресс и Священный Союз.
22. Европейские революции 1848–1849 гг.: причины, движущие силы, итоги.
23. Испания и Португалия в XVII - XVIII вв.
24. Германские государства в XVII – XVIII вв.
25. Объединение Германии: пути, этапы, значение.
26. Италия в XVII – XVIII вв.
27. Объединение Италии: этапы, пути реализации, итоги и значение.
28. Монархия Габсбургов в XVII – XVIII вв.
29. Латинская Америка в XVII – XVIII вв.
30. Становление общеевропейской системы международных отношений. Тридцатилетняя война и Вестфальский мир.
1. Общая характеристика основных этапов колониализма.
2. Великие географические открытия и начальный период колониализма.
3. Особенности традиционных социальных отношений на Востоке.
4. Основные регионы Востока, их типология и характеристика.
5. Особенности традиционных экономических структур на Востоке.
6. Особенности традиционного государственного и общественного устройства восточных стран.
7. Колонизация Центральной и Западной Африки.
8. Общая характеристика основных этапов колониализма.
9. Великие географические открытия и начальный период колониализма.
10. Особенности традиционных социальных отношений на Востоке.
11. Основные регионы Востока, их типология и характеристика.
12. Особенности традиционных экономических структур на Востоке.
13. Особенности традиционного государственного и общественного устройства восточных стран.
14. Колонизация Центральной и Западной Африки.
15. Завоевание Китая маньчжурами
16. Внешняя политика Китая в XVII – XVIII вв.
17. Агрессивная политика капиталистических держав в Китае в конце XIX века. Превращение Китая в полуколонию.
18. Реформаторское движение в Китае. «Сто дней реформ».
19. Кризис и распад Империи Великих Моголов. Образование новых государств в Южной Азии.
20. Индия в XVII — первой половине XIX в.: особенности традиционной экономической, социальной и политической структуры.
21. Аграрные отношения, города и торговля в Турции в XVII — XVIII вв.
22. Османская империя в конце XVIII – начале XIX в. Реформы Селима III.
23. Внутренняя и внешняя политика Османской империи в первой половине XIX в.
24. Арабские страны в XVI – XIX вв.
25. Иран во второй половине XVIII в. Утверждение каджарской династии.
26. Внутренняя и внешняя политика Ирана в первой половине XIX в
27. Положение стран Юго-Восточной Азии в в XVI – XIX вв.
29. Кавказ в XVI – XIX вв.
30. Афганистан в XVI – XIX вв.
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «история нового времени» предназначены для студентов, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование профиль «История и обществознание». Семинарские занятия и самостоятельная работа студентов нацелены изучение основных событий и проблем периода новой истории, крупнейших перемен во всех сферах жизни человечества и в системе международных отношений, кардинально преобразивших облик мировой цивилизации к началу XX века, обеспечение получения профессиональных качеств, необходимых для устойчивой конкурентоспособности на рынке труда в качестве историка, преподавателя всеобщей истории, эксперта.
Основными задачами дисциплины являются:
• знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
• понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
• способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
• формирование навыков исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
• умение логически мыслить, вести научные дискуссии.
Содержание курса строится с учетом развития современных образовательных технологий, основными признаками которых являются: постоянное взаимодействие между преподавателем и студентом, требующее открытости и способности работать вместе, личностное отношение к познавательной деятельности, единство творческого замысла и алгоритма деятельности, постоянная рефлексия студентов и преподавателя, диалоговая позиция.
Учебный курс «История Нового времени» разработан на основе классических и новейших исследований историков и с учетом перечня имеющихся в библиотечном фонде учебно-методической и научной литературы.
2. Цель самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление тех знаний, которые они получили на аудиторных занятиях, а также способствовать развитию у студентов необходимых компетенций, творческих навыков, инициативы, умения организовать свое время.
Настоящие методические указания позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности.
3. План самостоятельной работы
№ Темы Кол-во час. Формы контроля Сроки контроля Формируемые компетенции
1 Основные черты развития Западной Европы и Америки 4 Тезисы конспекта лекции Семинар №1 ПК-1
2 Английская буржуазная революция XVII века 4 Таблица «Причины и результаты революции» Семинар №2 ПК-1
3 Франция в XVII в. 4 Заполнение схемы, работа с источниками. Семинар №3 ПК-1
4 Испания и Португалия в XVII в. 4 Тезисы конспекта лекции Семинар №4 ПК-1
5 Италия в XVII – XVIII вв. 4 Ответьте на предложенные вопросы. Собеседование. Семинар №5 ПК-1
6 Германские государства в XVII – XVIII вв. 4 Ответьте на предложенные вопросы. Собеседование. Семинарское занятие №6 ПК-1
7 Монархия Габсбургов в XVII – XVIII вв 4 Ответьте на предложенные вопросы. Собеседование. Семинар №7 ПК-1
8 Голландия, Дания, Швеция в XVII – XVIII вв. 4 Работа по карте. Рефераты. Семинар №8 ПК-1
9 Война за независимость в Северной Америке и образование США 4 Таблица «Война за независимость». Определить различия между развитием южных и северных штатов. Работа по карте. Семинар №9 ПК-1
10 Латинская Америка XVII – XVIII вв. 4 Работа с понятиями. Семинар №10 ПК-1
11 Французская буржуазная революция XVIII века 4 Изложить в таблице роль якобинцев в революции. Ответить на предложенные вопросы. Опрос по карте. Семинар №11 ПК-1
12 Франция в годы Консульства и Первой Империи (1799–1814 гг.) 4 Составление таблицы: «Внешняя политика консульства и Империи». Семинар № 12 ПК-1
13 Объединение Италии 4 Составление таблицы «Пути объединения Италии». Семинар № 13 ПК-1
14 Объединение Германии 4 Составление таблицы «Особенности объединения Германии». Семинар № 14 ПК-1
15 Международные отношения и колониальная политика во второй половине XVII – XVIII вв. 4 Собеседование, работа по карте Семинар № 15 ПК-1
Модуль 2 Новая история стран Азии и Африки
16 Страны Азии и Африки в новое время. 4 Таблица «Основные регионы Востока, их типология и характеристика» Семинар № 16 ПК-1
17 Азия и Африка в начальный период европейской колониальной экспансии 4 Собеседование на тему «Особенности традиционного государственного и общественного устройства восточных стран» Семинар № 17 ПК-1
18 Включение Азии и Африки в мировую экономическую систему 4 Конспект «Особенности традиционных экономических структур на Востоке» Семинар № 17 ПК-1
19 Япония в XVI – XIX вв. 4 Доклад «Реформы Мейдзи»
Работа с картой. Семинар № 18 ПК-1
20 Корея в XVI – XIX вв. 4 Хронологическая таблица «Сеульское восстание 1882 г.» Семинар № 19 ПК-1
21 Китай в XVI – XIX вв. 4 Работа по карте Семинар № 20 ПК-1
22 Монголия в XVI – XIX вв. 4 Конспект лекции Семинар № 21 ПК-1
23 Страны Юго-Восточной Азии в XVI – XIX вв. 4 Доклады с электронными презентациями Семинар № 22 ПК-1
24 Индия в XVI – XIX в. 4 Хронологическая таблица «Основные этапы завоевания Индии» Семинар № 23 ПК-1
25 Кавказ в XVI – XIX в. 4 Конспект лекции. Семинар № 24 ПК-1
26 Османская империя и «Восточный вопрос» в новое время. 4 Таблица «Борьба великих держав за влияние в Турции и на Балканах» Сообщение по теме Россия и «восточный вопрос». Семинар № 25 ПК-1
27 Африка в XVI – XIX вв. 4 Доклады с электронными презентациями Семинар № 26 ПК-1
Итого 108
4. Темы и методические рекомендации
по подготовке к семинарским занятиям
Семинар – особая форма групповых учебных занятий, которые проводятся под руководством преподавателя при активном участии студентов. Семинарские занятия позволяют студенту сформировать необходимые специальные и профессиональные компетенции, навыки работы с учебниками, учебными пособиями и дополнительной литературой, а также развить в себе умение самостоятельно мыслить и отстаивать свою точку зрения.
Готовясь к семинарскому занятию по истории нового времени, студент проходит несколько этапов.
1. Знакомится с предлагаемыми методическими рекомендациями по подготовке к семинарскому занятию.
2. Изучает содержание соответствующего вопроса по конспекту лекции и по базовому учебнику.
3. Вычленяет основные идеи будущего выступления. Составляет план доклада или сообщения. Вся последующая работа с научным материалом должна проводиться с учетом структуры и содержания составленного плана.
4. Внимательно изучает дополнительную литературу, рекомендуемую преподавателем по данной теме и найденную
5. Выявляет ключевые термины темы, определяет их содержание с помощью словарей, справочников и энциклопедий.
6. Составляет тезисы выступления или текст доклада с учетом материала учебника и дополнительной литературы.
7. Репетирует выступление.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 20-40 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
Выступление студента должно включать введение (вводное слово), основную часть и заключение.
Во введении студент должен обозначить актуальность рассматриваемой проблемы и указать литературу, позволяющую ее изучить. По ходу выступления необходимо приводить краткие цитаты и делать адресные ссылки на источник информации (указывать фамилию автора и название используемой им публикации). Заключение должно быть кратким, ясным и не содержать новых, дополнительных сведений. В заключении необходимо очень кратко напомнить слушателям основное содержание речи и ее главные выводы. Выступление может сопровождаться электронной презентацией. При необходимости можно использовать географическую и историческую карту.
Помните, чтобы иметь успех у слушателей, необходимо самому хорошо понимать содержание своего доклада. Используйте короткие предложения и простые обороты: текст выступления перед аудиторией сильно отличается от текста научной монографии и даже учебного пособия. Следите за темпом речи; помните, что Ваше выступление должно быть хорошо слышно всем сидящими в аудитории.
Рекомендуемая продолжительность доклада на семинарском занятии составляет 10-15 минут. Возможны два доклада по одному вопросу. После выступления докладчика предусматривается время (до 5 минут) для ответов на вопросы аудитории, для дополнений студентов по вопросу семинара (до 10 минут) и для резюме преподавателя.
Ошибки, часто встречающиеся при подготовке к семинарскому занятию.
- Подготовка к семинарскому занятию начинается поздно – за день до его проведения. В связи с этим у студента не хватает времени на составление плана, на работу с дополнительной литературой и на анализ собранного материала. В лучшем случае студент успевает добротно подготовиться лишь к одному из вопросов семинара, чаще – бездумно, в спешке, не анализируя, переписать соответствующий фрагмент параграфа учебника.
- Студент использует только учебник, либо только научные публикации (зачастую – одну публикацию). Следует помнить, что в учебнике размещен только самый общий материал по интересующему вопросу, представляющий, преимущественно, точку зрения его автора, а в научных публикациях раскрываются лишь узкие проблемы. Поскольку доклад в обоих случаях будет неполным, работа докладчика не может быть оценена высоко.
- План доклада или сообщения не составлен или составлен небрежно. В связи с этим докладчик перескакивает с одной проблемы на другую. В случае использования более одного источника информации, он несколько раз «разными словами», пересказывает текст одного содержания.
- Переписав часть учебника, учебного пособия или научной публикации, студент не понял его содержания, не выявил содержания используемых научных терминов. В этом случае он способен лишь с трудом прочитать сложный для восприятия слушателей текст.
- В заключении вместо выводов повторяется материал основной части доклада.
- Подготовившись к семинарскому занятию, студент не решается выступить с докладом или дополнением. Помните, что хорошая подготовка при полной пассивности на семинаре никак не оценивается.
Содержание семинарских занятий
Модуль 1 Новая история стран Европы и Америки
Тема семинара Содержание семинара Трудоемкость в часах Формируемые компетенции
Основные черты развития Западной Европы и Америки в XVII – XVIII вв. 1. Понятие «Новая история», проблемы периодизации.
2. Государственный строй, особенности европейского абсолютизма.
3. Экономическое развитие:
- сельское хозяйство, аграрные отношения;
- промышленность;
- средства коммуникации, торговля.
4. Структура общества (дворянство, духовенство, буржуазия, плебс, крестьяне).
5. Демографические процессы в странах Западной Европы и Америки.
6. Церковь и религия.
7. Нормы повседневной жизни. 4 ПК-1
Английская революция 1640 – 1660-х гг. 1. Англия в первые десятилетия XVII в. (сельское хозяйство, промышленность, торговля, социальная структура, политическое развитие, церковный вопрос).
2. Причины революции. Народные выступления накануне революции.
3. Конституционный период революции.
4. Первая гражданская война. Военная реформа О. Кромвеля
5. Борьба за углубление революции. Вторая гражданская война.
6. Английская (Кромвелевская) республика.
7. Протекторат Кромвеля.
9. Итоги и историческое значение Английской революции
10. «Славная революция» 1688 г. «Билль о правах» 1689 г. 4 ПК-1
Франция в XVII в. 1.Франция в начале XVII в.
2. Правление Людовика XIII. Кардинал Ришелье.
3. «Парламентская Фронда». Политика Мазарини.
4. Монархия Людовика XIV.
5. Церковный вопрос при Людовике XIV
5. Внешняя политика Франции Людовика XIV. 2 ПК-1
Испания и Португалия в XVII в. 1. Особенности политического и экономического развития Испании и Португалии в XVII в.
2. Политическое развитие Испании при Филиппе IV и Карле II.
3. Региональные движения. Восстание Каталонии.
4. Восстановление независимости Португалии в 1640 г.
5. Экономическое развитие Испании во второй половине в XVII в. 2 ПК-1
Италия в XVII – XVIII вв. 1. Италия в XVII в.: государственно-политический строй.
2. Экономика Италии в XVII в.: упадок и хозяйственная перестройка.
3. Социальное развитие Италии в XVII в.
4. Революция 1647 – 1648 гг.
5. Италия в первой половине XVIII в. (перемены в государственном строе, экономическое развитие, социальный строй, упадок папства).
6. Реформы в первой половине XVIII в. 2 ПК-1
Германские государства в XVII – XVIII вв. 1 .Политическое и социально-экономическое развитие страны в первой половине XVII в.
2. Население и экономика Германии во второй половине XVII в.
3. Бранденбургско-Прусское государство.
4. Германия в первой половине XVIII в. (социально-экономическое развитие).
5. Пруссия в первые десятилетия XVIII в.
6. Немецкое Просвещение. 2 ПК-1
Монархия Габсбургов в XVII – XVIII вв. 1. Монархия Габсбургов к началу Нового времени.
2. Венгрия в конце XVII – начале XVIII в.
3. Социально-экономическое развитие монархии Габсбургов во второй половине XVII – начале XVIII в.
4. Внешняя политика монархии Габсбургов.
5. Монархия Габсбургов в начале XVIII в
6. Эпоха реформ 1740 – 1792 гг.
7. Внешняя политика Австрии. 2 ПК-1
Голландия, Дания, Швеция в XVII – XVIII вв. 1. Голландия в XVII в. (социально-экономическое и политическое развитие).
2. Швеция в XVII в.
3. Дания в XVII в
4. Швеция в XVIII в. «Эра свобод».
5. Дания в XVIII в
6. Голландия в XVIII в. 2 ПК-1
Война за независимость в Северной Америке
и образование США 1. Британские колонии в Северной Америке.
2. Политическое, экономическое, социальное развитие английских колоний в Северной Америке. Религиозный вопрос.
3. Антиколониальное движение. Декларация независимости и ее значение.
4. Классовая борьба в колониях в период войны за независимость и после ее окончания. Изменение государственной власти.
5. Образование федерального государства. Конституция 1787 г. и ее характер. «Билль о правах». 4 ПК-1
Латинская Америка в XVII – XVIII вв. 1. Колониальные владения Испании и Португалии в конце XVI – начале XVII вв.
2. Экономика колониальной Америки.
3.Испанские и португальские колонии в Новом свете в конце XVII – первой половине XVIII вв.
4. Реформы второй половины XVIII в. Последствия реформ.
5. Церковь и культура колониальной Америки XVII – XVIII вв. Особенности самосознания населения. 2 ПК-1
Французская революция XVIII века
1. Франция накануне революции. Народные выступления.
2. Созыв генеральных штатов.
3. Начало революции. Взятие Бастилии.
4. Конституция 1791 года.
5. Падение монархии. Приход к власти жирондистов.
6. Политический кризис весной 1793 г. Конституция 1793 г.
7. Диктатура монтаньяров.
8. Переворот 9 термидора (27 июля 1784 г.).
9. Государственные перевороты 1797 – 1799 гг. Переворот 18 брюмера.
10. Итоги и историческое значение Французской революции XVIII в. 4 ПК-1
2. Борьба с роялистским и якобинским движением.
3. Деятельность Наполеона в области законодательства. Кодексы Наполеона: Гражданский, Коммерческий, Уголовный.
4. Внешняя политика Франции в эпоху Империи. Война 1812 года.
5. Реставрация во Франции. «Сто дней Наполеона». Венский конгресс. 2 ПК-1
Объединение Италии 1. Италия в конце XVIII в. Наполеон в Италии в конце XVIII – начале XIX в.
2. Экономическое развитие итальянских государств в середине XIX в. Усиление Сардинского королевства
3. Развитие национального движения в 50-е годы. Республиканско-демократическое и умеренно-либеральное направление.
4. Союз Пьемонта с Францией. Война 1859г. с Австрийской империей.
5. Революционное движение в Южной Италии. Поход гарибальдийской «Тысячи».
6. Образование единого итальянского государства. Итальянское королевство в 60-е гг. Завершение объединения. 2 ПК-1
Объединение Германии. 1. Германские государства в конце XVIII в. Майнцская коммуна.
2. Рейнский союз и конец Священной Римской империи.
3. Эволюция германского политического пространства в период консервативной политики 1822 – 1848 гг. Имперская конституция 1848 г.
4. Роль Пруссии в консолидации германской государственности. О. фон Бисмарк.
5. Внешнеполитические аспекты объединения Германии: австро-прусская, датско-прусская, франко-прусская войны.
6. Образование Германской империи. Ее конституционное устройство. 2 ПК-1
Международные отношения в Новое время 1. Становление общеевропейской системы международных отношений. Тридцатилетняя война и Вестфальский мир.
2. Консолидация и кризис Вестфальской системы международных отношений (середина ХVII - конец ХVIII вв.)
3. Международные отношения в эпоху революционных и наполеоновских войн (конец ХVIII - начало ХIX вв.)
4. Венская система международных отношений (1815 –1870 гг.)
5. В преддверии новой эпохи: международные отношения в последней трети XIX в.
6. Феномен колониализма в Новой истории стран запада. 2 ПК-1
Модуль 2 Новая история Стран Азии и Африки
Тема семинара
Содержание темы Трудоемкость в часах Формируемые компетенции
Страны Азии и Африки в новое время. 1. Основные регионы Востока, их типология и характеристика.
2. Особенности традиционных экономических структур на Востоке.
3. Особенности традиционных социальных отношений на Востоке.
4. Особенности традиционного государственного и общественного устройства восточных стран.
5. Значение религиозного фактора в развитии афроазиатского мира. 2 ПК-1
Азия и Африка в начальный период европейской колониальной экспансии 1. Значение Великих географических открытий для развития мировых торговых связей.
2. Цели и методы колониальной политики Испании и Португалии.
3. Роль Левантийской и Ост-Индских компаний в колониальной экспансии на Востоке в ХVI-ХVII вв.
4. Значение работорговли в начальный период становления колониальной системы, ее последствия для населения Африки.
5. Англо-голландское соперничество в Азии в ХVII в
6. Реакция местных обществ на расширение торговой, миссионерской и политической активности европейцев 4 ПК-1
Япония в XVI – XIX вв. 1. Япония в XVI. Борьба за объединение Японии.
2. Особенности социально-экономического развития Японии в эпоху Токугава в XVII - XVIII в.
3. Положение крестьянства. Крестьянские и городские восстания. Возрастание роли города.
4. Рост антитокугавской оппозиции и кризис власти. Революция 1868 г.
5. Социально-экономическое развитие Японии в ХIХ в. Реформы Мэйдзи.
6. Изменения в культурной жизни страны. 2 ПК-1
Корея в XVI – XIX вв. 1. Общественный строй Кореи в новое время.
2.Социально-экономические отношения и аграрный строй. Ремесло и торговля.
3. Японское присутствие в Кореи.
4. Крестьянские восстания и борьба феодальных клик. Сеульское восстание 1882 г.
Корея в конце XIX вв. 2 ПК-1
Китай в XVI – XIX вв. 1. Китай под властью династии Мин.
2. Социально-экономическое развитие Китая в XVII–XIX вв.
3. Первая опиумная война (1839 – 1842 гг.).
4. Восстание тайпинов 1850-1864 гг. и Вторая опиумная война 1856 – 1860 гг.
5. Движение за реформы в Китае в 1890-е гг. Кан Ю Вэй.
6. Восстание ихэтуаней (боксеров) 1898-1900 гг.
7. Сунь Ятсен – лидер китайского революционного движения.
8. Свержение монархии в Китае.
9. Внешняя политика Китая во второй половине XIX вв.
10. Общественная мысль и культура Китая в XVI – XIX вв. 4 ПК-1
2. Монголия после смерти Даян-хана.
3. Образование Джунгарского ханства. Джунгарское ханство в конце XVII — середине XVIII в.
4. Внешняя политика Монголии.
5. Монголия в XIX вв.
6. Культура Монголии в Новое время 2 ПК-1
Страны Юго-Восточной Азии в XVI – XIX вв.
Занятие проводится в форме конференции с электронными презентациями 1. Вьетнам
2. Камбоджа
3. Лаос
4. Индокитайский союз
5. Мьянма (Бирма)
6. Индонезия
7. Таиланд
8. Филиппины
9. Малайзия, Сингапур, Бруней 6 ПК-1
Индия в XVI – XIX в. 1. Империя Великих Моголов в правление Акбара.
2. Антимогольские движения и распад империи.
3. Европейское присутствие в Индии. Деятельность Английской Ост-Индской Кампании в Индии в начале XVII в.
4. Англо-французская борьба за Индию.
5. Формы и методы подчинения Индии. Основные этапы завоевания Индии:
а) подчинение Бенгалии;
б) завоевание Майсура;
в) англо-маратхские войны;
г) завоевание Синда и Пенджаба. Присоединение Ауда.
6. Становление колониального аппарата управления. Эволюция Ост Индской компании.
7. Налоговая система Великобритании в Индии.
8. Антиколониальное восстание 1857-1859 гг. в Индии и его итоги.
9. Развитие буржуазных отношений в Индии.
10. Индия в 80-90 гг. XIX века. 4 ПК-1
Кавказ в XVI – XIX в.
1. Кавказ в XVI. Общая характеристика.
2. Присоединение Северного Кавказа к России в XVIII - XIX в.
3. Азербайджан в XVI – XIX в.
4. Армения в XVI – XIX в.
5. Грузия в XVI – XIX в. 2 ПК-1
Османская империя и «Восточный вопрос» в новое время.
1. Турция в XVI в. (социально-экономическое и политическое развитие).
2. Государственно-административная и военная система в XVII - XVIII вв .
3. Сущность и периодизация «восточного вопроса».
4. Турция в период правления Селима III. Греческое восстание.
5. Турецко-египетский конфликт и позиция европейских государств. Ункяр-Искелессийский договор.
6. Лондонские конвенции 1840–1841 гг.
7. Крымская война 1853 – 1856 гг.: причины, ход, результаты.
8. Антитурецкая борьба балканских народов в 70-е гг. XIX в.
9. Турецкий танзимат. Конституция 1876 г.
10. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Сан-Стефанский мир. Берлинский конгресс, его итоги и значение для Османской империи, России и балканских народов. 4 ПК-1
Африка в XVI – XIX вв. 1. Колониальные захваты в Африке в XIX веке. Общая характеристика.
2. Северная Африка.
3. Западная Африка.
4. Восточная Африка.
5. Южная Африка. 2 ПК-1
5. Самостоятельная письменная работа
5.1 Написание реферата
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и культурологической литературы по теме исследования.
Реферат может быть репродуктивным (воспроизводящим содержание первичного текста) и продуктивным (содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого текста). Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из заданного перечня тем рефератов или по согласованию с преподавателем.
Реферат по курсу «История нового времени» представляет собой научное исследование и должен соответствовать определенным требованиям. Он должен включать титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, приложение (при необходимости).
Во введении необходимо обозначить актуальность темы, объект и предмет, цель и задачи исследования, характеристику использованных источников информации.
В основной части излагаются сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
При работе над рефератом необходимо использовать не менее трех публикаций. Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы. В этом случае приводится ссылка на цитируемый источник, состоящая из номера, под которым это издание располагается в списке использованной литературы, а также указание на номер страницы цитируемой части текста: например: [1, с. 20] или [2, с. 5-6]. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи.
Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, рисунки, фотографии и т.д.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.
Образец оформления титульного листа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Горно-Алтайский государственный университет»
Историко-филологический факультет
Кафедра истории и археологии
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
История нового времени
на тему
Фридрих II как политический деятель и полководец
Выполнил: студент 339 гр.
Иванов И.И.
Научный руководитель:
к.и.н., доцент
Ложкина Н.Н.
Горно-Алтайск 2019
Темы рефератов
1. Назревание революционной ситуации в Англии 40-х гг. XVII в.
2. Роль пуритан в английской буржуазной революции XVII в.
3. Деятельность долгого парламента в конституционный период английской буржуазной революции XVII в.
4. Реставрация Стюартов и переворот 1688г.
5. Нидерланды во второй половине XVII – XVIII вв.: англо-голландское соперничество, причины экономического упадка Нидерландов в XVIIIв.
6. Папство в XVII – XVIIIвв. Рост оппозиции против католической церкви. Ликвидация ордена иезуитов.
8. Внутренняя политика Людовика XIV. Кольбертизм.
9. Государство Габсбургов в XVII-XVIII вв.
10. Семилетняя война 1756-1763гг.: причины, ход, итоги и значение.
11. Людовик XV и его эпоха.
12. Фридрих II как политический деятель и полководец.
13. Реформы в Иосифа II в габсбургском государстве во второй половине XVIIIв.
14. Социально-политическое положение английских колоний в Северной Америке до начала войны за независимость.
15. Причины обострения отношений между английскими колониями в Северной Америке и метрополией.
16. Роль народных масс в североамериканской революции.
17. Выработка и принятие конституции США 1787г.
18. Характеристика конституции Соединенных Штатов.
19. Положение крестьянства и буржуазии во Франции перед революцией конца XVIIIв.
20. Попытки реформ Тюрго и Неккера во Франции и причины их неудачи.
21. Людовик XVI как государственный деятель.
22. Борьба третьего сословия за превращение Генеральных штатов в Национальное собрание.
23. Характер якобинской диктатуры.
24. Трансформация политической системы Франции в 1789-1804 гг.
25. Наполеон Бонапарт как политический и государственный деятель.
26. Февральская революция 1848 г. во Франции: причины, ход, итоги и последствия.
27. Наполеон III как государственный деятель.
28. Причины революции 1848-1849 гг. в Германии.
29. Национальный и аграрный вопросы в венгерской революции 1848-1849гг.
30. Национальное движение в Италии в 30-60-е гг. XIX в.
31. Роль Джузеппе Гарибальди в объединении Италии.
32. Особенности экономического и политического развития северных и южных штатов США в первой половине XIX в.
33. Аболиционизм в США в середине XIX в.
34. Английская Ост-Индская компания.
35. Голландская Ост-Индская компания.
36. Русско-китайские торговые отношения в XVIII — первой половине XIX вв.
37. Китай и Джунгарское ханство в первой половине XVIII в.
38. Ламаизм и национально-освободительная борьба народов Монголии и Тибета против цинской агрессии.
39. Культура Китая периода империи Цин
40. Территориальное разграничение между Цинской и Российской империей.
41. Пекинская духовная миссия.
42. Самураи в Токугавской Японии.
43. Крестьяне Токугавской Японии.
44. Религиозно-идеологическая система Токугавского сёгуната. Духовенство.
45. Частная жизнь горожан в эпоху Эдо.
46. Проблема Курильских островов в русско-японских отношениях
47. Привилегированные сословия в конфуцианских странах в новое время.
48. Городские сословия в традиционных конфуцианских обществах.
49. Янычары в Османской империи.
50. Русско-турецкие отношения в начале XIX в.
51. Акбар I – император Великих Моголов.
52. Сикхизм- и его роль в национально-освободительном движении в Индии.
53. Культура Индии периода Великих Моголов.
54. Военные формирования в турецкой армии: сипахи, янычары.
55. Мухаммед Али египетский - полководец и реформатор.