(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Умеет уважительно относится к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп.
решать проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера в процессе социального межкультурного взаимодействия;
современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
ции
ракт.
/Лек/
1. Причины и предпосылки петровских преобразований. Этапы реформ Петра I.
2. Формирование регулярной армии.
3. Социальная и налоговая политика Петра I.
4. Создание системы учреждений центрального управления.
5. Организация местного управления.
6. Государство и церковь.
7. Последствие реформ государственного устройства, их оценка в историографии
8. Внешняя политика Петра I
/Пр/
1. Гражданская война 1773-1775 гг. : причины, этапы, движущие силы, итоги.
2. Реформа Сената и дальнейшее укрепление самодержавия.
3. «Наказ Уложенной комиссии». Созыв и итоги деятельности Уложенной комиссии.
4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
5. Административная реформа Екатерины II «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».
6. Жалованные грамоты дворянству и городам.
7. Сословная политика Екатерины II.
/Пр/
1. Участие России в семилетней войне.
2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
3. Русско-польские отношения. Разделы Польши.
4. Присоединение Крыма. Русско- турецкая война 1787-1791 гг.
5. Россия и Великая Французская революция.
6. Отношения с Грузией. Георгиевский трактат.
/Пр/
1. Воцарение Екатерины I. Внутренняя и внешняя политика России в 1725-1727 гг.
2. Воцарение Петра II. Внутренняя и внешняя политика России в 1725-1727 гг.
3. Приглашение на императорский престол Анны Иоанновны. Кондиции. Окружение Анны Иоанновны.
4. Правление Анны Иоанновны: внутренняя политика.
5. Правление Анны Иоанновны: внешняя политика.
6. Смерть Анны Иоанновны. Регентство Бирона. Заговор Миниха. Регентство Анны Леопольдовны.
7. Дворцовый переворот 25 ноября 1741 г. Воцарение Елизаветы Петровны и её внутренняя и внешняя политика.
/Пр/
1. Личность Павла I, его государственная деятельность.
2. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
3. Павел I и дворянство.
4. Преобразования в армии.
/Пр/
1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История России (XVIII в.)»
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, доклада-презентации по проблемным вопросам, разноуровневых заданий, ролевой игры, ситуационных задач и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к зачету .
3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История России (XVIII в.)»
4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
ИД-4.УК-5: Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера.
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ИД-2.ОПК-4: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.
ИД-1.ОПК-4: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности..
5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий
Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:
- «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100% заданий;
- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83% заданий;
- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65% заданий;
- «неудовлетворительно», 2 - менее 50% заданий
1. Социально-экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.
2. Причины и предпосылки петровских преобразований. Этапы реформ Петра I.
3. Формирование регулярной армии.
4. Социальная и налоговая политика Петра I.
5. Создание системы учреждений центрального управления.
6. Организация местного управления.
7. Государство и церковь.
8. Начало Северной войны, её периодизация.
9. Разгром сухопутной армии Карла ХП. Полтавская битва.
10. Успехи русского флота. Подписание мира со Швецией.
11. Отношение России с Турцией во время Северной войны.
12. Наука и культура в первой четверти XVIII в.
13. Россия в эпоху дворцовых переворотов.
14. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
15. Жалованные грамоты дворянству и городам.
16. Внешняя политика России второй половины XVIII в.
17. Развитие русской культуры и общественной мысли во второй половине XVIII в.
18. Личность Павла I, его государственная деятельность.
19. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
20. Павел I и дворянство.
21. Преобразования в армии.
В ходе освоения темы студентам предлагается составить таблицу:
1. - Заполнить таблицу: «Основные события Северной войны» по следующей схеме:
2.
Дата Сражение Итоги сражения
2. Проблемные вопросы
Проблемный вопрос - это ведущий элемент технологии проблемного обучения. Студенты сталкиваются с трудностью, которую не могут преодолеть, так как у них не хватает знаний и опыта. Проблема формулируется в виде вопроса, на который ищется ответ.
3. Оценивая деятельность Петра I, часто говорят: «Он много сделал для России». Но почему тогда в ходе этих «многодеяний» численность населения Центральной России, а именно эту территорию в первую очередь затронули преобразования Петра, сократилось в годы его царствования на 25-40 %?
4. Петр I умер 28 января 1725 г. не назначив преемника. При сопоставлении распоряжения Петра о престолонаследии с его же указом о единонаследии получалось, что в отсутствии сыновей престол должна занять старшая дочь. Так как старшая дочь Петра Анна в свое время под присягой отказалась от русского престола, то законное наследство логически переходило ко второй дочери Петра – Елизавете. Однако Елизавета в 1725 г. не стала императрицей, ею стала вдова императора Екатерина. Почему?
1. Проблема Реформ в правительственной политике XVIII в. (по выбору: административные, социальные, экономические реформы)
2. Российская бюрократия в XVIII в.
3. Демидовы в экономической и культурной жизни России XVIII в.
4. Переворот 1730 г.: нереализованные возможности.
5. Российское дворянство в XVIII в. (состав, социально-экономическое и правовое положение)
6. Административные реформы в России в XVIII в.: цели, проекты, итоги.
7. Русское Просвещение XVIII в.
8. Русское военное искусство XVIII в.
9. Теория и практика «просвещенного абсолютизма» в России.
10. Петр I: малоизвестные страницы жизни и деятельности.
11. Соловьёв С.М. и проблема развития государственности России.
12. Дворцовые перевороты в политической истории России (XVII, XIX, XX вв.: причины, механизм, последствия).
13. Менталитет российского дворянства XVIII в.
14. Русская дипломатия XVIII в.: победы и поражения.
15. Быт и традиции российских дворян XVIII в.
16. Государственные деятели XVIII в. (по выбору)
18. Быт русских помещиков
19. Быт русского купечества
20. Исторический и политический портрет Павла 1
1. Охарактеризуйте экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.
2. Проанализируйте реформы органов власти и управления в первой четверти XVIII в.
3. Дайте характеристику новой армии и флоту в первой четверти XVIII в.
4. Церковная реформа и ее последствия. Дело царевича Алексея.
5. Укрепление абсолютизма в России в первой четверти XVIII в. Образование Российской империи.
6. Обострение классовой борьбы в первой четверти XVIII в.
7. Северная война: проанализируйте причины, события, итоги.
8. Охарактеризуйте международную политику России после Ништадтского мира 1721- 1725 гг.
9. Восточная политика Петра I. Каспийский поход.
10. Просвещение и наука в первой четверти XVIII в.
11. Преобразования в области быта в первой четверти XVIII в.
12. Общественно-политическая мысль первой четверти XVIII в.
13. Оценка Петра I в отечественной историографии.
14. Проанализируйте социально-экономическое развитие страны во второй четверти XVIII в.
15. Дайте характеристику внутренней политике самодержавия в 20 – начале 60-х гг. XVIII в., ее особенности.
16. Внешняя политика России во второй четверти XVIII в. ее основные направления
и её особенности
17. Русская культура второй четверти XVIII в.
18. Участие России в Семилетней войне.
19. Охарактеризуйте внутреннюю политику Екатерины II в 60-х – начале 70-х гг. «Просвещенный абсолютизм».
20. Проанализируйте экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
21 Внешняя политика России в 60 – первой половине 70-х гг. XVIII в., ее главные направления и особенности.
22. Внутренняя политика царизма во второй половине 70-х - начале 90-х гг. XVIII в.
23. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева
24. Развитие образования и науки во второй половине XVIII в.
25. Проанализируйте международное положение России в последней четверти XVIII в.
26. Россия и Великая французская революция. Участие России в коалициях против
буржуазной Франции.
27. Русское военное искусство (Суворов А.В., Румянцев П.А., Ушаков Ф.Ф.)
28. Искусство России во второй половине XVIII в.
29. Русское просветительство второй половины XVIII в.
30. Охарактеризуйте русскую культуру второй половины XVIII в.
31. Проанализируйте отечественную историографию о времени правления Екатерины II
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
Примерный план проведения семинарского занятия.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин.
Домашнее задание (к каждому семинару).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в
Методические указания по подготовке конспектов
Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.
При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.
Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Методика составления конспекта
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Разбить текст на отдельные смысловые пункты и составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Методические указания по подготовке рефератов
Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. содержание;
3. введение;
4. основная часть;
5. заключение;
6. список использованных источников;
7. приложения (при необходимости).
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность, объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.
В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.
В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
(Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.)
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата.
Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе – вид самостоятельной исследовательской работы студентов, с целью углубления и закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков. Цель эссе состоит в развитии самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. В зависимости от темы формы эссе могут быть различными. Это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и подробный разбор проблемной ситуации с развернутыми мнениями, подбором и детальным анализом примеров, иллюстрирующих проблему и т.п. В процессе выполнения эссе студенту предстоит выполнить следующие виды работ: составить план эссе; отобрать источники, собрать и проанализировать информацию по проблеме; систематизировать и проанализировать собранную информацию по проблеме; представить проведенный анализ с собственными выводами и предложениями.
Эссе выполняется студентом под руководством преподавателя самостоятельно. Тему эссе студент выбирает из предлагаемого примерного перечня и для каждого студента она должна быть индивидуальной.
Структура эссе
1. Титульный лист.
2. План.
3. Введение с обоснованием выбора темы.
4. Текстовое изложение материала (основная часть).
5. Заключение с выводами по всей работе.
Титульный лист является первой страницей. Введение (вводная часть) – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который Вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: 1. Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе? 2. Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент? 3. Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме? 4. Могу ли я разделить тему на несколько составных частей? Таким образом, в водной части автор определяет проблему и показывает умение выявлять причинно-следственные связи, отражая их в методологии решения поставленной проблемы через систему целей, задач и т.д.
Текстовое изложение материала (основная часть) – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет главную трудность при его написании.
Заключение (заключительная часть) – обобщения и аргументированные выводы по теме эссе с указанием области ее применения и т.д. Оно подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, утверждение.
Методические рекомендации по составлению тематических таблиц
Тематические таблицы по учебной литературе позволяют оценить умение студента работать с учебной литературой (выбирать, структурировать информацию, размещать ее в определённой последовательности).
Таблица, предложенная преподавателем для заполнения должна содержать точные и лаконичные формулировки, ответы; убедительные, аргументированные предложения по решению выделенных проблем; собственная позиция по данным вопросам.