(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет)
37.03.01 Психология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Таскина Ирина Анатольевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
2. Формирование у студентов представления о педагогической морали и ее проявлениях в деятельности педагога, о нравственных педагогических нормах
3. Раскрытие особенностей этического регулирования деятельности и отношений в системах «педагог – ученик», «педагог – педагог», «педагог – руководитель»
4. Обоснование профессионально-этических требований к личностным качествам педагога
ции
ракт.
1. Структура этики.
2. Место профессиональной этики в системе наук.
3.Предмет и задачи профессиональной этики /Лек/
Характеристика основных категорий профессиональной этики: добро, зло, справедливость, честь, долг и пр. /Пр/
Этика Древнего мира в педагогическом аспекте
Отражение этики средних веков в педагогических учениях
Этика Нового времени и новые педагогические течения
Современная этика в контексте педагогических учений
/Ср/
Текущий контоль 1
1. Понятие нравственной культуры в структуре этического знания
2. Функции нравственной культуры, ее роль и значение в профессиональной деятельности
3. Нравственные ценности в работепсихолога /Лек/
1. Характеристика профессионального общения
2. Функции профессионального общения
3. Этические принципы профессионального общения
/Лек/
1. Этика отношений в работе психолога: понятие, содержание, характеристика
2. Кодекс профессиональной этики психолога /Лек/
1.Профессионализм и профессиональная компетентность психолога.
2.Профессионально значимые качества личности психолога /Лек/
1. Пути и условия формирования профессионализма и компететности психолога /Пр/
Вопросы к зачету
2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий, ситуационных задач, вопросов к зачету.
1. Развернутое сообщение, раскрывающее какую-либо важную научную или
общественно-политическую проблему называется…
а) докладом
б) сообщением
в) отчетом
г) беседой
2. Речевая деятельность говорящего и реакция слушающего на речь говорящего
– это…
а) взаимодействие
б) ситуация
в) восприятие
г) событие
3. Обращение руководителя к подчиненному на «ты» уместно…
а) если руководитель и подчиненный родственники
б) если руководитель и подчиненный близкие друзья, а ситуация общения не строго
деловая
в) если руководитель значительно старше по возрасту
г) уместно во всех перечисленных ситуациях
19
4. Какая из максим принципа вежливости гласит: «Не следует затрагивать
темы потенциально опасные для собеседника» (максима соблюдения границ
личной сферы)?
а) максима великодушия
б) максима такта
в) максима симпатии
г) максима скромности
5. Какое обращение к незнакомому человеку в автобусе более корректно по
этикету?
а) «Мужчина, вы выходите?»
б) «Девушка, вы выходите?»
в) «Извините, вы выходите?»
г) «Мужик, ты выходишь?»
1. Усиление воздействий психолога за счет «эмоционального усиления» в группе
2. Экономия времени психолога за счет одновременного воздействия сразу на группу клиентов
3. Использование групповых отношений и/или групповой динамики как инструмента воздействия
4. Выработка и закрепление функциональных форм переживания и поведения за счет викарного обусловливания
7. Термин «групповая динамика» обычно используется для:
1. Характеристики происходящих в группе по мере ее развития и изменения процессов
2. Объяснения происходящих в группе процессов
3. Обозначения комплекса приемов, используемых при исследовании отношений в группе
4. Все сказанное
5. Сказанное в пп. 1 и 2
8. К основным характеристикам групповой динамики НЕ относят:
1. Задачи и цели группы
2. Групповые нормы
3. Систему поощрений и наказаний
4. Структурно-ролевые характеристики группы
5. Характеристики групповой сплоченности и напряжения
6. Проекции прошлого опыта
7. Формирование подгрупп
8. Фазы развития группы
9. Как правило, в групповой динамике выделяются фазы, в число которых НЕ входит:
1. Ориентировки и зависимости
2. Напряжения и агрессии
3. Полураспада
4. Формирования рабочей группы
5. Рабочей группы
10. Обычно в цели социально-психологического тренинга НЕ входит:
1. Развитие базового доверия
2. Изменение поведения членов группы в соответствии с групповыми моделями
3. Освоение членами группы новых моделей поведения
4. Развитие навыков разрешения внутренних проблем
Критерии оценки:
- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ педагогической этики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ педагогической этики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;
- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.
Текущий контроль 1.
Тест1
1. В моральных отношениях человек выступает в качестве:
1. способа регулирования общественных отношений
2. субъекта по отношению к обществу, социальной группе и т. д.
3. предмета исследования
4. объекта моральных обязанностей для других
2. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности НЕ включает в себя ...
1. намерение
2. цель
3. последствие поступка
4. моральные нормы
3. К аспектам, в которых может пониматься термин «мораль» относится
1. мораль как вид юридической ответственности
2. мораль как источник российского права
3. мораль как особая форма общественного сознания
4. мораль как способ достижения цели
4. Мораль как один из способов регулирования поведения людей в обществе пред-ставляет собой ...
2. систему принципов и норма
3. сознание людей
4. особую структуру правоотношений
5. Согласно М. С. Строговичу действующие в обществе социальные нормы, регули-рующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения, — это ...
1. нравственность
2. этика
3. религия
4. идеология
5. Согласно А. С. Кобликову ведущей функцией морали считается ...
1. регулятивная
2. прогностическая
3. коммуникативная
4. ориентирующая
6. Моральные нормы — это
1. нормы, обеспеченные государственным принуждением
2. нормы, принятые среди членов определенной организации
3. нормы, регулирующие имущественные отношения, а также неимущественные отноше-ния, связанные с имущественными
4. социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе
7. Учение о том. как должен поступать человек, какими принципами и нормами обя-зан руководствоваться. — это ...
1. прогностическая этика
2. нравственная этика
3. эмпирическая этика
4. прикладная этика
8. Категории этики представляют собой ...
1. общую и особенную части этической науки
2. понятия этической науки, которые не отражают наиболее существенные элементы мо-рали
3. все понятия и термины этической науки
4. основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элемен-ты морали
9. Этика — это философская наука, которая изучает
1. мораль
2. природу
3.бытие
4.право
10. Субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обще-ством, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой, — это...
1. совесть
2. счастье
3. достоинство
4. честь
Критерии оценки:
- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ педагогической этики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ педагогической этики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;
- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.
Текущий контроль 2
Тест 2
1. Категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности – это...
2. достоинство
3. честь
4. репутация
2. Понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества, — это ...
1. моральные стремления
2. моральные законы
3. моральные идеалы
4. моральные догмы
3. Поступок как первичный элемент нравственной деятельности включает в себя:
1. моральные нормы
2. последствие поступка
3.причинно-следственную связь
4. намерение
4. К моральным санкциям относятся:
1. моральное одобрение
2. государственное принуждение
3. юридические санкции
4. моральное поощрение
5. Моральные принципы охватывают
1. только юристов
2. только тех людей, которые согласны с такими принципами
3. только духовенство
4. всех людей
6. Латинское слово «moralis» в переводе на русский язык означает ...
1. справедливость
2. ценность
3. нравственность
4. гуманизм
7. Социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отноше-ние к другим людям, к обществу и к себе, — это ...
1. моральные нормы
2. корпоративные нормы
3. коллизионные нормы
4. правые нормы
8. Нравственная этика — это
1. учение о том. как должен поступать человек
2. учение о закономерностях развития общества
3.учение о законах бытия
4. учение о нравственной морали
9. Учение о том. как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться. — это ...
1. прогностическая этика
2. нравственная этика
3. эмпирическая этика
4. прикладная этика
10. Профессиональная этика имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является ...
1. право
2. государство
3. человек
4. культура
Критерии оценки:
- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ педагогической этики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ педагогической этики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические
- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.
Ситуационные задачи
Задача 1. Ваша задача оценить есть ли нарушение этических принципов или нет, и аргументировать свои выводы. 1) Психолог дал знакомому бизнесмену без специального образования методику ММРI (личностный опросник) и ключи к ней, чтобы тот протестировал свой персонал уволил всех неподходящих работников.
Задача 2. В курсовой работе студент указал настоящие фамилии и имена испытуемых, составляя сводную таблицу данных. Этично ли он поступил?
Задача 3. Ваш директор подумывает создать новое подразделение, но сомневается, надо ли и есть ли из «своих» подходящий человек на должность руководителя. Просит Вас, ничего не поясняя сотрудникам, провести диагностику и дать заключения на 5-6 названных им человек. Опишите свои действия и обоснуйте ответ с точки зрения профессиональной этики психолога.
Задача 4. Вы консультируете молодую женщину по вопросам ее взаимоотношений с мужем. Ситуация 3. Вы, начинающий психолог, подготовили программу и собираетесь впервые провести тренинг для сотрудников своей организации. На собрании приглашаете в группу, а Вас спрашивают: «А это действительно принесет пользу и будет интересно для меня?».
Задача 5. Вы работаете в городском психологическом центре и консультируете тех, кто обратился туда за помощью. Один из Ваших постоянных клиентов просит прийти к нему домой под видом друга и помочь жене как бы по-дружески, потому что жене «очень нужна помощь, но к психологу она не пойдет».
Задача 7. Родители привели на консультацию к вам сына, которому «нужно помочь выбрать профессию». Выяснилось, что сын давно определился и хочет после 9-го класса поступать в техникум электронных приборов, а родители настаивают на поступлении в вуз.
Критерии оценки:
«зачтено»: студентом дается комплексная характеристика ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их обосновать; последовательное, правильное изложение; умение делать необходимые вывод, аргументировать его .
«незачтено»: студент не достиг порогового уровня, неправильное изложение, отсутствие теоретического обоснования, неумение делать выводы.
Исследовательский проект
Исследовательский проект представляет собой работу студентов, в ходе которой они получает новые знания об известных объектах.
Проанализируйте, как менялся образ педагога в художественной литературе и кинемато-графе (советской и современной) и составьте презентацию (НА ВЫБОР):
Образ педагога в художественной литературе (анализ советских и современных художественных произведений об учителе) («Уроки французского», «Первый учитель», «Человек в футляре», и пр.).
Образ педагога в кинематографе (анализ советских и современных художественных фильмов об учителе) («Доживем до понедельника» «Учитель пения», «Большая перемена», «Чучело», «Географ глобус пропил» и пр. ).
В презентации обязательно должна быть отражена следующая структура:
Актуальность (постановка проблемы)
Цель
Основное содержание
Выводы
Критерии оценки:
«зачтено», повышенный уровень: студенты глубоко и прочно усвоил теоретический материал, последовательно, четко и логически стройно его излагают, умеет связать теорию с практикой, свободно справляются с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, правильно обосновывают принятое решение, владеют разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.
«зачтено», пороговый уровень: студенты твердо знают теоретический материал, грамотно и по существу излагают его, не допуская существенных неточностей в ответах на вопросы или выполнении заданий, правильно применяют теоретические положения при решении практиче-ских вопросов и задач, владеют необходимыми навыками и приемами их выполнения.
«незачтено», уровень не сформирован: студенты не достигли порогового уровня, демон-стрируют непонимание проблемы, не знают значительной части теоретического материала, допускают существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняют практическую работу
1. Сравнение понятий: этика, мораль, нравственность, этикет:
2. Золотое правило нравственности. Варианты трактовок.
3. Профессиональная этика как раздел этики.
4. Объект, субъект и функции профессиональной этики.
5. Добро и зло как критерии различения нравственного и безнравственного.
6. Этические нормы поведения психолога: международные декларации и кодексы. Кодекс профессиональной этики психолога.
7. Этические аспекты деятельности профессионала.
8. Этика и ценности трудовых отношений.
9. Пять «соблазнов» в работе практического психолога, грозящих нарушить этические принципы (Н.С.Пряжников).
10. Этика психологических исследований.
11. Типы этических проблем в работе психолога: проблемы взаимодействия психологов между собой, проблемы поведения психологов по отношению к клиентам и проблемы поведения клиентов по отношению к психологам.
12. Уровни этической регуляции поведения: решение моральной дилеммы, соблюдение этических правил, этикет.
13. Формирование профессиональной этики будущих психологов как один из путей раз-вития их профессиональной идентичности.
14. Деятельность практического психолога с позиций этики (этико-психологический портрет практического психолога).
Критерии оценки:
«Зачтено» ставится, если обучающийся дает полный, аргументированный, логически выстроенный ответ в области психологии безопасности. Знает основные понятия изучаемой дисциплины, умеет установить межпредметные связи, умеет аргументировать свою точку зрения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа, форму-лирует выводы. Речь грамотна, используется профессиональная терминология. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации.
«Незачтено» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, студент испытывает затруднения в определении основных понятий изучаемой дисциплины, формулировке своей точке зрения, выводов, анализе практических ситуаций, не использует профессиональную терминологию.
Одной из важных форм самостоятельной работы является подготовка к семинарскому занятию. Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно анализировать учебную и научную литературу и вырабатывать у них опыт самостоятельного мышления по проблемам курса. Семинарские занятия могут проходить в различных формах
Как правило, семинары проводятся в виде:
- развернутой беседы – обсуждение (дискуссия), основанные на подготовке всей группы по всем вопросам и максимальном участии студентов в обсуждении вопросов темы семинара. При этой форме работы отдельным студентам могут поручаться сообщения по тому или иному
вопросу, а также ставя дополнительные вопросы, как всей аудитории, так и определенным участникам обсуждения;
- устных докладов с последующим их обсуждением;
- обсуждения письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных студентами группы до семинара, написание рефератов может быть поручено не одному, а нескольким студентам, тогда к основному докладчику могут быть назначены содокладчики и оппоненты по докладу.
В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы. Сообщения делаются устно, развернуто, обращаться к конспекту во время выступления.
1. Вступительное слово преподавателя – 3-5 мин.
2. Рассмотрение каждого вопроса темы – 15-20 мин.
3. Заключительное слово преподавателя – 5-10 мин. Домашнее задание (к каждому семинару).
1. Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным. Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно.
Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы. Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы. Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
Задания в тестовой форме– это система заданий специфической формы, определённого содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень теоретической подготовленности студентов.
Цель тестирования – выявить уровень знаний студентов, оценить степень усвоения ими учебного курса и практического владения теоретическим материалом и определить на этой основе направления дальнейшего совершенствования работы с ними, а также стимулировать активность их самостоятельной работы.
Преимуществом тестирования является то, что все студенты ставятся в равные условия, т. е. оценка их знаний становится объективной.
Тест позволяет определить, каков уровень усвоения знаний у того или иного студента, т.е. определить пробелы в обучении. А на основе этого идет коррекция процесса обучения, и планируются последующие этапы учебного процесса.
Тестирование широко используется в вузе для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самостоятельной работы студентов.
По типу ответов выделяют две группы тестовых заданий: открытой и закрытой формы.
Задания открытой формы относятся к наиболее распространенным формам учебных заданий. В заданиях открытой формы нет готовых ответов. Испытуемый должен самостоятельно дополнить недостающий элемент, свидетельствующий о знании соответствующего раздела темы. Само задание формируется в форме вопроса или высказывания.
Тестовые задания закрытой формы наиболее распространены в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формулируются, хорошо понимаются тестируемыми.
Закрытые формы тестовых заданий содержат следующие конструктивные элементы:
- инструкцию;
- формулировку самого задания (предпочтительнее в утвердительной форме);
- варианты ответов;
- эталон.
Формы тестовых заданий:
1. Задания с одним правильным вариантом ответа.
Данные задания являются распространенными для испытуемых. Учащимся наряду с заданием предполагается несколько вариантов ответов, из которых они выбирают один верный.
2. Задания с несколькими правильными вариантами ответов.
Выделяют также задания, в которых допускается несколько правильных ответов из числа предложенных. Эти задания предназначены для проверки классификационных и номенклатурных знаний. Оценивание ответа осуществляется следующим образом: если испытуемый выбирает все правильные ответы, он получает один балл; в случае хотя бы одного ошибочного выбора, равно как и невыбора правильного ответа – ноль баллов.
3. Задания на установление соответствия.
В заданиях на установление соответствия требуется связать между собой элементы двух множеств. Основными элементами такого рода заданий являются: инструкция для испытуемых, состоящая из двух слов «Установите соответствие»; названия двух столбцов и составляющие их элементы.
Одно из требований к заданиям на соответствие – неодинаковое число элементов в правом и левом столбцах.
Выставление оценок за выполнение заданий на соответствие может осуществляться по-разному в зависимости от целей тестирования, технического оснащения теста, сложности задания и теста в целом.
4. Задания на установление правильной последовательности.
Задания данного типа позволяют проверить знания, умения и навыки установления правильной последовательности различных действий, операций, расчетов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, служебных инструкций, правил техники безопасности и многих других видов деятельности, где существуют эффективности алгоритмы деятельности.
5. Задания на логическое сравнение.
- инструкция («Определите истинность или ложность утверждения и укажите правильный ответ»);
- варианты ответов (утверждение истинно; утверждение ложно; невозможно установить истинность или ложность утверждения);
- содержание задания, данное в форме утверждений (высказываний, определений и т. д.);
- эталоны ответов.
К заданиям в тестовой форме предъявляются следующие требования:
- правильность предметного содержания задания;
- логичность высказывания;
- правильность формы;
- краткость;
- наличие определенного места для ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость правил оценки ответов;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Критерии оценки:
- Оценка "отлично" выставляется студенту, если он дал правильные ответы в диапозоне 85-100 %, тем самым показав знание теоретических основ педагогической этики, и дает обоснование оценки различным теоретическим положениям;
Оценка "хорошо" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 76-84% вопросов теста, тем самым показав неплохое знание основ педагогической этики, допускает единичные ошибки, анализирует различные теоретические положения;
- Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы на 61-75% вопросов теста, если студент демонстрирует разрозненные знания, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям;
- Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, если он дал правильные ответы менее чем на 61% вопросов теста, если студент не может правильно ответить на поставленные вопросы, не способен провести анализ и дать оценку различным теоретическим положениям.
Ситуационные задачи − это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции: ознакомление − понимание − применение − анализ – синтез – оценка.
Отличительная особенность ситуационных задач заключается в том, что она имеет ярко выраженную практическую направленность, но для её решения необходимы предметные, надпредметные и метапредметные знания. Решение таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды; к актуализации предметных знаний с целью решения личностно - значимых проблем на деятельностной основе.
Цель включения ситуационных задач в образовательный процесс - научить обучающихся:
‒ отбирать информацию;
‒ сортировать ее для решения заданной задачи;
‒ выявлять ключевые проблемы;
‒ искать альтернативные пути решения и оценивать их;
‒ выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т. п.
Кроме того, обучающиеся в процессе решения ситуационной задачи:
‒ развивают коммуникативные навыки;
‒ получают презентационные умения;
‒ формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
‒ приобретают экспертные умения и навыки;
‒ учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
‒ изменяют мотивацию к обучению.
Критерии оценки:
«зачтено»: студентом дается комплексная характеристика ситуации; демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их обосновать; последовательное, правильное изложение; умение делать необходимые вывод, аргументировать его .
«незачтено»: студент не достиг порогового уровня, неправильное изложение, отсутствие теоретического обоснования, неумение делать выводы.
Методические рекомендации по подготовке к ЗАЧЕТУ
Зачет – это форма проверки знаний и навыков студентов. Цель зачета – проверить теоретические знания студентов, оценить степень полученных навыков и умений. Тем самым зачеты содействуют решению главной задачи высшего образования – подготовке квалифицированных специалистов.
Зачет, как и всякая иная форма учебного процесса, имеет свои нюансы, тонкости, аспекты, которые студенту необходимо знать и учитывать. Преподаватель на зачете проверяет не столько уровень запоминания учебного материала, сколько то, как студент понимает те или иные вопросы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять заученную дефиницию. Таким образом, необходимо разумно сочетать запоминание и понимание, простое
Для того, чтобы быть уверенным на зачете, необходимо ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы подготовить заранее и тезисно записать. Запись включает дополнительные ресурсы памяти.
На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Отвечая на конкретный вопрос, необходимо исходить из принципа плюрализма, согласно которому допускается многообразие концепций, суждений и мнений. Это означает, что студент вправе выбирать по дискуссионной проблеме любую точку зрения (не обязательно совпадающую с точкой зрения преподавателя), но с условием ее достаточной аргументации.
Основные критерии оценки ответа:
1) правильность ответов на вопросы (верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов и т.д.);
2) полнота и одновременно лаконичность ответа;
3) новизна учебной информации, степень использования и понимания научных и нормативных источников;
4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям;
5) логика и аргументированность изложения;
6) грамотное комментирование, приведение примеров, аналогий;
7) культура речи.
Критерии оценки:
«Зачтено» ставится, если обучающийся дает полный, аргументированный, логически выстроенный ответ в области психологии безопасности. Знает основные понятия изучаемой дисциплины, умеет установить межпредметные связи, умеет аргументировать свою точку зрения, приводит убедительные примеры, обнаруживает последовательность анализа, форму-лирует выводы. Речь грамотна, используется профессиональная терминология. Демонстрирует знание специальной литературы и дополнительных источников информации.
«Незачтено» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, студент испытывает затруднения в определении основных понятий изучаемой дисциплины, формулировке своей точке зрения, выводов, анализе практических ситуаций, не использует профессиональную терминологию.