2024-2025_44_03_05_2024_334_plx_Теория и методология истории_История и Обществознание
 
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Горно-Алтайский государственный университет»

(ФГБОУ ВО ГАГУ, ГАГУ, Горно-Алтайский государственный университет) 

 
кафедра истории и археологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методология истории
Учебный план
44.03.05_2024_334.plx

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

История и Обществознание
 
зачеты с оценкой 10, 9
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
17,7
самостоятельная работа
69
аудиторные занятия
56
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
10 (5.2)
Итого
Недель
11
8 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
20
20
Практические
20
20
16
16
36
36
Консультации (для студента)
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
Контроль самостоятельной работы при проведении аттестации
0,15
0,15
0,15
0,15
0,3
0,3
Итого ауд.
30
30
26
26
56
56
Кoнтактная рабoта
30,65
30,65
26,65
26,65
57,3
57,3
Сам. работа
32,5
32,5
36,5
36,5
69
69
Часы на контроль
8,85
8,85
8,85
8,85
17,7
17,7
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Гончарова О.А.
 
 
Теория и методология истории
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 01.02.2024 протокол № 2.
 
Протокол от 09.03.2024 протокол № 7  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
 
УП: 44.03.05_2024_334.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2028 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2028-2029 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2027 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2027-2028 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Эбель Александр Викторович

кафедра истории и археологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Цели: -  является формирование целостного научного представления о теории и методологии исторической науки на основе изучения основных этапов и закономерностей процесса ее развития.
1.2
Задачи: - изучение основных этапов в развитии  истории России;

- усвоение основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей,  

- умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- формирование умений и навыков работы с научной литературой и источниками  исторического характера для осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б1.В.ДВ.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Пройден основной курс истории отечества и всеобщей истории.
2.1.2
История России (первая половина XIX в.)
2.1.3
История России (вторая половина XIX - начало XX вв.)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История исторической науки
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Уровень 1
емонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
ИД-1.УК-1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение.
 
Уровень 1
Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
ИД-3.УК-1: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
 
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Уровень 1
Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории
ИД-1.УК-5: Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений.
 
Уровень 1
Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.

ИД-2.УК-5: Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества.
 
 
 
 
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Теория и методология истории в системе исторических дисциплин
 
стр. 5
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1.1
Теория и методология истории в системе исторических дисциплин /Лек/
1
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
1.2
Теория и методология истории в системе исторических дисциплин /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 2. Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе
 
2.1
Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе /Лек/
1
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
2.2
Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 3. История в системе научных дисциплин 
 
3.1
История в системе научных дисциплин  /Лек/
1
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.2
История в системе научных дисциплин  /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
3.3
История в системе научных дисциплин  /Ср/
2,5
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 4. Социальное значение истории
 
4.1
Социальное значение истории /Лек/
1
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.2
Социальное значение истории /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
4.3
Социальное значение истории /Ср/
4
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 5. История как наука.
 
5.1
История как наука. /Лек/
1
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.2
История как наука. /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
5.3
История как наука. /Ср/
4
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 6. Философия истории
 
стр. 6
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
6.1
Философия истории /Лек/
1
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
6.2
Философия истории /Пр/
6
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
6.3
Философия истории /Ср/
8
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 7. Концепции развития мировой истории XIX века
 
7.1
Концепции развития мировой истории XIX века /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
7.2
Концепции развития мировой истории XIX века /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
7.3
Концепции развития мировой истории XIX века /Ср/
4
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 8. Историко-культурологические концепции конца XIX – XX вв
 
8.1
Историко-культурологические концепции конца XIX – XX вв /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
8.2
Историко-культурологические концепции конца XIX – XX вв /Пр/
2
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
8.3
Историко-культурологические концепции конца XIX – XX вв /Ср/
10
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 9. Консультации
 
9.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
 
 
Раздел 10. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
10.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
 
10.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
9
0
 
 
Раздел 11. Объективность в историческом познании. Язык историка
 
11.1
Объективность в историческом познании. Язык историка /Лек/
4
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
стр. 7
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
11.2
Объективность в историческом познании. Язык историка /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
11.3
Объективность в историческом познании. Язык историка /Ср/
4
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 12. Принципы исторического познания
 
12.1
Принципы исторического познания /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
12.2
Принципы исторического познания /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
12.3
Принципы исторического познания /Ср/
4
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 13. Методы исторического исследования
 
13.1
Методы исторического исследования /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
13.2
Методы исторического исследования /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
13.3
Методы исторического исследования /Ср/
28,5
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 14. Современные направления в исторической науке
 
14.1
Современные направления в исторической науке /Лек/
2
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
14.2
Современные направления в исторической науке /Пр/
4
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
Л1.1Л2.1 Л2.2
 
 
Раздел 15. Консультации
 
15.1
Консультация по дисциплине /Kонс/
0,5
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
 
 
Раздел 16. Промежуточная аттестация (зачёт) 
 
16.1
Подготовка к зачёту /ЗачётСОц/
8,85
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
 
16.2
Контактная работа /KСРАтт/
0,15
ИД-1.УК-1 ИД-3.УК-1 ИД-1.УК-5 ИД-2.УК-5
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 8
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
5.1. Пояснительная записка
Пояснительная записка

1. Назначение фонда оценочных средств. Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «История исторической науки»

2. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме тестовых заданий,   разноуровневых заданий,   ситуационных задач и промежуточной аттестации в форме вопросов и заданий к экзамену (дифференцированному зачету, зачету) .

3. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «История исторической науки»

4. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной  

ПК-1: Способен сформировать мотивацию к обучению через организацию внеурочной деятельности обучающихся в соответствующей предметной области

ИД-1.ПК-1:           Обладает специальными знаниями и умениями в предметной области

5. Проверка и оценка результатов выполнения заданий

Оценка выставляется в 4-х балльной шкале:

- «отлично», 5 выставляется в случае, если студент выполнил 84-100% заданий;

- «хорошо», 4 - если студент выполнил 66-83% заданий;

- «удовлетворительно», 3 - если студент выполнил 50-65% заданий;

- «неудовлетворительно», 2 - менее 50% заданий.) 

 
5.2. Оценочные средства для текущего контроля

1. На расширение источников базы исторических сочинений развитие методики исторического исследования оказали влияние

А) деятельность российских царей

Б) Воссоединение Украины с Россией

В) деятельность церкви и духовенства

Г) другие версии

1. Философские основы новой европейской исторической науки:

А) рационалистическая теория естественного права и общественного договора Г. Гроция и Т. Гобса

Б) богословские споры XVI-XVII вв.

В) теория «Москва-Третий Рим».

Г) другие версии

2. Превращению исторических знаний в науку в начале XVIII в. способствовали:

А) восстание К. Булавина

Б) Северная война

В) работы Ф. Поликарпова, А. Манкиева и деятельность Академии наук

Г) другие версии

3. Заслуга В.Н. Татищева состоит в том, что он:

А) повторил летопись, добавив в нее свои взгляды

Б) являлся сподвижником царя Петра I

В) создал светскую историю Российского государства

Г) другие версии

4. В XVIII в. у истоков научной концепции происхождения и развития Российского государства стояли:

А) М.В. Ломоносов.

Б) немецкие ученые Российской академии наук Г.З. Байер и Г.Ф. Миллер

В) В.Н. Татищев.

Г) другие версии

5. Значение сочинений М.М. Щербатова и И.Н. Болтина состоит:

А) в критике политического строя в России второй половины XVIII в.

Б) в распространении идей немецкой классической философии и английской политической экономии

В) в развитии теории исторической науки и источниковедения

Г) другие версии

 
стр. 9
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 

6. Важнейшими итогами развития исторической науки в XVIII в. России явились:

А) становление системы народного образования

Б) возникновение и развитие различных школ и направлений исторической мысли

В) издание Н.И. Новиковым исторических источников и историко-публицистических журналов

Г) другие версии

7. Различие между концепциями российского исторического процесса в трудах В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и Г. Эверса состоит:

А) в теоретико-методологических принципах исторического исследования

Б) в политических взглядах авторов

В) в предмете исторического исследования

Г) другие версии

8. Выдающийся русский историк Н. М. Карамзин:

А) «последний летописец», по выражению Н.Я. Эйдельмана

Б) историк, стоявший у истоков научной российской истории

В) историк, повторивший основные выводы и положения исторической науки XVIII в.

Г) другие версии

9. Что объединяет сочинения Н.А. Полевого, М.Т. Каченовского и декабристов?

А) критика исторической концепции Н.М. Карамзина

Б) теоретико-методологические принципы исследования

В) предмет исследования

Г) другие версии

10. Какие школы и направления российской исторической мысли не сформировались в первой воловине XIX в.?

А) скептическая школа

Б) марксистское направление

В) государственная (юридическая) школа

Г) другие версии

11. Какие мероприятия способствовали распространению и развитию исторической науки в России в начале XIX в.

А) открытие новых университетов, училищ и гимназий

Б) участие России в антинаполеоновских войнах

В) Создание российских императорских исторических и других научных обществ

Г) другие версии

12. Какие философские и исторические взгляды господствовали в российской исторической науки в первой половине XIX в.

А) декабристов и А.И. Герцена

Б) И. Канта, Г.В.Ф. - Гегеля, Ф.В. Шеллинга

В) Н. А. Бердяева, А.А. Кизеветтера, С.Ф. Платонова

Г) другие версии

13. Заслуги славянофилов в исторической науке заключаются

А) в разработке истории русского народа

Б) в формировании и подъеме национального самосознания

В) в борьбе против крепостного права

Г) другие версии

14. Что является предметом изучения государственной школы в российской историографии

А) крестьянская община

Б) государственно-правовые учреждения и законодательство

В) история классовой борьбы

Г) другие версии

15. Что объединяет взгляды С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина

 
стр. 10
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
А) теоретико-методологические принципы исследования

Б) интерес к роли личности в историческом процессе

В) выяснение движущих сил и закономерностей исторического процесса

Г) другие версии

16. Значение сочинений С.М. Соловьева в российской исторической науке заключается

А) в создании новой концепции русского исторического процесса

Б) в критике сочинений славянофилов

В) разработке новых методов исторического исследования

Г) другие версии

17. К какому направлению русской исторической мысли принадлежали А.П. Щапов, П.Л. Лавров, М.И. и В.И. Семевские, Н.К. Михайловский

А) дворянскому

Б) народническому

В) марксистскому

Г) другие версии

18. Какую роль играли императорские и губернские музеи для развития исторической науки в России в XIX – начале XX вв.

А) формирование новой политической идеологии

Б) организация борьбы против крепостничества, самодержавия и буржуазии

В) собирание и хранение памятников материальной и духовной культуры российского народа

Г) другие версии

19. «Курс лекций по русской истории» В.О. Ключевского

А) результат обобщения достижений русской историографии XIX в.

Б) новая концепция русского исторического процесса

В) сочинение, созданное в противовес «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева

Г) другие версии

20. У истоков формирования марксистского направления в российской историографии стояли

А) В.И. Ленин

Б) Г.В. Плеханов

В) М.Н. Покровский

Г) другие версии

21. К русской исторической школе принадлежали

А) В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский

Б) М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, П.Г. Виноградов

В) Н.К. Шильдер, А.А. Корнилов, М.И. Богданович

Г) другие версии

22. Кризис исторической науки в России в конце XIX - начале ХХ вв. был связан

А) вступление России в эпоху империализма

Б) кризисом методологии исторического познания и становлением и развитием марксистского направления общественной мысли

В) неспособностью российского самодержавия решить рабочий вопрос

Г) другие версии

23. Что объединяет сочинения П.Н. Милюкова, М.М. Ковалевского, В.О. Ключевского?

А) политические взгляды

Б) теоретико-методологические подходы и принципы исторического исследования

В) историческая концепция России

Г) другие версии

24. Какие школы и направления исторической мысли в России в начале ХХ в. прекратили существование?

А) государственная

Б) скептическая

В) Марксистская

 
стр. 11
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Г) другие версии

1. Что принципиально новое произошло в развитии исторической науки после прихода к власти большевиков?

А) изменилась теория и методология исторического познания

Б) развивались демократические принципы науки

В) сохранялись дореволюционные принципы распространения исторических знаний

Г) историография дипломного сочинения

2. К чему привели преобразования большевиков в исторической науке в 20-е гг. ХХ в.

А) усилению большевистского контроля над гуманитарным образованием

Б) улучшению подготовки научно-педагогических кадров историков

В) изменению условий деятельности историков

Г) историография дипломного сочинения

3. В чем сущность теоретико-методологических дискуссий в советской исторической науке в 20-30 гг. ХХ в.

А) в формировании марксистско-ленинской методологии познания и социалистического мировоззрения

Б) в усилении давления на инакомыслящих и представителей старой школы

В) в создании советской исторической интеллигенции

Г) историография дипломного сочинения

4. Какую роль сыграли «Академическое дело» и массовые репрессии в стране в 30-е гг. ХХ в.

А) способствовали расширению демократических принципов организации и деятельности науки

Б) усилению борьбы различных группировок и уничтожению научных и педагогических кадров историков

В) расширению проблематики научных исследований

Г) историография дипломного сочинения

5. Каковы основные итоги развития советской исторической науки в довоенный период?

А) восстановлено историческое образование

Б) изменились официальные идейно-теоретические ориентиры

В) произошла «сталинизация» и унификация исторической науки

Г) историография дипломного сочинения

6. Какие основные задачи решала советская историческая наука в годы Великой Отечественной войны

А) расширение научных исследований

Б) формирование советского патриотизма

В) сбор и обработка материалов о Великой Отечественной войне

Г) историография дипломного сочинения

7. Новые тенденции в развитии исторической науки в послевоенный период

А) восстановление исторического образования и различных форм распространения исторических знаний

Б) Создание новых обществоведческих учреждений

В) Политические процессы и кампании нового идеологического диктата

Г) историография дипломного сочинения

8. Какие основные итоги изучения российского феодализма в 20-40-ее гг. ХХ вв.

А) создание фундаментальных монографий по истории Древнерусского государства и Российского централизованного государства

Б) утверждение в исторической науки теории социально-экономических формаций

В) создание новой периодизации российского исторического процесса

Г) историография дипломного сочинения

9. Основные итоги изучения российского капитализма в 20-40 гг. ХХ вв.

А) отрицание теории «Россия – тюрьма народов» и создание концепции «наименьшего зла»

Б) утверждение ленинской концепции российского капитализма

В) утверждение дискуссий и Всесоюзных конференций по истории рабочего класса, как важнейших форм научного обмена мнениями

Г) историография дипломного сочинения

10. Важнейшие тенденции развития исторической науки в 50- начале 60 гг. ХХ вв.

 
стр. 12
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 

А) «Десталинизация» исторической науки

Б) Подготовка крупных обобщающих исследований по отечественной и всемирной истории

В) создание отраслевых советов по изучению актуальных проблем отечественной истории

Г) историография дипломного сочинения

11.Укажите на важнейшие итоги изучения истории советского общества в 20-е - 40 гг. ХХ в.

А) накопление источников по истории советского общества

Б) издание первых томов Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны в СССР

В) мифологизация советской истории

Г) историография дипломного сочинения

12. Установите основные отличия научных дискуссий 20-х – 30-х гг. и 50-х начала 60-х гг. ХХ в.

А) демократизация научных дискуссий

Б) актуализация научной проблематики

В) высокий профессиональный уровень дискуссий

Г) историография дипломного сочинения

13. Отметьте характерные черты развития советской исторической науки в 60-70 – гг. ХХ. в.

А) улучшение творческой и научной атмосферы деятельности ученых

Б) усиление идеологического диктата партийного руководства

В) «борьба против очернительства» и «умеренного свободомыслия»

Г) историография дипломного сочинения

14. Подчеркните важнейшие достижения исторической науки в 60-70-е гг. ХХ в.

А) превращение истории советского общества и истории КПСС в ведущее направление научных исследований

Б) историческая наука становится инструментом идеологического и политического воздействия на общество

В) улучшается подготовка научно-педагогических кадров историков

Г) историография дипломного сочинения

15. Определите новые тенденции в развитии науки во второй половине 50-х – 70-е гг. ХХ в.

А) Разрыв «железного занавеса» и установление международных контактов ученых

Б) идеологизация исторической науки

В) нарастание «застойных» тенденций в историографии советского периода

Г) историография дипломного сочинения

16. Определите место М.Н. Покровского в исторической науке 20-х гг. ХХ в.

А) способствовал утверждению марксистско-ленинской концепции истории России

Б) создал теорию «торгового капитала»

В) боролся против сталинизма в исторической науке

Г) историография дипломного сочинения

17. Что представляло «новое» направление в отечественной историографии 50-60-х гг. ХХ в. трудами П.В. Волобуева, А.А. Зимина, К.Н. Тарновского, М.Я. Гефтера, А.М. Анфимова

А) демократизация и десталинизация науки

Б) пересмотр старых и формирование новых концепций российского исторического процесса

В) борьба против консервативных тенденций в науке

Г) историография дипломного сочинения

18. Отметьте важнейшие итоги развития науки в 70-первой половине 80-х гг. ХХ в.

А) улучшение материально-технической и издательской базы научных исследований

Б) попытки возвращения к сталинизму и усиление идеологического диктата в науке

В) выход многотомных обобщающих трудов по отечественной истории

Г) историография дипломного сочинения

19. Укажите причины кризиса советской исторической науки

А) перестройка советского общества

Б) кризис марксистско-ленинской методологии познания

В) влияние публикаций иностранных ученых на размывание исторической парадигмы

 
стр. 13
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
Г) историография дипломного сочинения

20. Подчеркните новые тенденции в развитии науки на рубеже тысячелетий

А) Изменение методологических ориентиров

Б) Улучшение деятельности научных обществ, организаций и историков

В) разрушение исторического сознания российского общества

Г) историография дипломного сочинения

1. Основные трактовки термина «историография» в современной исторической науке.

2. Историография как история исторической науки. Этапы становления дисциплины. Особенности проблемного поля.

3. Методологические вопросы изучения историографии. Историографический факт, специфика содержания в нем научной информации.

4. Методологические вопросы изучения историографии. Особенности историографического источника, иерархичность разных видов историографических источников, взаимосвязи и отличия с историческими источниками.

5. Методологические вопросы изучения историографии. «Парадигма», «образ науки», «школы в науке», «кризис в науке».

6. Биографический метод в исторической науке и историографии. Отличительные особенности биографии и автобиографии.

7. Проблема познания чужого «я» и самопознания историка. Значение биографического метода в историографическом исследовании.

8. Основные принципы и этапы историографического анализа

9. Проблема периодизации истории исторической науки.

10. Основные признаки и черты провиденциальной модели историописания.

11. Историческая мысль  Киевской Руси. Отличительные черты летописных сводов  русских земель. Основные периоды существования русской летописной традиции.

12. Образование Московского централизованного государства и его влияние на характер историописания. Никоновская и Воскресенская летописи, Лицевой свод¬- характер изложения в них исторической информации

13. «Степенная книга» и «Хронограф»- особенности исторического изложения

14. Крупные исторические и идеологические проекты после Смуты

15. Петр I и его влияние на формирование нового исторического сознания русского общества. Исторические сочинения сподвижников Петра.

16. Исторические взгляды и концепция русской истории В.Н. Татищева.

17. Исторические взгляды Щербатова и Болтина. Их значение для развития русской исторической науки

18. Н.М. Карамзин. Этапы жизненного пути и эволюция общественно-политических взглядов. Философские взгляды историка

19. Карамзин о функциях исторического знания и особенностях творчества историка.

20. Концепция российского самодержавия Карамзина. Периодизация русской истории. Карамзин о происхождении древнерусского государства.

21. Карамзин об идеальном монархе, особенности анализа личностей в русской истории Отношение русского общества к труду Карамзина

22. “Скептическая школа” русской историографии.

23. Исторические взгляды Н.А. Полевого.

24. Славянофилы и их вклад в осмысление исторического прошлого России.

25. Гегельянство и его влияние на становление и развитие русской общественной мысли и исторической науки. Этапы жизненного пути С.М. Соловьева. Общественно-политические взгляды историка.

26. Теоретико-методологические взгляды С.М. Соловьева. Исторические взгляды Соловьева. Периодизация, основные антиномии русской истории.  Концепция происхождения русского государства. Борьба родового и государственного начал в русской истории.

27. Соловьев о происхождении крепостного права в России. Личность в исторической концепции С.М. Соловьева. Петр I и его преобразования в  оценке историка. Значение личности и трудов С.М. Соловьева для отечественной историографии.

28. Состояние философской и исторической мысли в России во второй половине XIX века. Позитивизм, его основные принципы и влияние на научное сообщество.

29. В.О. Ключевский. Вехи жизни и научной деятельности. Черты века в личности историка. Теоретико-методологические взгляды.

30. Теория факторов В.О. Ключевского. Периодизация русской истории В.О. Ключевского, ее основные критерии.

31. .Ключевский о происхождении и характере Московского государства. Характеристики всероссийского периода русской истории и  оценка Петровских преобразований.

32. Пересмотр вопроса о происхождении крепостного права Ключевским. Ключевский как деятель культуры и пророк России. Афоризмы Ключевского. Значение концепции В.О. Ключевского для дальнейшего развития русской исторической науки.

33. П.Н. Милюков. Основные периоды жизненного пути и научной биографии. Философские и теоретико-методологические взгляды историка. Задачи “культурной истории”. Проблема соотношения истории и политики в осмыслении прошлого.

 
стр. 14
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
34. Милюков об этапах государственного строительства России. Оценка Петровских преобразований. Анализ особенностей экономического уклада страны. Проблема становления капитализма в России.

35. Особенности русской духовной культуры в трудах П.Н. Милюкова. Проблема рецепции. Церковь и школа, литература и театр как основные трансляторы культуры.

36. П.Н. Милюков как историк русской революции.    Значение личности и трудов историка для отечественной исторической науки.

37. Проблема кризиса русской исторической науки на рубеже XIX-XX вв. Определение понятия “кризис” в современной исследовательской литературе и дискуссии о характере развития исторической науки на рубеже XIX-XX вв.

38. Московская школа русских историков на рубеже XIX-XX вв. Основные черты школы, ее научный облик

39. Петербургская школа русских историков на рубеже XIX-XX вв. Межличностные контакты историков двух школ русской историографии

40. А.С. Лаппо-Данилевский. Этапы жизненного пути. Особенности теоретико-методологических и философских взглядов

41. А.С. Лаппо-Данилевский. Теория исторического источника. Общеисторическая концепция, концепция общественно-культурного развития России.

42. Проблема феномена советской историографии. Основные подходы в его характеристике.

43. Периодизация истории советской исторической науки.

44. Становление “нового образа” исторической науки. Изменение основ организационной деятельности исторической науки в 1920-х гг.

45. Обострение борьбы с АН в конце 1920-х гг. Дело Платонова. Подавление научной оппозиции марксизму.

46. Изменение общественно-политической и идеологической ситуации в середине 1930- х гг. Возвращение статуса гражданской исторической науке.

47. Критика школы Покровского и частичная реабилитация историков старой школы. “Краткий курс истории ВКП(б)” и его влияние на историко-научное сообщество.

48. Наука и политика в жизни и творчестве М.Н. Покровского. Общественно-политические и философские взгляды историка. Проблема эклектичности его философского мировоззрения.

49. Теоретико-методологические воззрения М.Н. Покровского. Проблема влияния взглядов В.О. Ключевского и марксизма. Теория торгового капитализма. Основные положения. Критика теории торгового капитализма со стороны “ортодоксального” марксизма и ученых старой школы.

50. Проблема генезиса Московского государства в трудах Покровского.  М.Н. Покровский- историк революционного движения. Полярность оценок значения личности и трудов историка в истории отечественной исторической науки.  

51. Советская историческая наука в период Великой отечественной войны.

52. Основные тенденции развития исторической науки в первое послевоенное десятилетие.

53. Советская историческая наука в период оттепели. Журнал “Вопросы истории” и роль редколлегии журнала в изменении общественно-политического и научного климата в стране. Основные исторические дискуссии середины 1950-х-1960-х гг.

54. Историческая наука в середине 1960-1980 гг. Свертывание процессов обновления в конце 1960-х гг. и негативные процессы в исторической науке Сохранение старых методологических и концептуальных установок. Реконструкция основных схем “Краткого курса”.

55. “Новое направление” в отечественной исторической науке и его судьба.

56. Историческая наука в середине 1980-начале 1990 гг. Попытки партийно-государственного обновления и их влияние на историческую науку. Публицистика в авангарде открытия “белых пятен”. Начало методологического кризиса. Критика марксизма. Расширение исследовательской проблематики.

57. Историческая наука в 1990-х гг. Распад советско-государственной системы и его влияние на историко-научную ситуацию. Методологический, проблемный, историософский плюрализм как следствие либерализации и лишения исторической науки идеологической функции.

58. Проблемы развития историко-научного знания в начале ХХI века. Новые методологические походы, проблемные поля, интеллектуальные сети и структуры, проекты.

 
5.3. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Формируется отдельным документом в соответствии с Положением о Фонде оценочных средств ГАГУ
 
5.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации
   1. Что означает определение историография?

А) История исторической науки

Б) История социально-экономического и политического развития общества

В) История Отечества

Г) другие версии

2. Дополните

А) Историография отечественной истории имеет следующие аспекты исследования: выяснение социальной основы исторического познания…

Б) Изучение теоретико-методологических принципов, присущих каждому направлению исторической мысли…

В) Анализ источниковой базы исторических работ, характера использования источников…

Г) другие версии

 
стр. 15
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 

3.Назовите основные этапы развития отечественной исторической науки дореволюционного периода

А) VI – XIX – начало ХХ вв.

Б) IX- 1725 г. – 1917 гг.

В) XII – 1861г. – начало XX в.

Г) другие версии

4.Дайте определение предмета историографии отечественной истории

А) в изложении М.В. Нечкиной

Б) в изложении Л.В. Черепнина и А.М. Сахарова

В) в изложении С.О. Шмидта

Г) другие версии

5. Назовите основные историографические источники

А) российское законодательство

Б) археологические памятники и памятники материальной культуры

В) исторические исследования, статьи, рецензии, и т.д.

Г) другие версии

6. С какого времени начинается русская историография

А) с формирования устного народного творчества

Б) с первых походов русских князей на Царьград

В) с возникновением русского летописания

Г) другие версии

7. В состав «Повести Временных лет» входят:

А) Ветхий завет, устное народное творчество, летописный протограф, договоры Руси с Византией

Б) Троицкая летопись

В) «Слово о полку Игореве»

Г) другие версии

8.Философской основой исторического познания в XI – XVII вв. являлись?

А) гегельянство

Б) провиденциализм

В) марксизм

Г) другие версии

9. Дайте определение основных форм фиксаций исторических знаний в XI – XVII вв.

А) летописи

Б) исторические повести

В) агиографическая литература

Г) другие версии

10. Что особенного в развитии исторических знаний в период феодальной раздробленности и образования Московского государства?

А) в формах фиксации исторических знаний

Б) в идеологии

В) в содержании

Г) другие версии

11. Превращение Московского летописания в общерусское связано с деятельностью

А) церкви и духовенства

Б) образование централизованного государства

В) с победой Дмитрия Донского на Куликовом поле

Г) другие версии

12. Назовите основные историографические памятники XV-XVII вв.

 
стр. 16
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 

А) церковной исторической литературы

Б) светской государственной исторической литературы

В) частные сочинения

Г) другие версии

13. В каких исторических сочинениях формируется новая историческая концепция Российского государства?

А) Степенная книга

Б) Никоновская летопись и Хронограф

В) А. Курбский «История о великом князе Московском» и «История о Казанском ханстве».

Г) другие версии

14. Превращение исторических знаний в науку связано с

А) деятельностью Записного приказа

Б) развитием европейской исторической и философской мысли

В) Смутой в начале XVII в.

Г) другие версии

16. Какие новые тенденции складываются в российской исторической мысли XVII в.?

А) развивается летописание

Б) складывается концепция образования и развития Российского государства

В) происходит религиозный раскол

Г) другие версии

17. Каким образом решались задачи развития исторических знаний в XVII в.

А) создается Записной приказ

Б) написаны сочинений дьяками приказов и частными лицами

В) привлечением иностранных ученых

Г) другие версии

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л1.1
Мартюшов Л.Н.
Основы теории и методологии истории: учебное пособие
Екатеринбург: УрГПУ, 2016
https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/5377/read.php
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Эл. адрес
 
Л2.1
Смоленский Н.И.
Теория и методология истории: учебное пособие для вузов
Москва: ИЦ Академия, 2010
 
Л2.2
Смоленский Н.И.
Теория и методология истории: учебник для вузов
Москва: ИЦ Академия, 2012
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса СТАНДАРТНЫЙ
6.3.1.2
MS Office
6.3.1.3
MS WINDOWS
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система IPRbooks
6.3.2.2
База данных «Электронная библиотека Горно-Алтайского государственного университета»
 
7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 
дискуссия
 
лекция-визуализация
 
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Номер аудитории
Назначение
Основное оснащение
 
стр. 17
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
202 А4
Компьютерный класс. Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Помещение для самостоятельной работы
Рабочее место преподавателя. Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся). Мультимедиапроектор, экран, компьютеры
 
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации студентам

при подготовке к практическим занятиям

Практическое занятие – форма систематических учебных занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.

Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

При подготовке к практическим занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения  дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке.

На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике  занятий.

Студенту рекомендуется следующая схема подготовки к  занятию:

1. Проработать конспект лекций;

2. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;

3. Ответить на вопросы плана семинарского занятия;

4. Выполнить домашнее задание;

5. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.

Критерии оценки знаний студентов

Оценка теоретических знаний

Оценка 5 – «отлично» выставляется, если студент имеет глубокие знания учебного материала по теме практической работы, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы.

Оценка 4 – «хорошо» выставляется, если студент показал знание учебного материала, усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы.

Оценка 3 – «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом освоил материал практической работы, ответил не на все  уточняющие и дополнительные вопросы.

Оценка 2 – «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, который полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы.

Оценка практических навыков

Оценка «5» – ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения, определяет междисциплинарные связи по условию задания.

Оценка «4» – ставится, если студент демонстрирует знание теоретического и практического материала по теме 

 
стр. 18
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
практической работы, допуская незначительные неточности при решении задач, имея неполное понимание междисциплинарных связей при правильном выборе алгоритма решения задания.

Оценка «3» – ставится, если студент затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, дает неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор алгоритма решения задачи возможен при наводящих вопросах преподавателя.

Оценка «2» – ставится, если студент дает неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий.

Самопроверка

После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.

В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.

Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала – умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.

Методические рекомендации студентам

по организации самостоятельной работы студента

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их сис-тематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения,  получить навыки повышения профессионального уровня.

Этот вид работы предусматривает следующие виды учебной деятельности: подготовка к практическим занятиям, подготовка к коллоквиуму, выполнение домашних работ, выполнение индивидуальных работ, выполнение контрольных работ, конспектирование, подготовка к зачету и экзамену.

Если в процессе самостоятельной  работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Выделите главное, составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические рекомендации по подготовке к коллоквиуму:

Коллоквиум - средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимся по самостоятельно подготовленной студентом теме. Целью коллоквиума является формирование у студента навыков анализа теоретических проблем на основе самостоятельного изучения учебной и научной литературы. В процессе занятия выясняется степень усвоения студентами базовых понятий и терминов по важнейшим темам, и умение студентов применять полученные знания для решения конкретных заданий.

От студента требуется:

- владение изученным в ходе учебного процесса материалом, относящимся к

рассматриваемой проблеме;

- умение использовать межпредметные связи (алгебра, геометрия);

- умение правильно формулировать проблему и предлагать её решение.

Коллоквиум - это не только форма контроля, но и метод углубления, закрепления знаний студентов, так как в ходе собеседования преподаватель разъясняет сложные вопросы, возникающие у студента в процессе изучения темы по различным источникам. С другой стороны, коллоквиум - это не консультация и не экзамен. Его задача - добиться глубокого изучения отобранного материала, пробудить у студента стремление к изучению дополнительной литературы.

Подготовка к коллоквиуму предполагает несколько этапов:

 
стр. 19
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
УП: 46.03.01_2018_318.plx стр. 12

1. Подготовка к коллоквиуму начинается с установочной консультации (преподавателя), на которой разъясняется постановка проблемы, рекомендуется литература и объясняется процедура проведения коллоквиума;

2. Как правило, на самостоятельную подготовку к коллоквиуму студенту отводится 1-2 недели. Самостоятельная подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы.

3. Коллоквиум проводится в виде индивидуальной беседы преподавателя с каждым студентом, или беседы в небольших группах (3-5 чел.).

4. Обычно преподавателем задаётся несколько кратких конкретных вопросов, позволяющих выяснить степень добросовестности работы с рекомендованной литературой, если нужно, оценивается содержание реферата. Далее, более подробно обсуждается какая-либо сторона поставленной проблемы, чтобы оценить уровень понимания.

5. По итогам коллоквиума выставляется дифференцированная оценка, имеющая большой удельный вес в определении текущей успеваемости студента.

Участие в коллоквиуме позволяет студенту приобрести опыт работы с основной и дополнительной литературой, что, в свою очередь, поможет ему в дальнейшем готовить курсовые работы и при подготовке к экзаменам.

Критерии оценки коллоквиума:

Оценка ОТЛИЧНО выставляется студенту, если:

- студент знает формулировки определений и может привести несколько примеров

к каждому определению;

- студент знает формулировки всех утверждений и теорем;

- студент знает план доказательства всех утверждений и теорем, умеет при необходимости провести подробное доказательство каждого пункта;

- студент может излагать ответы на вопросы коллоквиума у доски.

Оценка ХОРОШО выставляется, студенту, если:

- студент знает формулировки определений и может привести несколько примеровк каждому определению;

- студент знает формулировки всех утверждений и теорем;

- студент знает план доказательства всех утверждений и теорем, но испытывает

затруднения при подробном изложении некоторых пунктов доказательства;

Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, если:

- студент знает формулировки определений и может привести пример к каждому

определению;

- студент знает формулировки всех утверждений и теорем;

Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, если:

- студент не знает формулировки определений или не умеет приводить примеры

для них;

- студент не знает формулировки основных утверждений и теорем;

- студент не может изложить ответ на заданные вопросы.

Методические указания по подготовке к зачету и экзамену

Изучение каждой дисциплины заканчивается определенными методами контроля, к которым относятся: текущая аттестация, зачеты и экзамены.

Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к зачету у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.

Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Критерии оценки зачета:

Оценка ЗАЧТЕНО выставляется студенту, если:

- студент знает формулировки определений, вынесенных на зачет, и может приве-

сти пример к каждому определению;

- студент знает формулировки всех утверждений и теорем, вынесенных на зачет;

- решены все индивидуальные задания;

- контрольные работы и коллоквиумы были сданы на оценки не ниже чем УДО-

ВЛЕТВОРИТЕЛЬНО.

Оценка НЕЗАЧТЕНО выставляется студенту, если:

- студент не знает формулировки определений, вынесенных на зачет, или не умеет

приводить примеры для них;

- студент не знает формулировки основных утверждений и теорем, вынесенных на

зачет;

- индивидуальные задания решены не в полном объеме;

- контрольные работы и коллоквиумы не были сданы либо сданы на оценки НЕУДО-

 
стр. 20
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
ВЛЕТВОРИТЕЛЬНО. 

Критерии оценки экзамена:

Оценка ОТЛИЧНО выставляется студенту, если:

- студент знает формулировки определений и может привести несколько примеров

к каждому определению;

- студент знает формулировки всех утверждений и теорем;

- студент знает план доказательства всех утверждений и теорем, умеет при необходимости провести подробное доказательство каждого пункта;

- студент может ответить на дополнительные вопросы по курсу без предварительной подготовки. - студент может излагать ответы на вопросы экзамена у доски.

Оценка ХОРОШО выставляется, студенту, если:

- студент знает формулировки определений и может привести несколько примеров

к каждому определению;

- студент знает формулировки всех утверждений и теорем;

- студент знает план доказательства всех утверждений и теорем, но испытывает

затруднения при подробном изложении некоторых пунктов доказательства;

- студент может ответить на дополнительные вопросы по курсу без предварительной подготовки.

Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, если:

- студент знает формулировки определений и может привести пример к каждому

определению;

- студент знает формулировки всех утверждений и теорем;

- студент может ответить на дополнительные вопросы по курсу без предварительной подготовки.

Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО выставляется студенту, если:

- студент не знает формулировки определений или не умеет приводить примеры

для них;

- студент не может изложить ответ на заданные вопросы.

Методические указания по подготовке рефератов

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении необходимо обозначить обоснование выбора темы, ее актуальность,  объект и предмет, цель и задачи исследования, описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования.

В основной части излагается сущность проблемы и объективные научные сведения по теме реферата, дается критический обзор источников, собственные версии, сведения, оценки. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Текст реферата должен содержать адресные ссылки на научные работы, оформленные в соответствии требованиям ГОСТ. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении приводятся выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата, раскрывающие поставленные во введении задачи. Список литературы должен оформляться в соответствии с общепринятыми библиографическими требованиями и включать только использованные студентом публикации. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20.

В приложения следует выносить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Объем реферата должен быть не менее 12 и более 20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 с соблюдением  следующего размера полей: верхнее и нижнее -2, правое – 1,5, левое – 3 см. Шрифт – 14. Реферат может быть и рукописным, написанным ровными строками (не менее 30 на страницу), ясно читаемым почерком. Абзацный отступ – 5 печатных знаков. Страницы нумеруются в нижнем правом углу без точек. Первой страницей считается титульный лист, нумерация на ней не ставится, второй – оглавление. Каждый структурный элемент реферата начинается с новой страницы.

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

 
стр. 21
УП: 44.03.05_2024_334.plx
 
1. источники, законодательные и нормативно-методические документы и материалы;

2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

(Например: Майдурова, Н. А. Горный Алтай в конце XIX – начале XX вв. [Текст] / Н.А. Майдурова. - Горно-Алтайск, 2000. - 134 с.)

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата.

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.